Служба и гибель

 

Военная карьера суперлинкоров не осо­бенно богата событиями. «Ямато», будучи флагманским кораблем адмирала И.Яма­мото, во время сражения у атолла Мидуэй, получив сообщение о разгроме японских авианосных сил, вышел из боя, так и не ис­пользовав свои огромные орудия.

На «Мусаси» держал свой флаг адмирал М.Кога, ставший командующим Объеди­ненным флотом после гибели И.Ямамото.

Оба линкора почти все время нахо­дились у острова Трук. «Мусаси» вернулся в Японию в мае 1943 г. для участия в опера­циях у Алеутских островов. Возвратившись в центральную часть Тихого океана в ноябре 1943 г., он взял курс на восток в направлении Маршалловых островов.

25 декабря 1943 г. находившийся к се­веру от острова Трук линкор «Ямато» получил попадание торпедой (масса заряда 270 кг) с американской подводной лодки «Скейт». Размеры пробоины достигали 25x5 м, вода проникла в верхний зарядный погреб кормовой башни главного калибра из-за трещины в продольной переборке, вызванной вдавливанием главного броневого пояса. Этот случай послужил поводом к не­которому усовершенствованию противо­минной защиты на обоих кораблях. В начале 1943 г. оба корабля покинули район острова Трук: «Ямато» 3 февраля направился к Палау, а «Мусаси» 10 февраля ушел в Японию.

Новый командующий Объединенным флотом адмирал С.Тойода (заменивший по­гибшего 31 марта 1944 г. М.Кога) выбрал в качестве флагманского корабля крейсер. За два дня до гибели адмирала М.Кога «Муса­си» получил попадание торпедой, выпущенной с американской подлодки «Танни», и вернулся в Куре для ремонта. Он присое­динился к флоту только в начале мая у ост­рова Тави-Тави (архипелаг Сулу) при неу­дачной попытке освободить Биак (остров Новая Гвинея) и участвовал в июне 1944 г. в бою в Филиппинском море. Оба корабля входили в состав отряда адмирала Т.Курита. В октябре 1944 г. линейные корабли перешли в залив Лейте.

Вопреки ожиданиям линкор «Ямато» уцелел в полной бесчисленных опасностей операции «Сё-Го» («Победа»), более извест­ной как бой в заливе Лейте. В «Ямато» по­пало четыре бомбы — все в нос от первой башни главного калибра; в результате ли­нейный корабль принял около 3000 т воды, получив дифферент на нос 3 м и крен на левый борт 5,5°.

«Ямато» стал флагманским кораблем адмирала Т.Курита, после того как был по­топлен крейсер «Атаго». В заливе Лейте его 460-мм орудия вели огонь по кораблям противника, но не линкорам и крейсерам, а эскортным авианосцам, эсминцам и сто­рожевикам. Ранее и «Ямато» и «Мусаси» уже открывали огонь из своих огромных орудий, но против американских самолетов, а не кораблей. После боя в заливе Лейте «Ямато» отстаивался во Внутреннем море Японии вплоть до своего последнего похода к ост­рову Окинава.

В ходе войны на Тихом океане, когда авиация начала убедительно доказывать свою ведущую роль в военных действиях на море, огромные орудия оказались беспо­лезными, и оба японских линкора потопила американская палубная авиация.

Первым 24 октября 1944 г. у острова Лейте (Филиппины) погиб «Мусаси». В те­чение шести авианалетов в него попало, по различным источникам, от 6 до 17 тяжелых авиабомб и от 16 до 20 авиационных торпед; кроме того, наблюдатели отметили 18 близ­ких разрывов (К примеру, польский историк Я.Скульский указывает, что в «Мусаси» попало 20 торпед и 17 бомб, а еще 15 бомб взорва­лось вблизи бортов (J Skulski «The Battleship "Yamato"», London, 1995 г ) — Прим. ред.). После попадания последней бомбы крен на левый борт увеличился до 30°, и вскоре линкор перевернулся и затонул. Перед тем как «Мусаси» ушел под воду, дифферент на нос достиг опасной величины: стало заливать верхнюю палубу, а из-за крена в районе носовой башни главного ка­либра вода дошла до диаметральной плос­кости. При этом, однако, осадка кормой уменьшилась всего на 1,5—2 м.

Из 2399 человек, находившихся на борту погибло 1023. С начала боя до того момен­та, как линкор скрылся под водой, прошло 11 ч., а собственно налеты продолжались в течение 9 ч. Всего в атаках на «Мусаси» участвовало около 260 самолетов. В этом же бою получил попадание бомбы и «Ямато». Оба корабля входили тогда в состав Центрального соединения (командующий — ви­це-адмирал Курита), не имевшей авиа­ционного прикрытия.

Непосредственной причиной гибели «Мусаси» следует считать то, что носовая часть корабля погрузилась так, что палуба омывалась водой. В бою осадка носом увеличилась, что указывало на то, что водо­непроницаемые отсеки под погребами бое­запаса и в защищенных броней бортовых помещениях, а также в носовой небро­нированной части оказались затопленными. Остойчивость достигла критической вели­чины, и когда крен превысил 30°, линейный корабль затонул.

Другой причиной гибели «Мусаси» явилось то обстоятельство, что с течением времени затопляемое пространство постепенно увеличивалось, так как продольные и поперечные переборки и нижние палубы не обладали достаточной прочностью.

7 апреля 1945 г. «Ямато» в составе не­большого соединения шел к острову Оки­нава, для нанесения удара по высадившим­ся американским войскам. Авиационное прикрытие у соединения отсутствовало и на линкор было совершено три налета, в ко­торых участвовало около 200 самолетов. «Ямато» получил попадания от 4 до 12 тя­желых авиабомб и от 7 до 12 (В различных источниках указывается различное количество попавших в «Ямато» бомб и торпед. Их точное число, видимо, никогда не будет установлено — Примеч. ред).) авиационных торпед, причем почти все поразили корабль в левый борт. Попадание последней торпеды увеличило крен корабля до 20°. Крен про­должал нарастать, и через некоторое время произошел внутренний взрыв, снесший но­совую и кормовую башни главного калибра. После двухчасового боя «Ямато» пере­вернулся и затонул. Из 2767 чел. экипажа погибло 2498, включая командира корабля.

Решающую роль в потоплении «Ямато» сыграла авиация американского авианосца «Йорктаун», активное участие приняли и самолеты с авианосца «Хорнет», а заключительный удар нанесли самолеты авиа­носца «Беннингтон». То, что для потопления обоих линкоров пришлось израсходовать большое количество боеприпасов, свиде­тельствует об исключительной боевой стой­кости и живучести линейных кораблей типа «Ямато». Эти качества обеспечивались мощной, хорошо продуманной системой конст­руктивной противоторпедной защиты и хо­рошей противокреновой системой. История вооруженной борьбы на море не знала более живучих боевых кораблей, чем японские линкоры «Ямато» и «Мусаси».

Специалисты считают, что главный недостаток линейных кораблей типа «Ямато» — слабая противовоздушная оборона, несмотря на большое количество стволов зенитной артиллерии. В последнем бою, даже ведя огонь из орудий главного калиб­ра, «Ямато» и девять кораблей его охра­нения (легкий крейсер и восемь эсминцев) сбили только 10 самолетов противника. Этот факт можно объяснить тремя причинами:

во-первых, слабой подготовкой артилле­рийских расчетов из-за нехватки боепри­пасов для учебных стрельб, а также тем, что они тренировались в стрельбе только по медленно движущимся воздушным шарам, а не по буксируемым самолетами мишеням; во-вторых, очень небольшой массой 25-мм зенитного снаряда — всего 250 г; в третьих, его малой начальной скоростью, лишь в шесть раз превосходившей скорость аме­риканских самолетов, что оказалось явно недостаточным.

Судьба «Синано» — третьего линейного корабля типа «Ямато», перестроенного в авианосец, сложилась трагически. Амери­канская подводная лодка «Арчерфиш» потопила его 29 ноября 1944 г., всего через десять дней после подъема на нем военно-морского флага. В момент гибели авианосец совершал переход из Йокосука в Куре для приема палубной авиации и окончательной подготовки к боевым действиям. Четыре торпеды из шести выпущенных поразили авианосец в один борт.

Впоследствии стало известно, что боль­шинство отсеков авианосца не прошло проверки на водонепроницаемость, а места прохода кабельных трасс через водонепроницаемые переборки не были загер­метизированы. Многие насосы пожарной и осушительной систем не успели установить. Экипаж корабля не имел необходимой под­готовки, организация борьбы за живучесть оказалась очень слабой. При взрыве торпед сразу же был затоплен пост живучести. Ко­рабль затонул через 7 ч после поражения его торпедами. Всего из 2515 чел., погибло 1435. Этот авианосец вошел в историю как самый крупный из боевых кораблей, когда-либо потопленных подводной лодкой.

В мае 1985 г. в 75 милях к западу от острова Яку (группа островов Осуми) в Вос­точно-Китайском море на глубине 360 м с помощью обитаемого подводного аппарата Р-2 английской фирмы «Рисерч сабмерсайбл» исследователи обнаружили останки корабля. Это был флагман императорского флота Японии — некогда могучий «Ямато». Теперь линкор предстал в виде двух частей: перевернутой кормы вместе с наклоненной носовой оконечностью и лежащей на рас­стоянии 70 м от них груды корпусных конструкций.

Сегодня можно считать, что создание кораблей типа «Ямато» является финалом развития класса линейных кораблей — весьма неприступных для воздействия против­ника и способных наносить более тяжелые удары, нежели могли получать сами.

Но ни «Ямато», ни его однотипный со­брат никогда не продемонстрировали своих возможностей. То, что суперлинкоры решали крайне незначительные задачи нужно счи­тать следствием ошибочной стратегии воен­ного руководства Японии.