Создание ночной истребительной авиации Люфтваффе

 

Сразу же после того, как в апреле 1940 г. немецкие войска оккупировали Данию, английские бомбардировщики начали почти каждую ночь совершать налеты на бывшие датские аэро­дромы, оказавшиеся в руках Люфтваффе. Налетам подвергался и аэродром Ольборг (Aalborg), где базировались Bf-110 из I./ZG1 под командованием гауптмана Фольфганга Фалька (Wolfgang Falck). Фальк был твердо убежден, что он мог бы защитить аэродром, если бы получал сведения о приближа­ющихся самолетах противника с наземных РЛС «Freya» (Подробнее о немецких РЛС см. приложение № 5 «Основные такти­ко-технические данные РЛС и другой радиоэлектронной аппаратуры ноч­ной истребительной авиации»). Снача­ла он вместе со своими лучшими пилотами совершил несколько пробных полетов, чтобы оценить пригодность Bf-110 к дей­ствиям ночью. При этом Фальк обратил внимание на то, что самолеты очень хорошо выделялись на фоне более светлого неба, и понял, что противника ночью надо атаковать не сверху, как днем, а снизу вверх. Вместе с одним из офицеров радио­локационного контроля Фальк разработал тактику, согласно которой ночной истребитель летал по кругу в зоне ожидания, а операторы РЛС, обнаружив самолет противника и опреде­лив его курс, должны были сообщить об этом по радио пилоту истребителя.

Первая подобная операция была проведена без всякой пред­варительной подготовки и потому несколько отличалась от за­думанной. В ночь с 30 апреля на 1 мая 1940 г. группа из 50 «Уитли», «Веллингтонов» и «Хэмпденов» совершила очеред­ной налет на немецкие аэродромы в Дании, в т. ч. и на Ольборг. Около полуночи Bf-110 гауптмана Фалька, обер-лейтенанта Вернера Штрейба (Werner Streib), обер-лейтенанта Гюнтера Радуша (Giinther Radusch) и фельдфебеля Тира (Thier), поднявшись из Ольборга, начали преследовать английские бом­бардировщики, уходившие в западном направлении. В полете они не имели никакой радиосвязи с наземной РЛС, но при этом все трое все равно смогли установить визуальный кон­такт с противником и атаковать его. После первых же очере­дей бомбардировщики спикировали вниз и скрылись в густом тумане над Северным морем, и потому нельзя сказать, была ли атака Фалька и его пилотов успешной или нет (В ту ночь из 50 бомбардировщиков обратно не вернулось 3), но, тем не менее, она доказала, что самолеты противника могут быть ус­пешно перехвачены и ночью.

Отчет Фалька об этом вылете пробудил интерес в RLM, и последующие события не заставили себя долго ждать. Фальк был вызван в Берлин, чтобы лично изложить свою точку зре­ния руководству Люфтваффе. Однако уже 10 мая началось на­ступление немецких войск на Францию, Бельгию и Голлан­дию, и, прежде, чем предложения Фалька успели проверить на практике, все эксперименты с ночными истребителями были снова остановлены. I./ZG1 также участвовала в боях, при этом Фальк едва не был сбит английским истребителем, и ему лишь с огромным трудом удалось «дотянуть» до своего аэродрома.

Англичане отреагировали на нападение Германии на Бель­гию, Голландию и Францию новыми ночными налетами своих бомбардировщиков на немецкие города. В ночь с 10 на 11 мая бомбы упали на Менхенгладбах, а с 20 мая бомбардировкам на­чали подвергаться населенные районы северо-западной Германии. Зенитная артиллерия оказалась не в состоянии одна отразить эти налеты, а действия единственной группы ночных истребителей IV.(Nacht)/JG2 также были неудачными. Ситуа­ция с налетами вызывала все большую озабоченность в поли­тическом и военном руководстве Германии, а СД (Sicherheitsdienst, сокр. SD — служба государственной безопасности) начала со­общать о появлении первых анекдотов про командующего Люфтваффе рейхсмаршала Геринга.

Стремясь найти способ остановить налеты англичан, кто-то в министерстве авиации вспомнил о гауптмане Фальке и его отчете. 22 июня Геринг приказал гауптману Фальку вместе со своей группой прибыть в Дюссельдорф и приступить к фор­мированию первой ночной истребительной эскадры (Nachtjagdgeschwader). Нельзя сказать, что этот приказ вызвал большой энтузиазм среди пилотов I./ZG1. Многие их них считали, что с ними поступили просто несправедливо: кампания на Западе была успешно завершена, и все ожидали наступления на Анг­лию; и в то время, как их товарищи продолжали бы одержи­вать победы и собирать награды, они должны были теперь «ис­кать черную кошку в темной комнате» (Как показали дальнейшие события, быть может, именно это реше­ние Геринга спасло жизнь многим пилотам из I./ZG1. В ходе т.н. битвы за Англию потери в эскадрах двухмоторных дневных истребителей дос­тигли катастрофических размеров, когда из 237 Bf-110, имевшихся в их составе, было потеряно 223). Да и сам Фальк, признаться, не ожидал подобной реакции, когда несколько не­дель назад отправлял свой отчет в Берлин, однако сделать было уже ничего нельзя.

26 июня 1940 г. гауптман Фальк был официально назначен командиром NJG1. Это был первый случай в истории Люфтваф­фе, когда гауптман был назначен на должность командира эс­кадры. Процесс формирования NJG1 шел полным ходом. В Менхенгладбахе на базе I./ZG1 была сформирована I./NJG1 во главе с гауптманом Гюнтером Радушем (07.10.1940 г. он был назначен командиром вновь сформированной I./NJG3. Затем с 03.10.1941 г. был командиром II./NJG3. 02.08.1943 г. майор Радуш стал командиром NJG5, 04.02.1944 г. он был назначен ко­мандиром NJG2, а 12.11.1944 г. оберст Радуш занял должность команди­ра NJG3. 06.04.1944 г. он был награжден Дубовыми Листьями к Рыцарскому Кресту (Nr. 444). Всего в ходе 2-й мировой войны Радуш выполнил свыше 140 боевых вылетов, и на его счету были 63 ночные победы, из них 5 он одержал в течение ночи 21/22.06.1943 г. Кроме того, на его счету была одна победа, которую он одержал в Испании в составе «Легиона «Кондор». Затем в 60-е годы оберст Гюнтер Радуш служил в Бундеслюфтваффе), а на аэродроме Амстердам-Шипол (Amsterdam-Schipol) на базе IV.(Nacht)/JG2 - II./NJG1 под командованием гауптмана Конрада фон Ботмера (Conrad von Bothmer). Однако уже 1 июля II./NJG1 была переиме­нована в HI./NJG1, а в тот же день в Дюссельдорфе на базе I./NJG1 и Zerstorerstaffel/KG30 (Сформирована в марте 1940 г. в Перлеберге (Perleberg) во главе с обер-лейтенантом Гербертом Бёншем (Herbert Bonsch)) была сформирована «новая» II./NJG1, которую возглавил гауптман Карл-Хейнц Хейсе (Karl-Heinz Heyse) (В составе «Легиона «Кондор» участвовал в войне в Испании. Он погиб ночью 09/10.10.1941 г.).

В результате получилось, что группы и даже отдельные эскадрильи сильно отличались друг от друга по типу ис­пользуемых самолетов. Так, I./NJG1 была оснащена Bf-110C, III./NJG1 - Bf-109D, а в II./NJG1 4-я и 6-я эскадрильи имели на вооружении Ju-88C-l и С-2, а 5-я - Do-17Z-7/10. Такой разнородный состав мог существенно сказаться на эффек­тивности действий эскадры. Поэтому уже в августе 1940 г. III./NJG1 была оснащена Bf-110C, а ее пилоты прошли со­ответствующую переподготовку.

С II./NJG1 же, оснащенной двухмоторными Ju-88C и Do-17Z, имевшими больший радиус действий, чем Bf-110, по­ступили иначе. 1 сентября 1940 г. на ее базе была сформирова­на первая авиагруппа ночных истребителей дальнего радиуса действия, получившая обозначение I./NJG2, и в тот же день в Деелене на базе I./ZG76 и 3./NJG1 была сформирована уже «третья» по счету II./NJG1 во главе с гауптманом графом фон Штиллфридом-Раттонитцем (von Stillfried und Rattonitz).

К счастью, командованию Люфтваффе сразу же стало ясно, что задача обеспечения надлежащего взаимодействия экипа­жей истребителей, служб воздушного наблюдения, наземных РЛС, прожекторов и зенитной артиллерии выходит далеко за рамки компетенции и возможностей командира эскадры и что для этого необходим специальный командный пункт дивизионного уровня. Поэтому 17 июля 1940 г. было реше­но сформировать 1-ю ночную истребительную авиадивизию (Nachtjagddivision) (01.05.1942 г. была переименована в 1-ю истребительную авиадиви­зию (l.Jagddivision)). Ее командиром был назначен оберст Йозеф Каммхубер (Josef Kammhuber) (Каммхубер родился в 1896 г. Он начал свою военную карьеру в 1914г., добровольцем вступив в рейхсвер. В 1930 г. Каммхубер прошел секрет­ную летную подготовку в авиашколе в Липецке. В 1935 г. он командовал дирижаблем «Граф Цеппелин» во время перелета в Южную Америку. В

1938 г. оберст-лейтенант Каммхубер был уже начальником организаци­онного управления RLM. В 1938 г. Гитлер потребовал от Люфтваффе провести срочную модернизацию и увеличить ее мощь. 06.12.1938 г. Ге­ринг довел это требование до всех начальников отделов RLM. Расчеты показали, что программа Гитлера потребует огромного количества денег, стратегических материалов и металла в течение самого короткого време­ни. Чиновники RLM считали, что выполнить эту программу до весны

1939 г. невозможно. Каммхубер же предложил более реалистический план, который имел значительно меньшую стоимость, чем программа Гитлера, и который было возможно реально выполнить. Этот план получил назва­ние «Программа Каммхубера». В RLM состоялось специальное совеща­ние, на котором присутствовали генеральный инспектор Люфтваффе и заместитель Геринга генерал-оберст Эрхард Мильх, начальник Генераль­ного штаба Люфтваффе генерал Ханс-Юрген Штумпф, генерал Ханс Ешоннек, а также Каммхубер. Их целью было обсудить обе программы и принять решение о том, какую из них выбрать. Через 30 минут все про­блемы снял появившийся Геринг. Он заявил, что так или иначе, но прог­рамма Гитлера должна быть выполнена и что присутствующие должны сделать для этого все в «максимально возможной степени». После этого Каммхубер подал рапорт с просьбой отправить его в боевую часть. В 1939 г. он был назначен сначала начальником школы слепых полетов в Везедорфе (Wesendorf), а затем начальником авиашколы в Кётене (Kothen). Затем он короткое время был сначала начальником штаба 2-го воздушного флота, а потом начальником штаба 5-го авиакорпуса. 21.03.1940 г. оберст Каммху­бер был назначен командиром KG51. 03.06.1940 г. его Ju-88A был сбит в районе Парижа и 44-летний Каммхубер попал в плен. После капитуля­ции Франции он был освобожден и вернулся в Германию), который впоследствии много сделал для развития и совершенствования ночной истреби­тельной авиации Люфтваффе. 23 июля в Брюсселе был сфор­мирован штаб дивизии, а 1 августа в Цейсте (Zeist) недалеко от Утрехта был создан ее командный пункт.

В октябре 1940 г. в состав 1-й ночной истребительной авиа­дивизии, наряду с NJG1 и I./NJG2, вошла еще одна группа ночных истребителей — I./NJG3. Она была сформирована 1 ок­тября на аэродроме Вехта (Vechta) на основе V.(Z)/LG1, и 17 октября ее командиром был назначен бывший командир I./NJG1 гауптман Гюнтер Радуш.