РОСКОШНЫЕ ЛАЙНЕРЫ

 

Первый бой вспомогательных крейсеров

 

После начала войны британское Адмиралтейство рек­визировало несколько пассажирских лайнеров, превра­тив их во вспомогательные крейсера. Они были вооруже­ны несколькими устаревшими орудиями, как правило, калибра 120 мм, и были направлены патрулировать оке­анские судоходные маршруты. Здесь им должна была по­мочь высокая автономность и хорошая мореходность. Часть вспомогательных крейсеров была придана крейсерским эскадрам на заморских станциях.

Одним из мобилизованных лайнеров была «Кармания» знаменитой компании «Кунард Лайн». Лайнер был пост­роен на верфи «Джон Браун» в Клайдбенке в 1905 году. Он имел вместимость 19650 GRT и на испытаниях раз­вил скорость 20,4 узла, но на практике редко давал боль­ше 18 узлов. Лайнер должен был работать на линиях Ли­верпуль — Нью-Йорк и Фиуме — Неаполь — Нью-Йорк. Он мог перевозить 2626 пассажиров. 7 августа 1914 года корабль прибыл в Ливерпуль и тут же был отправлен на верфь для переоборудования во вспомогательный крей­сер. С него сняли роскошное убранство кают, по возмож­ности освободили от дерева. На палубе «Кармании» по­явились 8 орудий калибра 120 мм. Экипаж был пополнен артиллеристами.

Через неделю «Кармания» вышла из Ливерпуля в пер­вое плавание в качестве военного корабля. Теперь вспо­могательным крейсером командовал капитан 1 ранга Ноэль Грант. Шкипер лайнера Джеймс Барр получил зва­ние капитана 2 ранга и превратился в старшего помощ­ника. Сначала «Кармания» действовала в составе Север­ного патруля, но потом была отправлена в Карибское море. 23 августа лайнер прибыл на Бермуды, и Грант получил приказ присоединиться к эскадре контр-адми­рала Крэдока.

Главной задачей Крэдока был поиск и уничтожение германских легких крейсеров «Дрезден» и «Карлсруэ», которые скрывались где-то в Вест-Индии. По данным разведки, в бразильских портах стояли наготове герман­ские угольщики, готовые при необходимости заправить в море германские крейсера. Крэдок решил, что «Карма­ния» идеально подходит для наблюдения за ними, и че­рез несколько дней после ее присоединения к эскадре отправил вспомогательный крейсер проверить данные разведки.

Пока «Кармания» шла на юг, лайнер компании «Гам­бург — Южная Америка» «Кап Трафальгар» покинул Монтевидео и украдкой выскользнул из Ла-Платы. Через сутки возле Бахиа Бланка он встретился с канонеркой «Эбер», которая пересекла Атлантику, выйдя из порта в Германской Юго-Западной Африке. «Эбер» имел на бор­ту 8 орудий калибра 105 мм, 6 мелких скорострелок и прекрасно подготовленный экипаж. Все это было пере­дано на «Кап Трафальгар». Лайнер превратился во «Вспо­могательный крейсер В», командование которым при­нял бывший командир «Эбера» корветтен-капитан Вирт. Его задачей было уничтожение британских торговых су­дов, которые следовали в порты Южной Америки.

Британское Адмиралтейство подозревало, что герман­ский флот создал несколько секретных баз для обеспече­ния действий рейдеров в Южной Атлантике. Особое вни­мание привлек остров Тринидад, находящийся в 600 милях от берегов Бразилии. «Кармания» получила приказ обследовать берега острова.

Утро 14 сентября выдалось прекрасным — чистое го­лубое небо, такое же чистое голубое море. «Кармания» следовала полным ходом к поднимающемуся на гори­зонте конусу Тринидада. Это остров во времена парусных судов имел большое значение. Он находился вблизи юж­ной границы пояса юго-восточных пассатов, и корабли сверяли по нему свое место в океане. На юго-западном берегу имелась небольшая мелководная якорная стоян­ка, где в случае необходимости можно было укрыться от шторма. Легенды говорят, что на Тринидаде зарыто не­сколько пиратских кладов. Но в сентябре 1914 года его якорную стоянку использовали совсем другие пираты.

Еще на подходах к острову капитан 1 ранга Грант за­метил высокий столб дыма, поднимающийся над бере­гом. Он не ожидал встретить здесь свои корабли, а пото­му объявил боевую тревогу. Следуя давней традиции Ко­ролевского Флота, в 11.30 он объявил, что все свобод­ные от вахты имеют время обедать. Англичане верили, что на сытый желудок люди дерутся лучше.

Грант осторожно вел спой корабль к острову. Эти воды не были знакомы ни ему, ни капитану 2 ранга Барру. Кар­ты прибрежных районов были довольно приблизительны­ми, вулканические острова всегда окружены множеством опасных подводных камней. В 5 милях от берега Грант по­вернул влево, огибая остров по часовой стрелке. За высо­кими скалами на южной оконечности Тринидада находи­лась якорная стоянка, где Грант рассчитывал увидеть ко­рабль, которому принадлежал этот самый столб дыма.

Но как только вспомогательный крейсер обогнул мыс, командир оторопел от неожиданности. В бухте находился не 1 корабль, а целых 3. Одним из них был большой двух­трубный лайнер, почти не уступающий в размерах самой «Кармании». 2 других корабля были угольщиками. Он сто­яли у борта лайнера с открытыми люками. Очевидно, бункеровка была в полном разгаре.

Оправившись от первого потрясения, Грант начал внимательно рассматривать корабли. Корпус лайнера был окрашен в серый цвет, а черные трубы имели красные полосы по верхнему краю. Он напоминал лайнеры ком­пании «Юнион Кастл», курсирующие между Ливерпу­лем и Южной Африкой. Но Грант сразу решил, что это немец, так как корабль был слишком большим. Сначала противника приняли за лайнер компании «Норддейчер Ллойд» «Берлин» (17300 тонн, 17 узлов), который недав­но был вооружен 8 орудиями 105 мм и превратился во вспомогательный крейсер. Капитан 2 ранга Барр хорошо знал «Берлин» и подтвердил предположение Гранта. Но в действительности это был «Кап Трафальгар», который избавился от одной трубы после выхода из Монтевидео.

Командир «Кап Трафальгара» сразу понял грозящую ему опасность. Хрипло заревела сирена, из труб повалил густой дым, так как лайнер разводил пары. Угольщики быстро отошли от борта рейдера. Дистанция была слиш­ком велика для 120-мм орудий «Кармании», и Грант не мог помешать противнику выйти в открытое море. Он приказал дать полный ход, и лайнер задрожал, когда тур­бины начали набирать обороты. Впервые после прием­ных испытаний скорость превысила 20 узлов.

«Кармания» обогнула южную оконечность острова. Из ее труб за кормой стлалась густая полоса черного дыма. Но «Кап Трафальгар» выскочил из бухты и сейчас мчал­ся на север. Корветтен-капитан Вирт предпочитал сра­жаться в открытом море. Сейчас Грант опознал против­ника как один из лайнеров компании «Гамбург — Юж­ная Америка». Они почти не уступали «Кармании» в ско­рости, и Грант приготовился к долгой погоне. Но вдруг он увидел, как «Кап Трафальгар» поворачивает ему на­встречу. Противник принимал вызов.

Когда расстояние сократилось до 5 миль, два корабля начали описывать круги, словно боксеры на ринге, ка­раулящие удобный момент для решающего удара. Оба корабля были вооружены устаревшими орудиями, корпуса обоих можно было буквально проткнуть пальцем. Рисковать не хотел никто.

Когда расстояние сократилось до 7500 ярдов, «Кармания» дала выстрел под нос немецкому кораблю. Но «Кап Трафальгар» не обратил внимания на предупреждение и продолжал сближение. Внезапно он открыл огонь из всех орудий. Первые немецкие снаряды пролетели над «Карманией», потом английский лайнер был взят в вил­ку. А потом немецкие артиллеристы пристрелялись, и по­падания пошли одно за другим. Англичане открыли жар­кий ответный огонь.

Следующие 2 часа корабли непрерывно поливали друг друга снарядами, постепенно сближаясь. Оба получили серьезные повреждения. Германские снаряды разрушили мостик «Кармании», повредили рулевую машину, сис­тема внутрикорабельной связи была уничтожена, антен­ны снесены прочь. Всего «Кармания» получила не менее 79 прямых попаданий, многие из которых пришлись ниже ватерлинии. Корабль начал крениться, скорость упала до 16 углов, На верхней палубе бушевало несколько сильных пожаров. Так как главная пожарная магистраль была пе­ребита, воду пришлось подавать ведрами. Когда дистан­ция стала совсем маленькой, «Кап Трафальгар» открыл огонь из пулеметов по матросам, тушившим пожары. Но орудия «Кармании» продолжали стрелять, хотя их ство­лы раскалились докрасна.

На палубе «Кап Трафальгара» тоже начался пожар, но артиллеристы Гранта больше старались поразить подводную часть вражеского корабля. И их усилия начали прино­сить плоды. Германский корабль накренился на правый борт, и крен постепенно увеличивался. Вдруг люди, стоящие на обломках мостика «Кармании», увидели, что немецкий корабль вывалил шлюпки и повернул влево, направляясь к берегу. Германский вспомогательный крейсер тонул, и ка­питан 3 ранга Вирт решил выбросить его на отмель.

Но он запоздал с этим решением. Примерно в миле от берега «Кап Трафальгар» остановился и лег на борт. Его трубы коснулись воды. Еще несколько мгновений он дер­жался на поверхности, а потом корма лайнера поднялась в воздух, и он ушел к месту последней стоянки. Когда один из германских угольщиков бросился подбирать ко­манду рейдера, Грант не стал ему мешать. Позднее стало известно, что из 330 человек команды «Кап Трафальга­ра» погиб 51, в том числе корветтен-капитан Вирт.

Но «Кармания» тоже имела большой крен, палубы были разворочены, повсюду полыхали пожары. 9 человек из команды вспомогательного крейсера погибли, 27 были ранены. И тут англичане с ужасом увидели на горизонте новый дым. Вскоре на севере появились 2 высокие мачты и 4 трубы.

Когда корабль подошел ближе, англичане узнали в нем бывший лайнер «Норддейчер Ллойда» «Кронпринц Вильгельм». В момент начала боя он находился в 50 милях к северу и, получив призыв Вирта о помощи, на полной скорости бросился на юг. «Кронпринц Вильгельм» не ус­пел спасти товарища, однако он мог отомстить за его гибель. Грант приказал измученным матросам прекратить тушить пожары и снова стать к орудиям. Как раз в тот момент, когда экипаж «Кармании» уже приготовился к последней битве, «Кронпринц Вильгельм» круто развер­нулся и скрылся на севере. Позднее его командир утвер­ждал, что опасался появления британских военных ко­раблей. Но ведь прямо под его орудиями находился бес­помощный горящий корабль противника, а он так и не сделал ни единого выстрела...

Капитану 1 ранга Гранту было недосуг выяснять мо­тивы такого странного поведения противника. Помпы «Кармании» не справлялись с течами, и крен становился все больше. Кое-как удалось наладить аварийное рулевое управление, и лайнер медленно пополз на запад, стара­ясь побыстрее уйти от опасности. Была сооружена вре­менная антенна, и на призыв о помощи откликнулся легкий крейсер «Бристоль». На следующее утро он пока­зался на горизонте. Следом прибыл броненосный крейсер «Корнуолл». Их появление отчасти оправдывало роб­кое поведение «Кронпринца Вильгельма». Британские крейсера подошли к борту тонущей «Кармании» и по­могли потушить пожары. В тот же день прибыл вспомога­тельный крейсер «Македония», который проводил из­битый лайнер в Пернамбуко.

Так завершился первый в истории бой вспомогатель­ных крейсеров. Следует отметить, что лайнер «Кармания» был отремонтирован и послужил еще и после вой­ны. В 1931 году он был отправлен на слом.

 

Вспомогательный крейсер «Принц Эйтель-Фридрих»

 

С самого первого дня войны немцы прекрасно пони­мали, что Циндао не может служить надежным убежи­щем их кораблям, так как японцы только и мечтают о захвате этого порта. Долго удерживать Циндао было про­сто немыслимо, так как японцы могли бросить на штурм целую армию при поддержке самого мощного на Даль­нем Востоке флота. Поэтому самым разумным решением было немедленно отправить Крейсерскую Эскадру в пла­вание через Тихий океан, что и было сделано.

Лайнер компании «Норддейчер Ллойд» «Принц Эй­тель-Фридрих» был переоборудован во вспомогатель­ный крейсер. Теперь он мог сражаться с аналогичными британскими кораблями, действующими в этом райо­не: 3 «Принцессами» компании «Кэнэдиэн Пасифик» и «Гималайей» компании «Пи энд О».

Элегантный двухтрубный «Принц Эйтель-Фридрих» не был слишком большим, но ему явно не хватало скорости, чтобы вести крейсерскую войну. И все-таки корабль немед­ленно отправился на верфь Циндао, где на нем были уста­новлены орудия с канонерок «Лухс» и «Тигер». Эти кро­шечные корабли были абсолютно бесполезны в предстоя­щей войне, хотя в мирное время они могли выполнять полицейские функции и «показывать флаг». По германским стандартам «Принц Эйтель-Фридрих» получил мощное вооружение, так как на нем установили 4 — 105/35 мм и 8 — 88/40 мм орудий, не считая 12 — 37-мм скорострелок.

На новоиспеченный рейдер была переведена часть команд «Лухса» и «Тигера», а также с речных канонерок «Фатерланд» и «Оттер». 6 августа «Принц Эйтель-Фрид­рих» под командованием корветтен-капитана Тирихенса покинул Циндао, чтобы отконвоировать группу судов снабжения на остров Паган. Там они 12 августа встрети­лись с кораблями эскадры фон Шпее. До Маршалловых островов вспомогательный крейсер шел вместе с Крей­серской Эскадрой. Там он отделился, чтобы начать дей­ствия в южной части Тихого океана. К счастью, бывший лайнер успел до отказа забить свои бункера углем до того, как рухнула германская колониальная империя на Ти­хом океане.

Тирихенс быстро сообразил, что в указанном ему рай­оне он ничего не добьется, и сразу направился на вос­ток, чтобы опять встретиться с фон Шпее. 27 октября он встретился с адмиралом на острове Мас-а-Фуэра (остро­ва Хуан-Фернандес). Фон Шпее сразу отправил лайнер дальше, чтобы собрать информацию о противнике, под­готовить угольщики и послать из Вальпараисо телеграм­мы в Берлин.

31 октября «Принц Эйтель-Фридрих» погнался за но­вым британским пароходом «Колуса». Но Тирихенсу по­мешали. Совершенно неожиданно появился чилийский военный корабль и любезно сообщил, что германский вспомогательный крейсер вошел в чилийские террито­риальные воды. После этого чилиец предложил рейдеру прекратить погоню, иначе будет открыт огонь. Тирихенс подчинился.

1 ноября лайнер вошел в порт Вальпараисо, но оста­вался там лишь 4 часа, так как поблизости находились бри ганские военные корабли. Вечером того же дня разыг­рался роковой для англичан бой у мыса Коронель. 4 ноября «Принц Эйтель-Фридрих» спокойно вернулся в Валь­параисо. Немцы были убеждены, что незримо витающий в воздухе призрак дредноутов Королевского Флота исчез с гибелью эскадры адмирала Крэдока. 8 ноября лайнер снова встретился с эскадрой фон Шпее на Мас-а-Фуэра и получил приказ оставаться у берегов Чили до начала декабря. Фон Шпее пытался ввести в заблуждение бри­танскую разведку, создав впечатление, будто его крейсе­ра все еще не обогнули мыс Горн. После этого «Принц Эйтель-Фридрих» должен был возобновить действия про­тив торгового судоходства противника.

5 декабря в 70 милях к югу от Вальпараисо вспомога­тельный крейсер захватил свой первый приз. Это был пароход «Чаркас», груженный чилийскими нитратами. Абордажная партия заложила подрывные патроны, и пароход с контрабандным грузом пошел на дно. Через день его экипаж был высажен на берег недалеко от Валь­параисо.

10 декабря радист лайнера перехватил радиограмму из Монтевидео и Порт-Стэнли. Из нее можно было сделать вывод, что эскадра фон Шпее уничтожена. Уже 12 декаб­ря эта грустная новость была подтверждена новой радио­граммой. Газета «Дэйли Мейл» открытым текстом запра­шивала у епископа Фолклендов подробности потопле­ний «Шарнхорста», «Гнейзенау» и «Нюрнберга». После этого стало ясно, что попытка «Принца Эйтеля-Фридриха» обогнуть мыс Горн и прорваться на север в Атлан­тику будет блокирована британскими кораблями. Любой из крейсеров противника мог в считанные минуты пре­вратить лайнер в груды пылающего железа, хотя немец­кий корабль и был неплохо вооружен. Кроме того, Тирихенс знал, что его корабль не сможет уйти ни от настоя­щих крейсеров вроде «Глазго», ни даже от вспомогатель­ных крейсеров «Кармания» и «Отранто».

Поэтому германский капитан решил направиться на запад — сначала к острову Пасхи, а потом через весь Тихий океан. Остановки планировалось делать только на необитаемых островах, а уголь Тирихенс рассчитывал найти на призах. 11 декабря уже в 300 милях от берегов Южной Америки «Принц Эйтель-Фридрих» захватил французский трехмачтовый барк «Жан». К огромной ра­дости немцев оказалось, что он несет 3500 тонн прекрас­ного кардифа. Решив, что грузить уголь посреди океана слишком рискованно, Тирихенс взял французское суд­ию на буксир и пошел к острову Пасхи.

12 декабря рейдер встретил еще один парусник. Но трехмачтовый барк «Килдалтон», направляющийся из Ливерпуля в Кальяо, не имел никаких грузов, полезных для Тирихенса. Поэтому его команда была переведена на «Жан», а сам «Килдалтон» был затоплен.

23 декабря «Принц Эйтель-Фридрих» вошел в бухту Кука на острове Пасхи. «Жан» с призовой командой на борту оставался в море. Немцы попытались купить не­сколько коров у хозяина ранчо, кстати сказать, англича­нина, но наотрез отказались сообщить какие-либо сведе­ния о ходе военных действий и о роли своего корабля. -Местные жители были возмущены бесцеремонным по­ведением немецких матросов, которые соорудили на вер­шине одной из гор временную радиостанцию. Это было явное нарушение чилийского нейтралитета.

Вскоре «Принц Эйтель-Фридрих» ненадолго вышел в море и вернулся вместе с «Жаном». Корабли были при­швартованы друг к другу, и началась погрузка угля на лайнер. Чтобы барк меньше качало на волне, его мачты были срублены. 31 декабря, по-прежнему связанные вме­сте, лайнер и барк покинули бухту Кука и вышли за пре­делы трехмильной зоны. Там швартовы были отданы, после чего «Принц Эйтель-Фридрих» расстрелял парус­ник, который быстро затонул. Немецкий рейдер вернул­ся к острову и высадил команды «Жана» и «Килдалтона», которым предстояло провести на уединенном ост­рове несколько месяцев, прежде чем представится слу­чай вернуться к цивилизации. Только в феврале 1915 года к острову Пасхи подошел шведский пароход, который забрал англичан и половину французов. Между прочим, немного раньше моряки отказались покинуть остров на британском барке «Шеррис», так как боялись снова встре­тить в море «Принца Эйтеля-Фридриха».

6 января 1915 года рейдер окончательно покинул ост­ров Пасхи. Тирихенс все-таки решил рискнуть и попы­таться обойти вокруг мыса Горн, надеясь, что плохая погода и зимние шторма укроют его от глаз британских крейсеров. После этого он собирался двинуться на север, чтобы рискнуть еще раз — попытаться прорвать британ­скую блокаду в Северном море и вернуться в Германию. Чтобы обойти британские патрули, Тирихенс ушел по­чти к берегам Антарктиды. Он прошел через море Шэклтона по 61-й параллели.

Уже посреди Атлантики 26 января рейдер встретил шведский барк «Изабель Браун», шедший под русским торговым флагом. Шкипер Лундквист и команда были сняты, а судно потоплено.

27 января Тирихенс захватил французский барк «Пьер Лаги» и американский четырехмачтовик «Уильям П. Фрай». Французское судно было немедленно потоплено. Амери­канское судно везло пшеницу из Сиэтла в Куинстаун (Ир­ландия). Этот груз вполне мог считаться военной контра­бандой и подлежал уничтожению на законных основани­ях. Однако Тирихенс не желал топить американское судно. Поэтому он приказал своей команде выбросить злосчаст­ную пшеницу за борт! Эта задача оказалась гораздо более трудной, чем представлялось германскому капитану. По­теряв терпение, он приказал команде «Уильяма П. Фрая» перейти на борт лайнера и потопил американца артогнем. Когда эта новость стала известна в Соединенных Штатах, правительство немедленно заявило резкий протест. Гер­мания была вынуждена заплатить солидную компенсацию за гибель судна. 29 января Тирихенс захватил и потопил очередной французский барк «Якобсен».

В начале февраля радист «Принца Эйтеля-Фридриха» перехватил радиограмму, адресованную «Кронпринцу Вильгельму». Командиру этого рейдера предписывалось по окончанию крейсерства зайти в испанский или амери­канский порт. Тирихенс решил, что это гораздо безопас­нее, чем пытаться прорваться через линию британских дозоров. Поэтому он несколько дней бесцельно крутился посреди океана, но 12 февраля буквально натолкнулся на британский барк «Инверкоу» с грузом американской пше­ницы. Это судно также пошло на дно.

Но запасы угля на германском рейдере начали подхо­дить к концу, так как они не пополнялись после захвата «Жана». Тирихенс понял, что его шансы захватить уголь­щик будут выше, если он выйдет на основные судоход­ные маршруты, покинув океанскую пустыню, которую предпочитали парусники. Утром 18 февраля в 300 милях от бразильского порта Пернамбуко «Принц Эйтель-Фридрих» перехватил британский пароход «Мэри Ада Шорт» с грузом кукурузы. Абордажная партия довольно быстро выяснила, что сам пароход не представляет никакого интереса, и он был потоплен подрывными зарядами и артиллерийским огнем. На следующий день через эту же точку прошел британский вспомогательный крейсер «От­ранто», который возвращался в Англию с остатками ко­манд германских кораблей, потопленных в бою у Фолк­лендских островов.

19 февраля «Принц Эйтель-Фридрих» потопил фран­цузский пароход «Флорида», а на следующий день — бри­танский пароход «Виллерби». Но теперь немцы израсхо­довали последние запасы угля. Постоянно растущее ко­личество пленных стремительно сокращало запасы про­довольствия. Тирихенс решил зайти в американский порт Ньюпорт Ньюс, расположенный на восточном побере­жье Соединенных Штатов. Ему предстояло совершить переход длиной 3000 миль, что он сделал без приключе­ний. Однако ночью 21/22 февраля «Принц Эйтель-Фрид­рих» прошел в опасной близости от британского вспо­могательного крейсера «Эдинбург Кастл», направляюще­гося на юг. 11 марта 1915 года германский рейдер вошел в порт. Англичане не перехватили его по очень простой причине. Они думали, что «Принц Эйтель-Фридрих» все еще находится в Тихом океане. Удержав у себя на борту всех пленных, Тирихенс сумел обмануть противника.

Американские власти быстро обнаружили, что герман­ский корабль имеет мощное вооружение, и объявили его вспомогательным военным кораблем. Потому Тирихенсу только 14 марта разрешили стать в док, чтобы провести необходимый ремонт. Все верили, что «Принц Эйтель-Фридрих» попытается прорваться в море, чтобы продол­жить крейсерство. Но время шло, а рейдер из порта не выходил. 5 апреля он грузил различные припасы. Англий­ская разведка слепой не была, поэтому в нейтральных водах возле выхода из Чезапикской бухты уже дежурили броненосный крейсер «Камберленд» и бронепалубный крейсер «Ниобе». 6 апреля германский корабль принял на борт лоцмана и приготовился к отплытию. Однако 8 апреля он был передан американским властям для ин­тернирования. Тирихенс прекрасно понимал, что его корабль не обладает необходимой скоростью, чтобы вырваться в открытое море. Британские крейсера на двоих имели 30 — 152-мм орудий, поэтому ни о каком бое не могло быть и речи.

После вступления Соединенных Штатов в войну «Принц Эйтель-Фридрих» 7 апреля 1917 года был захва­чен американцами. Они превратили его в войсковой транс­порт «Де Кальб».

 

Вспомогательный крейсер «Кайзер Вильгельм дер Гроссе»

 

«Кайзер Вильгельм дер Гроссе», наверное, был самым известным из германских лайнеров довоенного времени. Это был первый германский корабль, который завоевал Голубую Ленту Атлантики. Однако он был спущен на воду еще в 1897 году, и к началу Первой Мировой войны лучшие годы лайнера уже остались позади. И все-таки его скорость, превышающая 20 узлов, и способность нести орудия привели к тому, что «Кайзер Вильгельм дер Грос­се» был реквизирован военным флотом и превращен во вспомогательный крейсер.

В конце июля 1914 года на верфи «Норддойчер Ллой­да» он получил 6 — 105/40 мм орудий и пару мелких револьверных пушек. Эффектная раскраска мирного вре­мени — черный корпус, белые надстройки и желтые трубы — сменилась мрачным серо-черным камуфляжем. Следу­ет отметить, что немцы, следуя установившейся тради­ции, и на вспомогательных крейсерах, как и легких крей­серах военного флота, устанавливали орудия попарно — на правом и левом бортах. В российском флоте примером такого расположения артиллерии может служить «Варяг». Объяснение кажущегося на первый взгляд довольно странного расположения артиллерии очень просто. Хотя в бою па параллельных курсах корабль лишался 2—3 ору­дий в бортовом залпе, такая схема обеспечивала сосре­доточение максимального количества стволов в любом секторе горизонта, что в одиночном плавании имело большое значение.

4 августа 1914 года «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» под командованием капитана 1 ранга Рейманна покинул ус­тье Везера и стремительно помчался на север. Сначала он прижимался к норвежскому берегу, потом по широкой дуге обогнул Шетландские острова и вышел в открытый океан. Петля английской блокады пока еще не затянулась туго, и такой прорыв не был слишком сложным. 7 августа Рейманн северо-восточнее Исландии натолкнулся на бри­танский траулер «Тубан Каста» и потопил его. Это суде­нышко могло сообщить о прорыве рейдера, поэтому его нельзя было отпускать.

Морские коммуникации в районе Канарских островов патрулировали только устаревшие британские крейсера «Хайфлаер» и «Винидиктив», поэтому там можно было хорошо поживиться. Множество пароходов заходили в Санта Крус де Тенерифе, поэтому Рейманну следо­вало лишь немного подождать, и богатая добыча сама придет к нему в руки.

15 августа, когда запас угля на лайнере уже начал под­ходить к концу, он захватил британский пароход «Галишиэн», который следовал из Кейптауна в Лондон. Ра­дист рейдера перехватил радиограмму парохода, кото­рый уточнял, можно ли спокойно подойти к острову. Рей-манн приказал своему радисту ответить, что он встретит пароход и отконвоирует в порт. Но, когда корабли встре­тились в море, англичанин получил гораздо менее при­ятную радиограмму: «Немедленно остановиться. Не ис­пользовать радио, иначе я потоплю вас».

Германская абордажная партия поднялась на борт приза и обнаружила, что на «Галишиэне» находятся 250 пасса­жиров, многие из которых были женщинами и детьми. Рейманн на следующее утро отпустил захваченный па­роход. Но буквально через пару часов он встретил четырехмачтовый пароход «Кайпара» с грузом новозеландс­кого мяса. Он направлялся в порт за углем. Приз был тут же потоплен, по рейдеру пришлось израсходовать 53 дра­гоценных 105-мм снаряда.

Воодушевленный этими успехами, Рейманн взял курс на юго-запад. Во второй половине дня на горизонте был замечен дым. Вскоре показался большой пароход, идущий навстречу «Кайзеру Вильгельму дер Гроссе». Рей­манн решил, что это британский корабль, и уже пред­вкушал новую поживу. Но пароход «Арланца» имел на борту 335 женщин и более 100 детей, и его тоже при­шлось отпустить.

Ближе к вечеру в тот же день 16 августа был встречен пароход «Ньянга», шедший в Англию из Южной Афри­ки. Забрав с парохода все, что могло пригодиться, нем­цы потопили его подрывными зарядами. Так как нехват­ка угля уже приняла угрожающий характер, Рейманну требовалась помощь «системы этапов». «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» направился к африканской колонии Испании Рио-де-Оро, где на 21 августа было назначено рандеву с пароходами «Арукас» и «Дуала», хотя это являлось нарушением испанского нейтралитета. Первый угольщик вышел на встречу с рейдером из Тенерифе, второй — из Лас-Пальмаса. Оба корабля были приписаны к Северо-Африканскому этапу. Вскоре к рейдеру и угольщикам присоединился пароход «Магдебург». Началась перегруз­ка на бывший лайнер большого количества угля, продо­вольствия и пресной воды.

Местные испанские власти с некоторым запозданием заинтересовались происходящим. Но Рейманн использовал проверенную уловку. Он заявил, что его машины неисправны и требуют переборки, а угольщики просто пришли на помощь. Хотя «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» теперь носил камуфляжную окраску, его команда по-прежнему щеголяла в униформе компании «Норддойчер Ллойд». Поэтому испанские чиновники поверили обма­ну, или, по крайней мере, сделали вид, что поверили.

Погрузка угля шла довольно лениво. Она еще продол­жалась, когда утром 26 августа наблюдатели рейдера за­метили военный корабль. Когда он подошел ближе, ста­ли видны 3 трубы и британский флаг. Началась паника. Рейманн приказал готовиться к бою, угольщики немед­ленно отдали швартовы, а «Кайзер Вильгельм дер Грос­се» начал поднимать пары, чтобы дать ход. Но было уже поздно. Выход в море был блокирован старым британ­ским крейсером «Хайфлаер». В 1914 году он был переве­ден в учебные суда, но после начала войны крейсер начал патрулировать в океане. Он был вооружен 11 — 152-мм орудиями старого образца, которые не превышали по дальнобойности орудия германского рейдера. Но британ­ские снаряды весили гораздо больше.

Если бы встреча произошла в океане и лайнер имел пары во всех котлах, Рейманн имел шанс просто ото­рваться от противника. «Хайфлаер» и в лучшие времена не развивал более 20 узлов, а «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» мог дать 22 узла. Но стоящий на якоре рейдер был просто беспомощен. Британский капитан предложил Рейманну сдать корабль, на что, разумеется, последовал отказ. Оба корабля открыли огонь, но исход боя был пред­решен. Хотя германские артиллеристы добились несколь­ких попаданий в «Хайфлаер», корпус лайнера был быс­тро превращен в решето британскими снарядами. После недолгой перестрелки в 16.20 рейдер повалился на борт и затонул на мелководье. Англичане утверждали, что они потопили «Кайзера Вильгельма дер Гроссе», немцы зая­вили, что корабль был затоплен собственной командой. Так или иначе — но рейдер был уничтожен.

Рейманн, 9 офицеров и 72 матроса добрались до берега на шлюпках, нашли ближайший испанский пост и сдались. Позднее их доставили в Лас-Пальмас и интернировали на борту стоящего там германского судна. Почти 400 человек забрал угольщик «Бетания», который крутился неподалеку во время боя. Он пошел было в Соединенные Штаты, но был захвачен броненосным крейсером «Эссекс» и дошел только до Ямайки. «Арукас» и «Дуала» сразу после начала боя полным ходом бросились на север, унося плененные команды «Кайпары» и «Ньянги».

Потери с обеих сторон оказались минимальными. Ан­гличане потеряли 1 человека убитым и 6 ранеными, по­тери немцев остались неизвестны. Некоторые германс­кие источники утверждают, что потерь не было вообще, но это выглядит неправдоподобным, ведь в последние минуты боя «Хайфлаер» расстреливал рейдер в упор. Можно предположить, что потери немцев составляют около 100 человек, так как из теоретической численнос­ти экипажа 584 человека спаслись примерно 480.

 

Вспомогательный крейсер «Кронпринц Вильгельм»

 

2 августа, когда начались бои между германскими и русскими войсками, германский военно-морской атташе в Нью-Йорке фрегаттен-капитан Бой-Эд передал ка­питану лайнера «Кронпринц Вильгельм» запечатанный пакет. В нем капитану Грану предлагалось немедленно завершить бункеровку, принять продовольствие и как можно быстрее покинуть гавань Нью-Йорка. После этого лайнер должен был в открытом океане встретиться с крейсером «Карлсруэ». Вечером 3 августа «Кронпринц Вильгельм» покинул гавань и полным ходом устремился на юг. Кочегары выбивались из сил, чтобы поддерживать скорость 20 узлов, а остальные матросы в это время ли­хорадочно закрашивали черной краской белые надстройки и желтые трубы лайнера. Гран получил радиограмму «Карлсруэ», в которой командир крейсера назначал ран­деву на 6 августа. Крейсер подготовил для передачи «Крон­принцу Вильгельму» пару 88-мм орудий, несколько пу­леметов и винтовок, боеприпасы. Бытует ошибочное мне­ние, что были переданы 2 — 105-мм орудия, поэтому создается впечатление, будто «Карлсруэ» лишился части своей артиллерии. Это не так, на крейсер в свое время были специально погружены 88-мм орудия для передачи рейдерам. 6 августа в 7.00 корабли встретились примерно в 150 милях от ближайшего берега.

Два корабля пришвартовались бортами, хотя это было нелегко из-за слишком большой разницы в размерах. Орудия были подняты на лайнер, а крейсер получил уголь и продовольствие. Все это делалось в страшной спешке, так как оба капитана опасались появления британских крейсеров. Если бы они застигли «Карлсруэ» и «Крон­принца Вильгельма» в момент погрузки, последствия мог­ли оказаться для немцев роковыми.

Переход лайнера компании «Нордейчер Ллойд» в рас­поряжение Императорского Флота сопровождался сме­ной командира. Хотя Гран был старым моряком, он не имел совершенно никакого опыта военной службы. По­этому командиром вспомогательного крейсера был на­значен штурман «Карлсруэ» Пауль Тирфельдер. Гран стал его помощником. С лайнера на крейсер были переведены 15 матросов, а взамен «Кронпринц Вильгельм» получил лейтенантов Эйдинга и Хеншеля.

В 10.15 наблюдатели заметили на юге дым. Это мог быть только британский крейсер. Немцы ошибочно приняли его за броненосный крейсер «Бервик», хотя на самом деле это был однотипный с ним «Саффолк». Оба кораб­ля успели поднять все шлюпки, хотя «Карлсруэ» при­шлось бросить моторный катер. Были отданы швартовы, и корабли бросились в разные стороны. «Карлсруэ» на­правился на север, а вспомогательный крейсер взял курс на NNO.

«Саффолк» погнался за «Карлсруэ», что позволило «Кронпринцу Вильгельму» спокойно скрыться. Если бы британский крейсер погнался за ним, судьба лайнера была бы решена. Вместо этого «Кронпринц Вильгельм» полу­чил время, чтобы установить новые орудия, соорудить импровизированную защиту командных постов и превра­тить обеденный салон первого класса в запасной уголь­ный склад. Курительный салон был переоборудован в лазарет. Переход от Багамских островов к Азорским про­шел без происшествий.

17 августа с лайнера заметили остров и стали ждать обещанный угольщик. Однако пароход «Валгалла» Запад­но-Африканского этапа появился лишь на следующий день. Отсутствие вражеских кораблей и штилевая погода позволили «Кронпринцу Вильгельму» в течение 3 дней принять с «Валгаллы» 2500 тонн угля. Работы были за­вершены 25 августа, и угольщик направился обратно в Лас-Пальмас, чтобы принять новый груз угля. Вспомога­тельный крейсер взял курс на юго-запад, чтобы выйти на морские коммуникации.

27 августа наблюдатели заметили шхуну, которая была остановлена окриком в мегафон. Это оказалось нейтраль­ное датское судно, которое сразу было отпущено. Вскоре «Кронпринц Вильгельм» остановил барк под русским флагом, но Тирфельдер совершенно неожиданно решил, что это судно не стоит даже топить. Его отпустили, оста-

вив ошеломленный экипаж возносить благодарственные молитвы за свое неожиданное спасение. До сих пор судь­ба упрямо не желала улыбнуться германскому рейдеру.

3 сентября в 200 милях на запад от мыса Сан-Роке «Кронпринц Вильгельм» встретил угольщик Бразильского этапа «Асунсьон». И лишь 4 сентября рейдер захватил свой первый приз — британский пароход «Индиэн Принс». Немцы сняли пассажиров и экипаж и заложили подрыв­ные заряды. Но Тирфельдер решил отконвоировать тро­фей подальше на SSO. Наконец, 9 сентября британский пароход был потоплен примерно в 200 милях северо-западнее Тринидада.

11 сентября вспомогательный крейсер встретился с пароходом «Эбернбург», который должен был передать ему запас продуктов. Вскоре после этого появился уголь­щик «Понтос», пришедший из Монтевидео, а вслед за ним угольщик «Пруссия», который ранее обслуживал легкий крейсер «Дрезден», но был отправлен в Рио-де-Жанейро с командой потопленного британского парохо­да «Гиады». Пароход принял в Рио груз угля и покинул порт 5 сентября. Как нетрудно заметить, плавание «Крон­принца Вильгельма» протекало нескучно, хотя призов он захватил маловато.

Остров Тринидад казался немцам идеальным местом для перегрузки угля. Он находился достаточно далеко от обычных судоходных маршрутов, поэтому имелся шанс провести операцию скрытно. В то же время он находился достаточно близко к берегам Южной Америки, чтобы германские угольщики могли свободно пользоваться бра­зильскими портами. Вероятность появления британских крейсеров на этом отдаленном острове была минималь­ной. Тем более, что в это время в Южной Америке нахо­дился лишь легкий крейсер «Глазго».

Однако во время погрузки угля с «Понтоса» и «Прус­сии» Тирфельдер из перехваченной радиограммы узнал, что вспомогательный крейсер «Кап Трафальгар» был за­хвачен британским вспомогательным крейсером «Кармания» именно во время погрузки угля. В последовавшем бою германский корабль был потоплен. В это время «Крон­принц Вильгельм» находился менее чем в 150 милях от Тринидада, но Тирфельдер не прекратил погрузку. Она затянулась до 19 сентября.

17 сентября Тирфельдер отправил экипаж «Индиэн Принса» на «Эбенберге» и «Пруссии». Первый пароход пришел в Сантос 24 сентября, а второй в Рио-де-Жа­нейро на день позже. Пленные моряки сразу рассказали британским представителям все, что знали, но «Крон­принц Вильгельм» уже находился далеко в Южной Ат­лантике.

Рейдер попусту проболтался возле Тринидада до кон­ца сентября. Лишь 7 октября на горизонте был замечен дым. Рейдер устремился на перехват, и вскоре стал виден большой черный пароход, на трубе которого красовалась эмблема одной из лондонских судоходных компаний. Тир­фельдер приказал дать предупредительный выстрел под нос британскому судну. Когда оно остановилось, «Крон­принц Вильгельм» подошел к нему вплотную, при этом были разбиты в щепки несколько шлюпок на обоих ко­раблях. Немецкая абордажная партия Q воплями прыгну­ла прямо на борт приза, как в добрые старые пиратские времена! Оказалось, что пароход «Ла Коррентина» сле­дует в Англию с грузом мяса.

Немцы сняли пассажиров, экипаж и забрали столько мяса, сколько смогли. Они также сняли с «Ла Коррентины» 2 орудия калибром 120 мм. Это было совершенно неожиданное и неприятное открытие, ведь «Кронпринц Вильгельм» мог получить достойный отпор. Учитывая более крупный калибр английских орудий, исход схват­ки мог оказаться любым. На борту британского парохода находилась даже орудийная команда, не было только боеприпасов. Их предполагалось погрузить уже в Ливер­пуле. Приз был затоплен 16 октября.

20 октября рейдер встретился с судном снабжения «Сиерра Кордоба», которое доставило уголь, свежие овощи, обмундирование. 22 октября в полный штиль кораб­ли пришвартовались бортами, и началась погрузка. Плен­ные были переведены на «Сиерра Кордобу». После этого Тирфельдер направился к берегам Бразилии, чтобы выйти на маршруты, ведущие от мыса Горн в Карибское море и Северную Атлантику.

28 октября «Кронпринц Вильгельм» встретил четырехмачтовый барк. Так как судно было окрашено в серый цвет и имело линию фальшивых орудийных портов вдоль верхней палубы, то Тирфельдер правильно предположил, что это француз. И действительно, «Юнион» под коман­дованием шкипера Риу направлялся в Ла-Плату с грузом 3100 тонн кардифа. Вместо того, чтобы сразу потопить французский барк, Тирфельдер решил снять с него как можно больше угля. Но погода была плохой, и сильная волна мешала пришвартоваться к борту «Юниона». По­этому Тирфельдер таскал его за собой на буксире, пока к 20 ноября не перегрузил 2000 тонн угля.

Однако прежде чем удалось забрать остатки угля, па­русник неожиданно перевернулся. Командир «Принца Эйтеля-Фридриха» Тирихенс в подобных случаях рубил мачты приза, Тирфельдер оказался не столь предусмот­рительным. Экипаж «Юниона» был переведен на «Сиер­ра Кордобу», после чего пароход пошел в Монтевидео, чтобы высадить пленных.

21 ноября Тирфельдер перехватил французский барк «Анне де Бретань», после того как получил предупреж­дение от радиостанции Пернамбуко. Барк направлялся в Мельбурн вокруг мыса Горн с грузом леса из Европы. Парусник был неинтересен немцам, и Тирфельдер по­пытался потопить его обычным методом — открыв кин­гстоны и взорвав подрывные заряды. Но, благодаря сво­ему грузу, барк совсем не желал тонуть. Тогда Тирфель­дер протаранил парусник, повредив форштевень «Крон­принца Вильгельма» и обшивку носовой части. Вдобавок ему пришлось израсходовать более 20 драгоценных 88-мм снарядов, чтобы затопить упрямый барк.

Скудная добыча вынудила Тирфельдера сменять рай­он крейсерства. Он направился на линию между мысом Сан-Роке и островами Зеленого Мыса. 4 декабря навстречу рейдеру попался угольщик «Бельвю», идущий из Глазго в Монтевидео. Прежде чем абордажная партия успела за­кончить досмотр «Бельвю», был замечен еще один паро­ход, и германский рейдер бросился в погоню. Она оказа­лась недолгой, и после окрика в мегафон пароход оста­новился, подняв германский флаг. Но абордажная партия быстро раскрыла обман. Это оказался французский паро­ход «Монт-Анжель», идущий в балласте. Он был тут же потоплен подрывными зарядами.

Как ни странно, Тирфельдер снова прибег к: тарану. Хотя на первый взгляд подобная тактика выглядят более чем странно, следует помнить, что «Кронпринц Виль­гельм» был вооружен в море крейсером «Карлсруэ», а не готовился к крейсерству в домашнем порту. Рейдер ис­пытывал жесточайшую нехватку боеприпасов, снаряды приходилось экономить, как только можно. Ведь Тирфельдеру приходилось постоянно помнить о возможности боя с английскими кораблями. Он предусмотрительно сохра­нил 120-мм орудия с «Ла Коррентины», хотя большин­ство германских капитанов уничтожило бы их. Но эти орудия были гораздо мощнее 88-мм орудий рейдера, и Тирфельдер надеялся на каком-нибудь из британских кораблей найти боеприпасы для них. Это было все-таки более вероятно, чем отыскать посреди океана германс­кие 88-мм патроны.

Тирфельдера соблазнил груз «Бельвю», и од решил снять с парохода все, что только удастся. Самый глав­ным был, разумеется, уголь. Однако немцы с радостью забрали ликеры, шоколад, другие продукты и пресную воду. Только 20 декабря удалось затопить «Бельвю», пос­ле чего «Кронпринц Вильгельм» возобновил крейсерство. Вскоре он встретился с вышедшим из Пернамбуко уголь­щиком «Отави». Немцы распустили слухи, что «Отави» должен передать уголь линейному крейсеру «Фон дер Танн», который будет встречать эскадру фон Шпее, воз­вращающуюся в Германию. Однако уничтожение Kreuiergeschwader в бою у Фолклендских островов положило конец этой утке. 12 декабря угольщик получил приказ встретиться с «Кронпринцем Вильгельмом». 21 декабря корабли расстались, и 4 января 1915 года «Отави» выса­дил пленных в Лас-Пальмасе.

К Рождеству у Тирфельдера имелось достаточно угля, что продолжать крейсерство, но за предыдущие 4 месяца он почти ничего не добился. Германское правительство узнало о гибели «Карлсруэ», и Тирфельдеру была отправ­лена радиограмма с разрешением идти в нейтральный порт. Там он мог интернировать корабль, если сочтет необходимым. Впрочем, командир «Кронпринца Виль­гельма» совсем не собирался завершать плавание так быстро.

28 декабря к востоку от рифов Аброльос «Кронпринц Вильгельм» захватил пароход «Гемисфера», идущий с грузом угля из Гулля в Буэнос-Айрес. Тирфельдер отвел его подальше на восток и 30 декабря занялся перегруз­кой угля. «Гемисфера» была затоплена 7 января 1915 года. Но еще 6 января рейдер встретился с пароходом «Хольгер». Это судно стояло в Пернамбуко, ожидая шифро­ванных радиограмм. 4 января немцы, не утруждая себя получением разрешений, под покровом темноты вышли из порта, благополучно обойдя все патрули.

Британские протесты против таких сомнительных дей­ствий германских торговых судов возымели свое действие, бразильцы больше не могли делать вид, будто ничего не происходит. Бегство «Хольгера» привело к тому, что были сняты со своих постов капитан порта и командир сторо­жевого корабля. Бразильцы сняли часть деталей с радио­станций германских судов, стоящих в их портах, и даже закрыли на период военных действий собственную ра­диостанцию на острове Фернандо Норонья, которую немцы использовали в качестве маяка. Немцы довольно быстро практически на всех судах соорудили импровизированные рации, часто используя спрятанные в тайни­ках детали. Однако общее отношение к ним в странах Южной Америки начало изменяться. Никто больше не хотел терпеть грубейших нарушений нейтралитета.

«Хольгер» передал подготовленные грузы на рейдер и забрал экипаж «Гемисферы». Шкипер угольщика пере­дал Тирфельдеру свежие новости. После этого корабли направились на северо-восток, чтобы угрожать судам на маршруте Буэнос-Айрес — Лас-Пальмас, так как немцы знали о директиве, предписывающей британским судам следовать восточнее обычных маршрутов. 10 января в 0.30 «Кронпринц Вильгельм» захватил британский пароход «Потаро», следующий из Ливерпуля в балласте. Тирфельдер решил, что этот относительно новый пароход может послужить ему в качестве разведчика. Команда рейдера быстро перекрасила трофей и установила на нем радио­станцию «Телефункен».

14 января, когда «Кронпринц Вильгельм» двигался на юг, наблюдатели заметили большой пароход с серым корпусом и бледно-зелеными надстройками. Это был «Хайлэнд Брей», направляющийся в Буэнос-Айрес. Нем­цы еще не решили, что делать с захваченным парохо­дом, когда была замечена маленькая трехмачтовая шху­на. После недолгой погони Тирфельдер остановил «Уил­фреда М», следовавшего из Бахии в Галифакс с грузом вяленой рыбы. Команда была снята, после чего «Крон­принц Вильгельм» протаранил шхуну и разрезал ее на две половинки. Сделав это, рейдер направился к ожидав­шим его «Хольгеру» и «Потаро».

Однако обломки «Уилфреда М» остались на плаву. 18 января броненосец «Канопус» получил сообщение от британского парохода, который перехватил передачу гер­манской рации марки «Телефункен». Это означало, что поблизости находится какой-то рейдер, и броненосец устремился на поиски. Патрулируя в указанном районе, экипаж «Канопуса» почувствовал сильную вонь гнию­щей рыбы, и 21 января обнаружил носовую часть разбитой шхуны. Теперь уже британский броненосец попытал­ся уничтожить остатки «Уилфреда М» таранным ударом. Но «Уилфред М» пережил и это! В конце концов, облом­ки несчастного суденышка 28 апреля 1915 года были выб­рошены на берег острова Гренада.

Группа из 4 кораблей медленно ползла на юг, разгру­жая трюмы «Хайлэнд Брея». Наконец, 30 января в 100 милях юго-восточнее Тринидада британское судно было потоп­лено. Тирфельдер также затопил и «Потаро».

Вместе с «Хольгером» «Кронпринц Вильгельм» повер­нул назад, на судоходные маршруты. 3 февраля Тирфель­дер перехватил четырехмачтовый барк «Семанта», шед­ший под нейтральным норвежским флагом. Однако барк вез груз пшеницы из Англии в Буэнос-Айрес, и потому был потоплен. Шкипер Хальворсен вместе с экипажем были переведены на «Хольгер».

12 февраля судно снабжения направилось в Буэнос-Айрес, куда и прибыло через 4 дня. «Хольгер» проскочил буквально под носом броненосного крейсера «Карнавон», на котором держал флаг адмирал Стоддарт.

Бразильские власти решили, что германское судно должно считаться вспомогательным кораблем ВМФ, по­этому «Хольгер» не имеет права оставаться в порту более 24 часов. Однако машины парохода требовали перебор­ки, а обросшее днище нужно было очистить. Поэтому немцы предпочли интернирование. Об этом неожидан­ном решении Адмиралтейство узнало только в начале марта. В это время вспомогательный крейсер «Селтик» уже был отправлен с Фолклендских островов патрулировать в устье Ла-Платы.

2 февраля Тирфельдер остановил британский пароход «Чейзхилл», который с грузом 2860 тонн британского угля следовал в Буэнос-Айрес. Это было большой удачей для Тирфельдера, но еще до начала погрузки угля 23 февра­ля «Кронпринц Вильгельм» заметил еще один пароход и погнался за ним. Французский пароход «Гваделупа», разумеется, не смог скрыться. Самым полезным из захваченных грузов оказалось большое количество серых мун­диров. Команда «Кронпринца Вильгельма» получила но­вую форму. «Гваделупа» была потоплена 9 марта, но «Чейзхилл» оставался в руках немцев, пока они не забрали весь уголь. Потом на него перевели экипаж и пассажиров «Гваделупы» и отправили в Пернамбуко.

10 марта 1915 года британский вспомогательный крей­сер «Македония» проходил через район, где были захвачены «Чейзхилл» и «Гваделупа», но удача улыбнулась немцам. 24 марта Тирфельдер остановил груженый кофе британский пароход «Тамар» и потопил его артиллерий­ским огнем. 27 марта «Кронпринц Вильгельм» захватил пароход «Колеби», идущий в Англию с 5000 тонн пше­ницы. Пароход был потоплен артогнем и подрывными зарядами.

Британские власти все еще были убеждены, что «Крон­принц Вильгельм» продолжает действовать в Южной Ат­лантике, так как там продолжали пропадать суда. Лишь немногие парусники имели рации, поэтому о захвате парусного судна становилось известно лишь много по­зднее. Единственной надеждой выследить рейдер остава­лось тщательное наблюдение за германскими судами в нейтральных портах. Когда у рейдера будет кончаться уголь, он будет вынужден вызвать на рандеву суда снаб­жения, которые и приведут англичан к цели.

Самый большой интерес вызывал угольщик компа­нии «Гамбург — Америка Лайн» «Македония». Он покинул Нью-Орлеан буквально накануне войны и был 17 октября интернирован испанцами в Лас-Пальмасе.

Чтобы помешать «Македонии» покинуть порт без раз­решения, испанские власти сняли крышки цилиндров. Однако они не знали, что система этапов сработала и здесь, и недостающие детали были доставлены на судно. 4 марта угольщик получил шифрованную телеграмму с приказом идти на встречу с «Кронпринцем Вильгельмом». Под покровом темноты «Македония» покинула гавань, ускользнула от патрульного судна и растаяла в ночи.

Для того чтобы сохранить хорошие отношения с Ис­панией, Королевский Флот отвел свои патрульные ко­рабли достаточно далеко от Канарских островов. Поэто­му они не имели никаких шансов перехватить «Македо­нию». Однако англичанам удалось расшифровать радио­грамму из Науэна с координатами рандеву. В указанную точку был спешно отправлен легкий крейсер «Глостер» капитана 1 ранга Говарда Келли.

28 марта в указанном районе «Глостер» обнаружил неизвестный пароход, идущий на юго-восток. Как толь­ко британский крейсер показался на горизонте, пароход повернул на север и дал полный ход. Но состязаться в скорости с крейсером было глупо, «Глостер» развил 20 узлов и быстро догнал незнакомца. Келли поднял сиг­нал: «Немедленно остановиться. Что за судно?» В ответ судно подняло голландский торговый флаг. На корме судна было видно название «Хендрик». Но абордажная партия быстро выяснила, что это и есть та самая «Македония».

Из захваченных на борту судна документов стало из­вестно, что угольщик должен был ожидать в точке 3° N, 37° W с 9 по 23 апреля. Келли сразу сообщил об этом по радио адмиралу Стоддарту, который находился на крей­сере «Сидней». Вместе с вспомогательным крейсером «Эдинбург Кастл» он патрулировал в районе скал Аброльос.

В ночь с 22 на 23 марта германский угольщик «Оденвальд» попытался вырваться из американского порта Сан-Хуан (Пуэрто-Рико). Эта попытка была предотвращена властями, но Адмиралтейство укрепилось в мнении, что поблизости находится рейдер, который ждет уголь. Од­нако англичане не знали, был ли это «Карлсруэ» или «Кронпринц Вильгельм».

«Кронпринц Вильгельм» уже ничуть не напоминал щеголеватый пассажирский лайнер, каким он был ког­да-то. Его борта покрылись ржавчиной и были исцарапа­ны во время угольных авралов, листы обшивки дышали, швы начали расходиться. Форштевень рейдера был помят

после таранов. Тирфельдер был оза5очен и другими про­блемами. У части экипажа появились признаки цинги. Дальше оставаться в море — значило играть с огнем. «Кронпринц Вильгельм» в любой момент мог столкнуть­ся с британским крейсером, и все было бы кончено. Старые поршневые машины лайнера не могли состязаться с турбинами. Вдобавок они были сильно изношены за вре­мя долгого плавания, и корабль уже не мог развить более 20 узлов. Самым лучшим выходом была попытка прорвать­ся в какой-нибудь нейтральный порт. Самым подходящим для этой цели Тирфельдер считал Ньюпорт-Ньюс, куда в марте прорвался «Принц Эктель-Фридрих».

Присутствие британской крейсерской эскадры, с не­терпением ожидающей выхода в море «Принца Эйтеля-Фридриха», вынудило Тирфельдера действовать с край­ней осторожностью. Рано утром 11 апреля он сумел проскользнуть мимо броненосного крейсера «Саффолк» и вошел в гавань Ньюпорт-Ньюса.

Командир рейдера довольно нахально запросил у аме­риканских властей разрешение оставаться в порту для ре­монта целых 3 недели! Очевидно, он намеревался про­должить крейсерство. Хотя «Кронпринц Вильгельм» 19 ап­реля получил разрешение стать в сухой док, на этом доб­рота американцев иссякла. Рейдеру 5ыло разрешено только очистить обросшее днище. Проводить ремонт поврежден­ной обшивки и форштевня ему не разрешили. К 26 апре­ля Тирфельдер осознал бесполезность своей борьбы и согласился на интернирование корабля. После вступления США в войну «Кронпринц Вильгельм» был захвачен и вошел в состав американского флота как войско­вой транспорт «Фон Штойбен».

 

Вспомогательный крейсер «Берлин»

 

Хотя этот лайнер и предназначался для действий в основном в качестве минного заградителя, его командир получил разрешение охотиться и за торговыми судами. Тем более, что в распоряжении корветтен-капитана Пфундгеллера имелось довольно мощное артиллерийс­кое вооружение: 6 — 105-мм орудий. Однако он показал себя очень осторожным человеком.

Впервые «Берлин» вышел в море из Бремерхафена вечером 21 сентября 1914 года. Но лунный свет был та­ким ярким, что незаметный прорыв в океан показался Пфундгеллеру невозможным. Поэтому на следующее утро он вернулся назад в порт, пройдя всего лишь 880 миль. Второй раз рейдер вышел в море 16 октября. 19 октября корабль прошел между Фарерскими островами и Ислан­дией, после чего повернул на восток к северной оконеч­ности Ирландии. 22 октября «Берлин» подошел к остро­вам Эрэн. Так как все маяки были погашены, Пфундгеллер решил не пытаться подойти к устью Клайда, где он должен был поставить мины. Вместо этого он поставил заграждение возле острова Тори, где 26 октября на нем подорвался пароход «Манчестер Коммерс». Англичане по непонятной причине не обратили на это внимание, и 26 октября на том же заграждении подорвался линкор «Одейшиэс». Так излишняя осторожность принесла гер­манским вспомогательным крейсерам их самый крупный успех. Англичане полностью вытралили это заграждение только в 1917 году.

Поставив мины, «Берлин» взял курс к берегам Нор­вегии, чтобы угрожать коммуникациям между Англией и северной Россией. «Берлин» проболтался в этом райо­не 2 недели и почти полностью израсходовал уголь, так ничего и не добившись. Нервы Пфундгеллера к этому времени отказали окончательно, и 17 октября он привел свой корабль в гавань Тронхейма. Так как корабль был вооружен, норвежские власти разрешили ему оставаться в порту не более 24 часов. В результате 18 октября «Бер­лин» был интернирован. В декабре 1919 года корабль был передан Великобритании и превратился в лайнер «Арабик», принадлежащий компании «Уайт Стар».