ГЛАВА 3

12 ОКТЯБРЯ 1941 - 9 НОЯБРЯ 1941

 

Весна 1941 года закончилась для англичан тяжелым поражением, когда немцы захватили Крит, а Средизем­номорский флот понес большие потери от немецкой авиа­ции. В Западной Пустыне, однако, англичане сумели за­держать немецкое наступление на египетской границе, и к осени весенние неудачи удалось забыть. На Среднем Востоке скопилось много свежих войск, прибывших во­круг мыса Доброй Надежды. Они были готовы начать но­вое наступление, чтобы покончить с войсками Оси в Аф­рике. В центральном Средиземноморье ситуация тоже рез­ко улучшилась. Главной причиной была переброска час­тей Люфтваффе из Италии на аэродромы Польши в по­рядке подготовки операции «Барбаросса» — вторжения в Советский Союз. Осталась лишь небольшая часть сил Х авиакорпуса, да и та использовалась для поддержки дей­ствий Роммеля в пустыне. Мальта получила передышку. ПВО острова была значительно усилена, так как авианосцы Ко­ролевского Флота перебросили почти 30 истребителей. Кроме того, Соединение Н провело успешные операции по пере­броске подкреплений — «Сабстенс» и «Халберд».

Остров наконец смог перейти к активным действиям. «Бленхеймы», «Бофорты» и «Веллингтоны» КВВС и «Аль­бакоры» и «Суордфиши» ВСФ начали помогать подводным лодкам в действиях против итальянского судоход­ства. В сентябре почти 1/3 из 6000 тонн грузов, отправлен­ных в Африку, была потеряна. В октябре цифры были такими же, включая 2500 тонн драгоценной нефти. В но­ябре потери возросли до 49365 из 79208 тонн. Сухопутные силы Оси были вынуждены приостановить наступление из-за нехватки топлива.

Причиной такого резкого возрастания потерь Оси в судах послужило новое появление английских кораблей на Мальте. Здесь опять чувствовалась рука премьер-ми­нистра. 22 августа он отправил меморандум Первому мор­скому лорду:

«Рассмотрите вопрос посылки флотилии эсминцев и, если возможно, 1 — 2 крейсеров на Мальту».

Он набросал кое-какие планы, такие же спорные, как и предыдущие решения заблокировать Триполи, затопив «Барэм», и так далее. Черчилль полагал, что ситуация улуч­шилась. ПВО Мальты усилилась, битва за Атлантику скла­дывалась благоприятно, поэтому нужно усилить давление на коммуникации Оси, чтобы облегчить наступление ан­глийской армии в Африке. Но несмотря на шаткость своих позиций, он требовал немедленного решения:

«Я был бы рад услышать от вас до конца недели ваше мнение, чтобы мы могли обсудить его на заседании шта­ба ночью в понедельник».

Ответом была посылка отряда, названного Соедине­ние К, на Мальту. Он состоял из легких крейсеров «Аурора» и «Пенелопа» и эсминцев «Ланс» и «Лайвли». 12 ок­тября крейсера вышли из Скапа-Флоу и 18 октября в 22.00 прибыли в Гибралтар. Заправившись и приняв по 200 патронов к 4" зениткам, 17 авиаторпед и 1 «эрлико­ну» с боеприпасами, крейсера 19 октября в 5.15 вышли на Мальту. С эсминцами они встретились в 20 милях от мыса Европа в 8.00.

«Ланс» и «Лайвли» сначала входили в состав Соедине­ния Н, но теперь были переданы Соединению К, обра­зовав маленький, но сильный ударный отряд.

Оба эсминца имели на борту снабжение для острова. Переход был спокойным, погода вполне подходила для прогулки под парусом. 20 октября в 15.19 была замечена подводная лодка, немедленно погрузившаяся. Соедине­ние изменило курс, чтобы уклониться от нее. 21 октября в 9.15 корабли прибыли в Ла Валетту. Прошло какое-то время, прежде чем экипажи сообразили, что они дей­ствительно базируются на Мальту. Воздушные налеты за это время ослабели, их проводили только горизонталь­ные бомбардировщики Реджиа Аэронаутика, но даже сейчас считалось, что подвергать 4 корабля такой опас­ности слишком рискованно, и долгое время задавались вопросы: когда мы пойдем в Александрию? Или: когда мы вернемся в Гибралтар?

Итальянцы знали точно о прибытии английских крей­серов, но могли лишь гадать, останутся они или пойдут дальше, в Александрию. Однако, когда 22 октября в 10.30 воздушная разведка сообщила, что оба крейсера стоят на якоре, итальянцы поняли, что создано новое ударное соединение. Подвиги капитана 1 ранга Мака были еще свежи в их памяти, и они спешно прекратили все движе­ние между Италией и Северной Африкой. В Рим полетело требование новых воздушных атак против Мальты, что­бы заставить крейсера убраться оттуда. Затребовали нефть из Германии, чтобы после возобновления судоходства обеспечить конвои сильным сопровождением.

Неоднократно доказывалось, что группа кораблей ста­новится высокоэффективной боевой единицей, только проведя много времени в совместных плаваниях. Так как во время войны кораблей постоянно не хватало, их пе­ребрасывали на различные театры,— такие случаи были редки. Однако Соединение К показало великолепный пример, на что способно соединение, если ему позво­лить сплаваться.

Экипажи эсминцев привыкли находиться на «передо­вой» и смотрели свысока на матросов с линкоров, авиа­носцев и крейсеров, которые, по их мнению, постоянно отстаивались в портах. На самом же деле линкоры Коро­левского Флота проводили в море почти столько же вре­мени, сколько эсминцы, но ощущение оставалось. У Со­единения К неправильное представление рассеялось с самого начала, экипажи всех 4 кораблей предпочли ра­ботать как товарищи, а не как соперники. «Аурора» опе­кала «Ланс», а «Пенелопа» — «Лайвли». Дружба в гавани быстро переросла в самое прочное сотрудничество в бою.

Последовали 2 бесплодных выхода. 25 октября соеди­нение покинуло Мальту в 17.40 и сразу развило скорость 25 узлов. В 21.55 на расстоянии 15 миль впереди были за­мечены какие-то отблески на воде, а через несколько секунд — то же самое, но уже па расстоянии 9 миль. От патрульного «Веллингтона» ничего не было слышно, и капитан 1 ранга Агню решил, что радио отказало, по­этому пилот указывает позицию конвоя осветительными ракетами. Он снизил скорость до 15 узлов. В 22.27 «Вел­лингтон» сообщил по радио, что конвоя не нашел, и Соединение К прекратило охоту. Кораблями, за которы­ми оно гналось, были «Капо Орсо» и немецкий «Тинос», которые в 18.30 вышли из Бенгази и благополучно при­были в Бриндизи 28 октября в сопровождении эсминца «Страле».

Аналогичный конвой покинул Бенгази 1 ноября в 18.30. Он состоял из «Изео» и «Больсены», шедших в сопро­вождении миноносца «Прочионе». Соединение К вышло с Мальты в 17.15 и пошло на перехват со скоростью 25 узлов. Еще раз «Веллингтон» не нашел конвоя, и англи­чане вернулись с пустыми руками. Пошли шуточки о при­зрачных эсминцах и летучих голландцах. Если бы следую­щий выход тоже оказался бесплодным, зарождавшееся поверье окрепло бы. Но эта операция сложилась иначе.

 

При операциях с базы, находящейся в сердце конт­ролируемых противником вод, такой, как Мальта, даже обычный выход в море сопряжен с опасностью. Особен­но серьезной была минная угроза, что продемонстрировала гибель «Джерси». Поэтому Соединение К с осо­бой осторожностью проходило воды вблизи гавани Ла Валетты.

Корабли покидали гавань в следующем порядке: эс­минцы в порядке флотских номеров, за ними крейсера. Головной корабль проходил мол в момент «зеро», кото­рый определялся боевым приказом. Бон проходился на скорости 12 узлов, хотя корабли были готовы в любой момент дать полный ход. Крейсера шли с параванами, пока находились на крепостном заграждении, то есть до расстояния 5 кабельтовых от мола Сент-Эльмо.

Как только головной крейсер выходил к границе за­граждения QKB 23, скорость увеличивалась до 22 узлов, чтобы затруднить атаку подводным лодкам, которые могли караулить у выхода с фарватера. Достигнув конца протра­ленного канала, крейсер ложился на курс 245°. Когда все соединение покидало фарватер, эсминцы образовывали завесу, а крейсера строились в походный ордер (если их было 3) или шли сомкнутым строем (если их было 2). Еще 10 миль после окончания фарватера нельзя было пользоваться асдиком — из-за наличия акустических мин в заграждениях QKB 6 и QKB 32.

Любая инструкция по дальнейшему изменению кур­са и скорости вписывалась заранее в боевой приказ, и все маневры совершались без дополнительных сигналов. Это показывает, насколько сплавались 4 корабля. Капи­тан 2 ранга Брум писал в своей книге:

«Малознакомые корабли должны переговариваться, инструктировать, сообщать, настаивать. В сплаванной эскадре не нужен толстый свод сигналов».

8 ноября разведывательный самолет «Мэриленд», вер­нувшийся на Мальту, сообщил о 5 торговых судах и 4 эсминцах, замеченных в 14.00 в 40 милях от мыса Спартивенто, идущих со скоростью 10— 12 узлов. Командир Соединения К капитан 1 ранга Агню вывел корабли из гавани в сумерках в 17.30 и пошел курсом 64° со скорос­тью 23 узла, ожидая встречи с конвоем в 2.00. Он исходил из предположения, что конвой повернет на восток по обычному маршруту. На этот раз преобладал опти­мизм, так как «Веллингтон», отправленный следить за конвоем, нашел его. Но радио и радар самолета отказа­ли, и он в конце концов не смог навести Соединение К на цель. Англичанам пришлось полагаться на удачу и ин­туицию капитана 1 ранга Агню. Сочетание этих факторов принесло успех, который Агню позднее приписал ис­ключительно точному первому донесению «Мэриленда» и удивительному везению.

Метод атаки вражеского конвоя часто обсуждался ко­мандирами 4 кораблей. После объявления тревоги каждый знал свои обязанности, оставалось их только выполнить. Первой задачей было отыскать конвой и привести его про­тив луны. Условия для такой атаки были хорошими.

А что же итальянцы? Общая ситуация в центральном Средиземноморье не была слишком тяжелой для них, так как они имели подавляющее превосходство в воздухе. Флот, получив сильные удары в Таранто, у Калабрии, Спартивенто, Матапана, все еще превосходил англий­ские силы на всем море, а не только в водах около Маль­ты, где англичане имели лишь Соединение К. Но, не­смотря на численное превосходство, дела их были не блестящи. Связь авиации и флота была исключительно скверной, в отличие от великолепного сотрудничества у англичан. Еще серьезнее сказывались острая нехватка топ­лива и полная неподготовленность к ночным боям. Анг­личане же вдобавок имели радар.

Конвой, замеченный «Мэрилендом», состоял из 5 тор­говых судов и 2 танкеров. «Сан Марко» и «Дуйсберг» были немецкими, «Мария», «Сагитта», «Рина Коррадо» и тан­керы «Минатитлан» и «Конте ди Мизурата» были италь­янскими. Немецкие суда вышли из Неаполя 7 ноября в 5.00 вместе с «Марией», «Сагиттой» и «Минатитланом» под эскортом эсминцев «Маэстрале», «Фусильере», «Берсальере» и «Альпино». Ночью 7 — 8 ноября «Рина Корра­до» и «Конте ди Мизурата» вышли из Мессины вместе с эсминцами «Грекале» и «Либеччио». Конвой был сфор­мирован в Мессинском проливе, ближнее прикрытие составляли эсминцы «Маэстрале», «Либеччио», «Грека­ле», «Ориани», «Эуро», «Фульмине».

 

 

В Киренаике задержка конвоев со снабжением вызва­ла большую тревогу в штабе Роммеля, так как серьезно повлияла на подготовку наступления и штурма Тобрука. Поэтому флоту было приказано возобновить проводку конвоев, обеспечив сильное прикрытие. Конвою были приданы тяжелые крейсера 3-й дивизии — «Тренто» и «Триесте». Предполагалось, что они смогут отразить ата­ку английских легких крейсеров. Помимо этого итальян­цы на возможных путях подхода Соединения К располо­жили подводные лодки «Сеттембрини» и «Дельфино».

Ближним прикрытием командовал капитан 1 ранга Уго Бискьяни на «Маэстрале». 8 ноября в 12.00 тяжелые крейсера вышли из Мессины в сопровождении 13-й эскадры эсминцев — «Гранатьере», «Фусильере», «Берсальере», «Альпино». Командовал операцией командир 3-й диви­зии крейсеров адмирал Бруно Бривонези, державший флаг на «Триесте».

Бривонези намеревался, держа свою эскадру в преде­лах видимости от конвоя, двигаться зигзагом со скорос­тью 15 узлов, чтобы не оторваться от тихоходного кон­воя. В 22.00 тяжелые крейсера и 4 эсминца находились на правой раковине конвоя. «Гранатьере» и «Берсальере» шли впереди крейсеров, остальные 2 эсминца — позади. С 22.00 до 24.00 крейсера шли за кормой конвоя, держась между ним и Мальтой. В 24.00 они временно вышли на траверз конвоя, а в 0.30 снова сместились на правую раковину.

В течение дня было совершено 58 вылетов базовых са­молетов и 6 — гидросамолетов, чтобы помешать «Мэрилендам» проводить воздушную разведку.

Как мы говорили, командир Соединения К тщатель­но разработал план атаки конвоя. Было решено придер­живаться следующих правил:

1. Соединение держится в кильватерной колонне, что­бы избежать проблем с опознанием кораблей и сохра­нить свободу торпедных залпов.

2. Корабли эскорта на ближайшем фланге конвоя яв­ляются первой целью. После их вывода из строя торговые суда — вторая цель.

3. Во время атаки торговых судов нужно немедленно переносить огонь, если замечен новый эскортный корабль.

4. Головной корабль соединения должен как можно дольше держать эскортный корабль противника прямо по носу, пока тот не будет выведен из строя.

Пункты 2 — 4 должны были свести к минимуму опас­ность торпедных атак.

Так случилось, что сразу после полуночи 9 ноября, когда англичане уже почти распрощались с надеждой обнаружить конвой, «Аурора» его заметила. Это случи­лось в 0.39. Английские корабли шли кильватерной ко­лонной — «Аурора», «Ланс», «Пенелопа», «Лайвли», дер­жа дистанцию 4 кабельтовых, со скоростью 28 узлов.

Итальянский конвой шел в 2 кильватерных колоннах со скоростью 9 узлов, держа дистанцию 1000 — 1500 мет­ров. Крейсера шли тоже кильватером, держа дистанцию 800 метров. «Гранатьере» и «Берсальере» шли в 2000 мет­ров впереди слева и справа, «Фусильере» и «Альпино» — сзади. 3-я дивизия крейсеров двигалась со скоростью 12 узлов в 4000 метров на правой раковине конвоя и во вре­мя боя не была замечена англичанами.

Большое количество затемненных кораблей было за­мечено c «Ауроры» по пеленгу 30° на расстоянии 8 миль, курс примерно 170°. Сообщение было передано по ко­лонне, и капитан «Пенелопы» воскликнул:

— Боже мой! Это действительно они — огромные стога!

Капитан 1 ранга Агню уменьшил скорость до 20 уз­лов и повернул эскадру на курс 350°, чтобы привести конвой против луны и атаковать с правой раковины. Мас­штаб на штурманских столах был сменен на 1 милю в дюйме.

 

 

В 0.50 «Аурора» миновала концевые корабли конвоя и поравнялась с последним кораблем сопровождения — эсминцем «Грекале», и потому повернула вправо, прямо на него. Артиллерия была приведена в боевую готовность, дистанцию определили с помощью радара.

Чрезвычайно важно было накрыть цель первым же залпом, поэтому наводчикам внушали, что точность стрельбы важнее скорости. Дисциплина огня достига­лась тем, что любое орудие могло стрелять либо по пря­мому приказу с мостика, либо если цель уже взята под обстрел другими орудиями корабля. Использовать осве­щение было строжайше запрещено, каждый наблюда­тель получил приказ следить только за своим сектором, что бы ни случилось.

Нужно было большое умение, чтобы наилучшим об­разом использовать имеющееся вооружение и оборудо­вание. Это достигалось четким распределением огня и ранним накрытием. Вводилась максимально возможная децентрализация управления, длительные тренировки позволили добиться полного взаимопонимания офице­ров на мостике с расчетами орудий.

Пока «Аурора» сближалась с концевым кораблем эс­корта, «Пенелопа» своей целью выбрала крайний пра­вый эсминец в голове конвоя, возможно, «Маэстрале», и радаром определила расстояние как 095. «Лайвли», кон­цевой английский корабль, после поворота в 0.50 насчи­тал 8 торговых судов и 3 эсминца — 2 в голове конвоя, один в хвосте, возможно, «Эуро», «Фульмине» и «Грекале». Он определил курс конвоя как 150°, скорость 8 уз­лов, радарная дистанция до головного корабля 11000 яр­дов, до концевого — 9000 ярдов.

В 0.52 «Аурора» заметила еще 4 корабля по пеленгу 330° на расстоянии около 6 миль. «Ланс» определил, что это 2 торговых судна и 1, возможно, 2 эсминца. В дей­ствительности это были тяжелые крейсера и головные эсминцы их прикрытия. Капитан 1 ранга Агню решил сначала атаковать большую часть конвоя. Совершенно не подозревая о присутствии поблизости 2 тяжелых крейсе­ров, он приказал сохранять прежний курс.

Через 17 минут после того как англичане заметили противника, не было ни малейших признаков того, что итальянцы подозревают о грозящей им опасности. Либо, как полагал Агню, их не встревожило появление с запа­да 2 крейсеров и 2 эсминцев. Возможно, англичан при­няли за 3-ю дивизию крейсеров.

3 британских корабля открыли огонь в 0.57. Главный калибр «Ауроры» стрелял по замыкающему эсминцу — «Грекале». Первые 3 залпа попали в цель, вызвав боль­шой взрыв и пожары. 4" орудия левого борта обстрелива­ли ту же цель и одно из торговых судов, но результат остался неизвестным.

«Пенелопа» стреляла по эсминцу «Маэстрале», шед­шему справа от конвоя. В радарную дистанцию 096 была внесена поправка на ночь МИНУС 200 ярдов. Первые 3 залпа дали попадание. «Маэстрале» отвернул и пошел зигзагом. «Пенелопа» продолжала обстреливать его, но из-за необходимости сохранить строй артиллеристы испытывали трудности. Всего было дано 16 залпов. После пятого залпа отказал гидропривод башни А, и ее при­шлось проворачивать вручную. Теперь она вела споради­ческий огонь. После тринадцатого залпа оборвалась цепь элеватора правого орудия башни В, поэтому башня про­пустила залп. Еще 3 были пропущены из-за трудностей подъема снарядов по нориям без цепи.

«Ланс» открыл огонь по торговому судну справа по носу с дистанции 4000 ярдов. Цель была накрыта первым же залпом, и после нескольких попаданий «Ланс» пере­нес огонь на эсминец «Фульмине» почти по тому же пе­ленгу и тоже повредил его.

«Аурора» повернула вправо и в 0.58 перенесла огонь на «Маэстрале», оставив свою первую мишень гореть и тонуть. В 1.00 «Лайвли» обстрелял большое торговое судно справа по борту, это было головное судно конвоя — «Дуйсберг». Все 6 залпов попали в цель. Потом «Лайвли» перенес огонь на эсминец, подходивший слева по носу. Это был «Эуро», отвернувший, выйдя на траверз на расстоянии 4000 ярдов.

В 1.01 «Пенелопа» легла на курс 115°. Башня Y не на­водилась, башня А давала отдельные залпы. Кормовой ПУАЗО был наведен на цель, чтобы перехватить управ­ление огнем у КДП в случае необходимости, 4" орудия правого борта управлялись с него. Из-за незначительного количества стреляющих 6" орудий было дано разрешение открыть огонь из 4" орудий. Потом оказалось, что уста­новка 52 стояла без прислуги первые 3 залпа, так как башня была развернута до предела в нос. Это было обыч­ной практикой, чтобы избежать воздействия орудийных газов. Но башня Y не стреляла! Всего было дано 6 залпов с дистанции 3000 ярдов, они легли недолетом.

В 1.01 «Аурора» обстреляла из 6" орудий торговое судно в конце конвоя, возможно, «Рина Коррадо». Все 4 залпа попали в цель, вызвав большой пожар. Даже пом-пом правого борта обстреливал в это время «Фульмине». Пер­вым этот корабль обстрелял «Ланс», но так как теперь по нему вел огонь крейсер, эсминец начал стрелять по «Грекале», который «Аурора» уже вывела из строя.

Когда «Пенелопа» получила сообщение «Ауроры» от 0.47, Мальта не подтвердила получение радиограммы. «Пенелопа» повторила ее на частоте 465 Кгц и на адми­ральской волне. Теперь итальянские суда ожили и начали стрелять в воздух красными трассерами. Они считали, что атакованы с воздуха. Из-за маневров «Либеччио» и «Ориани» было решено, что самолеты атакуют с востока, и прежде чем итальянцы поняли, что происходит, англий­ские корабли были уже среди них. Пытаться уклониться было поздно.

В 1.03 «Пенелопа» прекратила огонь по эсминцу, ухо­дившему на северо-восток, возможно, «Маэстрале», и перенесла огонь на «Фульмине» по пеленгу 90°, расстоя­ние 3000 ярдов. Стреляли все орудия. В 1.05 «Пенелопа» повернула на курс 165°, увеличив скорость до 20 узлов, преследуя этот корабль. «Лайвли» последовал за ней. «Фульмине» получил много попаданий в мостик и по ватерлинии, остановился и сел носом. В 1.06 с «Пенело­пы» видели, как он перевернулся и затонул.

«Пенелопа» дала по нему 6 залпов на постоянном при­целе носовыми башнями. Стреляла и 4" установка Р1.

Итальянцы подтверждают, что «Фульмине» и «Грекале» были повреждены, когда увеличивали скорость, что­бы атаковать Соединение К торпедами. Командир «Фуль­мине» потерял руку и погиб вместе с кораблем. «Грекале» получил тяжелые повреждения и только чудом не затонул. «Эуро» получил 6 попаданий, но из-за малой дистанции снаряды пробивали корпус эсминца насквозь, не взрываясь. Однако 10 человек при этом погибли.

«Маэстрале» начал ставить дымовую завесу, чтобы прикрыть торговые суда, и повернул на восток, увели­чивая скорость. Он получил попадания осколками, кото­рые снесли антенну, поэтому эсминец не смог известить ни 3-ю дивизию крейсеров, ни штаб в Риме. Это вызвало замешательство среди кораблей эскорта на восточном фланге конвоя, которые не могли определить, что про­исходит, в первые, самые важные минуты ночного боя. Рация «Мэстрале» вышла из строя сразу после того, как Бискьяни отдал приказ «Либеччио» и «Ориани» поста­вить дымзавесу. Оба корабля выполнили приказ, но слиш­ком поздно, чтобы спасти конвой.

Итальянские командиры ничего не понимали. Некото­рые из них решили, что транспорты обстреливают соб­ственные крейсера. На других судах считали, что подверг­лись атаке торпедоносцев. «Гранатьере» попытался выйти в торпедную атаку, но потерял след английских кораблей. «Эуро» подошел к ним на расстояние 3000 ярдов, но не был уверен, что это не свои крейсера, и не стрелял.

Бой стал общим. В 1.04 слева за кормой «Лайвли» про­шли 2 торпеды на очень малой глубине. Их след был ясно виден. Англичане решили, что их выпустил уже обстре­лянный эсминец. Итальянцы однако заявляли, что это оптическая иллюзия, так как с итальянских эсминцев не было выпущено ни одной торпеды.

«Ланс» выпустил торпеду, которая в 1.04 взорвала гру­женое бензином судно. «Аурора» заметила третий эсми­нец на левом траверзе на встречном курсе, но, возмож­но, это был «Конте ди Мизурата». Снова пришло сооб­щение о следе торпед за кормой. Из-за большой относи­тельной скорости цели «Аурора» не смогла использовать 6" орудия и обстреляла ее из 4". В 1.08 «Аурора» заметила четвертый эсминец прямо впереди и дала по нему залп из 6" орудий. Получив несколько попаданий, цель скры­лась в дыму. Предположительно, это был «Берсальере».

Капитан 1 ранга Агню теперь повел эскадру вдоль пра­вого фланга конвоя на расстоянии 2000 — 4000 ярдов. Торговые суда обстреливались по очереди всей эскадрой. Эс­минцы пытались прикрыть их дымзавесой, но неудачно. Транспорты не пытались рассеяться и скрыться, они по­чему-то шли неизменным курсом и с постоянной скоро­стью. Капитан 1 ранга Агню писал позднее, что они словно ждали своей очереди быть потопленными.

В описаниях действий итальянских эсминцев есть зна­чительные расхождения. Адмирал Коччиа писал:

«Эсминец «Фульмине». который ответил на вражес­кий огонь, был потоплен, а два его товарища — «Грекале» и «Эуро», которые тоже пошли в атаку, были серь­езно повреждены».

Но ведь конвой сопровождали 6 эсминцев, о 3 из них нет никаких упоминаний, так же, как о 2 тяжелых крей­серах и 4 эсминцах, находившихся поблизости. Капитан 1 ранга Агню писал:

«Когда топились торговые суда, временами появлялись эсминцы, но их немедленно обстреливал тот или иной корабль Соединения К. Они неизменно отворачивали прочь на большой скорости, прикрываясь дымзавесой».

А что же итальянские крейсера? В английских донесе­ниях они не упоминаются, не были замечены и всплески 8" снарядов. Адмирал Иакино так описывает их действия:

«Ситуация была сложной. Замешательство от вспышек выстрелов и дыма не позволяло оценить тактическую ситуацию, и потому не приходится удивляться, что на мостике «Триесте» были допущены ошибки».

Адмирал Иакино считал, что взаимное расположение конвоя и сопровождения вполне удовлетворительно и от­вечает требованиям ситуации, находится в соответствии с опытом предыдущего года войны. Позиция крейсеров была правильной по отношению к луне. Последующие их манев­ры отражали замешательство после начала английской ата­ки. Первым порывом адмирала Бривонези было открыть огонь, но он повернул вправо, и этот маневр не был ис­правлен достаточно быстро. Его решительность не умень­шилась, так как он выпустил более 200 тяжелых снарядов.

«Берсальере» сообщил на «Триесте» и «Маэстрале» о присутствии английских кораблей, как только те откры­ли огонь. Адмирал Бривонези немедленно приказал уве­личить скорость и повернуть вправо. В 1.01 скорость была 15 узлов, и через 2 минуты «Триесте» открыл огонь по крейсеру с 8000 метров, еще через 2 минуты то же сде­лал «Тренто». В 1.08 «Тренто» выпустил осветительный снаряд, чтобы увидеть цель. В 1.12 итальянские крейсера уже делали 18 узлов. На «Тренто» были уверены, что до­бились попаданий в «Пенелопу», но ни один английский корабль не пострадал, они даже не подозревали о при­сутствии итальянских тяжелых крейсеров.

С 1.10 по 1.25 бой превратился для Соединения К в учебную стрельбу по мишеням, и лучше описать дей­ствия каждого корабля по отдельности.

«Аурора», шедшая во главе колонны, с 1.10 по 1.15 обстреливала танкер, дав 5 залпов. «Конте ди Мизурата» загорелся. Повернув вправо, «Аурора» выпустила 3 тор­педы — по одной в 3 судна на расстоянии 3000 ярдов, углубление 8-10-8 футов, скорость 35 узлов, курс — пря­мо. Наводка была отличной, несмотря на то, что торпе­дистам мешали вспышки выстрелов и пороховые газы. 2 торпеды попали в цель, одно судно сразу затонуло кор­мой вперед. Третья торпеда прошла мимо. 4" установки правого борта дали несколько залпов, но снаряды пада­ли более чем в 100 ярдах от цели.

В 1.15 «Аурора» обстреляла эсминец прямо по курсу — возможно, «Маэстрале», а потом перенесла огонь на большой танкер типа «Иридио Монтавани». Это был «Минатитлан». Он взорвался, и горящая нефть разлилась по поверхности моря. 6" орудия дали залп по уже горящему торговому судну, ив 1.20 перенесли огонь на 2 эсминца сквозь дымзавесу, но попаданий больше не было.

В 1.08 «Пенелопа» обстреляла торговое судно по пеленгу Красный 40 и дала 6 залпов с помощью радиолокатора, оставив судно гореть. По этой же цели стреляли 4" установ­ки левого борта с помощью кормового ПУАЗО, дав 5 залпов. В 1.11 цель повернула вправо, по ней дали еще 12 зал­пов, пока дефектная лампа не вывела из строя радар.

6" орудия, начиная с 1.15, дали еще 6 залпов по дру­гому судну на том же пеленге, и снова оно загорелось. Затем крейсер в течение 4 минут стрелял по танкеру на пеленге Красный 20. Башня Y не наводилась, носовые башни дали 5 залпов, добившись нескольких попаданий и вызвав пожар. 4" установки тоже обстреляли эту же цель. Радар в 1.21 был исправлен, после чего крейсер об­стрелял горящее торговое судно, окруженное пылающей нефтью. Двух залпов носовых башен оказалось достаточ­но, чтобы прикончить его. После двух залпов с КДП на мостик поступил запрос: «Хватит?» Хватило...

 

В этот период, примерно 15 минут, «Пенелопу» и «Лайвли» обстреливали с дистанции 5 — 6 миль 2 итальян­ских эсминца, находящиеся на западе. Фактически это были «Триесте» и «Тренто». Залпы ложились накрытия­ми, но попаданий не было. Осветительные снаряды тоже падали недолетами. В 1.16 в 30 ярдах от «Пенелопы» про­шла торпеда. Ее слышала команда в одном из машинных отделений! Снова итальянские донесения ничего не го­ворят о выпущенных торпедах.

В 1.24 6" орудиям было приказано обстрелять эсми­нец, ведущий огонь по «Пенелопе», но КДП не отреаги­ровал, и 4" орудиям правого борта приказали открыть огонь по целеуказаниям с мостика. Было дано 7 залпов с использованием системы Эвершеда. Установка S1 не на­водилась, и стрельба была прекращена как неэффектив­ная. Конечно, против тяжелого крейсера 4" орудия и были не эффективнее пугача, но «эсминец» прекратил огонь.

Хотя «Триесте» и «Тренто» теперь делали 24 узла, по их сообщениям, к 1.25 английские крейсера вышли за пределы дальнобойности их орудий. Всего было сделано 207 выстрелов из 8" орудий и 82 — из 3,9", но безрезультатно. В 1.29 итальянские крейсера повернули на се­вер, чтобы попытаться перехватить английское соеди­нение при возвращении на Мальту. Но горящие суда и дымзавесы, поставленные эсминцами, помешали им что-либо заметить.

Тем временем «Лайвли», оправдывая свое имя (Оживленный), об­стреливал торговые суда слева по носу и добился попа­даний. Цели быстро менялись, так как нужно было вести огонь по менее поврежденным судам. Время от времени над головой или на правой раковине рвался осветитель­ный снаряд. Итальянские залпы, состоявшие из 2 — 3 снарядов, ложились накрытиями, и осколки близкого разрыва перебили паропровод к правой сирене и сделали несколько крошечных пробоин в дымовой трубе. Это были единственные повреждения, полученные Соединением К в бою. Кормовые установки эсминца стреляли по вспыш­кам орудий за кормой.

«Ланс» тоже обстрелял несколько торговых судов. Все они загорелись. К концу этой фазы боя «Ланс» насчитал 8 горящих судов и определил, что кроме них противник потерял 2 эсминца. Из торговых судов по крайней мере 4 несли боеприпасы и 4 — топливо. «Ланс» сообщил, что противодействие было слабым, хотя в 1.23 около кораб­ля упали несколько снарядов. Решили, что это стреляют уходящие на большой скорости на север эсминцы.

В 1.25 «Аурора» начала описывать дугу влево, продолжая уничтожение разгромленного конвоя. Эсминцы сопровож­дения бежали. Слева от Соединения К на расстоянии около 4000 ярдов были видны 8 или 9 горящих судов. «Аурора» обстреляла «очевидно, целое» судно, которое загорелось. Через 2 минуты крейсер дал 2 залпа по быстро исчезнув­шему «эсминцу», но безрезультатно. В 1.29 снова дали 2 зал­па по торговому судну, оно опять запылало. В 1.31 был дан залп по судну с боеприпасами. Цель взорвалась с ужасным грохотом, заполнив воздух пылающими обломками.

«Пенелопа» в 1.25 обстреляла эсминец, стрелявший по ней с запада с расстояния 5 миль. КДП не поворачи­вался, поэтому стреляли из 4" орудий. В 1.28 вместо этой цели возникла «рождественская елка» высотой 200 или 300 футов, и огонь прекратили. С 1.29 по 1.31 крейсер обстреливал другое торговое судно по пеленгу 15, а в 1.33 перенес огонь на очередной транспорт, который взор­вался. Столб пламени поднялся на 1500 футов.

В 1.32 «Аурора» обнаружила, что все замеченные суда горят, поэтому крейсер повернул влево, чтобы атаковать 2 эсминца за дымзавесой, возможно «Либеччио» и «Ориани». Предположительно были достигнуты несколько попаданий с дистанции 10 000 ярдов, после чего цели скрылись. После этого капитан 1 ранга Агню передал приказ соединению: «Не тратить снаряды». «Пенелопа» обстреляла маленькое судно, возможно, «Сан Марко», скрывавшееся за горящи­ми судами и подожгла его. Потом крейсер обрушился на уходящий эсминец, но в 1.45 прекратил огонь.

В 1.40, когда был получен приказ прекратить огонь, с «Лайвли» видели 9 горящих судов, одно взорвалось и затонуло, 1 эсминец был тяжело поврежден. В 1.03 англий­ский эсминец перехватил вражескую радиограмму. Итальянцы объясняют это так: в 0.47 «Триесте» перехватил сообщение «Ауроры», установив, что вражеское соединение находится поблизости; в 1.03 Бривонези объявил общую тревогу. «Лайвли» перехватил это сообщение.

Командир «Ланса» сообщил, что количество попада­ний в ходе боя превысило все ожидания, и что все артиллеристы показали высокую выучку. «Ланс» выпустил 434 снаряда.

В 1.45 капитан 1 ранга Агню повернул на северо-за­пад, чтобы обойти вокруг конвоя и атаковать неповреж­денные суда, но таковых не обнаружил. В 1.57 он прика­зал соединению снова соблюдать радиомолчание. К 2.05 разгромленный конвой остался за кормой, и так как но­вых целей замечено не было, «Аурора» увеличила ско­рость до 25 узлов и пошла на Мальту. С воды доносились крики, но капитан 1 ранга Агню писал позднее, что не мог остановить корабли для спасательных работ, так как:

1. Нужно было скорее отходить на запад под прикры­тие истребителей, потому что на рассвете начнутся ата­ки с воздуха.

2. Поблизости находились еще 2 итальянских «эсмин­ца», а на самом деле — 2 тяжелых крейсера.

3. Он не знал, что делают еще 2 эсминца, сопровождав­шие «небольшую группу судов». Как уже говорилось, это были 2 тяжелых крейсера с эсминцами сопровождения.

4. Он считал, что вскоре появятся итальянские кораб­ли для проведения спасательных работ.

В действительности в 2.00 уцелевшие эсминцы сопро­вождения конвоя встретились и направились к месту ги­бели транспортов. В 3.00 начался поиск спасшихся и про­должался почти весь день. «Грекале» был взят на буксир «Ориани». Получив известие о катастрофе, госпитальное судно «Виргилио» вышло из Аугусты. «Арно», шедший из Бенгази в Италию, повернул к месту боя. Он прибыл в 11.00. привлеченный дымом догоравшего «Минатитлана» и подобрал 21 человека. «Виргилио» прибыл в 16.30 и подобрал 34 человека с «Дуйсберга», находившихся в спа­сательной шлюпке. Эсминцы спасли: «Маэстрале» — 401 человека, «Эуро» — 189, «Ориани» — 48, «Альпино» — 35, «Фусильере» — 20, всего 693 человека. 13 ноября шлюпка с 13 спасшимися с «Рина Коррадо» пристала к мысу Линчетта возле Валоны. В 2.11 «Пенелопа» получи­ла радио с «Ауроры»:

— Мои сердечные поздравления.

На что командир сразу ответил:

— Поздравляю «Аурору» с великолепной работой.

Вскоре после этого на севере был замечен проблесковый огонь, и корабли пошли туда, надеясь найти новые цели. Это оказалась английская подводная лодка «Апхолдер» (капитан 2 ранга Ванклин). Ванклин сообщил Агню, что 2 итальянских эсминца ушли на север. Агню резонно предположил, что это сопровождающие «небольшую группу судов», а сами 2 судна затонули, поэтому он сно­ва взял курс на Мальту.

С 6.39 по 7.45 произошел обмен сигналами, и с рас­светом соединение начало ждать неизбежных воздушных атак. «Аурора» держала скорость 25 узлов, чтобы не зали­вало зенитные орудия и наблюдателям ничто не мешало. Но атаки не состоялись, а в 8.10 прилетели первые «Харрикейны».

Перед этим «Пенелопа» сообщила, что ее потери со­ставляют «5 канареек, умерших, вероятно, от страха». 2 крейсера после переговоров решили, что в ходе боя потопили 9 торговых судов и 2 эсминца.

Хотя в воздухе патрулировали истребители КВВС, с 8.35 по 9.20 итальянские торпедоносцы провели 4 атаки. Сначала 2 Sm-84 из 242-й эскадрильи атаковали Соеди­нение К к юго-востоку от Мальты. Они заявили, что по­вредили 1 крейсер. Потом 2 Sm-79 из 278-й эскадрильи тоже заявили, что добились 1 попадания в крейсер. Анг­личане сообщили, что торпедоносцы сбрасывали торпе­ды с большого расстояния, и атаки были неэффективны. Заявление англичан, что сбит 1 торпедоносец, тоже было неверным, хотя «Лайвли» упорно заявлял, что видел, как 1 бомбардировщик врезался в воду и взорвался. Он также утверждал, что и 1 «Харрикейн» упал в воду.

В 13.05 Соединение К вошло в гавань Ла Валетты.

Итальянцы потеряли 8 торговых судов. На следую­щее утро один из поврежденных эсминцев был добит подводной лодкой «Апхолдер». Единственным утеше­нием для итальянцев было заявление ВВС, что оба крейсера Соединения К торпедированы. Фактически же ни одна торпеда и близко не проходила от них, хотя итальянское радио заявило о 2 попаданиях в крейсер и 1 — в эсминец. Министр иностранных дел Италии граф Чиано писал: «Произошел бой, результаты которого необъяснимы. Все наши торговые суда потоплены, так же, как один, а может быть, 2 или 3 эсминца. Англича­не вернулись в базу, разгромив нас. Естественно, се­годня наши штабы болтают о воображаемых английс­ких крейсерах, потопленных торпедоносцами. Никто этому не верит».

Командующий Мальтийской ВМБ передал капитану 1 ранга Агню: «С большим сожалением я услышал по итальянскому радио, что один из крейсеров получил 2 попадания, а эсминец — 1 во время атаки торпедоносцев. Так как сегодня я не видел повреждений, то можно пред­положить, что либо верфь очень эффективна, либо ваш камуфляж превосходен».

Точный итог был таким: 7 торговых судов — весь кон­вой — были потоплены вместе с эсминцем «Фульмине». Эсминцы «Эуро», «Грекале», «Либеччио» повреждены, последний на следующее утро торпедирован подводной лодкой «Апходдер». Капитан 1 ранга Агню получил ор­ден Бани. Адмиралтейство сообщило: «Их Лордства шлют вам и вашим командам поздравления с блестящим ус­пешным боем».

Роммелю на следующий день пришлось оплакивать сорванные перевозки. Из обещанных 60000 солдат в Бен­гази прибыли только 8093. Муссолини, по словам Чиано, был подавлен и взбешен. Гитлер, занятый боями в России, получил еще одно подтверждение своих сомне­ний в силе союзника.

Бривонези и Бискьяни были отстранены от командо­вания, а Бривонези попал под трибунал. Но после долго­го разбирательства, 5 июля 1942 года он был оправдан.