Первая мировая война

 

Первые попытки использовать истребители для отражения ночных налетов противника относятся еще к периоду 1-й мировой войны. Именно тогда европейские страны—участницы войны разработали основные принципы действий ночных ис­требителей. Они могли бы в дальнейшем стать основой для создания специальных частей ночных истребителей, если бы в течение нескольких послевоенных лет не были всеми благо­получно «забыты».

На первый взгляд казалось, что ночной бой между истре­бителями и бомбардировщиками можно было вести теми же способами, что и днем. Однако, как вскоре выяснилось, это было совсем не так. Если дневные бомбардировщики сравнительно легко обнаруживались специальными наземными по­стами, которые затем могли определить их курс и своевременно оповестить свои истребители, то бороться с ночными налета­ми было значительно сложнее. Ночью траекторию полета бомбардировщиков точно определить с земли не могли ни обыч­ные наблюдатели, ни посты, оснащенные звуковыми детектора­ми, и потому их конечная цель оставалась тайной для другой стороны до самого последнего момента. Имелись только два спо­соба борьбы с ночными бомбардировщиками — защита всех воз­можных целей зенитными орудиями и использование истреби­телей, которые патрулировали бы поперек маршрутов полета, наиболее часто используемых противником. Такая тактика дей­ствий впервые была использована немецкими истребителями в 1916 г.

Первоначально ночные вылеты истребителей заканчивались полной неудачей, поскольку они не получали ни радиосообще­ний о вражеских налетах, ни поддержки со стороны прожекто­ров. Кроме того, одноместные истребители имели еще и допол­нительные проблемы. После взлета их пилоты были полностью поглощены только тем, как удержаться на нужном курсе, чтобы выйти в район цели. Если благодаря умению и удаче они все же достигали заданного района, то им все равно по-прежнему было неизвестно, на какой высоте полетят самолеты противника. Неудивительно, что многие известные немецкие летчики-истре­бители, включая Юлиуса Буклера (Julius Buckler) (На его счету было 36 побед), считали, что ночной бой на одноместном самолете невозможен. Каждый из них или вообще не видел противника, или расходился с ним на встречных курсах. Они говорили, что если прожектор и захваты­вал вражеский самолет, то это было достаточно далеко от них, и что невозможно успеть приблизиться к нему за то короткое вре­мя, пока он находился в луче света. Это отрицательное суждение относительно невозможности использования для ночного боя од­номестных самолетов, широко распространившееся среди лет­чиков-истребителей, принесло через двадцать лет роковые по­следствия для Люфтваффе.

Первая в истории авиации ночная победа, когда один са­молет сбил другой самолет, была одержана в ночь на 17 фев­раля 1917 г. (Вообще же первая ночная воздушная победа была одержана млад­шим лейтенантом Варнефордом (R.AJ.Warneford) из 1 Sqdn. RNAS, ког­да он 08.06.1915 г. на своем «Моране-Сольнье» («Morane-Sauliner») в 03.00 сбил над Гентом немецкий цеппелин LZ-37. В ту ночь цеппелины LZ-37, LZ-38 и LZ-39, вылетевшие из Брюгге, должны были бомбить Лондон, но из-за плохой погоды вынуждены были изменить курс и направиться к запасной цели. Варнефорд следовал за цеппелинами от Остенде до Гента, удерживаемый на расстоянии пулеметным огнем с них. При этом единственным оружием на борту его «Морана» были шесть 9-кг бомб. Варнефорд сумел выполнить одну-единственную атаку: пройдя в 45 мет­рах над цеппелинами, он сбросил на них все шесть бомб. Одна из них попала в LZ-37 и взорвалась. Объятый пламенем цеппелин упал на при­город Гента, убив при этом двух монахинь. Из всего экипажа LZ-37, которым командовал обер-лейтенант Отто ван де Хаген (Otto van de Hagen), остался в живых лишь один человек. На следующий день Вар­нефорд был награжден Крестом Виктории (Victoria Cross). Варнефорд погиб 19.07.1915 г., когда у «Фармана», на котором он летел, неожидан­но отвалился хвост) Лейтенанты Петер (Peter) и Фровейн (Frowein) из т.н. Feldfliegerabteilungen 12, летавшие на двухместном само­лете-разведчике DFW CV, обнаружили и сбили два вражеских бомбардировщика, заходивших на посадку на аэродром Мальцвилль (Malzeville).

23 февраля 1917 г. в Хингэме (Hingam) в Норфолке был сформирован 100 Sqdn. RFC (Royal Flying Corps — Королевский воздушный корпус, первона­чальное название военной авиации Великобритании. 01.04.1918 г. RFC был переименован в RAF (Royal Air Force) — Королевские военно-воз­душные силы). Эта эскадрилья, оснащенная 12 бомбардировщиками FE-2b, стала первым английским авиа­ционным подразделением, созданным специально для нане­сения ночных бомбовых ударов. 21 марта 1917 г. самолеты 100 Sqdn. RFC были переброшены во Францию и в ночь с 5 на 6 апреля выполнили свой первый боевой вылет, совершив на­лет на аэродром Дуэ (Douvai), где базировались немецкие ис­требители.

Именно в ту ночь немецкие истребители одержали свою первую ночную победу. Сразу после полуночи 6 апреля 1917 г. с аэродрома Дуэ на своем «Альбатросе» DIII (Его проект был разработан в начале 1916 г. конструкторами завода Albatros Werke G.m.b.H. Телеком (Thelen), Шубертом (Schubert) и Гнадигом (Gnadig). Изготавливался по лицензии австрийской фирмой Oeffag (Osterreichische Flugzeugfabrik AG). Имел длину 7,33 м, размах крыльев — 9,0 м, максимальную скорость — 165 км/ч и был вооружен двумя 7,92-мм пулеметами) W.Nr.2158/16 под­нялся лейтенант Вильгельм Франкл (Wilhelm Frankl) из Jasta 4, который вскоре и сбил один FE-2b из 100 Sqdn. RFC. Этот само­лет был единственной потерей англичан в ходе двух налетов, которые они совершили в ночь с 5 на 6 апреля на аэродром Дуэ. При этом в результате бомбардировки четыре немецких ангара получили серьезные повреждения.

Если победы Петера и Фровейна носили в общем-то слу­чайный характер, то победа Франкла была действительно пер­вой настоящей ночной победой, так как он взлетал специаль­но, чтобы перехватить и атаковать вражеские самолеты. 7 апреля после захода солнца Франкл сбил «Ньюпор XVII» («Nieuport XVII») (Разработан фирмой Эдуарда де Ньюпора (Edouard de Nieuport) вес­ной 1916 г. Первые самолеты попали на фронт в мае 1916 г. Изготавли­вались по лицензии в Англии, Италии и России. Имели длину 5,75 м, размах крыльев — 8,2 м, максимальную скорость — 170 км/ч и были вооружены одним или двумя 7,7-мм пулеметами) из 60 Sqdn. RFC (Лейтенант Франкл погиб на следующий день, 08.04.1917 г. Всего па его счету было 20 побед), а следующей ночью лейтенант Ханс Клейн (Hans Klein) (Всего на его счету было 22 победы), также из Jasta 4, в 04.00 юго-восточнее Дуэ сбил еще один ВЕ-2Ь из 100 Sqdn. RFC. К этому времени немецкие пилоты уже установили, что вражеские самолеты особенно ясными ночами хорошо видны на фоне неба. По­этому весной 1917 г. в немецкой авиации стало обычной прак­тикой в качестве защиты от внезапных ночных налетов вражеских бомбардировщиков иметь в воздухе один самолет, ко­торый на небольшой высоте описывал круги над своим аэро­дромом.

Весна 1917 г. принесла первые успехи и в борьбе с ночны­ми рейдами противника на цели, расположенные позади линии фронта в тылу. Первую такую победу одержал пилот австрийско­го императорского флота лейтенант Готтфрид Банфильд (Gottfried Banfield). Начиная с 1915 г., он успешно действовал днем против гидросамолетов противника в районе Триеста и Полы, а также пробовал ночью перехватывать итальянские самолеты и дири­жабли. Однако гидросамолет Hansa-Brandenburg CC (Имел бортовой номер А.24 белого цвета), на кото­ром Банфильд тогда летал, был недостаточно быстр, чтобы догнать вражеский самолет, который лишь короткое время был виден в луче прожектора или в лунном отблеске. Осенью 1916г. инженер Вейхманн (Weichmann) специально для Банфильда построил одноместную летающую лодку Hansa-Brandenburg с более мощным двигателем. Она получила бортовой номер А11 и скоро стала известна как «Синее Чудо» («Blue Wonder»). Вече­ром 31 мая 1917 г. Банфильд, наконец, добился долгожданно­го успеха. В 22.30 в районе Мирамара (Miramar) на высоте 2400 метров он перехватил итальянский гидросамолет. Атаковав с дистанции 30 метров, Банфильд заставил его совершить вы­нужденную посадку в устье реки Примере (Primero). За эту побе­ду Банфильд был награжден орденом Марии-Терезы, который, кроме того, принес ему и его потомкам титул барона (Всего на счету Банфильда было 9 побед).

Поздним вечером 8 августа 1917 г. два одноместных не­мецких истребителя из т.н. Kampfeinsitzerstaffel 2 сбили над Сааром английский ночной бомбардировщик, участвовавший в налете на Франкфурт-на-Майне. Это был первый вражеский ночной бомбардировщик, сбитый над территорией Германии. Также вероятно, что в ночь с 25 на 26 октября одноместные истребители из Kampfeinsitzerstaffel во время налета на Саарбрюкен сбили еще один английский бомбардировщик «Хендли Пейдж» («Hadley Page»).

Тем не менее пока ночные перехваты были сплошной импровизацией летчиков-истребителей. Систематические со­вместные действия немецких истребителей, зенитной артил­лерии и прожекторов начались лишь в мае 1918 г. Тогда не­мецкое наступление во Фландрии вступило в заключительную фазу, и английские и французские самолеты всеми силами им шлись нарушить немецкие линии снабжения. Истребители «Альбатрос» DVa из Jasta 24, действовавшие в районе Нойона (Noyona), использовали следующую тактику. Взлетев и набрав высоту 2500—3000 метров, они начинали описывать круги во­круг заранее определенной позиции прожекторов. При этом перемещение в другую зону ожидания было строго запреще­но, чтобы не ввести в заблуждение посты звукового наблюде­ния, работавшие вместе с прожекторами. Когда пилот истре­бителя слышал приближавшийся вражеский самолет, он давал в его сторону трассирующую очередь из пулемета, после чего прожектора пытались в указанном направлении найти и осве­тить цель. Когда пилот истребителя начинал атаку, он выстре­ливал белые сигнальные ракеты, которые были знаком для зе­нитных орудий, что они должны прекратить огонь (В тактическом отношении т.н. комбинированный ночной перехват, который в 1941 г. начали использовать ночные истребители Люфтваффе, мало чем отличался от этого способа действий). Если же сам истребитель попадал в луч прожектора или даже под огонь собственной зенитной артиллерии, он идентифицировал себя тем, что сначала резко увеличивал скорость, а затем так же резко сбрасывал ее.

В ночь с 21 на 22 мая четыре немецких истребителя совер­шили первый боевой вылет в соответствии с этой тактикой. Однако он был неудачным, так как немецкие зенитные батареи, вопреки предварительным договоренностям, непрерывно вели огонь по бомбардировщикам, захваченным прожектора­ми, и истребители просто не могли приблизиться к ним. Толь­ко на следующую ночь с 22 на 23 мая система, наконец, сработала и лейтенант Тхиде (Thiede) (Позднее лейтенант Тхиде стал командиром Jasta 38, действовавшей в Македонии. Там он встретился с Герхардом Физелером (Gerhard Fieseler), который предложил установить на самолете Тхиде два легких пулемета таким образом, чтобы их стволы смотрели вперед вверх. Тхиде с энтузи­азмом принял это предложение, поскольку такая компоновка пулеметов позволила бы атаковать противника снизу, не попадая самому в слепя­щие лучи прожекторов. Фактически это был прообраз пушек «Schrage Musik», которые спустя 25 лет с большим успехом начали применять ночные истребители Люфтваффе) сбил сразу три самолета, в то время как другие пилоты из Jasta 24 заставили еще 4 бомбар­дировщика преждевременно сбросить свои бомбы.

Самой успешной эскадрильей немецких ночных истреби­телей в 1918 г. стала Jasta 73 под командованием лейтенанта Фритца Герхарда Андерса (Fritz Gerhard Anders). С 30 августа по 25 сентября ее пилоты сбили над Шампанью 7 француз­ских бомбардировщиков «Вуазен» («Voisin» V 10B2). При этом на счету самого Андерса было 5 ночных побед, и потому с большой долей вероятности можно утверждать, что именно он стал лучшим ночным асом 1-й мировой войны (Всего же на счету Андерса было 7 побед — 5 ночных и 2 дневные). В том же рай­оне действовала и Jasta 74 во главе с обер-лейтенантом Теодо­ром Камманом (Theodor Camman). Камман также начал вы­полнять ночные вылеты и ночью 21 августа сбил один «Вуазен» (Всего на счету Каммана было 12 побед, но только одну из них он одержал ночью).

Двухместные самолеты из эскадрилий непосредственной поддержки войск (Schlachtstaffel) гораздо чаще принимали уча­стие в ночных перехватах, чем одноместные истребители. Ко­мандование немецкой авиации совершенно справедливо по­лагало, что они больше подходят для этого вида операций, чем одноместные истребители. Они имели меньшую скорость и скороподъемность, но зато на них был второй член экипа­жа, который мог своевременно обнаружить противника и об­стрелять его из своего пулемета. Дополнительная бронезащита таких самолетов тоже оказалась очень полезной в ходе боя с хорошо вооруженными бомбардировщиками.

К сожалению, очень мало известно об индивидуальных ус­пехах пилотов этих эскадрилий. Известно только, что, напри­мер, Schlachtstaffel 16, поддерживавшая во Фландрии части 4-й немецкой армии, часто совершала ночные боевые вылеты. Как считают, один из ее экипажей, состоявший из унтер-офицера Мушена (Muschen) и унтер-офицера Кратца (Kratz), успешнее других действовал против английских бомбардировщиков. Не­сколько ночных побед также числятся на счету пилотов т.н. Marinesonderstaffel (Masosta) под командованием лейтенанта Майевски (Majewski).

Однако было бы неправильным считать, что только одни немецкие истребители выполняли ночные перехваты, хотя англичане и французы в течение длительного времени считали ночной бой совершенно бесперспективным занятием и были убеждены, что для борьбы с немецкими ночными бомбардировщиками достаточно одной зенитной артиллерии. В июне 1917 г. капитан Лангевин (Langevin), командир французской истребительной эскадрильи, базировавшейся около Дюнкер­ка, решил использовать свои «Ньюпоры», чтобы попытаться перехватить немецкие бомбардировщики Gotha G-IV, кото­рые появлялись в том районе практически каждую ночь(Первый массированный ночной налет немецких бомбардировщи­ков на Англию состоялся в ночь со 2 на 3 сентября 1917 г., когда они атаковали Дувр. Ночные налеты немецкой авиации на Англию прекрати­лись лишь в мае 1918 г.). Ос­новной проблемой, вставшей перед ним, было отсутствие точной информации о высоте полета немецких самолетов. Вы­соты, которые зенитная артиллерия сообщила Лангевину, ко­лебались от 200 до 1200 метров. Несколько раз выслав пат­рульные истребители в район в 30 км восточнее Дюнкерка, Лангевин установил, что немецкие бомбардировщики постоян­но летают на высоте 2500 метров. После этого он начал гото­вить своих пилотов к ночным вылетам, и 30 января 1918 г. они достигли первого успеха, сбив сразу два бомбардировщика. В январе 1918 г. добились первой ночной победы и англичане, когда два одноместных истребителя Сопвич «Кэмел» (Sopwith «Camel») (Был разработан в конце 1916 г. конструктором фирмы «Сопвич» Гербертом Смитом (Herbert Smith). Имел длину 5,64 м, размах крыльев — 8,08 м, максимальную скорость — 190 км/ч и был вооружен одним или двумя 7,7-мм пулеметами «Виккерс». Всего было изготовлено около 5500 самолетов) из 44 Sqdn. RFC сбили в районе Уикфорда (Wikford) немецкий бомбардировщик Gotha G-IV.

По предложению Лангевина была сформирована специальная ночная истребительная группа, которая имела сразу три ос­новные задачи. Трехместные самолеты совершали дальние ноч­ные рейды к базам немецких бомбардировщиков, расположен­ным в Бельгии. Двухместные самолеты патрулировали между Кале и Дюнкерком, а одноместные истребители при поддерж­ке прожекторов действовали непосредственно над этими го­родами. При этом часть одноместных «Спадов» была оснаще­на небольшим прожектором, который был установлен перед втулкой винта.