ГЛАВА 10

ХОД ВОИНЫ МЕНЯЕТСЯ

 

Для англичан июнь 1942 года был памятен серией поражений. Провалилась операция «Вигерес», и припасы на Мальту не были доставлены. 8-я армия откатилась с позиций у Газалы, и Роммель продолжал наступать, пока его армия не достигла Мерса-Метруха. Теперь самолеты Люфтваффе базировались всего в 160 милях от Алексан­дрии. Перед адмиралом Харвудом замаячила перспектива массированных налетов вражеской авиации, и даже по­тери Александрии. Поэтому он принял решение рассре­доточить свой флот по другим портам. Корабли были от­правлены в Хайфу, Порт-Саид, Бейрут. Часть кораб­лей была отправлена на юг через Суэцкий канал, а сам Харвуд перевел свой штаб в Исмаилию.

Эвакуация была дурным предзнаменованием. Неизбеж­но возникали сомнения в способности 8-й армии удер­жать позиции под Эль-Аламейном, и воздухе запахло катастрофой. Среди персонала военно-морской базы в Александрии началась паника, люди бросились удирать в Суэц и Порт-Тевфик. 30 июля германская подводная лодка потопила возле Хайфы плавучую базу подводных лодок «Медуэй». Звезда англичан на Средиземном море закати­лась как никогда низко. Корабль затонул в течение не­скольких минут вместе с 90 запасными торпедами на борту.

Потеря возможности ремонтировать и обслуживать под­водные лодки почти парализовала их действия на некото­рое время. В июле британские подводные лодки потопили только 1 итальянское судно водоизмещением 792 тонны.

Но англичане пережили самый черный день, и удача уже начала поворачиваться лицом к ним, хотя в то время еще далеко не все это осознали. На суше Роммель был вынужден остановиться и перейти к обороне. 15 августа генерал Александер сменил генерала Окинлека на посту командующего британскими силами. Он написал в своем донесении: «2 июля 1942 года 8-я армия отбила самую отчаянную попытку противника прорвать нашу оборону. Старая Армия Пустыни выиграла достаточно времени, чтобы подвезти новые дивизии и более совершенные тан­ки, которые изменили ход битвы». Этими новыми танка­ми были американские «Шерманы». 300 таких танков и 100 самоходных 105-мм орудий были отправлены на Сред­ний Восток президентом Рузвельтом. Впервые британская 8-я армия получила танки, которые не уступали по каче­ству германским.

Пока 8-я армия накапливала силы, Танковая Армия Роммеля не получила ничего, если не считать парашю­тистов, переброшенных по воздуху в июле из Сицилии. Роммель был раздражен тем, что в Италии имелось боль­шое количество солдат, техники и боеприпасов, а к нему не поступало ничего. Хотя после того, как германский флот взял на себя прибрежные перевозки в июле Ром­мель получил 26000 грузов, в том числе 12000 тонн топ­лива и 1370 единиц техники, этого хватало лишь на воз­мещение потерь. Накопить резервы Роммель не сумел. Положение ухудшили июльские набеги британских крей­серов и эсминцев на порт Мерса-Матрух, в результате которых погибли 3 транспорта. В том же месяце КВВС провели налет на Тобрук и уничтожили находящийся там склад топлива. Положение Роммеля еще больше ухудши­лось, когда возобновились атаки конвоев на ливийском маршруте.

После того, как в мае был восстановлен атакующий потенциал Мальты, в начале июля части II авиакорпуса сипни были переброшены в Сицилию. Они возобновили атаки с целью нейтрализации острова. Немцы сосредото­чили свое внимание на аэродромах и сбросили более 700 тонн бомб, уничтожив на земле 17 самолетов. Еще боль­ше самолетов были повреждены. Но теперь бомбардиров­щики были встречены сильной группой британских ис­требителей, и короткий воздушный блиц стоил Оси 65 самолетов. Англичане потеряли 36 «Спитфайров». К 15 июля немцы были вынуждены прекратить массирован­ные налеты и перешли к внезапным ударам истребите­лей-бомбардировщиков.

Уже 5 июля командующий Мальтийской военно-мор­ской базой вице-адмирал Литэм сообщил, что, по его мнению, остров снова можно использовать для базирования подводных лодок. К 12 июля входной фарватер был очищен от мин, и прибыла первая подводная лодка — «Анброукен». Результаты не замедлили сказаться. Уже в августе подводные лодки потопили вражеские суда водо­измещением 40043 тонны.

В воздухе англичане, наконец, достигли равенства с авиацией Оси на Средиземноморском театре, хотя мно­гие истребительные эскадрильи еще имели на вооруже­нии «Харрикейны I» и II, что давало противнику каче­ственное преимущество. Однако уже начали вступать в бой американские эскадрильи, летающие на «Либерейторах», «Крепостях», «Митчеллах» и «Киттихоках».

Таким образом, силы англичан росли, и появились первые признаки того, что период, когда им приходилось сдерживать численно превосходящего противника, близится к концу. Одним из самых важных предзнамено­ваний окончательной победы стало англо-американское соглашение, подписанное 10 июля. Было решено выса­дить десант во Французской Северной Африке в октябре 1942 года. Тем не менее, британской 8-й армии требова­лось еще достаточно много времени, чтобы подготовиться к началу нового наступления. Ведь подкрепления и припасы ей доставляли по очень длинному маршруту вок­руг Африки. Самой ранней датой было начало сентября, то есть именно тот срок, который подтолкнул Черчилля сместить генерала Окинлека с поста командующего. А в результате его преемник начал наступление еще позже — только 25 октября.

И все-таки даже эти отсрочки играли на руку 8-й ар­мии. Хотя ее морские коммуникации были очень длин­ными, в то же время они были достаточно безопасными. Для Роммеля задержки становились роковыми. В августе потери на ливийском маршруте достигли 34 %. Чем доль­ше он оставался пассивным, тем сильнее становился его противник, а его собственные силы не увеличивались. Отступление было просто немыслимо. Поэтому он дол­жен был бросить свою армию в последнее отчаянное на­ступление под лозунгом «выиграть или проиграть все». Однако англичане ждали немцев на прекрасно подготов­ленных оборонительных позициях под Эль-Аламейном.

Только в одном отношении задержки серьезно угрожа­ли англичанам. Мальте грозила голодная смерть, и требо­валось срочно доставить продовольствие на остров. Поэто­му проводка конвоя в августе приобретала исключитель­ное значение. Пока вся Киренаика оставалась в руках Оси, как показал опыт конвоя «Вигерес», провести конвой с востока было просто невозможно. Поэтому следовало при­ложить максимум усилий, чтобы провести большой кон­вой из Гибралтара. Силы прикрытия должны быть доста­точно сильными, чтобы отразить угрозу нападения италь­янского флота. В состав Соединения X, которое поведет конвой через Сицилийский пролив, должны быть вклю­чены современные крейсера и большое количество современных эсминцев. Одновременно на Мальту нужно пере­бросить большое число самолетов из Великобритании и Египта. Операция получила кодовое название «Пьедестал».

Супермарина располагала информацией о подготовке какой-то операции. Из перехваченных радиограмм итальянцы узнали, что противник затевает что-то в Запад­ном Средиземноморье. О характере операции догадаться было нетрудно. Когда появилась новая информация о конвое, который 9 и 10 августа прошел через Гибралтар­ский пролив, на аэродромах Сицилии и Сардинии был собран огромный воздушный флот из 784 германских и итальянских бомбардировщиков, торпедоносцев и пики­ровщиков. Если сюда добавить разведчики и истребите­ли, то окажется, что противник собрал более 1000 само­летов. 6 итальянских и 3 германских подводных лодки были развернуты между Балеарскими островами и Алжиром, перекрывая дорогу на Мальту. 11 итальянских подводных лодок находились на подходах к Узостям, еще несколько караулили возле Мальты. Возле мыса Бон было поставле­но новое минное заграждение, хотя ранее через этот район проходили итальянские конвои в Ливию. Южнее мыса Бон в засаде стояли 23 торпедных катера. Все эти огром­ные силы имели достаточно оснований надеяться на ус­пех. Но и любом случае, вокруг этого конвоя должна была разыграться самая ожесточенная битва за всю войну. Хотя она завершилась тактическим поражением англичан, они проявили выдающуюся отвагу и исключительную морс­кую выучку. Особенно это касается экипажей торговых судов. Но в итоге был достигнут важнейший стратегичес­кий успех, который покончил с надеждами командова­ния Оси добиться победы в Северной Африке. Поэтому ход операции заслуживает более детального рассмотрения.

Рано утром 10 августа 1942 года конвой из 14 торговых судов прошел через Гибралтарский пролив. Его сопро­вождал целый флот под командованием вице-адмирала Э.Н. Сифрета. Началась операция «Пьедестал». Все транс­порты были новыми быстроходными судами. 13 транс­портов несли самые различные грузы, но в основном это были мука, бензин в 5-галлонных канистрах и боеприпа­сы. Последняя пара была не тем, что хотели бы взять моряки в такой опасный поход. 2 судна — «Сайта Элиза» и «Альмерия Лайке» — следовали под американским флагом с американскими командами. Остальные пред­ставляли собой цвет британского торгового флота. На «Порт Чалмерсе» был поднят брейд-вымпел коммодо­ра конвоя капитана 2 ранга Э.Г. Винейблса. Вместе с ним следовали «Рочестер Кастл», «Девкалион», «Гленорчи», «Эмпайр Хоуп», «Вайранги», «Ваймарама», «Мельбурн Стар», «Брисбен Стар», «Дорсет» и «Клан Фергюсон». В состав конвоя входил арендованный у американцев большой танкер «Огайо». Однако он имел британскую команду и британского шкипера Д.У. Мэзона из «Игл ойл энд шиллинг компани». Танкер нес 11 500 тонн керосина и нефти, от которых зависело спасение Мальты. Впрочем, не менее важен был и груз продовольствия на транспортах.

Как и в предыдущих случаях, до Сицилийских Узостей конвой должна была сопровождать сильная эскадра военных кораблей. Для отражения атак подводных лодок имелось около 2 дюжин эсминцев и эскортных минонос­цев. Воздушные атаки должны были отражать 46 «Харрикейнов», 10 «Мартлетов» и 16 «Фулмаров» с авианосцев «Викториес», «Индомитебл» и «Игл». Их сопровождали линкоры «Нельсон» и «Родней», крейсера ПВО «Сири­ус», «Феб», «Харибдис», крейсера «Нигерия», «Кения», «Манчестер». Однако через пролив и далее конвой долж­ны были вести только 3 крейсера, крейсер ПВО «Каир» и примерно половина эсминцев.

О проходе конвоя через Гибралтарский пролив италь­янскому верховному командованию стало известно не­медленно. Сразу в действие был приведен план перехвата. Когда 11 августа в 10.00 самолеты-разведчики обнаружи­ли конвой, он уже столкнулся с первым барьером, по­ставленным у него на пути. Это были 9 подводных лодок, развернутых к северу от берегов Алжира. Германская лод­ка U-73 лейтенанта Розенбаума оказалась прямо на пути конвоя. Умело маневрируя, Розенбаум проник внутрь за­весы эсминцев и выпустил 4 торпеды в «Игл». Через 8 минут старый авианосец затонул, унеся с собой около 200 человек экипажа.

Номером конвой оказался в пределах досягаемости бомбардировщиков с аэродромов Сардинии. 36 бомбар­дировщиков Ju-88 и торпедоносцев Не-111 атаковали после наступления сумерек. Они сумели уклониться от истребительного патруля, но были встречены настоя­щим шквалом зенитного огня. Противник потерял 4 са­молета, но ничего не добился. В это самое время аэро­дромы Эльмас и Дечимомамму были атакованы «Бофайтерами» с Мальты. Британские истребители уничто­жили на земле 5 итальянских торпедоносцев и повреди­ли еще 14. Именно эти потери отчасти объясняют, по­чему на следующий день авиация генерала Санторо по­терпела неудачу. С другой стороны, ему крупно повезло, потому что американские «Либерейторы», атаковавшие аэродромы ночью, сбросили бомбы слишком неточно и не причинили никакого вреда.

Ночь прошла для соединения адмирала Сиффрета спо­койно. Утром 12 августа конвой следовал 4 колоннами в исключительном порядке. Вскоре после 6.00 с авианос­цев взлетел истребительный патруль из 12 самолетов. Тут же «Мартлеты» с «Индомитебла» сбили 2 итальянских самолета-разведчика. Но теперь конвой находился всего в 70 милях от берегов Сардинии, и противнику не соста­вило труда его обнаружить. Вскоре после 9.00 появились 19 бомбардировщиков Ju-88. Их тепло встретили 16 британских истребителей. На борту кораблей моряки с радо­стью следили, как двухмоторные бомбардировщики, во­лоча хвосты дыма, падают в море. Остальные сбросили бомбы, даже не приблизившись к конвою. На базу не вернулись 6 германских самолетов.

Это принесло англичанам некоторое удовлетворение, однако никто не питал напрасных иллюзий. Самое худ­шее еще было впереди. Действительно, Реджиа Аэронаутика уже подготовила свою самую крупную атаку, в ко­торой должны были участвовать более 100 самолетов различных типов. Первая волна должна была отвлечь внима­ние от торпедоносцев. Она состояла из 10 бомбардиров­щиков «Савойя», 8 истребителей-бомбардировщиков «Капрони» и 14 истребителей «Макки». «Савойи» несли новое оружие — так называемые «моторные бомбы». Это была торпеда, которая опускалась в воду на парашюте, а потом двигалась зигзагом, который трудно было угадать. Уклониться от такой торпеды было крайне сложно. Од­нако эти торпеды были сброшены далеко впереди кон­воя и серьезной угрозы не составили. Заметив опускаю­щиеся парашюты, корабли дружно повернули «все вдруг» вправо на 90°, чтобы обойти опасный район. Одновре­менно была отбита атака бомбардировщиков «Капрони».

Судя по всему, этот неожиданный маневр смешал карты 43 торпедоносцам, которые собирались атаковать конвой. Они разделились на 2 группы, чтобы нанести удар с обоих флангов. Но, может быть, свое дело сделали «Си Харрикейны» и «Мартлеты». Они прорвались сквозь при­крытие из 26 истребителей Re-2001 и атаковали торпедо­носцы. В любом случае, торпеды были сброшены слиш­ком далеко, и ни одна не попала в цель.

Все усилия итальянцев остались напрасны. Однако они имели в своем распоряжении и другое оружие. Прежде всего упомянем самолет Sm-79, нагруженный бомбами и управляемый по радио с гидросамолета «Кант», что-то вроде беспилотного камикадзэ. К несчастью для италь­янцев, это остроумное изобретение не сработало. Sm-79 улетел вглубь суши и взорвался где-то в Алжире. Пара истребителей-бомбардировщиков Re-2001, внешне напо­минающих «Харрикейн», несла специальные бомбы, со­зданные для уничтожения стоящих на палубе авианосца самолетов. «Викториес», принимавший свои «Харрикейны», заметил эту парочку, но, как и надеялись итальян­цы, огня не открыл. Обман был раскрыт, лишь когда самолеты сбросили бомбы. Одна из них упала на полет­ную палубу. Если бы она взорвалась, то последствия мог­ли оказаться крайне тяжелыми, но взрыватель не сработал, и бомба просто раскололась на куски. Итальянские пилоты удрали, прежде чем растерянные зенитчики от­крыли по ним огонь.

После сильнейшей атаки итальянской авиации за дело взялись немцы. Появились 37 пикирующих бомбардиров­щиков, которые и добились успеха. Они прибыли, когда торпедоносцы повернули назад, и лишь 11 бомбардиров­щиков сумели уклониться от истребителей. Они атакова­ли ветерана нескольких походов на Мальту транспорт «Девкалион», возглавлявший левую колонну. В корабль попала лишь одна бомба, которая пробила корпус на­сквозь. Несколько бомб разорвались в воде рядом с ко­раблем, который был буквально подброшен вверх. Шки­пер Рамсей Браун приказал остановить машины, чтобы спасательные шлюпки могли отойти подальше. Помощ­ник капитана вместе с корабельным плотником отпра­вились выяснять повреждения.

Уже не в первый раз судно Бертрама Рамсея получало повреждения, и шкипер не имел ни малейшего желания отстать от конвоя, пока существовала хоть какая-то на­дежда. К несчастью, не так давно судно покинула боль­шая группа опытных матросов. И сейчас несколько чело­век поддались панике. Они спешно спустили 2 шлюпки и бросились наутек. Вскоре выяснилось, что повреждения невелики, и «Девкалион» сможет дать ход. Однако потре­бовалось вернуть дезертиров, что вызвало примерно ча­совую задержку. Оставшись позади конвоя, «Девкалион» в сопровождении эскортного миноносца «Брамхэм» по­вернул к тунисским берегам. Рамсей надеялся, что, дви­гаясь прибрежным маршрутом, он сумеет скрыться от противника. Этот план почти сработал. Хотя ближе к ве­черу судно было атаковано еще 2 пикировщиками, они не добились попаданий. Близкие разрывы снова сильно встряхнули «Девкалион», однако корабль был построен прочно. Когда сгустились сумерки, он двигался на восток со скоростью 12 узлов. Но в тот момент, когда погас пос­ледний луч света, корабль был замечен 2 торпедоносцами. Торпеда попала в борт «Девкалиона». Груз авиабензи­на и керосина вспыхнул, языки пламени поднялись выше мачт. Корабль мгновенно превратился в ад, и лишь счи­танные минуты оставались до взрыва боеприпасов, на­ходящихся в трюмах. Был отдан приказ покинуть судно, и экипаж оставил «Девкалион».

За это время вокруг конвоя также произошло много интересного. Отбив самую сильную атаку в этот день, соединение Сифрета подошло к завесе итальянских под­водных лодок, развернутой вблизи Узостей. Зеркальная гладь летнего моря создавала исключительно неблаго­приятные условия для работы асдика. Температурные слои отражали акустические импульсы, что приводило к многочисленным ложным тревогам. Всю вторую по­ловину дня эсминцы гонялись за мнимыми подводны­ми лодками, попусту тратя глубинные бомбы. Но в 16.40 наконец был установлен настоящий контакт. Эсминец «Тартар» заметил след торпеды, а следовавший за ним «Лукаут» заметил перископ. В ходе контратаки несколько глубинных бомб сильно встряхнули подводную лодку «Эмо», которая получила небольшие повреждения. Но эсминцы не могли отвлекаться слишком надолго и вер­нулись к конвою. Таким образом, лодка избежала худ­шей участи.

Почти в это же время на другом фланге конвоя эсми­нец «Итюриэл» также заметил перископ. Над поверхнос­тью даже мелькнула рубка подводной лодки. Эсминец ринулся туда и сбросил серию глубинных бомб. Подвод­ная лодка «Кобальте» была повреждена так сильно, что ей пришлось подняться на поверхность. Тогда «Итюриэл» протаранил и потопил ее. Пока эсминец подбирал спас­шихся итальянцев, появилась небольшая группа истре­бителей-бомбардировщиков «Капрони». Их встретили «Харрикейны», и вражеские самолеты не рискнули ата­ковать конвой. Вместо этого они обратили свое внимание на одинокий эсминец, но зенитчики «Итюриэла» были настороже, и отогнали нападавших.

Таким образом, хотя англичане понесли довольно ощутимые потери, противник не сумел сполна восполь­зоваться выгодами тактической ситуации, которую со­здала концентрация авиации и подводных лодок. Бри­танское соединение отбило почти все попытки самоле­тов и подводных лодок прорваться к драгоценным транс­портам и продолжало двигаться на восток. Конвой со­хранил строй, и для беспокойства пока не было осно­ваний. Но вскоре ситуация изменилась самым драмати­ческим образом.

К 18.30 конвой оказался в пределах досягаемости са­молетов с сицилийских аэродромов, в частности — смер­тоносных пикировщиков Ju-87. 29 этих самолетов прибы­ли одновременно с 14 итальянскими торпедоносцами. Их сопровождала целая армада истребителей. В ходе этой прекрасно скоординированной атаки торпедоносцы зашли с обоих флангов, а пикировщики атаковали с носа и кормы. Одна группа Ju-87 атаковала «Индомитебл». Они пикировали до высоты 1000 футов, чтобы наверняка до­биться попадания. 3 бомбы взорвались на палубе авиа­носца, сделав полеты невозможными. Его истребителям пришлось садиться на «Викториес». Остальные пикиров­щики ничего не добились. Единственной жертвой торпедоносцев стал эсминец «Форсайт». Взрывом торпеды ему оторвало корму, и англичане позднее сами затопили его.

Конвой продолжал двигаться вперед, пока не потеряв ни одного судна. Однако вечером наступил критический момент. Линкоры Сифрета и авианосная группа должны были повернуть назад, чтобы не входить в узкий пролив Скерки. Одновременно компактный строй конвоя ком­модора Винейблса должен был перестроиться в двойную колонну, чтобы втиснуться в узкий фарватер. Этот ма­невр неизбежно вел к некоторой неразберихе и отрыву транспортов от кораблей сопровождения.

Так как корабли эскорта были в этот момент слиш­ком заняты, они не заметили перископы 2 итальянских подводных лодок, которые внимательно следили за конвоем. Это были «Аксум» лейтенанта Ренато Феррини и «Дессие» лейтенанта Ренато Скандола. Феррини впервые заметил британское соединение в 18.20. Он увидел на горизонте неясные силуэты и пошел на сближение, ос­таваясь в подводном положении. Через 20 минут 2 столба дыма и разрывы зенитных снарядов в небе подсказали ему, что именно он заметил. Обратимся к его бортовому журналу.

 

18.41 Повернул на север, чтобы сблизиться.

18.50 Заметил дым по пеленгу 300°. Погрузился на 20 метров и лег на курс 30°, полный ход.

19.27 Перископная глубина. Вражеская эскадра видна в секторе от 290° до 10°, расстояние 8000 метров, курс 110°. Лег на параллельный курс, чтобы изучить ситуа­цию.

19.35 Последние наблюдения. Курс противника 140°, то есть он повернул на 30° вправо. Повернул вправо на курс 180°. За это время я смог установить, что силы про­тивника состоят из 15 пароходов, 2 крейсеров и множе­ства эсминцев. Они построены в 3 колонны, пароходы — во всех трех. 2 крейсера находятся в центре. Эсминцы распределены по периметру. Дальше заметил частично скрытый другими кораблями корабль с 3 решетчатыми мачтами, похожими на мачты американских линкоров. Смог только раз осмотреть общую панораму, так как при спокойном море перископ может быть замечен даже на минимальной скорости.

19.37 Последняя оценка дистанции 4000 метров. Курс противника 140°. Скорость 13. Повернул вправо на курс 20°, чтобы занять позицию для атаки.

19.42 После короткого взгляда в перископ погрузил­ся на 15 метров и дал средний вперед обоим моторам, чтобы сблизиться.

19.48 Перископная глубина. Пеленг на крейсер во вто­рой колоне 28°. В ближней линии впереди и позади крей­сера находятся эсминец и транспорт соответственно.

19.55 Выпустил торпеды из носовых аппаратов №№ 1, 4, 3, 2, из которых 1 и 2 — прямо по курсу, а 3 и 4 — с растворением 5° вправо и влево соответственно.

Сразу после залпа начал маневр уклонения. Расстоя­ние от точки залпа до ближайшей колонны 1300 метров, до крейсера 1800 метров.

Через 63 секунды после залпа услышал первый взрыв. Через 90 секунд услышал еще 2 взрыва. Это привело меня к заключению, что 1 торпеда попала в корабль первой колонны, а другие — второй. Учитывая скорость торпед, ясно, что дистанция залпа на самом деле была меньше и равнялась 1000 метров до первой колонны и 1400 мет­ров до второй.

Через 4 минуты 30 секунд после залпа погрузился на 65 метров. Атака противника началась серией глубинных бомб. Погрузился на 100 метров и остановил все моторы. Охота продолжалась около 2 часов, противник сбрасы­вал серии глубинных бомб. Было отмечено, что когда лодка поднималась до глубины 80 — 90 метров, станови­лись ясно слышны импульсы асдика, за ними немед­ленно следовали глубинные бомбы. Решил оставаться на глубине 100— 120 метров, особенно после того, как в 21.35 эсминец прошел прямо над лодкой. Кроме шума винтов был отчетливо слышен звон вибрирующего тро­са. Это заставило меня подумать, что использовался под­рывной трал.

После 22.15 охота прекратилась.

22.50 Поднялся на поверхность. Впереди на рассто­янии 3000 метров горит большой корабль. Справа по носу виден большой дым. Слева по пеленгу 70° полно­стью охваченный огнем третий корабль. Он еще движется, но окутан характерным серо-черным дымом. Пожары первого корабля ясно осветили меня, и немедленно после этого я заметил 2 эсминца. Так как мне было важно провентилировать лодку и подзарядить батареи, я погрузился, чтобы избежать новой атаки и покинул район.

 

Хотя «Дессие» выпустила торпеды почти в этот же момент, скорее всего именно торпеды «Аксума» пора­зили 3 корабля: крейсер «Нигерия» — флагман адми­рала Барроу, крейсер ПВО «Каир» и танкер «Огайо». Совершенно понятно, что такая тройная катастрофа, произошедшая в сумерках, привела конвой в полный беспорядок. Часть эсминцев сопровождения бросилась на помощь поврежденным крейсерам, другие кинулись искать нападавших. Внезапная остановка «Огайо» вы­нудила шедший позади него «Эмпайр Хоуп» спешно дать задний ход, чтобы избежать столкновения. Неко­торые корабли начали поворачивать, уклоняясь от тор­пед. На какое-то время конвой полностью потерял строй. И вдобавок в темнеющем небе послышался звук мото­ров. Это прибыла смешанная группа германских Ju-88 и итальянских торпедоносцев. Бешено загремели ору­дия, выпуская снаряды во все стороны, но проку от такой пальбы было мало. Скорее всего — к счастью, потому что возбужденные артиллеристы обстреляли кроме противника еще и прилетевшие с Мальты ис­требители «Бофайтер», которые должны были сменить авианосные самолеты.

Замешательство превратилось в настоящий хаос, ког­да «Эмпайр Хоуп» получил попадание бомбы. Транспорт загорелся, и команда была вынуждена покинуть его. Транс­порты «Клан Фергюсон» и «Брисбен Стар» остановились, получив попадания торпедами то ли с подводной лодки «Аладжи», то ли с самолетов («Клан Фергюсон» затонул. «Эмпайр Хоуп» оставался на плаву по­чти до полуночи и был потоплен торпедой подводной лодки «Бронзо». «Брисбен Стар» сумел дать ход.). Но совершенно точно ясно, что именно торпеда «Аладжи» попала в крейсер «Кения». Однако повреждения корабля оказались невелики, и он остался в строю.

Теперь расскажем, как все это видел командир италь­янской подводной лодки лейтенант Сержио Пуччини.

 

9.00 Впервые услышали взрывы, которые в течение дня становились все громче и чаще. Взяли курс на юго-восточную часть зоны патрулирования, где на закате предполагали встретить конвой.

10.00 Через перископ по пеленгу 130° увидел высо­кий столб дыма. Немного позднее на расстоянии 20 000 метров появились мачты кораблей. Повернули туда.

20.20 Конвой атакован самолетами. Яростная стрель­ба зениток. Все корабли одновременно изменили курс вправо и направились на юг. Эсминец получил попада­ние бомбы. Я смог насчитать 15 кораблей — крейсеров, эсминцев, транспортов.

20.40 Корабли снова повернули и перестроились. Во главе идет крейсер типа «Саутгемптон». Расстояние 8 — 10000 метро». Маневрирую, чтобы выйти в атаку.

21.00 Началась третья воздушная атака, более силь­ная, чем предыдущие. 2 торговых судна получили попа­дания и горят. Эсминец остановился рядом с ними, ве­роятно, чтобы помочь. Град бомб возле других кораблей поднимает высокие столбы воды, некоторые из них не дальше 3 или 4000 метров от подводной лодки. Крейсер, шедший впереди транспортов, кажется, уменьшил ско­рость, чтобы остаться вместе с конвоем, разбросанным яростной бомбардировкой.

21.05 Курс 214°, дистанция 1500 — 2000 метров, вы­пустил 4 торпеды из носовых аппаратов по крейсеру. Вы­полняя маневр уклонения, слышал 3 взрыва, совершен­но отличные от тех, чтоб были слышны во время бом­бардировки. Так как торпеды были пущены веером, крей­сер не мог получить 3 попадания. Поэтому я думаю, что попал в транспорт, шедший у него за кормой. Вышел из боя и лег на дно на глубине 90 метров.

21.26 Услышал очень сильный взрыв. В гидрофонах слышен шум других кораблей, проходящих рядом. Это может быть вторая группа кораблей, направляющаяся к мысу Бон.

23.13 Поднялся на поверхность. Горизонт в секторе от 180° до 240° представляет собой сплошную линию огня от горящих и тонущих кораблей.

23.50 Горящее судно взорвалось.

 

Тем временем на уцелевшие британские корабли, пос­ле замешательства и грохота одновременно воздушной и подводной атаки, внезапно опустилась тишина. Посте­пенно темнело, но за кормой море было освещено дро­жащими огнями пожаров на поврежденных кораблях.

Эсминцы метались среди уцелевших судов, пытаясь навести хоть какое-то подобие порядка. Перебравшись на эсминец «Ашанти», адмирал Барроу приказал повреж­денному крейсеру «Нигерия» возвращаться в Гибралтар. Танкер «Огайо», получив дыру в борту размерами 24x23 фута, загорелся и был вынужден остановиться. Однако его команда сумела потушить пожар и заделать трещины в переборках. Внушительный перечень повреждений «Огайо» делает его дальнейшую историю одной из самых замечательных морских легенд. Танкер снова дал ход и потащился вслед за конвоем с максимальной скоростью, которую мог развить. Его рулевое управление действова­ло очень плохо, и на корабле не осталось ни одного ком­паса. Крейсер «Каир» получил такие повреждения, что его пришлось затопить.

Самая большая организованная группа в это время состояла из крейсеров «Кения» и «Манчестер», за кото­рыми следовало американское судно «Альмерия Лайке» и транспорт «Гленорчи». Ее возглавляли 2 эсминца с за­веденными параванами. Остальные транспорты следова­ли либо самостоятельно, либо под присмотром отдель­ных эсминцев. Нагоняя конвой, адмирал на «Ашанти» прошел мимо «Огайо». Капитан танкера попросил помо­щи, и Барроу прислал эскортный миноносец «Ледбери», чтобы провести лишившийся компасов корабль через узкий фарватер. К рассвету упрямый танкер снова сумел развить скорость 16 узлов. Рваные листы обшивки, тор­чащие из пробоины, поднимали ужасный шум, но все-таки он присоединился к остаткам конвоя. Кроме «Огайо», еще одно поврежденное судно сумело дать ход. Это был транспорт «Брисбен Стар». Его изобретательный шкипер Райли, оставшись в одиночестве, решил направиться к берегу Туниса. Там он надеялся проскочить к Мальте, если представится такая возможность. Его изобретатель­ность была вознаграждена. Проявив прекрасную морскую выучку, команда привела поврежденное судно в гавань Ла-Валетты, сохранив в целости большую часть драго­ценного груза.

Примерно в полночь остатки конвоя по одиночке и мелкими группами огибали мыс Бон. А там, в тени под берегом, приглушив моторы, их ожидали германские и итальянские торпедные катера. Спокойное морс создава­ло им идеальные условия для атаки. Молодые командиры катеров постарались показать, на что они способны. На­чиная с 1.00, почти 4 часа длилась непрерывная серия схваток. В темноте мелькали лучи прожекторов, разно­цветные струи трассирующих снарядов, ревели моторы катеров, время от времени грохотали взрывы торпед. Вос­создать точную и детальную картину происшедшего про­сто невозможно.

Совершенно точно известно, что итальянские катера Ms-16 и Ms-22, которыми командовали капитан-лейте­нант Манути и суб-лейтенант Меццадра, добились пер­вого успеха. Каждый из них всадил по торпеде в «Манче­стер». Взрывами были уничтожены винты крейсера, и он потерял ход. На следующий день команда покинула его, и он был затоплен. Потом настала очередь «Альмерии Лайке». Невидимые налетчики торпедировали транспорт, и вскоре он пошел на дно. Его экипаж был спасен эс­минцем «Сомали», который также принял экипаж «Вайранги» — еще одной жертвы торпедных катеров. Сразу после 2.00 «Гленорчи» внезапно был освещен прожектором. Судно повернуло прямо на прожектор, но тут же в него почти одновременно попали 2 торпеды. Машинное отделение было затоплено, и шкипер Г. Лесли приказал команде покинуть судно. Сам он остался на мостике, не­смотря на настойчивые просьбы офицеров и матросов. Шлюпки пошли на веслах к берегу Туниса, который находился совсем рядом. Большая часть экипажа была ин­тернирована французами. На рассвете помощник капи­тан Ханни набрал добровольцев и на шлюпке направил­ся обратно к «Гленорчи», чтобы убедить шкипера поки­нуть судно. Но, когда они уже подходили к судну, оно перевернулось и затонуло. В этот момент появился тор­педный катер Ms-31 лейтенанта Кальвани, который тор­педировал «Гленорчи». Он подошел к шлюпке и взял ее экипаж в плен. Шкипера Лесли больше никто не видел.

Еще 2 судна были торпедированы до того, как насту­пивший рассвет положил конец атакам — американское «Сайта Элиза» и «Рочестер Кастл». Первое немного от­стало из-за неполадок в машине, вызванных близкими разрывами бомб во время вчерашних атак. Оно отбило атаку торпедного катера огнем своих пулеметов, но дру­гой катер подкрался незамеченным с противоположного борта. Торпеда взорвалась рядом с грузом канистр бензи­на. Начался сильнейший пожар. Экипаж едва успел по­кинуть судно, как огонь добрался до боеприпасов, и суд­но взорвалось. Уцелевшие моряки были приняты на борт эсминцем «Пени».

Шкипер «Рочестер Кастла» Ричард Рен, умело манев­рируя, сумел уклониться от нескольких торпед. Но все-таки одна из торпед попала в его судно, взрыв произо­шел в районе носового трюма. Однако судно оказалось построенным на удивление прочно. Переборки выдержа­ли, машины продолжали действовать, и на рассвете Рен неожиданно обнаружил, что он возглавляет уцелевшие суда конвоя. За ним шли «Ваймарама» и «Мельбурн Стар», немного отстав, держался «Огайо» и еще дальше позади виднелись «Порт Чалмерс» и «Дорсет».

Все британские моряки запавшими воспаленными гла­зами всматривались в небо. Они прекрасно знали, что их ждет. С Мальты должны были прилететь «Бофайтеры» и «Спитфайры», но оба корабля наведения истребителей — «Нигерия» и «Каир» — отсутствовали. Поэтому действия британских истребителей были серьезно затруднены. Моряки еще успели позавтракать, когда около 8.00 сно­ва прозвучали сигналы тревоги. Это было совсем не то, что они хотели услышать.

У контр-адмирала Гарольда Барроу, который теперь находился на эсминце «Ашанти», на рассвете хватало других забот, кроме подготовки к отражению массиро­ванной воздушной атаки. Вчера вечером разведыватель­ный самолет с Мальты сообщил о вражеской эскадре из 6 крейсеров и 11 эсминцев, которая находилась в Тир­ренском море и шла на юг. Простые расчеты показыва­ли, что она на рассвете перехватит конвой южнее Пантеллерии, как это сделала в июне эскадра да Зары. Но на сей раз силы итальянцев были гораздо больше. И хотя Сифрет послал на помощь Барроу крейсер «Харибдис» и 2 эсминца, появление итальянской эскадры означало неизбежное уничтожение конвоя.

В результате под угрозой оказывалась не только судьба конвоя, но и судьба Мальты, а может быть, и весь исход борьбы за Средний Восток. Атака крейсерской эскадры была частью общего плана, составленного Супермариной, которая сделала выводы из уроков июньского кон­воя. Но тот же самый опыт заставил итальянских адмира­лов с уважением относиться к британским торпедонос­цам. Поэтому они потребовали от Кессельринга и Commando Supremo обеспечить истребительное прикры­тие кораблей в Сицилийском проливе.

Когда командиры 2-го воздушного флота и Реджиа Аэронаутика подвели итоги 2 дней боев, то они обнару­жили, что колоссальные усилия стоили им очень дорого, но принесли довольно скромные результаты. Поэтому они решили 13 августа нанести последний, самый мощный удар. Для сопровождения бомбардировщиков были собра­ны все имеющиеся истребители, поэтому ни один само­лет не был выделен для прикрытия кораблей итальян­ского флота. Впрочем, летчики не слишком высоко его ценили после неудачи да Зары в июне.

Постоянные трения, существовавшие между итальян­ским флотом и ВВС в течение всей войны, были усугуб­лены политическими интригами Муссолини. Он не же­лал оскорблять Кессельринга, то есть Гитлера, и поддер­жал летчиков. Это решение отняло у итальянского флота последний шанс одержать решительную победу. Оно так­же спасло Мальту. В 1.30 итальянская эскадра получила приказ возвращаться. На следующее утро ее перехватила подводная лодка «Анброукен» лейтенанта Аластара Мар­са. Марс выпустил 4 торпеды и добился замечательного успеха. Тяжелый крейсер «Больцано» получил попадание в районе миделя, загорелся и выбросился на мель. У лег­кого крейсера «Аттендоло» оторвало носовую часть, од­нако он сумел добраться до Мессины. Эти корабли боль­ше не принимали участия в военных действиях. Контратака итальянских эсминцев длилась 8 часов, и Марс на­считал 105 разрывов глубинных бомб. Несмотря на это, он с триумфом возвратился на Мальту.

Как раз в тот момент, когда Марс проводил свою ата­ку, для конвоя начались новые испытания. Он находился юго-восточнее Пантеллерии примерно в 200 милях от Мальты. В 8.00 12 бомбардировщиков Ju-88 спикировали на торговые суда. «Ваймарама» получил попадание. На судне взорвался груз авиационного бензина, и оно ис­чезло в ослепительной вспышке. «Мельбурн Стар» шки­пера МакФарлейна шел за кормой несчастного транс­порта. Это судно было засыпано горящими обломками и еле успело отвернуть, чтобы обойти ужасный столб огня. Эскортный миноносец «Ледбери» сумел подобрать не­скольких уцелевших моряков, плававших в море огня. На танкере «Огайо» горящие обломки вызвали пожар керо­сина, который удалось погасить лишь с большим трудом.

Через час появилась новая группа вражеских самолетов. 8 из них имели характерный излом крыльев, по которому сразу узнавали смертоносные пикировщики Ju-87. Эти са­молеты пилотировали итальянцы, которые плохо владели техникой бомбометания с пикирования. Все бомбы легли мимо. 1 самолет был сбит «Спитфайром». Другой был под­бит зенитками, врезался в борт «Огайо» и отскочил в море. Его бомбы не взорвались. Единственный танкер, разумеет­ся, был самой привлекательной мишенью. Близкие разры­вы постоянно встряхивали судно, приводя к мелким непо­ладкам в механизмах, которые постепенно накапливались. В 10.50 во время следующей атаки 6 бомб разорвались у борта танкера, и машины этого не выдержали. Танкер встал.

Во время этой же атаки начался пожар на «Рочестер Кастл», однако судно не потеряло хода. Зато получил повреждения и остановился «Дорсет». Адмирал Барроу отправил на помощь этому судну эскортный миноносец «Брамхэм». Эсминец «Пени» остался рядом с «Огайо». Началась захватывающая дух борьба — маленькие кораб­ли пытались взять на буксир огромный неуклюжий тан­кер. Лишь отчаянная нехватка топлива на Мальте застав­ляла спасателей предпринимать такие неимоверные уси­лия, когда все надежды уже казались потерянными. Не­которое время «Пени» в одиночку пытался сдвинуть с места тяжело нагруженный танкер, но это оказалось ему не под силу. Пока он пытался сделать это, появились вра­жеские бомбардировщики. Новые близкие разрывы на­несли танкеру еще ряд повреждений, и около 14.00 ко­манда покинула корабль и перешла на эсминец. «Пенн» дожидался темноты и помощи.

Тем временем главные силы конвоя отбивали очеред­ной налет. На сей раз они были атакованы итальянскими торпедоносцами, часть из которых несла «моторные бом­бы». Но итальянцы из осторожности сбросили торпеды с большого расстояния. На британских кораблях даже не заметили следа торпед. И тем не менее судно коммодора конвоя «Порт Чалмерс» спаслось только чудом.

Одна торпеда прошла у него прямо под килем, другая проскочила вплотную к правому борту. Немного позднее трос правого паравана начал сильно вибрировать, ука­зывая, что параван захватил какой-то предмет. Судно остановилось, и параван был поднят из воды. И тут мо­ряки к своему ужасу увидели запутавшуюся в тросе тор­педу. Ее взрыватель находился буквально в паре футов от борта. Параван аккуратно опустили обратно в воду и об­рубили трос, а судно спешно дало задний ход. Едва «Порт Чалмерс» отошел подальше, прогремел сильнейший взрыв, который едва не выбросил его из воды — это торпеда взорвалась, упав на дно. Транспорт повреждений не получил.

К этому времени уцелевшие 3 транспорта и корабли сопровождения уже подошли к Мальте. Навстречу им вышла эскадра тральщиков капитана 2 ранга Джерома. Тральщик «Рай» был послан на помощь «Пенну» и «Огайо». Теперь адмирал Барроу со своим потрепанным Соединением X мог повернуть обратно на запад, чтобы соединиться с Сифретом. Но для этого ему еще пред­стояло пройти через капканы Узостей в обратном на­правлении. Торпедные катера, подводные лодки и са­молеты пытались остановить британскую эскадру, но бе­зуспешно.

Во второй половине дня «Рай» вместе с 2 сторожевы­ми катерами присоединился к «Пенну». Общими усилия­ми военные корабли, наконец, заставили «Огайо» дви­гаться со скоростью 5 или 6 узлов. Но как только они этого добились, началась новая воздушная атака. Одна бомба взорвалась прямо под кормой танкера, другая взор­валась в машинном отделении. Несколько бомб разорва­лись рядом с «Пенном» и «Раем». Команда снова покину­ла танкер, который находился всего в 70 милях от цели.

В это время под радостные крики солдат гарнизона и жителей Мальты «Порт Чалмерс», «Рочестер Кастл» и «Мельбурн Стар» медленно проходили мимо брекватера в гавань Ла-Валетты. Их помятые, изрешеченные борта ясно свидетельствовали, какую жестокую битву выдержали эти корабли. Однако судьба Мальты зависела от того, чем завершиться отчаянное сражение за жизнь «Огайо».

В течение ночи предельно измученный экипаж танке­ра спал мертвым сном. Командир «Пенна» капитан-лей­тенант Суэйн и командир «Рая» лейтенант Дж.Э. Пирсон испробовали все мыслимые и немыслимые способы за­ставить огромный танкер двигаться. Один раз они даже добились скорости 4 узла, но тут буксирные концы лоп­нули, и все пришлось начинать сначала. Вскоре прибыла подмога в виде миноносцев «Брамхэм» и «Ледбери». «Брамхэм» оставался с «Дорсетом», но поврежденный транспорт оказался легкой добычей германских пикиров­щиков. 3 бомбы отправили транспорт на дно. Капитан-лейтенант Р.П. Хилл повел спой корабль назад после бе­зуспешных поисков затопленного «Манчестера». 14 авгу­ста в 10.45 «Огайо» снова начал двигаться. Его тащил на буксире «Рай», «Пени» был пришвартован к борту тан­кера, а «Ледбери» — к корме, чтобы удерживать танкер на курсе. Вокруг расположились «Брамхэм» и тральщики «Спиди», «Геба» и «Хит».

Но тут снова послышалось гудение авиационных мо­торов. Это прибыли бомбардировщики Ju-88, чтобы пред­принять последнюю попытку лишить Мальту топлива, без которого она не могла выжить. «Спитфайры» атако­вали противника. Строй вражеских бомбардировщиков распался, некоторые полетели вниз, объятые пламенем. Остальные беспорядочно сбросили бомбы, и все-таки одна из них разорвалась под кормой танкера, сделав оче­редную пробоину. Буксирный конец снова лопнул.

Но это были последние бомбардировщики, прорвав­шиеся сквозь истребительную завесу. С этого момента перед моряками стояла одна задача — удержать на пла­ну медленно тонущий корабль. Несмотря на предельное утомление команд, «Рай» продолжал буксировать «Огайо», а «Пени» и «Брамхэм» шли, пришвартован­ные к обоим бортам танкера. Тросы постоянно лопа­лись, но засыпающие на ходу матросы снова заводили буксир. Лишь великолепная морская выучка позволила морякам преодолеть бесчисленные трудности. То, что избитый «Огайо» вошел в порт, можно считать настоя­щим чудом. Из его трюмов были откачаны около 10 000 тонн нефти и керосина, что стало одним из главных итогов операции «Пьедестал».

В своем рапорте адмирал Сифрет сказал, что он и все офицеры Королевского Флота, которые видели «настой­чивость, с которой торговые суда пробивались на Маль­ту, несмотря на все атаки, хотели бы выразить свое вос­хищение решительностью, отвагой и умением их шки­перов, офицеров и матросов». Справедливость этой оценки не подлежит сомнению и сегодня.