ГЛАВА 10

ЗА РОКОВОЙ ЧЕРТОЙ

 

Четверг 29 мая — суббота 31 мая

 

Мы видели, что часть кораблей уже к среде 28 мая была готова выйти из Александрии, чтобы приступить к эвакуации. Соединение С и эсминцы Арлисса направи­лись в Сфакию. Соединение В и Роулингс двинулись к Гераклиону. Вечером того же дня, в 21.00, Соединение D Кинга тоже вышло в Сфакию.

Хотя ночью 29 мая 4 эсминца Арлисса забрали из Сфакии всего 700 человек, по оценке Морзе, на следую­щий день к погрузке были готовы 10000 человек. Предпо­лагалось, что это будет последняя ночная эвакуация, тем более, что немцев и так удавалось сдерживать с большим трудом.

Соединение D состояло из крейсеров «Феб» и «Перт», крейсеров ПВО «Калькутта» и «Ковентри» и эсминцев «Джервис», «Янус», «Хэсти». Вместе с ними шел штур­мовой транспорт «Гленгайл», имевший на борту десант­ные баржи. Он один мог принять 3000 человек. Контр-адмирал Кинг держал флаг на крейсере «Феб» (капитан 1 ранга Дж. Грантхэм).

Учитывая величину потерь Соединения В Роулингса во время обратного перехода 29 мая, штаб очень беспокоила судьба «Гленгайла». Если бы он получил попада­ние во время возвращения, имея на борту 3000 человек, потери среди солдат оказались бы неоправданно высоки­ми. Более разумным казалось предоставить солдатам шанс выжить в качестве военнопленных или даже попытаться спастись самостоятельно. Уэйвелл, после консультаций с Блейми и Теддером, предложил Каннингхэму больше не рисковать транспортами типа «Глен» и крейсерами. Эва­куацию предполагалось проводить с помощью одних эс­минцев.

Каннингхэм сообщил об этом Адмиралтейству. Он зап­росил, считается ли допустимым риск потерь, подобных тем, что уже имели место. В то же время он подчеркивал, что флот готов и согласен продолжать эвакуацию, пока остается хоть один корабль, способный выйти в море. Весь тон Каннингхэма подтверждал его любимую поговорку: «Флоту требуется 3 года, чтобы построить новый корабль, и 300 лет, чтобы создать новую традицию». Вечером 29 мая Адмиралтейство ответило, что «Гленгайл» следует вернуть, но остальные корабли должны идти к цели. Было уже поздно отзывать транспорт, и он вместе с крейсера­ми бросил якорь возле пляжа Сфакии задолго до полу­ночи. Его десантные баржи начали перевозить ожидаю­щих эвакуации солдат. После этого они перебросили на эсминцы выделенные им войска. «Калькутта» и «Ковент­ри», которые не должны были принимать солдат, патру­лировали мористее.

Обнаружив, что возвращать «Гленгайл» поздно, и по­нимая, что дорог каждый час, Каннингхэм приказал 3 эсминцам капитана 1 ранга Уоллера («Стюарт», «Ягуар», «Дифендер») оказать помощь соединению во время об­ратного перехода. Эти корабли не должны были прини­мать войска, если только один из спасательных кораблей не будет потоплен. Каннингхэм сообщил в Адмиралтей­ство о своих намерениях, и они были одобрены. , Соединение D сравнительно благополучно прибыло в Сфакию. Лишь один Ju-88 сбросил серию бомб, которые разорвались недалеко от «Перта», не причинив повреж­дений. «Перт» имел на борту 2 десантные баржи. Они и баржи «Гленгайла» помогли ускорить погрузку войск, поэтому больше не было необходимости использовать шлюпки эсминцев, как вчера ночью.

Пока что немцы почти не оказывали давления на отхо­дящие в Сфакию войска, но вскоре это должно было изме­ниться. Во второй половине дня 29 мая генерал Уэстон про­вел совещание со своими бригадными генералами Харгестом, Инглисом и Вези, и они решили удерживать «блюд­це» Аскифу в 10 милях от Сфакии до наступления ночи. Для этого была выделена 4-я новозеландская бригада. Пос­ле наступления темноты она должна была отступать к по­бережью. Последняя линия обороны была намечена в Висилокумосе, в 2 милях от Сфакии. Это был стратегически важный пункт, так как дорога здесь проходила через тес­нину. 3 уцелевших танка и 3 транспортера «Брен», батальон королевской морской пехоты и 19-я австралийская бригада должны были удерживать эту позицию. Коммандос и 5-я новозеландская бригада прикрывали район пляжа.

Интенсивные атаки, которым подверглась эскадра Роулингса в Черную Пятницу, привели к тому, что над Сфакией германская авиация почти не показывалась. Впрочем, это было компенсировано сильнейшими ата­ками путей отхода к пляжу и самих участков погрузки, которые провели в сумерках 60 германских самолетов.

Первая воздушная атака началась только в 9.30. На этот раз «Перт» (капитан 1 ранга сэр Ф.У. Бойер-Смит) полу­чил прямое попадание, которое вывело из строя носо­вую кочегарку. За ней последовали вторая и третья ата­ки, но больше попаданий не было. Вечером 30 мая со­единение Кинга прибыло в Александрию без новых про­исшествий. Оно доставило 6000 солдат, вывезенных во время второго рейса в Сфакию. В этот же день Кинг был произведен в вице-адмиралы.

Общее количество эвакуированных достигло 10000 человек, в том числе: 700 из Сфакии, вывезенные Арлиссом; 4000 из Гераклиона, вывезенные Роулингсом, и еще 6000 из Сфакии, спасенные Кингом.

По оценкам, утром 30 мая еще около 7000 солдат в боеспособных частях сосредоточились вокруг Сфакии и на дороге к пляжу. Было ясно, что кроме них имеется еще много отбившихся от своих подразделений, кто са­мостоятельно пробивается к побережью. Это увеличива­ло число ждущих эвакуации до 10000. Эсминцы «Нэпир», «Низам», «Кельвин» и «Кандагар» образовали новое Со­единение С, которым командовал капитан 1 ранга Арлисе. Они покинули Александрию 30 мая в 9.15 и напра­вились в Сфакию. В 15.30 это соединение сократилось вдвое. «Кандагар» повернул назад из-за неполадок в машине, а «Кельвин» после близкого разрыва бомбы снизил ско­рость до 20 узлов и тоже пошел обратно.

Именно в этот день, 30 мая, 2 батальона 100-го горно-егерского полка немцев сразу после восхода солнца начали атаку против арьергардов, прикрывавших Сфа­кию. Это привело к серии ожесточенных схваток, в кото­рых был сожжен 1 британский танк, а наши войска были вынуждены отступить на новые позиции. Все укрепления и снаряжение были уничтожены 42-й ротой Королевских Инженеров буквально перед началом нового наступле­ния немцев, поддержанного 3 легкими танками. Отступ­ление с боями продолжалось весь день. Вышли из строя 2 последних британских танка. Кавалер Креста Виктории лейтенант Апхем отличился еще раз, поднявшись по от­весной скале со своим взводом. Они зашли в тыл 100-му горно-егерскому полку.

К наступлению ночи арьергард занимал позиции юж­нее Висилокумоса, всего в полутора милях от конца дороги. Ее перекрыли 2 батальона австралийцев и 1 ба­тальон морской пехоты. С флангов их прикрывали ком­мандос и новозеландцы. Однако немцы уже начали об­ход флангов, хотя он проходил медленно и трудно. Впрочем, успех немцам был гарантирован, так как бри­танские и имперские войска страдали от голода и жажды. Не хватало практически всего, кроме желания эва­куироваться.

Капитан 1 ранга Арлисс прибыл с Сфакию со своими 2 эсминцами 31 мая в 0.30. В течение 2,5 часов он принял 1510 солдат, в основном из состава 4-й новозеландской бригады. В погрузке ему сильно помогли оставленные прошлой ночью 3 десантные баржи.

В ту же ночь летающая лодка «Сандерленд» прибыла в Сфакию, чтобы забрать генерал-майора Фрейберга и ка­питана 1 ранга Морзе, которые получили приказы Уэй­велла и Каннингхэма соответственно вернуться в Египет. Хотя они были вынуждены принять бесчестье пораже­ния, оба сохранили самообладание до конца. Фрейберг передал командование оставшимися войсками генералу Уэстону.

В 6.25 Соединение С наконец заметило истребители КВВС, которые в течение дня сбили 3 Ju-88 и 1 Cant. 1007. В ходе сильнейших атак 12 бомбардировщи­ков Ju-88 с 8.50 до 9.15 близкими разрывами были по­вреждены «Нэпир» и «Низам». Скорость первого сни­зилась до 23 узлов. Эта пара эсминцев сумела сбить 1 Ju-88 и повредить еще 3. Вечером того же дня они без новых происшествий вошли в гавань Александрии, бла­гополучно вывезя 1510 солдат.

Всего за этот период было спасено от 12000 до 13000 человек.

 

Четверг 29 мая: 700 человек из Сфакии (Арлисс); 4000 человек из Гераклиона (Роулингс)

Пятница 30 мая: 6000 человек из Сфакии (Кинг)

Суббота 31 мая: 1510 человек из Сфакии (Арлисс)

 

Однако еще оставалось, по разным оценкам, около 3000 человек, и генерал Фрейберг еще в пятницу 30 мая попросил вывезти их в воскресенье 1 июня, если будут иметься корабли. Такая оценка была сделана на Крите после того, как корабли Кинга забрали 6000 человек из Сфакии ночью 30 мая. Предполагалось, что на следую­щий день эвакуируются 3000 человек, но прибыли толь­ко 2 эсминца. После того, как Арлисс забрал 1510 чело­век, согласно новым данным, в Сфакии оставалось еще около 6500 человек. На самом деле эта цифра колебалась между 9500 и 10000 человек. Началась гонка между погрузками и неотвратимо надвигающейся капитуляцией. Каждая операция требовала полтора дня — переход, по­грузка и возвращение. Сюда не входило время на попол­нение запасов в Александрии. Флот просто не имел дос­таточно кораблей, чтобы отправить их в Сфакию, учи­тывая совсем небольшое время погрузки.

После совещания с Уэйвеллом в пятницу 30 мая Кан­нингхэм крайне неохотно принял решение провести зак­лючительный этап эвакуации в воскресенье 1 июня. В то время из-за ошибочных оценок предполагалось, что мож­но будет вывезти войска полностью. Каннингхэм никог­да не забывал вид изуродованных кораблей Роулингса, вернувшихся в Александрию. Но кроме того, перед ним стояла кровавая баня в кубрике «Ориона», где единствен­ная бомба вызвала чудовищные потери в толпе солдат. Адмирал очень опасался, что переполненный войсками корабль может потерять боеспособность.

Премьер-министр Новой Зеландии мистер Фрезер находился в Александрии. Во второй половине дня 30 мая он встретился с Каннингхэмом и потребовал но­вых усилий по эвакуации новозеландцев с Крита. Кан­нингхэм выделил для операции 1 июня быстроходный минный заградитель «Эбдиел» и эсминцы «Кимберли», «Хотспур» и «Джакел». Он больше не собирался риско­вать крейсерами. Впрочем, он согласился отправить «Феб», который сейчас возвращался в Александрию из Сфакии в составе эскадры Кинга, на помощь этому соединению. Каннингхэм лично встретил крейсер, при­шедший в гавань в 23.00, и сообщил команде, что зав­тра в 6.00 они должны снова выйти в море, чтобы за­вершить финальный этап эвакуации. Адмирал сказал, что в поход должны идти только добровольцы. На крей­сере не оказалось ни одного человека, пожелавшего остаться на берегу. Впрочем, поговаривали, что они боялись Каннингхэма много больше, чем Люфтваффе. Отметим также, что при наличии истребительного при­крытия угроза с воздуха совсем не так ужасна. Но в любом случае, пример команды «Феба» показывает, что моряки были готовы помогать армии, чего бы это им ни стоило.

Как только Соединение D под командой Кинга, дер­жавшего флаг на «Фебе», вышло в море, к Каннингхэ­му прибыли Фрезер, Уэйвелл, Фрейберг и Эветтс. В ходе совещания, несмотря на некоторые разногласия из-за противоречивых сообщений о количестве оставшихся войск, они пришли к соглашению, что 5 кораблей Кинга хватит, если они примут людей по полной норме. В ре­зультате Каннингхэм решил, что это будет последний поход. В субботу он сообщил Адмиралтейству, что за­вершает операцию. 1 июня будет выполнен последний рейс. Он добавил, что даже если корабли, выполняю­щие этот рейс, не получат повреждений, Средиземно­морский флот уже сократился до 2 линкоров, 1 крей­сера, 2 крейсеров ПВО, 1 минного заградителя и 9 эс­минцев. Никаких других боеспособных кораблей не ос­талось.

Из-за неполадок со связью Уэстон узнал об этом ре­шении очень поздно. В 16.00 в субботу он отправил ра­диограмму, в которой сообщал, что осталось еще 9000 человек, которые возлагают все надежды на понедель­ник 2 июня. Это настолько расходилось с мнением Уэй­велла и Фрейберга, что Каннингхэм категорически от­казался изменить свое решение. План эвакуации остался прежним.

Около 20.00 Уэйвелл попросил Каннингхэма передать радиограмму Уэстону, так как лишь радиостанция флота действовала надежно. В этой радиограмме говорилось, что сегодняшний рейс будет последним, поэтому остающиеся войска получают разрешение капитулировать. Сам Уэстон должен был передать командование старшему их остающихся офицеров и вылететь в Египет на летающей лодке, которая тоже прибудет в Сфакию ночью.

Тем временем отважный арьергард прочно удерживал свои позиции возле Висилокумоса, отбивая все атаки немцев. Эти солдаты были уверены, что их спасут. К со­жалению, они не знали, что роковая черта осталась по­зади.