«Дикий кабан» и «Ручной кабан»

 

В 1943 г. англичане начали использовать радиолокацион­ную систему слепого бомбометания H2S, которая была разра­ботана на основе бортовой РЛС AI Mk.VII с длиной волны всего 10 см (Впервые система H2S была установлена 27.03.1942 г. на «Галифак­се» V9977). Ее антенна, делавшая оборот на 360° один раз в секунду, размещалась в специальном обтекателе в нижней ча­сти фюзеляжа самолета. Когда он летел над ровной поверхно­стью, например над морем, высокочастотные импульсы, по­сылаемые антенной вниз, рассеивались в разные стороны, и потому экран H2S, установленный у штурмана, оставался тем­ным. Как только самолет пересекал побережье, часть импуль­сов начинала отражаться обратно от складок земли и штурман мог видеть на своем экране основные очертания ландшафта под собой. Когда же бомбардировщик достигал сильно заст­роенного района, например крупного города, то уже практи­чески все посланные импульсы возвращались обратно, давая мощные отметки на экране.

Прежде всего системой H2S были оснащены специаль­ные самолеты наведения, которые называли «патфиндерами» («Pathfinder»). В их задачу входило обнаружить цель и обозна­чить ее специальными сигнальными и осветительными бомба­ми, чтобы обеспечить точное бомбометание основной группы бомбардировщиков. Официальное решение о формировании специальной авиагруппы «патфиндеров» было принято мар­шалом авиации Харрисом 11 августа 1942 г., и ее командиром был назначен бывший командир 10 Sdqn. RAF и известный пилот Дональд Бенетт (Donald C.T. Benett) (Родился в Австралии. В 30-е годы он вступил в RAF и прошел обучение в качестве пилота. 06-08.10.1938 г. Беннет установил мировой рекорд дальности полета по прямой для гидросамолетов, пролетев на ле­тающей лодке Шорт Майо «Меркюри» (Short Mayo «Mercury») расстоя­ние в 9652 километра. Он начал полет в Шотландии, а закончил в Юж­ной Африке. 27.04.1942 г. во время налета на немецкий линкор «Тирпиц», находившийся в порту Тронхейма в Норвегии, его «Галифакс» был под­бит. Однако Беннету удалось «дотянуть» до нейтральной Швеции и спу­стя пять недель вернуться обратно в Англию). 15 августа было сформировано 5 эскадрилий «патфиндеров»: 7 Sqdn. (PPF) (PPF - Pathfinder Force) был оснащен «Стирлингами», 35 Sqdn. (PPF) — «Галифаксами», 83 Sqdn. (PPF) - «Ланкастерами», 109 Sdqn. (PPF) - «Москито» и 156 Sqdn. (PPF) — «Веллингтонами» (Самыми успешными «патфиндерами» оказались «Москито». Так, если 156 Sqdn. (PPF) совершил до конца войны 4238 боевых вылетов, потеряв при этом 121 самолет, то 109 Sqdn. (PPF) выполнил 5421 вылет, потеряв всего 18 машин). И уже в ночь с 16 на 17 августа 1942 г. они приняли участие в налете на Эмден.

Специально для «патфиндеров» были разработаны «мар­керы цели» («Target Indicator») - «красная капелька» («Red Blob») и «розовые анютины глазки» («Pink Pansy»). Корпус «Red Blob», созданной на основе стандартной 113-кг зажигательной бомбы, был заполнен смесью бензола, каучука, фосфора и крас­ки, которая после взрыва довольно длительное время горела характерным красным пламенем. При взрыве же 1812-кг «Pink Pansy», заполненной гексахлорэтаном, над целью буквально распускался «розовый цветок». Впервые «Red Blob» были при­менены «патфиндерами» в ночь с 28 на 29 августа 1942 г. во время налета на Нюрнберг (В ту ночь из 159 бомбардировщиков, участвовавших в налете, анг­личане потеряли 23 (14,5%)), a «Pink Pansy» — в ночь с 10 на 11 сентября 1942 г., когда «Ланкастеры» из 83 Sqdn. RAF сброси­ли их на Дюссельдорф. Позднее появились «небесные марке­ры» («Sky Markers»), которые использовали «Москито» из 109 Sqdn. (PPF). Эти гирлянды огней, медленно опускавшиеся на землю, немцы прозвали «рождественской елкой» («Christbaum»). Впервые они были применены в ночь с 27 на 28 января 1943 г. во время налета на Дюссельдорф (Ночью 17/18.08.1943 г. во время налета на немецкий ракетный центр в Пеенемюнде впервые были применены 113-кг маркеры «Огненное пят­но» («Spotfire»). Они взрывались на высоте 900 метров над землей и горе­ли в течение 20 минут. Могли быть красного, желтого или зеленого цвета).

В ночь с 24 на 25 июля 1943 г. английские бомбардировщики атаковали Гамбург. В налете участвовал 791 самолет — 347 «Лан­кастеров», 246 «Галифаксов», 125 «Стирлингов» и 73 «Веллингто­на». Тогда вместе с системой слепого бомбометания H2S англи­чане впервые применили и т.н. дипольные отражатели «Window» (Немцы дали им название «кислая капуста» («Sauerkraut»). Факти­чески англичане были готовы применить их значительно раньше. Однако они опасались, что вскоре после первого использования «Window» ана­логичные дипольные отражатели при налетах на Англию начнут приме­нять и немцы, и потому сначала хотели завершить работы по модерниза­ции своих собственных РЛС, чтобы обезопасить от подобных помех). Они представляли собой полоски алюминиевой фольги длиной 30 см, т.е. в половину длины волн, посылаемых немецкими РЛС типа «Вюрцбург-Гигант», и шириной 1,5 см. Диполи были сло­жены по 2000 штук в пачки массой 765 г. Пачки были перевяза­ны резинкой, которая в момент выброса из бомбоотсека лопа­лась. В результате в воздухе образовывалось небольшое облако из дипольных отражателей, которое в течение минуты напоми­нало на экранах РЛС отраженный сигнал от четырехмоторного бомбардировщика.

В 23.00 немецкие станции дальнего обнаружения «Freya» засекли над Северным морем английские бомбардировщики, которые направлялись в сторону Гельголандской бухты. Едва самолеты оказались в зоне действия «Вюрцбургов», установ­ленных в районе устья Эльбы, в воздух полетели пачки дипо­лей. Если учесть, что в ту ночь англичане сбросили 92 миллиона диполей, то операторы немецких РЛС были просто не в со­стоянии различить что-либо среди множества отметок, бук­вально «забивших» экраны. Вся система «Himmelbett» в одно мгновение вышла из строя, стало невозможно управлять ноч­ными истребителями и руководить огнем зенитной артилле­рии. В такой ситуации штаб 2-й истребительной авиадивизии не имел другого выбора, как разрешить всем истребителям, находившимся в воздухе, искать бомбардировщики самосто­ятельно без помощи с земли, что было практически беспо­лезно. Только несколько самых опытных операторов РЛС су­мели различить среди ложных отметок сигналы от настоящих целей и навести на них истребители. Тогда из 791 бомбарди­ровщика, участвовавшего в налете на Гамбург, англичане по­теряли лишь 12 самолетов, т.е. всего 1,5% от их общего числа. При этом 9 бомбардировщиков были сбиты ночными истре­бителями (Из них три сбил командир 11./NJG3 обер-лейтенант Понтер Кёберих (Gunther Koberich)), а три — зенитной артиллерией, которая потратила на это около 50 тысяч снарядов.

Стало ясно, что система «Himmelbett» не может справить­ся с массированными налетами английских бомбардировщи­ков, применявшими систему слепого бомбометания и дипольные отражатели. Последствия бомбежек становились все более ужасающими: только с 24 июля по 2 августа 1943 г. в результа­те четырех ночных налетов англичан и двух дневных налетов американцев на земле было убито от 40 до 50 тысяч человек, большинство из которых погибло во время налета на Гамбург (Налет на Гамбург носил символическое название — операция «Гоморра» («Gomorrah»). Еще в мае 1943 г. маршал авиации сэр Артур Харрис в своей инструкции, адресованной командирам бомбардировочных групп, писал, что они должны «просто уничтожить Гамбург». Большее количество погибших было лишь во время налета английских бомбар­дировщиков на Дрезден ночью 13/14.02.1945 г. План подобных нале­тов на немецкие города под кодовым наименованием «Удар грома» («Thunderclap») был разработан в августе 1944 г. Его целью должны были стать города, расположенные в восточной части Германии, — Берлин, Лейпциг, Дрезден и Хемнитц. Ночью 13/14.02.1945 г. 800 «Ланкастеров» двумя «волнами» атаковали Дрезден. В результате мощнейших пожаров в городе возникли т.н. огненные вихри, приведшие к многочисленным жер­твам. Общее количество погибших точно неизвестно, но, по оценке ис­ториков, оно достигает приблизительно 50 тысяч человек). 27 июля состоялось совещание командования Люфтваффе, на котором было решено начать срочную разработку и производ­ство РЛС, защищенных от применения дипольных отражате­лей. Поскольку в течение ближайшего времени нельзя было ожидать решения этой задачи (Уже 29.07.1943 г., т.е. спустя три дня после налета на Гамбург, доктор Шульце (Schulze) из испытательного центра в Вернёхене предло­жил прибор «Wurzlaus», который защищал РЛС «Вюрцбург-Гигант» и «Вюрцбург» от помех, создаваемых диполями. Используя «эффект Доп­лера», этот прибор позволял оператору РЛС различить на экране сигнал от медленно опускавшихся диполей и сигнал от более скоростного само­лета. Однако «Wurzlaus» существенно сокращал дальность действия РЛС, был довольно сложным и, самое главное, мог удовлетворительно работать, только если на больших высотах не было сильных воздушных потоков. Если дипольные отражатели неслись ветром со скоростью 40 км/ч, то на экране РЛС они снова выглядели как самолет), необходимо было найти дру­гие способы, если не остановить, то хотя бы ослабить налеты англичан.

Еще в начале 1943 г. майор Хайо Херрманн (Hajo Herrmann) (В составе «Легиона «Кондор» участвовал в войне в Испании. Летая на Ju-52, участвовал в налетах на Бильбао, Картахену и Мадрид. Затем в качестве пилота Ju-88 участвовал в т.н. битве за Англию, в боях на Сре­диземноморье и на Восточном фронте. В августе 1941 г. гауптман Херрман был назначен командиром III./KG30. В течение 27—31.03.1942 г. пилоты III./KG30 во главе с Херрманом потопили несколько судов из состава конвоя PQ13, а затем в течение 27.06 - 12.07.1942 г. — 22 корабля из печально знаменитого конвоя PQ17. 19.07.1942 г. майор Херрман был переведен в Генеральный штаб Люфтваффе), работавший в Генеральном штабе Люфтваффе в т.н. группе «Т», ведавшей планированием производства истребителей и бомбардировщиков, предложил использовать в качестве до­полнения к системе «Himmelbett» одномоторные истребители, которые могли бы действовать вместе с прожекторами. Пред­ложение Херрманна было первоначально отвергнуто, но, ког­да в апреле массированные налеты английских бомбардиров­щиков на Рур достигли своего пика, о нем вспомнили. 8 апреля 1943 г. командующий истребительной авиацией генерал-май­ор Адольф Галланд (Adolf Galland) (Один из лучших немецких асов начального периода войны. Всего на его счету было 104 победы, последние две он одержал, уже летая на реактивном Ме-262) предоставил в распоря­жение Херрманна четыре Bf-109 и разрешил подобрать группу пилотов, способных летать вслепую по приборам. Херрманн отобрал 8 человек, из которых только один ранее летал на ночных истребителях, остальные же были пилотами бомбар­дировщиков, а один вообще летал на штурмовике Ju-87.

20 апреля на аэродроме Стаакен (Staaken) в районе Берли­на для проведения практических экспериментов было создано т.н. Nachtjagd-Versuchskommando. Начались тренировки по от­работке взлетов и посадок в ночных условиях. Главной про­блемой стало налаживание взаимодействия с зенитной артил­лерией и прожекторными частями, что не всегда являлось простым делом. В период с 14 по 17 мая было осуществлено несколько перехватов английских «Москито», но, правда, все они были «учебными», так как «Мессершмитты», не желая рас­крывать себя, огня не открывали. 3 июня самолеты Nachtjagd-Versuchskommando для дальнейших испытаний перебазировались на аэродром Бранденбург-Брист в районе Менхенгладбаха.

27 июня майор Херрман доложил результаты проведенных экспериментов лично рейхсмаршалу Герингу. Он заявил, что, по его мнению, основной причиной недостаточно больших ус­пехов в борьбе с вражескими налетами является несоответствие числа ночных истребителей, управляемых с земли с применени­ем тактики «Himmelbett», общему количеству бомбардировщи­ков, участвовавших в налетах. По мнению Херрманна, самым простым путем к достижению больших успехов было разрешить массовое применение не управляемых с земли одномо­торных истребителей, которые бы действовали совместно с прожекторами, сосредоточенными вокруг крупных городов. При этом Херрман сказал Герингу, что дневные истребите­ли Bf-109G-4 и FW-190A-4 вполне подходят для таких целей и им не потребуется никакого дополнительного переоборудова­ния, а пилотов, обученных «слепым» полетам, можно будет достаточно быстро набрать среди инструкторов авиашкол, а также в бомбардировочной, штурмовой и транспортной авиа­ции. Эти доводы подействовали на Геринга, и он разрешил проведение дальнейших опытов с использованием одноместных истребителей.

Первый боевой вылет Nachtjagd-Versuchskommando было ре­шено провести в ночь с 3 на 4 июля. Предполагалось, что анг­личане совершат налет на Эссен, и потому Херрманн договорился с командиром 2-го зенитного корпуса (II.Flakkorps) генералом Хинтцем (Hintz), чьи батареи располагались в том районе, о том, что зенитные орудия будут вести огонь только до высоты 5500 метров, чтобы его истребители могли спокойно действо­вать выше. В 00.27 пять Bf-109 и один FW-190A-4 во главе с Херрманном поднялись с аэродрома в Менхенгладбахе. Одна­ко немецкое командование в своих прогнозах относительно ис­тинной цели налета ошиблось, и английские бомбардировщики, описав круг над Эссеном, повернули к Кёльну. Пилотам Nachtjagd-Versuchskommando пришлось лететь вслед за ними к Кёльну, который прикрывала 7-я зенитная дивизия (7.Flakdivision), а с ее командиром генералом Бурхардтом (Burchardt) безопасная высо­та их действий не была заранее согласована. Тем не менее, все обошлось благополучно, и после возвращения пилоты Nachtjagd-Versuchskommando заявили о 12 сбитых ими бомбардировщиках. Однако оказалось, что зенитная артиллерия также потребовала для себя тех же 12 побед. В результате после короткой «торгов­ли» было решено поделить сбитые самолеты поровну — 6 были отданы зенитчикам Бурхардта, а 6 были записаны на счет пило­тов Херрманна (Один «Ланкастер» был записан на счет Херрмана. Всего же как ноч­ной истребитель Херрман совершил 50 боевых вылетов и сбил 9 бомбардиров­щиков). В ту же ночь Nachtjagd-Versuchskommando понесло и свою первую боевую потерю, когда обратно не вернулся истребитель обер-фельдфебеля Хофера (Hofer) (Точная причина его гибели неизвестна. Известно только, что в 01.37 в районе Кёльна он успел сбить четырехмоторный бомбардировщик).

Тем не менее, это был успех, и на следующий день оберст-лейтенант Херрманн получил от командования Люфт­ваффе устное распоряжение начать формировать эскадру одномоторных ночных истребителей. 13 июля была офици­ально сформирована т.н. Jagdgeschwader z.b.V. «Herrmann» (20.08.1943 г. была переименована в JG300), а используемая ею тактика действий получила наименова­ние «Wilde Sau» («Дикий кабан»). Перед Херрманном сразу встало много проблем технического и организационного характера, но главной была кадровая. Как и предполагалось, пилоты набирались из числа инструкторов летных школ и в бомбардировочной, разведывательной и транспортной авиа­ции. Однако это, как оказалось, имело и свою оборотную сторону. Эти пилоты, обученные «слепым» полетам, уверенно чувствовали себя в ночном небе, но, когда они пересели на более скоростные одноместные истребители, то у них сразу же возникло много проблем, особенно с ночными взлетами и по­садками. Поэтому на первоначальном этапе в Jagdgeschwader z.b.V. «Herrmann» среди личного состава были довольно высокие потери.

В ночь с 29 на 30 июля 1943 г. английские бомбардиров­щики атаковали Гамбург. В воздух были подняты «Мессер­шмитты» из недавно сформированной III./JG «Herrmann» (До декабря 1943 г. 2-я и 3-я группы JG z.b.V. «Herrmann» не имели собственных самолетов и поэтому использовали для своих ночных бое­вых вылетов истребители соответственно из 1I./JG1 и III./JG11), ко­торым удалось сбить 3 самолета (Два из них (в 00.55 и 00.57) были на счету унтер-офицера Бринкманна (Brinkmann) из 7-й эскадрильи, а третий (в 01.10) сбил командир III./JG «Herrmann» майор фон Бухвальд (von Buchwald)). Несмотря на этот, довольно скромный успех, Херрманн получил приказ безотлагательно начать формирование следующих эскадр «Диких кабанов».

В конце июля 1943 г. командование Люфтваффе решило принять и предложение оберста Виктора фон Лоссберга (Viktor von Lossberg) (Бывший пилот Не-111. С 01.11.1939 г. по 31.05.1940 г. и затем с февраля 1941 г. по 30.08.1941 г. майор Лоссберг был командиром III./KG26. 17.10.1941 г. он был награжден Рыцарским Крестом) видоизменить и тактику действий «классиче­ских» ночных истребителей. В своих рассуждениях Лоссберг исходил из того, что группы бомбардировщиков летели одна за другой по заранее определенному маршруту, образуя т.н. поток. И если ночные истребители могли бы вклиниться в такой поток, то перед ними сразу же появлялось множество целей для атаки, которые они теперь могли обнаружить уже при помощи своих бортовых радаров и визуально. Таким об­разом, задача операторов наведения на земле теперь сводилась лишь к определению высоты и курса всего потока бомбарди­ровщиков (Впервые Лоссберг высказал эту идею генерал-фельдмаршалу Мильху еще 29.04.1943 г., когда летел вместе с ним на очередное сове­щание к Герингу). В этом случае дипольные отражатели «Window», сбрасываемые английскими бомбардировщиками и призван­ные защитить их от ночных истребителей, теперь были только на руку немцам. Облака диполей, медленно опускающиеся на зем­лю, фактически отмечали на экранах немецких радаров маршрут полета бомбардировщиков. Радиооператоры ночных истребите­лей были уже обучены аэронавигации, и потому они достаточно быстро могли научиться находить потоки бомбардировщиков, ориентируясь по сообщениям с земли. Идея Лоссберга была с энтузиазмом принята пилотами ночных истребителей, и новая тактика, очевидно в противоположность тактике действий од­номоторных истребителей, получила название «Ручной кабан» («Zahme Sau»). Фактически она была тактикой «свободного ночного боя», о котором так долго мечтали пилоты ночных истребителей.

Первая победа в соответствии с этой тактикой была одер­жана в ночь с 10 на 11 августа 1943 г., когда 653 четырехмотор­ных английских бомбардировщика совершили налет на Нюрн­берг. В воздух были подняты 17 истребителей II./NJG1, из которых 12 были задействованы по старой схеме «Himmelbett», а остальные 5 должны были использовать тактику «Ручной кабан». И в 00.32 11 августа в 25 км юго-западнее Дармштадта обер-лейтенант Шнауфер, вклинившись в поток бомбардиров­щиков, атаковал и сбил «Ланкастер».

26 сентября 1943 г. оберст-лейтенант Херрманн был на­значен командиром вновь сформированной 30-й истребитель­ной авиадивизии (30.Jagddivision) (Командиром JG300 вместо него был назначен оберст-лейтенант Курт Кеттнер (Kurt Kettner)). В ее состав вместе с уже имеющейся JG300 должны были войти еще две эскадры «Диких кабанов». В октябре была сформирована JG301 во главе с майо­ром Гельмутом Вейнрейхом (Helmut Weinreich) (Бывший пилот бомбардировщика 22.01.1943 г. после 320 боевых вылетов на Ju-88 был награжден RK. Он погиб 18.11.1943 г., когда во время захода на посадку неожиданно взорвался двигатель его FW-190A-5 и самолет врезался в землю), а в ноябре - JG302 под командованием майора Эвальда Янссена (Ewald Janssen) (В составе «Легиона «Кондор» участвовал в войне в Испании. Затем в составе StG2 летал на Ju-87 и участвовал в боях на Западном и Восточ­ном фронтах. С 01.06. по 25.12.1944 г. он был командиром SG4. 31.10.1944г. после 400 боевых вылетов Янссен был награжден Рыцарским Крестом). 17 декабря 1943 г. в составе инспекции истребитель­ной авиации была учреждена должность инспектора ночной истребительной авиации, на которую был назначен оберст Херрманн, при этом он также сохранил и пост командира 30-й истребительной авиадивизии.

Находясь в воздухе, «Дикие кабаны» по радио непрерывно получали с командного пункта информацию о положении, курсе и высоте противника, о сбросе им световых маркеров цели и бомб, а также о погоде и направлении подхода к ближайшим аэродромам. Кроме того, Херрманн, опасаясь, что передавае­мые сведения могут быть неточны или искажены, предложил использовать дополнительные меры для оповещения своих пи­лотов. После того как цель налета бомбардировщиков будет определена, зенитные батареи должны были выстреливать сиг­нальные ракеты, чтобы указать районы, в которые ночные ис­требители должны прибыть, а прожектора своими лучами дол­жны были указать пилотам нужное направление. Вскоре между несколькими большими городами Германии, как, например, Кёльном и Мюнстером, были организованы специальные ос­вещенные трассы, а зоны ожидания для «Диких кабанов» от­мечались лучами 3 прожекторов, перекрещивающимися на высоте около 7000 метров. Специальные прожектора были выделены для того, чтобы указывать истребителям направле­ние на ближайшие аэродромы.

Однако пора первоначальных успехов «Диких кабанов» вскоре прошла, и в их тактике проявлялось все больше и больше недостатков. Тем временем операторы РЛС, оправившись от первого шока, вызванного налетом на Гамбург, постепенно научились распознавать среди множества ложных сигналов от дипольных отражателей сигналы от настоящих целей. Потери англичан от действий обычных ночных истребителей, кото­рые к тому же стали применять тактику «Ручной кабан», нача­ли увеличиваться. Вскоре ночные истребители получили на вооружение новые бортовые РЛС «Лихтенштейн» SN-2, на работе которых дипольные отражатели уже совсем не сказы­вались. И теперь командиры эскадр ночных истребителей все чаще жаловались на то, что «Дикие кабаны» только мешают им. Те часто просто не сообщали в штаб сначала 12-го авиа­корпуса, а затем и в штаб 1-го истребительного авиакорпуса о маршрутах своих полетов. Поэтому операторы наземных РЛС докладывали о них, как о самолетах противника, чем запуты­вали офицеров, управлявших действиями ночных истреби­телей. Кроме того, английские бомбардировщики все чаще летали в плохих погодных условиях, когда одномоторным истребителям было исключительно сложно действовать, вслед­ствие чего начали быстро расти их потери. Командованию Люфт­ваффе стало ясно, что действия обычных ночных истребителей, оснащенных новыми РЛС, гораздо более эффективны. И 16 марта 1944 г. 30-я истребительная авиадивизия была расформирова­на (С 23.03 по 01.09.1944 г. оберст Херрманн был командиром 1-й авиадивизии. 26.01.1945 г. он был назначен командиром вновь сформи­рованной 9-й авиадивизии (9.Flieger-Division), в задачу которой входило пере­формирование бывших бомбардировочных эскадр и групп в истребительные. По его предложению в феврале 1945 г. было создано т.н. Rammkommando Elbe. В составе командования было 150 специально модернизированных истребителей Bf-109, чьей единственной задачей был таран вражеских четырехмоторных бомбардировщиков. Поэтому в качестве пилотов этих «Мессершмиттов» отбирались только добровольцы из числа курсантов авиа­школ. Свой первый и последний боевой вылет «Rammkommando Elbe» со­вершило 07.04.1945 г., когда 23 Bf-109 смогли таранить бомбардировщики, однако при этом 31 самолет был сбит американскими истребителями, так и не успев достигнуть своей цели. В конце войны генерал-майор Херрманн попал в плен к советским войскам и был освобожден только в 1955 г.), а эскадры «Диких кабанов» были преобразованы в обыч­ные эскадры дневных истребителей (JG302 была расформирована в июне 1944 г.).