Управляемые бомбы Люфтваффе
Уничтожение морских целей для бомбардировщиков всегда было непростым делом, а с 1942 г. стало почти что невозможным. Конвои союзников прикрывались с воздуха истребителями с эскортных авианосцев, а огонь зенитной артиллерии с кораблей сопровождения стал таким мощным и эффективным, что атаки с использованием обычных бомб стали для пилотов бомбардировщиков почти самоубийственным занятием. Остро встал вопрос о создании принципиально нового типа оружия, которое позволило бы атаковать корабли, находясь как можно меньше в зоне их зенитного огня, и при этом имело бы достаточную точность.
Таким оружием стали радиоуправляемые летательные аппараты, получившие в Германии обозначение FK (сокр. от Fernlenkbaren). Они были одним из самых значительных военных изобретений немецкой промышленности периода Второй мировой войны. Ни одна страна, кроме Германии, в тот момент не обладала таким типом вооружений.
Профессором Гербертом Вагнером (Herbert Wagner), работавшим на фирме «Хеншель» («Henschel»), была сконструирована управляемая противокорабельная бомба, получившая обозначение Hs-293. Она имела крылья размахом 3,1 метра и была оснащена ракетным двигателем Walter 109-507B. В качестве ее боевой части была использована бомба SC500. Сброс бомбы с самолета-носителя осуществлялся на высотах от 500 до 4000 метров на расстоянии от 4 до 18 км до цели. Бомба в течение 0,4 секунды свободно падала, после чего включался ракетный двигатель и Hs-293 развивала скорость около 600 км/ч (Скорость же на заключительном участке полета могла колебаться в пределах от 435 до 780 км/ч). Через две секунды автоматически включалась система управления.
Оператор, находившийся на самолете-носителе, наводил бомбу на цель при помощи специального джойстика (немцы называли его «Knuppel» - «дубинка»). В соответствии с перемещением рукоятки джойстика станцией наведения FuG 203/230 (позднее FuG 207/237) формировались радиосигналы на ультракоротких волнах, которые управляли рулями Hs-293.
Перед вылетом приемник каждой бомбы настраивался на управляющие сигналы конкретной станции наведения, чтобы при одновременном пуске бомб с нескольких самолетов их операторы не мешали друг другу работать. Яркая красная лампа, размещенная в хвостовой части Hs-293, облегчала оператору наблюдение за полетом бомбы и се наведение нацель.
Оптимальная высота сброса была в пределах от 3 до 4 тыс. метров на расстоянии 10 км до цели. При этих условиях время полета Hs-293 до цели составляло от 80 до 100 секунд. В течение этого времени самолет должен был лететь строго прежним курсом, чтобы оператор мог навести бомбу на цель. Система управления была очень чувствительной, и оператор должен был учитывать, что любое резкое движение джойстиком могло привести к потере управляемости бомбой.
Для испытаний Hs-293 1 ноября 1941 г. в Гарце была сформирована 293-я опытная эскадрилья (Versuchsstaffel 293). Первоначально в ее составе было всего четыре Не-11Ш. 1 марта 1942 г. она была преобразована в 15-е учебно-опытное командование (Lehr-Erprobungskommando 15) и его командиром был назначен гауптман Франц Холлвег (Franz Hollweg). К 10 ноября 1942 г. в составе командования было уже 10 Не-111Н-12,2 Не-111Р-4 и 14Do-217E-5.
Второй управляемой бомбой стала PC 1400X, или просто Fritz X. Она была разработана доктором Крамером (Kramer), работавшим на фирме «Рейншталь» («Rheinstahl»). Была гораздо мощнее Hs-293, так как фактически это обычная авиационная 1400-кг бронебойная бомба, имевшая управляемое хвостовое оперение, небольшие плоскости и приемник FuG 230a «Strasburg». Поскольку РС1400Х не имела двигателя, ее планирующим полетом, а практически падением по баллистической кривой можно было управлять в строго определенных пределах. Прицеливание осуществлялось при помощи стандартного бомбового прицела Lotfe 7. Оператор, используя такой же джойстик, как и у Hs-293, мог при помощи радиосигналов, посылаемых передатчиком FuG 203a «Kehl III», корректировать траекторию РС1400Х в пределах ± 400 метров по направлению полета и в пределах ± 200 метров в поперечном направлении. При этом бомба должна была сбрасываться с высоты не менее 6 тыс. метров. В задней части бомбы для облегчения работы оператора также была установлена красная лампа.
В сентябре 1942 г. тоже в Гарце для испытаний РС1400Х было сформировано 21-е учебно-опытное командование (Lehr-Erpro-bungskommando 21) во главе с гауптманом Эрнстом Хетцелем (Ernst Hetzel). Первоначально в составе командования были одна эскадрилья Do-217K и две эскадрильи Не-111Н. 20 января 1943 г. «Хейнкели» были направлены на Восточный фронт и включены в состав KGzbV5. Поэтому тогда же для продолжения испытаний РС1400Х на базе Lehr-Erprobungskommando 21 была сформирована KGr.21, в составе которой было уже четыре эскадрильи Do-217K-2.
Параллельно фирма «Блом унд Фосс» (Blohm und Foss) разрабатывала летательный аппарат BV-143, в котором в качестве боевой части использовалась торпеда. Он имел стартовую массу 1073 кг, из которых 500 кг приходилось на боевую часть и 165,5 кг на ракетное топливо. Хвостовое оперение и V-образные плоскости размахом 3,13м должны были помочь удержаться на заданном курсе. BV-143 сбрасывался с самолета-носителя на расстоянии от 5 до 7 км до цели. После сброса аппарат начинал по пологой траектории планировать к поверхности воды. Когда высота уменьшалась до двух метров, специальная штанга касалась воды, включая ракетный двигатель Walter. За 30 секунд аппарат разгонялся до скорости от 415 до 700 км/ч, продолжая уже лететь горизонтально над самой поверхностью воды. Было изготовлено несколько опытных образцов BV-143. В ходе испытаний обнаружилось, что на заключительной стадии полета BV-143 недостаточно устойчив. Поэтому в начале 1943 г. его дальнейшая разработка была прекращена.
К апрелю 1943 г. все работы по отработке конструкции и испытанию управляемых бомб Hs-293 и РС1400Х были закончены и командование Люфтваффе решило сформировать на базе учебно-опытных командований боевые авиагруппы. 10 апреля 1943 г. Lehr-Erprobungskommando 15 было распущено и весь его персонал вошел в состав II./KG 100 под командованием майора Фритца Ауфхаммера (Fritz Auffhammer) (04.05.1943 г. он был назначен командиром KG100, а командиром H./KG100 стал майор Холлвег), а 29 апреля на основе KGr.21 была сформирована III./KG100 (18.02.1943 г. на основе «старой» III./KG 100 была сформирована группа морских самолетов-разведчиков - Aufkl.Gr. 126 (See)), командиром которой был назначен гауптман Хетцель.
Еще в течение двух месяцев экипажи II. и III./KG100 тренировались на полигоне Пенемюнде (Peenemunde) на острове Узедом в Балтийском море. Там был установлен корабль-мишень, по которому и производились пуски Hs-293 без боевых частей. 12 июля 1943 г. штаб эскадры, II. и III./K.G100 (I./KG100 под командованием гауптмана Ханса-Георга Бётхера (Hans-Georg Batcher) действовала на Восточном фронте. IV./KG100 во главе с майором Эдуардом Циммером (Eduard Zimmer) базировалась на аэродроме Швебиш-Халл (Schwabisch Hall) и занималась вводом в строй новых экипажей) прибыли на аэродром Истр (Istres) на берегу озера Этан-де-ю-Бер в 40 км северо-западнее Марселя. И вскоре Do-217K из III./KG100 совершили первые боевые вылеты с использованием бомб PC 1400X, атаковав корабли союзников в гавани Палермо на Сицилии.
31 июля II./KG100 была переброшена к побережью Бискайского залива на аэродром в г. Коньяк (Cognac). К этому моменту было изготовлено около 200 бомб Hs-293. В обстановке строгой секретности они доставлялись на аэродромы, расположенные во Франции, в Северной Германии, Италии, Норвегии и Греции, т.е. туда, откуда затем должны были наноситься удары по кораблям противника.
Первый боевой вылет с применением Hs-293 состоялся 25 августа 1943 г. Целью II./KG100 стали английские противолодочные корабли, патрулировавшие в Бискайском заливе. В вылете участвовало 12 Do-217E-5 во главе с майором Ауфхаммером, которых прикрывали 7 Ju-88C из I./ZG1. В результате четыре Hs-293 взорвались в непосредственной близости от корвета «Ландгуард» («Landguard»), тяжело повредив его. Еще одна бомба взорвалась недалеко от фрегата «Уовенай» («Wavenay»), причинив ему легкие повреждения.
Спустя два дня 13 Do-217 из II./KG 100 снова атаковали в Бискайском заливе английские корабли. Бомбами, сброшенными с самолетов гауптмана Ауфхаммера и обер-лейтенанта Паулюса (Paulus), был потоплен корвет «Эгрет» («Egret») (Вступил в строй в 1938 г. Имел длину 84,1 м, ширину 11,4 м, осадку 2,5 м и полное водоизмещение 12200 т. Двигатели мощностью 3600 л.с. обеспечивали скорость 19,2 узла. Вооружение: 8 - 101-мм орудий, 7 -57-мм пушек и глубинные бомбы. Экипаж - 188 человек). Одна Hs-293 попала прямо в кормовой артиллерийский погреб, корвет взорвался и мгновенно затонул, при этом погибли 122 моряка из его экипажа. Также был тяжело поврежден канадский эсминец «Атабаскан» («Athabaskan»). В результате после этих двух налетов союзники были вынуждены отвести свои противолодочные корабли на 400 км западнее, что существенно облегчило действия немецких подводных лодок, базы которых Е1аходились на побережье Бискайского залива.
29 августа в районе острова Альборан в 200 км восточнее Гибралтара «Дорнье» из III./KG100 атаковали конвой союзников и близким взрывом РС1400Х был поврежден английский крейсер.
Однако самого большого успеха пилоты III./KG 100 добились 9 сентября 1943 г. Утром эскадра итальянских боевых кораблей во главе с адмиралом Карлосом Бергамини (Carlos Bergamini) вышла из своей базы в Специи и направилась к побережью Туниса, чтобы сдаться союзникам (08.09.1943 г. король Виктор-Эммануил III объявил о капитуляции Италии, а 13.10.1943 г. она вступила в войну на стороне союзников). Вскоре немецкий самолет-разведчик обнаружил итальянскую эскадру в Тирренском море восточнее Сардинии и командир 2-й авиадивизии генерал-лейтенант Йоханнес Финк приказал атаковать бывших союзников.
В воздух поднялись 11 Do-217K-2 во главе с командиром III./KG30 майором Бернхардом Йопе (Bernhard Jope) (Родился 10.05.1914 г. в Лейпциге. После окончания гимназии в Высшей технической школе в Данциге (ныне г. Гданьск в Польше) изучал самолетостроение. В 1935 г. Йопе вступил в Люфтваффе. С мая 1940 г. он летал на FW-200C в составе 2./KG40.26.10.1940 г. в 100 км западнее Ирландии Йопе обнаружил и атаковал английский транспорт «Эмпресс оф Бритайн» («Empress of Britain») тоннажем 42348 брт, шедший из Фритауна в Ливерпуль. Это был второй по величине корабль английского торгового флота. В результате двух прямых попаданий бомб, сброшенных Йопе, корабль получил тяжелые повреждения и на нем начался пожар. Спустя два дня, 28.10.1940г., «Empress of Britain» был торпедирован немецкой подводной лодкой U-32 и затонул, при этом из 416 членов его экипажа и 205 пассажиров погибли соответственно 25 и 20 человек. 30.10.1940 г. обер-лейтенант Йопе был награжден Рыцарским Крестом. С 28.07.1943 г. майор Йопе был командиром III./KG100, а 10.09.1943 г. он был назначен командиром KG100.24.03.1944 г. оберст-лейтенант Йопе был награжден Дубовыми Листьями к Рыцарскому Кресту (Nr.431). С октября 1944 г. по февраль 1945 г. оберст Йопе был командиром KG30). Самолеты летели на высоте 5500 метров на скорости всего 180 км/ч. Погода была идеальной для атаки - небольшие облака и отсутствие ветра. Около 15.00 три «Дорнье» атаковали флагманский линкор «Рома» («Roma»). Линкор, заметив бомбардировщики, начал поворот, и белая кильватерная струя была очень хорошо видна с воздуха. Первая бомба была сброшена с «Дорнье» обер-лейтенанта Генриха Шметца (Heinrich Schmetz) (Родился 22.10.1914 г. В Эссене. В 1935г. Шметц вступил в Люфтваффе и с 1936 г. летал в качестве штурмана в составе I./KG253. В 1938 г. ему было присвоено звание лейтенанта. В составе II./KG4 Шметц участвовал в боях над Польшей, Норвегией, Западной Европой и в «битве за Англию». Осенью 1940 г. лейтенант Шметц был штурманом в экипаже командира III./KG30 гауптмана Хайо Херрмана. В феврале 1943 г. обер-лейтенант Шметц был назначен командиром 2./KGr.21 и участвовал в испытаниях бомб Fritz X. 29.04.1943 г. он стал командиром 8./KG100. В августе - сентябре 1943 г. пшюты его эскадрильи потопили в Средиземном море корабли общим тоннажем свыше 100 тыс. брт. С конца июля 1944 г. по 07.09.1944 г. гауптман Шметц был командиром III./KG100. 29.10.1944 г. он был награжден Рыцарским Крестом. 07.09.1944 г. после тяжелых потерь III./KG100 была расформирована, после чего Шметц служил в штабе Уполномоченного по вооружениям специального назначения Люфтваффе («Bevollmachtigten zur besonderen Verwendung fur Sonderwaflfen der Luftwaffe»). В 1946-48 гг. Шметц как компетентный специалисте области управляемого авиационного вооружения работал на испытательном полигоне французских ВМС. С1956 г. он служил в Бундеслюфтваффе. Позднее оберст Шметц был руководителем бюро по координации германо-французской программы по созданию управляемых авиационных вооружений). Оператор обер-фельдфебель Оскар Хун (Oskar Huhn) направил РС1400Х прямо на линкор, и в 15.30 она упала в кормовой части корабля. Затем линкор атаковал «Дорнье» гауптмана Йопе, на котором оператором был унтер-офицер Деган (Degan). В 15.46 «Рома» получила второе попадание, при этом взорвался один из артиллерийских погребов и линкор быстро ушел на дно (Вступил в строй в 1937 г. и имел следующие данные: длина 237,8 м, ширина 32,9 м, осадка 10,5 м, полное водоизмещение 45963 т, мощность двигательных установок 140 тыс. л.с., скорость хода 30 узлов и радиус действий 2846 миль. Вооружение включало 9 - 381-мм, 12 — 152-мм и 12 - 90-мм орудий, а также 20 - 37-мм и 20 - 20-мм зенитных автоматов. Экипаж линкора состоял из 1872 человек). Погибли адмирал Бергамини, 66 из 71 офицера линкора и 1188 моряков.
В 14.35 16 сентября Do-217 из III./KG100 атаковали корабли союзников, прикрывавшие высадку десанта в районе Салерно. В результате были потоплены американский эсминец «Ровен» («Rowan») и пять десантных кораблей. Тяжелые повреждения получили английский линкор «Уорспайт» («Warspite»), английский крейсер «Уганда» («Uganda»), американские крейсера «Саванна» («Savannah») и «Филадельфия» («Philadelphia»), а также английские эсминцы «Лойал» («Loyal») и «Нубиан» («Nubian»).
24 октября 1943 г. Do-217 из 5./KG100 были переброшены в Грецию. В ноябре во время боев за остров Лерос (Leros) они потопили бомбами Hs-293 два английских эсминца.
Одной из главных целей Люфтваффе по-прежнему оставались конвои союзников. Однако их маршруты теперь прокладывались с таким расчетом, чтобы корабли как можно меньше времени находились в зоне действия немецких бомбардировщиков. Поэтому в октябре 1943 г. было решено использовать для пусков управляемых бомб Hs-293 бомбардировщики Не-177 «Greif», которые имели больший радиус действий, чем Do-217.
Для этого 25 октября 1943 г. на аэродроме Бург на основе I./KG50 была сформирована II./KG40 (В июне 1943 г. «старая» II./KG40, оснащенная Do-217 и Ме-410, была переименована в V./KG2) под командованием майора Рудольфа Монса (Rudolf Mons) (Один из лучших пилотов, летавших в составе KG40. Монс потопил корабли общим тоннажем 63 тыс. брт и повредил корабли общим тоннажем 32 тыс. брт. В ходе одного из боевых вылетов его FW-200 получил 48 попаданий, но все же смог вернуться на свой аэродром. 18.09.1941 г. Монс был награжден Рыцарским Крестом). Пройдя в Граце интенсивные тренировки по применению Hs-293, группа была переброшена на аэродром Бордо-Мериньяк недалеко от побережья Бискайского залива.
Уже 21 ноября 1943 г. II./KG40 совершила свой первый боевой вылет. 25 Не-177 вылетели из Бордо, чтобы атаковать конвой MKS30, обнаруженный самолетами-разведчиками FW-200 в Атлантике в 420 милях северо-восточнее мыса Финистерре. Пролетев за четыре часа около 1400 км, 20 «Хейнкелей» смогли обнаружить корабли конвоя. Условия для атаки были очень плохими -низкая плотная облачность и сильный зенитный огонь. Всего было сброшено 40 бомб Hs-293, 11 из которых упали в воду, так как на них из-за технических неполадок не включились ракетные двигатели. Экипажу гауптмана Петера Нуа (Peter Nua) удалось потопить транспорт «Марса» («Marsa») тоннажем 4404 брт (Для боевых кораблей обычно указывается водоизмещение, а для транспортных судов — тоннаж в брутто-тоннах (сокр. брт), т.е. вместимость их внутренних грузовых помещений), а также повредить транспорт «Делиус» («Delius») тоннажем 6055 брт. При этом было потеряно три Не-177. Один был сбит английским истребителем «Бофайтер», второй разбился в районе Бордо из-за нехватки топлива, а третий, по неизвестным причинам, упал в Бискайский залив, не долетев 50 км до аэродрома. Еще один «Хейнкель» был сильно поврежден во время неудачной посадки.
26 ноября 1943 г. Не-177 из II./KG40 атаковали у побережья Алжира конвой KMF26 (Кодовое обозначение KMF имели конвои, следовавшие из Англии в Северную Африку). На этот раз погода была значительно лучше, чем в прошлый раз, но в районе цели бомбардировщики были атакованы французскими «Спитфайрами» Mk.V из GCI./7, американскими P-39Q из 350FG и английскими «Бофайтерами» Mk.VI из 153 Sqdn. RAF. В ходе боя было сбито шесть Не-177, в т.ч. самолеты командира I1/KG40 майора Монса (Вместо него командиром II./KG40 был назначен гауптман Дохтерманн (Dochtemann)) и гауптмана Нуа. Затем во время ночной посадки в Бордо разбилось еще два Не-177. Бомбами Hs-293 был поражен и быстро затонул войсковой транспорт «Рона» («Rohna») тоннажем 8602 брт. При этом погибло около тысячи американских солдат, находившихся на его борту.
Из-за больших потерь, понесенных в ходе этого вылета, II./KG40 получила приказ действовать только над Атлантикой, где не появлялись истребители союзников. При этом атаки планировалось организовывать только в ночное время. Однако использование Hs-293 ночью не дало большого эффекта. Всего в течение августа-декабря 1943 г. самолетами KG40 и KG 100 было совершено около 100 боевых вылетов с использованием планирующих бомб, при этом от 30 до 40% бомб Hs-293 попали в цель.
В январе 1944 г. во время высадки союзниками десанта в районе Анцио - Неттуно экипажи III./KG100 потопили управляемыми бомбами английский крейсер «Спартак» («Spartan») и два английских эсминца - «Янус» («Janus») и «Инглефельд» («Inglefeld»).
7 февраля 1944 г. Не-177 из 1I./KG40 попытались атаковать в Атлантике конвой SL147 (Кодовое обозначение SL имели конвои, следовавшие из Сьерра-Леоне в Англию. Конвои, шедшие в обратном направлении, имели обозначение OS), но из-за плохих погодных условий они не стали сбрасывать Hs-293. 12 февраля целью 9 FW-200C из III 7KG40 и 9 Не-177 из 117KG40 стали корабли смешанного конвоя OS76/KMS41. Из-за опасности появления английских палубных истребителей атака была запланирована после захода солнца.
FW-200, направлявшиеся к конвою, были атакованы четырьмя «Москито». Потеряв один самолет, остальные FW-200 повернули назад. Семь из девяти Не-177 все же смогли найти конвой, однако два из них сбросили бомбы слишком далеко от цели, а два были сбиты истребителями, взлетевшими с английского эскортного авианосца «Пэсьюр» («Pursuer»). В результате только три «Грифа» смогли произвести пуск шести Hs-293. Четыре из них из-за технических неполадок упали в море, и лишь две бомбы достигли конвоя, но обе не попали в цель и взорвались в воде, не причинив никаких повреждений кораблям.
19 и 25 июня 1944 г. бомбардировщики союзников дважды атаковали аэродром Бордо-Мериньяк. В результате было уничтожено 15 и повреждено 4 Не-177 из II./KG40, практически вся инфраструктура аэродрома была разрушена. Последний боевой вылет Не-177 совершили из Бордо в ночь с 4 на 5 июля, а на следующий день II./KG40 была переброшена в Норвегию и фактически уже больше не совершала боевых вылетов с применением Hs-293.
8 конце 1944 г. была разработана новая противокорабельная бомба Hs-293D, оснащенная телевизионной камерой, но до практического ее применения дело уже не дошло. Также в конце войны были изготовлены опытные образцы управляемой бомбы-торпеды Hs-294 или LT950. Она сбрасывалась с самолета и летела к цели, как Hs-293, но на небольшом расстоянии от корабля боевая часть падала в воду и шла к цели уже под водой как обычная торпеда.