Создание дневной истребительной авиации Люфтваффе

 

30 января 1933 г. канцлером Германии стал Адольф Гитлер и процесс создания Люфтваффе приобрел быстрые темпы. В тот же день главой министерства авиации (Reichsluftfahrministerium, сокр. RLM) был назначен Герман Геринг, одновременно сохранивший за собой пост министра внутренних дел Пруссии.

22 марта 1933 г. государственным секретарем воздушного транс­порта (der Staatssekretar der Luftfahrt) и заместителем Геринга стал Эрхард Мильх (Erhard Milch) (Родился 30.03.1892 г. в Вилъгельмсхафене. Участвовал в Первой миро­вой войне в качестве летчика-наблюдателя. Затем Милъх был членом «Доб­ровольческого корпуса» (Freikorps) и служил в полувоенной полицейской эскадрилье. В марте 1921 г. он начал работать в авиакомпании Lloyd Ostflug в качестве руководителя ее отделения в Данциге. Мильх быстро сделал карьеру и в 1926 г. стал коммерческим директором авиакомпании «Люфтганза» (Deutsche Lufthansa AG). Встретившись в 1930 г. с Гитлером, он сра­зу понял, насколько национал-социализм может быть популярен в Герма­нии. В 1932 г. во время предвыборной кампании Мильх предоставил Б рас­поряжение Гитлера самолеты «Люфтганзы». Кроме того, за поддержку интересов компании он ежемесячно перечислял на личный счет президента рейхстага Геринга по одной тысяче марок. 20.04.1936 г. Мильху было прис­воено звание генерала авиации. 24.10.1938 г. он занял пост генерального инспектора Люфтваффе. 01.11.1938 г. он получил звание генерал-оберста, а 19.07.1940 г. - звание генерал-фельдмаршала. С 19.11.1941 г. по 20.06.1944 г. Мильх отвечал за разработку и производство новых самолетов (Generalluftzeigmeister). В 1947 г. его приговорили к пожизненному заключению, но уже в 1954 г. он был освобожден. Умер Мильх в 1972 г.). Это было необычное назначение, так как мать Мильха была еврейкой, что было немыслимо для лица, занявшего одну из высших должностей в нацистской Германии. Ге­ринг нередко брал на службу офицеров-неарийцев, если считал, что они могут принести пользу делу, а Мильх как раз был энергич­ным и умелым организатором. Поэтому Геринг, никогда не воспри­нимавший антисемитизм всерьез, решил проблему происхождения Мильха очень просто. Он уговорил его мать подписать документ, в котором говорилось, что Эрхард был не ее родным сыном, а вне­брачным ребенком ее мужа, которого она только воспитала. Таким образом, Мильх избежал подозрений в неарийском происхождении.

С одобрения Гитлера Мильх объединил все немецкие аэроклубы и организации в Немецкий авиационный спортивный союз (Deutsche Luftsportverband, сокр. DLV) во главе с Бруно Лёрцером (Bruno Lorzer) (Родился в 1891 г. В качестве летчика-истребителя участвовал в Первой мировой войне. 18.02.1918 г. после 41 победы обер-лейтенант Лёрцер был награжден орденом Pour le Merite. Всего же на его счету было 44 победы. С 15.03.1937 г. оберст Лёрцер был командиром JG334, ас 01.04.1938 г. он занимал должность инспектора (командующего) истребительной авиации. С 01.02.1939 г. по 22.02.1943 г. он командовал 2-м авиакорпусом. Закон­чил Вторую мировую войну Лёрцер в звании генерал-оберста). Фактически это была уже полувоенная орга­низация, все члены которой имели персональные звания и носили форменную одежду со специальными знаками различия.

К октябрю 1933 г. были сформированы три «пропагандист­ские» эскадрильи (Reklamenstaffeln), которые по существу были замаскированными истребительными эскадрильями:

- Reklamenstaffeln Ostdeutschland базировалась на аэродроме Нейхаузен (Neuhausen) рядом с Кенигсбергом,

- Reklamenstaffeln Mitteldeutschland располагалась на берлинс­ком аэродроме Штаакен,

- Reklamenstaffeln Suddeutschland находилась в г. Фюрте (Furth), в нескольких километрах от Нюрнберга.

1 апреля 1934 г. в Берлине была сформирована 1-я авиацион­ная дивизия (1.Fliegerdivision) во главе с оберегом Хуго Шперрле. В ее состав должны были войти все авиационные группы и эскад­рильи, формировавшиеся в тот момент в Люфтваффе.

В тот же день Reklamenstaffeln Mitteldeutschland и Reklamen­staffeln Suddeutschland были переведены на аэродром Добриц (Doberitz), в 44 км юго-восточнее Магдебурга. И спустя месяц, 1 мая 1934 г., на их основе была сформирована авиационная груп­па «Добриц» (Fliegergruppe Doberitz) под командованием майора Роберта барона фон Грейма (Robert von Greim) (Родился 22.06.1892 г. Военную карьеру фон Грейм начал в 1911 г. в составе Баварского железнодорожного батальона. В 1916 г. он перешел в авиацию и затем командовал Jasta 34, Jagdgruppe 9 и 10. 18.10.1918 г. после 25 побед обер-лейтенант фон Грейм был награжден орденом Pour le Merite. Всего же он одержал 26 побед. В 20-е годы он находился в Китае, где со­здавал военную авиацию режима Чан Кайши. Фон Грейм был команди­ром авиагруппы «Добриц» с 01.05.1934 г. по 01.04.1935 г. С 01.06.1937 г. по 31.01.1939 г. он занимал пост начальника управления кадров Люфтваффе, и 01.02.1938 г. ему было присвоено звание генерал-майора. Потом с 01.02 по 05.02.1939 г. фон Грейм командовал 3-й авиадивизией, а с 16.02. по 24.10.1939 г. - 5-й авиадивизией. Затем до 31.03.1942 г. он был командиром 5-го авиакорпуса. 01.01.1940 г. фон Грейм получил звание генерал-лейте­нанта, 19.07.1940 г. - генерала авиации, а 16.02.1943 г. - генерал-оберста. С 05.05.1943 г. по 24.04.1945 г. он был командующим 6-м воздушным фло­том. 26.04.1945 г. Гитлер назначил его главнокомандующим Люфтваффе вместо Геринга, одновременно присвоив звание генерал-фельдмаршала. 24.05.1945 г. в Зальцбурге фон Грейм покончил жизнь самоубийством ). Первоначально был создан лишь штаб группы, но уже к 1 июля были укомплек­тованы и все три эскадрильи, имевшие на вооружении бипланы Ar-68 и Не-51. Командирами эскадрилий были назначены гауптманы Йоханн Райтель (Johann Raithel), Ханс-Xyro Витт (Hans-Hugo Witt) и Ханс- Юрген фон Грамон-Траубадель (Hans-Jtirgen von Gramon-Traubadel) (С 15.09. по 27.12.1939 г. майор фон Грамон-Траубадель был командиром I./JG54, а затем с 01.01. по 30.09.1940 г. командовал JG53). Авиагруппа «Добриц» положила начало ист­ребительной авиации будущих Люфтваффе.

1 октября того же года на аэродроме Киль-Холтенау (Kiel-Holtenau) была создана 1-я авиационная эскадрилья (Fliegerstaffel 1), также оснащенная самолетами Ar-64, Ar-68 и Не-51.

1 марта 1935 г. в Германии было официально объявлено о создании Люфтваффе. Вся территория страны была разделена на шесть воздушных округов (Luftkreiskommando):

Округ*   Центр округа              Командующий округом

I               Кенигсберг         генерал-лейтенант Вохенфельд (Wochenfeld)

II              Берлин                генерал-лейтенант Каупиш (Kaupisch)

III            Дрезден               генерал-майор Швейккхардт (Schweickhardt)

IV            Мюнстер             генерал-лейтенант Хальм (Halm)

V             Мюнхен               генерал-лейтенант Эберт (Eberth)

VI            Киль                    генерал-лейтенант Мартин Цандер (Martin Zander)**

* 12.10.1937 г. номера округов были заменены на арабские. Одновре­менно был сформирован 7-й округ с центром в Гамбурге.

** В ходе Первой мировой войны одержал пять воздушных побед.

 

Одновременно в Люфтваффе была введена трехзначная нуме­рация авиационных частей. Первая цифра обозначала порядко­вый номер части в воздушном округе, вторая - тип ее самолетов (цифра 3 означала истребители), а третья - номер воздушного округа, где эта часть базировалась. Таким образом, авиагруппа «Добриц» получила наименование I./JG132, означавшее, что это 1-я группа 1-и истребительной эскадры (Jagdgeschwader, сокр. JG) 2-го воздушного округа. При этом надо отметить, что еще в тече­ние года в Люфтваффе параллельно с новыми цифровыми обо­значениями использовались и прежние названия авиагрупп, об­разованные от названий аэродромов, где те базировались.

14 марта 1935 г. I./JG132 в память о лучшем немецком асе Первой мировой войны бароне Манфреде фон Рихтхофене (Manfred von Richthofen) (Родился 02.05.1892 г. Фон Рихтхофен начал свою военную карьеру в кавалерии, но затем в конце 1915 г. прошел летную подготовку в качестве летчика-истребителя. 17.09.1916 г. он одержал свою первую победу, а уже 04.01.1917 г. обер-лейтенант фон Рихтхофен после 17 побед был награжден орденом Pour le Merite. К 2! .04.1918 г. на счету майора фон Рихтхофена было уже 80 побед. В тот день он не вернулся на свой аэродром,  но точ­ные обстоятельства его гибели неизвестны. По одним данным, его Fokker Dr.I был сбит в бою канадцем капитаном Артуром Брауном (Arthur Roy Brown) 209 Sqdn. RAF, летавшим на истребителе Сопвич «Кэмел» (Sopwith «Camel»). По другой версии, он был сбит огнем пулеметного взвода 11-й зенитной батареи 14-й австралийской бригады полевой артиллерии. 22.04.1918 г. барон Манфред фон Рихтхофен был похоронен союзниками со всеми воинскими почестями недалеко от места своей гибели. Позднее его останки были перезахоронены в Берлине. 20.05.1918 г. эскадре JG1, в которой он летал, было присвоено почетное наименование «Рихтхофен». В ней вместе с Манфредом фон Рихтхофеном летал его младший брат Лотар, имевший на своем счету 40 побед, а также двоюродный брат Вольф­рам, сбивший восемь самолетов. Последним командиром JG1 в ходе Пер­вой мировой войны стал обер-лейтенант Герман Геринг) получила почетное наименование «Рихтхофен». Оно должно было символизировать преемствен­ность новых Люфтваффе по отношению к традициям немец­кой авиации периода Первой мировой войны. 28 марта на аэро­дроме Добриц состоялась торжественная церемония присвое­ния I./JG132 почетного наименования «Рихтхофен», на которой присутствовали Гитлер, Геринг и множество других высоко­поставленных нацистов.

1 апреля 1935 г. на аэродроме Йютербог-Дамм (Juterbog-Damm) в 62 км юго-западнее Берлина на базе части авиацион­ной группы «Добриц» (I./JG132) была создана авиагруппа «Дамм» (II./JG132) во главе с майором Йоханном Райтелем. В тот же день в Киле была создана Fliegerstaffel (J) 2.

Спустя год, 1 апреля 1936 г., в составе Люфтваффе были образованы первые две истребительные эскадры.

В Добрице была сформирована JG132 «Рихтхофен» под коман­дованием майора Райтеля. В нее вошли I./JG 132 (20.04.1937 г. была переименована в I./JG137) майора Карла Фикка (Carl Vieck) и II ./JG132 майора Карла Аугуста фон Шонебекка (Karl August von Schonebeck) (Во время Первой мировой войны, летая в составе Jasta 11, 59 и 33, он одержал 8 побед).

В Дортмунде была сформирована JG134 во главе с оберст-лейтенантом Куртом-Бертрамом фон Дёрингом (Kurt-Bertram von During) (Во время Первой мировой войны, летая в составе Jasta 1,4 и 11, он одержал 11 побед). В ее состав вошли:

- I./JG134 майора Йозефа Каммхубера (Josef Kammhuber),

- II./JG134 майора Теодора Остеркампа (Theodor Osterkarnp) (Родился в 1892 г. В ходе Первой мировой войны лейтенант Остеркамп одержал 32 победы и 02.09.1918 г. был награжден орденом Pour le Merite. Он был командиром II./JG134 до ноября 1937 г., а затем до 20.11.1939 г. оберег-лейтенант Остеркамп занимал должность начальника истребитель­ной авиашколы «Вернойхен». С 01.09.1939 г. по 21.07.1940 г. он был коман­диром JG51 и в ходе начавшейся Второй мировой войны одержал еще 6 побед. Затем до 31.12.1940 г. Остеркамп возглавлял 1-е истребительное командование (Jafii 1), а потом до 17.07.1941 г. 2-е истребительное коман­дование (Jafii 2). С 18.07.1941 г. по 31.03.1942 г. генерал-майор Остер­камп руководил авиационным командованием «Африка» (Fliegerfilhrer Afrika), а с 05.04 по 15.06.1943 г. - истребительным командованием «Сицилия» (Jafii Sizilien). Затем он занимал различные посты в Глав­ном штабе Люфтваффе. Умер Теодор Остеркамп в 1975 г.), сформированная 15 марта 1936 г. на аэродроме Верль (Werl) в 26 км северо-восточнее Дортмунда,

- III./JG134 гауптмана Оскара Динорта (Oskar Dinort). Первая и вторая группы были оснащены Ar-65 и Ar-68, a третья имела на вооружении Не-51.

20 апреля 1936 г. JG134 было присвоено почетное наимено­вание «Хорст Вессель» («Horst Wessel») (Ханс Хорст Вессель (Hans Horst Wessel) родился 09.09.1907 г. в г. Билефельде (Bielefld). Затем он жил в Берлине, где добывал себе средства к существованию сутенерством. 04.09.1924 г. Вессель за мошен­ничество был приговорен к двум годам тюрьмы. Выйдя из тюрьмы, он внезапно заинтересовался политикой и вступил в национал-социалисти­ческую партию. Вессель был зачислен в СА и возглавил штурмовой от­ряд, сформированный из бывших уголовников. После нескольких стычек ему удалось установить полный контроль над одним из кварталов Берли­на, где раньше преобладали коммунисты. Это принесло Весселю звание почетного члена берлинских штурмовых отрядов. 23.02.1930 г. Вессель был убит в уличной драке, согласно полицейскому протоколу, другим су­тенером. Позднее нацистской пропагандой Вессель, якобы погибший в борьбе с коммунистами, был возведен в ранг национального героя и за­нял место в пантеоне нацистских «мучеников». Примерно в 1928 г. на мо­тив старой морской песенки Вессель сочинил песню, воспевавшую нацио­нал-социализм. После его смерти эта песня по предложению Геббельса стала гимном нацистской партии под названием «Хорст Вессель»).

Кроме того, 1 апреля 1936 г. были сформированы и две но­вые истребительные группы:

- I./JG 136 под командованием майора Германа Эдерта (Hermann Edert) была создана на аэродроме Евер (Ever) в 14 км северо-запад­нее Вильгельмсхафена на основе эскадрилий Fliegerstaffel (J) 1 и Fliegerstaffel(J)2,

- I./JG232 во главе с майором Бруно Лёрцером была сформиро­вана на аэродроме Бернбург (Bernburg) в 40 км южнее Магдебурга.