Первые успехи

 

Поскольку специальной авиашколы ночных истребителей просто еще не было, подготовку пилотов пришлось вести, как говорится, на ходу (1-я авиашкола ночных истребителей (Nachtjagdschule 1) была сфор­мирована лишь 16.09.1941 г. на базе 1-й авиашколы тяжелых истребите­лей (Zerstorerschule 1)). Самыми подготовленными оказались пи­лоты III./NJG1, ранее летавшие в составе IV.(Nacht)/JG2, и потому неудивительно, что первую официально подтвержден­ную ночную победу Люфтваффе одержал обер-фельдфебель Пауль Фёрстер из 8./NJG1, который в 02.50 9 июля 1940 г. (Согласно сводкам OKW, с 26 по 28 июня 1940 г. над Германией ночными истребителями было уже сбито 6 бомбардировщиков, но имена пилотов, одержавших эти победы, неизвестны, да и достаточных под­тверждений самих этих побед нет) сбил над островом Гельголанд «Уитли» Мк.V из 10 Sqdn. RAF.

Перед командиром NJG1 гауптманом Фальком, кроме про­блемы с обучением пилотов, встало еще множество других проблем. Так, например, выхлопные патрубки двигателей истребителей необходимо было оборудовать пламегасителями, но в июле 1940 г. немецкая промышленность еще их не выпускала, не хватало также и радиооборудования. Однако это все были; проблемы, так сказать, организационно-технического поряд­ка; главный же вопрос, стоявший перед Фальком, был, конеч­но, в том, как перехватывать английские бомбардировщики прежде, чем они достигнут своих целей в промышленном рай­оне Рура.

До этого одномоторные истребители из IV.(Nacht)/JG2 пы­тались перехватить англичан фактически прямо над городами в нижнем течении Рейна, что в общем-то было и понятно, так как именно там были сконцентрированы прожектора. Но Фальк считал этот район не подходящим для ночных перехватов. Во-первых, дым от множества промышленных объектов и частые туманы сильно сказывались на эффективности прожекторов. Во-вторых, все аэродромы ночных истребителей были расположены западнее, что создавало большие проблемы для по­стов звукового контроля. В-третьих, если истребители все же успевали догнать противника, то они почти сразу попадали в зону огня зенитных орудий, сконцентрированных между Кёль­ном и Дуйсбургом, и вынуждены были отворачивать.

Фальку было ясно, что необходимо четко разделить зоны действия ночных истребителей и зоны зенитного огня, и он предложил временное решение этой проблемы. Пока еще не было наземных РЛС, которые могли бы поддержать действия ночных истребителей, он предложил расположить 1-й зенитно-прожекторный полк (Flak-Schweinwerferregiment) и посты звукового контроля северо-восточнее Мюнстера, чтобы они образовали там «освещенный пояс», а истребители I./NJG1 одновременно перебазировать из Менхенгладбаха в Гютерсло. Теперь зоны ожидания истребителей располагались восточнее и шум от двигателей не мог помешать постам звукового конт­роля обнаруживать вражеские бомбардировщики.

В этот период еще не существовало никакого наземного управления наземными истребителями. Получив кодовый сиг­нал «Фазан» («Fazan»), означавший, что ожидается налет вра­жеских бомбардировщиков, ночные истребители взлетали и направлялись в свои зоны ожидания, где им приходилось на­ходиться порой в течение нескольких часов. Летные книжки пилотов NJG1 свидетельствуют, что вылеты продолжительно­стью три часа и более не были тогда чем-то необычным. Вне­запное включение прожекторов указывало на начало вражес­кого налета, и с этого момента пилот ночного истребителя действовал по собственному усмотрению. Если он видел, что цель захвачена прожекторами, он должен был быстро набрать высоту выше ориентировочной высоты полета бомбардиров­щика и на максимальной скорости идти в освещенную зону. Для того чтобы зайти противнику в хвост и атаковать, у ноч­ного истребителя было всего около трех минут, так как имен­но за это время бомбардировщик успевал пересечь освещен­ную зону, после чего снова скрывался в темноте.

Первые две недели боевых вылетов в соответствии с по­добной тактикой не принесли пилотам I./NJG1 никакого ус­пеха. Однако за это время пилоты опробовали новый для себя способ атаки бомбардировщиков — снизу вверх, который был прямой противоположностью атакам, выполнявшимся ими днем. Надо было также привыкнуть к лучам прожекторов, которые, по словам пилотов, «нервно прыгали» вокруг цели. В общем это были чрезвычайно полезные с точки зрения приобретенного опыта две недели.

И вот, наконец, в ночь с 20 на 21 июля 1940 г. командир 2./NJG1 обер-лейтенант Вернер Штрейб выполнил первый успешный «световой» перехват, сбив в районе Мюнстера «Уитли» сержанта Манкхауса (V.C. Monkhouse) из 78 Sqdn. RAF (Это был первый из 192 бомбардировщиков, потерянных 78 Sqdn. RAF в ходе 2-й мировой войны.). На следующую ночь пилоты I./NJG1 одержали уже сразу 5 побед.