Приложение № 2

Организационная структура ночной истребительной авиации

 

Поскольку ночные истребители действовали в одиночку, то их первой организационной ступенью была сразу эскадрилья (Staffel), а не пара (Rotte), как у дневных истребителей, или зве­но (Ketten), как в штурмовой авиации. По штату в эскадрилье должно было быть 12 самолетов, но в ходе боевых действий это число могло изменяться от 5 до 15. Командир эскадрильи (Staffelkapitan, иногда использовалось наименование Staffelfiihrer) обычно имел звание лейтенанта или обер-лейтенанта, реже гауптмана.

Три эскадрильи составляли группу (Gruppe). Командир груп­пы (Gruppenkommandeur), как правило, был в звании гауптмана или майора. Самолеты командира группы и офицеров его штаба (Gruppenstab) составляли отдельное штабное звено (Stabsschwam).

Соответственно штатная численность группы составляла 40 самолетов.

Три группы образовывали эскадру (Geschwader). В 1943 — 44 гг. состав ночных истребительных эскадр был увеличен до 4 — 5 групп. Кроме того, в эскадре могла быть отдельная учебно-боевая эс­кадрилья (Erganzugsstafiel), занимавшаяся вводом в строй моло­дых пилотов. Эскадра имела по штату около 130 самолетов, но из-за потерь в боях и неисправностей это число на практике могло быть значительно меньшим. Командир эскадры (Gesch-waderkommodore, или просто Kommodore) обычно имел зва­ние майора, оберст-лейтенанта или оберста. В составе эскад-ры так же, как и в группе, было отдельное штабное звено, причем командиры эскадр могли иметь в своем распоряжении сразу по два самолета.

Номера эскадрилий обозначались арабскими цифрами от 1 до 14, а номера групп римскими — с I по V. В I группу входили 1, 2 и 3-я эскадрильи, во II — 4, 5, 6-я и т.д. Обозначе­ние эскадрильи или группы состояло из своего номера, сокращенного названия типа эскадры и ее номера. Так, например, 1./NJG1 означало 1-я эскадрилья 1-й ночной истребительной эскадры, III./NJG5 — 3-я группа 5-й ночной истребительной эскадры, a NJG2 — 2-я ночная истребительная эскадра. Штабные звенья групп и эскадр имели обозначения Stab.I/NJG2, Stab./NJG3.

Следующими ступенями в структуре Люфтваффе были авиа­ционная дивизия (Fliegerdivision) и авиационный корпус (Flieger-korps). Они не имели постоянного состава и создавались по территориальному признаку. Они осуществляли оперативное ру­ководство действиями ночных истребителей в определенном районе, и командиры эскадр сохраняли полную тактическую самостоятельность. Количество авиадивизий, авиакорпусов и различных командований Люфтваффе было непостоянным. В ходе войны некоторые из них были распущены или, наоборот, вновь сформированы, в зависимости от конкретных задач и обстановки на фронтах.

Авиадивизии, авиакорпуса и различные командования подчи­нялись т.н. авиационным командованиям Люфтваффе, также создававшимся по территориальному признаку, в зависимости от конкретных задач, и имевшим соответственное название. На­пример, авиационное командование «Кавказ» (LuftwafFenkom-mando Kaukasus), которое было сформировано 25.11.1942 г. в Пятигорске на основе 1-го зенитного корпуса (I.Flakkorps) и ос­новной задачей которого была организация поддержки с воздуха немецких частей на Кавказе.

Высшей ступенью в организационной структуре Люфтваффе был воздушный флот (Luftflotte). Командующий воздушным флотом имел звание генерал-оберста или генерал-фельдмар­шала. Первоначально в Люфтваффе было пять воздушных фло­тов, но в дополнение к ним в 1943 г. был сформирован еще один, а в 1944 г. еще два флота. В течение 1941— 45 гг. каждый из них действовал на определенном театре военных действий:

— 1-й воздушный флот прикрывал северный фланг Восточ­ного фронта,

— 2-й воздушный флот сначала действовал на централь­ном участке Восточного фронта, а с 1942 г. — в районе Среди­земного моря,

— 3-й воздушный флот контролировал территорию Герма­нии и Франции,

— 4-й воздушный флот прикрывал южный фланг Восточ­ного фронта,

— 5-й воздушный флот действовал на севере, включая Нор­вегию и Финляндию,

— 6-й воздушный флот, сформированный в 1943 г., дей­ствовал на центральном участке Восточного фронта,

— 10-й воздушный флот был сформирован в 1944 г., и в его состав вошли все учебные эскадры Люфтваффе,

— воздушный флот «Рейх», также сформированный в 1944 г., отвечал за ПВО Германии.