Х.В.Вильсон
БРОНЕНОСЦЫ В БАЛКАНСКОЙ ВОЙНЕ


Всего только месяц мира был отдан туркам после Итало-турецкой войны, прежде чем 17 октября 1912 года для них не началась новая война, на сей раз с Балканским союзом, состоящим из Болгарии, Греции, Сербии и Черногории. Турецкий флот был тот же, как и в момент окончания войны с Италией. На бумаге он явно превосходил силы союзников, из которых только одна Греция имела флот, да и то небольшой. Болгария для защиты своей береговой линии не имела ничего, кроме шести посредственных миноносцев. Флот греков включал только один более или менее крупный бронированный корабль - "Георгиос Аверов", спущенный на воду в 1910 году, водоизмещением 9960 т с бортовым залпом из четырех 9,2-дюймовых (234-мм. - Ред.) и четырех 7,5-дюймовых (190-мм. - Ред.) орудий, все эти орудия были скорострельными. Его броня имела толщину от 7 до 8 дюймов (178-203 мм. - Ред.), а скорость в 1912 году составляла 20 уз. "Спетсай", "Псара" и "Гидра", другие три греческих броненосных корабля, - однотипные, по 4885 т водоизмещения каждый, устарелого типа с бортовым залпом из двух 10,6-дюймовых (270-мм. - Ред.) и двух 6-дюймовых (152-мм. - Ред.) орудий, все старого образца. Для них хорошей скоростью было 14-15 уз.

Греческий флот обладал также четырнадцатью хорошими эсминцами, четыре из которых были лидерами, способными дать 32 уз. Они были куплены накануне войны в Англии, где их построили для Аргентины. Имелась и одна субмарина "Дельфин" - французского типа. - около двух десятков маленьких и старых миноносцев и различных малых крейсеров, канонерских лодок и шлюпов. Греки - природные моряки, в отличие от турок. Наверное, поэтому турецкий флот не принимал никаких усилий, чтобы попробовать нанести решающее поражение греческому флоту в самом начале и тем самым предотвратить какие бы то ни было успехи союзников. Большая часть турецкой армии к началу войны находилась в Малой Азии, поскольку она была послана туда, чтобы пресечь попытки итальянцев высадить десант, и, естественно, она не могла быть быстро перемешена в Европу без владения Эгейским морем.

Стратегия греческого флота была неплохо продумана. Главная задача ее состояла втом, чтобы запечатать Дарданеллы и навязать таким образом бой главным турецким силам. Как вспомогательная цель рассматривался контроль над заливом Арта, над входом в который господствовали турецкие форты Превезы. Для решения последней задачи была выделена небольшая флотилия капитана Дамианоса, состояшая из двух миноносцев и полудюжины канонерских лодок. Со своими двумя миноносцами он и ночь с 18 на 19 октября 1912 года проскользнул незамеченным мимо фортов. Внутри залива находился турецкий миноносец "Анталья", для которого появление греков стало полным сюрпризом, и он был повторно затоплен своей командой (первый раз миноносец затопили в 1911 году во время войны с Италией), когда Дамианос с обоими своими миноносцами подошел к нему. 4 ноября форты Превезы пали под натиском греческих десантных партий.

Для действий против Дарданелл требовалась вынесенная вперед военно-морская база, чтобы уменьшить напряжение на блокирующие греческие корабли. Было решено захватить Лемнос, который имеет прекрасную гавань в заливе Мудрое, которую впоследствии использовали британцы ифранцузы вкампании 1915 года. Для этой цели главные силы греческого флота под командованием контр-адмирала П.Кондуриотиса 18 октября оставили Афины. Эскадра состояла из четырех броненосных кораблей -"Георгиос Аверов", "Спетсай", "Гидра", "Псара", - четырнадцати эсминцев, пяти новых миноносцев, подводной лодки "Дельфин", минного заградителя "Арес", госпитального судна и различных транспортных и вспомогательных судов, принятых от греческого торгового флота. 20 октября они прибыли к Лемносу и на следующий день высадили десант силой 500 человек, который в тот же вечер занял Кастро. Несколько последующих дней греки захватывали острова Тенедос, Тасос, Имброс, Страти и Самотраки - практически без противодействия со стороны турок. Миноносцы все это время находились у Дарданелл, фактически парализовав весь турецкий флот.

Примерно в это же время старый турецкий броненосный корвет "Фетхи Буленд" (2720 тонн, спущен на воду в 1870 году, перестроен в 1905 году) находился на якоре в Салониках, выполняя роль корабля охранения. Ночью З1 октября он был атакован старым греческим миноносцем NF-11 (спущен на воду в 1881 году, вооружен двумя 356-мм торпедными аппаратами устаревшего типа) под командованием лейтенанта Воциса. Боевой заряд торпед, похоже, был всего лишь приблизительно 50 фунтов (около 23 кг. - Ред.). Воцис на полной скорости (которая, вероятно, не превышала 10 уз) вошел незамеченным в гавань Салоник, хотя прожекторы форта Карабурун на входе в пролив выхватили его из темноты, и подошел прямо к "Фетхи Буленд". В 23 ч 35 мин, с расстояния 150 ярдов (137 м. - Ред.). выпустил первую торпеду, а немного спустя, еще несколько приблизившись, и вторую.

Обе торпеды поразили "Фетхи Буленд". Они попали в правый борт, намного впереди дымовой трубы. Воцис, идя уже по корме, выпустил и третью торпеду, которая прошла мимо цели и поразила пирс. После всего этого, без какого-либо противодействия, наблюдая, как вражеский корабль быстро погружается носом, миноносец покинул гавань. Ночь была лунная, но погода стояла облачная, что. конечно же, способствовало этой атаке. Из 148 офицеров и матросов на борту турецкого корвета 14 были убиты.

В ноябре греческий флот высадил небольшие десанты на двух важных островах Митилена и Хиос, и турецкие гарнизоны, продержавшись несколько недель, в декабре и январе 1913 года, наконец, сдались. Греческие транспорты под прикрытием военных кораблей также использовались для перевозки болгарских отрядов из Салоник (когда 8 ноября они сдались грекам) в Дедеагах. Весь начальный период войны турецкий флот использовался без какого-либо здравого смысла в бесполезных и бесцельных действиях против болгарского побережья на Черном море. 19 октября "Хайреддин Барбарос", "Торгут Рейс", "Мессудие" (спущен на воду в 1874 году, перестроен в 1904 году, бортовой залп два 9,2-дюймовых и шесть 6-дюймовых орудий), "Гамидие" и четыре миноносца появились у Варны, разогнав болгарские миноносцы, находившиеся в разведке, и 20 октября выпустили 45 снарядов по городу. На следующий день они обстреляли болгарские военные склады в Каварне, причинив некоторый ущерб, и чуть не захватили два небольших болгарских миноносца.

Ввиду быстрого продвижения болгарской армии на суше, турецкие корабли были отведены в Мраморное море, под защиту сухопутных сил перед Константинополем, оставив крейсеры и миноносцы для блокады болгарского побережья. Находясь в блокадном дозоре у Варны, турки рано утром 21 ноября подверглись смелому и умелому нападению четырех болгарских миноносцев (спущены на воду в 1907 году, водоизмещение 100 т, скорость хода 26 уз, вооружение три 457-мм торпедных аппарата). Была непроглядная тьма, и болгарские корабли были поначалу ошибочно приняты за турецкие эсминцы. Однако примерно в 2000 ярдах (1829 м. - Ред.) турки поняли свою оплошность и открыли огонь. Десять торпед, вы пущенные болгарами, прошли мимо, но одиннадцатая с 200 ярдов поразила "Гамидие", который шел с небольшой скоростью, с правого борта ближе к носу, сделав пробоину размером 10 футов (около 3 м. - Ред.) в диаметре. Крейсер был тяжело поврежден и с большим трудом вернулся в Константинополь, а так он бы неизбежно затонул, поскольку его нос к этому времени был едва ли не на уровне воды. Как только болгары заметили результаты своей атаки, их миноносцы возобновили нападение, но не смогли добить противника. Они, похоже, все это выполнили без серьезного ущерба для себя, так как сообщалось лишь о потере двух человек ранеными. Турки потеряли восемь человек убитыми. На этом закончились попытки блокировать болгарское побережье.

В Мраморном море турецкие броненосцы оказали большую помощь своим сухопутным силам, державшим позиции у Чаталджи перед Константинополем. Их огонь из залива Чекмедже 17 и 18 ноября немало способствовал отражению болгарского натиска. 3 декабря было подписано перемирие между Турцией с одной стороны и Болгарией, Сербией и Черногорией с другой. Греция отказалась прекратить военные действия, и, таким образом, были развязаны руки турецкому флоту. За несколько дней до перемирия турецкая эскадра в составе двух броненосцев и двух бронепалубных крейсеров прибыла в Дарданеллы и начала приготовления к бою. 14 декабря "Меджидие" с четырьмя большими турецкими эсминцами (спущены на воду в 1909 году, водоизмещение по 765 т, скорость хода 32 уз, вооружение: два 75-мм орудия и три 450-мм торпедных аппарата) показались у входа в Дарданеллы, где они обнаружили семь греческих эсминцев, стоявших начеку. Греки, преследуя один из турецких эсминцев, приблизились к зоне обстрела фортов, которые незамедлительно открыли огонь.

Предупрежденный по радио, Кондуриотис с четырьмя броненосными кораблями и четырьмя большими эсминцами в полдень того же дня вышел в море с Лемноса и направил небольшой эсминец для надзора за Дарданеллами. Этой ночью и на следующий день, до 8 ч 16 декабря, эскадра патрулировала у входа, но так никого и не обнаружила, хотя греки были наслышаны, что "Меджидие" с восемью эсминцами недавно находились в этом районе.

16 декабря погода была ясная с небольшим туманом, а море почти абсолютно гладкое. В 8 ч 45 мин были обнаружены турецкие броненосные корабли, следующие строем фронта. "Хайреддин Барбароса" (флагманский корабль) находился на правом фланге, рядом с ним с интервалом в два корпуса - "Торгут Рейс", "Мессудие" и "Ассари Тев-фик" (спущен на воду в 1868 году, перестроен в 1906 году, броня железная толщиной от 3 до 8 дюймов, скорость хода 12 уз, вооружение: три 6-дюймовых и семь 120-мм орудий) на левом фланге. Эти четыре корабля направились к грекам, в то время как "Меджидие" и восемь турецких эсминцев остались под защитой фортов.

Поскольку турки направились к нему, Кондуриотис радировал (его сообщение почему-то датируется 17 декабря, должно быть, это какая-то ошибка), вызывая подводную лодку "Дельфин" и малые миноносцы с Тенедоса, но они вовремя не прибыли и потому участия в бою не принимали. Вначале Кондуриотис сформировал линию из своих четырех броненосных кораблей, которые выдвинул вперед, во второй линии, немного впереди по левому борту, размещались четыре больших эсминца. Когда турки вышли из зоны поражения фортов, они повернули все вдруг на восемь румбов вправо, таким образом также сформировав кильватер. В 9 ч 30 мин Кондуриотис на "Георгиос Аверове", скорость которого была выше скорости любого из кораблей, сообщи" эскадре, чтобы та маневрировала независимо от него, быстро вышел вперед, поскольку он мог отрезать турок от берега. Другие три греческих броненосных корабля, сформировав строй фронта, замедлили ход, чтобы оттянуть на себя турок еще дальше от берега. В 9 ч 50 мин с дальности 15 000 ярдов (13,7 км. - Ред.) турецкие корабли открыли огонь. Греческие корабли не отвечали до 10 ч, пока дальность не снизилась до 8000 ярдов (7,3 км. - Ред.).

После того как греки открыли огонь, турки отвечали на него всего пять минут, и в 10ч 30 мин перестрелка прекратилась. "Мессудие" был атакован эсминцем "Иеракс", который выпустил в него 65 4-дюймовых (102-мм. - Ред.) снарядов и добился нескольких попаданий. Было отмечено, что турецкий корабль покинул свое место в строю. Но дела на турецкой эскадре небыли уж очень плохи; сообщалось о 58 попаданиях. Один 7,5-дюймовый (190-мм. - Ред.) снаряд попал в небронированный борт"Хайреддина Барбароса" и убил пять человек, один барбет орудия главного калибра был выведен из строя, и на броненосце возник серьезный пожар. Общие потери на нем составили пять убитыми и 21 ранеными. Турки сделали от 700 в 800 выстрелов. "Георгиос Аверов" предпринял смелую попытку использовать свои торпеды и приблизился на 3000 ярдов (около 2,7 км. - Ред.), когда был поражен тяжелым снарядом н район ватерлинии и пятнадцатью небольшими снарядами в надстройки. На крейсере один человек был убит и семь ранено. В "Спетсай" и "Гидру" попало пять снарядов, не нанеся каких-либо серьезных повреждений, один человек получил легкое ранение. В "Псару" попаданий не было вообще. Каждая сторона этот бой объявила своей победой, но тот факт, что турки отступили, бесспорен.

22 декабря, несколько дней спустя после этого, "Торгут Рейс", "Меджидие" и три эсминца вышли из проливов, но поспешно возвратилась, когда обнаружили, что греки были начеку. Более серьезная операция была предпринята 18 января. Быстроходный турецкий крейсер "Гамидие", после своего ремонта, 14 января, не обнаруженный греками, вышел из Дарданелл. Его командир Рамси-бей полагал, что "Георгиос Аверов" отправится за ним в погоню. Утром 18 января четыре турецких броненосца в сопровождении 13 миноносцев и "Меджидие" вышли в море и смело прошли мимоТенедоса и Имброса к Лемносу. Когда турецкая эскадра была приблизительно в двенадцати милях от Лемноса, показался "Георгиос Аверов", сопровождаемый остальным греческим флотом. Как только турки увидели его, они обратились в бегство и отошли назад к Дарданеллам.

Как и в предыдущей перестрелке, Кондуриотис отделился от остальной эскадры и предпринял попытку отрезать отход врага. В 11 ч 25 мин на большой дистанции началась перестрелка, продолжавшаяся втечение2ч. В более поздней стадии битвы "Георгиос Аверов" приблизился примерно на 5000 ярдов (4,6 км. - Ред.)н нанес противнику большое количество попаданий своими мощными орудиями. На"Хайреддине Барбаросе" и "Торгут Рейсе" началась серия больших пожаров, но, как показал последующий опыт у Доггер-банки и Ютланда, это могло произойти и без каких-либо серьезных последствий, чтобы опасаться за жизнь броненосцев. На "Хайреддине Барбаросе" была выведена из строя средняя 280-мм барбетная установка, на "Торгут Рейсе" также был поврежден один барбет. Турки выпустили около 800 снарядов, в том числе большое количество 280-мм. Но греки сообщали лишь об одном человеке, легко раненном, хотя "Георгиос Аверов" и был поражен несколько раз в надстройки, но серьезного ущерба не было. "Ассари Тевфик" также получил много попаданий, но относительно серьезных повреждений не имел. Турецкие потери, как предполагается, составили 31 убитыми и 82 ранеными. Обе стороны снова объявили сражение своей победой, хотя меньшие повреждения были у греков.

Что касается "Гамидие", он уклонился от контакта с греческими эсминцами у Дарданелл и пошел прямо к небольшому острову Сыра, где греки держали большие склады взрывчатых веществ в множестве отдельных погребов. Эти погреба крейсер и обстрелял, но без результата, сделав чуть больше дюжины залпов. После этого он открыл огонь по греческому вспомогательному крейсеру "Македония", который стоял на внутреннем рейде, и поразил его пятнадцать раз. Один снаряд, выпущенный по "Македонии", взорвался в электростанции, времен- но выведя ее из строя. Снаряды вызвали на греческом корабле ужасные пожары, и попытка потушить их затоплением не удалась из-за недостаточной глубины. Корабль полностью выгорел и получил тяжелые повреждения.

Греческое правительство очень опасалось набега "Гамидие" на Пи-рей и спешно разместило там береговые батареи, но турецкий крейсер 19 января пришел н Порт-Саид и остался там, потребовав уголь для бункеровки. Крейсер был встречен с большим воодушевлением, поскольку этот порт номинально был турецким. Британские власти, однако, решили, что корабль должен покинуть порт в 24 ч, и он вслед за этим решил пройти Суэцкий канал и выйти в Красное море, где оставался до 9 февраля, не сделав ничего заслуживающего внимания. Из Порт-Саида он ушел в Бейрут и затем к Мальте, куда зашел 15 февраля вследствие дурной погоды. "Псара" с четырьмя эсминцами был отправлен в преследование: это были единственные корабли, которые греки смогли выделить для этой цели. Но "Псара" был уж слишком тихоходным, чтобы поймать турецкий крейсер. II марта "Гамидие" зашел в Адриатику и подошел к Дураццо, где обстрелял сербский военный лагерь, а на следующий день он был у Сан-Джованни ди Медуа, где обстрелял множество стоявших там греческих транспортов, загружавшихся сербскими отрядами для Скутари.

Сербы ответили на огонь из одного или двух тяжелых орудий, которые там были специально выгружены для этой цели. Следующим актом "Гамидие" стал поход к Александрии, бункеровка там и переход к Бейруту. 9 апреля крейсер второй раз вошел в Красное море, снова отличаясь там полной инертностью. Только после завершения войны, 24 августа, он возвратился в Средиземное море. Вопреки большому раздражению греческого правительства и переполоху среди греческого населения, этот круиз был весьма неэффективен и не имел решительно никакого влияния на ход боевых действий.

В феврале 1913 года в войне на море был впервые использован гидросамолет. Греческий авиатор Мутусис, стартовав из Мудрасской бухты, осмотрел вход вДарданеллы и наблюдал турецкую эскадру. Он сбросил на корабли четыре бомбы (первое использование авиабомб в военно-морской истории!), но не сумел добиться попаданий. Мутусис исследовал полуостров Галлиполи с целью разведки дислокации войск и сообщил, что виденное им больше всего напоминает один большой военный арсенал. Всего он был в полете 2 ч 30 мин и покрыл расстояние в 112 миль. Он совершил посадку в море и был поднят на борт эсминца.

Примерно в это же время на Черном море потерпел крушение и был уничтожен турецкий броненосец "Ассари Тевфик".

Последним важным событием войны на море стал захват греками 14 марта 1913 года острова Самос. Таким образом, все острова Эгейского моря теперь были потеряны для Турции, и, поскольку она не имела никакой перспективы вернуть их, оказалась вынужденной принять мирные условия. Перемирие с Болгарией и Сербией закончилось 1 февраля 1913 года, и оба государства возобновили боевые действия против Турции. 20 апреля было подписано повторное перемирие между балканскими государствами и Турцией. Греция также являлась стороной, подписавшей мир. Относительный мир наступил лишь 30 мая, но вскоре, 30 июня, вспыхнула еще одна война между Болгарией с одной стороны и Грецией с Сербией с другой. В этой Второй Балканской войне не было абсолютно никаких действий на море, никакой важности, потому что Болгария не имела никаких боевых кораблей в Эгейском море, идействия греческого флота ограничилисьтранспор-тировкой войск и поддержкой операций у побережья.

Война продолжалась лишь Черногорией, которая отказался прекращать операции против Скутари, которую и Италия, и Австро-Венгрия желали передать Албании. 5 апреля 1913 года эскадра из девяти военных кораблей Великобритании, Франции, Германии, Италии и Австро-Венгрии под общим командованием британского вице-адмирала Сесиля Берни достигла побережья Черногории, которое 10 апреля было формально блокировано. 14 мая Скутари была передана черногорским правительством международным силам, высаженным с военных кораблей, и блокада была снята. В акциях против Турции греческий флот фактически зависел от успеха действий единственного крейсера "Георгиос Аверов" и успешности минных или торпедных атак, которые и смогли вырвать у турок превосходство на море. К счастью для греков, их противник был безынициативен. В двух перестрелках, которые имели место между броненосными кораблями с обеих сторон, броня "Георгиоса Аверова" оказалась достаточной. Но корабль явно бы выиграл, если бы вместо восьми его 7,5-дюймовых установить дополнительные 9,2-дюймовые орудия, размешенные так, чтобы всем стрелять побортно. Греки настолько остро почувствовал и потребность в эффективном линкоре, что сразу же после войны купили в Соединенных Штатах два броненосца и заказали в Германии линейный крейсер.