Предисловие

 

Безусловно, что бомбардировочная авиация была любимым де­тищем руководства Люфтваффе. Если штурмовикам пришлось до­казывать свою эффективность, то бомбардировщикам с самого на­чала была отведена ведущая роль в концепции «молниеносной вой­ны», положенной в основу действий вермахта. К началу Второй мировой войны бомбардировочная авиация была самой многочис­ленной в Люфтваффе. Ее численность постоянно росла и к концу 1943 г. достигла своего максимума. Только в начале 1944 г. ситуа­ция коренным образом изменилась. В течение января - мая бомбар­дировочная авиация понесла тяжелейшие потери, ее численность упала почти в три раза, и, начиная с лета 1944 г., она практически полностью утратила свое былое значение.

В этой книге рассказывается только о пилотах бомбардировоч­ной авиации Люфтваффе, награжденных Рыцарскими Крестами. Всего ими были награждены 365 человек из экипажей бомбардиров­щиков - 341 пилот, 14 штурманов, 7 бортрадистов, 2 бортмеханика и один бортстрелок. Из них погибли в боях 107 человек, в т.ч. на Восточном фронте 42 человека (39%), на Западном фронте и в Средиземноморье - 65 человек (61%).

В плен же в ходе Второй мировой войны попало всего шесть пилотов бомбардировочной авиации, награжденных Рыцарс­кими Крестами, - трое на Восточном фронте и столько же на Западе. Это объяснялось прежде всего тем, что экипажи бом­бардировщиков, как говорится, «до последнего» тянули на подбитых самолетах, чтобы достичь своей территории. Мно­гие экипажи, совершившие вынужденные посадки далеко за линией фронта, смогли вернуться обратно, преодолев пешком десятки, а иногда и сотни километров по тылам противника.

При этом надо отметить, что средний возраст лучших пилотов бомбардировщиков был значительно выше среднего возраста асов истребительной и штурмовой авиации. Например, большинство первых командиров бомбардировочных эскадр Люфтваффе были участниками Первой мировой войны, а многие из офицеров про­шли летную подготовку еще в начале 30-х годов.