Служба и гибель
Военная карьера суперлинкоров не особенно богата событиями. «Ямато», будучи флагманским кораблем адмирала И.Ямамото, во время сражения у атолла Мидуэй, получив сообщение о разгроме японских авианосных сил, вышел из боя, так и не использовав свои огромные орудия.
На «Мусаси» держал свой флаг адмирал М.Кога, ставший командующим Объединенным флотом после гибели И.Ямамото.
Оба линкора почти все время находились у острова Трук. «Мусаси» вернулся в Японию в мае 1943 г. для участия в операциях у Алеутских островов. Возвратившись в центральную часть Тихого океана в ноябре 1943 г., он взял курс на восток в направлении Маршалловых островов.
25 декабря 1943 г. находившийся к северу от острова Трук линкор «Ямато» получил попадание торпедой (масса заряда 270 кг) с американской подводной лодки «Скейт». Размеры пробоины достигали 25x5 м, вода проникла в верхний зарядный погреб кормовой башни главного калибра из-за трещины в продольной переборке, вызванной вдавливанием главного броневого пояса. Этот случай послужил поводом к некоторому усовершенствованию противоминной защиты на обоих кораблях. В начале 1943 г. оба корабля покинули район острова Трук: «Ямато» 3 февраля направился к Палау, а «Мусаси» 10 февраля ушел в Японию.
Новый командующий Объединенным флотом адмирал С.Тойода (заменивший погибшего 31 марта 1944 г. М.Кога) выбрал в качестве флагманского корабля крейсер. За два дня до гибели адмирала М.Кога «Мусаси» получил попадание торпедой, выпущенной с американской подлодки «Танни», и вернулся в Куре для ремонта. Он присоединился к флоту только в начале мая у острова Тави-Тави (архипелаг Сулу) при неудачной попытке освободить Биак (остров Новая Гвинея) и участвовал в июне 1944 г. в бою в Филиппинском море. Оба корабля входили в состав отряда адмирала Т.Курита. В октябре 1944 г. линейные корабли перешли в залив Лейте.
Вопреки ожиданиям линкор «Ямато» уцелел в полной бесчисленных опасностей операции «Сё-Го» («Победа»), более известной как бой в заливе Лейте. В «Ямато» попало четыре бомбы — все в нос от первой башни главного калибра; в результате линейный корабль принял около 3000 т воды, получив дифферент на нос 3 м и крен на левый борт 5,5°.
«Ямато» стал флагманским кораблем адмирала Т.Курита, после того как был потоплен крейсер «Атаго». В заливе Лейте его 460-мм орудия вели огонь по кораблям противника, но не линкорам и крейсерам, а эскортным авианосцам, эсминцам и сторожевикам. Ранее и «Ямато» и «Мусаси» уже открывали огонь из своих огромных орудий, но против американских самолетов, а не кораблей. После боя в заливе Лейте «Ямато» отстаивался во Внутреннем море Японии вплоть до своего последнего похода к острову Окинава.
В ходе войны на Тихом океане, когда авиация начала убедительно доказывать свою ведущую роль в военных действиях на море, огромные орудия оказались бесполезными, и оба японских линкора потопила американская палубная авиация.
Первым 24 октября 1944 г. у острова Лейте (Филиппины) погиб «Мусаси». В течение шести авианалетов в него попало, по различным источникам, от 6 до 17 тяжелых авиабомб и от 16 до 20 авиационных торпед; кроме того, наблюдатели отметили 18 близких разрывов (К примеру, польский историк Я.Скульский указывает, что в «Мусаси» попало 20 торпед и 17 бомб, а еще 15 бомб взорвалось вблизи бортов (J Skulski «The Battleship "Yamato"», London, 1995 г ) — Прим. ред.). После попадания последней бомбы крен на левый борт увеличился до 30°, и вскоре линкор перевернулся и затонул. Перед тем как «Мусаси» ушел под воду, дифферент на нос достиг опасной величины: стало заливать верхнюю палубу, а из-за крена в районе носовой башни главного калибра вода дошла до диаметральной плоскости. При этом, однако, осадка кормой уменьшилась всего на 1,5—2 м.
Из 2399 человек, находившихся на борту погибло 1023. С начала боя до того момента, как линкор скрылся под водой, прошло 11 ч., а собственно налеты продолжались в течение 9 ч. Всего в атаках на «Мусаси» участвовало около 260 самолетов. В этом же бою получил попадание бомбы и «Ямато». Оба корабля входили тогда в состав Центрального соединения (командующий — вице-адмирал Курита), не имевшей авиационного прикрытия.
Непосредственной причиной гибели «Мусаси» следует считать то, что носовая часть корабля погрузилась так, что палуба омывалась водой. В бою осадка носом увеличилась, что указывало на то, что водонепроницаемые отсеки под погребами боезапаса и в защищенных броней бортовых помещениях, а также в носовой небронированной части оказались затопленными. Остойчивость достигла критической величины, и когда крен превысил 30°, линейный корабль затонул.
Другой причиной гибели «Мусаси» явилось то обстоятельство, что с течением времени затопляемое пространство постепенно увеличивалось, так как продольные и поперечные переборки и нижние палубы не обладали достаточной прочностью.
7 апреля 1945 г. «Ямато» в составе небольшого соединения шел к острову Окинава, для нанесения удара по высадившимся американским войскам. Авиационное прикрытие у соединения отсутствовало и на линкор было совершено три налета, в которых участвовало около 200 самолетов. «Ямато» получил попадания от 4 до 12 тяжелых авиабомб и от 7 до 12 (В различных источниках указывается различное количество попавших в «Ямато» бомб и торпед. Их точное число, видимо, никогда не будет установлено — Примеч. ред).) авиационных торпед, причем почти все поразили корабль в левый борт. Попадание последней торпеды увеличило крен корабля до 20°. Крен продолжал нарастать, и через некоторое время произошел внутренний взрыв, снесший носовую и кормовую башни главного калибра. После двухчасового боя «Ямато» перевернулся и затонул. Из 2767 чел. экипажа погибло 2498, включая командира корабля.
Решающую роль в потоплении «Ямато» сыграла авиация американского авианосца «Йорктаун», активное участие приняли и самолеты с авианосца «Хорнет», а заключительный удар нанесли самолеты авианосца «Беннингтон». То, что для потопления обоих линкоров пришлось израсходовать большое количество боеприпасов, свидетельствует об исключительной боевой стойкости и живучести линейных кораблей типа «Ямато». Эти качества обеспечивались мощной, хорошо продуманной системой конструктивной противоторпедной защиты и хорошей противокреновой системой. История вооруженной борьбы на море не знала более живучих боевых кораблей, чем японские линкоры «Ямато» и «Мусаси».
Специалисты считают, что главный недостаток линейных кораблей типа «Ямато» — слабая противовоздушная оборона, несмотря на большое количество стволов зенитной артиллерии. В последнем бою, даже ведя огонь из орудий главного калибра, «Ямато» и девять кораблей его охранения (легкий крейсер и восемь эсминцев) сбили только 10 самолетов противника. Этот факт можно объяснить тремя причинами:
во-первых, слабой подготовкой артиллерийских расчетов из-за нехватки боеприпасов для учебных стрельб, а также тем, что они тренировались в стрельбе только по медленно движущимся воздушным шарам, а не по буксируемым самолетами мишеням; во-вторых, очень небольшой массой 25-мм зенитного снаряда — всего 250 г; в третьих, его малой начальной скоростью, лишь в шесть раз превосходившей скорость американских самолетов, что оказалось явно недостаточным.
Судьба «Синано» — третьего линейного корабля типа «Ямато», перестроенного в авианосец, сложилась трагически. Американская подводная лодка «Арчерфиш» потопила его 29 ноября 1944 г., всего через десять дней после подъема на нем военно-морского флага. В момент гибели авианосец совершал переход из Йокосука в Куре для приема палубной авиации и окончательной подготовки к боевым действиям. Четыре торпеды из шести выпущенных поразили авианосец в один борт.
Впоследствии стало известно, что большинство отсеков авианосца не прошло проверки на водонепроницаемость, а места прохода кабельных трасс через водонепроницаемые переборки не были загерметизированы. Многие насосы пожарной и осушительной систем не успели установить. Экипаж корабля не имел необходимой подготовки, организация борьбы за живучесть оказалась очень слабой. При взрыве торпед сразу же был затоплен пост живучести. Корабль затонул через 7 ч после поражения его торпедами. Всего из 2515 чел., погибло 1435. Этот авианосец вошел в историю как самый крупный из боевых кораблей, когда-либо потопленных подводной лодкой.
В мае 1985 г. в 75 милях к западу от острова Яку (группа островов Осуми) в Восточно-Китайском море на глубине 360 м с помощью обитаемого подводного аппарата Р-2 английской фирмы «Рисерч сабмерсайбл» исследователи обнаружили останки корабля. Это был флагман императорского флота Японии — некогда могучий «Ямато». Теперь линкор предстал в виде двух частей: перевернутой кормы вместе с наклоненной носовой оконечностью и лежащей на расстоянии 70 м от них груды корпусных конструкций.
Сегодня можно считать, что создание кораблей типа «Ямато» является финалом развития класса линейных кораблей — весьма неприступных для воздействия противника и способных наносить более тяжелые удары, нежели могли получать сами.
Но ни «Ямато», ни его однотипный собрат никогда не продемонстрировали своих возможностей. То, что суперлинкоры решали крайне незначительные задачи нужно считать следствием ошибочной стратегии военного руководства Японии.