«Линия Каммхубера»

 

После первых потерь, понесенных в освещенной зоне в районе Мюнстера, англичане поняли, что эта странная свето­вая полоса, в которой их никогда не обстреливали зенитные орудия, для них по-настоящему опасна, и стали попросту об­ходить ее. Поскольку в распоряжении Каммхубера имелся всего лишь один прожекторный полк, он был вынужден отдать приказ демонтировать световой пояс в районе Мюнстера. Было решено посылать отдельные батареи прожекторов в районы, над которыми ранее уже пролетали английские бомбардиров­щики, в надежде, что они снова появятся там. Однако это не принесло абсолютно никакого успеха, и в Люфтваффе начали подшучивать над ночными истребителями, называя их «ночными сторожами» и другими подобными прозвищами.

Было понятно, что для того, чтобы повторить первона­чальные успехи, необходимо весь северо-запад Германии за­щитить непрерывным поясом из прожекторов и зон ночных истребителей. И Каммхубер со всей своей энергией взялся за его создание. К концу 1940 г. 1-я ночная истребительная авиадивизия располагала уже шестью зенитно-прожекторными полками, каждый из которых состоял из трех отдельных батальо­нов. Первая освещенная зона шириной 30 км и длиной 900 км протянулась от Шлезвиг-Гольштейна до Льежа в Бельгии, и ее обслуживали 486 прожекторов. Вторая зона, призванная за­щитить Берлин, была расположена между Стендалем и Гарделегеном. Каждый район, охватываемый отдельным прожекторным батальоном, сформировывал зону действия ночных истребителей. Тактическое руководство каждой такой зоной возлагалось на командира прожекторного подразделения, ко­торый обычно имел собственный командный пункт, распола­гавшийся на аэродроме ночных истребителей. При этом ко­мандиры эскадрилий или групп истребителей имели право вето только в вопросах безопасности полетов.

Недостатком такой системы являлось то, что прожектора были эффективны лишь при несильной облачности, и потому, как только небо затягивали плотные облака, что было не ред­костью над северо-западной Германией, английские бомбардировщики могли преодолевать освещенные зоны совершен­но спокойно. Каммхубер продолжал искать средства, которые позволили бы находить цели даже при самых плохих погод­ных условиях. И ответ скоро был им найден — таким универ­сальным средством стали радиолокационные станции.

Первые пригодные для практического использования РЛС в Германии были разработаны по заказу военно-морского флота, а точнее, созданного при нем т.н. исследовательского отдела средств связи (Nachrichtenmittelversuchsantalt - сокр. NVA). Целью работ было создание системы, которая позволяла бы ночью или в ту­мане точно определять положение корабля противника на дис­танции до нескольких тысяч метров, чтобы по нему можно было затем нанести прицельный торпедный удар. После того как эксперименты со звуковыми и инфракрасными волнами не дали нужных результатов, NVA в 1933 г. решило использо­вать для определения местоположения цели электромагнит­ные волны. Эти работы возглавил доктор Рудольф Кюхнольд (Rudolf Kuhnold). В 1934 г. NVA основало собственную фирму GEMA, которая в 1935 г. изготовила РЛС с длиной волны 50 см. В начале войны для установки на больших кораблях был разра­ботан радар «Seetakt», использовавший 80-см волны. Фирмой GEMA была также создана экспериментальная РЛС, работавшая па 1,8-м волнах и позволявшая сопровождать любой самолет на расстояние до 28 км. На ее базе вскоре была разработана наземная РЛС FuMG80 «Freya» (FuMG - сокращение от FunkmeBgerat, что буквально переводится как «радиоизмерительный аппарат»), использовавшая уже волны длиной 2,4 метра и которая могла обнаруживать самолеты в зависимости от их высоты полета уже на дальности до 120 км (Аналогичные работы велись и в других странах. В Англии разработ­ка РЛС началась в 1935 г., и к 1939 г. были построены наземные станции раннего радиолокационного предупреждения, использовавшие длину вол­ны от 1,5 до 12 метров. В США работы над РЛС велись еще с 1922 г., но только в 1937 г. на одном из кораблей была установлена эксперименталь­ная РЛС для обнаружения самолетов. В том же году американская армия испытала систему радиолокационного управления зенитным огнем, но ее крупномасштабное производство началось только в 1941 г.).

В Люфтваффе использовать РЛС первой начала зенитная артиллерия. Фирмой «Лоренц» («Lorenz») для нее были разра­ботаны РЛС FuMG39L и FuMG40L, которые имели длину вол­ны 53 см и позволяли обнаруживать цели в диапазоне от 10 до 51 км. Хотя необходимый уровень точности определения кур­са цели на радарах с короткой длиной волны еще не мог быть достигнут, фирма «Telefunken» начала разрабатывать радар под кодовым наименованием «Вюрцбург» («Wurzburg») с длиной волны 53,6 см. В апреле 1940 г. работы были завершены, и уже в сентябре зенитная батарея в районе Эссена сбила при помо­щи «Вюрцбурга» первый самолет.

К маю 1940 г., т. е. перед началом кампании на Западе, Гер­мания располагала сетью раннего предупреждения, состоявшей из наземных РЛС типа «Freya», которая по своим техническим характеристикам превосходила английскую систему радиолока­ционного предупреждения. Немецкие РЛС располагались на ос­тровах Сульт, Гельголанд, Вангерооге (Wangerooge) в Северном море, в районах Эмдена, Вилсума (Wilsum), Клеве, Хейнсбурга (Heinsburg), Штадткюлля (Stadtkyll), Трира, Ландштухла (Landstuhl) и Канделя (Kandel). Таким образом, воздушное пространство вдоль немецкой границы от Дании до Швейцарии могло контролиро­ваться на глубину до 120 км. Однако у этой системы не имелось единого командного пункта, где можно было бы обрабатывать все поступающие с РЛС данные о вражеских самолетах и откуда можно было бы руководить действиями истребителей и зенит­ной артиллерии. Данные, получаемые РЛС, передавались отдельно военно-морскому флоту и Люфтваффе, при этом в пос­леднем случае отчеты частично поступали в штабы воздушных флотов, а частично в штабы территориальных воздушных окру­гов (Luftgaukommando).

18 декабря 1939 г. в 13.23 операторы РЛС FuMG80 «Freya» т.н. опытного поста раннего предупреждения (Versuchs-Fruhwarnstellung), расположенного на острове Вангерооге, засекли английские бомбардировщики и своевременно со­общили о них в штаб JG1. Правда, первоначально этому сообщению просто не поверили, так как небо с утра было ясным и безоблачным и никто не ожидал налета. В резуль­тате 22 двухмоторных бомбардировщика Виккерс «Веллинг­тон» (Vickers «Wellington») смогли беспрепятственно пройти сначала над Бремерхафеном, а затем над Вильгельмсхафеном. Истребители атаковали бомбардировщики только, когда те уже повернули обратно, но все же смогли сбить 12 самолетов.

Постом и РЛС на острове Вангерооге командовал лейте­нант Германн Дихл (Hermann Diehl), который еще за месяц до этого начал эксперименты по радионаведению истребителя на воздушную цель. Азимут цели и ее дальность, определяемые РЛС «Freya», по радио передавались пилоту истребителя. Од­нако первые опыты были неудачными, так как азимут был не­достаточно точным и к тому же совсем отсутствовали данные о высоте полета цели. После нескольких экспериментов с ра­диомаяками был разработан метод более точного расчета ази­мута на цель, а определение высоты ее полета было возложено на РЛС «Вюрцбург» (Более поздний вариант FuMG401 «Freya Fahrstuhl» одновременно с определением азимута на цель и дистанции до нее мог определять и ее высоту). Приемно-передающие антенны РЛС «Freya» были разделены на две равные части, при этом, когда работала одна часть, другая выключалась. Переключение осу­ществлялось со скоростью 75 раз в секунду. Экран также был разделен на две части вертикальной линией, и в результате справа и слева от нее появлялось как бы двойное эхо от цели. По размерам его правой и левой части оператор РЛС мог оп­ределить положение цели относительно оси радара. Так, напри­мер, если отметка цели была симметричной относительно вер­тикальной линии, это означало, что цель находится прямо перед РЛС (см. схему). Наблюдая, таким образом, за положением отметок от цели и истребителя, офицер наведения мог давать пилоту истребителя необходимые команды. При этом отметки от цели и истребителя сливались в одну, только когда между ними было уже расстояние менее 50 метров, что вполне доста­точно для визуального контакта даже в самую темную ночь. Лейтенант Дихл опробовал эту систему наведения днем в са­мых плохих погодных условиях, и на этот раз испытания име­ли полный успех.

В начале июля 1940 г. эту систему в действии увидел Фальк, который вскоре и предложил использовать ее для ночных перехватов. Каммхубер, получивший 19 августа все соответству­ющие документы, поначалу довольно скептически отнесся к предложению Фалька, сказав, что вряд ли его пилоты поверят в такую сложную систему. Однако он все же приказал лейтенанту Дихлу в качестве опыта смонтировать одну РЛС в райо­не, где английские бомбардировщики чаще всего пересекали побережье Голландии. 7 сентября РЛС «Freya», установленная Дихлом в местечке Нунспеет (Nunspeet), в 25 км юго-западнее Зволле, начала функционировать. Еще неделя ушла на отра­ботку взаимодействия с пилотами II./NJG1, а уже 18 сентября лейтенант Людвиг Бекер из 4./NJG1 на своем Do-17Z-10 (4./NJG1 использовала Do-17Z-10 до декабря 1940 г., а затем была оснащена истребителями Do-215) совер­шил первый боевой вылет с использованием метода радио­наведения на цель по данным РЛС. 2 октября 1940 г. Бекер, получая необходимые указания от лейтенанта Дихла, смог пе­рехватить английский «Веллингтон» и затем с расстояния в 50 метров сбить его. Спустя два часа Дихл вывел истребитель ун­тер-офицера Пика (Pick) на другой «Веллингтон», но Пик слиш­ком рано открыл огонь, и бомбардировщик смог уйти. Это были первые управляемые с земли ночные перехваты и соответствен­но первая такая победа ночных истребителей Люфтваффе.

Однако Каммхуберу было ясно, что этот метод, получив­ший название «темного ночного перехвата» («Dunkelnachtjagd» сокр. «Dunaja»), несмотря на свой первоначальный успех, не сможет стать основным в создаваемой им системе обороны (До конца лета 1941 г. ночные истребители Люфтваффе одержали 48 побед, когда их на цель выводили операторы РЛС). На это были две основные причины: производство новых РЛС типа «Freya» шло слишком медленными темпами, да и к квалификации их операторов при таком методе наведения на цель предъявлялись очень высокие требования. Фальк и Каммху­бер, анализируя результаты использования освещенных зон, пришли к заключению, что прожектора должны как можно быстрее захватывать вражеский бомбардировщик, чтобы затем у истребителя оставалось больше времени для его атаки. Этого можно было достичь, используя наземные РЛС ближнего радиу­са действия. 17 сентября 1940 г. Каммхубер приказал установить в районе Арнема вместе с прожекторами и РЛС «Freya» — подоб­ная комбинация получила название «Паразит» («Parasit»). Впер­вые «Паразит» был использован 26 сентября, когда вражеский самолет был сначала обнаружен РЛС, а затем немедленно за­хвачен лучом прожектора. После этого еще один «Паразит» был установлен в 10 км восточнее Цутпхена (Zutphen), и уже 1 октября он так же успешно был опробован.

В октябре 1940 г. «линия Каммхубера» (Интересно, что это название первыми стали использовать англичане) получила первые РЛС «Вюрцбург-А» («Vurzburg-A»). В это же время штаб Кам­мхубера разработал новый метод ночного перехвата в освещен­ных зонах, который вскоре планировалось претворить в жизнь. Этот метод получил название «светового ночного перехвата» («Hellenachtjagd», сокр. «Henaja»). Его суть была в следующем. Командный пункт истребителей, оснащенный РЛС «Вюрцбург», располагался приблизительно в 30 км позади освещенной зоны и получал данные относительно предстоящего налета от пере­довых постов звукового контроля. Ночной истребитель кру­жил в зоне ожидания, которая теперь была помещена в центр освещенной зоны. Затем операторы с командного пункта с помощью данных «Вюрцбурга» вели истребитель навстречу бом­бардировщику, приблизительно в ту точку, где тот должен был войти в освещенную зону.

Предложенный метод имел достаточно много недостатков. Так, в один момент истребитель и бомбардировщик оказывались перед постами звукового контроля, и часто недостаточно опытные операторы звукопеленгаторов не могли отличить один от другого, а порой в качестве цели вообще идентифицирова­ли ночной истребитель. В результате этого прожектора и опе­раторы «Вюрцбурга» начинали получать противоречивые дан­ные. Кроме того, командиры эскадрилий и групп ночных истребителей протестовали, чтобы их истребители направля­лись к противнику прямо через освещенную зону. Так, напри­мер, командир I./NJG1 гауптман Гюнтер Радуш по собствен­ной инициативе вернулся к старому методу действий, когда зона ожидания располагалась позади освещенной зоны и ког­да истребители входили в освещенную зону только для атаки противника. В ночь с 16 на 17 октября пилоты I./NJG1, дей­ствуя по старой схеме, одержали сразу 5 побед. С другой сто­роны, II./NJG1, придерживавшаяся новой схемы, вообще не одержала ни одной победы. Тем не менее, Каммхубер сохранил эту тактику действий и организовывал в соответствии с ней все новые зоны «Henaja».

Параллельно по всей длине «линии Каммхубера» для ноч­ных истребителей шло строительство специальных аэродро­мов, которые имели бетонные взлетно-посадочные полосы, были оборудованы большими и хорошо замаскированными ан­гарами и укрытиями для самолетов. Масштаб проводимых ра­бот можно представить на примере аэродрома Венло (Venlo), расположенного на германо-голландской границе, который был построен в невероятно короткий срок — с 1 октября 1940 г. по 18 марта 1941 г. На его строительстве работало свыше 18 тысяч человек, он занимал свыше 1180 гектаров земли и имел три взлетно-посадочные бетонные полосы: две — длиной по 1450 метров и одну — длиной 1200 метров, для его освещения было использовано 2000 мощных ламп, общая длина дорог между командным пунктом, ангарами, стоянками самолетов, мастер­скими и прочими службами составляла 48 км. А подобных аэро­дромов было построено еще 10 - в Шлезвиге (Schleswig), в Штаде (Stade), в Люнебурге. (Luneburg), в Виттмундхафене (Wittmundhafen), в Олденбурге (Oldenburg), в Вехте (Vechta), в Леувардене (Leeuwarden), вТвенте (Twent), в Деелене (Deelen) и в Сент-Тронде (St.Trond).

Если в 1940 г. ночные налеты английских бомбардировщи­ков, скорее, больше вызывали раздражение у командования Люфт­ваффе, чем приносили реальный ущерб, то зимой 1940—41 г. их мощь начала усиливаться. Так, например, в ночь с 9 на 10 января 1941 г. в налете на Гельзенкирхен уже участвовало 135 бомбарди­ровщиков — 60 «Веллингтонов», 36 «Бленхеймов», 20 «Хэмпденов» и 19 «Уитли». Вскоре в налетах наравне с двухмоторными «Уитли» и «Веллингтонами» начали принимать участие и новые двухмоторные тяжелые бомбардировщики Авро «Манчестер» (Avro «Manchester») (В 1941 г. на его базе был разработан уже четырехмоторный бомбар­дировщик Авро «Ланкастер» (Avro «Lancaster»). Первый боевой вылет «Ланкастеры» совершили ночью 17.04.1942 г., когда два таких бомбарди­ровщика из 44 Sqdn. RAF участвовали в налете на Эссен) и четырехмоторные Шорт «Стерлинг» (Short «Stirling»), Хендли Пейдж «Галифакс» (Hadley Page «Halifax»), которых немецкая пропаганда поначалу окрестила «усталыми воронами» (Из них только лишь «Стерлинг» частично соответствовал этому прозвищу, но даже он при снижении развивал достаточно большую ско­рость, в то время как «Галифакс», а затем и «Ланкастер» на высотах свы­ше 5000 метров легко могли держать дистанцию между собой и ноч­ными истребителями. Так, например, Ju-88C-6 проигрывал им в скорости 10 км/ч на любой высоте. Единственное, что спасало пилотов ночных истребителей Люфтваффе, так это то, что экипажи английских бомбар­дировщиков из-за соображений своей безопасности никогда не летали на максимальной скорости в сомкнутом строю).

Свой первый боевой вылет «Стерлинги» совершили в ночь с 10 на 11 февраля 1941 г., когда 3 бомбардировщика из 7 Sqdn. RAF (Это была первая эскадрилья RAF, оснащенная 4-моторными бомбардировщиками) сбросили бомбы на нефтехранилище в Роттердаме. В ночь с 24 на 26 февраля первый боевой вылет выполнили и 6 «Манчестеров» из 200 Sqdn. RAF, атаковав в порту Бреста немецкий тяжелый крейсер «Хиппер» («Hipper»), а в ночь с 10 на 11 марта вместе с восемью «Бленхеймами» в налете на Гавр уча­ствовали и шесть «Галифаксов» из 35 Sqdn. RAF.

Пилоты немецких ночных истребителей сразу же поняли, что у них появился очень трудный и опасный противник. Пер­вый «Стерлинг» удалось сбить лишь в ночь с 9 на 10 апреля 1941 г., он был на счету фельдфебеля Карла-Хейнца Шерфлинга (Karl-Heinz Scherfling) (Он погиб 21.07.1944 г. Всего на его счету было 33 победы) из 7./NJG1. 13 апреля фельдфе­бель Хон (Hohn) из 3./NJG2 сбил первый «Манчестер», а в ночь с 23 на 24 июня обер-лейтенантом Рейнхольдом Экхардтом (Reinhold Eckhardt) (Погиб 30.07.1942 г. в районе Брюсселя. Всего на его счету было 22 победы, в т.ч. 19 ночных, еще 17 самолетов он уничтожил на земле) из II./NJG1 был сбит и первый «Га­лифакс».

На основе анализа боевых действий и получаемых развед­сводок Каммхубер сделал правильный вывод о дальнейшем усилении мощи налетов. Ему стало ясно, что английская бом­бардировочная авиация имеет долговременную стратегическую цель — путем регулярных налетов уничтожить немецкую про­мышленность и подорвать моральный дух населения. И Каммху­бер запросил командование Люфтваффе об увеличении сил и средств ночной истребительной авиации. Несмотря на все свои недостатки, освещенные зоны «Henaja» в 1941 г. продолжали нести на себе основное бремя ночных боев. Теперь же, благо­даря сооружению достаточного количества центров наземного управления и возросшему производству РЛС, можно было при­ступать к их совершенствованию. Каждая прожекторная пози­ция получила по три РЛС «Вюрцбург», которые устанавлива­лись впереди, в центре и позади прожекторов. Это позволило обнаруживать и сопровождать бомбардировщики до входа в освещенную зону и после выхода из нее.

Летом 1941 г. началось производство более совершенной РЛС «Вюрцбург-Гигант» («Wurzburg-Riesen»), имевшей даль­ность действия 80 км в поисковом режиме. Осенью они нача­ли поступать в Люфтваффе, и командир 12-го авиакорпуса ге­нерал-майор Каммхубер (Звание генерал-майора ему было присвоено 17.10.1940 г. 12-й авиа­корпус (XII.Fliegerkorps) был сформирован 01.08.1941 г. на базе 1-й дивизии ночных истребителей, и 9 августа Каммхубер был назначен его командиром) продолжил масштабные изменения зон «Henaja». Глубина десяти западных зон «Henaja» была уве­личена с 40 до 90 км. Каждая из них теперь была занята одним прожекторным полком, при этом все его три батальона имели свои РЛС и командный пункт. Перед освещенной зоной были установлены РЛС дальнего радиуса действия «Freya», две РЛС «Вюрцбург-Гигант» и также две цепочки из шести прожекто­ров диаметром 150 см и трех диаметром 200 см, которые уп­равлялись РЛС «Вюрцбург-С». Такой же набор РЛС и про­жекторов располагался позади освещенной зоны. Кроме того, перед освещенной зоной теперь располагались зоны «Dunaja» глубиной по 36 км. Методика радионаведения истребителей па цель в них также была значительно улучшена, так как вме­сте с РЛС «Freya» одновременно использовались два радара «Вюрцбург-Гигант», один из которых определял высоту по­лета цели, а другой — высоту преследующего ее истребителя. Планировалось, что подобные зоны «Dunaja» также будут орга­низованы и позади освещенных зон.

Новые большие объединенные зоны «Henaja» — «Dunaja» по-настоящему эффективно начали действовать лишь весной 1942 г., но Каммхубер не предполагал, что и здесь у него на пути возникнет неожиданное препятствие. Гауляйтеры (Вся территория Германии была тогда поделена на 33 области - гау (Gau). Область делилась на округа (Kreise), округа - на местные группы (Ortsgruppe), группы — на ячейки (Zelle), а те в свою очередь — на блоки (Blok). Во главе каждой из этих административно-территориальных еди­ниц соответственно стоял гауляйтер, крейсляйтер, ортсгруппенляйтер, целленляйтер и блокляйтер. Гауляйтеры назначались непосредственно Гитлером и несли полную ответственность за свою территорию) областей Германии, наиболее часто подвергавшихся ночным нале­там английских бомбардировщиков, пожаловались Гитлеру, заявив при этом, что, по их мнению, прожектора — это «роскошь для такой хорошо оснащенной силы, как 12-й авиакор­пус», и что прожектора лучше использовать для поддержки зенитной артиллерии в тыловых районах. Поэтому, когда в марте — апреле 1942 г. начались первые массированные ноч­ные налеты, по приказу Гитлера количество прожекторов в освещенных зонах начало постепенно сокращаться.

Летом 1941 г. был разработан метод «комбинированного ноч­ного перехвата» («Kombinierte Nachtjagd», сокр. «Konaja»). Он стал ответом на появление хорошо вооруженных четырехмо­торных бомбардировщиков, которые в освещенной зоне атаковать стало очень трудно. Однако группы таких бомбарди­ровщиков должны были приближаться к своей цели по прямой линии и на фиксированной высоте, обычно не более 5500 мет­ров. В этом-то Каммхубер и увидел большой шанс для совместных успешных действий истребителей, зенитной артилле­рии и прожекторов.

Весь оборонительный район был разделен на 7 зон — цен­тральная круговая зона диаметром 12 км располагалась точно над защищаемым объектом, вокруг нее находились три секто­ра по 120°, каждый из которых в свою очередь был разделен еще на два. Весь район был разбит на квадраты со стороной в 2,5 км (Позднее размер сторон квадрата был уменьшен до 1 км), которые соответствовали квадратам карты на центральном командном посту. Сообщения о вражеских самоле­тах, передаваемые центральными постами воздушного наблю­дения («Flugwachkommando», сокр. «Fluko»), выводились на специальную карту «Fluko» на командном пункте. Как только вражеский самолет пересекал некоторую линию, называемую начальным кругом, ночной истребитель получал приказ на взлет. Поднявшись в воздух, он направлялся в зону ожидания, где были установлены один световой и два радиомаяка. Ми­нимальная безопасная высота полета в зоне ожидания была 5500 метров, т.е. выше высоты полета бомбардировщиков. Около 20 постов зенитной артиллерии следили за противни­ком и собственными истребителями и сообщали данные о них на командный пункт. Там специальные проекторы световыми точками показывали их текущее положение на стеклянной вер­тикальной карте, на обратной стороне которой была нанесена масштабная сетка. Офицер, руководящий действиями ночных истребителей, на карте выбирал цель, на которую затем и направлял истребитель. Когда тот достигал нужного квадрата, командир частей зенитной артиллерии, также находившийся на командном пункте, приказывал своим батареям в том квад­рате прекратить огонь. После перехвата истребитель снова набирал безопасную высоту, чтобы затем вернуться в зону ожи­дания, при этом, как только он это делал, зенитные батареи снова могли открывать огонь.

Было создано несколько зон «Konaja» вокруг крупных городов Германии. Каждая из них получила собственное название - зона «Чибис» («Kiebitz») располагалась вокруг Киля, зона «Шмель» («Hummel») — вокруг Гамбурга, «Ро­ланд» («Roland») — вокруг Бремена, «Медведь» («Ваг») - вокруг

Берлина, «Колибри» («Kolibri») - вокруг Кёльна, зона «Дрозд» («Drossel») охватывала район Дюссельдорф - Дуйсбург - Эссен, а зона «Барсук» («Dachs») — район Висбаден — Франк­фурт — Дармштадт — Мангейм.

Одновременно вдоль побережья Северного моря с севера на юг были расположены 6 зон «Dunaja» — зона «Волк» («Wolf»), зона «Лангуст» («Languste»), зона «Тигр» («Tiger»), зона «Лев» («Lowe»), зона «Сельдь» («Herling») и зона «Хомяк» («Hamster»).

После первых успехов летом 1941 г., когда только один обер-лейтенант Рейнхольд Экхардт из II./NJG1 ночью 28 июня 1941 г. сбил над Гамбургом сразу 4 бомбардировщика, осенью количество «Konaja»-побед резко сократилось. Основной причи­ной этого был тот факт, что приказы на прекращение зенитного огня поступали слишком поздно или зенитчики вообще не вы­полняли их. И потому было неудивительно, что пилоты ночных истребителей предпочитали отвернуть в сторону, чем быть из­решеченными собственными зенитками. Тем не менее, метод «Konaja» сделал свое дело — налеты английских бомбардиров­щиков на Гамбург (В течение 1941 г. английские бомбардировщики совершили на Гам­бург 41 ночной налет, сбросив на город 3201 осколочную и 29939 зажига­тельных бомб. В результате этих налетов погибли 626 человек, 1959 полу­чили ранения, а 7025 человек лишились жилья), Берлин и Рур заметно ослабли и больше не усиливались до 1942 г.