Ханс-Иоахим Ябс (Hans-Joachim Jabs)

 

 

Ябс стал третьим и последним по счету командиром NJG1.

Ханс-Иоахим Ябс родился 14 ноября 1917 г. в Любеке. В декабре 1936 г. вступил в Люфтваффе. После завершения лет­ной подготовки он с марта 1938 г. летал в качестве пилота бомбардировщика в составе I./KG253 (Сформирована 01.10.1935 г. как Fliegergmppe Gotha. 01.04.1936 г. получила обозначение I./KG253. 01.05.1939 г. была переименована в I./KG4).

1 ноября 1938 г. в Габлингене (Gablingen) на основе HI./JG334 (Сформирована 01.07.1938 г.) была сформирована l.(Z)/JG144 (01.01.1939 г. была переименована в I./ZG144, которая затем 01.05.1939 г. получила обозначение 11./ZG76), и Ябс был на­значен в ее состав.

На рассвете 10 мая 1940 г. немецкие войска начали втор­жение в Бельгию и Нидерланды. II./ZG76 прикрывала части группы армий «А». В первые три дня наступления немецкие аэродромы в Кёльне и Бонне были так переполнены, что Bf-110 были вынуждены сначала лететь на аэродром Эйзенборн (Eisenborn) для дозаправки. Таким образом, они обычно появлялись над линией фронта только около 9 часов утра.

12 мая 1940 г. 6./ZG76 поддерживала продвижение частей 4-й танковой дивизии, и в тот день лейтенант Ябс одержал свою первую победу. Он позднее вспоминал о тех днях:

«Вы никогда не забываете свою первую девушку — то же происходит и с вашей первой победой. Мы летели приблизительно на высоте около 3500 метров над фортом Намюр в Бельгии. Была очень хорошая погода, не было даже облаков. Внезапно наш ко­мандир группы гауптман Эрих Грот (Erich Groth) (Всего на его счету было 12 побед. 01.10.1940 г. он был награжден Рыцарским Крестом. Майор Грот погиб 11.08.1941 г., когда его Bf-110C «М8+ТС» W.Nr.3863 в условиях плохой погоды потерпел аварию в райо­не Киркенеса, Норвегия) начал круто пикировать. Я подумал, что он решил атаковать форт, когда неожиданно заметил позади него два «Хока». Это был мой пер­вый бой, и я не нашел ничего лучшего, как просто дать в их сторону очередь.

Я увидел, как один из них развернулся прямо на меня. Я под­нял нос самолета (Bf-110C«M8+NP») и дал полный газ. Мы неслись навстречу «лоб в лоб», стреляя из всего что было. Мои четыре пулемета и две пушки сделали свое дело — «Хок» загорелся и, свалившись влево, пошел вниз. Описав круг, я увидел, как он врезался в землю. Я одержал свою первую победу!

На следующий день я сбил «Моран», а 15 мая «положил в мешок» еще два «Марана». Мы больше не летаем из Кёльна и Бонна в Эйзенборн, теперь мы действуем с французской терри­тории. Нет никаких аэродромов, только расчищенные луга, и мы перелетаем с одного луга на другой вслед за наступающими тан­ками».

20 мая части 2-й танковой дивизии вермахта вышли к Ла-Маншу в районе Абвиля. Английские и бельгийские части, а также большое количество французских войск, оказались при­жатыми к Ла-Маншу в районе Дюнкерка (Всего в окружении оказалось 10 английских, 18 французских и 12 бельгийских дивизий). Кольцо окружения постепенно сжималось, самолеты Люфтваффе блокировали все попытки союзников прорваться на юг.

Вечером 26 мая началась операция «Динамо» («Dynamo») (Английское командование еще 20 мая, не известив союзников, приняло решение об эвакуации своих войск и успело вывезти к 26 мая 59,3 тысячи человек. Эвакуация была облегчена тем, что 24 мая Гитлер неожиданно одобрил приказ, отданный 23 мая командующим группой армий «А» генерал-оберстом Рундштедтом об остановке своих танковых групп на рубеже Бетюн — Сент-Омер — Гравелен. Причины этого стран­ного приказа до сих пор не ясны. Возможно, Гитлер хотел, чтобы вер­нувшиеся деморализованные английские солдаты вызвали у себя дома чувство страха и растерянности и побудили английское правительство пойти на мирные переговоры. Когда же 27 мая наступление немецких танковых групп было возобновлено, то англичане уже успели подгото­вить оборону) — эвакуация войск союзников из района Дюнкерка. В тот же день рейхсмаршал Геринг отдал приказ о том, что Дюнкерк должен стать главной целью Люфтваффе. На рассвете 27 мая город и порт атаковали две бомбардировочные эскадры, а днем Ju-87 из StG2. Затем погода испортилась, и боевые действия авиации в районе Дюнкерка возобновились только около полудня 29 мая.

29 мая в бою над Дюнкерком Ябс одержал свои 5 и 6 побе­ды. Он потом рассказывал:

«Весь город был в огне, наши «Штуки» и «Хейнкели» дей­ствительно «перемололи» его. Я и два моих товарища только выскочили из огромного облака дыма, когда прямо перед собой увидели несколько «Спитфайров». Я мгновенно открыл огонь, и два из них были сразу же сбиты. Один «томми» выпрыгнул на парашюте», но я не видел, успел ли другой пилот сделать то же самое прежде, чем его самолет врезался в землю.

Однако именно в боях над Дюнкерком мы поняли, что наш Bf-110 не совершенен. До этого мы верили в него, но когда над Дюнкерком мы столкнулись со «Спитфайрами», то сразу начали нести потери. Мы были слишком медленны и недостаточно маневренны. Когда мы встречались со «Спитфайрами», они легко захо­дили сзади и атаковали нас одного за другим, затем разворачи­вались и повторяли то же самое снова и снова. Они были подобны пчелам, а наши кабины совершенно не имели бронирования. В ходе боев над Францией наша группа потеряла 6 машин, и я полагаю, что большинство из них было сбито «Спитфайрами» над Дюн­керком».

Всего же в ходе боев над Францией Ябс одержал 7 побед, сбив 5 французских самолетов и два английских «Спитфайра».

С 14 августа 1940 г. командир 6./ZG76 гауптман Хейнц Наке (Heinz Nacke) (02.11.1940 г. Наке за 12 побед был награжден Рыцарским Крестом. Осенью 1941 г. он был переведен в ночную истребительную авиацию, и с ноября 1941 г. По 21.04.1943 г. майор Наке был командиром 1II./NJG3) исполнял обязанности командира II./ZG76. Соответственно с этого же времени обер-лейтенант Ябс вмес­то Наке исполнял обязанности командира 6./ZG76.

Ябс принадлежал в немногим пилотам Люфтваффе, кото­рым удавалось сбивать английские истребители, летая на значительно менее скоростном и маневренном Bf-110. 4 сентября в районе Гастингса (Hastings) Ябс сбил один «Спитфайр» и один «Харрикейн». 11 сентября в бою в районе Дувра на его счету был еще один «Спитфайр».

Всего же в ходе т.н. битвы за Англию он к 15 сентября сбил 8 «Спитфайров» и 4 «Харрикейна». И 1 октября 1940 г. обер-лейтенант Ябс за 19 побед был награжден Рыцарским Крестом (Зимой 1940-41 г. Ябс летал на Bf-110C «M8+IP» W.Nr.3866).

1 ноября 1941 г. на базе II./ZG76 («Новая» II./ZG76 была сформирована в августе 1943 г. на базе 3./NAGr.4, 3./NAGr.6 и З./Aufkl.Gr.11. Затем 07.02.1945 г. на ее базе была сформирована 1II./JG54) на аэродроме в Штаде была сформирована III./NJG3. И Ябс, прошедший переподго­товку в качестве пилота ночного истребителя, теперь летал в составе 9./NJG3.

Свою первую ночную победу Ябс одержал в ночь с 25 на 26 августа 1942 г., сбив во время налета на Бремен один «Стер­линг». Всего же в ту ночь немецкие ночные истребители смог­ли сбить только 3 английских бомбардировщика.

В ноябре 1942 г. обер-лейтенант Ябс был переведен в IV./NJG1 под командование Гельмута Лента и назначен коман­диром 11./NJG1. Вскоре ему было присвоено звание гауптмана.

В ночь с 17 на 18 декабря 1942 г. 108 «Ланкастеров» атако­вали различные цели на территории Германии, в т.ч. завод фирмы «Опель» в Фаллерслебене (Fallersleben). Ночным ис­требителям Люфтваффе удалось сбить 18 бомбардировщиков, т.е. 17,3% от их общего числа. При этом два «Ланкастера» были на счету Ябса.

1 августа 1943 г. гауптман Ябс был назначен командиром IV./NJG1 (Вместо него командиром 11./NJG1 был назначен обер-лейтенант Мартин Древес (Martin Drewes). К концу войны на счету командира I1I./NJG1 майора Древеса было 47 побед) вместо майора Лента, ставшего командиром NJG3. 3 августа 1943 г. Ябс одержал уже свою 40 победу. 10 октября на его счету был «Галифакс», а 3 ноября — один «Галифакс» и один «Ланкастер».

Ябс показал себя отличным командиром, он лично сле­дил за вводом в строй молодых пилотов, прибывавших в группу в качестве пополнения. Лейтенант Георг Фенглер (Georg Fengler) (Родился в 1921 г. в местечке Петерсвальдау (Peterswaldau) недалеко от Бреслау. После окончания гимназии Фенглер в октябре 1940 г. доброволь­цем вступил в Люфтваффе. Завершив полный курс летной подготовки, он 01.08.1943 г. прибыл в IV./NJG1, хотя ему предлагали стать инструктором во 2-й авиашколе «слепых» полетов (Blindflugschule 2) в г. Штаргарде (Stargard) в Померании. Фенглер не смог сразу приступить к боевым вылетам, так как заболел дифтерией. После выхода из госпиталя он был назначен адъютан­том гауптмана Ябса, а затем, когда командиром 1V./NJG1 стал гауптман Шнауфер, Фенглер был и его адъютантом. В конце 1944 г. обер-лейтенант Фенглер был назначен командиром 11./NJG1. 07.03.1945 г. в районе Дортмунда его Bf-ПО был подбит английским ночным истребителем и загорелся. Фенглер получил тяжелое ранение и после выхода из госпита­ля занимался административной работой и боевых вылетов больше уже не совершал. Всего на счету Фенглера было 16 побед), бывший тогда его адъютантом, вспоминал: «Я обязан своей жизнью Ябсу. В качестве его ведомого я совер­шил несколько тренировочных вылетов. Он заставлял меня дер­жаться вплотную к его крылу, а затем начинал самые разные маневры, разворот влево, вправо, набор высоты, пикирование, и я должен был все это повторять вместе с ним! Это были вещи, которым нас не обучали в авиашколе. Самое главное для ночного истребителя состоит в том, чтобы полностью знать свой са­молет, и это именно то, чему он обучил меня».

1 января 1944 г. Ябсу было присвоено звание майора, и в январе он одержал свою 45 победу.

1 марта Ябс был назначен командиром NJG1 вместо оберста Штрейба, а 24 марта 1944 г. он был награжден Дубовыми Листьями к Рыцарскому Кресту (Nr. 430).

В 1944 г. тактическая авиация союзников, получившая на вооружение новые истребители с большим радиусом действия, действовала практически уже над всей Западной Европой. В районе аэродромов немецких ночных истребителей постоян­но дежурили истребители союзников. Они караулили одиноч­ные самолеты, выполнявшие днем небоевые вылеты.

Позднее Ябс рассказывал:

«Мой самый незабываемый бой произошел днем 29 апреля 1944 г., когда я летел на Bf-110 из Сент-Тронда на свой аэродром в Арнхеме (Anthem) в Голландии. В дополнение к моему экипажу на борту самолета был бекон, который я купил в Бельгии. Была сильная облачность, и, только снизившись перед самым Архемом, я вышел из облаков.

Скоро я заметил несколько одномоторных истребителей над нашим аэродромом, которые я по ошибке принял за свои. Фактически же это были восемь «Спитфайров» Мк.IХ из 132 Sqdn. RAF, которые имели вдвое большую скорость, чем мой Bf-110. Они меня уже заметили, и уходить обратно в облака было по­здно, так что надо было обороняться...»

Ябс смог уклониться от первой атаки «Спитфайров», и, когда англичане проскочили мимо него вперед, он действовал быстро и решительно. Ябс довернул свой Bf-110 вслед за пос­ледним «Спитфайром» и, поймав его в прицел, нажал на га­шетку. Раздался мощный взрыв, и от истребителя остались лишь горящие обломки, падающие на землю.

Пока ошеломленные английские пилоты приходили в себя и собирались вместе для новой атаки, Ябс на предельной ско­рости летел к аэродрому. Наконец, «Спитфайры» начали вто­рую атаку. Ябс, умело маневрируя и бросая свой «Мессершмитт» из стороны в сторону, сумел выбрать благоприятный момент и поймать в свой прицел еще один английский истребитель. «Спитфайр» загорелся и упал на землю.

Однако силы были неравными. Англичане атаковали ярост­но. Ябс затем говорил, что у него создалось впечатление, будто они «хотели отомстить за 1940 г.». Он чувствовал, как снаряды «Спитфайров» пробивали плоскости и фюзеляж его самолета. Из обоих двигателей шел дым и летело масло. Было ясно, что анг­личане, разозленные потерей двух своих самолетов, уйти ему не дадут. Надо было думать о своем спасении и спасении своего экипажа. Ябс уже видел впереди снизу свой аэродром. Можно было попытаться достичь его, и Ябс перевел «Мессершмитт» в крутое пикирование, приказав по бортовой связи экипажу: «Как только сядем, выбирайтесь как можно быстрее наружу».

Аэродром быстро приближался. Ябс до самого последнего момента не выпускал шасси, чтобы не снижать скорость самоле­та, и оставалось только молиться, чтобы они оказались непов­режденными. Наконец, Ябс услышал характерный стук — шасси вышли. В следующее мгновение «Мессершмитт» коснулся зем­ли. Слава богу, и колеса не повреждены! Пока самолет катился по аэродрому, сквозь большие пробоины в крыльях Ябс мог ви­деть траву.

Тем временем три «Спитфайра» приближались на малой вы­соте к аэродрому, намереваясь окончательно добить «Мессер­шмитт», который неожиданно оказался таким трудным про­тивником. Ябс понимал, что у него и у его экипажа в запасе всего несколько секунд: «Все — наружу! Быстро!»

Ябс с экипажем изо всех сил бежал по траве прочь от сво­его самолета и слышал, как позади них все громче и громче становился рев моторов английских истребителей. Достигнув укрытия, он едва смог перевести дыхание, как дюжина 20-мм пушек «Спитфайров» окончательно превратила их дымящийся Bf-110 в груду металлолома (Спустя годы эта история получила продолжение. Тогда один из сбитых «Спитфайров» Mk.IX «FF-G» смог совершить вынужденную по­садку и его пилот лейтенант Джон Каултон (John Kaulton) был доставлен к Ябсу. В ходе разговора Ябс выяснил, что группой «Спитфайров», ата­ковавших его, командовал известный английский ас Аллен Джеффри Пейж (Alien Geoffrey Page). Спустя годы Ябс, встретившись с Пейжем на меж­дународной конференции летчиков-истребителей в Мюнхене, сказал, что тогда ему было ужасно жаль бекона, сгоревшего вместе с самолетом. К первому же Рождеству Ябсу доставили от Пейжа огромную посылку с беконом. В приложенной к ней записке говорилось: «Ужасно жаль быть ответственным за потерю этого в 1944 г. Надеюсь, что теперь я воспол­нил ее!»).

В ночь с 21 на 22 февраля 1945 г. соединение из 1110 анг­лийских бомбардировщиков совершило налет на Дуйсбург и Вормс (Worms). На своем Bf-110G-4 «G9+AA» Ябс атаковал последнюю «волну» из 165 «Ланкастеров» и 12 «Москито». Ему удалось сбить два «Ланкастера». Это были 49 и 50 победы Ябса, и, как потом оказалось, они стали его последними победами в ходе войны.

Всего в ходе 2-й мировой войны Ябс выполнил 710 боевых вылетов. На его счету было 50 побед, из них 31 он одержал, летая в качестве ночного истребителя. Он сбил 29 бомбарди­ровщиков и 21 истребитель, в т.ч. 12 «Спитфайров» и 4 «Харрикейна».

После войны Ябс женился, и у него родилось двое сыно­вей. Он сначала был бизнесменом, а чуть позже стал советни­ком муниципалитета в г. Рейнфельде (Reinfeld) в Шлезвиг-Гольштейне.

 

Иллюстрации
01.jpg
01.jpg
02.jpg
02.jpg
03.jpg
03.jpg
04.jpg
04.jpg
05.jpg
05.jpg
06.jpg
06.jpg
07.jpg
07.jpg
08.jpg
08.jpg
09.jpg
09.jpg
10.jpg
10.jpg
11.jpg
11.jpg