ФЛОТЫ

 

В Англии все флотские дела находились в ведении Ад­миралтейства, которое осенью 1911 года возглавил Уинстон Черчилль, заняв поет Первого Лорда Адмиралтей­ства, то есть морского министра. Адмиралтейство зани­малось планированием строительства флота, его боевой подготовкой, разработкой планов операций, управлени­ем боевыми действиями на оперативно-стратегическом уровне. Однако кипучая натура сэра Уинстона заставила его вмешиваться буквально во все мелочи, что вело к самым непредсказуемым и зачастую тяжелым последстви­ям. Непосредственное командование флотом осуществ­лял Первый Морской Лорд. В начале войны этот пост занимал адмирал принц Луи Баттенберг, однако 30 ок­тября 1914 года его сменил давнишний приятель Чер­чилля адмирал Фишер. Как всегда, после первых же не­удач (разгром у Коронеля, успешные действия герман­ских подводных лодок) начались поиски виноватых. И хотя Баттенберга формально ни в чем не обвиняли, за спиной у него пополз слушок, что-де у командующего морскими силами Англии «не слишком английская фа­милия». И действительно, Баттенберг был немецким принцем и родственником императора Вильгельма. По­этому поиски германских шпионов в высших слоях об­щества отнюдь не были российской привилегией. В 1912 году в Англии был создан Морской Генеральный Штаб, которым руководил к началу войны адмирал Стэрди. Ирония судьбы заключалась в том, что именно этот че­ловек люто ненавидел и глубоко презирал штабы...

В Германии верховное командование флотом принад­лежало, разумеется, кайзеру. Ему непосредственно под­чинялись статс-секретариат имперского морского управления (морское министерство), во главе которого нахо­дился гросс-адмирал фон Тирпиц, Морской кабинет кайзера во главе с адмиралом Мюллером и Адмирал-штаб (Морской Генеральный Штаб), которым руково­дил адмирал фон Поль. Статс-секретариат ведал орга­низацией и управлением флотом, а также хозяйствен­ными вопросами. В военное время практического влия­ния он не имел.

Большая часть кораблей германского флота входила в состав Флота Открытого Моря, которым командовал адмирал фон Ингеноль. Он отвечал за боевую подготов­ку, организацию и комплектование флота, ведение бое­вых действий. Адмиралштаб занимался планированием операций и распределением сил по морским театрам. Морской кабинет кайзера являлся фактически кадровым отделом и ведал прохождением службы офицерами. Од­нако близость начальника кабинета к кайзеру определя­ла его значительно больший вес. А в результате, как не трудно заметить, единое командование флотом в Герма­нии просто отсутствовало.

Командующие морскими силами на Северном и Бал­тийском морях подчинялись непосредственно кайзеру, что еще больше усугубляло раздробленность командова­ния. А если учесть, что в начале войны на Балтике ко­мандовал брат императора Вильгельма адмирал принц Генрих Прусский, то становится понятной почти полная независимость этого флота.

Во Франции центральное руководство военными дей­ствиями на море, управление всеми морскими силами на различных театрах осуществлял морской министр вме­сте со своим оперативным органом — Морским Гене­ральным Штабом. Ему непосредственно подчинялся и командующий флотом на Средиземном море адмирал Буэ де ля Пейрер.

В Австро-Венгрии флот находился в оперативном под­чинении главнокомандующего всеми вооруженными си­лами. Управление флотом осуществлял Морской департамент военного министерства, который возглавлял сам командующий флотом.

В Италии главнокомандующий флотом являлся одно­временно командующий 1-й эскадрой адмирал герцог Абруцкий и непосредственно подчинялся начальнику Морского Генерального Штаба адмиралу Таон ди Реве­лю. Морское министерство со всеми управлениями и от­делами ведало кораблестроением, комплектованием лич­ного состава, всеми видами вооружения и так далее.

В Турции вся система руководства флотом была нару­шена после прибытия в Константинополь германских крейсеров «Гебен» и «Бреслау». Командующим морски­ми силами стал немецкий адмирал Сушон, который ча­сто отдавал приказы через голову морского министра Ахмета Джемаля.

Военно-морскими делами в России управляло воен­но-морское министерство, которое с 1911 года возглав­лял адмирал И.К. Григорович, один из активных участ­ников обороны Порт-Артура. Это был замечательный администратор, который отлично ладил с любой Госу­дарственной Думой и с недалеким Николаем II. В 1906 году, то есть после Цусимского разгрома, был создан Морской Генеральный Штаб, на который возлагалось решение стратегических проблем, планирование строи­тельства флота и проведение его мобилизации, руко­водство подготовкой морских сил к войне. Но русская система отличалась чудовищной, просто неслыханной неповоротливостью. Например, когда создавались лин­коры типа «Севастополь», то Главному управлению ко­раблестроения понадобилось 2 года (!) только для того, чтобы выработать техническое задание (!) на проекти­рование этих кораблей. О самом проекте пока речь даже и не шла...

Американский флот лучше всех охарактеризовал Ос­кар Уайльд. В одном из его рассказов американское при­видение жалуется английскому, что в Америке привиде­ниям живется плохо, так как у них нет развалин. Английское привидение изумленно спрашивает: «Как нет разва­лин? А ваш флот?»

Один британский адмирал как-то язвительно заметил: «Тысяча кораблей и миллион моряков — это еще не флот». Он хотел выразить свое презрение к попыткам Франции создать нечто, способное оспорить превосходство Коро­левского Флота. И в Первой Мировой войне это опреде­ление с полным основанием можно было применить прак­тически к любому из флотов воюющих держав.

Военно-морские силы крупнейших держав делились на флоты, расположенные на разных морских театрах. Флот являлся высшим оперативным объединением, ко­торое могло решать не только оперативные, но и страте­гические задачи. При наличии большого числа кораблей на одном театре они сводились в несколько флотов. Впро­чем, это относится только к Великобритании. Перед вой­ной в метрополии базировались Флот Канала и Флот Метрополии. Но с началом военных действий все луч­шие корабли были переданы второму, который получил название Гранд Флита (Великого флота). Остальные ко­рабли были сведены в различные локальные соединения, вроде Гарвичских Сил или Дуврского Патруля. Сам Гранд Флит делился на Линейные Силы адмирала Джеллико и Флот Линейных Крейсеров адмирала Битти. Но после­днее соединение по своему статусу не являлось действи­тельно флотом, и когда позднее сам Битти возглавил Гранд Флит, он упразднил этот слишком громкий титул.

Основным оперативным соединением линейных сил во всех флотах являлась эскадра. Как правило, она состо­яла из 8 кораблей, разделенных на 2 группы (бригады, или дивизии). Крейсера также сводились в эскадры, хотя в русском Балтийском флоте это соединение называлось дивизией. Эскадренные миноносцы были сведены во фло­тилии, разделенные для улучшения управляемости на полуфлотилии, или дивизионы. Если в начале войны чис­ленность и состав всех этих соединений еще подчинялись каким-то правилам, то вскоре организационная система почти всех флотов потеряла стройность. Корабли гибли, переводились на другие театры, перебазировались сами соединения. А потому организационная структура фло­тов довольно быстро стала напоминать лоскутное одеяло.

Система комплектации почти всех флотов опиралась на всеобщую воинскую повинность. Особняком стояла Англия, где таковой не существовало в принципе. Там рядовой состав комплектовался путем вольного найма на основе долгосрочных контрактов. В результате личный состав флота получал большой опыт и хорошую морскую подготовку, однако, такая система не обеспечивала на­копления резерва. И в ходе войны англичане тоже были вынуждены ввести воинскую повинность.

Боевая подготовка каждого флота имела свои специ­фические особенности. Англичане и немцы проводили ее практически круглый год. Начиналось все с одиночной подготовки корабля, а в итоге проводились маневры круп­ных соединений. В Англии маневры носили в основном оперативный характер. Излюбленной темой маневров было отражение немецкого десанта. В Германии проводились двусторонние оперативные и тактические маневры.

Немцы большое внимание уделяли артиллерийским стрельбам. И по уровню артиллерийской подготовки они обогнали противника. Известный британский военно-мор­ской историк X. Вильсон указал, что «в начальный период войны британские корабли обнаружили в этом отноше­нии значительную и весьма опасную слабость». Немцы также упорно отрабатывали тактику ночных боев. Англи­чане наоборот всячески старались ночного боя избегать, чтобы не подвергать корабли ненужному риску, и, как следствие, ночные действия не отрабатывали. Зато мор­ская подготовка британского флота в то время оставалась непревзойденной. Индивидуальное и групповое маневри­рование британских кораблей являлось эталонным.

Подготовка остальных флотов велась примерно так же, но находилась на более низком уровне. Особняком стоял турецкий флот, где это понятие было практически неизвестно. Его корабли превратились в плавучие казармы. Лишь после прибытия в Константинополь эскадры Сушона на­чались кое-какие преобразования. Общей бедой практи­чески всех флотов было то, что они практически не гото­вились к совместным действиям с сухопутными войсками. Следует также упомянуть подготовку русского флота. Долгое время русские корабли совершали плавания толь­ко в летнее время, а на зиму заканчивали кампанию. Это­му также способствовало замерзание большинства портов Балтики. После Цусимы с такой порочной практикой было покончено. Особенно отличалась 1-я минная дивизия контр-адмирала Н.О. фон Эссена. Было также значительно увеличено количество учебных стрельб, разработаны но­вые методы стрельбы на больших дистанциях. Однако во время, внезапно выяснилось, что гладко проходили лишь учения мирного времени. В настоящих боях русский флот снова продемонстрировал образцы хаоса (мыс Сарыч, остров Готланд). Важное место на Балтике отводилось мин­ным постановкам, и минное дело в русском флоте было поставлено, наверное, лучше, чем в любом другом. В той же самой 1-й минной дивизии был разработан новый ме­тод залповой торпедной стрельбы, который остальные флоты освоили лишь к следующей мировой войне.