Многоствольные бомбометные установки

 

Длительные испытания гидролокатора «Асдик», проводившиеся в Англии на протяжении всего межвоенного периода продемонстрировали, что из-за технических особенностей данной аппарату­ры (наличия направленного луча с верхней и нижней гра­ницами) даже самым надежный контакт с подводной лод­кой теряется, когда корабль приближается к цели ближе чем на 90-140 м. В то же время атака обычными глубинны­ми бомбами требовала непосредственного прохождения над целью, на что, в зависимости от скорости корабля ухо­дило от 10 до 18 секунд. Еще от 8 до 28 секунд, в зависимо­сти от типа бомбы и глубины погружения ПЛ, уходило на погружение глубинных бомб на заданную глубину. За это время подводная лодка могла значительно изменить свои курс, скорость н глубину погружения. В этих условиях на­иболее логичным выходом стала разработка противоло­дочного оружия, стреляющего вперед по курсу корабля.

Первые эксперименты но созданию подобного ору­жия стали проводиться в Англии в начале 30-х годов, од­нако из-за дефицита бюджета ВМС они были прекраще­ны в 1934 г. Идее суждено было возродиться в начале войны, и после успешных испытаний на британском ЭМ «Весткотт» в конце 1941 г. на вооружение королевского флота поступил многоствольный бомбомет «Хеджехог» («Еж»). Уже через год им было оснащено более 100 ко­раблей британского ВМФ и значительное количество американских кораблей. В конце 1943 г. первые кораб­ли, вооруженные «Хеджехогами» (тральщики типа «AM»), поступили на вооружение ВМФ СССР. Всего же к концу Второй мировой войны наш флот пополнил­ся 71 кораблем, оснащенным МБУ.

«Хеджехог» представлял собой специальную плат­форму, оснащенную 24 неподвижными штоками (6 ря­дов по 4 штока в каждом). Платформа (общий вес уста­новки ок. 13 т) при помощи электромоторов могла поворачиваться на 25-30 градусов в стороны от диамет­ральной плоскости корабля и в последних модификаци­ях имела стабилизацию по крену. Для защиты от волн установка имела специальный кожух. Габариты и вес платформы были таковы, что, как правило, она размеща­лась вместо или сразу позади носового орудия. Необхо­димость демонтажа части артиллерийского вооружения или серьезной модернизации стала препятствием для ос­нащения «Хеджехогами» эскадренных миноносцев, дей­ствовавших в составе главных сил британского и амери­канского флотов.

Боевое применение бомбомета осуществлялось сле­дующим образом. На каждый шток надевалась специаль­ная глубинная бомба (вес - 29,5 кг, вес ВВ - 15,9 кг торпекса, скорость погружения - 6,7-7,2 м/с) с контактным взрывателем. Электрически инициируемый пороховой выбрасывающий заряд обеспечивал выстреливание бом­бы на расстояние около 200 м (на последних модифика­циях до 250 м). Выстреливались бомбы (или как их тогда называли в советском ВМФ «реактивные противолодоч­ные мины» - РПМ) попарно с интервалом 0,1-0,2 секун­ды с целью уменьшения силы отдачи. Весь залп установ­ки осуществлялся за 1,5-2 секунды, перезарядка - за 3 минуты. В зависимости от скорости атакующего корабля залпом из «Хеджехога» покрывался эллипс с осями от 37 до 41 м. При попадании в подводную лодку хотя бы одной контактной бомбы происходил подрыв всего залпа.

Теоретически «Хеджехог» давал противолодочным силам целый ряд важных преимуществ. К ним относи­лась возможность длительного и непрерывного поддер­жания контакта с атакуемой лодкой, отсутствие демас­кирующих атаку взрывов глубинных бомб в случае промаха и полную уверенность в уничтожении цели в случае попадания, однако на практике все оказалось го­раздо сложнее. Зачастую сблизившись на дистанцию залпа, корабль терял контакт с ПЛ из-за того, что цель оказывалась под лучом ГАС. Это происходило в тех слу­чаях, когда глубина погружения ПЛ оказывалась более 122 м, причем необходимо отметить, что погружение на глубину до 200 м было основным приемом уклонения германских ПЛ. Кроме того, новое оружие оказалось пораженным целым комплексом «детских болезней». Во-первых, на подготовку к выстрелу уходило достаточ­но много времени, поскольку бомбы оснащались слож­ной системой предохранителей. Во-вторых, пороховые заряды требовали высокого качества изготовления и тщательного ухода. На Северном флоте, в частности, от­мечались их периодические отказы из-за отсырения, а также неисправности запальных мостиков. В-третьих, бомбы, выпущенные из установок ранних модификаций, могли сталкиваться друг с другом, вызывая тем самым подрыв залпа и ложное впечатление об успешности ата­ки. То же происходило при стрельбе в районах с неболь­шими глубинами в случае удара бомб о каменистое дно.

В других случаях бомбы, напротив, рассеивались в залпе на большее расстояние, чем рассчитывалось, в результа­те чего при встрече с целью взрывалась лишь часть бомб, а это не имело для ПЛ фатальных последствий. Так, 5 сентября 1944 г. при атаке ТЩ «Т-116» германской ПЛ «U-362» в Карском море в первом залпе взорвалось толь­ко 8-10 РПМ, в третьем (второй упал мимо цели) - 4;. В-четвертых, весьма значительное время ушло на выработ­ку тактических приемов применения «Хеджехога», поскольку первоначально, в подавляющем большинстве случаев, атакующие корабли имели в момент залпа слишком большую скорость хода. Впоследствии, после накопления достаточного опыта стрельбы выяснилось, что наиболее эффективной скоростью в момент залпа является 6-7-узловая. В результате, первый случай уничтожения подводной лодки залпом из «Хеджехога» имел место только в ноябре 1942 г., и только к началу 1944 г. после решения всех технических и тактических проблем бомбомет стал подлинно эффективным оружи­ем1. Таким образом, появление и широкое внедрение многоствольных бомбометов не произвело переворота в противолодочной борьбе. Обычные глубинные бомбы, сбрасываемые с кормовых бомбосбрасывателей и борто­вых бомбометов, до конца войны оставались главным видом оружия противолодочных кораблей.

В советском флоте, не имевшем эффективной системы проверки боевых донесений, «Хеджехог» получил весьма высокую оценку. В отчетах отмечалось, что «в процессе бо­евого использования установки Мк 10 («Хеджехог» -прим. М.М.) и Мк 20 («Маустрэп» - прим. М.М.) показали высокие тактико-технические данные и явились весьма эффективным средством борьбы с ПЛ противника, несмо­тря на ряд недостатков в материальной части».

В 1949 г. «Хеджехог» был воспроизведен отечественной промышленностью под наимено­ванием МБУ-200, на базе которого в 1956 г. раз­работали и приняли на вооружение МБУ-600 с дальностью стрельбы до 650 м. В качестве бое­припасов для МБУ использовались бомбы Б-30 и Б-30М соответственно с весом ВВ 13 и 14,4 кг, контактным взрывателем КВМ и скоростью по­гружения 7 м/с.

Большой вес установки и сила отдачи при залпе не позволяли разместить «Хеджехог» на кораблях небольшого водоизмещения. Специ­ально для них в США в 1942 г. был разработан реактивный бомбомет «Маустрэп» («Мыше­ловка») имевший две модификации (Мк 20 и Мк 22), отличавшихся количеством направля­ющих — 4 и 8 соответственно. Каждый корабль или катер, оснащенный «Маустрэном». вне за­висимости от его модификации получал ком­плект из двух бомбометов, располагавшихся побортно перед мостиком. В ходе военных действий ВМФ СССР пополнился 78 боль­шими охотниками типа «БО-1», оснащенны­ми установками Мк 20, а после окончания войны в Европе - 43 тральщиками типа «YMS» с таким же вооружением.

Бомбомет представлял собой параллельно расположенные наклонные рельсовые направ­ляющие, неподвижно закрепленные на палубе. Наведение установки на цель осуществлялось корпусом корабля, стабилизация отсутствова­ла. Первоначально для пес были разработаны специальные реактивные бомбы весом 39 кг, но поскольку заряжать их даже при среднем волнении моря оказалось физически тяжело, вскоре перешли к использованию бомб «Хеджехога», в полую хвостовую часть которых за­кладывался заряд твердого топлива. Дальность стрельбы из «Маустрэна» достигала 274 м, а залп 16 бомбами из двух установок Мк22 пере­крывал отрезок длинной 73 м.

Проблемы, связанные с освоением «Маустрэпа», примерно соответствовали случаю с «Хеджехогом». 3 января 1944 г. американский ЭМ «Тэрнер» - один из 12 кораблей типа «Бэнсон», получивших па вооружение установки Мк 22, взорвался в результате случайного срабатыва­ния контактного взрывателя реактивной бомбы и последовавшего пожара. Что касается боево­го применения данной нестабилизированной установки со сравнительно малым числом вы­брасываемых бомб, то, как отмечал известный американский военно-морской историк С. Морисон, «бомбомет «Мышеловка» имеет на своем счету незначительное число попаданий в обоих (Атлантическом и Тихом - прим. М.М.) океа­нах»23. Несмотря па это «Маустрэп» довольно часто применялся большими охотниками СФ н стал первым образцом союзного противолодоч­ного вооружения, принципиальная конструк­ция которого была воспроизведена в Советском Союзе. Уже в 1945 г. на вооружение нашего флота поступил счетверенный реактивный бом­бомет РБУ (дальность стрельбы до 260 м) с глу­бинной бомбой РБМ (вес - 56 кг, вес ВВ - 25 кг, скорость погружения - 3,2 м/с). По сути дела РБМ представляла собой обычную малую бом­бу БМ-1 с гидростатическим взрывателем К-3, к которой пристыковывалась хвостовая часть от реактивного снаряда PC-132. Технические решения, апробированные в сухопутной реактив­ной установке залпового огня М-13, широко ис­пользовались и в конструкции РБУ. И все же большая масса бомбы и выбранный тип взры­вателя вряд ли обеспечивали эффективное применение нового противолодочного ору­жия. Любопытно отметить, что начато работ по созданию отечественных реактивных глу­бинных бомб конструкции инженера М.Н. Тверского приходится на 1933-1939 гг., но тогда руководство НК ВМФ отдало пред­почтение шточному бомбомету БМБ-125.

Наиболее совершенным типом многост­вольных бомбометных установок Второй ми­ровой войны стал английский трехствольный бомбомет «Сквид», поступивший на вооруже­ние в 1943 г. По сути дела он являлся состав­ной частью первого в истории противолодоч­ного комплекса, куда кроме него входила новейшая гидроакустическая станция «асдик-147». Комплекс оказался сравнительно доро­гим. По этой причине па вооружение ВМФ США он так и не был принят, а из-за сложнос­ти изготовления к концу войны в составе ВМФ Великобритании насчитывалось лишь 60-70 кораблей оснащенных им - фрегатов ти­па «Лох» с двумя бомбометами на носовой над­стройке и корветов типа «Касл» - с одним.

Принципиальное отличие комплекса осно­вывалось на возможности нового «асдика» оп­ределять не только направления и расстояния до атакуемой ПЛ, но и глубину ее погружения. Ввод данных о глубине цели осуществлялся в аппаратуру бомбомета до момента выстрела в автоматическом режиме, на основании чего происходила дистанционная установка часовых взрыва­телей глубинных бомб (вес -177 кг, вес ВВ - 94 кг минола, скорость погружения - 13,3 м/с, максимальная глубина - 274 м). Максимальная дальность стрельбы «Сквида» составляла 250 м. При падении бомбы образовывали треугольник со сторонами 37 м, что фактически соответствовало площади, поражаемой 24-бомбовым залпом «Хеджехога». В случае, если корабль был осна­щен двумя бомбометами, глубина подрыва бомб, выпу­щенных из разных бомбометов, отличалась на 18 м. По оценкам западных специалистов вероятность уничтоже­ния цели залпом одного МБУ данного типа оценивалась в 25%, двух - в 40%.

Фрегаты и корветы, оснащенные «Сквидами», прини­мали участие в обеспечении «северных» конвоев в 1944-1945 гг., и, по-видимому, были осмотрены советскими специалистами. В 1955 г. на вооружение ВМФ СССР по­ступил реактивный противолодочный комплекс «Ура­ган», куда входили комплект приборов управления стрельбой ПУСРБ, пятиствольный реактивный бомбо­мет РБУ-1200 и реактивная глубинная бомба РГБ-12, В отечественном комплексе с ПУСРБ можно было осуще­ствлять дистанционное наведение направляющих в вер­тикальной плоскости, что обеспечивало дальность стрельбы от 400 до 1450 м. Глубинные бомбы РГБ-12 (вес - 71,5 кг, вес ВВ - 32 кг, скорость погружения 6-8 м/с) первоначально комплектовались гидростатическими взрывателями К-3 или К-3М, а с 1954 г. — контактно-дис­танционными взрывателями КДВ, обеспечивавшими подрыв бомбы на глубинах от 10 до 330 м. Меньшая по сравнению с бомбой «Сквида» площадь поражения РГБ-12 частично компенсировалось большим числом стволов РБУ-1200 (в носовой части малых противоло­дочных кораблей монтировались две или даже четыре пятиствольпые установки).

 

Иллюстрации
01.jpg
МБУ «Хеджехог» на канадском корвете «Мусе Джев», 1944. На фото хорошо видны предохранительные колпачки на глубинных бомбах и откидной предохранительный кожух установки.
02.jpg
МБУ «Хеджехог» на канадском корвете «Мусе Джев», 1944. На фото хорошо видны предохранительные колпачки на глубинных бомбах и откидной предохранительный кожух установки.
03.jpg
Залп «Хеджехога»
04.jpg
Глубинная бомба МБУ «Хеджехог» на штоке
05.jpg
Заряжание МБУ «Хеджехог» на ЭМ «Живучий»
06.jpg
Повреждения британского эскадренного миноносца «Эскейпед»в результате случайного взрыва бомб МБУ «Хеджехог»
07.jpg
Американский торпед­ный катер «РТ-211» типа «Хиггинс» в порту Бастии (о, Корсика), 1944 г. Катер оснащен РЛС «SO-13» и двумя пусковыми установками РБУ «Маустрэп»
08.jpg
Многоствольный бом­бомет МБУ-600 и глу­бинная бомба Б-30М
09.jpg
Реактивный бомбомет РБУ и бомба РБМ.
10.jpg
РБУ«Сквид»
11.jpg
РБУ«Сквид»
12.jpg
Реактивный бомбомет РБУ-1200 и глубинная бомба РГБ-12
13.jpg
Реактивные бомбомет-ные установки РБУ-1200 на большом охотнике проекта 122-бис.