Управляемые бомбы Люфтваффе

 

Уничтожение морских целей для бомбардировщиков всегда было непростым делом, а с 1942 г. стало почти что невозмож­ным. Конвои союзников прикрывались с воздуха истребителя­ми с эскортных авианосцев, а огонь зенитной артиллерии с кораблей сопровождения стал таким мощным и эффективным, что атаки с использованием обычных бомб стали для пилотов бомбардировщиков почти самоубийственным занятием. Ост­ро встал вопрос о создании принципиально нового типа ору­жия, которое позволило бы атаковать корабли, находясь как можно меньше в зоне их зенитного огня, и при этом имело бы достаточную точность.

Таким оружием стали радиоуправляемые летательные аппараты, получившие в Германии обозначение FK (сокр. от Fernlenkbaren). Они были одним из самых значительных воен­ных изобретений немецкой промышленности периода Второй мировой войны. Ни одна страна, кроме Германии, в тот мо­мент не обладала таким типом вооружений.

Профессором Гербертом Вагнером (Herbert Wagner), рабо­тавшим на фирме «Хеншель» («Henschel»), была сконструиро­вана управляемая противокорабельная бомба, получившая обо­значение Hs-293. Она имела крылья размахом 3,1 метра и была оснащена ракетным двигателем Walter 109-507B. В качестве ее боевой части была использована бомба SC500. Сброс бомбы с самолета-носителя осуществлялся на высотах от 500 до 4000 метров на расстоянии от 4 до 18 км до цели. Бомба в течение 0,4 секунды свободно падала, после чего включался ракетный двигатель и Hs-293 развивала скорость около 600 км/ч (Скорость же на заключительном участке полета могла колебаться в пределах от 435 до 780 км/ч). Через две секунды автоматически включалась система управления.

Оператор, находившийся на самолете-носителе, наводил бомбу на цель при помощи специального джойстика (немцы называли его «Knuppel» - «дубинка»). В соответствии с пере­мещением рукоятки джойстика станцией наведения FuG 203/230 (позднее FuG 207/237) формировались радиосигналы на ультракоротких волнах, которые управляли рулями Hs-293.

Перед вылетом приемник каждой бомбы настраивался на уп­равляющие сигналы конкретной станции наведения, чтобы при одновременном пуске бомб с нескольких самолетов их опера­торы не мешали друг другу работать. Яркая красная лампа, размещенная в хвостовой части Hs-293, облегчала оператору наблюдение за полетом бомбы и се наведение нацель.

Оптимальная высота сброса была в пределах от 3 до 4 тыс. метров на расстоянии 10 км до цели. При этих условиях время полета Hs-293 до цели составляло от 80 до 100 секунд. В тече­ние этого времени самолет должен был лететь строго прежним курсом, чтобы оператор мог навести бомбу на цель. Система управления была очень чувствительной, и оператор должен был учитывать, что любое резкое движение джойстиком могло при­вести к потере управляемости бомбой.

Для испытаний Hs-293 1 ноября 1941 г. в Гарце была сформиро­вана 293-я опытная эскадрилья (Versuchsstaffel 293). Первоначально в ее составе было всего четыре Не-11Ш. 1 марта 1942 г. она была преобразована в 15-е учебно-опытное командование (Lehr-Erprobungskommando 15) и его командиром был назначен гауптман Франц Холлвег (Franz Hollweg). К 10 ноября 1942 г. в составе командования было уже 10 Не-111Н-12,2 Не-111Р-4 и 14Do-217E-5.

Второй управляемой бомбой стала PC 1400X, или просто Fritz X. Она была разработана доктором Крамером (Kramer), работавшим на фирме «Рейншталь» («Rheinstahl»). Была гораздо мощнее Hs-293, так как фактически это обычная авиационная 1400-кг бро­небойная бомба, имевшая управляемое хвостовое оперение, неболь­шие плоскости и приемник FuG 230a «Strasburg». Поскольку РС1400Х не имела двигателя, ее планирующим полетом, а практи­чески падением по баллистической кривой можно было управлять в строго определенных пределах. Прицеливание осуществлялось при помощи стандартного бомбового прицела Lotfe 7. Оператор, используя такой же джойстик, как и у Hs-293, мог при помощи ра­диосигналов, посылаемых передатчиком FuG 203a «Kehl III», кор­ректировать траекторию РС1400Х в пределах ± 400 метров по на­правлению полета и в пределах ± 200 метров в поперечном направ­лении. При этом бомба должна была сбрасываться с высоты не менее 6 тыс. метров. В задней части бомбы для облегчения работы оператора также была установлена красная лампа.

В сентябре 1942 г. тоже в Гарце для испытаний РС1400Х было сформировано 21-е учебно-опытное командование (Lehr-Erpro-bungskommando 21) во главе с гауптманом Эрнстом Хетцелем (Ernst Hetzel). Первоначально в составе командования были одна эскадрилья Do-217K и две эскадрильи Не-111Н. 20 января 1943 г. «Хейнкели» были направлены на Восточный фронт и включены в состав KGzbV5. Поэтому тогда же для продолжения испытаний РС1400Х на базе Lehr-Erprobungskommando 21 была сформирована KGr.21, в составе которой было уже четыре эскадрильи Do-217K-2.

Параллельно фирма «Блом унд Фосс» (Blohm und Foss) разра­батывала летательный аппарат BV-143, в котором в качестве бое­вой части использовалась торпеда. Он имел стартовую массу 1073 кг, из которых 500 кг приходилось на боевую часть и 165,5 кг на ракетное топливо. Хвостовое оперение и V-образные плоскости размахом 3,13м должны были помочь удержаться на заданном кур­се. BV-143 сбрасывался с самолета-носителя на расстоянии от 5 до 7 км до цели. После сброса аппарат начинал по пологой траекто­рии планировать к поверхности воды. Когда высота уменьшалась до двух метров, специальная штанга касалась воды, включая ра­кетный двигатель Walter. За 30 секунд аппарат разгонялся до ско­рости от 415 до 700 км/ч, продолжая уже лететь горизонтально над самой поверхностью воды. Было изготовлено несколько опытных образцов BV-143. В ходе испытаний обнаружилось, что на заклю­чительной стадии полета BV-143 недостаточно устойчив. Поэтому в начале 1943 г. его дальнейшая разработка была прекращена.

К апрелю 1943 г. все работы по отработке конструкции и испы­танию управляемых бомб Hs-293 и РС1400Х были закончены и командование Люфтваффе решило сформировать на базе учебно-опытных командований боевые авиагруппы. 10 апреля 1943 г. Lehr-Erprobungskommando 15 было распущено и весь его персонал вошел в состав II./KG 100 под командованием майора Фритца Ауфхаммера (Fritz Auffhammer) (04.05.1943 г. он был назначен командиром KG100, а командиром H./KG100 стал майор Холлвег), а 29 апреля на основе KGr.21 была сформирова­на III./KG100 (18.02.1943 г. на основе «старой» III./KG 100 была сформирована груп­па морских самолетов-разведчиков - Aufkl.Gr. 126 (See)), командиром которой был назначен гауптман Хетцель.

Еще в течение двух месяцев экипажи II. и III./KG100 тренирова­лись на полигоне Пенемюнде (Peenemunde) на острове Узедом в Балтийском море. Там был установлен корабль-мишень, по кото­рому и производились пуски Hs-293 без боевых частей. 12 июля 1943 г. штаб эскадры, II. и III./K.G100 (I./KG100 под командованием гауптмана Ханса-Георга Бётхера (Hans-Georg Batcher) действовала на Восточном фронте. IV./KG100 во главе с майором Эдуардом Циммером (Eduard Zimmer) базировалась на аэродроме Швебиш-Халл (Schwabisch Hall) и занималась вводом в строй новых эки­пажей) прибыли на аэродром Истр (Istres) на берегу озера Этан-де-ю-Бер в 40 км северо-западнее Мар­селя. И вскоре Do-217K из III./KG100 совершили первые боевые вылеты с использованием бомб PC 1400X, атаковав корабли союзни­ков в гавани Палермо на Сицилии.

31 июля II./KG100 была переброшена к побережью Бискайского залива на аэродром в г. Коньяк (Cognac). К этому моменту было изготовлено около 200 бомб Hs-293. В обстановке строгой секрет­ности они доставлялись на аэродромы, расположенные во Франции, в Северной Германии, Италии, Норвегии и Греции, т.е. туда, отку­да затем должны были наноситься удары по кораблям противника.

Первый боевой вылет с применением Hs-293 состоялся 25 авгус­та 1943 г. Целью II./KG100 стали английские противолодоч­ные корабли, патрулировавшие в Бискайском заливе. В вылете участвовало 12 Do-217E-5 во главе с майором Ауфхаммером, которых прикрывали 7 Ju-88C из I./ZG1. В результате четыре Hs-293 взорвались в непосредственной близости от корвета «Ландгуард» («Landguard»), тяжело повредив его. Еще одна бомба взорвалась недалеко от фрегата «Уовенай» («Wavenay»), причинив ему легкие повреждения.

Спустя два дня 13 Do-217 из II./KG 100 снова атаковали в Бискай­ском заливе английские корабли. Бомбами, сброшенными с само­летов гауптмана Ауфхаммера и обер-лейтенанта Паулюса (Paulus), был потоплен корвет «Эгрет» («Egret») (Вступил в строй в 1938 г. Имел длину 84,1 м, ширину 11,4 м, осадку 2,5 м и полное водоизмещение 12200 т. Двигатели мощностью 3600 л.с. обеспечивали скорость 19,2 узла. Вооружение: 8 - 101-мм орудий, 7 -57-мм пушек и глубинные бомбы. Экипаж - 188 человек). Одна Hs-293 попала прямо в кормовой артиллерийский погреб, корвет взорвался и мгновенно затонул, при этом погибли 122 моряка из его экипажа. Также был тяжело поврежден канадский эсминец «Атабаскан» («Athabaskan»). В результате после этих двух налетов союзники были вынуждены отвести свои противолодочные корабли на 400 км западнее, что существенно облегчило действия немецких под­водных лодок, базы которых Е1аходились на побережье Бискайско­го залива.

29 августа в районе острова Альборан в 200 км восточнее Гиб­ралтара «Дорнье» из III./KG100 атаковали конвой союзников и близким взрывом РС1400Х был поврежден английский крейсер.

Однако самого большого успеха пилоты III./KG 100 добились 9 сентября 1943 г. Утром эскадра итальянских боевых кораблей во главе с адмиралом Карлосом Бергамини (Carlos Bergamini) вышла из своей базы в Специи и направилась к побережью Туни­са, чтобы сдаться союзникам (08.09.1943 г. король Виктор-Эммануил III объявил о капитуляции Италии, а 13.10.1943 г. она вступила в войну на стороне союзников). Вскоре немецкий самолет-развед­чик обнаружил итальянскую эскадру в Тирренском море восточ­нее Сардинии и командир 2-й авиадивизии генерал-лейтенант Йоханнес Финк приказал атаковать бывших союзников.

В воздух поднялись 11 Do-217K-2 во главе с командиром III./KG30 майором Бернхардом Йопе (Bernhard Jope) (Родился 10.05.1914 г. в Лейпциге. После окончания гимназии в Выс­шей технической школе в Данциге (ныне г. Гданьск в Польше) изучал са­молетостроение. В 1935 г. Йопе вступил в Люфтваффе. С мая 1940 г. он летал на FW-200C в составе 2./KG40.26.10.1940 г. в 100 км западнее Ир­ландии Йопе обнаружил и атаковал английский транспорт «Эмпресс оф Бритайн» («Empress of Britain») тоннажем 42348 брт, шедший из Фри­тауна в Ливерпуль. Это был второй по величине корабль английского тор­гового флота. В результате двух прямых попаданий бомб, сброшенных Йопе, корабль получил тяжелые повреждения и на нем начался пожар. Спустя два дня, 28.10.1940г., «Empress of Britain» был торпедирован не­мецкой подводной лодкой U-32 и затонул, при этом из 416 членов его экипажа и 205 пассажиров погибли соответственно 25 и 20 человек. 30.10.1940 г. обер-лейтенант Йопе был награжден Рыцарским Крестом. С 28.07.1943 г. майор Йопе был командиром III./KG100, а 10.09.1943 г. он был назначен командиром KG100.24.03.1944 г. оберст-лейтенант Йопе был награжден Дубовыми Листьями к Рыцарскому Кресту (Nr.431). С октября 1944 г. по февраль 1945 г. оберст Йопе был командиром KG30). Самолеты летели на высоте 5500 метров на скорости всего 180 км/ч. Погода была идеальной для атаки - небольшие облака и отсутствие ветра. Около 15.00 три «Дорнье» атаковали флагманский линкор «Рома» («Roma»). Линкор, заметив бомбардировщики, начал поворот, и белая кильватерная струя была очень хорошо видна с воздуха. Пер­вая бомба была сброшена с «Дорнье» обер-лейтенанта Генриха Шметца (Heinrich Schmetz) (Родился 22.10.1914 г. В Эссене. В 1935г. Шметц вступил в Люфтваффе и с 1936 г. летал в качестве штурмана в составе I./KG253. В 1938 г. ему было присвоено звание лейтенанта. В составе II./KG4 Шметц участвовал в боях над Польшей, Норвегией, Западной Европой и в «битве за Англию». Осенью 1940 г. лейтенант Шметц был штурманом в экипаже командира III./KG30 гауптмана Хайо Херрмана. В феврале 1943 г. обер-лейтенант Шметц был назначен командиром 2./KGr.21 и участвовал в испытаниях бомб Fritz X. 29.04.1943 г. он стал командиром 8./KG100. В августе - сен­тябре 1943 г. пшюты его эскадрильи потопили в Средиземном море ко­рабли общим тоннажем свыше 100 тыс. брт. С конца июля 1944 г. по 07.09.1944 г. гауптман Шметц был командиром III./KG100. 29.10.1944 г. он был награжден Рыцарским Крестом. 07.09.1944 г. после тяжелых по­терь III./KG100 была расформирована, после чего Шметц служил в шта­бе Уполномоченного по вооружениям специального назначения Люфт­ваффе («Bevollmachtigten zur besonderen Verwendung fur Sonderwaflfen der Luftwaffe»). В 1946-48 гг. Шметц как компетентный специалисте области управляемого авиационного вооружения работал на испытательном поли­гоне французских ВМС. С1956 г. он служил в Бундеслюфтваффе. Позднее оберст Шметц был руководителем бюро по координации германо-фран­цузской программы по созданию управляемых авиационных вооружений). Оператор обер-фельдфебель Оскар Хун (Oskar Huhn) направил РС1400Х прямо на линкор, и в 15.30 она упала в кормовой части корабля. Затем линкор атаковал «Дорнье» гауптмана Йопе, на котором оператором был унтер-офицер Деган (Degan). В 15.46 «Рома» получила второе попадание, при этом взор­вался один из артиллерийских погребов и линкор быстро ушел на дно (Вступил в строй в 1937 г. и имел следующие данные: длина 237,8 м, ширина 32,9 м, осадка 10,5 м, полное водоизмещение 45963 т, мощ­ность двигательных установок 140 тыс. л.с., скорость хода 30 узлов и радиус действий 2846 миль. Вооружение включало 9 - 381-мм, 12 — 152-мм и 12 - 90-мм орудий, а также 20 - 37-мм и 20 - 20-мм зенитных автоматов. Экипаж линкора состоял из 1872 человек). Погибли адмирал Бергамини, 66 из 71 офицера линкора и 1188 моряков.

В 14.35 16 сентября Do-217 из III./KG100 атаковали корабли союзников, прикрывавшие высадку десанта в районе Салерно. В результате были потоплены американский эсминец «Ровен» («Rowan») и пять десантных кораблей. Тяжелые повреждения по­лучили английский линкор «Уорспайт» («Warspite»), английский крейсер «Уганда» («Uganda»), американские крейсера «Саванна» («Savannah») и «Филадельфия» («Philadelphia»), а также английские эсминцы «Лойал» («Loyal») и «Нубиан» («Nubian»).

24 октября 1943 г. Do-217 из 5./KG100 были переброшены в Грецию. В ноябре во время боев за остров Лерос (Leros) они пото­пили бомбами Hs-293 два английских эсминца.

Одной из главных целей Люфтваффе по-прежнему оставались конвои союзников. Однако их маршруты теперь прокладывались с таким расчетом, чтобы корабли как можно меньше времени нахо­дились в зоне действия немецких бомбардировщиков. Поэтому в октябре 1943 г. было решено использовать для пусков управляемых бомб Hs-293 бомбардировщики Не-177 «Greif», которые имели больший радиус действий, чем Do-217.

Для этого 25 октября 1943 г. на аэродроме Бург на основе I./KG50 была сформирована II./KG40 (В июне 1943 г. «старая» II./KG40, оснащенная Do-217 и Ме-410, была переименована в V./KG2) под командованием майора Рудольфа Монса (Rudolf Mons) (Один из лучших пилотов, летавших в составе KG40. Монс потопил корабли общим тоннажем 63 тыс. брт и повредил корабли общим тон­нажем 32 тыс. брт. В ходе одного из боевых вылетов его FW-200 по­лучил 48 попаданий, но все же смог вернуться на свой аэродром. 18.09.1941 г. Монс был награжден Рыцарским Крестом). Пройдя в Граце интенсивные тренировки по применению Hs-293, группа была переброшена на аэродром Бордо-Мериньяк недалеко от побережья Бискайского залива.

Уже 21 ноября 1943 г. II./KG40 совершила свой первый бое­вой вылет. 25 Не-177 вылетели из Бордо, чтобы атаковать конвой MKS30, обнаруженный самолетами-разведчиками FW-200 в Ат­лантике в 420 милях северо-восточнее мыса Финистерре. Проле­тев за четыре часа около 1400 км, 20 «Хейнкелей» смогли обнару­жить корабли конвоя. Условия для атаки были очень плохими -низкая плотная облачность и сильный зенитный огонь. Всего было сброшено 40 бомб Hs-293, 11 из которых упали в воду, так как на них из-за технических неполадок не включились ракетные двига­тели. Экипажу гауптмана Петера Нуа (Peter Nua) удалось потопить транспорт «Марса» («Marsa») тоннажем 4404 брт (Для боевых кораблей обычно указывается водоизмещение, а для транспортных судов — тоннаж в брутто-тоннах (сокр. брт), т.е. вмести­мость их внутренних грузовых помещений), а также повре­дить транспорт «Делиус» («Delius») тоннажем 6055 брт. При этом было потеряно три Не-177. Один был сбит английским истреби­телем «Бофайтер», второй разбился в районе Бордо из-за нехват­ки топлива, а третий, по неизвестным причинам, упал в Бискайс­кий залив, не долетев 50 км до аэродрома. Еще один «Хейнкель» был сильно поврежден во время неудачной посадки.

26 ноября 1943 г. Не-177 из II./KG40 атаковали у побережья Алжира конвой KMF26 (Кодовое обозначение KMF имели конвои, следовавшие из Англии в Северную Африку). На этот раз погода была значительно луч­ше, чем в прошлый раз, но в районе цели бомбардировщики были атакованы французскими «Спитфайрами» Mk.V из GCI./7, амери­канскими P-39Q из 350FG и английскими «Бофайтерами» Mk.VI из 153 Sqdn. RAF. В ходе боя было сбито шесть Не-177, в т.ч. самолеты командира I1/KG40 майора Монса (Вместо него командиром II./KG40 был назначен гауптман Дохтерманн (Dochtemann)) и гауптмана Нуа. Затем во время ночной посадки в Бордо разбилось еще два Не-177. Бомбами Hs-293 был поражен и быстро затонул войсковой транспорт «Рона» («Rohna») тоннажем 8602 брт. При этом погибло около тысячи американских солдат, находившихся на его борту.

Из-за больших потерь, понесенных в ходе этого вылета, II./KG40 получила приказ действовать только над Атлантикой, где не появля­лись истребители союзников. При этом атаки планировалось орга­низовывать только в ночное время. Однако использование Hs-293 ночью не дало большого эффекта. Всего в течение августа-декабря 1943 г. самолетами KG40 и KG 100 было совершено около 100 бое­вых вылетов с использованием планирующих бомб, при этом от 30 до 40% бомб Hs-293 попали в цель.

В январе 1944 г. во время высадки союзниками десанта в районе Анцио - Неттуно экипажи III./KG100 потопили управляемыми бомбами английский крейсер «Спартак» («Spartan») и два анг­лийских эсминца - «Янус» («Janus») и «Инглефельд» («Inglefeld»).

7 февраля 1944 г. Не-177 из 1I./KG40 попытались атаковать в Атлантике конвой SL147 (Кодовое обозначение SL имели конвои, следовавшие из Сьерра-Леоне в Англию. Конвои, шедшие в обратном направлении, имели обозначение OS), но из-за плохих погодных условий они не стали сбрасывать Hs-293. 12 февраля целью 9 FW-200C из III 7KG40 и 9 Не-177 из 117KG40 стали корабли смешанного конвоя OS76/KMS41. Из-за опасности появления английских палубных ист­ребителей атака была запланирована после захода солнца.

FW-200, направлявшиеся к конвою, были атакованы четырь­мя «Москито». Потеряв один самолет, остальные FW-200 повер­нули назад. Семь из девяти Не-177 все же смогли найти конвой, однако два из них сбросили бомбы слишком далеко от цели, а два были сбиты истребителями, взлетевшими с английского эскорт­ного авианосца «Пэсьюр» («Pursuer»). В результате только три «Грифа» смогли произвести пуск шести Hs-293. Четыре из них из-за технических неполадок упали в море, и лишь две бомбы дос­тигли конвоя, но обе не попали в цель и взорвались в воде, не причинив никаких повреждений кораблям.

19 и 25 июня 1944 г. бомбардировщики союзников дважды ата­ковали аэродром Бордо-Мериньяк. В результате было уничтоже­но 15 и повреждено 4 Не-177 из II./KG40, практически вся инфра­структура аэродрома была разрушена. Последний боевой вылет Не-177 совершили из Бордо в ночь с 4 на 5 июля, а на следующий день II./KG40 была переброшена в Норвегию и фактически уже больше не совершала боевых вылетов с применением Hs-293.

8 конце 1944 г. была разработана новая противокорабель­ная бомба Hs-293D, оснащенная телевизионной камерой, но до практического ее применения дело уже не дошло. Также в кон­це войны были изготовлены опытные образцы управляемой бомбы-торпеды Hs-294 или LT950. Она сбрасывалась с само­лета и летела к цели, как Hs-293, но на небольшом расстоянии от корабля боевая часть падала в воду и шла к цели уже под водой как обычная торпеда.