ГЛАВА 12

ПОБЕДА БРИТАНСКОЙ МОРСКОЙ МОЩИ

 

В данной книге нет места детальному описанию битвы у Эль-Аламейна или последующих событий в ходе боев на суше. Мы лишь коротко коснемся их, чтобы показать об­щий ход борьбы на Средиземноморском театре. После 2 дней ожесточенных боев британский XXX корпус сумел пробить брешь шириной 6 миль во вражеских позициях, что поставило под угрозу центр коммуникаций противни­ка. X корпус начал развивать наступление на севере, угро­жая обойти противника. Одновременно он мог парировать любую вражескую контратаку силами своих 700 танков и мощной артиллерии. На юге XIII корпус связал боями танковые части Африканского Корпуса и помешал им принять участие в обороне участка прорыва.

В Африку прибыл Роммель, спешно отозванный из отпуска, чтобы заменить погибшего генерала Штумме. Когда 25 октября он принял командование войсками Оси, британская 8-я армия еще не сумела прорвать вражеский фронт. Главной трудностью стала расчистка широких про­ходов в минных полях, через которые могли пройти мас­сы британских танков. Роммель сразу понял, что необхо­димо сосредоточить все немецкие танки на участке глав­ного удара англичан. Теперь уже стало совершенно ясно, что этот удар наносится на севере. Однако его Танковая Армия испытывала жесточайшую нехватку топлива, и Роммель заколебался. Во время короткой остановки в Риме он узнал страшную новость, что запасов топлива хватит лишь на 3 заправки. Не лучше обстояло дело и с боепри­пасами.

Прежде чем отбыть в Африку, Роммель потребовал, чтобы все имеющиеся эсминцы и подводные лодки ита­льянского флота были мобилизованы для доставки снаб­жения. Но ситуация продолжала ухудшаться. 26 октября танкер «Прозерпина», шедший с грузом бензина в Тоб­рук, был атакован британскими бомбардировщиками и потоплен недалеко от порта. Таким образом, Роммель не сумел использовать преимущество, предоставленное ему слишком осторожной тактикой Монтгомери. Хотя Танко­вая Армия, уступающая противнику в силах, упорно и отважно оборонялась, немцы были вынуждены вводить в бой свои танки мелкими группами. Чтобы перебросить к району боев с южного фланга 21-ю танковую дивизию, Роммель израсходовал почти все запасы топлива. После этого марша дивизия уже не могла вернуться назад.

Поэтому колебания Роммеля вполне понятны. Однако они не слишком затянулись. Его единственным шансом нанести поражение англичанам было использование нео­днократно продемонстрированной мобильности танко­вых частей. 21-я танковая дивизия была отправлена на север, и ее вмешательство вынудило Монтгомери сде­лать паузу и перегруппировать войска перед началом но­вого наступления. В это время у Роммеля появились на­дежды, что Африканский Корпус сумеет, несмотря на все трудности, спасти положение. Но 29 октября, пишет он, «примерно в 11.30 я получил ужасное известие, что танкер «Луизиана», посланный вместо «Прозерпины», потоплен авиаторпедой. Этот удар мы уже не могли выдержать». Действительно, с этого момента уже не могло возникнуть сомнений в исходе битвы. Хотя Кессельринг организовал воздушный мост для доставки топлива с Крита, это почти не повлияло на ситуацию. Итальянский флот в ответ на просьбы Роммеля выделил для перевоз­ки топлива 6 эсминцев, 4 подводные лодки, а также вооруженные транспорты и малые суда. Однако большин­ство этих кораблей разгружалось в Бенгази, слишком да­леко от линии фронта.

К 3 ноября Танковая Армия почти полностью исчер­пала свои запасы. Но в тот же самый день пришел бе­зумный приказ Гитлера, который требовал от Роммеля «показать своим войскам дорогу к победе или смерти». Роммель писал:

 

«Несмотря на вес наши откровенные донесения, было ясно, что в ставке фюрера не понимают реального по­ложения дел в Северной Африке. Нам могли помочь бен­зин, самолеты, оружие, по не приказы. Мы были почти парализованы, и в первый раз за все время Африканс­кой кампании я не знал, что нужно делать».

 

Танковая Армия сделала все, что позволяли мужество и человеческие силы перед лицом колоссального превос­ходства противника в людях, технике и боеприпасах. Ее добила нехватка топлива и боеприпасов. Роммелю остава­лось только постараться спасти те части, которые еще со­хранили подвижность, то есть менее одной трети всех войск Оси. Он был вынужден бросить большую часть итальян­ских войск. Погибли 10 000 солдат Оси, 15 000 были ране­ны, 30 000 попали в плен, в том числе 9 генералов. 5 нояб­ря Африканский Корпус покатился на запад. Однако нем­цы нанесли англичанам тяжелые потери. 8-я армия поте­ряла 13 500 солдат. Роммель потерял около 500 танков, хотя англичане потеряли не меньше. Однако Монтгомери имел возможность отремонтировать эти танки.

Тем не менее, победа при Эль-Аламейне была пол­ной и решительной. Англичане имели гораздо большие резервы и могли восполнить потери. Немцы и итальян­цы такой возможности не имели, так как их коммуни­кации были почти перерезаны. Хотя иногда Роммель еще огрызался, он мог лишь немного притормозить продви­жение 8-й армии на запад. Остановить противника он уже не мог.

Когда Африканский Корпус начал отступление на запад с позиций под Эль-Аламейном, конвои союзни­ков, которые должны были высадить десант в Алжире и Оране, уже вошли в Средиземное море. Верховное ко­мандование Оси не имело представления об их размерах и цели. Подводные лодки Деница, охотившиеся в Атлан­тике за конвоями, идущими в Англию, войсковые кон­вои не обнаружили. Необычная активность в Гибралтаре была приписана подготовке очередного конвоя на Маль­ту. Даже когда силы вторжения 5 ноября прошли Гибрал­тарский пролив, немцы не заподозрили их истинного назначения. Штаб германского флота был совершенно сбит с толка дезинформацией, подсунутой ему британс­кой разведкой. О цели конвоя немцы узнали 8 ноября из передачи Би-би-си! Только вечером 8 ноября силы втор­жения были в первый раз атакованы германской авиаци­ей. 11 ноября Гитлер отдал приказ «создать плацдарм в Тунисе раньше, чем противник войдет туда из Алжира». Для этого были выделены 3 германские дивизии, в том числе 1 танковая, и 2 итальянские.

Теперь на плечи уже перегруженного обязанностями итальянского флота рухнула еще и необходимость снаб­жать войска в Тунисе. Такое перенапряжение сил могло закончиться лишь крахом. Однако Гитлер категорически отказывался признать необходимость стратегического отступления, что уже несколько раз приводило немцев к катастрофам. Хотя итальянский флот превзошел сам себя, доставив в Тунис до конца ноября не меньше 90 000 тонн грузов, перевез туда топливо, припасы, танки и орудия 5 дивизий (личный состав доставлялся, в основном, по воздуху), это было сделано в ущерб снабжению войск Роммеля в Триполитании.

Сначала войска Оси в Тунисе сумели остановить на­ступление на восток англо-американской армии генера­ла Андерсона, хотя им помогли проливные дожди, кото­рые замедляли любые передвижения. Союзники не суме­ли захватить порт Бизерта. После этого армии Оси суме­ли продержаться еще 5 месяцев, прежде чем потерпели окончательное поражение. Это поражение стало неизбеж­ным в тот момент, когда Гитлер и Муссолини решили удерживать Тунис.

Хотя стратегия противника и была форменным само­убийством, создание на пустом месте целой армии в Ту­нисе является огромным достижением. С декабря по март транспортные самолеты Ju-52 совершили 7371 вылет, гигантские Ме-323 совершили 424 вылета, итальянские транспортные самолеты Sm-82 совершили 151 вылет. Они благополучно доставили в Африку более 40 000 солдат и 14 000 тонн грузов. Итальянские эсминцы с ноября по апрель перевезли 51 935 солдат.

Первое время корабли и самолеты с Мальты не обра­щали внимания на тунисский маршрут, но вскоре это изменилось. Так как аэродромы Киренаики снова попа­ли в руки англичан, появилась возможность провести конвой на Мальту. Он благополучно прибыл на остров 20 ноября, и это событие ознаменовало конец осады Маль­ты. Количество самолетов и подводных лодок, базирую­щихся на Мальте, было увеличено. Более того, снова появилась возможность перебросить ударное соединение из крейсеров и эсминцев. Оно снова было названо Со­единением К в надежде, что удастся повторить громкие успехи знаменитой эскадры.

Еще одна группа крейсеров и эсминцев базировалась на алжирский порт Бон, находящийся совсем недалеко от маршрута следования конвоев Оси. Все это резко услож­няло задачу итальянских моряков, пытавшихся наладить снабжение армий, загнанных в тунисскую мышеловку.

За период с 10 ноября и до конца месяца только 4 судна с грузами для Африканского Корпуса, который сейчас находился на границе Триполитании, прибыли в Триполи. Суда общим водоизмещением 32 000 тонн были потоплены на переходе. Получив повреждения, были вынуждены вернуться назад суда общим водоизмещени­ем 25 000 тонн. К 3 декабря Супермарина сообщила:

 

«Маршрут в Триполи сейчас подвергается такой уг­розе со стороны базирующихся на Мальте морских сил и самолетов, что почти не имеет смысла проводить по нему наши конвои. Только наши ВВС могут изменить положение».

 

Роммель был связан совершенно нереалистичной ди­рективой Муссолини, который запретил дальнейшее от­ступление. Так как англичане сейчас имели огромное пре­восходство на суше и в воздухе, а войска Оси страдали от серьезной нехватки боеприпасов, перед Роммелем замая­чил призрак катастрофы. В отчаянии он вылетел в ставку Гитлера, чтобы добиться отмены глупого приказа.

Там он прямо заявил, что, по его мнению, общая военная ситуация и наличные ресурсы делают дальней­шие попытки удержать Ливию и Тунис невозможными. Он просил фюрера отвести Танковую Армию через Ту­нис в Италию, пока еще это возможно. Но предложение Роммеля было категорически отвергнуто. Гитлер заявил, что Северную Африку следует удерживать в любых обстоятельствах и любой ценой, чтобы удержать Италию на своей стороне. Однако Роммель получил разрешение в крайнем случае отступить в Буэрат, где уже следовало держаться до последнего. Таким образом, командование Оси потеряло последнюю возможность избежать воен­ной катастрофы в Северной Африке.

Расстроенный и подавленный Роммель вернулся в свой штаб. 7 декабря появились первые признаки того, что 8-я армия готовится обойти его фланг. Это вынудило Роммеля отвести итальянскую пехоту в Буэрат. Через 6 дней он отвел назад и свои моторизованные части, оставив позицию у Эль-Агейлы в последний момент. Когда отступ­ление завершилось, в баках его танков не осталось ни капли горючего.

Роммель продолжал требовать разрешения отступить по крайней мере в Тунис. Он доказывал, что имеющиеся запасы топлива и боеприпасов не позволяют ему вести крупные бои, пусть даже и оборонительные. Итальянс­кое и германское верховные командования дружно ему отказали. Это можно объяснить только упрямым нежела­нием смотреть фактам в лицо. Начался последний этап кровавой битвы на морских коммуникациях, который длился 5 месяцев.

1 декабря конвой из 4 судов, груженных танками, бо­еприпасами и войсками, был обнаружен британскими самолетами-разведчиками. Транспорты сопровождали 5 эсминцев. Их координаты и курс были переданы коман­диру Соединения Q контр-адмиралу Харкурту в Бон. Эта эскадра состояла из крейсеров «Аурора», «Аргонот», «Си­риус» и эсминцев «Квентин» и «Киберон». Командиром флагманского корабля Харкурта был капитан 1 ранга Билл Агню, который в составе Соединения К уже уничтожил один итальянский конвой год назад.

Соединение Q, используя радар и превосходство в огневой мощи, нанесло по конвою сокрушительный удар. Снова тунисские воды осветили пожары горящих кораб­лей. Все транспорты и 1 эсминец были потоплены в ходе короткого, но жестокого боя. Однако на сей раз на дно пошли итальянские транспорты, а не британские, пыта­ющиеся прорваться на Мальту. Уничтожив конвой, бри­танские крейсера и эсминцы совершенно не пострадали. Действия кораблей сопровождения оказались неэффек­тивными. Пока шел этот бой, разыгравшийся возле мыса Бон, «Альбакор» ВСФ, вылетевший с Мальты, обнару­жил к западу от Сицилии итальянский танкер «Джулиано», груженный топливом, которого так не хватало в Тунисе. Танкер получил попадание торпеды в среднюю часть корпуса и загорелся. В следующие 2 ночи кладбище

Оси на банке Керкенна пополнилось. Исполь­зуй осветительные ракеты, «Альбакоры» потопили еще 4 транспорта. Итальянский миноносец «Лупо», ветеран множества боев, который остался помочь поврежденным транспортам, был перехвачен эсминцами Соединения К с Мальты и потоплен.

«Веллингтоны» и «Бофорты», вооруженные торпеда­ми, тоже взяли свою плату с противника. Попытки пройти ночью через Сицилийский пролив слишком дорого сто­или итальянцам, и они изменили тактику. Теперь они пытались проводить конвои днем под сильным истреби­тельным прикрытием. Одновременно они поставили 2 длинных минных заграждения, прикрывая путь в Бизерту и Тунис с обеих сторон и оставив только узкий фарва­тер. Это устранило угрозу со стороны британских кораб­лей, которые не могли атаковать конвои днем, так как не имели достаточного истребительного прикрытия. Од­нако англичане быстро нашли ответ. Быстроходные мин­ные заградители «Эбдиел» и «Уэлшмен», подводные лодки и самолеты поставили несколько рядов мин поперек вы­бранного итальянцами маршрута. В результате итальянцы не только потеряли несколько кораблей, подорвавшихся на минах, но и связали свои собственные конвои необ­ходимостью следовать по строго определенному мар­шруту. Теперь англичанам не составляло никакого труда обнаруживать их.

Конвоям приходилось идти через небольшой район моря возле северо-западной оконечности Сицилии. Они должны были ночью пройти между островами Устика и Мариттимо, чтобы на рассвете войти в фарватер между минными полями. Этот район стал местом охоты для бри­танских торпедоносцев и подводных лодок, и вскоре они собрали здесь такую же богатую добычу, как и на банке Керкенна.

В декабре итальянский флот предпринял отчаянную попытку наладить снабжение армий в Северной Африке. В море вышли транспорты общим водоизмещением 215 000 тонн — самая высокая цифра в этой кампании, — но 68000 тонн были потоплены и 15000 тонн повреждены. То есть, потери достигли 40%. Поэтому неудивительно, что Роммель продолжал настаивать на выводе Танковой Армии из Триполитании. Но это было слишком горькой пилюлей для Муссолини. Поэтому, хотя Commando Supremo 29 декабря отменило запрет на отступление, оно разрешило отход только до линии Тархуна — Хомс. Кессельринг получил от германского Верховного Командо­вания заверения, что снабжение германских армий в Африке все-таки будет налажено. Была обещана доставка 80000 тонн грузов в месяц, хотя в декабре в Африку при­были только 24000 тонн.

В январе ситуация сложилась еще хуже. На помощь британской авиации пришли самолеты американской XII воздушной армии генерала Спаатса. Сначала они не мог­ли добиться успеха из-за отсутствия опыта морской вой­ны, но с помощью личного состава ВСФ это было до­вольно быстро исправлено. Вскоре американцы тоже на­чали топить транспорты, танкеры и корабли сопровож­дения.

Американцы использовали действенную, но слишком опасную тактику атак на высокой скорости с бреющего полета. Ее эффективность была доказана уже во время первой атаки, когда 20 января взорвался и затонул тан­кер «Сатурно».

Из 51 транспорта, отправленного в Африку в январе, 11 были потоплены подводными лодками. 4 — корабля­ми, 2 — минами и 7 — самолетами. Еще 7 были серьезно повреждены в ходе воздушных атак. Уровень потерь вы­рос до 55 %. Итальянцы мобилизовали буквально все имеющиеся мелкие суда, которые имели шанс просколь­знуть сквозь блокаду. Однако подводные лодки и торпед­ные катера топили их артиллерией. Стаи американских самолетов с аэродромов Алжира гонялись за любым, даже самым мелким катером. Поэтому не стоит удивляться тому, что итальянцы назвали тунисский маршрут «дороги смерти». Более удивительным выглядит то, что моря­ки все-таки шли на смертельный риск, снова и снова испытывая судьбу на этой дороге.

Их героизм позволил в течение зимы доставить в Ту­нис достаточное количество припасов. Армии Оси суме­ли сдержать наступление превосходящих сил генерала Эйзенхауэра, пока лили зимние дожди. Но для Танковой Армии Роммеля уже почти ничего сделать было нельзя. Только тактический гений Лиса Пустыни позволил ему до середины февраля удерживать Триполитанию, после чего он отошел на линию Марет. Это был конец Танко­вой Армии как отдельного соединения. После перегруп­пировки сил бывший Африканский Корпус вместе с итальянскими частями образовал итальянскую 1-ю ар­мию под командованием генерала Мессе. Эта новая ар­мия и германская 5-я армия генерала фон Арнима, кото­рая обороняла западную границу Туниса, были сведены в Группу Армий «Африка» под командованием фельд­маршала Роммеля. 9 марта в ответ на многочисленные просьбы итальянцев, которые потеряли веру в Роммеля, Гитлер отозвал его и заменил фон Арнимом.

На последней неделе марта британская 8-я армия су­мела прорвать линию Марет и возобновила наступление вглубь Туниса, пока не застряла в гористом районе возле Анфидавилля в конце апреля. Здесь ей было приказано дожидаться, пока армии союзников не прорвут фронт на западе.

Тем временем авиация союзников продолжала унич­тожение итальянских военного и торгового флотов. В на­чале 1943 года итальянцы испытали временное облегче­ние, когда им были переданы бывшие суда Виши общим водоизмещением 120 000 тонн. Но в марте союзники уже имели достаточное количество четырехмоторных бомбар­дировщиков, что позволило им начать дневные массиро­ванные бомбардировки итальянских портов. Во время налета 22 «Летающих Крепостей» на Палермо были по­топлены 4 транспорта. Один из них взорвался и уничтожил еще 2 транспорта прямо у пирса Санта-Лючия. Во время другого налета 84 «Крепости» атаковали последние 2 итальянских тяжелых крейсера «Триесте» и «Гориция» в гавани Ла-Маддалены на Сардинии. «Триесте» был потоплен, а «Гориция» выведен из строя до конца войны. В феврале в Тунис были отправлены 34 транспор­та, но лишь 20 дошли до цели. В марте из 44 отправлен­ных судов 23 были потоплены или тяжело повреждены.

В это время фон Арним был вынужден сообщить фю­реру, что его положение безнадежно, так как кончаются продовольствие и боеприпасы. Даже Кессельринг, всегда поддерживавший Гитлера, был вынужден заявить, что удержать Тунис невозможно. Он посоветовал начать хотя бы частичную эвакуацию. Гитлер снова резко отверг эти предложения. Он требовал, чтобы армия продолжала сра­жаться до последнего человека. На встрече с Муссолини в начале апреля он сумел внушить своему партнеру по Оси эту далекую от реальности идею. Последний шанс уменьшить размеры грядущей катастрофы был потерян.

Зато итальянский флот и Commando Supremo уже пре­красно поняли безнадежность борьбы и бесполезность дальнейших жертв. Чтобы сломить их нежелание напрас­но терять людей и корабли, Кессельринг обратился к Муссолини, чтобы тот приказал возобновить походы в Африку. Для доставки личного состава и припасов следо­вало использовать все эсминцы, торпедные катера и транс­порты. Итальянский флот смирился с неизбежным, и по­боище возобновилось. В апреле потери выросли до 60%.

Задолго до того, как окончание сезона дождей позво­лило армиям союзников возобновить наступление и зах­ватить Тунис, войска Оси сидели на голодном пайке. Нехватка топлива приковывала их к месту. К концу апре­ля они были полностью отрезаны от Европы. Даже дос­тавка грузов по воздуху прекратилась, так как американ­ские истребители перехватили большую группу Ju-52 и либо сбили их, либо вынудили пилотов совершить ава­рийную посадку.

Однако торговые суда с твердокаменным упрямством и фаталистической покорностью судьбе продолжали свои безнадежные попытки пойти Сицилийским проливом. Ночью 3 мая эсминцы «Нубиэн», «Петард» и «Паладин», вышедшие с Мальты, перехватили в районе мыса Бон большое судно водоизмещением 8000 тонн в сопровож­дении миноносца «Персео». Оба были потоплены. Транс­порт взорвался со страшным грохотом, так как вез сна­ряды, бомбы и мины. Этот взрыв можно считать оконча­нием битвы за Средиземное море.

7 мая сухопутный фронт войск Оси рухнул практи­чески повсюду. Германский командующий морскими си­лами в Тунисе сообщил, что больше не может прини­мать транспорты. Однако Гитлер и Дениц по-прежнему требовали направлять в Африку все оставшиеся корабли, Этим вечером 3 германских транспорта вышли к мысу Бон и даже сумели пересечь Сицилийский пролив — толь­ко для того, чтобы обнаружить, что союзники уже захва­тили порт, в котором им следовало разгружаться. Они бесцельно слонялись вдоль побережья Туниса, пока не были атакованы тучей самолетов союзников. После этого транспорты выбросились на берег и были разнесены на куски бомбами.

К этому времени Группа Армий «Африка» была за­гнана на полуостров возле мыса Бон. Путь спасения по морю был отрезан, так как после 3 лет тяжелых боев союзники прочно захватили господство на море в свои руки. Для британских эсминцев, патрулирующих возле побережья, началась операция «Ретрибьюшн» (Retribution — возмездие.). Адмирал Каннингхэм отдал приказ в стиле добрых старых времен: «Топите, жгите, уничтожайте. Никто не должен уйти». Попытался мало кто. Небольшая кучка катеров, парус­ных и гребных лодок и даже спасательных плотов все-таки вышла в море. Экипажи эсминцев ехидно назвали это «регатой Келибия». На море в плен попали всего око­ло 1000 человек. Зато на суше сдались более 250 000 чело­век. Последнее сопротивление прекратилось 12 мая.

Ожесточенные бои вдоль северного побережья Среди­земного моря продолжались еще примерно год. Шли бои в Италии, на Балканах, на юге Франции. В Эгейском море германская авиация еще довольно долго сохраняла гос­подство в небе. Но после того, как в руки союзников перешло все побережье Северной Африки, для их кораб­лей снова открылся сквозной проход через все Среди­земное море. Германские подводные лодки продолжали действовать в этих водах, но их количество постоянно сокращалось, и они превратились из серьезной угрозы в досадную помеху. Время от времени Люфтваффе напо­минали о себе, мешая союзникам перевозить по морю войска туда, куда требовалось. Но и в этом случае союз­ники не теряли даже локального господства на море.

Таким образом, можно сказать, что, хотя бои на этом театре еще продолжались, битва за Средиземное море завершилась, когда войска Оси 12 мая 1943 года сложи­ли оружие в Тунисе.