Предисловие

 

Системы раннего радиолокационного предупреждения о по­явлении самолетов противника, центры управления истребите­лями, бортовые радары, аппаратура опознавания «свой — чужой», радиоэлектронные системы навигации и автоматического управ­ления огнем, инфракрасные прицелы, аппаратура радиоэлект­ронной борьбы... Что это? Перечисление высоких технологий, использованных в последних войнах в Персидском заливе или па Балканах? Нет, это ночные воздушные бои над Западной Ев­ропой в 1941—45 гг.

Ночная истребительная авиация Люфтваффе была создана летом 1940 г. как средство борьбы с английскими бомбардировщиками, начавшими совершать регулярные ночные нале­ты на города Германии. Она была малочисленной по сравне­нию с дневной истребительной авиацией, но именно в ней были затем сосредоточены все последние немецкие достиже­ния в области радиоэлектроники и радиолокации. И только лишь просчеты и ошибки высшего командования Люфтваффе в области создания специализированного ночного истребите­ля и новых радиоэлектронных систем, и прежде всего борто­вых радаров, использующих сантиметровые длины волн, не позволили в конечном итоге немецким ночным истребителям справиться с поставленной перед ними задачей.

С точки зрения летного мастерства и технической подго­товки лучшие экипажи ночных истребителей представляли со­бой элиту Люфтваффе. Процесс становления ночных асов был очень длительным и сложным и в среднем занимал около двух лет. Достаточно сказать, что большинство пилотов ночной ис­требительной авиации, награжденных в ходе войны Рыцарскими Крестами, начали выполнять ночные боевые вылеты еще в 1941 г. Им, кроме всех прочих качеств, присущих летчи­ку истребителю, требовались терпение и еще раз терпение. Боевые вылеты длились в среднем но 2 - 2,5 часа, а иногда и более 3-х часов, и в течение всего итого времени пилот должен был сохранять полную сосредоточенность, управляя самоле­том только по приборам и командам с земли. Недаром многие ночные истребители говорили, что искать вражеский бомбар­дировщик в ночном небе — все равно, что «искать черную кошку в темной комнате».

Говоря о ночных асах Люфтваффе, необходимо учитывать одно немаловажное обстоятельство. Если в дневной истребитель­ной авиации решающее значение имело прежде всего индивиду­альное мастерство пилота, то для успешных действий ночных истребителей не менее важным, если не сказать главным, факто­ром было четкое взаимодействие пилота со своим радиоопе­ратором и с наземными операторами наведения. Можно вполне определенно утверждать, что большинство ночных побед Люфт­ваффе стало результатом коллективных действий экипажей ис­требителей и персонала наземных центров управления.