Авиационный комплекс «Mistel»
В начале 1942 г. Германский исследовательский институт полетов на планерах (Deutschen Forschungsinstitut fur Segelflug, сокр. DPS) получил от Люфтваффе заказ разработать более эффективные средства по доставке десантных планеров к месту высадки. До этого для буксировки планеров DFS230, бывших на вооружении парашютно-десантных частей, в основном использовались тяжелые Ju-52, а также Не-111, Ju-87 и даже Bf-110.
На аэродроме Айнринг (Aiming) рабочая группа DFS под руководством Фритца Штамера (Fritz Starrier) начала испытания с целью найти более дешевый и меньший по размерам самолет. Штамер решил попробовать установить самолет-буксировщик прямо на планер. Для этого им был выбран одномоторный учебный самолет Klemm K1-35. Первый испытательный полет состоялся 1 сентября 1942 г. Самолет Ju-52, взяв на буксир связку К1-35 + DFS230, поднялся в воздух. На высоте около 2000 метров произошло отцепление, и дальше связка летела только уже на одном двигателе К1-35.
Аналогичные испытательные полеты были выполнены с использованием учебного самолета FW-56, а затем Штамер решил попытаться использовать истребитель Bf-109E. 21 июня 1943 г. связка Bf-109E + DFS230 впервые поднялась в воздух без помощи самолета-буксировщика. Однако к этому времени командование Люфтваффе решило использовать такую связку уже не как средство доставки десантников, а как оружие для уничтожения точечных целей, прежде всего крупных боевых кораблей, таких, как авианосцы и линкоры.
Эта идея была отнюдь не новой. Еще 18 января 1942 г. майор Дитрих Пельтц и гауптман Вернер Баумбах предложили Герингу использовать для уничтожения точечных целей беспилотный Ju-88 (Еще в 1940 г. главный летчик-испытатель фирмы «Юнкере» Зигфрид Хольцбаур (Siegfried Holzbaur) предложил создать большую бомбу-самолет и даже получил патент на нее), на котором был бы укреплен истребитель Bf-109 или FW-190. Кабина Ju-88 должна была быть загружена взрывчаткой, а управление связкой осуществлял пилот истребителя. Как только цель попадала в перекрестие прицела, он должен был включить автопилот, а затем на расстоянии около 1000 метров до цели отцепить истребитель. Пока Ju-88 с работающими моторами шел к цели, истребитель за счет своей скорости должен был покинуть зону поражения. По расчетам Пельтца и Баумбаха, точность попаданий могла достигать 80%. Их предложение было технически обосновано фирмой «Юнкере», но тогда оно не нашло понимания. Баумбах потом вспоминал: «Техническая безграмотность руководства Люфтваффе и его мелкая ревность ко всем предложениям со стороны замедлили появление и использование того комплекса па годы».
В Люфтваффе связку беспилотного бомбардировщика и истребителя первоначально называли «Бетховен» («Beethoven») или «Отец и сын» («Vater und Sohn»). Однако, как ни странно, наибольшее распространение получило прозвище «Упряжка с навозом» («Mistelgespann»), или просто «Mistel».
В июле 1943 г. с согласия технического управления министерства авиации фирма «Юнкере» переоборудовала 15 Ju-88A-4 для программы испытаний комплекса «Мистел». Одновременно начались работы по созданию специального кумулятивного заряда массой 4000 кг, который вскоре был испытан на старом французском броненосце «Океан» («L'Ocean»), стоявшем в гавани Тулона. Расчеты показали, что заряд мог пробить броню толщиной до 50 см и слой железобетона в несколько метров. Из-за своей своеобразной формы с удлиненным коническим обтекателем этот заряд получил прозвище «Слоновий хобот» («Elefantenrussel»).
В январе 1944 г. для испытаний комплекса «Мистел» и обучения летного персонала на аэродроме Фареллбуш (Varellbusch) была сформирована специальная эскадрилья (Einzantzstaffel/KG101) (10.10.1944г. была переименована в 7./KG66) под командованием обер-лейтенанта Хорста Рудата (Horst Rudat) (Родился 03.05.1920 г. в местечке Вирткаллен (Wirtkallen) в Восточной Пруссии. После окончания 5-й военной авиашколы он был направлен в KG55.27.11.1942 г. обер-лейтенант Рудат был назначен командиром 2./KG55.24.03.1943 г. после 313 боевых вылетов он был награжден Рыцарским Крестом. С января 1944 г. по 14.06.1944 г. Рудат был командиром Einzatzstaffel/KG 101. В ноябре 1944 г. гауптман Рудат занял должность командира вновь сформированной II./KG200 и оставался на ней до конца войны. Всего совершил 337 боевых вылетов. Затем Рудат служил в Бундеслюфтваффе и вышел в отставку в звании бригадного генерала).
Первые испытания комплекса «Mistel 1» с боевой частью должны были состояться 24 мая 1944 г. Ранним утром после тщательных проверок «Мистел», который пилотировал главный летчик-испытатель фирмы «Юнкере» Зигфрид Хольцбаур, в сопровождении звена самолетов-наблюдателей вылетел из Пенемюнде. В качестве цели были выбраны 143-метровые меловые скалы на восточном побережье датского острова Мёнс (Mons). Из района скал было эвакуировано все местное население, а большие белые полотняные полотнища служили маркировкой цели. Недалеко стояли на якоре два корабля (кригсмарине), а над скалами постоянно кружил Fi-156. Однако время шло, а Хольцбаур все не показывался.
Вскоре с самолетов, сопровождавших «Мистели», пришло сообщение. Между островами Узедом и Рюген двигатели Ju-88A-4 неожиданно начали терять мощность. Хольцбаур, чувствуя, что больше не может удержать комплекс в воздухе, вынужден был над Рюгеном отцепить свой Bf-109F-4. «Юнкере» упал на остров и взорвался. Только по счастливой случайности обошлось без жертв.
Несмотря на эту неудачу, уже через неделю, 31 мая 1944 г., первый боевой пуск «Mistel 1» все же состоялся. Хотя «Юнкере» и достиг скал, он не попал в полотнища, обозначавшие цель. Тем не менее результат испытаний был признан удовлетворительным.
Командование Люфтваффе в качестве трех главных целей для атаки с использованием комплексов «Мистел» первоначально рассматривало английские военно-морские базы в Гибралтаре и в Скапа-Флоу (Scapa Flow) на Оркнейских островах, а также базу советского Балтийского флота в Кронштадте. Однако от планов атаки Гибралтара вскоре пришлось отказаться. Франко не дал согласия на пролет немецких самолетов через территорию Испании, а в обход Испании «Mistel 1» даже с подвесными баками не мог долететь до Гибралтара. От налета на Кронштадт тоже было решено отказаться, поскольку в этом случае, как говорилось в заключении, «нельзя было использовать фактор неожиданности».
В итоге осталась главная база английского флота Скапа-Флоу, но налет на нее в реальных условиях 1944 г. стал бы самоубийственным для нападавших. Любые самолеты, приближавшиеся к побережью, были бы заранее обнаружены РЛС. Вокруг базы было расположено большое число зенитных батарей, а на аэродромах на севере Шотландии базировалось от 160 до 200 английских истребителей.
Тем не менее командование Люфтваффе решило атаковать Скапа-Флоу. В качестве базы для атаки был выбран аэродром Грове (Groves) в Дании, от которого до Скапа-Флоу было 775 км. Операция была запланирована на 15 июня 1944 г., и в ней должны были участвовать 15 комплексов «Mistel 1». Однако 6 июня войска союзников высадились в Нормандии и операция была отменена.
23 июня 12 комплексов «Mistel 1» из состава Einzantzstaffel/KG 101 были переброшены из Грове во Францию на аэродром Сен-Дизье (St.Dizier). Теперь их целью должны были стать корабли союзников, курсировавшие между Англией и побережьем Нормандии. Поданным немецкой авиаразведки, много крупных кораблей было сосредоточено около Гавра в районе устья Сены, где союзники построили импровизированный порт для разгрузки войск и грузов, прибывавших из Англии.
Первый боевой вылет «Mistel 1» под кодовым наименованием «Операция «День семьи» («Unternehmen Familientag») состоялся в ночь с 24 на 25 июня 1944 г. Девять комплексов «Mistel 1» атаковали корабли союзников, находившиеся в устье Сены. Аэрофотосъемка, проведенная на следующее утро, показала, что были уничтожены несколько крупных кораблей. В действительности же повреждения получили волнорез, ограждавший акваторию искусственного порта, и несколько списанных кораблей, использовавшихся в качестве временных причалов.
В октябре 1944 г. на основе IV./KG101 на аэродроме Бург была сформирована III./KG66 под командованием гауптмана Курта Цапезиуса (Kurt Capesius). В ее составе было уже три эскадрильи, оснащенных комплексами «Мистел». Однако группа просуществовала недолго. В начале ноября она была переименована в II./KG200 и ее командиром был назначен гауптман Хорст Рудат.
В ноябре 1944 г. выдали фирме «Юнкере» заказ на переоборудование 75 Ju-88G-l в беспилотный вариант. Одновременно, чтобы увеличить радиус действия комплекса, истребитель Bf-109F был заменен на FW-190A-8/F-8, и новый комплекс получил обозначение «Mistel 2».
После поражения немецких войск под Сталинградом промышленные круги Третьего рейха, понимая, что война приняла затяжной характер, стали настаивать на том, чтобы бомбардировочная авиация Люфтваффе сконцентрировалась на ударах по ключевым объектам военной промышленности Советского Союза. В июне 1943 г. для определения таких целей была образована специальная комиссия, в которую вошли сталепромышленный магнат Альберт Вёглер (Albert Vogler), член правления IG Farben Карл Краух (Carl Krauch), председатель союза угольщиков Пауль Плейгер (Paul Pleiger) и председатель главного танкового комитета (Hauptsschussen Panzer) Вальтер Роланд (Walter Rohland). В заключении комиссии говорилось: «.. .есть только один тип целей, которые мы можем разрушить нашими небольшими силами. Это советские электростанции на Урале, в районе Москвы, Рыбинска и Горького».
Рейхсминистр промышленности Альберт Шпеер (Albert Speer) (Родился 15.03.1905 г. в Мангейме. По образованию был архитектором. С1931 г. он был членом НСДАП, а с 1932 г. - членом СС. Впервые Шпеер был замечен руководством Рейха после партийного съезда, состоявшегося 01.05.1933 г. в Темпельхофе, когда он отвечал за техническое обеспечение этого съезда. В 1934 г. ему было поручено разработать проект специального участка для партийных съездов, которым стал громадный стадион в Нюрнберге. Его успехи были отмечены Гитлером, который, будучи сам несостоявшимся архитектором, увидел в Шпеере воплощение собственных мечтаний. С этого времени Шпеер фактически стал придворным архитектором Гитлера. В1937 г. Шпеер был назначен Главным инспектором Рейха по архитектуре. Он много работал, создавая проекты зданий государственных учреждений, стадионов, монументов и целых городов. В 1938 г. Шпеер получил Золотой партийный значок, а в 1941 г. был избран депутатом рейхстага. После того как 08.02.1942 г. в авиакатастрофе в районе Растенбурга погиб рейхсминистр вооружений Фритц Тодт (Fritz Todt), Шпеер был назначен на его место. Несмотря на массированные налеты бомбардировщиков союзников, он сумел добиться огромных производственных результатов. В конце войны Шпеер оказал сопротивление приказам Гитлера проводить тактику «выжженной земли». Во время процесса в Нюрнберге он оказался единственным из всех обвиняемых, признавшим свою вину за преступления Третьего рейха. Однако при этом Шпеер подчеркивал, что его собственная деятельность была только «технологической и экономической». Он признавал, что отвергал жестокость не из-за соображений гуманности, а потому, что она препятствовала его усилиям увеличить промышленное производство. Международным военным трибуналом в Нюрнберге Шпеер был приговорен к 20 годам заключения и был освобожден в 1966 г. В1970 г. он опубликовал книгу своих мемуаров «Внутри Третьего рейха». Умер Альберт Шпеер в 1981 г.), выступивший в качестве представителя этих кругов, предложил Гитлеру прежде всего нанести удары по электростанциям в районе Москвы, Рыбинска и Горького. Однако Генеральный штаб Люфтваффе во главе с генералом Гюнтером Кортеном (Gunther Korten) (С 01.10.1936 г. по 31.07.1937 г. он был командиром Aufklr.Gr.122. Затем служил на различных должностях в министерстве авиации. С 18.03.1939 г. он начальник штаба 4-го воздушного флота, ас!9.12.1939г. - начальник штаба 2-го авиакорпуса. 11.06.1940 г. оберст Кортен был назначен начальником штаба 3-го воздушного флота. 19.07.1940 г. ему было присвоено звание генерал-майора. С 15.01.1941 г. он начальник штаба 4-го воздушного флота. 01.08.1942г. Кортен получил звание генерал-лейтенанта, а 30.01.1943 г. - звание генерала авиации. С 26.06.1943 г. он командующий 1-м воздушным флотом. 14.09.1943 г. Кортен был назначен начальником Генерального штаба Люфтваффе. 22.07.1944 г. во время взрыва а ставке Гитлера Кортен получил тяжелые ранения и в тот же день скончался. Посмертно ему 22.07.1944 г. было присвоено звание генерал-оберста) решительно воспротивился этому. Шпеер продолжал настаивать на своем предложении. В течение 1944 г. он трижды - 4 февраля, 23 мая и 28 июля - посылал специальные меморандумы в Генеральный штаб Люфтваффе, в которых пытался объяснить необходимость таких ударов.
Только осенью 1944 г. с появлением комплекса «Mistel» у Шпеера наконец появился реальный шанс добиться своей цели. Идею атаковать советские электростанции поддержал оберст-лейтенант Вернер Баумбах, назначенный 15 ноября 1944 г. командиром KG200. Шпеер и Баумбах смогли убедить Гитлера в том, что при помощи комплекса «Мистел» возможно уничтожить электростанции, лишить советскую военную промышленность необходимой электроэнергии и тем самым получить небольшую передышку на Восточном фронте. Гитлер разрешил начать подготовку к подобной операции, которая получила кодовое название «Железный молот» («Eisenhammer»).
К концу 1944 г. Люфтваффе располагали уже 200 комплексами «Mistel 2». Из них 60 были сосредоточены в Дании, так как командование Люфтваффе все еще надеялось провести давно планируемый налет на Скапа-Флоу под кодовым наименованием «Пещера дракона» («Drachenhohle»). В январе 1945 г. Люфтваффе заказали еще 150 комплексов «Mistel 3», а в начале февраля было принято окончательное решение прекратить подготовку к операции «Пещера дракона» в пользу операции «Железный молот».
12 февраля Баумбах доложил Герингу, что он будет готов провести операцию в конце февраля - начале марта 1945 г. Планом операции «Железный молот» предусматривалось атаковать 30 тепло- и гидроэлектростанций, расположенных вокруг Москвы. Предполагалось использовать 100 комплексов «Мистел», а также около 150 «патфиндеров». Все они должны были стартовать после 21.30 со своих баз в Ростоке, Ораниенбурге, Пенемюнде, Рехлине, Бранденбурге, Бурге и Пархиме. Комплексы «Mistel» должны были сначала лететь к острову Борхольм, потом через Балтийское море к Кенигсбергу, а затем через Минск и Смоленск к своим целям.
В течение февраля шли интенсивные тренировки пилотов. Были изготовлены специальные макеты всех целей, которые могли имитировать различные типы освещения: дневной свет, ранние лучи солнца на восходе и лунный свет. После войны пилоты, принимавшие участие в подготовке операции «Железный молот», рассказывали, что все они прошли специальные курсы русского языка и тренировки по выживанию на вражеской территории. Всем им были выданы подробнейшие карты, аэрофотоснимки районов целей, фальшивые рубли и т.п. Каждый пилот, уничтоживший свою цель, должен был получить Рыцарский Крест.
Наверное, ни одна операция Люфтваффе не готовилась так тщательно, как операция «Железный молот». Однако приказ о ее начале так и не поступил. Относительно причин этого есть множество самых различных версий. Командир KG200 оберст Вернер Баумбах вспоминал: «Операция «Железный молот» так и не была проведена, так как Восточная Пруссия, откуда должны были стартовать самолеты, вскоре почти полностью попала в руки русские. В марте 1945 г. были готовы новые комплексы «Мистел» с увеличенной дальностью действия, способные летать из района Берлина. Однако к тому времени стало очевидно, что англо-американцы - «оставят» Берлин и Восточную Германию русским. В этой ситуации проводить операцию «Железный молот» было безумием. Поэтому мы использовали «Мистели» против переправ, наведенных русскими через Одер».
8 марта 1945 г. в результате атаки «Мистелей» было разрушено несколько переправ через Одер. Затем в апреле было выполнено еще несколько успешных атак на мосты и переправы в ближайшем тылу советских войск. 30 апреля 1945 г. «Мистели» совершили свой последний боевой вылет. Четыре машины поднялись из Пенемюнде, чтобы атаковать мост через Одер в районе Тантова (Tantow). Однако они даже не смогли долететь до цели, а из четырех пилотов выжил только один, приземлившийся в Ростоке.
Варианты комплекса «Мистел»
Обозначение |
Самолет-бомба |
Самолет-управление |
Mistel 1 |
Ju-88A-4 |
Bf-109F-4 |
Mistel 2 |
Ju-88G-1 |
FW-190A-8/F-8 |
Mistel За |
Ju-88A-4 |
FW-190A-8 |
Mistel 3b |
Ju-88G-1/H-4 |
FW-190A-8 |
Mistel 3c |
Ju-88G-10 |
FW-190F-8 |
Mistel 4 (проект) |
Ju-287 |
Me-262 |
Mistel 5 (проект) |
Arado E-377A |
He-162 |
Проект |
Arado E-377A |
Ar-234C |
Проект |
Ar-234C |
FZG-76/V1 |
Проект |
Ju-268 |
Me-262 |
Проект |
He- 177 |
FW-190A-8/F-8 |
Проект |
Ju-88G-7 |
Ta-152H |
Проект |
Ju-188 |
Me-262 |
Проект |
Ta-154A |
FW-190A-8 |