Ночная штурмовая авиация

 

В октябре — ноябре 1941 г. в ходе боёв под Москвой советская авиация впервые начала использовать старые двухместные бипла­ны У-2 (Всего в течение 1929-1949 гг. было изготовлено 32711 самолётов У-2/По-2, из них 19993 на авиазаводе №169 в Казани. После войны У-2 под обозначе­нием CSS-13 по лицензии выпускался в Польше) для ночных налётов. Из-за небольшой скорости они мог­ли летать на предельно малых высотах. При этом их двигатель издавал лишь несильное тарахтенье, из-за чего немцы затем и про­звали их «швейными машинами» («Nahmaschinen»). У-2 внезап­но появлялись над позициями немецких войск, сбрасывая на них сначала ручные гранаты, а вскоре они начали использовать и небольшие зажигательные и осколочные бомбы массой от 5 до 15кг.

Успешное применение советскими ВВС самолётов У-2/По-2 и Р-5 в качестве лёгких ночных бомбардировщиков не могло не от­разиться на действиях другой стороны. Командование Люфтваффе сделало из этого для себя правильные выводы и 7 октября 1942 г. было принято решение о формировании при каждом воздушном флоте специальных эскадрилий, в задачу которых входило « бес­покоить противника по ночам путём налётов на районы, прилега­ющие к линии фронта, включая леса».

В октябре 1942 г. на Восточном фронте были сформиро­ваны три подобные эскадрильи, получившие наименование Behelfskampfstaffel. В г. Сольцы Новгородской области была сформирована Behelfskampfstaffel 1/Luftflotte 1, в г. Орша Ви­тебской области - Behelfskampfstaffel 1/Luftwaffenkommando Ost, а в г. Россошь Воронежской области - Behelfskampfstaffel 1/Luftwaffenkommando Don.

Спустя месяц, в ноябре 1942 г., эти эскадрильи были преобразо­ваны в т.н. беспокоящие эскадрильи и авиагруппы (Storkampfstaffel und Storkampfgmppe). На базе Behelfskampfstaffel 1/Luftflotte 1 была сформирована Storkampfgmppe/Luftflotte I, имевшая в своём составе 4 эскадрильи. На базе Behelfskampfstaffel 1/Luftwanenkommando Don была сформирована Storkampfgruppe/Luftwaffenkommando Don (В марте 1943 г. была переименована в Storkampfgruppe /Luftflotte 4. Одновременно её состав был увеличен до 6 эскадрилий), так же имевшая в своём составе 4 эскадрильи. На базе Behelfskampfstaffel 1/Luftwaffenkommando Ost была сформирована Storkampfgruppe/Lunwaffenkommando Ost (В марте 1943 г. была переименована в Storkampfgruppe /Luftflotte 6), которая первоначально имела в своём составе только один штаб группы, а три её эскадрильи были сформи­рованы лишь в феврале 1943 г.

Кроме того, в ноябре 1942 г. было начато формирование ещё двух эскадрилий - Storkampfstaffel/Luftflotte 5 и Storkampfstaffel/Sudost. Всего же к апрелю 1943 г. в составе Люфтваффе имелось 13 Storkampfstaffel. В мае была сформирована ещё одна эскадрилья — Storkampfstaffel/Lutfwaffenstab Kroatien.

«Беспокоящие» эскадрильи были оснащены самыми разно­образными самолётами - FW-44, FW-58, Ar-66, Не-45, Не-46С, Не-72, Ви-181 и Go-145. Все они, ранее использовавшиеся в авиашколах для начального обучения курсантов, имели лишь самые основные приборы и не были оснащены радиооборудованием. Первоначаль­но на них подвешивались 10-кг бомбы, которые затем были заме­нены 50 - 70-кг осколочными и зажигательными бомбами.

Первые боевые вылеты «беспокоящие» эскадрильи совершили в конце осени 1942 г. в ходе боёв в районе Сталинграда. Пилоты для них набирались в тактической разведывательной авиации и среди инструкторов лётных школ. В качестве бортстрелков на первом этапе порой летали обычные солдаты из наземного персонала групп, кото­рые до этого не только не совершали боевых вылетов, но и вообще никогда ранее не сидели в кабине самолёта. Ночные полёты на при­митивных бипланах оказались не таким простым делом, и не удиви­тельно, что первое время потери были довольно большими.

Постепенно экипажи Storkampfgruppe приобрели достаточный опыт ночных полётов, что не могло не отразиться на эффективно­сти их действий. В июле 1943 г. «беспокоящие» эскадрильи при­нимали участие в сражении на т.н. Курской дуге. С 6 по 31 июля в районе Белгород — Короча они совершили 458 боевых вылетов (Самое большое число вылетов - 93 было выполнено в ночь с 15 на 16 июля. Кроме того, 31.07.1943 г. самолёты «беспокоящих» эскадрилий выполнили ещё 14 дневных боевых вылетов), и за всё это время лишь один Не-46 совершил вынужденную посад­ку. С 1 по 11 августа Storkampfgruppe выполнили 161 боевой вылет, при этом обратно не вернулся ещё один Не-46.

7 октября 1943 г. инспектор штурмовой авиации оберст-лейте­нант Эрнст Купфер подписал указание о формировании на основе «беспокоящих» эскадрилий и авиагрупп ночных авиагрупп непос­редственной поддержки войск (Nachtschlachtgruppe — NSGr). Од­новременно была создана инспекция ночной штурмовой авиации (Inspizienten der Nachtschlachtflieger) во главе с майором Борисом фон Маубёге (Boris von Maubeuge).

18 октября было сформировано сразу 8 таких групп: в Идрице Псковской области — NSGr.l во главе с гауптманом Вольфгангом Цихелем (Wolfgang Ziechel), в Барановичах в Белоруссии — NSGr.2 во главе с гауптманом Хейнцем Мюллером (Heinz Muller), в Гатчине Ленинградской области — NSGr.3 во главе с гауптманом Рейнхольдом Оелце (Reinhold Oelze), в Польше — NSGr.4 во главе с майором Хансом-Моритцом фон Франкенбергом (Hans-Moritz von Frankenberg und Proschlitz), на Украине — NSGr.5 во главе с майором Йоханном Бёлльнером (Johann Bollner), в Каранкуте в Крыму - NSGr.6 (Распущена 17.04.1944 г., при этом l./NSGr.6 была переименована в 3./NSGr.4, a 2./NSGr.6 - в 3./NSGr.5. Заново сформирована 27.09.1944 г., но уже 05.12.1944 г. была снова распущена, а лётный персонал вошёл в состав 2./NSGr.2 и l./NSGr.4) во главе с майором Рупертом Фростом (Rupert Frost), в Загребе в Югославии — NSGr.7 (В её составе на бипланах CR.42 летали хорватские лётчики) во главе с майором Теодором Блайхом (Theodor Blaich) и в Йохви (Johvi) в Эстонии — NSGr. 11 (estnisch) (Была полностью укомплектована эстонцами. Расформирована 01.10.1944 г.).

В декабре 1943 г. в Даугавпилсе была сформирована т.н. Ostfliegerstaffel (Распущена в июле 1944 г.). Она была укомплектована т.н. «славянскими» эки­пажами и была оснащена самолётами По-2, УТ-2, Аг-66 и Go-145. В марте 1944 г. в Лиепае была сформирована ещё одна «нацио­нальная» эскадрилья — NSGr.l2(lettisch) (Распущена 17.10.1944 г.), в которой служили лат­вийские добровольцы.

После того как эскадры пикирующих бомбардировщиков на­чали преобразовываться в эскадры непосредственной поддержки войск и соответственно получать одноместные FW-190, в ночные штурмовые группы стали поступать «освобождающиеся» Ju-87D.

Весной 1944 г. самолётами Ju-87D-3 были оснащены первые две эскадрильи — l./NSGr.9 и 2./NSGr.9 (1./NSGr.9 была сформирована в декабре 1943 г. на базе 10 экипажей из NSGr.3 и первоначально была оснащена итальянскими двухмоторными самолётами Caproni Ca.314. 2./NSGr.9 была сформирована 07.02.1944 г. и первоначально также имела на вооружении итальянские бипланы Fiat CR.42), базировавшиеся в Тури­не в Италии. «Штуки», прибывшие из SG151, были специально приспособлены для ночных полётов. На них было установлено дополнительное радионавигационное оборудование, включая сис­тему наведения «Эгон» («Egon») (Состояла из двух наземных радаров типа «Freya» и специальной аппаратуры FuG25, установленной на самолётах, которая особым обра­зом искажала сигнал наземных радаров и посылала его обратно. Сравни­вая данные о скорости прохождения сигнала от радаров до самолёта и обратно, операторы наведения на земле получали точное местоположе­ние самолёта и сообщали его пилоту), пламегасители на выхлопных патрубках двигателя и стволах пушек, а также усилено бронирова­ние кабины. Обе эти эскадрильи позднее вошли в состав NSGr.9 под командованием майора Руперта Фроста.

В ночь на 3 апреля Ju-87D-3 из 1. и 2./ NSGr.9 совершили свой первый боевой вылет, атаковав позиции союзных войск в районе Нетгуно — Анцио (Nettuno Anzio). Командование Люфтваффе в целом положительно оценило их действия и к осени 1944 г. в составе ночной штурмовой авиации было уже 6 эскадрилий, ос­нащённых «Штуками».

На 1 июня 1944 г. в составе ночной штурмовой авиации на­считывалось 235 самолётов. Процесс создания новых ночных групп продолжался. В июле 1944 г. в Пори в Финляндии была сформи­рована NSGr.8 во главе с гауптманом Йоханном Трнке (Johann Trnke), в августе в Удине в Италии была окончательно сформиро­вана NSGr.9 во главе с майором Фростом, в сентябре в Венгрии -NSGr. 10 во главе с майором Хейнцем Хаместером (Heinz Hamester).

31 октября 1944 г. в Бонне была сформирована NSGr.20 под командованием майора Курта Дахлманна (Kurt Dahlmann). Эта группа, в конечном итоге имевшая в своём составе 5 эскадрилий FW-190F-8, стала самым мощным соединением ночной штурмо­вой авиации Люфтваффе.

По состоянию на 1 ноября 1944 г. в составе ночных штурмо­вых авиагрупп было 445 самолётов, из них 285 Ju-87D, 32 FW-190F и 128 самолётов других типов (Аг-66С, FW-58, Go-145 и прочих).

Осенью 1944 г. на Западном фронте было создано боевое со­единение «Халленслебен» (Gefechtsverband Hallensleben), в кото­рое вошли NSGr.l, NSGr.2 и NSGr.20. В течение ноября только пилоты NSGr.2 выполнили свыше 500 ночных боевых вылетов (Всего же на счету пилотов NSGr2 около 17 тыс. боевых вылетов). Самым большим успехом ночной штурмовой авиации в этот пери­од стало уничтожение городского моста в Ниймвегене (Nijmwegen) и шлюзов в северной части Голландии, что позволило задержать продвижение вперёд англо-американских войск и дало отступа­ющим немецким частям возможность закрепиться. 16 декабря 1944 г. FW-190F из NSGr.20, оснащённые системой наведения «Эгон», обеспечили высадку десанта в тылу союзных войск в ходе немец­кого наступления в Арденнах.

25 ноября 1944 г. майор Руперт Фрост — командир NSGr.9, действовавшей в Италии, первым из пилотов ночной штурмовой авиации был награждён Рыцарским Крестом. Всего же, кроме него, ещё 4 пилота получили Рыцарские Кресты - гауптман Гельмут Эбершпёхер (Helmut Eberspacher) из NSGr.20, обер-фельдфебель Людвиг Беллоф (Ludwig Bellof) из NSGr.3, гауптман Франц-Карл Тхейрл (Franz-Karl Theyerl) и обер-фельдфебель Йозеф Флёгель (Josef Flogel) из NSGr.5.

По состоянию на 1 января 1945 г. в составе ночной штурмовой авиации было 404 самолёта, в т.ч. 248 Ju-87D и 45 FW-190F.

25 января 1945 г. командир NSGr.20 майор Курт Дахлманн был награждён Дубовыми Листьями к Рыцарскому Кресту (Он был награждён Рыцарским Крестом ещё 27.06.1944 г., когда командовал I./SKG10). Он стал единственным пилотом ночной штурмовой авиации, получившим эту награду.

23 февраля 1945 г. в Шлезвиге была сформирована последняя ночная штурмовая группа Люфтваффе — NSGr.30. В её составе было 3 эскадрильи Ju-88A, но из-за острой нехватки горючего она так и не успела принять участие в боевых действиях.