После социально-экономических реформ 1863 г. в Японии в конце 70-х годов XIX века началось усиленное экономическое развитие. Потребовались новые источники сырья и рынки для японских товаров, необходимы были новые земли для растущего населения страны. На фоне колониального закабаления остальных азиатских стран, успешное развитие Японии привело ее руководство к идее установления японского господства на Дальнем Востоке. Это вызвало обострение отношений с Китаем и Россией. Одержав в 1895 г. победу над ослабевшим Китаем, Япония по Симоносекскому мирному договору получала огромную контрибуцию (365 млн йен), остров Формозу, Пескадорские острова и Ляодунский полуостров. Китай признавал также "независимость" Кореи. Россия в это время развивала активное сотрудничество с Китаем и усиливала свое влияние в Манчжурии. Поэтому она, при поддержке Франции и Германии, в апреле 1895 года вынудила Японию отказаться от Ляодунского полуострова, в пользу денежной компенсации. А в 1897 году Россия, договорившись с Китаем, сама получила в аренду Ляодунский полуостров и начала создавать там военно-морскую базу и крепость Порт-Артур. С этого момента Россия становится основным противником Японии в борьбе за господство на Дальнем Востоке, и японцы начинают энергично готовиться к войне.
После победоносной войны с Китаем Япония приступила к созданию современных вооруженных сил по европейскому образцу. Особое внимание уделяли развитию флота, который было решено значительно усилить, в соответствии с лучшими мировыми достижениями. Японцы решили в этом сложном деле использовать самый передовой опыт того времени - английский. Именно на британских верфях создавалась японская военно-морская мощь. Еще в 1893 году Япония заказала в Англии броненосцы "Фудзи" и "Ясима". Теперь японцы, используя китайскую контрибуцию, продолжили создавать первоклассный флот, который мог бы добиться превосходства над русским.
Кроме броненосцев существовало несколько видов крейсеров, имевших различные задачи. Броненосные крейсера предназначались как для действия на коммуникациях противника, так и для участия в эскадренном бою совместно с броненосцами. Японцы старались изучить европейский опыт и заказывали подобные корабли не только в Англии, но и но Франции ("Адзума"), и Германии ("Якумо"). Бронепалубные крейсера были слабее бронированы и использовались для разведки и действий на коммуникациях противника. Часть из них японцы построили в Англии, некоторые в США ("Касаги" и "Читосе"), а последние строились в Японии ("Цусима" и "Нийтака"), Миноносцы делились на две группы - просто миноносцы и эскадренные. Миноносцы имели небольшое водоизмещение (70 - 150 т) и были вооружены несколькими небольшими пушками и двумя-тремя торпедными или, как тогда называли - минными аппаратами. Эскадренные миноносцы или "истребители" обладали большей мореходностью, имели большие размеры (водоизмещение до 350 т) и усиленное вооружение. Они предназначались как для борьбы с миноносцами противника, так и для торпедных атак на вражеские эскадры.
В 1895 г. была разработана десятилетняя программа развития японского флота, общей стоимостью 95 млн йен. В 1896 г. приняли вторую программу общей стоимостью 118 млн. йен, которая еще больше усиливала флот Японии. Всего по двум программам японский флот должен был иметь в своем составе 6 броненосцев, 6 броненосных крейсеров, 6 бронепалубных крейсеров, 7 крейсеров, 23 истребителя и 63 миноносца. Поскольку в самой Японии судостроение было слабо развито, то большую часть кораблей решили строить на иностранных верфях, в основном, на английских. Общие расходы Японии на создание современного военного флота в 1896 - 1905 гг. составили 212 784 733 йен. Морской бюджет Японии за эти годы составил 480 млн йен. Необходимо отметить, что японцы очень грамотно подошли к решению этого сложного вопроса. Они не стремились снизить размеры и водоизмещение кораблей, что повлекло бы за собой снижение их боевых качеств, а постарались достичь наибольшей боевой эффективности своего флота. Обе судостроительные программы были в основном выполнены к 1903 г. Расходы на судостроение были основными в первые годы выполнения программы, потом все большие деньги стали тратиться на закупки и создание различных запасов: снарядов, пороха, орудий, угля, запасных частей, а также на боевую подготовку флота. Японцы не жалели денег на проведение маневров, тактических учений и стрельб. Особое внимание они уделяли тактической подготовке офицеров флота. В этом им активную поддержку оказывали англичане, делившиеся не только передовыми технологиями, но и богатым боевым опытом, новейшими разработками в тактике войны на море. Англичане, рассчитывая ослабить позиции России на Дальнем Востоке, активно предоставляли Японии кредиты на закупку вооружения и боеприпасов, и оказывали военно-техническую поддержку. В январе 1902 года был заключен договор между Великобританией и Японией о военном сотрудничестве.
Размещение заказов в Европе позволило японцам не только получить первоклассные корабли, но и освободить собственные верфи, которые были полностью перепрофилированы на выполнение ремонта и модернизации кораблей и исправление боевых повреждений. Японцы подняли, восстановили и ввели в состав своего флота большую часть китайских кораблей. Они постарались также отремонтировать и модернизировать, с учетом мирового опыта, свои старые корабли, которые хотя и не соответствовали лучшим мировым образцам, но вполне могли выполнять второстепенные задачи: нести патрульную службу или береговую охрану. Это позволило японцам сконцентрироваться на создании мощного современного флота с развитой системой базирования, судоремонта и огромными запасами всего необходимого на случай войны.
В ноябре 1903 г. японский флот возглавил вице-адмирал Хейхатиро Того, получивший образование в Кембридже и являвшийся ярым приверженцем английской военно-морской школы. Флот Японии был реформирован - вместо Постоянной эскадры создан Постоянный флот, включавший в себя три эскадры. Того являлся командующим 1-й эскадрой, в состав которой входили эскадренные броненосцы "Микаса", "Асахи", "Фудзи", "Ясима", "Си-кисима", "Хацусе", бронепалубные крейсера "Читосе", "Такасаго", "Касаги", "Иосино", 11 истребителей и 8 миноносцев. Второй эскадрой командовал вице-адмирал Хиконадзо Камимура. Она включала в себя броненосные крейсера "Идзумо", "Адзумо", "Асама", "Якумо", "Токива", "Ивате", бронепалубные крейсера "Нанива", "Акаси", "Такачихо", "Нийта-ка", 8 истребителей и 8 миноносцев. Третью эскадру возглавлял вице-адмирал Сичиро Катаока и в нее входили - броненосец "Чин-Иен", крейсера "Ицукусима", "Мацусима", "Хасидате", "Идзуми", "Суми", "Акицусу", "Чийода", канонерские лодки и 11 миноносцев.
Перед самым началом войны японцам удалось купить в Италии два броненосных крейсера "Ниссин" и "Кассуга". Они строились для Аргентины, но заказ был аннулирован. Корабли в ноябре 1902 года предложили купить России. Они были хорошо бронированы и имели сильное вооружение. Вооружение "Касуги" включало четыре 203-мм орудия, а "Ниссин" имел одно 254-мм, два 203-мм и четырнадцать 152-мм пушек. Но наши политики и адмиралы тянули с ответом, затем посчитали такую покупку ненужной и, в августе 1903 г., отказались от предложения. Японцы немедленно приобрели два крейсера, которые под английскими флагами, с англо-итальянскими экипажами в декабре - феврале 1904 года спешно совершили переход в Японию. Одновременно Англия в качестве союзнической услуги приобрела для Японии еще два чилийских крейсера.