Создание бомбардировочной авиации

 

1 марта 1935 г. в Германии было официально объявлено о создании Люфтваффе. К этому моменту в составе Люфтваффе имелись только две бомбардировочные авиагруппы (Kampffliergergruppe) - «Тутов» и «Фасберг». Обе они были сформированы еще 1 апреля 1934г. на аэродроме Тутов (Tutow) в 74 км восточнее Ростока и на аэродроме Фасберг (Fassberg) в 65 км северо-восточнее Ганновера, из-за чего и получили та­кие наименования. При этом авиагруппа «Тутов» была осна­щена самолетами Ju-52, а в составе авиагруппы «Фасберг», кроме того, также были Do-11 и Do-23 (Авиагруппа «Тутов» получила Do-23 лишь в августе 1935 г.).

1 октября 1935 г. было сформировано сразу пять бомбарди­ровочных групп. Все они получили наименования в соответ­ствии с названиями аэродромов, где были сформированы:

- авиагруппа «Грайфсвальд» под командованием майора Ханса Ешоннека (Hans Jeschonnek) (Родился 09.04.1899 г. в Гогензальце (ныне г. Иновроцлав в 100 км северо-восточнее Познани). Участвовал в 1-й мировой войне, сначала в пехоте, а затем в авиации. 01.02.1939 г. 39-летний оберст Ешоннек был назначен начальником Генерального штаба Люфтваффе (Chef der General-stabes der Luftwaffe). В августе 1939 г. ему было присвоено звание генерал-майора, а 01.04.1942 г.- звание генерал-оберста. 19.08.1943г. Ешоннек неожиданно покончил жизнь самоубийством. Причина так и осталась неизвестной, однако известно, что накануне он сказал, что не может больше работать с Герингом), оснащенная Do-23, бази­ровалась на аэродроме Грайфсвальд (Greifswald), расположен­ном на побережье Балтийского моря в 32 км юго-восточнее Штральзунда,

- авиагруппа «Мерзебург» во главе с оберст-лейтенантом Вальтером Швабедиссеном (Walther Schwabedissen) находилась на аэродроме Мерзебург (Merseburg) в 28 км западнее Лейпцига,

- авиагруппа «Финстервальде» располагалась на аэродроме Финстервальде (Finsterwalde) в 46 км юго-западнее Коттбуса,

- авиагруппа «Гибелынтадт» базировалась на аэродроме Гибельштадт (Giebelstadt) в 85 км северо-западнее Нюрнберга,

- авиагруппа «Гота» находилась на аэродроме Гота (Gotha) в 20 км юго-западнее Эрфурта.

Таким образом, к концу 1935 г. в составе Люфтваффе было семь бомбардировочных авиагрупп, при этом пять из них были полностью вооружены самолетами Ju-52/3mg.

1 апреля 1936 г. в Люфтваффе были созданы пять бомбардировоч­ных эскадр (Kampfgeschwader, сокр. KG) - KG 152, KG 153, KG 154, KG155 и KG253. В составе четырех из них было по три авиагруппы, и лишь одна KG 154 имела две группы.

KG 152, получившая почетное наименование «Гинденбург» в честь генерал-фельдмаршала Пауля фон Гинденбурга (Paul von Hindenburg) (Родился 02.10.1847 г. в Познани в семье прусского офицера. Окончив кадетский корпус, участвовал в австро-прусской войне 1866 г. и франко-немецкой войне 1870-71 гг. Во время Первой мировой войны с ноября 1914 г. фон Гинденбург командовал войсками всего Восточного фронта. В августе 1916 г. он стал начальником Генерального штаба и фактическим главнокомандующим немецкой армией, получив прозвище «Железный Гинденбург». 12.03.1918 г. фон Гинденбург был награжден Большой Звез­дой Железного Креста, став вторым и последним человеком в Германии, получившим эту награду. 26.04.1925 г. он был избран президентом Веймарской республики, получив на выборах 14,6 млн голосов. Офици­ально заявив, что будет придерживаться конституции Веймарской рес­публики и условий Версальского договора, фон Гинденбург стал поддер­живать военно-монархические и нацистские организации. Политика Гин­денбурга способствовала возрождению германского военного потенциала. 10.04.1932 г. он был повторно избран президентом, получив 53% голосов избирателей. После того как в июле и ноябре 1932 г. на выборах в рейхс­таг убедительную победу одержала национал-социалистическая партия, Гинденбург 30.01.1933 г. назначил канцлером Адольфа Гитлера. С этого момента его политическая активность и влияние стали быстро падать. Умер Пауль фон Гинденбург 02.08.1934 г. в своем родовом поместье), была сформирована в Грайфсвальде. В нее вошли авиа­группы «Тутов» и «Грайфсвальд», получившие соответственно обо­значения I ./KG 152 и II ./KG 152, а также III ./KG 152, сформированная на аэродроме Барт (Barth) в 25 км северо-западнее Штральзунда.

В Мерсебурге была сформирована KG153 под командованием оберста Вальтера Зоммё (Walther Sommo). В нее вошли авиагруппы «Мерсебург» и «Финстервальде», получившие соответственно обозначения I./KG153 и II../KG153, а также 111./KG 152 во главе с майором Робертом Фуксом(Robert Fucks) (В качестве командира бомбардировочной группы «Легиона «Кон­дор» он участвовал в войне в Испании. С 29.09.1939 г. по 15.10.1940 г. оберст Фухс был командиром KG26. В течение 1939-40 гг. пилоты KG26 потопили в Северном море 46 кораблей общим тоннажем 70 тыс. брт и еще 76 кораблей общим тоннажем свыше 300 тыс. брт тяжело повредили. 06.04.1940 г. оберст Фухс был награжден Рыцарским Крестом. Он стал первым пилотом бомбардировочной авиации, получившим згу награду), сформированная на аэродро­ме Альтенбург (Altenburg) в 37 км южнее Лейпцига.

В состав  KG154  «Boelce» вошла авиагруппа «Фасберг», по­лучившая обозначение I./KG154 и II./KG154, сформированная на аэродроме Вунсторф (Wunstorf) в 19 км северо-западнее Ган­новера. На аэродроме Ансбах (Ansbach) в 39 км юго-западнее Нюрнберга была образована KG 155. В ее составе были авиа­группа «Гибельштадт», переименованная в I./KG155, и две вновь сформированные группы - II./KG155 и III./KG155.

На аэродроме Гота была сформирована KG253 под командо­ванием оберста Гельмута Фёрстера (Helmut Forster). После того как 3 июня 1936 г. в авиакатастрофе погиб первый начальник Генерального штаба Люфтваффе генерал-лейтенант Вальтер Вефер (Walter Wever) (Родился в 1887 г. в г. Позене (ныне г. Познань в Польше). Военную службу начал в!905г.В1914г.в качестве командира взвода Вефер воевал на Западном фронте. В 1915 г. ему было присвоено звание гауптмана. Он был переведен в Генеральный штаб рейхсвера, где быстро проявил себя, как способный тактик и организатор. В 1917 г. Вефер был назначен адъю­тантом генерала Эриха Людендорфа (Erich Ludendorff). После окончания Первой мировой войны Вефер служил в управлении личного состава рейхс­вера. В 1926 г. ему было присвоено звание майора, а в 1930 г. он стал уже оберстом. В 1933 г. генерал-майор Вефер стал начальником управления учебных заведений в министерстве рейхсвера. Вскоре военный министр фон Бломберг, понимавший, что вновь создаваемые Люфтваффе нужда­ются в компетентных руководителях, перевел туда нескольких офицеров и генералов, в т.ч. Вефера. 01.05.1935 г. генерал-лейтенант Вефер был на­значен начальником Генерального штаба Люфтваффе. Он в короткий срок вникнул во все проблемы и определил приоритетные направления разви­тия Люфтваффе. Так, Вефер убедил Геринга в необходимости создания тяжелых бомбардировщиков, способных достичь Урала. Благодаря его настойчивости, уже в 1936 г. начались летные испытания дальних бом­бардировщиков Ju-89 и Do-19. Пройдя в свое время летную подготовку, Вефер лично пилотировал самолеты, на которых ему приходилось летать по делам службы, хотя как пилот он оставлял желать лучшего. Это и по­служило причиной его гибели. 03.06.1936 г. после выступления перед кур­сантами авиашколы в Дрездене он на Не-70 вылетел в Берлин. Сразу пос­ле взлета самолет потерял управление и, врезавшись в землю, взорвался. Гибель Вефера оказала сильное влияние на Люфтваффе, прежде всего на дальнейшее развитие бомбардировочной авиации. Без него программа со­здания тяжелых стратегических бомбардировщиков была фактически свер­нута, что было серьезной ошибкой руководства Люфтваффе. Это особен­но хорошо стало ясно, когда в ходе боев на Восточном фронте основные производственные мощности СССР, расположенные в районе Урала, оказались вне досягаемости Люфтваффе), эскадре было присвоено почетное наимено­вание «Генерал Вефер». В состав KG253 вошли авиагруппа «Гота», получившая обозначение I./KG253, вновь сформированная в Эрфурте II./KG253 и III./KG253 под командованием майора Бруно Мааса (Bruno Maas), сформированная на аэродроме Нордхаузен (Nordhausen) в 60 км севернее Эрфурта.

Кроме того, 1 апреля 1936 г. на аэродроме в Дельменхорсте (Delmenhorst) была также сформирована отдельная I./KG254. Все вновь сформированные авиагруппы были оснащены само­летами Ju-52/3mg, и теперь ими были вооружены 12 из 15 бом­бардировочных групп. Всего же Люфтваффе получили 450 бомбардировщиков Ju-52/3mg.

Весной 1937 г. в бомбардировочные группы начали поступать новые бомбардировщики Ju-86 А-1, производство которых началось еще в конце 1935 г. В марте ими была оснащена IH./KG152, а в апреле-I./KG 152. В создании бомбардировочной авиации Люфт­ваффе начался новый этап.

Сначала 15 марта на аэродроме Ландсберг (Landsberg) в 25 км северо-западнее Лейпцига была сформирована KG255 во главе с оберстом Виллибальдом Спангом (Willibald Spang). В ее состав вошли:

- сформированная там же I./KG255 под командованием оберст-лейтенанта Курта Мёльцера (Kurt Molzer),

- II./KG255 во главе с оберст-лейтенантом Йоханном-Фолькмаром Фисеером (Juhann-Volkmar Kisser), созданная на аэродроме Лайпхайм (Leipheim) и 50 км западнее Аугсбурга,

- III./KG255 под командованием оберста Готтлоба Мюллера (Gottlob Muller), сформированная на аэродроме Мемминген(Memmingen) в 65 км юго-западнее Аугсбурга.

Затем 1 апреля 1937 г. в составе Люфтваффе было создано 12 новых бомбардировочных авиагрупп. Состав КО 152 и KG 153 был увеличен до четырех групп. На аэродроме в Нойбранденбурге (Neubrandenburg) была сформирована IV./KG152 (01.10.1937 г. она была переименована в KGrzbV1 (1-я боевая эскадра специального назначения). В тот же день на основе III/KG257 была образо­вана «новая» IV./KG152) во главе с майором Цирфогелем (Ziervogel), а в Лигнитце (Liegnitz) - IV./KG153 (01.11.1938 г. она была переименована в II./KG252) под командованием оберст-лейтенанта Вольфрама фон Рихтхофена (Wolfram von Richthofen). Последняя уже в мае была оснащена новыми бомбардировщиками Ju-86.

На аэродроме Липпштадт (Lippstadt) в 58 км юго-восточ­нее Мюнстера была сформирована KG254 под командованием оберста Вильгельма Зюссмана (Wilhelm Silssmann). В ее составе было четыре группы:

- I./KG254 («Старая» I ./K.G254 была переименована в III ./KG 157) оберста Иоахима Кортюма (Joachim Kortum) нахо­дилась в Липпштадте,

- II./KG254 оберст-лейтенанта Йозефа Хильгерса (Josef Hilgers) базировалась на аэродроме Эшвеге (Eschwege) в 38 км юго-восточ­нее Касселя,

- III./KG254 майора Отто Хёне (Otto Hohne) (Родился 30.04.1895г.В качестве пилота участвовал еще в 1 -и миро­вой войне. Летая в составе Jasta 1,2 и 59, он одержал 6 воздушных побед. 05.09.1940 г. он был награжден Рыцарским Крестом. С 1956 г. служил в Бундеслюфтваффе и вышел в отставку в звании генерал-майора. Умер 22.11.1969 г.) располагалась на аэродроме Дипхольц (Diepholz) в 62 км юго-западнее Бремена,

- IV./KG254 майора Карла Рютгерса (Carl Rutgers) базировалась на аэродроме Гютерсло (Gutersloh) в 50 км восточнее Мюнстера.

В составе вновь сформированной KG355 во главе с оберстом Филиппом Цохом (Philipp Zoch) было три авиагруппы, как и в KG157 под командованием майора Рихарда Путцира (Richard Putzier), которая была создана на основе KG 154 па аэродроме Лангенхаген (Langenhagen) в 8 км севернее Ганнонера.

В Цербсте (Zerbst) была сформирована I./KG257 под коман­дованием Герхарда Конрада (Gerhard Conrad), на аэродроме Люнебург (Luneburg) в 45 км юго-восточнее Гамбурга - II./KG257 во главе с майором Симоном (Simon), а в Лангенхагене -III./KG257 (01.10.1937 г. была переименована в IV./KG152). Все эти три группы должны были войти в состав эскадры KG257, но ее штаб был сформирован только 1 сентября 1938 г.

Во второй половине 1937 г. в Люфтваффе начали поступать первые Do-17E, и по состоянию на 19 сентября 1938 г. в составе бомбардировочных и разведывательных групп было уже 479 Do-17 модификаций Е, М, F и Р. Зимой 1936-37 г. для Люфт­ваффе был изготовлен и первый Не-111К.

Численный рост бомбардировочной авиации Люфтваффе продолжался, одновременно шел и процесс отладки ее струк­туры. При этом порой происходили странные вещи, когда от­дельные авиагруппы и эскадры обменивались обозначениями, старым подразделениям присваивались новые обозначения и тут же создавались новые под старыми обозначениями.

Так, 1 февраля 1938 г. KG155 была переименована в KG158, а спустя полгода, 1 ноября, на аэродроме Гиссен (Gissen) в 50 км се­вернее Франкфурта-на-Майне на основе штаба!. и11ЖО254 была сформирована «новая» KG155. И уже в тот же день на аэродроме Фритцдар (Fritzlar) в 25 км северо-западнее Касселя была сформи­рована «новая» KG254, при этом оставшиеся от «старой» эскадры III. и IV./KG254 были переименованы соответственно в I. и II./KG254.

1 ноября 1938 г. в Коттбусе была сформирована KG252 под командованием оберста Йоханнеса Финка (Johannes Fink) (Он был дипломированным инженером. С18.10.1940 г. по 31.10.1942 г. генерал-майор Финк занимал должность инспектора (командующего) бом­бардировочной авиации. Затем с-01.11.1942 г. по 10.02.1944 г. генерал-лейтенант Финк был командиром 2-й авиадивизии(2.Flieger-Division)). В ее составе также было только две группы - I./KG252 майора Вернеpa Крахла (Werner Rrahl) и II./KG252 оберст-лейтенанта Бернхарда Георги (Bernhard Georgi) (22.06.1940 г. он был назначен командиром KG27. Оберст-лейтенант Георги погиб 17.07.1940 г., когда его Не-111 был сбит над Ла-Маншем), созданная на основе IV./KG153. 1 мая 1939 г. в Люфтваффе прошла последняя крупная реорга­низация, когда неудобные трехзначные номера были заменены двух­значными. Эскадры, входившие в состав 1-го воздушного флота, получили номера с 1 по 25, входившие во 2-й воздушный флот - с 26 по 50, входившие в 3-й воздушный флот –с 51 по 75 и входившие в 4-й воздушный флот - с 76 по 100. В соответствии с этим принци­пом все бомбардировочные группы и эскадры, имевшиеся на тот момент в составе Люфтваффе, получили новые обозначения.

 

Новое обозначение

Старое обозначение

KG1 «Hindenburg»

KG152 «Hindenburg»

I./KG1

IV./KG152

KG2 «Holzhammer»

KG252

I./KG2

I./KG252

II./KG2

II./KG252

KG3 «Blitz»

KG153

II./KG3

II./KG153

III./KG3

III./KG153

KG4 «General Wever»

KG253

I./KG4

I./KG253

II./KG4

II./KG253

III./KG4

III./KG253

KG26 «Lowen»

KG257

I./KG26

L/KG257

II./KG26

II./KG257

KG27 «Boelcke»

KG157

I./KG27

I./KG157

II./KG27

IL/KG157

III./KG27

III./KG157

II./KG28

KG51 «Edelweiss»

I./KG51

III./KG51

KG53 «Legion Condor»

I./KG53

II./KG53

III./KG53

KG54 «Totenkopf»

I./KG54

KG55 «Greif»

I./KG55

II./KG55

KG76

I./KG76

III./KG76

I./KG77

II./KG77

III./KG77

II./KG254

KG255

I./KG255

III./KG255

KG355

I./KG355

II./KG355

III./KG355

KG254

I./KG254

KG155

I./KG155

II./KG155

KG158

I./KG158

III./KG158

I./KG153

II./KG158

II./KG255

 

К августу 1939 г. в составе бомбардировочной авиации Люфт­ваффе было 1180 самолетов и 1300 подготовленных экипажей. Ле­том 1939 г. Люфтваффе получили первые 12 бомбардировщиков Ju-88A-l. Они вошли в состав 88-го опытного командования (Егргоbungskommando 88) во главе с гауптманом Гельмутом Похле (Helmut Pohle), которое было сформировано в испытательном центре Люфт­ваффе в Рехлине (Rechlin), расположенном на берегу озера Моритц в 44 км юго-западнее Нойбранденбурга. Однако это командование просуществовало недолго, так как уже в августе на его основе была создана I./KG25 также во главе с гауптманом Похле.