Корабельные глубинные бомбы и бомбометы
Основным средством поражения подводных лодок в погруженном положении в годы Второй мировой войны продолжали оставаться глубинные бомбы. По ленд-лизу в СССР серийно поставлялось по меньшей мере пять типов обычных (в отличие от применявшихся для многоствольных бомбометов) глубинных бомб.
Из анализа таблицы видно, что импортные образцы глубинных бомб по своим характеристикам значительно превосходили отечественные бомбы ББ-1 и БМ-1, принятые на вооружение еще в 1933 г. Улучшение характеристик бомбового оружия союзников происходило в годы войны, в то время как наши бомбы не модернизировались. В частности, увеличение максимальной глубины погружения ПЛ противника до 200-220 м к концу войны сделало их совершенно неэффективными. В то же время необходимо отметить, что в СССР не поставлялся целый ряд еще более совершенных образцов бомб союзников. Так, например, в Англии еще с конца 1940 г. использовалась «тяжелая» бомба Mk VII со скоростью погружения 5,1 м/с и радиусом эффективного разрыва 7,9 м1. В США в 1943-1944 гг. были разработаны глубинные бомбы Мк 8 с магнитным и Мк 14 с акустическим взрывателями. Весной 1943 г. на вооружение была принята глубинная бомба Мк 9, в которой за счет уменьшения веса до 154 кг (вес ВВ 91 кг торпекса), придания ей каплевидной формы, специального стабилизатора и груза удалось довести скорость погружения сначала до 4,4 м/с, а затем до 6,9 м/с2. Отечественный аналог - бомба с повышенной скоростью погружения «БПС» (вес - 138 кг, вес ВВ - 96 кг, скорость погружения - 4,2 м/с) - поступил на вооружение советского флота только в 1950 г.
Наиболее эффективным способом применения глубинных бомб в британском флоте первоначально считалась атака одиночным кораблем по данным ГАС. Установив курс, скорость и приблизительную глубину погружения ПЛ (она определялась исходя из расстояния, на котором терялся контакт из-за того, что цель оказывалась под лучом ГАС), корабль проходил над ней на догоняющем курсе, после чего брал упреждение, соответствовавшее времени погружения глубинных бомб и скорости ПЛ, и сбрасывал серию бомб. Она, в зависимости от типа и вооружения корабля, в начале Второй мировой войны состояла не более чем из 3-7 глубинных бомб. Уже в 1940 г. выяснилось, что для надежного поражения ПЛ необходимо одновременное сбрасывание не менее 10 глубинных бомб Мк VII, в соответствии с чем к середине войны большинство противолодочных кораблей получили возможность сбрасывать 10-14 - бомбовые серии.
В дальнейшем был разработан способ, получивший название «подкрадывающейся атаки». Он заключался во взаимодействии двух противолодочных кораблей, один из которых поддерживал с ПЛ гидроакустический контакт и наводил второй корабль, производивший атаку с использованием кормовых бомбосбрасывателей и бортовых бомбометов.
В советском Военно-морском флоте (на Северном флоте) первые случаи применения импортных глубинных бомб относились к концу 1941 г., но регулярно они стали использоваться только в 1944-1945 гг. Суммарные поставки импортных глубинных бомб составили: 7093 обычные и 1426 для многоствольных бомбометов из Великобритании, а также 9198 и 20630 соответственно из США. В «Итоговом отчете о боевой деятельности Северного флота во время Великой Отечественной войны» отмечались, чти импортные бомбы сначала использовались без описаний и аппаратуры для проверки взрывателей, которая поступила с большим опозданием. Это, а также недостаточное освоение иностранной техники личным составом, привело к тому, что в первые месяцы применения ленд-лизовские бомбы давали до 50-60% отказов. Впоследствии, с устранением вышеуказанных недостатков случаи отказов сократились до 1-3%.
Для увеличения площади поражения использовались бортовые бомбометы, стрелявшие по траверзу противолодочного корабля. Па вооружение нашего флота вместе с кораблями союзников поступило два типа бортовых одноствольных бомбометов: английский шточный Мк II (на ЭМ типа «Дерзкий») и американский бесшточный Мк 6 (также именовался «К»-орудием»; устанавливался на фрегатах, тральщиках «AM» и больших охотниках «БО-1»). Импортные бомбометы могли выбрасывать английские бомбы Мк VII на дистанции 37 и 62 м соответственно. По ТТЭ они примерно соответствовали советскому шточному бомбомету БМБ-1. выбрасывавшему бомбы ББ-1 на 40-110 м. В то же время в отчетных документах отмечалось, что наличие штоков, централизованное снабжение которыми воевавших флотов отсутствовало, значительно затрудняло использование бомбометов. В создавшемся положении командованию СФ пришлось организовать производство деревянных штоков силами местной промышленности8. В отчетах отмечалось, что бесшточные бомбометы несколько сложнее по своей конструкции, но значительно проще в применении, однако из-за ограниченности запасов импортных глубинных бомб все ленд-лизовские корабли подлежат перевооружению отечественными бомбометами'. Первый отечественный бесшточный бомбомет ВМБ-2 был принят на вооружение в 1951 г, когда данный вид вооружения уже морально устарел.
Таблица 1. Основные тактико-технические данные глубинных бомб, состоявших на вооружении ВМФ СССР в 1941-1945 гг.
Тип бомбы Вес бомбы, Вес ВВ, тип ВВ Эффективный скорость глубина
(страна) кг кг радиус взрыва, м** погружения, м/с погружения, м
MkVII(BБp) 185 136 минол 6,1 2,1-3 до305
MkVIII,XI(BБp) 113 77 торпекс ок.4 ок. 3* 7,6*
Mk6(США) 191 136 ТНТ 6,4 2,4-3,7 183
Mk7(США) 348 272 ТНТ 8,8-10,7 2,7-4 183
ББ-1 (СССР) 165 135 тротил ок.5 2,3-2,5 до 100
БМ-1 (СССР) 41 25 тротил ок. 1,2 2,1-2,3 до 100
* Английские глубинные бомбы Mk VIII, XI были созданы для использования с самолетов, однако в ВМФ СССР использовались с надводных кораблей (особенности боевого применения в архивных материалах не обнаружены). Бомбы оснащались гидростатическим взрывателем с установкой глубины взрыва на 7,6 м - против ПЛ, находящихся в надводном положении, либо производящих срочное погружение.
** Радиус взрыва бомбы, на котором пробивается 22-мм корпус герм. ПЛ серии VIIC.