ГЛАВА XV

ФЛОТ В ОКЕАНЕ И НА РУССКОМ ФРОНТЕ

 

Подводные лодки в океане

 

Прежде чем перейти к описанию финальных событий войны, следует рассмотреть действия итальянского фло­та па океанских просторах и на русском фронте. Рамки этой книги, однако, позволяют дать лишь их краткий обзор.

В начале войны итальянский флот имел около 30 под­водных лодок, способных действовать в океане. 11 июня 1940 года подводная лодка «Финци» покинула Специю, успешно миновала британский патруль в Гибралтарском проливе и вышла в Атлантику. Она прошла пролив в над­водном положении, но следующей лодке, «Вениеро», пришлось делать это в подводном положении. Это осо­бенно примечательно потому, что раньше ни одна лодка не решалась на такой переход из-за сильных неизучен­ных течений на различных глубинах. Например, немцы считали это «невозможным». Тем не менее, «Вениеро» проскочила в Атлантику, и большинство лодок и дальше проходили Гибралтарский пролив под водой.

Со средним интервалом в 2 дня еще 26 лодок присое­динились к «Финци» на океанских просторах. Еще одна лодка нового типа «Каньи» пришла туда в 1943 году. За­вершив патрулирование, лодкам приходилось возвращать­ся в Италию, опять проходя Гибралтарский пролив. Ког­да капитулировала Франция, флот менее чем за 2 месяца создал и полностью оборудовал большую базу подвод­ных лодок в Бордо. Она имела свои мастерские, склады, службы, оборонительные сооружения и даже свой гар­низон морских пехотинцев. Поэтому с начала сентября 1940 года океанские подводные лодки, завершив патру­лирование, возвращались в Бордо. Считая двойной про­ход Гибралтарского пролива и возвращение 10 лодок на Средиземное море в конце 1941 года, всего было совер­шено 48 прорывов через пролив. Трудности постоянно росли, так как англичане постоянно усиливали оборо­нительный заслон, но потерь не было. Зато немцы, от­правив осенью 1941 года свои субмарины на Средизем­ное море, потеряли здесь 5 лодок.

Естественно, не все прорывы проходили гладко. «Каппеллини» нарвалась на британские патрульные суда и в последовавшем бою получила такие повреждения, что была вынуждена искать убежища в Сеуте. Британские корабли крейсировали перед этим маленьким нейтраль­ным портом, ожидая выхода лодки. «Каппеллини» но­чью, совершив блестящий маневр, сумела на следую­щий день благополучно вырваться и вернулась в свой порт.

Аналогичные приключения выпали на долю «Бьянки» и «Брина», которых в тот же период загнали в Танжер. Обе лодки получили значительные повреждения. Британ­ские корабли крейсировали перед входом в порт, их аген­ты осматривали лодки в доке, твердо намереваясь не по­зволить им ускользнуть во второй раз. Тем не менее, флот сумел тайно доставить ремонтников и запасные части в Танжер, и сделал это достаточно быстро. Через 3 недели обе лодки были готовы к выходу. Однажды вечером экипа­жи отправились «в увольнение» на всю ночь, а команди­ры двинулись в хорошо известный ночной клуб. Поэтому британские наблюдатели позволили себе немного расслабиться. Затем, в назначенное время, итальянские мо­ряки быстро вернулись на свои лодки. Оба корабля бла­гополучно вырвались из Танжера и успешно вышли в Атлантику.

Все итальянские океанские подводные лодки были устаревших типов, поэтому, встретив охрану конвоев, оснащенную самой современной техникой, они показа­ли свое несоответствие задачам океанской войны. Напри­мер, они были слишком велики, их плохая маневрен­ность снижала эффективность действий. Немецкий флот начал войну, имея примерно 30 субмарин. Практически все его лодки были построены во время войны с учетом свежего боевого опыта. В течение всей войны немцы про­должали создавать новые типы лодок. Это доказывает, что итальянские лодки подвергались куда более серьез­ному риску.

Их зоной действий обычно была южная часть Север­ной Атлантики. Однако некоторое время после вступле­ния в войну США и Бразилии они действовали у амери­канского побережья и в Карибском море. Это был един­ственный период, когда итальянские подводные лодки попали в многообещающий район, отвечавший их ха­рактеристикам. Они полностью использовали предостав­ленные преимущества, но судоходство в этих местах бы­стро сократилось настолько, что больше не было смысла держать там лодки.

Оценивая действия этих подводных лодок в Атланти­ке, следует учитывать долгий путь к зоне патрулирова­ния и то, что нормальный срок пребывания на позиции составлял около 40 дней. К концу 1941 года количество итальянских подводных лодок, действующих в Атланти­ке, сократилось до 11. К 27 лодкам добавились 2, при­шедшие из Красного моря, но 8 лодок были отозваны в Италию. 10 подводных лодок были потоплены. Позднее в Бордо была прислана «Каньи», но еще 6 лодок были потоплены, а 3 —- отправлены в японские воды. К мо­менту перемирия «Каньи» действовала в Индийском океане, поэтому в Бордо оставались только 2 лодки, прохо­дившие модернизацию. Следует сказать, что в среднем только 3 или 4 итальянские подводные лодки одновре­менно находились в море.

Из официального списка потерь, опубликованного британским Адмиралтейством, можно видеть, что под­водные лодки Оси потопили 2775 торговых судов союз­ников, общим водоизмещением 14573000 тонн. Около 14000000 тонн приходится на долю океанских подводных лодок, остальное падает на Средиземное море и японс­кие воды. После тщательного анализа Исторический От­дел итальянского флота определил, что итальянские лод­ки потопили 135 судов общим водоизмещением 842000 тонн. Это относительно высокая цифра, и стоит привес­ти некоторые сравнения.

Если итальянцы имели в Атлантике только 30 уста­ревших подводных лодок, многие из которых совершили всего по 1 выходу, то немцы использовали более 800 со­временных субмарин. Всего же в составе германского фло­та за годы войны имелось 1175 подводных лодок. В резуль­тате средний потопленный тоннаж, приходящийся на каждую из 30 итальянских лодок, составляет 28000 тонн, тогда как на каждую из 800 немецких приходится только по 16400 тонн.

Эти цифры указывают на более высокие достиже­ния итальянских океанских лодок по сравнению с не­мецкими. Их значение еще более возрастает, если вспомнить про техническую отсталость итальянцев и трудности, испытанные ими. В общем, эти цифры хо­рошо демонстрируют упорство, умение и энергию ита­льянских моряков.

Малая перспективность районов, выделенных немца­ми для действий итальянских подводных лодок, застави­ла итальянское командование искать другие районы охо­ты, не находящиеся под германским контролем. Было решено попытать счастья в более удаленных районах. Поэтому в конце 1942 года 5 подводных лодок прошли модернизацию, увеличившую их автономность. Их отпра­вили действовать в Индийском океане, маршрут шел вокруг мыса Доброй Надежды. 3 лодки после этой модер­низации могли перевозить по 150 тонн грузов, и было решено наладить торговлю с Японией, которая распола­гала сырьем, нужным итальянской промышленности. Весной 1943 года «Каппеллини», «Джилиани» и «Торелли» после безостановочного трехмесячного перехода че­рез Атлантический и Индийский океаны, через море Сунда и Китайское море прибыли со своим грузом в Японию. Но там все они были застигнуты перемирием.

«Да Винчи» совершила 120-дневный поход в Индий­ский океан и потопила 6 судов водоизмещением 59831 тонна. К несчастью, на обратном пути возле Азорских островов она была потоплена. Первый поход «Каньи» в Индийский океан побил все рекорды — 137 дней плава­ния. Перемирие нашло «Каньи» в Индийском океане во втором походе. 21 сентября 1943 года она пришла в Дур­бан, заставив южноафриканцев буквально раскрыть рты от удивления. Они разрешили подводной лодке продол­жать плавание, и «Каньи» вернулась в Италию, чтобы присоединиться к флоту союзников.

Здесь невозможно описать бесчисленные приключе­ния всех океанских лодок итальянского флота в течение трех лет войны. 16 из них были потоплены, многие со всем экипажем. 5 лодок пропали без вести, об их судьбе просто ничего не известно.

Но следует упомянуть о слухах, связанных с действи­ями подводной лодки «Барбариго», которой приписыва­ли торпедирование 2 американских линкоров. Когда при­шла радиограмма о первом успехе, Супермарина потре­бовала более детальное описание потопления линкора, так как сообщенных сведений было недостаточно для подтверждения столь важного успеха. Супермарина хоте­ла дождаться возвращения «Барбариго» в базу, чтобы получить детальные рапорты и собрать все возможные доказательства. Однако нетерпение Муссолини взяло верх, и через несколько дней появилось немного преждевре­менное коммюнике. Через 5 месяцев в Рим пришла ра­диограмма, где «Барбариго» сообщала о потоплении вто­рого линкора. На сей раз у Супермарины было еще боль­ше оснований дожидаться возвращения лодки для про­яснения деталей. Но страна находилась в глубоком шоке после поражения у Эль Аламейна, и Муссолини насто­ял на том, чтобы снова немедленно объявить об успехе. В конце концов Супермарина пришла к заключению, что, хотя экипаж «Барбариго» твердо верил в свои донесе­ния, на самом деле были торпедированы гораздо менее важные корабли. Сегодня, после долгого и тщательного анализа документов, можно сказать, что первую атаку «Барбариго» совершила, ВОЗМОЖНО, против торгово­го судна. Но определенно это утверждать нельзя. Вторая атака совершенно точно была выполнена против бри­танского корвета «Петуния», который успешно уклонился от торпед.

 

Война с Россией

 

Советский Черноморский флот был не слишком эф­фективным. Его крупные корабли ни разу не участвовали в каких-либо операциях, хотя легкие силы оказывали постоянное давление на прибрежный фланг армий Оси. Советские подводные лодки, как уже упоминалось, при­несли совсем немного хлопот итальянским танкерам, перевозившим румынскую нефть. Так как Италия всту­пила в войну с Советским Союзом и послала войска на русский фронт, то и итальянскому флоту пришлось всту­пить в бой. Такая возможность представилась в первые месяцы 1942 года, когда южный фланг германских ар­мий вошел в Крым. По условиям конвенции Монтрё во­енные корабли воюющих держав не могли проходить че­рез Дарданеллы, однако это не остановило итальянский флот, который решил перебросить свои малые корабли через Балканы. Это произошло в апреле 1942 года и было выполнено с потрясающим мастерством.

Для действий на Черном море были выделены 6 ма­лых торпедных катеров типа Mas, 6 карликовых подвод­ных лодок и 10 взрывающихся катеров 10-й флотилии Mas. Торпедные катера были перевезены по шоссе в Вену на специальных трейлерах. Из Вены они пошли своим ходом по Дунаю и наконец вышли в море. Подводные лодки и взрывающиеся катера доставили на их базы в Констанце и Фаосе соответственно, первые — по желез­ной дороге, вторые — специальными автоприцепами. Базы были оснащены всем необходимым оборудованием, до­ставленным из Италии. С продвижением фронта переме­щалась и база торпедных катеров — Евпатория, Ялта, Феодосия и Анапа. Командовал подразделением и осу­ществлял оперативное руководство на Черном море ка­питан 1 ранга Мимбелли. Он проделал выдающуюся ра­боту. На Черном море и позднее на Сицилии Мимбелли руководил операциями не с берега, напротив, он при­нимал участие в большинстве выходов.

Черноморская флотилия активно действовала с апре­ля 1942 года по май 1943 года, совершив около 200 выхо­дов на задание. Особенно интенсивными эти операции были весной и летом 1942 года. Флотилия участвовала в захвате Крыма, прорыве на Керченский полуостров, осаде и захвате Севастополя. Торпедные катера не ограничива­ли свои задачи атаками вражеских судов, они широко сотрудничали с приморским флангом германской армии. Эти корабли обстреливали из пулеметов советские вой­ска и их укрепления на побережье, высаживали подрыв­ные команды и множество раз дрались с советскими ка­терами. Их действия получили самую высокую оценку немцев.

С наступлением печально известной зимы 1942 — 43 годов активность флотилии вынужденно ослабла. Однако катера все равно совершили множество выходов, в ос­новном прикрывая прибрежный фланг во время отступления немцев с Кавказа, а потом из Крыма. Когда сухо­путные войска окончательно откатились назад, торпед­ные катера и карликовые подводные лодки были переда­ны румынскому флоту, так как возвращать их в Италию было слишком трудно и опасно.

Кроме содействия сухопутному фронту, итальянс­кая Черноморская флотилия может занести в свой ак­тив потопление 2 советских эсминцев, 2 подводных лодок и 3 грузовых судов, множество советских кораб­лей были повреждены (Насчет эсминцев вопрос, конечно, интересный. Но подводные лодки № Щ-214 и С-32 действительно были потоплены итальянцами. А.Б.). Флотилия потеряла 2 торпед­ных катера и 1 лодку при налетах бомбардировщиков на порты базирования.

В это же самое время итальянский флот сражался и в финских водах, точнее — на Ладожском озере. Туда были отправлены 4 торпедных катера типа Mas. Это путеше­ствие длиной 3000 километров через всю Европу — само по себе целая эпопея. Катера были перевезены из Специи в Штеттин на специальных трейлерах в сопровожде­нии автоколонны со всем необходимым для организа­ции базы на озере. Для перехода через Альпы пришлось местами переделать дорожные повороты, в некоторых тоннелях катера приходилось снимать с трейлеров и тол­кать на катках. При проезде по узким улочкам некоторых маленьких городков часто приходилось ломать угол дома. Из Штеттина катера часть пути проделали на торговом судне, а потом двинулись своим ходом по системе кана­лов. Последний отрезок пути они проделали по железной дороге и опять самостоятельно по финским каналам. На­конец, когда добрались до намеченного места на Ладож­ском озере, там оказался густой лес, и базу пришлось создавать с нуля. Весь путь был проделан так быстро, что торпедные катера были готовы к бою через 20 дней пос­ле того, как они покинули Специю.

Основной задачей эскадры была блокада Ленинграда. Город был осажден с суши и часть снабжения получал через Ладожское озеро. Торпедным катерам пришлось действовать в очень неблагоприятных условиях и в не­знакомой обстановке. Наступившая суровая зима сокра­тила период их действий до 2 месяцев. Однако эскадра серьезно затруднила Советам судоходство и потопила канонерку и транспорт. Когда озеро замерзло, катера были перевезены в Таллин, все оборудование было складиро­вано там же. После выполнения задачи экипажи верну­лись в Италию. На следующий год торпедные катера были переданы Финляндии.

 

Блокадопрорыватели

 

Ранее уже упоминалось, что начало войны застигло часть итальянских торговых судов за пределами Среди­земного моря. Они имели общее водоизмещение 1215000 тони, что составляло более трети общего торгового тон­нажа Италии — 3396000 тонн. Штаб ВМФ заблаговре­менно принял меры для их возвращения в Италию, но не смог реализовать свои планы, так как судоходством руководило другое министерство. Большинство судов су­мело укрыться в нейтральных портах Северной и Южной Америки. Однако США, задолго до своего вступления в войну, захватили те итальянские суда в своих портах, экипажи которых не успели при угрозе затопить их. Ана­логичная судьба ждала и суда в большинстве портов Южной Америки

Как уже описывалось, к моменту падения Итальян­ской Восточной Африки Супермарина приказала всем судам покинуть порты Эритреи и Сомали, если они име­ют хоть малейшую надежду достичь «дружественного» ней­трального порта. Чтобы выполнить это, им, разумеется, пришлось бы прорваться через британские патрули в про­ливе Перим. Колониальный шлюп «Эритрея» и вооруженные пароходы «Рамб I» и «Рамб II» вышли из Массавы в Японию. Используя базы этой страны, они должны были действовать в качестве рейдеров в Индийском оке­ане. К несчастью, «Рамб I» был вскоре замечен британс­ким крейсером «Линдер» и потоплен. Остальные 2 кораб­ля после месячного плавания достигли Кобе, но так и не смогли начать карьеру рейдеров. Японцам не нравилась идея действий итальянских кораблей в их водах, и они создавали своим союзникам все мыслимые и немысли­мые препятствия.

Грузовые суда «Индия», «Пьяве» и «Гималайя» дол­жны были совершить длинное путешествие в Рио де Жанейро. Первые 2 судна были застигнуты англичанами в бухте Ассаб и затоплены своими экипажами. «Гималайя», успешно проскочив Красное море и Перим, пересек Индийский океан, прошел к югу от Австралии, пере­сек Тихий океан, прошел мыс Горн, южную Атлантику и достиг Рио де Жанейро. Из кораблей, стоявших в Чисимайо, 7 получили приказ двигаться на Мадагаскар в Диего-Суарес, принадлежавший Виши, но только 2 су­мели добраться до цели. Остальные были обнаружены и захвачены.

Учитывая развитие политической ситуации, стало ясно, что возникает опасность захвата итальянских су­дов, нашедших укрытие в нейтральных портах. Поэтому Супермарина приняла программу перевода их в другие нейтральные порты, казавшиеся более безопасными. Этой программой также предусматривалась организация судо­ходства между итальянской базой в Бордо и портами Японии, которая имела сырье, остро необходимое ита­льянской военной промышленности. Такие переходы дол­жны были совершаться в строжайшем секрете, чтобы суда не были обнаружены союзниками, имевшими полное господство на море. Возникало множество проблем воен­ного, политического, снабженческого характера, кото­рые приходилось решать отдельно для каждого отправля­емого судна. Эту работу следовало выполнять всеми возможными средствами, привлекая на помощь секретную агентурную сеть флота.

Первыми должны были выйти корабли из портов США. Однако в начале 1941 года, когда шли подготовительные работы, они были захвачены американским правитель­ством. О последствиях такого шага мы уже говорили. С марта по июль 1941 года 21 судно — 8 с Канарских остро­вов (5 из них с Тенерифе), 8 — из Бразилии и 5 — из атлантических портов Испании двинулись в Бордо. 15 из них достигли цели; 3 были затоплены в море своими эки­пажами после обнаружения кораблями союзников; 2 все-таки были захвачены и 1 потоплено по ошибке германс­кой субмариной. Они привезли остро требовавшееся сы­рье — кварц и бериллий.

Так завершилась первая часть программы. 15 ноября 1941 года началось выполнение второй части, когда теп­лоход «Кортелаццо» вышел из Дайрена (Манчжурия), имея на борту 5200 тонн ценных грузов. На Рождество теплоход «Орсеоло» вышел с аналогичным грузом из Кобе. Оба судна пересекли по диагонали Тихий океан, обогну­ли мыс Горн, прошли Атлантику и прибыли в Бордо после двухмесячного путешествия. 7 февраля 1942 года теплоход «Фусидзама» вышел из Кобе с 6000 тонн груза. Через 80 дней он прибыл в Бордо.

1 октября «Орсеоло» открыл серию обратных пере­ходов. Он вышел из Бордо с грузом станков и техники, которые были нужны японцам и которые затребовало японское правительство. 11 ноября настал черед «Кор­телаццо». Если «Орсеоло» сумел благополучно добрать­ся до Кобе, то «Кортелаццо» был потоплен. 25 января 1943 года «Орсеоло» снова вышел из Кобе и через 66 дней прибыл в Бордо. Однако его опыт показал, что трудности прорыва вражеской блокады торговыми су­дами резко увеличились. Поэтому было принято реше­ние переоборудовать часть подводных лодок для пере­возки грузов. Последнюю попытку предпринял «Гималайя», который вышел из Бордо 8 апреля 1943 года. На

следующий день он был замечен и атакован вражески­ми самолетами и получил приказ вернуться в порт. Пос­ле этой неудачной попытки торговые суда более не ис­пользовались, решение задачи возложили исключитель­но на подводные лодки.

Так как организация таких переходов была крайне сложной, а зачастую «таинственной» процедурой, то все заслуги следует приписать экипажам, совершавшим столь долгие и рискованные вояжи. Следует помнить, что это были обычные торговые суда, часто находившиеся в скверном состоянии после нескольких месяцев стоянки в чужом порту. Их экипажи были совершенно не готовы к плаваниям в условиях военного времени. Тем не менее, эти суда отлично исполняли приказы Супермарины. Их капитаны, офицеры и матросы вписали блестящую главу в историю войны.