«Неправильная музыка» ночных истребителей

 

Как уже упоминалось, еще в 1918 г. на самолете командира Jasta 38 лейтенанта Тхиде два легких пулемета были установле­ны таким образом, что их стволы смотрели вперед вверх. В 1938 г. Тхиде напомнил об этих своих опытах RLM, но его инициатива осталась без внимания. Затем уже японцы инфор­мировали RLM о своих экспериментах с подобной установкой бортового вооружения, и снова никакой реакции. Такая же участь постигла и командира 3./NJG3 обер-лейтенанта Рудоль­фа Шенерта, который в 1941 г. обратился к генерал-майору Каммхуберу с предложением установить на Do-17 пулемет, стреляющий вертикально вверх. По мнению Шенерта, для боль­шинства пилотов было бы значительно проще стрелять из го­ризонтального положения, находясь под бомбардировщиком, чем атаковать его способом, разработанным Людвигом Бекером, т.е. снизу вверх с последующим резким уходом обратно вниз. Кроме того, истребитель в этом случае будет практичес­ки незаметен на фоне земли, а бомбардировщик, наоборот, будет хорошо виден на фоне неба.

Хотя предложение Шенерта и было отвергнуто Каммхубером, тем не менее летом 1942 г. центр испытаний оружия в Тарневитце (Tarnewitz) экспериментировал с установкой вер­тикального вооружения на Do-17 и Bf-110. После того как Шенерт в июне 1942 г. был награжден Рыцарским Крестом, он еще раз обратился со своим предложением к Каммхуберу. На этот раз тот согласился на то, чтобы на трех Do-217J было смонтировано вертикальное вооружение. Один из этих трех самолетов был отправлен на испытания в Тарневитц, где вы­яснилось, что из пушек, установленных вертикально, можно попасть в цель только в том случае, когда истребитель и цель находились строго на одном курсе. Тогда оберст-лейтенант фон Лоссберг, отвечавший в техническом управлении RLM за вооружение ночных истребителей, начал эксперименти­ровать с различными углами установки пушек. Оказалось, что наилучших результатов можно достичь между углами в 65° — 70°, при этом даже допускалось, что цель могла двигаться с угло­вой скоростью 8 град./сек. На основе полученных результатов штаб 2-й истребительной авиадивизии приказал техническому центру в Дипензее оснастить 3 Do-217J четырьмя и шестью наклонно установленными 20-мм пушками MG151, и в начале 1943 г. эти самолеты прибыли для испытаний в уже бывшую эскадрилью Шенерта.

Сам же Шенерт 1 декабря 1942 г. был назначен коман­диром вновь сформированной II./NJG5. Эта группа была оснащена Bf-110, но Шенерт по-прежнему летал на своем «специальном» Do-217J. Один из оружейников II./NJG5 обер-фельдфебель Махле (Mahle), ознакомившись поближе с наклонным вооружением «Дорнье», предположил, что нечто подобное можно установить на Bf-110. В то время 20-мм пуш­ки MG FF, установленные на «Мессершмиттах», заменялись более скорострельными MG151, и потому на оружейном скла­де группы их скопилось достаточное количество. Используя подручные материалы, Махле смог установить в кабине Bf-110 две такие пушки, и в мае 1943 г. гауптман Шенерт при помо­щи их сбил над Берлином первый английский бомбардировщик. Вслед за этой победой вскоре последовали другие, испытания в 3./NJG3 также проходили успешно. Результат был очевиден, и с июня 1943 г. началось официальное производство т.н. стан­дартного комплекта R22 для установки наклонного вооружения на Do-217J и N, а также на Ju-88C-6. Подобный комплект для Bf-110 еще только должен был быть разработан, но уже мно­гие экипажи, не дожидаясь этого, начали монтировать и успешно применять самодельные конструкции по типу той, что сделал обер-фельдфебель Махле.

Наклонно установленные пушки получили в Люфтваффе название «Неправильная музыка» («Schrage Musik»). Кому пер­вому оно пришло в голову, неизвестно. Но почему «музыка» и почему «неправильная», ведь «schrag» переводится с немецко­го как «косой, вкось или наискось»? Дело в том, что в слово­сочетании «Schrage Musik» была игра слов. В Третьем рейхе джазовая музыка, или, как ее называла официальная пропа­ганда, «музыка негров и евреев», считалась декадентской и была запрещена. В народе же джаз прозвали «Schrage Musik», что означало «неправильная, неортодоксальная или инакомысля­щая музыка». Поэтому применительно к Люфтваффе название «Schrage Musik» указывало на неправильный, т.е. на неорто­доксальный или необычный, способ установки вооружения.

Кроме того, такое необычное название помогало сохранить в тайне от противника появление нового типа бортового вооруже­ния, которое вызвало кардинальное изменение способа атаки вра­жеских бомбардировщиков. Теперь ночной истребитель, неви­димый на фоне земли, подходил к бомбардировщику снизу. Находясь в его «мертвой зоне», пилот истребителя имел доста­точно времени, чтобы, постепенно сокращая расстояние, выйти на дистанцию открытия огня, которая обычно составляла около 50 метров. При этом он был уверен, что его вряд ли заметят, так как большинство английских бомбардировщиков просто не име­ло под фюзеляжем огневых точек. Используя прицел, установ­ленный в верхней части фонаря кабины, пилот целился в плос­кость бомбардировщика между фюзеляжем и внутренним двигателем или между двигателями, т.е. туда, где были распо­ложены топливные баки. Обычно залпа из 10 снарядов — корот­кого нажатия на кнопку спуска «Schrage Musik» — было доста­точно, чтобы поджечь крыло и тем самым решить судьбу всего бомбардировщика. Стрелять же в фюзеляж было небезопасно для самого истребителя: можно было попасть в бомбоотсек, и, если бомбардировщик еще не успел сбросить бомбы, они могли легко взорваться. Но даже и в первом случае была велика опасность того, что бомбардировщик начнет падать настолько быстро, что сможет протаранить истребитель, находящийся под ним. Поэто­му одни пилоты ночных истребителей, подбив бомбардировщик, предпочитали сразу же уйти вниз, а другие лишь слегка отвора­чивали в сторону, наблюдая за последними мгновениями полета своей жертвы.

С самого начала любые упоминания об использовании «Schrage Musik» были запрещены. Даже в немецких газетах, регу­лярно печатавших репортажи о лучших ночных асах, описания их побед были даны так, что складывалось впечатление, что все они были одержаны старым способом — атакой «снизу вверх». Это приносило свои плоды. С лета 1943 г. экипажи английских бомбардировщиков, благополучно вернувшихся после очередного вылета, начали все чаще докладывать о том, что видели в потоке бомбардировщиков нечто похожее на самолеты, взрывающиеся в воздухе. Командование Bomber Command, которое не могло понять причин неожиданных взрывов самолетов и в то же время не желая подрывать моральный дух своих экипажей, не нашло ничего лучшего, как объявить, что это были «специальные чуче­ла», которые якобы выстреливались немецкими зенитными ору­диями. Взрываясь, они имитировали взрыв бомбардировщика, чтобы тем самым воздействовать на моральное состояние экипа­жей бомбардировщиков. Естественно, что ничего подобного не существовало. Лишь в конце 1944 г. английская разведка полу­чила доказательства, что большие потери среди бомбардировщи­ков были результатом использования «Schrage Musik». Но даже тогда командование бомбардировочной авиации не предупреди­ло свои экипажи о существовании такого оружия и о том, что им следует опасаться внезапных атак снизу.

Надо отметить, что среди самих пилотов ночных истреби­телей Люфтваффе не было единого мнения относительно при­менения «Schrage Musik». Некоторые из них считали неудоб­ным, что им приходится закидывать голову далеко назад, чтобы посмотреть в прицел «Schrage Musik», установленный в верх­ней части фонаря (В июне 1943 г. инженер Поппендик (Poppendiek) из испытательно­го центра в Вериёхене предложил установить на Do-217 вместо обычного прицела инфракрасный прицел «Spanner I». Инфракрасный прожектор планировалось установить в носовой части вертикально вверх, а изобра­жение с прицела должно было проецироваться на специальный экран прямо перед пилотом). Другие, как, например, командир NJG1 майор Иоахим Ябс, говорили, что использование «Schrage Musik» противоречит их «естественным инстинктам летчика-истребителя». Ябс даже приказал демонтировать «Schrage Musik» со своего Bf-110. Однако все же большинство пилотов считали использование «Schrage Musik» простым и эффективным спо­собом сбить вражеский бомбардировщик по сравнению с бо­лее опасной и трудной атакой «снизу вверх».