КРАТКИЙ СПРАВОЧНИК ПО КОРАБЛЯМ ОСНОВНЫХ КЛАССОВ

 

Данный справочник ни в коем случае не претендует на полноту, иначе к описанию военных действий был бы приложен второй такой же том, если не более пухлый. Мы были вынуждены ограничиться только кораблями основ­ных классов главных воюющих держав, оставив за кадром малые корабли и малые флоты, хотя они заслуживают внимания. Но это предмет отдельного разговора. Мы хоте­ли лишь проиллюстрировать нашу книгу, чтобы читателю было понятнее, почему броненосный крейсер «Шарнхорст» не искал встречи с линейным крейсером «Инвинсибл», и почему броненосец «Слава» не мог считаться достойным противником линкору «Нассау». Но даже в этом справоч­нике ради экономии места мы вынуждены были опустить детальные различия между отдельными кораблями внут­ри единого типа, а также ограничиться лишь основными тактико-техническими характеристиками. Поэтому впол­не вероятны расхождения с какими-то имеющимися у читателей справочниками, однако, это не ошибки, а лишь следствие предельной краткости справочника. По этой же причине мы были вынуждены отказаться от рассмотре­ния недостроенных кораблей и нереализованных проек­тов, хотя это исключительно интересный предмет. В спра­вочнике перечислены лишь корабли, вошедшие в строй до окончания войны.

Достаточно серьезные трудности мы испытывали уже при составлении данного приложения. Разбиение кораб­лей на классы каждый из флотов производил по-своему и применял собственную систему названий. Германский флот, например, крейсера делил по водоизмещению, и совершенно неожиданно такие достаточно разные кораб­ли, как «Принц Генрих» и «Дерфлингер» оказываются в едином классе больших крейсеров (Grosse Kreuzer). Анг­личане использовали в качестве основы бронирование, что позволяло им отнести к броненосным крейсерам одновременно «Минотавр» и «Аретузу», используя в каче­стве системообразующего признака наличие броневого по­яса. Мы уже не говорим о броненосцах 1-го, 2-го и 3-го классов, эскадренных броненосцах, мореходных броне­носцах, переходных броненосцах, полудредноутах и про­чих разновидностях и подклассах. Здесь царит невероят­ная путаница, усугубляющаяся тем, что столкнулись ко­рабли разных поколений, как, например, дредноуты и броненосцы, которые в конечном итоге пришлось объе­динить в единый класс линкоров, хотя какой-нибудь там «Император Александр II» неплохо смотрелся бы в каче­стве шлюпки на палубе «Нагато».

За основу была взята английская система конца вой­ны, которая позволяла более или менее четко отделить овец от козлищ. Одна натяжка имеется, но ее не избе­жать. Большие бронепалубные крейсера всегда считались белыми слонами в составе любого флота, и объединение их с легкими крейсерами в едином классе смотрится интересно. Но в рамках такой классификации у тех же англичан крейсер «Амфитрита» с водоизмещением 10000 тонн попадал в единый класс с «Барракудой» в 1580 тонн. Ведь и тот, и другой числились как «protected cruiser».

Еще одно небольшое замечание. Сторонники гипоте­зы, будто Киевская Русь была родиной не только слона, но и бегемота обязательно, любят сравнивать ТТХ «Дред­ноута» (1906 год) с ТТХ «Севастополя» (1914 год) для доказательства превосходства отечественной школы ко­раблестроения. Но почему бы не попробовать сравнить «Севастополь» с построенным практически день в день «Эмперор оф Индиа». Или лучше с «Куин Элизабет», который вошел в строй всего лишь месяц спустя...

Мы приводим нормальное водоизмещение и максималь­ные размеры корабля, если это не оговорено особо. Воо­ружение дано на год постройки (указан в скобках после названия). Толщина брони указана максимальная. Погиб­шие в годы войны корабли отмечены значком Ф. Обстоя­тельства гибели приведены в отдельном приложении.

Не перечислены устаревшие корабли, вообще не при­нимавшие участия в боевых действиях, вроде русского броненосца «Синоп» или итальянского «Dandolo». Точно так же мы не касались мелких модернизаций. В рамках обзорного справочника нет смысла говорить о появле­нии пары зениток на линкоре. Указано лишь изменение состава артиллерийского вооружения британских и гер­манских легких крейсеров, которое серьезно меняло бо­евые возможности корабля.

 

В тырнете полно справочников по кораблям, например : http://www.battleships.spb.ru