Предисловие

 

Нет нужды долго говорить о том, что за многие годы в советс­кой историографии о 2-й мировой войне сложился абсолютно без­ликий, «штампованный» образ немецкой армии. Все упоминания о ней носили поверхностный характер, изобиловали неточностя­ми, а иногда просто противоречили реальным фактам.

Это в полной мере относится и к Люфтваффе — немецкой воен­ной авиации периода 2-й мировой войны. При этом если о лучших асах-истребителях можно встретить более или менее точные сведе­ния, то о пилотах штурмовой авиации Люфтваффе нам практически ничего неизвестно. А ведь порой именно они оказывали решающее влияние на ход боевых действий на земле, а иногда и на море.

Первое, на что обращаешь внимание, когда начинаешь знако­миться со штурмовой авиацией Люфтваффе, — это интенсивность с которой пилоты совершали боевые вылеты. 20 пилотов-штурмо­виков в течение войны выполнили свыше 900 вылетов, а 22 — свы­ше 1000. Для сравнения: число лётчиков-истребителей, имевшего такое же количество боевых вылетов, было в три раза меньшим.

Начиная с 22 июня 1941 г. большинство штурмовиков Люфт­ваффе действовало на Восточном фронте, сражения на котором, Е конце концов, и решили исход войны. В ходе войны погибло 47% пилотов штурмовой авиации, награждённых Рыцарскими Креста­ми, при этом две трети из них именно в боях на Восточном фрон­те. В истребительной же авиации Люфтваффе картина была прямо противоположная — две трети от общего числа потерь среди пило­тов, имевших на счету более пяти воздушных побед, составила потери на Западе. Это объяснялось тем, что большая часть истре­бителей находилась там, пытаясь остановить массированные налё­ты стратегических бомбардировщиков союзников.

Говоря о лучших пилотах-штурмовиках Люфтваффе, нельзя не отметить ещё один факт. За все годы войны в ходе боевых дей­ствий в плен попало лишь 7 пилотов, награждённых Рыцарскими

Крестами, что составило всего 4,6% от общего числа потерь среди них. Процент потерь среди асов истребительной авиации был по­чти в 2,5 раза выше. Среди штурмовиков было очень высоко раз­вито чувство товарищества и взаимовыручки. Многие из них, рискуя собственной жизнью, неоднократно совершали посадки за линией фронта, чтобы вывезти экипажи сбитых самолётов.

Средний возраст лучших пилотов штурмовой авиации по сравне­нию со средним возрастом асов-истребителей был выше, многие прошли лётную подготовку ещё в начале - середине 30-х годов. Среди них было достаточно большое число людей, успевших до военной службы проучиться несколько семестров в университетах. Несколько пилотов имели учёную степень доктора юриспруден­ции, а среди бортрадистов-стрелков, летавших с ними, были про­фессиональные корреспонденты и даже один дипломированный врач.

Так что же представляла собой штурмовая авиация Люфтваф­фе? И кто были люди, сидевшие в кабинах её самолётов? Наде­юсь, что данная книга поможет найти ответы на эти и другие подобные вопросы.