Авиационный комплекс «Mistel»

 

В начале 1942 г. Германский исследовательский институт поле­тов на планерах (Deutschen Forschungsinstitut fur Segelflug, сокр. DPS) получил от Люфтваффе заказ разработать более эффективные средства по доставке десантных планеров к месту высадки. До это­го для буксировки планеров DFS230, бывших на вооружении па­рашютно-десантных частей, в основном использовались тяжелые Ju-52, а также Не-111, Ju-87 и даже Bf-110.

На аэродроме Айнринг (Aiming) рабочая группа DFS под ру­ководством Фритца Штамера (Fritz Starrier) начала испытания с целью найти более дешевый и меньший по размерам самолет. Штамер решил попробовать установить самолет-буксировщик прямо на планер. Для этого им был выбран одномоторный учеб­ный самолет Klemm K1-35. Первый испытательный полет состо­ялся 1 сентября 1942 г. Самолет Ju-52, взяв на буксир связку К1-35 + DFS230, поднялся в воздух. На высоте около 2000 метров про­изошло отцепление, и дальше связка летела только уже на одном двигателе К1-35.

Аналогичные испытательные полеты были выполнены с ис­пользованием учебного самолета FW-56, а затем Штамер ре­шил попытаться использовать истребитель Bf-109E. 21 июня 1943 г. связка Bf-109E + DFS230 впервые поднялась в воздух без помощи самолета-буксировщика. Однако к этому времени командование Люфтваффе решило использовать такую связку уже не как средство доставки десантников, а как оружие для уничтожения точечных целей, прежде всего крупных боевых кораблей, таких, как авианосцы и линкоры.

Эта идея была отнюдь не новой. Еще 18 января 1942 г. май­ор Дитрих Пельтц и гауптман Вернер Баумбах предложили Ге­рингу использовать для уничтожения точечных целей беспи­лотный Ju-88 (Еще в 1940 г. главный летчик-испытатель фирмы «Юнкере» Зигфрид Хольцбаур (Siegfried Holzbaur) предложил создать большую бомбу-само­лет и даже получил патент на нее), на котором был бы укреплен истребитель Bf-109 или FW-190. Кабина Ju-88 должна была быть загруже­на взрывчаткой, а управление связкой осуществлял пилот ис­требителя. Как только цель попадала в перекрестие прицела, он должен был включить автопилот, а затем на расстоянии около 1000 метров до цели отцепить истребитель. Пока Ju-88 с рабо­тающими моторами шел к цели, истребитель за счет своей ско­рости должен был покинуть зону поражения. По расчетам Пельтца и Баумбаха, точность попаданий могла достигать 80%. Их предложение было технически обосновано фирмой «Юнкере», но тогда оно не нашло понимания. Баумбах потом вспоминал: «Техническая безграмотность руководства Люфтваффе и его мелкая ревность ко всем предложениям со стороны замедлили появление и использование того комплекса па годы».

В Люфтваффе связку беспилотного бомбардировщика и ис­требителя первоначально называли «Бетховен» («Beethoven») или «Отец и сын» («Vater und Sohn»). Однако, как ни странно, наибольшее распространение получило прозвище «Упряжка с навозом» («Mistelgespann»), или просто «Mistel».

В июле 1943 г. с согласия технического управления министерства авиации фирма «Юнкере» переоборудовала 15 Ju-88A-4 для про­граммы испытаний комплекса «Мистел». Одновременно начались работы по созданию специального кумулятивного заряда массой 4000 кг, который вскоре был испытан на старом французском бро­неносце «Океан» («L'Ocean»), стоявшем в гавани Тулона. Расчеты показали, что заряд мог пробить броню толщиной до 50 см и слой железобетона в несколько метров. Из-за своей своеобразной формы с удлиненным коническим обтекателем этот заряд получил проз­вище «Слоновий хобот» («Elefantenrussel»).

В январе 1944 г. для испытаний комплекса «Мистел» и обучения летного персонала на аэродроме Фареллбуш (Varellbusch) была сформирована специальная эскадрилья (Einzantzstaffel/KG101) (10.10.1944г. была переименована в 7./KG66) под командованием обер-лейтенанта Хорста Рудата (Horst Rudat) (Родился 03.05.1920 г. в местечке Вирткаллен (Wirtkallen) в Восточ­ной Пруссии. После окончания 5-й военной авиашколы он был направлен в KG55.27.11.1942 г. обер-лейтенант Рудат был назначен командиром 2./KG55.24.03.1943 г. после 313 боевых вылетов он был награжден Ры­царским Крестом. С января 1944 г. по 14.06.1944 г. Рудат был команди­ром Einzatzstaffel/KG 101. В ноябре 1944 г. гауптман Рудат занял долж­ность командира вновь сформированной II./KG200 и оставался на ней до конца войны. Всего совершил 337 боевых вылетов. Затем Рудат служил в Бундеслюфтваффе и вышел в отставку в звании бригадного генерала).

Первые испытания комплекса «Mistel 1» с боевой частью долж­ны были состояться 24 мая 1944 г. Ранним утром после тщатель­ных проверок «Мистел», который пилотировал главный летчик-испытатель фирмы «Юнкере» Зигфрид Хольцбаур, в сопровожде­нии звена самолетов-наблюдателей вылетел из Пенемюнде. В качестве цели были выбраны 143-метровые меловые скалы на вос­точном побережье датского острова Мёнс (Mons). Из района скал было эвакуировано все местное население, а большие белые полот­няные полотнища служили маркировкой цели. Недалеко стояли на якоре два корабля (кригсмарине), а над скалами постоянно кру­жил Fi-156. Однако время шло, а Хольцбаур все не показывался.

Вскоре с самолетов, сопровождавших «Мистели», пришло со­общение. Между островами Узедом и Рюген двигатели Ju-88A-4 неожиданно начали терять мощность. Хольцбаур, чувствуя, что больше не может удержать комплекс в воздухе, вынужден был над Рюгеном отцепить свой Bf-109F-4. «Юнкере» упал на остров и взорвался. Только по счастливой случайности обошлось без жертв.

Несмотря на эту неудачу, уже через неделю, 31 мая 1944 г., пер­вый боевой пуск «Mistel 1» все же состоялся. Хотя «Юнкере» и достиг скал, он не попал в полотнища, обозначавшие цель. Тем не менее результат испытаний был признан удовлетворительным.

Командование Люфтваффе в качестве трех главных целей для атаки с использованием комплексов «Мистел» первоначально рас­сматривало английские военно-морские базы в Гибралтаре и в Скапа-Флоу (Scapa Flow) на Оркнейских островах, а также базу советского Балтийского флота в Кронштадте. Однако от планов атаки Гибралтара вскоре пришлось отказаться. Франко не дал согласия на пролет немецких самолетов через территорию Испа­нии, а в обход Испании «Mistel 1» даже с подвесными баками не мог долететь до Гибралтара. От налета на Кронштадт тоже было решено отказаться, поскольку в этом случае, как говорилось в заключении, «нельзя было использовать фактор неожиданности».

В итоге осталась главная база английского флота Скапа-Флоу, но налет на нее в реальных условиях 1944 г. стал бы самоубийственным для нападавших. Любые самолеты, прибли­жавшиеся к побережью, были бы заранее обнаружены РЛС. Вокруг базы было расположено большое число зенитных ба­тарей, а на аэродромах на севере Шотландии базировалось от 160 до 200 английских истребителей.

Тем не менее командование Люфтваффе решило атаковать Скапа-Флоу. В качестве базы для атаки был выбран аэродром Грове (Groves) в Дании, от которого до Скапа-Флоу было 775 км. Опера­ция была запланирована на 15 июня 1944 г., и в ней должны были участвовать 15 комплексов «Mistel 1». Однако 6 июня войска союз­ников высадились в Нормандии и операция была отменена.

23 июня 12 комплексов «Mistel 1» из состава Einzantzstaffel/KG 101 были переброшены из Грове во Францию на аэродром Сен-Дизье (St.Dizier). Теперь их целью должны были стать корабли союзников, курсировавшие между Англией и побережьем Норман­дии. Поданным немецкой авиаразведки, много крупных кораблей было сосредоточено около Гавра в районе устья Сены, где союзни­ки построили импровизированный порт для разгрузки войск и гру­зов, прибывавших из Англии.

Первый боевой вылет «Mistel 1» под кодовым наименованием «Операция «День семьи» («Unternehmen Familientag») состоялся в ночь с 24 на 25 июня 1944 г. Девять комплексов «Mistel 1» атакова­ли корабли союзников, находившиеся в устье Сены. Аэрофотосъемка, проведенная на следующее утро, показала, что были уничтожены несколько крупных кораблей. В действительно­сти же повреждения получили волнорез, ограждавший акваторию искусственного порта, и несколько списанных кораблей, исполь­зовавшихся в качестве временных причалов.

В октябре 1944 г. на основе IV./KG101 на аэродроме Бург была сформирована III./KG66 под командованием гауптмана Курта Цапезиуса (Kurt Capesius). В ее составе было уже три эскадрильи, ос­нащенных комплексами «Мистел». Однако группа просущество­вала недолго. В начале ноября она была переименована в II./KG200 и ее командиром был назначен гауптман Хорст Рудат.

В ноябре 1944 г. выдали фирме «Юнкере» заказ на переобору­дование 75 Ju-88G-l в беспилотный вариант. Одновременно, чтобы увеличить радиус действия комплекса, истребитель Bf-109F был заменен на FW-190A-8/F-8, и новый комплекс получил обозначение «Mistel 2».

После поражения немецких войск под Сталинградом промыш­ленные круги Третьего рейха, понимая, что война приняла затяжной характер, стали настаивать на том, чтобы бомбардировочная авиа­ция Люфтваффе сконцентрировалась на ударах по ключевым объек­там военной промышленности Советского Союза. В июне 1943 г. для определения таких целей была образована специальная комис­сия, в которую вошли сталепромышленный магнат Альберт Вёглер (Albert Vogler), член правления IG Farben Карл Краух (Carl Krauch), председатель союза угольщиков Пауль Плейгер (Paul Pleiger) и пред­седатель главного танкового комитета (Hauptsschussen Panzer) Вальтер Роланд (Walter Rohland). В заключении комиссии говори­лось: «.. .есть только один тип целей, которые мы можем разру­шить нашими небольшими силами. Это советские электростанции на Урале, в районе Москвы, Рыбинска и Горького».

Рейхсминистр промышленности Альберт Шпеер (Albert Speer) (Родился 15.03.1905 г. в Мангейме. По образованию был архитектором. С1931 г. он был членом НСДАП, а с 1932 г. - членом СС. Впервые Шпеер был замечен руководством Рейха после партийного съезда, состоявшегося 01.05.1933 г. в Темпельхофе, когда он отвечал за техническое обеспечение этого съезда. В 1934 г. ему было поручено разработать проект специаль­ного участка для партийных съездов, которым стал громадный стадион в Нюрнберге. Его успехи были отмечены Гитлером, который, будучи сам несостоявшимся архитектором, увидел в Шпеере воплощение собственных мечтаний. С этого времени Шпеер фактически стал придворным архитек­тором Гитлера. В1937 г. Шпеер был назначен Главным инспектором Рейха по архитектуре. Он много работал, создавая проекты зданий государствен­ных учреждений, стадионов, монументов и целых городов. В 1938 г. Шпе­ер получил Золотой партийный значок, а в 1941 г. был избран депутатом рейхстага. После того как 08.02.1942 г. в авиакатастрофе в районе Растенбурга погиб рейхсминистр вооружений Фритц Тодт (Fritz Todt), Шпеер был назначен на его место. Несмотря на массированные налеты бомбар­дировщиков союзников, он сумел добиться огромных производственных результатов. В конце войны Шпеер оказал сопротивление приказам Гит­лера проводить тактику «выжженной земли». Во время процесса в Нюрн­берге он оказался единственным из всех обвиняемых, признавшим свою вину за преступления Третьего рейха. Однако при этом Шпеер подчерки­вал, что его собственная деятельность была только «технологической и экономической». Он признавал, что отвергал жестокость не из-за сообра­жений гуманности, а потому, что она препятствовала его усилиям увели­чить промышленное производство. Международным военным трибуна­лом в Нюрнберге Шпеер был приговорен к 20 годам заключения и был освобожден в 1966 г. В1970 г. он опубликовал книгу своих мемуаров «Внут­ри Третьего рейха». Умер Альберт Шпеер в 1981 г.), выступивший в качестве представителя этих кругов, предложил Гитлеру прежде всего нанести удары по электростанциям в районе Москвы, Рыбинска и Горького. Однако Ге­неральный штаб Люфтваффе во главе с генералом Гюнтером Кортеном (Gunther Korten) (С 01.10.1936 г. по 31.07.1937 г. он был командиром Aufklr.Gr.122. Затем служил на различных должностях в министерстве авиации. С 18.03.1939 г. он начальник штаба 4-го воздушного флота, ас!9.12.1939г. - начальник штаба 2-го авиакорпуса. 11.06.1940 г. оберст Кортен был на­значен начальником штаба 3-го воздушного флота. 19.07.1940 г. ему было присвоено звание генерал-майора. С 15.01.1941 г. он начальник штаба 4-го воздушного флота. 01.08.1942г. Кортен получил звание генерал-лей­тенанта, а 30.01.1943 г. - звание генерала авиации. С 26.06.1943 г. он ко­мандующий 1-м воздушным флотом. 14.09.1943 г. Кортен был назначен начальником Генерального штаба Люфтваффе. 22.07.1944 г. во время взры­ва а ставке Гитлера Кортен получил тяжелые ранения и в тот же день скончался. Посмертно ему 22.07.1944 г. было присвоено звание генерал-оберста) решительно воспротивился этому. Шпеер продолжал настаивать на своем предложении. В тече­ние 1944 г. он трижды - 4 февраля, 23 мая и 28 июля - посылал специальные меморандумы в Генеральный штаб Люфтваффе, в которых пытался объяснить необходимость таких ударов.

Только осенью 1944 г. с появлением комплекса «Mistel» у Шпеера наконец появился реальный шанс добиться своей цели. Идею атаковать советские электростанции поддержал оберст-лейтенант Вернер Баумбах, назначенный 15 ноября 1944 г. ко­мандиром KG200. Шпеер и Баумбах смогли убедить Гитлера в том, что при помощи комплекса «Мистел» возможно уничто­жить электростанции, лишить советскую военную промышлен­ность необходимой электроэнергии и тем самым получить не­большую передышку на Восточном фронте. Гитлер разрешил начать подготовку к подобной операции, которая получила кодовое название «Железный молот» («Eisenhammer»).

К концу 1944 г. Люфтваффе располагали уже 200 комплек­сами «Mistel 2». Из них 60 были сосредоточены в Дании, так как командование Люфтваффе все еще надеялось провести дав­но планируемый налет на Скапа-Флоу под кодовым наимено­ванием «Пещера дракона» («Drachenhohle»). В январе 1945 г. Люфтваффе заказали еще 150 комплексов «Mistel 3», а в нача­ле февраля было принято окончательное решение прекратить подготовку к операции «Пещера дракона» в пользу операции «Железный молот».

12 февраля Баумбах доложил Герингу, что он будет готов провести операцию в конце февраля - начале марта 1945 г. Планом операции «Железный молот» предусматривалось ата­ковать 30 тепло- и гидроэлектростанций, расположенных вок­руг Москвы. Предполагалось использовать 100 комплексов «Мистел», а также около 150 «патфиндеров». Все они должны были стартовать после 21.30 со своих баз в Ростоке, Ораниенбурге, Пенемюнде, Рехлине, Бранденбурге, Бурге и Пархиме. Комплексы «Mistel» должны были сначала лететь к острову Борхольм, потом через Балтийское море к Кенигсбергу, а за­тем через Минск и Смоленск к своим целям.

В течение февраля шли интенсивные тренировки пилотов. Были изготовлены специальные макеты всех целей, которые могли ими­тировать различные типы освещения: дневной свет, ранние лучи солнца на восходе и лунный свет. После войны пилоты, прини­мавшие участие в подготовке операции «Железный молот», рассказывали, что все они прошли специальные курсы русского языка и тренировки по выживанию на вражеской территории. Всем им были выданы подробнейшие карты, аэрофотоснимки районов целей, фальшивые рубли и т.п. Каждый пилот, уничто­живший свою цель, должен был получить Рыцарский Крест.

Наверное, ни одна операция Люфтваффе не готовилась так тща­тельно, как операция «Железный молот». Однако приказ о ее начале так и не поступил. Относительно причин этого есть множество са­мых различных версий. Командир KG200 оберст Вернер Баумбах вспоминал: «Операция «Железный молот» так и не была проведена, так как Восточная Пруссия, откуда должны были стартовать са­молеты, вскоре почти полностью попала в руки русские. В марте 1945 г. были готовы новые комплексы «Мистел» с увеличенной даль­ностью действия, способные летать из района Берлина. Однако к тому времени стало очевидно, что англо-американцы - «оставят» Берлин и Восточную Германию русским. В этой ситуации проводить операцию «Железный молот» было безумием. Поэтому мы использо­вали «Мистели» против переправ, наведенных русскими через Одер».

8 марта 1945 г. в результате атаки «Мистелей» было разрушено несколько переправ через Одер. Затем в апреле было выполнено еще несколько успешных атак на мосты и переправы в ближайшем тылу советских войск. 30 апреля 1945 г. «Мистели» совершили свой последний боевой вылет. Четыре машины поднялись из Пенемюнде, чтобы атаковать мост через Одер в районе Тантова (Tantow). Однако они даже не смогли долететь до цели, а из четырех пилотов выжил только один, приземлившийся в Ростоке.

 

Варианты комплекса «Мистел»

Обозначение

Самолет-бомба

Самолет-управление

Mistel 1

Ju-88A-4

Bf-109F-4

Mistel 2

Ju-88G-1

FW-190A-8/F-8

Mistel За

Ju-88A-4

FW-190A-8

Mistel 3b

Ju-88G-1/H-4

FW-190A-8

Mistel 3c

Ju-88G-10

FW-190F-8

Mistel 4 (проект)

Ju-287

Me-262

Mistel 5 (проект)

Arado E-377A

He-162

Проект

Arado E-377A

Ar-234C

Проект

Ar-234C

FZG-76/V1

Проект

Ju-268

Me-262

Проект

He- 177

FW-190A-8/F-8

Проект

Ju-88G-7

Ta-152H

Проект

Ju-188

Me-262

Проект

Ta-154A

FW-190A-8