Вы можете частный самолет заказ у Aviaton Broker

Развитие бомбардировочной авиации Люфтваффе в ходе Второй мировой войны

 

По состоянию на 1 сентября 1939 г. в составе бомбардиро­вочной авиации Люфтваффе находилось:

 

Тип самолета

Всего

В т.ч. в состоянии, пригодном для полетов

Не-111Р

351

322

Не-111Н

431

392

Do-17Z

218

203

Do-17E

123

119

Do-17М

36

33

JU-88A-1

12

12

Всего:

1171

1081

 

В течение сентября - декабря 1939 г. в состав Люфтваффе вошли еще пять бомбардировочных групп, оснащенных Не-111. В сентябре были сформированы:

- III./KG26 под командованием майора Виктора фон Лоссберга (Viktor von LoBberg) (Родился 14.03.1904 г. в г. Позене (ныне г. Познань в Польше). Он занимал должность командира H/K.G26 до 30.08.1941 г., а затем был пере­веден в техническое управление министерства авиации. 17.10.1941 г. майор фон Лоссберг был награжден Рыцарским Крестом. Работая в министерстве авиации, он, в частности, многое сделал для оснащения ночных истреби­телей новыми типами вооружения. Летом 1943 г. оберст фон Лоссберг предложил использовать для борьбы с английскими ночными бомбарди­ровщиками тактику «Ручной кабан» («Zahme Sau»), которая затем до кон­ца войны активно использовалась ночными истребителями Люфтваффе),

- II./KG1 во главе с майором Бенно Кошем (Benno Kosch) (Родился 12.03.1900 г. в г. Ровересто (Roveresto) в Тироле. 07.09.1940 г. во время налета на Лондон его Не-111 получил тяжелые повреждения, один двигатель вышел из строя. Сам Кош Получил два пулевых ранения в плечо и одно в голову, но все же смог «дотянуть» до своего аэродрома. 01.10.1940г. майор Кош был награжден Рыцарским Крестом. С 01.02.1941 г. по 26.08.1942 г. оберст-лейтенант Кош был командиром KG55),

- I./KG28, которая вместе с уже имевшейся II./KG28 вошла в состав вновь образованной KG28 во главе с оберстом Карлом Ангерштейном (Karl Angerstein) (Родился 04.12.1890 г. в г. Мюльхаузене (Miilhausen) в 47 км севе­ро-западнее Эрфурта. С 18.07.1940 г. по 01.03.1942 г. он был команди­ром KG1. 02.11.1940 г. Ангерштейн был награжден Рыцарским Крестом. С 26.06. по 06.11.1943 г. генерал-лейтенант Ангерштейн ко­мандовал 1-м авиакорпусом (I.Fliegerkorps)).

Затем 18 ноября на аэродроме Кетен (Kothen) в 47 км юго-во­сточнее Магдебурга была сформирована KGr.100 под командо­ванием майора Генриха Пуша (Heinrich Pusch), a 1 декабря -III./KG55 во главе с майором Хансом Шеммпелем (Hans Schemmpell) (Погиб в 1943 г. на Восточном фронте). В декабре на аэродроме Хойа (Ноуа) в 37 км юго-восточнее Бремена на основе II./KG28 была образована II./KG54.

15 ноября 1939 г. в Грайфсвальде была создана KG30 «Adler» («Орел») под командованием оберст-лейтенанта Вальтера Лёбеля (Walter Loebel) (Родился 23.06.1902 г. в Берлине. Под его командованием KG30 стала одной из самых результативных эскадр в бомбардировочной авиации. В течение 1940 г. пилоты KG30 потопили и тяжело повредили корабли общим тоннажем 663 тыс. брт, и 29.07.1940 г. Лёбель был награжден Рыцарским Крестом). Она стала первой эскадрой Люфтваффе, оснащен­ной новыми бомбардировщиками Ju-88. В ее состав вошли:

- I./KG30 во главе с гауптманом Похле, которая была сфор­мирована еще 22 сентября на основе I./KG25 на аэродроме Евер (Jever) в 14 км северо-западнее Вильгельмсхафена,

- II./KG30 под командованием гауптмана Клауса Хинкельбейна (Claus Hinkelbein) (Родился 28.12.1909 г. в г. Людвигсбурге. Он занимал должность командира II./KG30 с 01.12.1939 г. до июня 1940 г. 19.06.1940 г. он был награжден Рыцарским Крестом. С 1956 г. Хинкельбейн служил в Бундеслюфтваффе и вышел в отставку в звании генерал-майора), сформированная 1 декабря в Барте,

- III./KG30 во главе с гауптманом Зигфридом Маренхольтцем (Siegfried Mahrenholtz) (Он погиб 09.04.1940 г., когда его Ju-88 был сбит зенитным огнем с английских кораблей у западного входа в пролив Скагеррак), которая также была сформирована в Барте, но уже 1 января 1940 г.

Осенью 1939 г. были созданы и две отдельные бомбардиро­вочные группы. 22 октября в Дивенове (Dievenow) была сформирована KGr.806 во главе с оберст-лейтенантом Вольф­гангом фон Вилдом (Wolfgang von Wild), а в ноябре на аэро­дроме Холтенау (Holtenau) рядом с Килем была сформирована KGr.606 под командованием оберст-лейтенанта Германа Эдерта (Hermann Edert). Первая была вооружена самолетами Не-111J, а вторая — Do-17Z, но затем во второй половине 1940 г. обе группы были оснащены бомбардировщиками Ju-88.

В 1940 г. быстрый рост бомбардировочной авиации продол­жался. Были сформированы три группы Do-17Z:

- II./KG76 майора Хилла (Hill),

- I./KG3 оберст-лейтенанта Рудольфа Габельманна (Rudolf Gabelmann)

- III./KG2 майора Вернера Крейбе (Werner Kreibe), две группы Не-111:

- III./KG54 майора Адольфа Хёринга (Adolf Haring),

- KGr. 126 гауптмана Герда Штейна (Gerd Stein),

а также II./KG51 майора Винклера (Winkler), оснащенная Ju-88.

В мае 1940 г. во Франции на аэродроме Бордо-Мериньяк (Bordeaux-Merignac), расположенном недалеко от побережья Бискайского залива, была окончательно сформирована I./KG40 под командованием майора Эдгара Петерсена (Edgar Petersen) (Родился 26.04.1904 г. в Страсбурге. 01.11.1939 г. гауптман Петерсен был назначен командиром вновь формируемой I./KG40. Пилоты его группы потопили у побережья Норвегии в районе Нарвика, в Северном море и у побережья Англии корабли общим тоннажем 103 тыс. брт, а так­же повредили суда общим тоннажем 25 тыс. брт. 21.10.1940 г. Петерсен был награжден Рыцарским Крестом. 01.04.1941 г. майор Петерсен был назначен командиром KG40 и занимал этот пост до сентября 1941 г. За­тем он руководил испытательным центром Люфтваффе в Рехлине). Первая эскадрилья, оснащенная FW-200C, была создана в Бре­мене еще 1 ноября 1939 г., и вот теперь были сформированы штаб группы, а также вторая и третья эскадрильи.

По состоянию на 10 мая 1940 г. в составе бомбардировоч­ной авиации Люфтваффе находилось:

 

Тип самолета

Всего

В т.ч. в состоянии, пригодном для полетов

Не-111Р

343

259

Не-111Н

712

460

Do-17Z

481

374

JU-88A-1

280

135

FW-200

4

2

Всего:

1820

1230

 

10 мая 1940 г. немецкие войска вторглись в Голландию и Бельгию. При этом Люфтваффе встретили организованное сопротивление со стороны военно-воздушных сил Бельгии, Голландии, Франции и Великобритании. В течение 10 мая было сбито 304 немецких само­лета, в т.ч. 51 Не-111,26 Do-17Z и 18 Ju-88, еще 51 самолет был по­врежден. Потери среди экипажей составили 267 человек убитыми, 133 ранеными и 340 пропавшими без вести. Кроме того, погиб­ли и пропали без вести еще 326 человек из состава наземного персонала. Это было самое большое количество потерь за один день боевых действий, которые понесли Люфтваффе за всю Вто­рую мировую войну. Для сравнения: за всю польскую кампа­нию с 1 по 27 сентября 1939 г. Люфтваффе потеряли 203 само­лета, а потери среди экипажей составили 221 человек убитыми, 133 ранеными и 170 пропавшими без вести.

К 13 августа 1940 г. в составе бомбардировочной авиации Люфтваффе было:

 

Тип самолета

Всего

В т.ч. в состоянии, пригодном для полетов

Не-111Р

214

168

Не-111Н

402

265

Do-17Z

337

274

JU-88A-1

553

330

FW-200

9

3

Всего:

1515

1040

 

Следующим испытанием для бомбардировочной авиации Люфт­ваффе стала «битва за Англию», когда только в течение августа 1940 г. было потеряно 278 самолетов: 105 Ju-88,98 Не-111 и 75 Do-17, погибли, пропали без вести и попали в плен 206 пилотов. Всего с 1 июля по 1 октября 1940 г. в боях над Англией Люфтваффе потеряли 1927 самолетов, в т.ч. 873 истребителя Bf-109 и Bf-110, потери среди летного состава достигли 2662 человек.

 

Активность бомбардировочной и штурмовой авиации Люфтваффе в ходе «битвы за Англию» :

Период

Число вылетов

Потери*

дневных

ночных

днем

ночью

01.07. - 07.07.1940г.

275

75

18/2

-/-

08.07. - 14.07.1940г.

400

100

31/3

-/-

15.07. - 21.07.1940г.

275

100

12/5

1/-

22.07. - 04.08.1940г.

200

125

22/7

2/1

05.08. - 11.08.1940г.

575

175

26/10

1/-

12.08. - 18.08.1940г.

1650

500

134/9

1/1

19.08. - 25.08.1940г.

750

425

44/2

2/3

26.08. - 01.09.1940г.

875

1050

58/20

3/1

02.09. - 08.09.1940г.

1225

800

28/17

7/1

09.09. - 15.09.1940г.

975

800

64/16

-/-

16.09. - 22.09.1940г.

750

1150

22/12

7/1

23.09. - 29.09.1940г.

1175

900

18/15

5/-

30.09. - 06.10.1940г.

575

950

30/16

11-

Итого:

9700

7150

507/134

36/8

* Первая цифра означает боевые потери, вторая - небоевые.

 

После тяжелых потерь, понесенных в ходе дневных вылетов в июле - сентябре 1940 г., бомбардировочная авиация сделала основ­ной упор на действия в темное время суток. Начались массирован­ные налеты на крупные английские города. Так, например, вечером 14 ноября в налете на Ковентри участвовало 437 бомбардировщиков, которые сбросили на город 394 тонны фугасных и 56 тонн зажига­тельных бомб, а также 127 тяжелых авиационных мин. В результате бомбежки в Ковентри погибли 380 человек и еще 800 человек получили ранения.

 

Активность бомбардировочной авиации Люфтваффе над Великобританией с октября 1940 г. по май 1941г.

Период

Число вылетов

Потери

дневных

ночных

днем

ночью

Октябрь 1940г.

2300

5900

79

23

Ноябрь 1940 г.

925

6125

65

48

Декабрь 1940 г.

650

3450

24

44

Январь 1941 г.

675

2050

7

22

Февраль 1941 г.

500

1450

9

18

Март 1941 г.

800

4275

8

46

Апрель 1941 г.

800

5250

9

58

Май 1941 г.

200

3800

3

55

Итого:

6850

32300

204

314

 

В апреле 1941 г. было завершено формирование KG40, коман­диром которой был назначен майор Эдгар Петерсен. В ее состав вместе с ранее созданной I./KG40 также вошли:

II./KG40 под командованием гауптмана Вендта фон Шлиппенбаха (Wendt von Schlippenbach), сформированная 23 марта в Люнебурге,

III./KG40, которая была создана 24 марта в Бресте на ос­нове I./KG1.

Первоначально обе новые группы были оснащены самоле­тами Не-111, но затем в течение лета 1941 г. II./KG40 была пере­вооружена Do-217, a III./KG40 в декабре 1941 г. - июне 1942 г. получила FW-200C.

В марте - апреле 1941 г. состав всех 14 бомбардировочных эс­кадр, имевшихся на тот момент в составе Люфтваффе, был увеличен до четырех групп. Новые группы были сформированы на основе отдельных учебно-боевых эскадрилий (Erganzungsstaffel), бывших в каждой эскадре. Одновременно две прибрежные авиагруппы (Kustenfliegergruppe, сокр. Ku.Fl.Gr.)- Ku.Fl.Gr. 106 и Ku.Fl.Gr.506, имевшие на вооружении гидросамолеты Не-115, были перево­оружены бомбардировщиками Ju-88 и получили обозначения KGr. 106 и KGr. 506.

Это было последнее крупное увеличение числа бомбардиро­вочных авиагрупп Люфтваффе в ходе Второй мировой войны. Все последующие уже создавались на основе имевшихся, за счет чего происходила постоянная ротация обозначений авиагрупп. До конца войны были сформированы еще четыре бомбардировоч­ные эскадры, а также несколько отдельных авиагрупп.

29 ноября 1941 г. на аэродроме Шатр (Chatres) в 83 км юго-западнее Парижа была создана KG 100 под командованием майора Хейнца фон Холлебена (Heinz von Holleben). Эскадра была осна­щена самолетами Не-111 и в нее вошли:

- I./KG 100 майора Гельмута Кюстера (Helmut Kuster), сформи­рованная на базе KGr.100 на аэродроме Фридланд (Friedland) в 32 км юго-западнее Франкфурта-на-Одере,

- II./KG 100 майора Хорста Рёблинга (Horst Robling), создан­ная на основе III./KG26 на аэродроме Сечинск в Белоруссии,

- IV./KG100 гауптмана Энно Русселя (Enno Russell), которая была сформирована в Люнебурге на основе учебно-боевых эскадри­лий KGr. 100 и KG28.

II./KG100 под командованием майора Шульца (Schulz) была сформирована только 20 сентября 1942 г. на аэродроме Каламаки (Kalamaki) в Греции.

В мае 1942 г. на аэродроме Динар (Dinard) на побережье Бретани был сформирован штаб KG6, а на аэродроме Бретиньи (Bretigny) юго-восточнее Парижа - Erganzungsstaffel/KG6. 1 сентября были сформированы и все четыре группы эскадры:

- I./KG6 под командованием майора Эрнста-Гюнтера фон Шелиха (Ernst-Gunther von Schelih) была образована на аэро­дроме Крей (Creil) в 46 км севернее Парижа на основе I./KG77,

- II./KG6 во главе с майором Карлом Шрейнером (Karl Schreiner) была сформирована в Динаре на базе KGr. 106,

- III./KG6 под командованием гауптмана Германа Хогебака была создана в Евпатории в Крыму на основе III./LG1,

- IV./KG6 во главе с гауптманом Генрихом Хеттхеном (Heinrich Hettchen) была сформирована в Ансбахе из Erganzungsstaffel/KG6.

Кроме того, тогда же в составе KG6 были сформированы еще три отдельные эскадрильи - на аэродроме в Бове (Beauvais) была создана 14./KG6 (Занималась испытаниями самолетов-разведчиков дальнего радиуса действий Ju-86P/R. В январе 1943 г. была переименована в 6.(F)/AuklGr. 123), в Шартре на основе Erprobungskommando 17 была образована 15./KG6 (В апреле 1943 г. на ее основе был сформирован штаб I./KG66), и в Сустерберге (Soesterberg) на базе Erprobungskommando 210 была сформирована 16./KG6 (В ней проходили испытания самолеты Ме-210А. Уже в октябре 1942 г. была переименована в 11./ZG1).

KG6 стала первой в Люфтваффе эскадрой самолетов «осветителей целей» («Zielbeleuchter») (Англичане называли такие самолеты «патфиндерами» («Pathfinder»). 15.08.1942 г. в RAF была сформирована специальная авиагруппа «патфин­деров» под командованием Дональда Бенетта (Donald С. Т. Benett). В ее составе было 5 эскадрилий: 7 Sqdn. (PPF) была оснащена «Стерлин­гами», 35 Sqdn. (PPF) - «Галифаксами», 83 Sqdn. (PPF) - «Ланкасте­рами», 109 Sdqn. (PPF) - «Москито» и 156 Sqdn. (PPF) - «Веллингтонами». Уже в ночь на 17.08.1942 г. они приняли участие в налете на Эмден. Затем в военно-исторической библиографии термин «патфиндер» получил широкое распространение, и поэтому немецкие «осве­тители целей» для простоты также стали называть «патфиндерами»), или «патфиндеров», роль которых сначала выполняли Ju-88, а затем Ju-188. В их задачу входило точно выводить группы бомбардировщиков в район цели, для чего на самолетах KG6 была установлена спе­циальная радионавигационная аппаратура. Затем «патфиндеры» должны были обнаружить и обозначить цель специальны­ми сигнальными и осветительными бомбами, чтобы экипажи бомбардировщиков могли провести прицельное бомбометание.

В апреле 1943 г. в Шатре была сформирована еще одна группа «патфиндеров» - I./KG66 во главе с майором Германом Шмидтом (Hermann Schmidt) (Родился 27.08.1910 г. в г. Бузендорфе (Busendorf) в Лотарингии. В 1940-41 гг. обер-лейтенант Шмидт был командиром l./KGr.100. 15.07.1941 г. он был переведен в 6-ю школу слепых полетов (Blindflugschule 6) в Весендорфе (Wesendof) в районе Целле. Шмидт участвовал в разра­ботке и испытаниях новейших навигационных систем. В начале 1943 г. Шмидт был начальником 7-й школы слепых полетов в Радоме, Польша. 20.04.1944 г. после 260 боевых вылетов командир I./KG66 майор Герман Шмидт был награжден Рыцарским Крестом. Затем он служил в Бундеслюфтваффе и в 1968 г. вышел в отставку в звании оберста).

К началу 1944 г. численность бомбардировочной авиации Люфт­ваффе достигла своего максимума в ходе Второй мировой войны:

 

Тип самолета

Количество по состоянию на

 

01.01.1943г.

01.06.1943г.

01.01.1944г.

Ju-88

998

1224

1088

Ju-188

-

1

82

Не-111

461

760

786

Не- 177

11

20

181

Do-217

181

284

208

FW-200

67

46

84

Ме-410

-

30

80

Итого:

1718

2365

2509

 

20 февраля 1944 г. на аэродроме в берлинском пригороде Гатов (Gatow) была сформирована последняя бомбардировочная эскадра Люфтваффе - KG200. Ее штаб был создан на основе опытного под­разделения Главного командования Люфтваффе (Versuchsverband ObkL). Тогда же на аэродроме Финов (Finow) в 45 км северо-восточ­нее Берлина на базе авиагруппы «Гартенфельдт» («Gartenfeldt») была сформирована I./KG200, а в мае в Дедельсдорфе (Dedelsdorf) была создана и II./KG200.

Поскольку KG200 предназначалась для выполнения различных специальных заданий, то ее состав был очень разнородным. Штаб был оснащен FW-200 и Ju-188. 1./KG200, совершавшая полеты на большие расстояния, использовала FW-200C, Ju-290A, Ju-252A, Ju-352A и Ar-232. 2./KG200 имела в распоряжении Ju-52, Ju-88, Ju-188, Do-217, а также трофейные В-17 и В-24. Пилоты 3./KG200 летали на гидросамолетах Ar-196, Do-18, Do-24, He-59, He-115, BV-138 и BV-222. 4./KG200 была осна­щена различными легкими тренировочными самолетами, в т.ч. Ar-96, Bf-108 и Ви-181. И наконец II./KG200 имела в своем со­ставе Не-111, Не-111Z, Ju-52, Go-242, DFS230 и FW-190F.

В ноябре 1944 г. II./KG200 была переименована в IV./KG200, а «новая» II./KG200 была сформирована на аэродроме Бург (Burg) в 25 км северо-восточнее Магдебурга на основе III./ KG66. И теперь 5./KG200 была оснащена Ju-88S, игравшими роль «патфиндеров», а 6. и 7./KG200 - специальными авиаци­онными комплексами «Мистел».

В первой половине 1944 г. в ходе тяжелых боев бомбардировоч­ная авиация Люфтваффе понесла тяжелейшие потери. Ее числен­ность к 1 июня сократилась в 2,7 раза по сравнению с состоянием на 1 января 1944 г., и даже начало производства новых реактив­ных самолетов уже не могло исправить ситуацию.

 

Тип самолета

Количество по состоянию на

01.06.1944г.

01.11.1944г.

01.01.1945г.

Ju-88

269

271

237

Ju-188

109

34

42

Не-111

370

215

238

Не- 177

149

48

44

Do-217

38

-

-

Аг-234

-

39

53

Ме-262

-

80

56

Mistel

-

18

200

Итого:

935

705

870

 

В конце лета - начале осени 1944 г. общая обстановка на фронтах значительно ухудшилась: советские войска и войска со­юзников подходили к самым границам Третьего рейха, тяжелые бомбардировщики союзников днем и ночью совершали массиро­ванные налеты на города Германии. Командованию Люфтваффе теперь приходилось думать не о наступательных действиях, а лишь о том, как защитить собственную территорию. Все усилия немец­кой авиапромышленности были сосредоточены на производстве истребителей и новых реактивных самолетов, с помощью кото­рых Люфтваффе еще надеялись изменить ход воздушной войны.

Поэтому было решено переформировать часть бомбардировоч­ных эскадр в эскадры реактивных истребителей-бомбардировщиков Ме-262. Первыми начали переоснащаться KG(J)51 и KG(J)54, которые получили специальную приставку «истребительные». В августе 1944 г. Ме-262 поступили в штабные эскадрильи обе­их эскадр, а также в I./KG(J)51 и I./KG(J)54. Затем в течение осе­ни 1944 г. ими были оснащены II./KG(J)51 и III./KG(J)54, а в январе 1945 г. - II./KG(J)54.

В октябре- ноябре 1944 г. начали переформировываться в истребительно-бомбардировочные еще четыре эскадры - KG(J)6, KG(J)27, KG(J)30 и KG(J)55. Все они вошли в состав 9-го авиакорпуса, также получившего приставку «истребительный». Однако из-за нехватки Ме-262 их пилоты вынуждены были осваивать одно­местные Bf-109G и FW-190F, и только в апреле 1945 г. штабы KG(J)6 и III./KG(J)6 были оснащены Ме-262А. Процесс переподготовки по различным причинам затянулся, и большинство пилотов из этих эскадр участия в боевых действия больше уже не принимали.

В декабре 1944 г. - январе 1945 г. реактивными бомбарди­ровщиками Аг-234 была оснащена KG76. Она стала первой в мире эскадрой реактивных бомбардировщиков, принимавшей участие в боевых действиях. Первый боевой вылет Аг-234 из KG76 совершили в ночь на 1 января 1945 г., когда четыре самолета во главе с командиром 9./KG76 гауптманом Дитером Лукешом (Dieter Lukesch) (Родился 15.07.1918 г. в местечке Хадерсдорф-Вейтлиген (Hadersdorf-Weitlingen) около Вены. В 1938 г. он вступил в Люфтваффе и в составе KG76 принимал участие в боях в Польше, в Западной Европе и на Восточ­ном фронте. 20.12.1941 г. лейтенант Лукеш был награжден Рыцарским Крестом, а 10.10.1944 г. уже гауптман Лукеш получил Дубовые Листья к Рыцарскому Кресту (Nr.620). С осени 1944 г. он летал на Аг-234В-2. Всего в ходе войны Лукеш совершил 430 боевых вылетов, на его счету было 12 потопленных судов. После войны Лукеш работал в авиакомпании «Люфтганза», став командиром «Боинга-707». 01.08.1973 г. он вышел на пенсию) сбросили бомбы на Брюссель и Льеж.

Последней же авиагруппой бомбардировочной авиации Люфт­ваффе, сформированной в ходе Второй мировой войны, стала III./KG200. Она была создана 10 января 1945 г. на аэродроме Берлин-Штаакен (Berlin-Staaken) на базе I./SG5 и полностью оснащена истребителями-бомбардировщиками FW-190F.

К 12 апреля 1945 г. в бомбардировочной авиации осталось 305 самолетов, но только 205 из них были в пригодном для полетов состоянии.

 

Тип самолета

Всего

В т.ч. в состоянии, пригодном для полетов

Ju-88 и Ju-188

142

103

Не-111

106

81

Аг-234

17

5

Ме-262

16

4

Mistel

24

12