ОНИ ТОЖЕ ВОЕВАЛИ

 

Пожалуй, именно так следует озаглавить рассказ о дей­ствиях подводных лодок остальных союзных держав — Франции, Италии, России. Достижения подводных фло­тов этих стран ни в малейшей степени не соответствовали их численности, но причины в каждом случае были свои.

 

Франция и Италия

 

В том, что подводные лодки двух средиземноморских стран практически ничего не добились, нет ничего уди­вительного — у них просто не оказалось никаких целей. Франция и Италия так и не начали войны между собой, а ведь именно для такой войны они и строили свои лод­ки. Поэтому вполне естественно, что два подводных флота остались без работы. Попытки французов поучаствовать в боевых действиях против турок, как мы уже видели, за­вершились сплошными неприятностями как для самого французского флота, так и для английского. Турки ника­ких потерь от французских лодок не понесли.

Участие итальянских подводных лодок в Первой Ми­ровой войне лучше всего характеризуют два анекдоти­ческих случая. Правда, один из них имел горький привкус, ведь он завершился гибелью итальянской лодки.

Первый связан с заказанной Россией на верфи фирмы «Фиат» в Специи лодкой «Святой Георгий». Это была небольшая лодка водоизмещением 255 тонн, спроектиро­ванная инженер-капитан-лейтенантом Чезаре Лауренти на основе строящихся для Италии лодок типа «Медуза». 7 июля 1914 года лодка была спущена на воду, но после начала войны итальянское правительство не спешило передавать ее заказчику. Лодка проходила заводские испытания под номером N-23, так и не получив официального названия. Однако в сентябре 1914 года, когда лодка вышла в море для испытания радиотелеграфа, случилось нечто неверо­ятное. Отставной лейтенант итальянского флота Анджело Беллони захватил лодку! Как это произошло — и по сей день остается неизвестным. Итальянцы по вполне понят­ным причинам хранят молчание. Бравый лейтенант зая­вил, что сделал это, чтобы поднять на лодке российский флаг и вступить в войну против Австрии.

В неловком положении оказались все причастные сто­роны. Беллони привел свой трофей на Корсику, в порт Аяччо. Вскоре начальник Генмора адмирал Русин полу­чил от российского морского агента из Бордо экстрен­ную телеграмму:

 

«Подводная лодка, заказанная Россией заводу «Фиат», похищена итальянским мичманом запаса Анжело Беллони без ведома фирмы и правительства, чтобы идти сражаться в Адриатическое море под флагом России или союзной дер­жавы, пожелающей ее купить. Подводная лодка, совершенно готовая, со штатской командой, пришла на Корсику под ком­мерческим флагом, чтобы уведомить русское и французское правительства о своем поступке. Подводная лодка идет на Мальту ожидать решения России и в случае отказа всех союзников будет возвращена заводу. Прошу сообщить рус­скому правительству и просить его ответа. Дмитриев».

 

Русин ответил телеграммой:

«Похищение подводной лодки совершенно неожиданно для нас. Итальянец нам неизвестен. Так что не исключена, возможность авантюры, предпринятой нашими врагами, хотя бы для Турции. Предложите французскому прави­тельству перекупить лодку у нас. Цена 1815000 франков. Выпускать лодку с неизвестной командой не следует. Лучше задержать ее немедленно и отправить под конвоем в Тулон».

 

Скандал разгорался. Французы от предложения от­крестились и арестовали лодку в Аяччо. Итальянцы за­протестовали против нарушения нейтралитета, и лодка была возвращена фирме. В итоге она вошла в состав ита­льянского флота под названием «Аргонаута». Когда Ита­лия все-таки вступила в войну, то в 1915 году на той же верфи Россия заказала лодку взамен похищенной. Она была построена под названием F-1, но в русском флоте получила название «Святой Георгий». В 1917 году под командованием лейтенанта Ризнича лодка совершила переход через Гибралтар, Лиссабон и Плимут в Архан­гельск, что само по себе было незаурядным достижени­ем, но об этом следует говорить в разделе, посвящен­ном русскому флоту.

В марте 1917 года в состав Итальянского Королевского Флота вошла новейшая подводная лодка «Гульельмотти». Она была направлена из Специи в Ла-Маддалену, остров Сардиния, для проведения испытаний. Но 10 марта в Тир­ренском море возле острова Капрайя она имела неосто­рожность оказаться на пути идущего на юг союзного кон­воя. Командир охранявшего транспорты британского шлю­па «Цикламен» перед выходом в море получил предупреж­дение, что курс конвоя проходит через район, где замече­ны вражеские лодки. Поэтому, когда он заметил впереди силуэт лодки, то не колебался ни секунды. «Цикламен» дал полный ход и протаранил лодку, которая затонула почти мгновенно. Лишь когда англичане подняли из воды остатки экипажа «Гульельмотти», они поняли свою ошибку. После этого командир шлюпа отправил знаменитую радиограм­му, ставшую образчиком черного юмора:

 

«Протаранил и потопил вражескую подводную лодку. Экипаж почему-то говорит по-итальянски».

 

Итальянцы пришли в бешенство, особенно потому, что погибли 14 человек из экипажа «Гульельмотги». Этот несчастный случай стал еще одной иллюстрацией к не­разберихе, которую вызвало разделение Средиземного моря на зоны ответственности и отсутствие единого ко­мандования, а ведь именно командующий итальянским флотом адмирал Таон ди Ревель особенно яростно со­противлялся созданию такого командования. Итальянцы предупредили французов, что лодка будет пересекать обычный маршрут следования конвоев. Однако францу­зы не удосужились сообщить об этом командиру эскорта и, что еще хуже, не предупредили о выходе конвоя ита­льянцев. В общем, главная доля вины за гибель «Гульель­мотги» лежит на командовании итальянского флота, хотя непосредственной причиной ее гибели стала нерастороп­ность и халатность французов.

Этими двумя эпизодами можно и ограничиться при описании действий итальянских подводных лодок в годы Первой Мировой войны.

 

Подводные лодки Балтийского флота

 

Столь же глупо и беспомощно выглядели в годы вой­ны русские подводные лодки на Балтике. Объяснить это можно многими причинами, не последними из которых станут техническая отсталость России и несовершенство лодок типа «Барс», которые имели несколько принци­пиальных конструктивных пороков. Но не следует забы­вать, что в начале войны подводные лодки остальных держав были ничуть не лучше, и все-таки англичане и немцы доставили друг другу массу неприятностей. И все-таки на фоне действий горстки британских лодок на Бал­тике провал русской дивизии подводных лодок смотрится особенно удручающе. Зато советская историография, как обычно, пыталась компенсировать эти неудачи со­вершенно дикой и наглой ложью, пример которой мы уже привели.

Колоссальные неприятности Балтийскому флоту в целом и его подводным силам в частности доставили политики. Истерические вопли, требующие строжайше­го соблюдения шведского нейтралитета, на корню под­рывали любую попытку активных действий против гер­манского судоходства на Балтике. Особенно вопиющими примерами глупости (а может быть, действительно из­мены?) питерской политической камарильи были не­сколько случаев освобождения захваченных германских пароходов. Военное руководство, в том числе даже адми­рал фон Эссен, безропотно пошли на поводу у полити­ков. Впрочем, не будем слишком строги. Приведенный в этой же книге протокол совещания германского верхов­ного командования в Плессе показывает, что даже более трезвые и сильные германские военные при обсуждении вопроса о начале неограниченной подводной войны все­рьез рассуждали: а не нападет ли на Германию вслед­ствие такого решения великая и могучая Дания?

 

Но вернемся непосредственно к действиям лодок Бал­тийского флота. К началу войны в распоряжении адми­рала фон Эссена находились устаревших 11 лодок с чрез­вычайно низкими характеристиками. Например, у лодок типа «Дракон» время погружения составляло 10 минут! Боевая подготовка экипажей лодок была довольно сквер­ной. Поэтому командование флота совершенно не вери­ло в подводные лодки и на первом этапе военных дей­ствий ограничило их действия чисто оборонительными задачами. Они должны были занять позиции на входе в Финский залив и ждать появления германского флота.

Итак, в полночь на 30 июля 1914 года была объявлена мобилизация флота. В ночь на 31 июля адмирал фон Эс­сен приказал подводным лодкам занять боевые позиции впереди минного заграждения. В 7.00 лодки вышли на позиции. Миноносец «Молодецкий» расставил их в 2 ли­нии согласно плану. Лодки становились на якоря от ста­рых мин, которые были приняты на палубу. После окон­чания постановки центрального заграждения лодки вер­нулись на рейд Векшер.

Август 1914 года лодки провели, болтаясь перед за­граждением на центральной минно-артиллерийской по­зиции. В конце концов, командиры лодок не выдержали и предложили командованию несколько вариантов бо­лее активного использования своих кораблей. Но даже после этого фон Эссен согласился лишь на отправку «Аку­лы» к завесе миноносцев в районе Дагерорта. Все попыт­ки адмирала добиться разрешении на усиление активно­сти флота разбились о несокрушимую трусость верховно­го командования. Отпет командующего 6-й армией, ко­торому был подчинен Балтийский флот, гласил: «Зада­чей флота Балтийского моря остается охрана столицы с моря. Необходимо сохранение флота для этой цели».

В начале сентября германский флот произвел демон­стративную вылазку в восточную Балтику, использовав часть сил Флота Открытого Моря. Подводные лодки «Дракон» и «Минога» 6 сентября видели германские ко­рабли, даже попытались выйти в атаку на броненосный крейсер «Блюхер», но эти попытки завершились неуда­чей. Ночью 8 сентября «Акула» встретилась с герман­скими эсминцами и еле успела погрузиться. Выстрел тор­педой был сделан, скорее, от испуга, чем с целью по­топить неприятеля. В своем рапорте командир «Акулы» писал:

 

«Ясно доказана опасность нахождения лодок ночью в море без прикрытия, когда единственная их защита в быстром погружении и малой видимости. Ночные операции лодок сведутся к принятию мер собственной безопасности. Атаки неприятеля крайне гадательны за невозможностью пользоваться перископом. Главный недостаток лодок — это шум от ее моторов. Убежден, что миноносцы открыли меня только по шуму.

Главнейший враг лодок — это миноносцы. Два миноносца лишили лодку возможности использовать удачный подход к району, занятому неприятелем, и заставили лодку просидеть 7 часов под водой. Необходимо при таких наступательных операциях лодок обязательно поддерживать ее своими миноносцами и крейсерами, которые могли бы отогнать неприятельские миноносцы и дать возможность лодке действовать только по достойному противнику».

 

Когда читаешь этот документ, то начинает казаться, что ты попал в сумасшедший дом. Бригада крейсеров, расчищающая подводной лодке путь для выхода в атаку по «достойному противнику»?! Выходит, не только ад­миралы, но и сами командиры лодок пока еще совер­шенно не понимали специфики этого оружия. Дальней­шие действия подводных лодок балтийского флота были такими же безуспешными. Лишь потопление крейсера «Паллада» германской лодкой U-26, а также несколько других атак германских подводников подсказали русско­му командованию, что лодки обладают известной бое­вой ценностью. Но до ввода в строй «Барсов» в распоря­жении адмирала фон Эссена подводных лодок не было. Итоги кампании 1914 года иначе как полным провалом не назовешь. Из всех лодок лишь «Акула» трижды сумела выйти в атаку, выпустила в общей сложности 4 торпеды и не добилась ни одного попадания. Но самое горькое было еще впереди...

Перед началом кампании 1915 года дивизия подвод­ных лодок Балтийского флота была переформирована. В состав 1-го и 2-го дивизионов вошли новые лодки типа «Барс», в 3-й дивизион были сведены более старые лод­ки, имеющие хоть какое-то боевое значение. 4-й и 5-й дивизионы являлись, скорее, пансионатами для преста­релых. Вступление в строй лодок 1-го («Барс», «Вепрь», «Гепард») и 2-го («Тигр», «Львица», «Пантера») диви­зионов ожидалось в мае — сентябре. Планом кампании предусматривалось активное использование прорвавшихся в Балтику британских лодок. Они должны были нести блокадную службу западнее Борнхольма. Действительно, британские лодки показали себя с лучшей стороны, добившись значительных успехов. Зато русские лодки в 1915 году на Балтике не сделали вообще ничего. Показа­тельно, что в уже упоминавшейся книге Трусова не го­ворится ни слова об их действиях, тогда как деятельность черноморских лодок описывается очень подробно. Зато все наши историки приписывают потопление «Принца Адальберта» и «Ундине» русским лодкам. Это делает тот же Трусов на странице 258, это делают авторы двухтом­ника «Флот в Первой Мировой войне» — том 1, страница 193. «Лгите, лгите, что-нибудь да останется!» — вот девиз советской историографии. Всего в кампанию 1915 года рус­ские лодки провели 20 атак вражеских кораблей и выпу­стили 50 торпед. При этом они не добились ни одного попадания! То есть, дивизия подводных лодок Балтий­ского флота не оказала абсолютно никакого влияния на ход боевых действий, что бы ни писали советские истори­ки. За этот же период британские лодки провели 33 атаки вражеских кораблей, израсходовали 44 торпеды и доби­лись 11 попаданий. Не считая военных кораблей, они уничтожили 16 торговых судов.

Лишь путем скрупулезного изучения материала уда­лось выяснить, что за целый год русские лодки один раз все-таки сумели добиться успеха и захватили один приз. 16 октября подводная лодка «Аллигатор» в проливе Сёдра-Кваркен возле маяка Аргоегрунд захватила германский пароход «Герда Бихт» с грузом леса. Ирония судьбы заключалась в том, что успеха добилась устаревшая лодка.

Зато в этом же году русские потеряли подводную лодку «Акула». 27 ноября она вышла в море, имея на палубе 4 мины. Она должна была поставить их южнее Либавы. Но лодка пропала без вести. Она либо подорвалась на немецком минном заграждении, либо перевернулась в штор­мовую погоду.

Недостаточный уровень боевой подготовки русских ло­док показал инцидент с «Вепрем», имевший место 7 ок­тября 1915 года в районе Утэ. Вахта заметила в 6 кабель­товых слева по носу перископ подводной лодки U-9 (да-да, той самой, знаменитой!). Вахтенный начальник при­казал повернуть вправо на германскую лодку и пригото­виться к погружению. Выбежавший на мостик командир зачем-то приказал застопорить машины. «Вепрь» превра­тился в прекрасную мишень. Спустившись в рубку, вах­тенный начальник доложил командиру, что замечена вражеская лодка. Командир «Вепря» тоже увидел вражес­кий перископ, после чего приказал дать ход электромо­торам и повернуть влево. В этот момент вражеская лодка дала торпедный залп. Но, к счастью для русских, одна торпеда прошла под форштевнем «Вепря», а вторая — за кормой. Если бы германской лодкой все еще командовал Отто Веддинген, то судьба «Вепря» была бы незавидной. Но в это время командиром U-9 уже был бывший стар­пом Веддингена Отто Шпис.

В 1916 году в состав Балтийского флота вошли еще 10 подводных лодок, в том числе гораздо более совершен­ные, чем «Барсы», голландовские лодки типа АГ. Это год был характерен относительным затишьем на Балтике, не стали исключением и действия лодок. Надуманные поли­тические ограничения помешали добиться успеха британ­ским лодкам, а русские оказались просто не в состоянии сделать что-либо. Англия и Франция предложили России объявить блокаду балтийского побережья Германии, од­нако русское верховное командование и царь отвергли это предложение, опасаясь испортить отношения с «великой державой» Швецией. Но никто из наших историков до сих пор не сумел указать, что выиграла Россия, сохранив с ней нормальные отношения. В данном случае, скорее все­го, можно еще раз сослаться на полный паралич власти, не желавшей и не смевшей что-либо предпринять.

Единственным серьезным успехом балтийских подвод­ных лодок в 1916 году стал поход русской лодки «Волк» старшего лейтенанта И.К. Мессера в Норчепингскую бухту. Утром IV мая лодка встретила германский транспорт «Гера». После 2 предупредительных выстрелов он остано­вился. После того как команда судна заняла места в шлюп­ках, оно было уничтожено торпедой. В тот же день «Волк» встретил транспорт «Кольга», который попытался скрыть­ся, но также был потоплен торпедой. Немного позднее показалось третье судно — транспорт «Бланка». После предупредительных выстрелов он остановился, команде было дано время, чтобы покинуть корабль. После этого транспорт был потоплен торпедой. Так как после потоп­ления «Геры» в этом районе был замечен германский ми­ноносец, командир «Волка» поспешил уйти на юг и сме­нить район крейсерства. Весьма характерное решение — при малейшей опасности постараться уйти. Больше ни одно­го транспорта он не встретил... Кроме того, 16 июля под­водная лодка «Вепрь» сумела торпедировать и потопить транспорт «Сирия», шедший из Швеции в Германию.

Говорить что-то о действиях Балтийского флота в 1917 году, и о подводных лодках в частности, просто не имеет смысла. Доблестные морячки под влиянием большевист­ских предателей занялись «леворюсией», и о войне за ненадобностью просто забыли. Ведь расстреливать соб­ственных офицеров гораздо приятнее и легче, чем сра­жаться с германским флотом. Зато при этом погибли под­водные лодки «Барс», «Гепард», «Львица» и АГ-14, ко­торой командовал старший лейтенант А.Н. фон Эссен, сын прославленного адмирала.

 

Черное море

 

У черноморских подводников техника была ничуть Не лучше, чем у балтийских, а целей было, пожалуй, даже меньше. Но при этом подводные лодки Черноморского флота добились достаточно серьезных успехов в борьбе с турецким торговым флотом и приняли активное учас­тие в операциях против германо-турецкого военного флота. В начале войны Черноморский флот располагал только 4 устаревшими лодками, поэтому в 1914 году не могло быть и речи ни о каких операциях. Но в 1915 году, начали входить в строй новые лодки, и тогда туркам при­шлось тяжело, особенно если учесть, что и сам Черно­морский флот действовал гораздо более агрессивно и умело, чем Балтийский. Конечно, на Черном море у ту­рок противолодочной обороны не существовало как та­ковой, но ведь все громкие заявления о действиях не­мецких сил ПЛО на Балтике так и остались голословной болтовней. Они не подтверждены никакими фактами. Вообще создается впечатление, что главным противни­ком русских и британских подводников в Балтийском море были не немцы, а царская ставка.

Но вернемся на Черное море. В 1915 году в состав фло­та вошли подводные лодки «Нерпа», «Тюлень», «Морж», «Нарвал», «Кит», «Кашалот». Весной 1915 года они нача­ли активные операции у турецких берегов. Особенно при­мечательны минные постановки, выполненные «Крабом» на входе в Босфор. Конструкция лодки была откровенно неудачной, еще больше осложняли действия экипажа ненадежные механизмы, и все-таки эта лодка показала, какой грозной силой могут быть подводные заградители.

9 июля 1915 года в 7.00 «Краб» под коммерческим фла­гом, имея на борту 58 мин, вышел в море на свою первую боевую постановку. Между прочим, акт испыта­тельной комиссии о приемке «Краба» был подписан только в июле. Заградитель сопровождали новые под­водные лодки «Морж», «Нерпа» и «Тюлень». На борту заградителя находился начальник Подводной бригады Чер­номорского флота капитан 1 ранга Клочковский. В море были проведены испытания 37-мм орудия, и в полдень по приказу Клочковского на «Крабе» был поднят военно-морской флаг.

«Краб» имел более высокую скорость и прибыл к Бос­фору первым. Ему пришлось ждать, пока подойдут ос­тальные лодки. 10 июля весь отряд снова был в сборе, после чего «Нерпа» и «Тюлень» направились на указан­ные им позиции, а «Краб» вместе с «Моржом» двину­лись к Босфору. Определившись по маякам, в 19.55 за­градитель начал постановку. При этом был обнаружен турецкий сторожевик, но Клочковский запретил атако­вать его, чтобы не обнаруживать себя и не обнаружить преждевременно заграждение. Несмотря на ряд техничес­ких неполадок, постановка была успешно завершена. Ко­мандир «Краба» лейтенант Феншоу писал:

 

«Подводный минный заградитель «Краб», являясь первым по с моему выполнению подводным судном такого типа, имея много конструктивных недостатков, кото­рые трудно учесть во время перестройки, и ярко сказа­лись на этом продолжительном и серьезном походе, и, кроме того, не вполне еще закончен по некоторым частям. Тем не менее, благодаря находчивости и полному спокойствию, а также напряженной и самоотверженной работе личного состава лодки, устранившего многие не­дочеты, удалось выполнить заданную операцию».

 

В общем, о чем говорит Феншоу, вполне ясно, но каким слогом все это изложено! Знаток подобных бумаг бывший мичман и будущий писатель Леонид Соболев заметил: «Со времен Акакия Акакиевича в служебной переписке существует письмо хлюстом: это когда тот, кто пишет, понимает, в чем дело, а те, кому пишут, понять не могут. Впрочем, понимать они и не должны, в этом вся суть хлюста». Но, так или иначе, свои награды экипаж «Краба» получил вполне заслуженно.

Заграждение сработало быстро. Уже 11 июля на нем подорвалась турецкая канонерка «Иса Рейс». С большим трудом ее удалось отбуксировать в Константинополь, но корабль получил такие повреждения, что в военных действиях больше не участвовал, и был отремонтирован толь­ко в 1924 году! В тот же день на этом же заграждении подорвался пароход «Угурола». Однако следует добавить, что подрыв «Бреслау» на мине 18 июля нельзя отнести на счет заграждения, поставленного «Крабом», хотя так думали даже сами немцы (Хочу извиниться за то, что невольно ввел читателей в заблуждение! когда во втором томе доверился германскому историку Лорею. А.Б.). Место подрыва крейсера соот­ветствует району постановки мин заградителями «Алексей», «Георгий», «Константин» и «Ксения» в декабре 1914 года. Но в любом случае, эта неделя была для турецкого флота черной.

10 августа подводная лодка «Тюлень» перехватила угольный конвой, вышедший из Зонгулдака. Он состоял из крейсера «Хамидие», эсминцев «Муавенет», «Нюмуне», «Ташос», а также угольщиков «Зонгулдак», «Эресос», «Иллирия» и «Сейхун». Командовал конвоем капи­тан 1 ранга Карл Фирле. В полдень эсминец «Муавенет» заметил перископ, и конвой пошел зигзагом. Однако, несмотря на это, «Тюлень» сумел торпедировать «Зон­гулдак», который затонул в течение 7 минут. Вот вам и пример образцовых действий против конвоя с очень силь­ным (по меркам 1915 года) охранением.

Примером образцового взаимодействия подводной лодки с кораблями, которого не удалось добиться даже Королевскому Флоту, может служить уничтожение ту­рецкого конвоя 4 — 5 сентября 1915 года. Эсминцы «Бы­стрый» и «Пронзительный» вместе с подводной лодкой «Нерпа» уничтожили 3 угольщика и буксир, причем это­му не смогли помешать крейсер «Хамидие» и эсминцы «Нюмуне» и «Муавенет».

11 августа подводная лодка «Морж» атаковала «Гебен» торпедами с дистанции 18 кабельтовых, но промахну­лась. 14 ноября тот же самый «Морж» снова встретился с «Гебеном». Линейный крейсер шел в охранении эсминцев «Гайрет» и «Муавенет». Однако о присутствии рус­ской лодки противник узнал, только когда был замечен воздушный пузырь торпедного выстрела. «Морж» выпус­тил 2 торпеды с дистанции 11 кабельтовых. С «Гебена» заметили их следы, и линейный крейсер спешно повер­нул вправо, прямо на торпеды. Большая скорость и сво­евременный маневр спасли корабль, русские торпеды прошли в 20 метрах за кормой «Гебена». Однако после этого адмирал Сушон был вынужден констатировать:

 

«Гебен» имеет слишком большое значение в общем ходе военных действий, для того чтобы легкомысленно рисковать им из-за угольных транспортов при возможности ночных торпедных атак, атак подводных лодок и наличия мин. «Гебен» стал политическим фактором в общем ходе ведения войны на Черном море, и в случае форсирования Дарданелл его необходимо будет исполь­зовать полностью».

 

После этого действия лодок прекратились до весны 1916 года. 24 марта подводная лодка «Морж» возле Кефкен Ады торпедирует буксир «Дарица». 1 апреля подвод­ная лодка «Тюлень» торпедирует угольщик «Дубровник», несмотря на присутствие поблизости эсминца «Гайрет». Экипаж покидает судно, и его выбрасывает на скалы у мыса Галата Бурну. Эсминец смог лишь подобрать эки­паж «Дубровника». 16 апреля подводная лодка «Морж» артиллерией окончательно уничтожает сидящий на кам­нях пароход. 24 апреля подводная лодка «Тюлень» встре­тила колесный паром «Решанет», который вел на букси­ре 6 угольных барж. Она обстреляла его, паром загорелся и выбросился на берег, хотя позднее туркам удалось его спасти. А в конце мая та же самая лодка совершила поход к берегам Болгарии, в ходе которого уничтожила 4 ту­рецкие шхуны, а одну захватила и привела в Севасто­поль. Это был первый, но далеко не последний трофей черноморских подводников. 7 июля «Морж» захватил турецкий бриг «Бельгузар» с грузом керосина и 9 июля привел его в Севастополь.

Русские подводные лодки действовали спокойно и хлад­нокровно, турки ничего не могли им противопоставить. 29 июля 1916 года подводная лодка «Тюлень» атаковала босфорский паром «Хале», который получил несколько по­паданий снарядами и выбросился на берег. Хотя турки сня­ли его с мели, из-за тяжелых повреждений паром был спи­сан. В тот же день «Тюлень» обстрелял паром «Невезер», который выбросился на берег, чтобы не быть захваченным.

Летом 1916 года все тот же «Тюлень» выполнил пору­чение командования, которое в годы следующей миро­вой войны стало стандартным для британских и амери­канских лодок. Но в Первую Мировую войну это было довольно необычно. Штаб флота решил обновить карты Варны, что было поручено лейтенанту Китицыну. Это было крайне рискованное задание. Командованию флота стало известно, что вдоль побережья Болгарии было по­ставлено минное заграждение. Карты Варны имелись толь­ко устаревшие и крупномасштабные.

Обсуждая предстоящую операцию, флаг-капитан опе­ративной части Смирнов сказал Китицыну, что приказа войти в гавань ему адмирал не даст. Китицын тут же ре­шил именно это и сделать. Во время похода на «Тюлене» находился начальник разведки флота капитан 2 ранга Нищенков. В своих воспоминаниях Китицын не скрывает терзавших его опасений. На совещании офицеров «Тюле­ня» было решено идти к берегам нейтральной Румынии, а потом следовать до Варны предполагаемым (!) при­брежным фарватером, которым пользовались румынские и болгарские каботажники.

К Варне лодка подошла благополучно, но у входа в гавань ей довелось испытать несколько неприятных ми­нут, когда пришлось на перископной глубине пересечь каменную гряду, имея под килем всего несколько футов воды. Затем лодка стала медленно продвигаться по зали­ву, постоянно поднимая перископ. Штурман лодки мичман Краузе быстро засекал положение «Тюленя», а стар­ший офицер лейтенант Маслов осматривал горизонт. Пока штурман наносил на карту курс лодки и ориентиры, Маслов, имевший дар рисования по памяти, зарисовы­вал виденное.

Так прошел целый день. Ночью лодка отошла в от­крытое море и всплыла, чтобы зарядить аккумуляторы, а утром продолжила свою работу. На сей раз экипаж испытал небольшое потрясение, когда килем лодки обнару­жил не нанесенную на карту мель. «Тюленю» пришлось буквально ползти на брюхе. Однако задание было выпол­нено, и Китицын вернулся в Севастополь с ценнейшей информацией.

В сентябре 1916 года подводный заградитель «Краб» получил приказ поставить мины на подходце к Варне. Эта операция еще раз показала ненадежность механизмов корабля и его конструктивные недостатки.

«Краб» вышел из Севастополя и взял курс на Варну, но уже через полтора часа пришлось остановить кероси­новый мотор правого борта для ремонта. Ветер усилил­ся, лодку развернуло лагом к волне и начало валять. Крен доходил до 50°, вследствие чего из аккумуляторов нача­ла выливаться кислота. Пришлось двигаться на электро­моторах. Лишь через 4 часа удалось запустить керосино­вые моторы, но менее чем через час мотор правого бор­та окончательно вышел из строя. Заградитель пошел даль­ше малым ходом на одном левом моторе. Но на этом не­приятности не кончились. Из-за засорения маслопровода начал греться подшипник левого вала. Командир «Кра­ба» был вынужден отправить на броненосец «Ростислав», стоящий в Констанце, просьбу о помощи. Операция была сорвана. Вскоре к заградителю подошел эсминец «Завет­ный», и «Краб», следуя ему в кильватер, пришел в Кон­станцу. Пока он ремонтировался, германская авиация произвела ряд налетов на этот порт.

Лишь через 3 недели лодка была отремонтирована, и 14 сентября «Краб» на буксире у эсминца «Гневный» покинул Констанцу. Вечером 15 сентября заградитель поставил 30 мин у входа в Варну. В самом начале поста­новки произошла поломка правого элеватора, и были поставлены только мины левого борта. Хотя операция не удалась полностью, и это заграждение «Краба» сработа­ло быстро. На нем подорвались болгарские миноносцы «Строгий» и «Шумный». Первый отделался серьезными повреждениями, зато второй погиб.

11 октября подводная лодка «Тюлень», которая пат­рулировала в районе Босфора, встретила вооруженный турецкий пароход «Родосто». Последовавший бой должен войти в историю русского флота как одно из самых бле­стящих деяний наших моряков. «Родосто» был вооружен 88-мм и 57-мм орудиями, причем первое обслуживали германские артиллеристы с крейсера «Бреслау». «Тюлень» старшего лейтенанта Китицына был вооружен только 75-мм и 57-мм орудиями.

Так как погода была ясной и безоблачной, командир «Тюленя» принял остроумное решение атаковать против­ника со стороны берега. При этом силуэт подводной лод­ки, и так низкий и малозаметный, на фоне береговых скал различить было просто невозможно. В 22.40, когда расстояние между «Тюленем» и «Родосто» сократилось до 8 кабельтовых, Китицын приказал открыть огонь. Пер­вые выстрелы были намеренно даны с перелетом в на­дежде, что турки сдадутся. Когда вместо этого «Родосто» ответил огнем, русские открыли огонь на поражение. Сначала командир «Родосто» решил, что его обстреляли собственные береговые батареи, и повернул в открытое море. Потом он так же ошибочно решил, что ведет бой с русским эсминцем. Турки хаотично маневрировали, пы­таясь прорваться к берегу, вероятно, для того, чтобы выброситься на мель. Вскоре «Родосто» загорелся, с него спустили шлюпку, и часть команды бежала.

Примерно через 50 минут боя на «Тюлене» подошли к концу боеприпасы. Кормовое орудие расстреляло свой боезапас полностью, а для носового 75-мм орудия осталось всего 7 снарядов. Китицын резко пошел на сближе­ние и сократил расстояние до 3 кабельтовых. После этого он приказал командовавшему носовым орудием мичма­ну Краузе выпустить 6 снарядов, а последний сохранить до особого распоряжения. Пожар на турецком пароходе усилился, он начал парить и вскоре остановился. Всего лодка выпустила 37 — 75-мм и 42 — 57-мм снаряда.

«Тюлень» подошел к корме «Родосто» и обнаружил еще одну шлюпку с германскими офицерами и матроса­ми. Потом из воды были подняты еще 8 человек. Всего «Тюлень» взял в плен 3 германских офицеров и 3 матро­сов и 2 турок. На пароход поднялся старший помощник командира лейтенант Маслов в сопровождении 2 офице­ров и 20 матросов. Через 2 часа он сообщил, что пары подняты, управление пароходом восстановлено, пожар взят под контроль и больше не увеличивается, поэтому можно дать ход. 13 октября вечером лодка прибыла в Се­вастополь вместе с захваченным пароходом.

А уже 16 октября турки получили новый удар. Всту­пившая в строй после длительного ремонта подводная лодка «Нарвал» торпедировала и потопила пароход «Кешан». На следующий день она торпедировала и оконча­тельно вывела из строя сидящий на мели большой транспорт «Ирмингард». Подводные лодки вместе с ко­раблями Черноморского флота в 1916 году фактически уничтожили турецкий транспортный флот, так как были потоплены в общей сложности 778 паровых и парус­ных судов.

Несмотря на развал и хаос, сопровождавшие Февраль­скую революцию, в 1917 году Черноморский флот про­должал исполнять свой долг перед Родиной, в отличие от митингующих балтийцев.

Перед подводными лодками стояла задача окончатель­но воспрепятствовать морским перевозкам турок. Перво­го успеха русские подводники добились сразу после Но­вого Года. 7 января подводная лодка «Нерпа» встретила у мыса Шили паром «Нушрет», который буксировал 2 парусника. Заметив подводную лодку, он повернул к бере­гу, под защиту батарей. Нужно сказать, что теперь турец­кие пароходы осмеливались плавать лишь под самым бе­регом, буквально скребя днищем по камням. «Нерпа» обстреляла турецкие суда из орудия. Оба парусника были потоплены, а «Нушрет» выбросился на мель. Турки ре­шили поднять его, но 12 января подводная лодка «На­рвал» атаковала спасательную группу, присланную на помощь «Нушрету». Она потопила паром «Невезер», па­ровую баржу «Мода» и бриг «Дервиш».

Турки в конце концов все-таки сумели поднять са­мые крупные суда, но уже 6 февраля отремонтирован­ный «Невезер» подорвался на мине и окончательно по­гиб. 24 марта подводная лодка «Нерпа» в устье реки Ахчи-Шары потопила артиллерией пароход «Мармара», несмотря на огонь турецкой береговой батареи. После этого лодка огнем своих орудий подавила батарею и уничтожила большой трехмачтовый парусник.

К сожалению, 11 мая в районе Эрегли погибла под­водная лодка «Морж», предположительно потопленная германскими гидросамолетами.

Но это не повлияло на общий ход военных действий. 6 октября снова отличился «Тюлень» теперь уже капита­на 2 ранга Китицына. В 0.50 немного севернее Игнеады лодка заметила крупный пароход. Китицын снова зашел со стороны берега и с дистанции 12 кабельтовых прика­зал открыть огонь. Получив несколько попаданий, паро­ход «Махи» остановился. Китицын по радио запросил из Севастополя корабли для конвоирования приза и 7 ок­тября передал трофей эсминцам «Счастливый» и «Зор­кий». В тот же день и примерно в том же районе подводная лодка «Гагара» обстреляла пароход «Ватан», который по­спешно выбросился на мель. Туркам удалось поднять его только весной 1918 года.

Подводные лодки Черноморского флота действовали просто блестяще, если учесть не слишком богатый выбор целей. Например, 3 подводные лодки голландовской конструкции — «Кашалот», «Кит» и «Нарвал» — в общей слож­ности имеют на своем счету 8 пароходов и 74 парусника.

Словом, подводники Черноморского флота исполни­ли свой долг перед Россией, «как честному и нелице­мерному воину надлежит». К концу 1917 года русский Черноморский флот полностью уничтожил турецкий во­енный и транспортный флот и установил абсолютное господство на море. Несколько германских лодок никак не могли изменить ситуацию, хотя определенные непри­ятности русским они доставили.

Турок спасли большевики и позорнейший Брестский мир. Немцы захватили в Севастополе русские лодки, после того как «Кит» и «Кашалот» успели даже побывать под жовто-блакитными флагами. Немцы ввели в строй «Утку» как US-3 и «Гагару» как US-4. Последняя лодка даже ус­пела совершить 2 коротких учебных похода под герман­ским флагом. 6 ноября 1918 года немцы сдали все попав­шие в их руки подводные лодки Черноморского флота англичанам. Таков был бесславный конец флота, сокру­шившего врага внешнего, но преданного и проданного ленинской кликой.