Фрагмент из книги К. Чаттертона "Суда-ловушки"

В начале 1915 г. Адмиралтейство взяло под ловушку пароход Баралонг, типичный трамп. В течение шести месяцев он крейсеровал в море и уже наплавал 12 ООО миль, когда вечером 12 августа ему представился наконец удобный случай отличиться. Это был исторический день в подводной войне.

В районе между юго-западным берегом Ирландии и западной оконечностью Английского канала было потоплено лодками восемь британских пароходов, включая Уайт-Старовский лайнер Арабик водоизмещением 15 801 тонна. Стало совершенно ясно, что здесь действует не одна неприятельская лодка. В надежде встретиться с одной из них, Баралонг находился в широте 50°22'N и долготе 8°7'W, т.е. около сотни миль к зюйду от Куинстоуна, идя вперед курсом Ост. Он был замаскирован под грузовой пароход США. Американские флаги были прикреплены на щитах по обоим бортам. Щиты могли убираться, и материя с флагами падала прочь, как только корабль начинал действия с поднятым военным флагом. В 3 часа дня Баралонг заметил пароход, маневрирующий несколько странно, и почти одновременно с этим принял с него радиотелеграмму "SOS". Баралонг сразу же изменил курс по направлению к пароходу, причем оба корабля занимали такое положение, что должны были неизбежно встретиться. В расстоянии около семи миль Баралонг обнаружил подводную лодку, направлявшуюся также к пароходу, который она обстреливала. К этому времени команда парохода, оказавшегося лайнером Никозиан, гребла уже от него в шлюпках. К ним приближался Баралонг, а подводная лодка U-27, имевшая впереди высокой боевой рубки 22-фунтовую пушку и такую же за рубкой, шла таким образом, чтобы пройти по левому борту Никозиана навстречу шлюпкам. Команда лодки очевидно хотела помешать Баралонгу спасти людей (схема 1):

схема 1

Как только подводная лодка зашла за Никозиан, Баралонг, спустив свои американские флаги, поднял военный флаг и навел пушку, ожидая выхода подводной лодки из-за носа Никозиана. В несколько секунд U-27 прошла вдоль него. Дистанция была не более 600 ярдов, и 12-фунтовые снаряды, сопровождаемые ружейным огнем, стали попадать в ватерлинию подводной лодки ниже боевой рубки. Прежде чем неприятель смог ответить на огонь ловушки, боевая рубка лодки взлетела в воздух. Немцы, охваченные паникой, бросились в море. Лодка накренилась и через минуту затонула.

Тактика Баралонга оказалась простой и вместе с тем очень эффективной. Никозиан был пробит немецкими снарядами, но Баралонг взял его на буксир и отвел в Авонмоут. Несмотря на то, что потерпевший корабль сел носом в воду, а ночью к тому же отдался буксирный конец, Ба-ралонгу удалось все-таки благополучно довести его до порта.

При потоплении лодки U-27 погиб ее командир лейтенант-коммандор Вегенер, один из лучших германских командиров-подводников.

О деталях этого сражения узнали в Германии через США. Никозиан вез груз мулов для нашей армии, и некоторые из их проводников были американскими гражданами. Когда проводники вернулись на родину, американские газеты опубликовали рассказы о потоплении U-27, вызвавшие большую сенсацию.

Через пять недель после своей победоносной схватки Баралонг добился нового успеха. В прессе после войны было определенно установлено, что 14 августа германская лодка U-27 была потоплена Вайандре. Команда корабля получила награду 185 фунтов стерлингов. Командир Вайандре лейтенант Вильмот Смис получил 170 фунтов за потопление 24 сентября 1915 г. U-41. Впоследствии раскрылось, что Баралонг и Вайандре были на самом деле одним и тем же кораблем.

Мы уже видели, каким образом ловушка утопила U-27. Весьма схожая тактика другого судна-ловушки почти в том же районе привела к подобным результатам.

U-41 вышла из Вильгсльмсгафсна 12 сентября в свой четвертый поход. Ею командовал лейтенант Ханзен, который 23 сентября потопил три британских парохода, каждый около 4000 тонн, приблизительно в восьмидесяти милях к зюйд-осту от Фастнста.

Известие о первом потоплении дошло до Баралонга (официально Вайандре) в Фальмуте. Ловушка вышла в море и после обхода Лизарда легла на курс, который при счастливом совпадении должен был перехватить лодку, если она действовала в направлении Ушаста. Прошла ночь. На следующее утро британский пароход Урбино (6651 тонна) линии Вильсон был атакован той же U-41 в 67 милях на зюйд-вест от Бишоп-Рока. В 9 час. 45 мин. утра подошел Баралонг и обнаружил на расстоянии 8 миль впереди горящий Урбино. Корабль имел большой крен и травил пар. Баралонг приготовился к действиям. Команда Урбино уже была вынуждена сесть в шлюпки, а лодка с дистанции в 200 ярдов выпустила в него пять снарядов.

На дистанции пяти миль на Баралонге увидели боевую рубку лодки в тот момент, когда она погружалась. Баралонг изменил курс к зюйду, чтобы принудить врага, если он намеривался атаковать, всплыть на поверхность и использовать дизеля. Эта хитрость удалась. Вскоре U-41 всплыла на поверхность и пошла полным ходом догонять англичан. Баралонг поднял флаг США, на что немцы дали сигнал: "Остановиться немедленно". Баралонг остановился, но, используя машины, осторожно уменьшал дистанцию. Следующим сигналом неприятель потребовал прислать документы на подводную лодку. В этот момент оба корабля находились на расстоянии около двух с половиной миль друг от друга. С Баралонга крайне медленно ответили на сигнал, однако повернули носом на врага и изобразили стремление спустить шлюпку с борта, обращенного к неприятелю. На борту лодки уже было изготовлено носовое орудие; обер-лейтснант Кромптон находился на палубе для управления стрельбой. Но Ханзен был введен в заблуждение маневрированием Вильмот Смиса, который стремился выиграть наветренное положение. Приведя подводную лодку на 2 румба справа по носу, Баралонг продвигался так, чтобы держать се в этом положении. Оба противника сближались до дистанции 700 ярдов.

Все это время каждый человек на Баралонге находился на своем посту. На корабле не наблюдалось никакого движения, которое каким-нибудь образом могло бы внушить подозрение неприятелю. С лодки видимо рассматривали детали, желая убедиться, что это - нейтральный корабль.

На Баралонге переложили рули направо с таким расчетом, чтобы показалось, что он разворачивается для спуска с корабля шлюпки с подветренной стороны. Но когда Баралонг развернулся настолько, чтобы навести орудие правого борта и кормовое, ширмы упали, взлетел военный флаг, одновременно последовал сильный огонь с дистанции в 500 ярдов, сопровождаемый ружейным огнем пехоты с полуюта. Неприятель был так ошеломлен, что успел сделать только один залп и тот с большим перелетом. Второй залп с Баралонга попал прямо в основание боевой рубки лодки, остальные снаряды попали в лодку с абсолютной точностью. Охваченные паникой немцы бросили орудия и кинулись к люку боевой рубки. Вскоре один из снарядов попал в боевую рубку и разорвал на куски Ханзена и шесть человек команды. После ряда попаданий U-4I накренилась на левый борт и погрузилась. Но уход под воду был бесполезен, лодка имела большую течь, а ее трюмные помпы перестали действовать. Лодка падала на страшную глубину. Когда цистерны в лодке были продуты сжатым воздухом, она поднялась на поверхность. Сначала всплыл нос, затем верхняя часть боевой рубки. Но через несколько мгновений из лодки вырвались большие клубы дыма и пара, и она вновь быстро исчезла под водой (схема 2):

схема 2

На том месте, где затонула U-41, всплыл большой пузырь воздуха и жидкого топлива, видимо переборки лодки на глубине 75 сажен были смяты давлением воды. Через люк успели выскочить только Кромптон, тяжело раненный при входе в боевую рубку, и рулевой. Вся остальная команда из пяти офицеров и двадцати пяти матросов погибла.

В то же время Урбино, находясь на пути из Нью-Йорка в Гуль, затонул от пробоин, и Баралонг подобрал со шлюпок всю его команду из сорока двух человек во главе с капитаном. Баралонг пошел по направлению к Фальмуту, куда прибыл рано утром на следующий день.