ГЛАВА7

ИТАЛЬЯНСКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ

 

Теперь самое время разобраться, что же обо всем этом думают итальянцы. Итальянская точка зрения лучше все­го излагается в книге «Gaudi e Matapan», написанной адмиралом А. Иакино, командовавшим итальянским фло­том в бою у Матапана. Книга не всегда согласуется с на­шим видением некоторых фаз боя, но интересна как ис­точник, освещающий обстоятельства, приведшие к бою, намерения и мнение итальянского командующего. Легко заметить раздражение Иакино из-за бездействия италь­янской и германской авиации. Всегда очень трудно точно отследить курсы кораблей, из-за расхождений в счисле­нии, когда корабль не имеет пеленгов на берег. Поэтому приводимые карты — не более чем некое усреднение ходовых журналов кораблей, в том числе и итальянских.

Иакино был итальянским морским атташе в Лондоне с 1931 по 1934 год, поэтому он достаточно хорошо пони­мал англичан. Он объяснял, что итальянская военная ака­демия никогда практически не изучала вопроса о столк­новении с британским флотом. Однако он признал, что Италия не сумела захватить ни общее, ни локальное гос­подство на море в первые дни войны, что достигалось массированными атаками против Мальты с моря и возду­ха. При отсутствии решительных действий моральный дух постепенно падал, итальянцы начали сами считать себя уступающими англичанам, несмотря на превосходство в кораблях. К концу августа 1940 года Каннингхэм усилил свой флот, и атака Таранто в ноябре 1940 года практичес­ки положила конец мечтам итальянцев об активных на­ступательных действиях. Эта атака, говорил Иакино, от­крыла итальянцам, что у них нет дальней авиаразведки.

16 марта 1941 года Иакино передали, что совершенно необходимо предпринять что-либо в восточном Среди­земноморье, чтобы устрашить Грецию и воодушевить Югославию. Это подтолкнуло провести сложную опера­цию к югу от Гавдоса и в западной части Эгейского моря, где, по сообщениям германской авиаразведки, «ежеднев­но двигались важные британские войсковые конвои».

Было решено, что будет участвовать новейший италь­янский линкор «Витторио Венето». Он был очень быстроходным для линкора, считалось, что он может развить 30,5 узла. Он был также хорошо вооружен. Его 9 — 15" орудий, которые заметно превосходили старые 15" орудия британских линкоров. Поэтому «Витторио Венето» мог легко справиться с любым из наших старых линкоров.

Планы Иакино отражали его заботу о поддержке опе­рации с воздуха. Немцы обещали содействие дальних разведчиков и бомбардировщиков, базирующихся на Сици­лии. Хотя были приняты некоторые меры для обеспече­ния истребительного прикрытия со стороны немцев, со­хранялись трудности обеспечения связи и опознания. Опасность действий в водах, со всех сторон окруженных британскими аэродромами, ясно понимали все.

Также было понятно, что операция будет не пробой сил, а скорее противодействием операции «Ластр». Тем не менее, флот Иакино вполне мог сорвать парочку цветов в чужом саду. Его флагманский корабль «Витторио Венето» вышел из Неаполя в 21.00 26 марта. Позднее к нему при­соединились крейсера типа «Триесте» и «Абруцци», вышедшие из Бриндизи, и крейсера типа «Зара» из Таранто. В результате его флот состоял из следующих эскадр:

 

Соединение Y

линкор «Витторио Венето» 9 — 15" адмирал Иакино

эсминцы «Грана Тьере» 5 — 4.7"

«Фусильере»

«Берсальере»

«Альпино»

 

Соединение X

крейсера «Триесте» 8 — 8" вице-адмирал Сансонетти

«Тренто»

«Больцано»

эсминцы «Корацциере» 5 — 4.7"

«Карабиньере»

«Аскари»

 

Соединение Z

крейсера «Зара» 8 — 8" вице-адмирал Каттанео

«Фиуме»

«Пола»

крейсера «Абруцци» 10 — 6" вице-адмирал Леньяни

«Гарибальди»

эсминцы «Джиоберти» 5 — 4.7"

«Альфиери»

«Ориани»

«Кардуччи»

«Да Рекко» 6 -4.7"

«Пессаньо»

 

В 12.25 27 марта «Триесте» сообщил Иакино, что он замечен британским самолетом «Сандерленд». Вскоре после этого Иакино получил расшифрованное донесе­ние «Сандерленда» и решил, что замечены только 3 крей­сера и эсминец. Его курс был определен как 110°, поэто­му он изменил его на 150°, чтобы создать впечатление, будто направляется в Киренаику. Туман помешал «Сан­дерленду» заметить остальные соединения, больше не было перехвачено никаких донесений, но Иакино решил, что движение конвоев в восточном Средиземномо­рье может быть приостановлено, и он лишится своей главной цели. Немного позднее он получил сообщение с Родоса, что разведывательный самолет заметил в гавани Александрии 3 линкора, 2 авианосца и несколько крей­серов в 14.00. Интенсивные радиопереговоры между кон­воями, перехваченные накануне вечером, и это сообще­ние убедили его, что все спокойно.

В 16.00 Иакино приказал всем крейсерам лечь на курс 130°, так как больше его флот никто не заметил. К 19.30 стало темно, небо было ясным, дул легкий северо-вос­точный бриз. Иакино в соответствии с первоначальным планом увеличил скорость до 23 узлов.

На рассвете 28 марта флот Иакино тремя группами двигался курсом 130°. Крейсера Сансонетти находились примерно в 10 милях на левом крамболе «Витторио Венето», эскадра Каттанео шла в 20 милях левее них. В 6.00 с «Витторио Венето» был катапультирован разведчик с приказом осмотреть район 100 миль на 20 миль, а потом сесть на Леросе. Самолету «Больцано» было приказано попытаться найти конвои в Эгейском море. Если до 7.00 они ничего не обнаружат, Иакино намеревался прекра­тить операцию из-за отсутствия целей и вернуться в базы.

В 6.43 пришло донесение от гидросамолета Ro-43 с «Витторио Венето». Он заметил 4 крейсера и 4 эсминца, идущие на юго-восток со скоростью 18 узлов всего в 50 милях от линкора. Они стали бы легкой добычей для огромного флота Иакино. Он решил, что поблизости дол­жен находиться и конвой и приказал увеличить скорость до 30 узлов.

Это было, когда Придхэм-Уиппел вскоре после 6.30 вышел в точку рандеву. Он понял, что замечен, и увели­чил скорость до 20 узлов. Он также лег на курс 200°, что­бы выйти из возможного сектора поиска.

Ro-43 передал еще несколько донесений и улетел на Родос. Позднее Иакино утверждал, что его устаревшие гидросамолеты нельзя было принять на корабли в море. Незадолго до 8.00 «Тренто» заметил британские крейсера и сообщил, что они идут на высокой скорости, судя но всему, в Александрию. В 8.12 начался бой, описанный и предыдущей главе. Он завершился в 8.55, когда вице-адмирал Сансонетти получил приказ прекратить бой и лечь на курс 300°. В 9.00 все итальянские корабли двига­лись этим курсом. Иакино все еще был уверен, что бри­танские линкоры находятся в гавани Александрии, так как не поступило никаких иных сообщений.

Иакино, похоже, был удивлен тем, что Придхэм-Уиппел уходил от Сансонетти и что, «имея равные силы, он отказался сражаться». Он сравнивал 24 — 8" орудия итальянских крейсеров с 36 — 6" орудиями ан­гличан, не учитывая более высокую скорость итальян­цев. Ведь, по крайней мере в теории, они могли вы­брать выгодную для себя дистанцию боя. Если Иакино ожидал, что британские крейсера будут сражаться, то неясно, почему он не попытался понять причин, вызвавших их отход па юго-восток. Он упорно не желал мерить, что британские линкоры могут находиться в море, поддерживая свои крейсера, хотя теперь знал, что Придхэм-Уиппел начал преследовать Сансонетти во время его отхода на северо-запад, держась на преде­ле видимости.

Вскоре после 9.00 Иакино получил следующее сооб­щение с Родоса:

 

«В 7.45 самолет № 1 стратегической авиаразведки Эгей­ского моря заметил 1 авианосец, 2 линкора, 9 крейсе­ров и 14 эсминцев в секторе 3836/0, курс 165°, скорость 20 узлов».

 

Иакино сам находился в этой точке в 7.45, поэтому он предположил, что сообщение относится к его соб­ственному флоту. Он немедленно передал на Родос, что допущена грубейшая ошибка. Теперь он начал продумы­вать, как уничтожить соединение Придхэм-Уиппела.

Сам Иакино не видел британских крейсеров, но знал из сообщений Сансонетти, что англичане преследуют его. Он определил, что британские крейсера находятся к югу от «Витторио Венето», и в 10.30 приказал повернуть на восток, чтобы обойти британские крейсера с севера и занять позицию на их правой раковине. Сразу после вы­хода на эту благоприятную позицию итальянский коман­дующий собирался приказать Сансонетти повернуть пря­мо на преследователей, чтобы загнать их под 15" орудия «Витторио Венето».

4 легких крейсера Придхэм-Уиппела должны были ока­заться в клещах между 3 тяжелыми крейсерами Сансо­нетти и линкором. Их ждала незавидная судьба.