Период между 1-й и 2-й мировыми войнами

 

После окончания 1-й мировой войны в Германии появи­лось множество публикаций о воздушной войне, большинство из которых были, скорее, личными мемуарами авторов, чем трезвыми историческими исследованиями. Детальный анализ использования немецкой военной авиации в ходе 1-й миро­вой войны так и не был сделан, что, вероятно, стало следстви­ем полной демилитаризации, которой тогда подверглась Гер­мания. В то время как вся немецкая военная литература признавала действенность ночных бомбардировщиков, об ис­пользовании ночных истребителей едва упоминалось и вся оборона от ночных налетов противника строилась исключи­тельно на зенитной артиллерии. В результате методы ночного боя, разработанные немецкими летчиками-истребителями, были полностью забыты. Тем не менее, логическая оценка до­ступной информации об их действиях в 1917—18 гг. позволила бы уже тогда сделать вывод, что скоординированные действия служб оповещения, прожекторов, зенитной артиллерии и ис­требителей стали бы своеобразной «демаркационной линией» перед целью, полностью защитив ее или, по крайней мере, не дав противнику возможности спокойно сбрасывать бомбы.

Почти аналогичная картина складывалась и в других стра­нах. В Англии, Франции и Бельгии во время 1-й мировой вой­ны было сформировано несколько специальных ночных эс­кадрилий, но после окончания войны не было сделано никаких шагов ни к обучению новых пилотов, ни к дальнейшей разра­ботке тактики действий ночных истребителей. Только в нача­ле 30-х годов отдельные пилоты начали вновь серьезно заду­мываться о ночном воздушном бое. Во Франции капитан Идатт (Idatte) разработал и предложил очень перспективную схему. Ее суть состояла в следующем. Необходимо было создать сеть постов наблюдения, оснащенных оборудованием звукового контроля за воздушным пространством и специальными бинок­лями. Они должны были обнаружить бомбардировщик и, оп­ределив его высоту, скорость и курс, передать эти данные на центральный командный пункт, где его траектория полета от­мечалась бы на стеклянной панели цветными чернилами и огнями. В нескольких километрах позади командного пункта располагались районы патрулирования ночных истребителей каждый, приблизительно длиной 10 км. Как только курс бом­бардировщика мог быть точно установлен, центральный командный пункт сообщал его истребителю, который должен был перехватить и атаковать противника (Если заменить посты визуального и звукового обнаружения на на­земные РЛС, то получится схема «Himmelbett» (см. ниже), которую спу­стя шесть лет начали успешно применять ночные истребители Люфт­ваффе).

В 1936 г. во время воздушных маневров в районе Меца эта схема была успешно опробована на практике. Считает­ся, что более 70% перехватов завершились тогда визуаль­ным контактом с условным противником. Несмотря на та­кой успех, все документы еще на целых три года исчезли в кабинетах. Только в октябре 1939 г. французы начали орга­низовывать подобные зоны ночного боя вокруг Парижа и в районе Лион — Сент-Этьен, но к началу немецкого наступ­ления в мае 1940 г. они были готовы лишь частично и не могли быть использованы.

Создатели новых Люфтваффе также сначала вообще не задумывались о ночном воздушном бое. В течение длительного времени приоритет отдавался созданию и развитию бомбардиро­вочных групп и эскадр, т. е. наступательных видов оружия, и при этом в значительной степени игнорировались проблемы истре­бительной авиации, считавшейся средством обороны. На первых крупномасштабных учениях новых Люфтваффе, проведенных в ноябре 1934 г., проблемы ночного боя получили самое поверх­ностное отражение. Было лишь констатировано наличие про­блем, связанных с одновременным использованием истребите­лей и зенитной артиллерии. Действия ночных истребителей над аэродромами вражеских бомбардировщиков казались более важ­ной задачей, но и ее из-за отсутствия специальных формирова­ний планировалось возложить на самолеты групп дальней авиа­разведки. На учениях, прошедших в 1935 г. и в 1936 г., ночной воздушный бой вообще не фигурировал, хотя уже тогда было ясно, что Англия и Франция с их мощными соединениями ноч­ных бомбардировщиков будут иметь стратегическое превосход­ство в предстоящей войне.

Одной из причин такого прохладного отношения коман­дования Люфтваффе к проблемам ночного воздушного боя было то, что подавляющее большинство руководящих постов там занимали бывшие летчики-истребители 1-й мировой войны, по собственному опыту считавшие одноместные истребите­ли совершенно непригодными для этих целей. Так, например, в «Правилах использования Люфтваффе» № 16 (Luftwaffendienst-vorschrift № 16) только один 253 раздел затрагивал проблемы ночного воздушного боя, да и то в самых общих чертах. В нем лишь констатировалось, что для ночных операций должны быть разработаны специальные зоны ночного боя, которые должны позволить избежать помех между истребителями и зенитной артиллерией, а также обеспечить поддержку действий истре­бителей прожекторами.

Руководство Люфтваффе не выдавало никаких официаль­ных распоряжений, но то ли под влиянием личных воспоминаний ночных истребителей 1-й мировой войны, то ли на основе сказанного в упомянутом 253 разделе отдельные энтузиасты из числа высших офицеров Люфтваффе начали самостоятель­но организовывать и проводить эксперименты в области ноч­ного боя. Первые подобные учения прошли во 2 воздушном округе (Luftkreiskommando II) (Был сформирован 01.04.1934 г. в Берлине во главе с генерал-лейте­нантом Каупишем (Kaupisch). 04.02.1938 г. вошел в состав вновь сфор­мированного т.н. LuftwafFengruppenkommando 1 во главе с генерал-оберстом Альбертом Кессельрингом.) в районе Берлина в мае 1936 г., и на них проверялась возможность взаимодействия истреби­телей из II./JG132 (Сформирована 01.04.1935 г. как Fliegergruppe Damm. 01.04.1936 г. получила обозначение II./JG132. 01.11.1938 г. была переименована в 1./JG141. Систему обозначений частей Люфтваффе (см. приложение № 2) «Организационная структура ночной истребительной авиации») и прожекторных частей. Результаты уче­ний были подведены в секретном докладе, подготовленном авиашколой округа, в ноябре 1936 г.

Летом 1937 г. Геринг приказал продолжить эксперименты с ночным боем, как с использованием прожекторов, так и без них. Учения с применением прожекторов снова прошли в рай­оне Берлина на базе II./JG132. Планировалось, что в них при­мут участие бомбардировщики Не-111 и истребители Bf-109, недавно принятые на вооружение Люфтваффе. Эксперименты же без использования прожекторов были проведены в JG134 (Сформирована 01.04.1936 г. Затем 01.11.1938 г. была переименова­на в JG142) и в I./JG137 (Сформирована 20.04.1937 г. на базе I./JG232. Затем 01.11.1938 г. была переименована в 1./JG231). Все отчеты об их результатах должны были быть представлены высшему командованию Люфтваффе в ноябре 1937 г. На их основе была издана специальная памятка для пилотов, в которой делался вывод, что ночной бой возможен и при опе­рациях над вражескими аэродромами, и при защите отдель­ных целей на территории Рейха. Однако в последнем случае ночные истребители по-прежнему рассматривались лишь как дополнение к зенитной артиллерии. Предполагалось, что эф­фективность использования прожекторов будет сильно зави­сеть от погодных условий, однако ожидалось, что бомбарди­ровщик, захваченный и ослепленный лучами прожекторов, мочью будет значительно легче атаковать и сбить, чем такой же самолет днем.

В этой памятке была подробно изложена тактика действий ночных истребителей. Одноместный истребитель после взлета со своего аэродрома должен был лететь в зону ожидания, рас­положенную перед охраняемой целью со стороны наиболее вероятного появления вражеских бомбардировщиков. Освещен­ная зона с прожекторами и постами звукового наблюдения находилась между противником и зоной ожидания истребите­ля, чтобы последний шумом своего двигателя не мешал обна­ружить противника. Чтобы не выйти из зоны ожидания, ис­требитель описывал круги вокруг светового маяка, установленного в ее центре, одновременно оставаясь выше ожи­даемой высоты подхода вражеских бомбардировщиков. Когда лучи прожекторов начинали поиск в определенном направле­нии, истребитель покидал зону ожидания и направлялся в том же направлении с таким расчетом, чтобы атаковать противни­ка сзади снизу. Зенитная артиллерия имела приказ открывать огонь в зонах ночного боя только с разрешения командующе­го этой зоной, которым обычно был командир прожекторного полка. Однако эта ситуация могла возникнуть только, когда ночной истребитель пропустил цель или по какой-то причине не смог атаковать ее.

Подобная тактика действий, казалось, почти идеально раз­деляла зоны действий ночных истребителей и зоны зенитного огня. Однако нашлись скептики, которые совершенно спра­ведливо сомневались, имеет ли освещенная зона достаточную глубину, чтобы истребители могли выполнять успешные пере­хваты. Ее глубина была достаточной, чтобы истребители могли догнать такие медленные самолеты, как Ju-52 или Do-23, но уже, например, Не-111 настолько быстро преодолевал ее, что даже Bf-109 с трудом успевал занять позицию для атаки. С другой стороны, сами по себе более скоростные истребители тоже создавали новые проблемы, так как для Bf-109 требова­лась большая освещенная зона, чем для Аг-68 или Не-51. Кро­ме того, было вполне возможно, что истребитель войдет в ос­вещенную зону достаточно далеко от бомбардировщика и будет вынужден догонять его на максимальной скорости. Летящий на большой скорости истребитель имел больше шансов про­махнуться, и, прежде, чем он успевал развернуться для по­вторной атаки, противник уже исчезал в темноте.

Эти проблемы могли быть решены или увеличением глу­бины зоны прожекторов, или, например, управлением дей­ствиями истребителей по радио с командного пункта зоны ночного перехвата, но ни к тому и ни к другому командова­ние Люфтваффе еще не было готово. Оно по-прежнему воз­держивалось от формирования полноценных частей ночных истребителей, хотя некоторым частям было разрешено про­должать эксперименты в области ночного боя. Одной из них стала 10./JG132 (Сформирована 01.07.1938 г. Затем 01.11.1938 г. была переименова­на в 1./JG331) под командованием гауптмана Альберта Блуменсаата (Albert Blumensaat) (С 15.01. по 04.06.1942 г. майор Блуменсаат был начальником 1-й авиашколы ночных истребителей (Nachtjagdschule 1), а затем с 15.12.1943 г. по февраль 1944 г. - командиром учебной NJG102. О воинских званиях в Люфтваффе подробнее см. приложение № 1 «Воинские звания в Люфт­ваффе»), который был твердо убежден в важности ночного боя. Другой экспериментальной ноч­ной эскадрильей l.(Nachtjagd)/LG1 (Сформирована 01.11.1938 г. на базе 4./LG Greifswald. 01.09.1939 г. была переименована в 10.(N)/JG26) командовал обер-лейтенант Йоханнес Штейнхоф (Johannes Steinhoff) (В феврале 1940 г. Штейнхоф перешел в дневную истребительную авиацию и стал одним из ее лучших пилотов. Всего на его счету было 176 побед. Умер Йоханнес Штейнхоф 21.02.1994 г.). Еще одна подобная эскадрилья была в составе II./JG134. В августе 1938 г. в II./JG234 (Сформирована 15.03.1937 г. на базе персонала из JG134, в основ­ном из 3./JG134. 01.11.1938 г. была переименована в II./JG132) была также сформирована эскадрилья ночных истребителей под командованием лейтенанта Боддема (Boddem), однако уже спустя несколько дней она была распущена.

Во время гражданской войны в Испании три истребителя Аг-68 из состава 5./J88 «Легиона «Кондор» совершили несколь­ко пробных ночных патрульных полетов над Кастельоном (Kastellon). Однако из-за отсутствия успехов эти вылеты были вскоре прекращены.

В 1939 г. в министерстве авиации (Reichsluftfahrtministerium RLM), казалось, окончательно поняли значение ночного боя, и 24 июня было решено сформировать несколько групп и эскад­рилий ночных истребителей. 15 июля в Дёберитце (Doberitz) были сформированы I./JG20 (04.07.1940 г. была переименована в I1I./JG51) под командованием майора Зигфрида Лехманна (Siegfried Lehmann) и I./JG21 (06.06.1940 г. была переименована в I1I./JG54) во главе с гауптманом Мартином Меттигом (Martin Mettig). В тот же день на аэродроме Херцогенаурх (Herzogenaurch) около Нюрнберга были сформированы 1. и 2./JG70 (Входили в состав I./JG70, которая 15.09.1939 г. была переименова­на в I./JG54), а 16 июля в Шлейсхейме (SchleiBheim) — 1. и 2./JG71 (28.08.1939 г. 1./JG71 вошла в состав 11./JG72, a 2./JG71 в октябре 1939 г. была переименована в 4./JG51). Также 15 июля были сформирова­ны: на аэродроме Мангейм-Сандхофен (Mannheim-Sandhofen) — 10./JG72 под командованием обер-лейтенанта Эрнста Бернигка (Ernst Boernigk), а в Бёблингене (Boblingen) - 11./JG72 (В октябре 1939 г. была переименована в 5./JG52) во главе с обер-лейтенантом Аугустом-Вильгельмом Шуманном (August-Wilhelm Schumann) (Погиб 06.09.1941 г., когда при посадке на аэродром Любань около Ленинграда ere Bf-109 столкнулся с другим истребителем. Шуманн вы­прыгнул из падавшего самолета, но, ударившись о крыло, потерял созна­ние и уже не смог открыть парашют. Всего на его счету было 30 побед, из них 4 он одержал в Испании). Затем 1 августа в Грейфсвальде (Greifswald) была сформирована еще одна эскадрилья — 11.(Nacht)/LG2.

Однако, как оказалось, это был всего лишь порыв, и уже 16 августа 1939 г. все они, за исключением 10./JG72 (В октябре 1939 г. была переименована в 10.(Nacht)/JG2) и 11 .(Nacht)/LG2 (18.02.1940 г. была переименована в 11.(Nacht)/JG2), были официально переданы в дневную ис­требительную авиацию.