Радиоэлектронная война и ночные истребители

 

В 1942—43 гг. союзники незаметно для немецкого коман­дования захватили инициативу в радиоэлектронной войне, ко­торая приобретала все большие масштабы. Одной из причин этого было то, что Гитлер, Геринг и даже Мильх полностью осознали значение радиолокационных станций и вообще элек­троники, когда было уже слишком поздно. Общий объем ис­следовательских работ, проводившихся в Германии в этой об­ласти, был в десять раз меньше, чем объем таких же работ в Англии и США. Кроме того, все исследования были рассредо­точены по более чем ста небольшим лабораториям, которые подчинялись различным ведомствам. Из-за постоянных кон­фликтов, возникавших между Люфтваффе и военно-морским флотом, техническим управлением RLM и службой связи Люфтваффе, сотрудники этих лабораторий порой просто не могли обмениваться между собой необходимой информацией. До 1942 г. в Люфтваффе фактически даже не имелось инст­рукций по эксплуатации наземных РЛС, которые учитывали бы вероятность ведения противником радиоэлектронной вой­ны и оговаривали бы методы защиты.

Англичане использовали целый комплекс методов по нейт­рализации немецких РЛС, радио- и навигационных систем Люфт­ваффе. Основным из них было создание помех на частотах, ко­торые использовали немцы. В декабре 1942 г. англичане начали операцию «Mandrel» («Шип»), целью которой было нейтрализо­вать немецкие РЛС дальнего радиуса действия «Freya», уста­новленные вдоль побережья Ла-Манша и Северного моря. Для этого вдоль английского побережья была создана целая сеть мощных передатчиков-глушителей. Кроме того, аналогичная аппаратура была установлена и на самолетах Бултон Пол «Дефайэнт» (Boulton Paul «Defiant») из 515 Sdqn. RAF, которые совершали вдоль голландского побережья патрульные полеты под кодовым наименованием «Mandrel Screen».

В марте — апреле 1943 г. и от операторов РЛС «Вюрцбург» начали поступать сообщения о попытках заглушить частоты, которые использовали их радары. Этого следовало ожидать, поскольку еще в ночь с 27 на 28 февраля 1942 г. специальная группа английских десантников, высадившись на французском побережье Ла-Манша, смогла захватить один «Вюрцбург» (В результате неожиданного нападения англичан расчет РЛС во гла­ве с гауптманом Фердинандом Александром фон Прейссеном (Ferdinand Alexander von Preussen) вынужден был отступить и англичане смогли снять с радара наиболее важные части. После этого случая вокруг всех назем­ных немецких РЛС, расположенных вблизи побережья, были созданы специальные оборонительные позиции), а в начале 1943 г. в Северной Африке в руки к англичанам попал еще один такой радар. Изучив неповрежденные части и срав­нив их серийные номера, английские инженеры без большого труда установили, что эти РЛС выпускаются в больших коли­чествах и работают на одной и той же частоте.

Чтобы создавать помехи для немецких РЛС и систем связи по всему маршруту полета бомбардировщиков, в ноябре 1943 г. была сформирована т.н. авиагруппа поддержки — 100 (Bomber Support) Group. Она была оснащена самолетами «Москито», экипажи которых были обучены методам радиоэлектронной борьбы. Обычно несколько таких самолетов летели впереди потока бомбардировщиков, включив всю специальную аппа­ратуру, имевшуюся на борту, и сбрасывая дипольные отража­тели. В ночь с 16 на 17 июня 1944 г. во время налета на нефте­перерабатывающий завод в Штеркраде (Sterkrade) «Москито» из 100 (Bomber Support) Group впервые применили аппаратуру «Mandrel».

Экипажи 100 (Bomber Support) Group активно применяли следующие способы создания помех. Способ «Tinsel» («Ми­шура») заключался в том, что в мотогондолах «Москито» были установлены специальные микрофоны, через которые гул ра­ботающих двигателей передавался в эфир на немецких радио­частотах. Поэтому понятно, почему немцы называли это «Свер­лением души» («Seelenbohrer»). Другим способом под названием «Летающая сигара» («Airborne Cigar») было глушение всех немецких речевых каналов связи, и в частности переговоров между наземными командными пунктами Люфтваффе и ночными истребителями, путем передачи на соответствующих радиоча­стотах специального «воющего» сигнала. Немцы назвали этот способ глушения «Волынкой» («Dudelsack»), поскольку это за­вывание было очень похоже на звук играющей волынки.

В ответ на это немцы разработали систему контрмер. У всех радиооператоров всегда под рукой были специальные таб­лицы радиочастот, которые они могли использовать. И, как только англичане начинали глушить одну частоту, немецкие радиооператоры мгновенно переключались на новую частоту. Англичанам требовалось некоторое время, чтобы отреагировать на это и начать глушить уже новую частоту, после чего немецкие радиооператоры опять переходили на другую частоту, и так до бесконечности. Кроме того, для дополнительного оповеще­ния своих истребителей о направлении атаки английских бомбардировщиков в Люфтваффе придумали довольно ори­гинальный способ. Для этого были использованы обычные «гражданские» радиочастоты, где транслировалась музыка. Если звучали военные марши, то пилоты ночных истребителей зна­ли, что цель бомбардировщиков Берлин, если передавались вальсы — Вена, если играли т.н. морские мелодии - Гам­бург и т.д.

Еще одним способом, которым англичане пытались дез­ориентировать действия ночных истребителей, была «Корона» («Corona»). Для этого в Кингсдоуне в графстве Кент была со­здана специальная радиостанция, которая должна была играть роль ложного командного пункта ночных истребителей в Штаде. В качестве радиооператоров использовались поляки и чехи, ранее жившие на территории Германии и бегло говорившие по-немецки. В их задачу входило передавать в эфир непра­вильные команды и инструкции, чтобы запутать пилотов не­мецких истребителей и по возможности направить их на лож­ную цель, где тех в свою очередь могли уже подкарауливать английские ночные истребители. Впервые англичане приме­нили метод «Корона» в ночь с 23 на 24 октября 1943 г. во время налета на Кассель. Затем с аналогичной целью в состав экипажей 100 (Bomber Support) Group также начали включать­ся радиооператоры, говорившие по-немецки. В ответ в ноч­ной истребительной авиации Люфтваффе одно время даже пла­нировалось обучить своих пилотов и операторов наведения на земле английскому языку! Предполагалось, что, общаясь меж­ду собой на английском, они тем самым введут противника в заблуждение, но до практического воплощения этой идеи дело так и не дошло.