"КРАБ" СТАНОВИТСЯ В РЕМОНТ
С. Я. Киверов (гардемарин Морского инженерного училища)
Для решения вопроса о необходимом ремонте подводного заградителя "Краб" по приказанию начальника Подводной бригады Черного моря капитана 1-го ранга В. Е. Клочковского и под его председательством 7 сентября 1916 г. была созвана Техническая комиссия. В состав этой комиссии вошли: капитан 2-го ранга Л. К. Феншоу, старшие лейтенанты М. В. Паруцкий и Ю. Л. Афанасьев, лейтенант Н. А. Монастырев, мичман М. Ф. Пжисецкий, инженер-механик старший лейтенант В. Д. Брод (флагманский инженер-механик Подводной бригады), инженер-механик мичман П. И. Никитин, капитан ККИ С. Я. Киверов (флагманский корабельный инженер Подводной бригады). В заседании комиссии приняли также участие представители Севастопольского порта: корабельный инженер подполковник В. Е. Карпов, инженер-механик старший лейтенант Ф. М. Бурковский и инженер-механик лейтенант Н. Г. Головачев. Комиссия пришла к выводу, что заградителю нужен капитальный ремонт в силу следующих присущих ему недостатков:
1) время работы керосиномоторов ограничено, так как довольно часто приходится их полностью разбирать;
2) малая емкость аккумуляторных батарей приводит к ограничению подводной дальности плавания заградителя;
3) электрическая проводка выполнена неудовлетворительно;
4) время погружения лодки велико (до 20 мин, но не менее 12 мин), по той причине, что медленно заполняется большая надстройка заградителя. Кроме того, совершенно неудачно расположена носовая дифферентная цистерна — выше ватерлинии;
5) небольшой срок службы корпуса заградителя из-за тонкой обшивки вытеснителей, которая вследствие оборжавления выйдет из строя раньше обшивки прочного корпуса.
Для устранения этих недостатков предлагалось:
1) заменить четыре керосиномотора дизелями соответствующей мощности;
2) вместо двух главных электродвигателей высокого напряжения установить электродвигатели обычно применяемого на лодках напряжения;
3) сменить электропроводку;
4) заменить изношенную аккумуляторную батарею новой батареей большей емкости за счет экономии
в весе при установке дизелей вместо керосиномоторов;
5) переделать устройства заполнения цистерн главного балласта и заменить носовую дифферентную цистерну носовыми вытеснителями.
Комиссия полагала, что при своевременной доставке новых механизмов ремонт заградителя ориентировочно займет не менее одного года. Вместе с тем она отдавала себе отчет, что даже при таком продолжительном ремонте будут устранены лишь некоторые недостатки механизмов и устройств. Основные же недостатки — малая надводная и подводная скорость, небольшая подводная дальность плавания, а также большое время погружения — будут устранены лишь частично. Учитывая необходимость участия заградителя в настоящей войне, комиссия, однако, полагала возможным ограничиться только некоторыми исправлениями, обеспечивавшими боевую деятельность подводного заградителя. К этим исправлениям относились:
1) замена изношенной аккумуляторной батареи новой, изготавлявшейся в то время на заводе;
2) ремонт существующей электрической проводки, причем обязательно сделать коробки с предохранителями, доступными для осмотра;
3) замена станций главных электродвигателей более простыми и надежными;
4) полная переборка керосиномоторов с заменой негодных частей новыми, со снятием четырех цилиндров с каждого носового мотора (в этом случае скорость заградителя уменьшилась бы приблизительно до 10 уз); проверка линии валов и исправление упорных подшипников; освободившееся после снятия части цилиндров место использовать для установки на лодке гирокомпаса Сперри и улучшения бытовых удобств;
5) уменьшение запаса керосина на 600 пудов (9,8 т), так как часть цилиндров керосиномоторов будет снята;
6) использование двух носовых вытеснителей (см. с. 50) вместо удаленной с лодки носовой дифферентной цистерны;
7) дальнейшее развитие на палубе надстройки гребешков и увеличение числа воздушных клапанов для улучшения ее заполнения;
8) устранение дефектов ручного управления вертикальным рулем.
По предположению комиссии, для выполнения этого сокращенного объема ремонтных работ потребуется около 3 мес.
Двенадцатого сентября акт технической комиссии был доложен командующему Черноморским флотом, подчеркнувшему то обстоятельство, что комиссия недостаточно обратила внимание на самую важную часть подводного минного заградителя — минный элеватор. Командующий поставил задачу привести минный элеватор "в состояние, при котором случаи во время последней операции не могли бы повториться". Снимать часть цилиндров керосиномоторов он не разрешил, считая, что и так надводный ход заградителя недостаточен. 156
При расчете необходимого для ремонта времени комиссия исходила из того, что ремонт механизмов будет сводиться к их переборке и что в связи со снятием восьми цилиндров носовых керосиномоторов удастся воспользоваться частями снимаемых цилиндров для замены негодных частей. Однако решение командующего флотом, запрещавшее снятие части цилиндров, увеличило объем ремонта. Кроме того, когда моторы были разобраны, оказалось, что необходимо проточить 13 цилиндров и изготовить заново 20 поршней. Последняя работа была для мастерских Севастопольского порта особенно трудной, так как поршни изготовлял завод братьев Кертинг из чугуна специального состава -весьма вязкого и мелкозернистого.
"Краб" в сухом доке в Севастополе. 1916 год
Поскольку такого чугуна в наличии не было, мастерским пришлось потратить полтора месяца, чтобы подобрать из имеющихся сортов чугуна чугун соответствующего качества. А тут еще задержали ввод заградителя в док, который был занят другими кораблями, и "Краб" был введен вместо 20-х чисел октября лишь 26 ноября. Впоследствии в 1917 г. при замене двигателей "Краба" его вновь ввели в док 157.
Таким образом, ремонт заградителя невозможно было закончить в намеченный ранее срок — 20 декабря (начало ремонта 19 сентября). Поэтому новый срок окончания ремонта главный инженер-механик Севастопольского порта наметил на конец марта 1917 г. По и этот срок, как мы увидим, выдержан не был. Позже произошло еще одно событие, задержавшее ремонт лодки: 17 декабря, когда "Краб" был поставлен в сухой док и док начали наполнять водой, не приняв соответствующих мер предосторожности, заградитель лег на борт и через отдраенные люки в него стала поступать вода. Эта авария потребовала еще дополнительного времени для ремонта лодки. Кстати, и новые аккумуляторные батареи задерживал завод "Тюдор", и в контрактный срок (в сентябре) они поставлены не были.
Первого января 1917 г. начальник Подводной бригады Черного моря капитан 1-го ранга В. Е. Клочковский обратился к начальнику отдела подводного плавания ГУК с письмом. В этом письме он указывал, что из-за аварии в доке ремонт электротехнической части заградителя может быть закончен лишь через 4 мес, если аккумуляторные батареи прибудут своевременно. Ремонт моторов Кертинга представлял для Севастопольского порта большие трудности, а кроме того, нет никакой гарантии в удовлетворительном качестве ремонта, оставлять же эти моторы на заградителе нецелесообразно по следующим соображениям: 1) эти двигатели в работе ненадежны, 2) ремонт их Севастопольским портом, не располагающим средствами для производства таких специальных работ, как, например, отливка чугунных поршней, не улучшит основных качеств моторов и, наконец, 3) моторы прослужили уже несколько лет, изношены, поэтому и без того их невысокие качества будут настолько ухудшены, что капитальный ремонт станет лишь непроизводительной тратой времени и средств. По этой причине Клочковский предлагал заменить керосиномоторы Кертинга дизелями по 240 л. с., устанавливаемыми на подводных лодках типа АГ. Если считать, что в этом случае "Краб" даст 9 уз полного хода и около 7 уз экономического хода, то такое решение можно признать вполне допустимым. 158
Морской министр адмирал И. К. Григорович по докладу начальника ГУК с этим предложением согласился, и 17 января председателю комиссии по наблюдению за строящимися кораблями в Николаеве было дано указание отправить в Севастополь для заградителя два двигателя по 240 л. с., предназначенных для первой партии подводных лодок типа АГ, прибывших в Николаев для сборки. 159 Эти подводные лодки по заказу России построила компания Голланда в количестве 6 единиц (ранее для Балтийского флота купили пять таких лодок). Они прибывали в Николаев из Америки партиями по три лодки в каждой.
В январе 1917 г. фундаменты под керосиномоторы были разобраны и сняты с лодки. Еще ранее главные электромоторы, станции и батарейные вентиляторы были отправлены для ремонта в Харьков на завод "Всеобщей компании электричества" (ВКЭ). На заградителе шла переборка торпедных аппаратов и воздушных компрессоров. С целью устранения обнаруженных при боевой эксплуатации дефектов ремонтировали минный элеватор. Так, нижние направляющие погоны, между которыми катились по червячному валу роульсы, оказались недостаточной толщины, в силу чего роульсы с них соскальзывали; угольники, между которыми двигались боковые направляющие ролики, были поставлены наружу, вследствие чего иногда эти ролики задевали за станины и т. д. 160
К концу октября 1917 г. на заградителе были установлены фундаменты под дизели, а также сами дизели, кроме газовыхлопных труб с клапанами, изготовлявшихся мастерскими Севастопольского порта, и баллонов с сжатым воздухом и их трубопроводами. Установка на лодку левого главного электромотора производилась намного позже намеченного срока, так как электромотор получили из Харькова с большим опозданием: лишь в конце июля — начале августа. Второй же главный электромотор к этому времени готов не был, равно как и батарейные вентиляторы и станции. Причины этой задержки на заводе ВКЭ видны из донесения наблюдающего по электрочасти в Харькове от 19 июня:
«Ввиду забастовки на заводе чернорабочих с 9 июня и до сих пор, ремонт электромоторов и станций для "Краба" не может быть выполнен в назначенный срок, вероятный срок дан быть не может ввиду того, что неизвестно, когда кончится забастовка. Кроме того, завод должен был стоять в течение почти 6 дней из-за недостатка угля на городской электрической станции». 161
Лишь 6—7 ноября был закончен ремонт правого главного электромотора, обеих станций и одного батарейного вентилятора (второй вентилятор переделывали из-за обнаруженного при приемке дефекта). К этому следует прибавить, что и завод "Тюдор" не выполнил своего обязательства, поставив лишь половину аккумуляторных батарей. Таким образом, ремонт подводного минного заградителя "Краб" и к 1 января 1918 г. закончен не был.
Эту задержку в ремонте подводного заградителя, разумеется, невозможно объяснить только техническими причинами, вне связи с теми огромной важности политическими событиями, которые в тот период происходили в стране.
Февральская революция, свергнувшая ненавистное народу самодержавие, не привела к установлению мира, которого так ждали трудящиеся России. Война продолжалась, неся народу лишь неисчислимые жертвы, лишения и горечь новых поражений на фронтах. Все быстрее и быстрее шел процесс разложения армии и флота: солдаты и матросы не желали больше проливать кровь за чуждые им интересы — интересы помещиков и капиталистов. Влияние и авторитет большевиков среди рабочих, крестьян, солдат и матросов росли с каждым днем. Широкие народные массы страны понимали, чьи интересы защищает "демократическое" Временное правительство.
И вот грянула Октябрьская революция. Советское правительство сразу же предложило всем воюющим державам немедленно заключить перемирие и приступить к переговорам о заключении мира без аннексий и контрибуций. Однако империалистические правительства остались глухи к мирной инициативе молодой Советской республики. Тогда Советское правительство 15 декабря в Бресте само подписало договор о перемирии с центральными державами: Германией, Австро-Венгрией, Турцией и Болгарией. Это перемирие, естественно, распространялось и на Черное море, но в действительности боевые действия Черноморского флота прекратились еще до заключения перемирия.
В феврале 1918 г. был издан декрет Совета Народных Комиссаров о том, что флот, существовавший на основании царских законов о всеобщей воинской повинности, "объявляется распущенным и организуется социалистический рабоче-крестьянский Красный флот... на добровольческих началах" 162. Третьего марта был подписан Брестский мирный договор. Для изнуренной войной страны мирная передышка была необходима. Вполне понятно, что в этих условиях вопрос о завершении ремонта подводного минного заградителя "Краб" отпадал сам собой, ибо в этом не было ни необходимости, а тем более возможности, по крайней мере на первое время.