Дальние ночные истребители Люфтваффе

 

Все вышеописанное относилось пока всего лишь к чисто оборонительным мероприятиям, но, по мнению Каммхубера, лучшей защитой все же было нападение. Он говорил: «Если Вы хотите обезопасить себя от ос, то лучше уничтожить их гнездо вместе с осами, чем ждать, когда рой вылетит наружу, а затем преследовать каждую осу в отдельности». Как уже упомина­лось, 1 сентября 1940 г. была сформирована I./NJG2 — первая в Люфтваффе авиагруппа ночных истребителей дальнего радиу­са действия. Она была оснащена самолетами Ju-88 и Do-17, и в ее задачу входило атаковать английские бомбардировщики в районе их же собственных аэродромов. Планировалось, что вскоре на базе I./NJG2 будет сформирована целая эскадра, но Каммхубер считал, что этого слишком мало. Поэтому в декаб­ре 1940 г. он получил личное разрешение рейхсмаршала Ге­ринга на формирование сразу трех эскадр ночных истребите­лей дальнего радиуса действия, но, как показали дальнейшие события, Каммхубер даже не предполагал, какие это будет иметь последствия.

В дело вмешался лично Гитлер, который не верил в эф­фективность действий дальних ночных истребителей, тем бо­лее что к этому моменту ночные истребители вообще еще не имели ощутимых успехов в борьбе с английскими бомбарди­ровщиками, регулярно появляющимися над Рейхом. Кроме того, оказалось, что и в Генеральном штабе Люфтваффе были очень недовольны тем, что у командира дивизии могло оказаться под командованием больше частей, чем у иного командира авиакорпуса. Руководство воздушных флотов и авиакорпусов, расположенных в Западной Европе, тоже высказывалось про­тив участия в совместных действиях с ночными истребителя­ми, считая, что это приведет к большим потерям как самоле­тов, так и экипажей. Результаты оказались катастрофическими для идеи Каммхубера — было решено вообще отказаться от дальнейшего формирования частей дальних ночных истреби­телей, ограничив их лишь одной уже имевшейся группой. При этом сама I./NJG2 была переподчинена в тактическом отно­шении непосредственно штабу 3-го воздушного флота.

Осенью 1940 г. производство DO-17Z-10 было прекраще­но, а выпуск Ju-88C был так урезан, что боевая готовность I./NJG2 подверглась серьезному испытанию. Если в ноябре 1940 г. в ее составе было 15 самолетов, то в конце января 1941 г. в распоряжении командира I./NJG2 гауптмана Карла Теодора Хюлсхоффа (Karl Theodor Hulshoff) (С 01.11.1941 г. по 31.12.1943 г. майор Хюлсхофф был командиром NJG2, а затем с 01.06.1944 г. до 25.03.1945 г. в звании оберст-лейтенанта он командовал NJG102. Всего на его счету было 11 побед) осталось всего 7 ма­шин. Затем ситуация несколько улучшилась, но даже осенью 1941 г. группа не имела в своем составе более 20 самолетов. Тем не менее, располагая сравнительно небольшими силами, I./NJG2 принесла экипажам английских бомбардировщиков немало беспо­койства. Чаще всего пилоты I./NJG2 использовали следующую так­тику. Сначала «Юнкерсы» и «Дорнье» как бы смешивались с воз­вращающимися в Англию бомбардировщиками. Достигнув таким образом вместе с ними их аэродрома, истребители затем включа­ли свои навигационные огни, чтобы вызвать дополнительный беспорядок, и с близкой дистанции атаковали ничего не подо­зревавшие бомбардировщики. Напоследок немецкие самолеты на небольшой высоте проходили над освещенным аэродромом, сбрасывая на взлетно-посадочные полосы 50-кг осколочные бомбы.

Свою первую ночную победу над Англией пилоты I./NJG2 одержали ночью 24 октября 1940 г. К 12 октября 1941 г. истре­бители группы совершили 1603 боевых вылета, сбросив на английские аэродромы около 440 тонн бомб, при этом сама I./NJG2 потеряла над Англией и Северным морем 25 истреби­телей, еще 10 были потеряны в результате авиакатастроф и вынужденных посадок. Пилоты I./NJG2 заявили о 128 сбитых английских самолетах, но в действительности англичане поте­ряли 52 (Надо отметить, что некоторые лица из числа высшего командова­ния Люфтваффе тогда высказывали сомнение в подлинности всех побед, заявляемых пилотами дальних ночных истребителей, т.к. единственными свидетелями, которые могли их подтвердить, были члены их же экипажей) (см. таблицу № 3). В целом для RAF это были неболь­шие потери, но психологический эффект от них все же был огромен. Экипажи бомбардировщиков даже ночью над своей

территорией не могли больше чувствовать себя в безопасности, а это уже было немало. Многие посадки завершались авария­ми только потому, что пилоты, желая поскорее приземлиться, сажали бомбардировщики на слишком большой скорости, а в случае неудачного захода не хотели уходить на второй круг, так как боялись быть сбитыми ночным истребителем. Аварии происходили также из-за воронок от бомб, сброшенных на взлет­но-посадочную полосу, а также от того, что на аэродромах при появлении немецких дальних истребителей выключали по­садочные огни, и бомбардировщики вынуждены были садить­ся вслепую.

 

Таблица № 3 Действия ночных истребителей I./NJG2 над Англией

 

Год, месяц

Кол-во

Победы

Потери

 

вылетов

заявлен.

действит.

боевые

небоевые

1940 г.: октябрь

36

5

2

-

5

ноябрь

 

111

 

3

 

-

 

3

 

1

 

декабрь

 

61

 

4

 

-

 

1

 

1

 

1941 г.: январь

 

56

 

6

 

3

 

1

 

-

 

февраль

 

25

 

12

 

6

 

1

 

-

 

март

 

53

 

6

 

1

 

3

 

-

 

апрель

 

205

 

23

 

12

 

1

 

1

 

май

 

216

 

13

 

4

 

1

 

-

 

июнь

 

245

 

20

 

1

 

6

 

.

 

июль

 

223

 

17

 

8

 

4

 

-

 

август

 

187

 

12

 

8

 

1

 

1

 

сентябрь

 

104

 

4

 

3

 

2

 

-

 

октябрь

 

81

 

3

 

3

 

1

 

-

 

Всего:

 

1603

 

128

 

51

 

25

 

9

 

 

О том, какой эффект вызвали действия небольшой груп­пы дальних ночных истребителей Люфтваффе, говорит тот факт, что англичане были вынуждены прекратить все ноч­ные тренировочные полеты в наиболее опасных, с точки зре­ния появления там немецких истребителей, восточных рай­онах Англии. В принципе все это подтверждало правильность первоначального предложения Каммхубера, но, тем не ме­нее, осенью 1941 г. по личному приказу Гитлера все опера­ции дальних ночных истребителей Люфтваффе были свер­нуты. В этот момент I./NJG2 была самой результативной группой ночной истребительной авиации, и, по мнению ее пилотов, подобный приказ был абсолютной бессмыслицей. Некоторые из них на свой страх и риск еще какое-то время продолжали в тайне от высшего командования совершать боевые вылеты над Англией. Так, например, ночью 7 нояб­ря обер-фельдфебель Рольф Буссманн (Rolf Bussmann) (К концу войны на счету гауптмана Буссманна было 23 победы) атако­вал там несколько аэродромов. 30 июня 1942 г. он сначала сбил над Северным морем один английский бомбардиров­щик, а потом, пристроившись к боевому порядку англичан, долетел вместе с ними до их аэродрома. Непосредственно перед тем, как бомбардировщики начали заходить на посад­ку, Буссманн сбросил на аэродром бомбы, в результате чего несколько самолетов потерпели при посадке аварию.

В следующий и последний раз немецкие ночные истреби­тели в большом количестве появились над Англией лишь в начале марта 1945 г. (С февраля 1944 г. ночные рейды над Англией совершали Ме-410А из II./KG51. Наибольших успехов среди пилотов II./KG51 добился май­ор Дитрих Путтфаркен (Dietrich Puttfarken), который одержал 5 ночных побед. Он погиб в ночь с 22 на 23.04.1944 г., когда его Ме-410 был сбит в районе Кентербери, Англия), когда командование Люфтваффе реши­ло провести операцию, получившую наименование «Гизела» («Gisela»). Ее идея состояла в том, чтобы атаковать англий­ские бомбардировщики не над Германией, а уже над Англией, когда они будут заходить на посадку на свои аэродромы и ког­да их экипажи уже будут чувствовать себя в полной безопас­ности. Фактически это была последняя отчаянная попытка командования ночной истребительной авиации Люфтваффе на­нести англичанам значительные потери.

Кто первый предложил провести эту операцию, точно неизвестно. По одной из версий, ее автором был командир NJG4 майор Хейнц Вольфганг Шнауфер. Однажды в ходе одного из боевых вылетов он преследовал бомбардировщи­ки вплоть до английского побережья. Оказалось, что на обратном пути их экипажи, достигнув Северного моря, ле­тят «как на параде», не используя аппаратуру глушения сиг­налов немецких РЛС. На основе своих наблюдений Шнауфер предложил командованию атаковать английские бом­бардировщики над Северным морем, когда те уже будут возвращаться домой. По той же версии, командир 3-й ис­требительной авиадивизии генерал-майор Вальтер Грабманн (Walter Grabmann) не только принял предложение Шнауфера, но и пошел дальше, приказав атаковать бомбардиров­щики непосредственно над Англией, когда они с включен­ными бортовыми навигационными огнями будут заходить на посадку.

Первое совещание, на котором обсуждался план операции «Гизела», прошло еще в декабре 1944 г. Однако, несмотря на самые строгие меры предосторожности, английская разведка все же смогла узнать о готовящейся операции, после чего про­пагандистская «Солдатская радиостанция Кале», словно изде­ваясь над противником, начала регулярно передавать мелодию под многозначительным названием «Сегодня вечером я танцую с Гизелой» («I dance with Gisela tonight»). Дата проведения операции «Гизела» несколько раз переносилась, но от намере­ния провести ее командование Люфтваффе все же не отказа­лось.

В ночь с 3 на 4 марта 1945 г. 222 бомбардировщика совер­шили налет на нефтеперерабатывающие заводы в Бергкамене (Bergkamen) и Ландбергене (Landbergen), практически не встре­тив в воздухе немецких ночных истребителей. Однако это было не так. Около 150 Ju-88G-6 тремя «волнами» следовали за бом­бардировщиками до самой Англии. Но результаты операции «Гизела» принесли Люфтваффе разочарование. Атаковать про­тивника смогли только истребители первой «волны», которые в общей сложности сбили 22 бомбардировщика, еще 8 полу­чили тяжелые повреждения и разбились при посадке. Сразу после того, как «Юнкерсы» начали атаки, экипажи английс­ких бомбардировщиков получили приказ уходить для посадки на аэродромы, расположенные в глубине Англии, и потому истребители «второй» и «третьей» волны уже просто не успели их перехватить. Собственные потери Люфтваффе в ходе опе­рации «Гизела» составили 26 самолетов, часть их которых была потеряна непосредственно в ходе самой операции, а часть спи­сана после аварийных посадок.