Предисловие

 

     Эта книга рассказывает о действиях специальных штурмовых средств двух флотов Оси - итальянского и гер­манского. Под довольно неопределенным термином - специальные штурмовые средства - может скрываться все, что угодно, в зависимости от фантазии конкретного адмирала. В годы Второй Мировой войны сюда относили сверхмалые подводные лодки, человеко-торпеды и человекоуправляемые торпеды, взрывающиеся катера. Немно­го неожиданным довеском к чисто техническим средствам выглядят отряды боевых пловцов, однако они тоже чис­лились по данному ведомству.

     Родоначальниками практически всех разновидностей специальных штурмовых средств были итальянцы. В годы Первой Мировой войны они создали гусеничный катер «Грилло» и человекоуправляемую торпеду «Миньятта» и успели применить их в боях против австрийцев. Итальянские боевые пловцы достигли определенных успехов, хотя самая громкая их победа - потопление линкора «Вирибус Унитис» - была одержана уже после заключения перемирия. Впрочем, участники операции об этом не по­дозревали. Немцы создали беспилотные взрывающиеся ка­тера, однако не сумели добиться практически ничего.

     После окончания войны итальянцы продолжали работы, пытаясь найти средство борьбы с гораздо более сильными флотами. Все-таки, несмотря на все признания в вечной и неизменной любви к британскому флоту, похоже, что сразу после подписания Версальского мира Италия начала готовиться к войне с бывшими союзниками. Для уничтожения какого-нибудь там греческого или турецкого флота не требовалось изобретать нечто сверхъестественное, вполне хватило бы имеющихся линкоров. Но итальянцы создали сверхмалые подводные лодки и пилотируемые взрывающиеся катера. Против кого?

     Как и все остальные специальные штурмовые средства, это были крайне рискованные системы оружия. Их экипажи ходили по самому краю пропасти. Но все-таки это не были отряды самоубийц, как иногда любят представлять западные авторы. Японцы могли совершенно хладнокровно обречь своих пилотов на гибель, но итальянцы и немцы предоставляли человеку возможность спастись. Впрочем, довольно часто эта возможность выглядела чисто теоретической, особенно для пилотов взрывающихся катеров, но все-таки она существовала.

     Боевая карьера сверхмалых лодок - миджетов - оказалась довольно недолгой, и как боевые корабли они прекратили свое существование 16 августа 1945 года. Ряд флотов продолжил разработку и совершенствование миджетов, но теперь термин "специальные операции" приобрел новый смысл. Если в годы войны эти лодки предназначались для ударов по вражеским кораблям, то теперь миджеты стали оружием исключительно шпионско-диверсионным. Именно в эту категорию входят русская "Пиранья" и шведская "Спигген II".

     Хочется немного поспорить с зарубежными историками, которые смело относят к классу миджетов первые подводные лодки, вроде лодок Хенли, Джевецкого и других. Это чисто механическое определение, исходящее из размеров корабля, которое не учитывает концепции его оперативного использования. Просто в то время не строили более крупных подводных судов, и эти крошки, по замыслу создателей, были самыми настоящими "эскадренными" лодками. Дело в том, что миджеты Второй Мировой создавались для решения специфических задач, и действия в открытом море, как правило, были не их стихией. Было бы крайне любопытно посмотреть, во что вылилось бы планировавшееся японцами участие лодок Тип А в эскадренном бою с американским флотом. Наиболее законченное выражение концепция "специальных операций" приобрела в английских лодках X-craft. Даже выбор оружия был специфическим. 2 тонны взрывчатки гораздо действеннее 2 торпед. И как ни странно, эти лодки оказались наиболее живучими, несмотря на крайне рискованные вояжи. Если вспомнить чудовищные потери немецких сверхмалых лодок, следует признать, что даже как средство береговой обороны миджет оказался неэффективным. А дальнейшее совершенствование систем ПЛО полностью поставило крест на боевой карьере сверхмалых лодок. Если в открытом океане на больших глубинах у подводных лодок появлялись шансы уцелеть в ходе боев, то на замкнутой акватории и малых глубинах у миджета не было даже тени возможности добраться до цели. Не говоря уже о выполнении атаки и возвращении после нее.

     История сверхмалой лодки как оружия флота была недолгой, но достаточно яркой. Прежде всего следует отметить атаку английских миджетов в Каа-фиорде, потопление миноносца "Ла Комбатан" немецким "Бибером", уничтожение нашей С-32 итальянской сверхмалой лодкой СВ-3 26.6.42. Одновременно хочется в очередной раз указать, что не следует слишком верить западным источникам в отношении рассказов о делах советских. Щ-208, об уничтожении которой говорится в ряде источников, подорвалась на мине, а Щ-207 вообще благополучно дожила до разделки на металл.

     В категорию человеко-торпед включают много различных аппаратов, но только японские кайтэн заслуживают этого названия. Германские "Негер", "Мардер" и "Хай" скорее относятся к мини-сверхмалым подводным лодкам или к торпедам, имеющим экипаж. Итальянские "Майале" и британские "Черноты" вообще стоят немного особняком, так как являются транспортным средством боевых пловцов, а не торпедами, несмотря на свою торпедообразную внешность. Человеко-торпедой мы будем называть ту, в которой пилот становится центральным узлом "системы наведения", а все остальные отнесем к человекоуправляемым торпедам.

     Наверное, самым рискованным оружием были взрывающиеся катера. Громкий успех катеров 10-й флотилии MAC, которые потопили британский тяжелый крейсер "Йорк", стал и последним их успехом. Уже попытка атаки Мальты завершилась провалом. А после того, как катерами всерьез заинтересовалась авиация союзников, они потеряли всякое боевое значение.

     Интересно отметить, что довольно быстро итальянцы, создатели нового оружия, отошли на второй план. Десяток сверхмалых лодок и пара десятков "Майале" ни в какое сравнение не идут с сотнями "Биберов", "Мардеров", "Зеехундов" выпущенных германскими заводами. Но вот что странно - все эта армада не принесла немцам особенных дивидендов. И сразу возникает вопрос: а не лучше ли было вместо сотни миджетов построить десяток нормальных подводных лодок? Особенно, если учесть, что уровень потерь специальных штурмовых средств был все-таки заметно выше, чем в операциях обычных подводных лодок и торпедных катеров. Задуманные как дешевые "уравнители" или "нейтрализаторы", которые должны были компенсировать слабость флотов Оси, сверхмалые лодки и человекоуправляемые торпеды с такой задачей не справились. Пара эффектных операций и громких вылазок не могла изменить общую стратегическую ситуацию, хотя однажды итальянцы вплотную подошли к этому рубежу. Впрочем, это было лишь следствием слабости британского Средиземноморского флота в тот период.

     Но, несмотря ни на что, боевые пловцы получали свои награды вполне заслуженно. Можно напомнить довольно интересный случай, когда вернувшимся в 1943 году из британского плена итальянцам награды вручил... командир подорванного ими линкора "Вэлиант". Еще добавим, что высшую германскую военную награду - Бриллианты к Рыцарскому Кресту - за годы войны получили только два моряка. Первым стал известный ас-подводник Вольфганг Лют, а вторым - капитан 2 ранга Альбрехт Бранди, командовавший подразделениями специальных штурмовых средств Кригсмарине в Голландии.

     Автор первой из книг нашего сборника капитан 2 ранга Королевского Итальянского Флота князь Юнио Валерио Боргезе у нас более известен как "черный князь". Причем самую громкую известность ему принесли не военные подвиги, хотя он был кавалером высшей итальянской военной награды - Золотой Медали "За доблесть", а два события послевоенной истории. Боргезе подвергся массированному обстрелу советских газет после невероятной и непонятной попытки фашистского переворота в Италии в 70-х годах. Или он просто сошел с ума, или его вдохновили действия греческих "черных полковников" - так и осталось неясно. Заговор, разумеется, провалился, и Боргезе был вынужден бежать во франкистскую Испанию. Самое любопытное, что потомок одного из древнейших итальянских родов действительно был фанатичным фашистом, сражавшимся на стороне Рейха до самого конца уже после капитуляции Италии в 1943 году.

     Второй не менее громкий "подвиг" Боргезе, который приписывают ему наши историки, тоже приходится на послевоенный период. Разумеется, мы говорим о "потоплении" 29 октября 1955 года линкора "Новороссийск". Об этом инциденте написано несколько книг и огромное множество статей, поэтому мы не будем вдаваться в ненужные подробности столь темной и запутанной истории. Архиглупейший фильм "Гибель линкора", вышедший на телеэкраны в 2000 году, утверждает, что несколько итальянских боевых пловцов тайно (?!) получили звание "Национальный герой Италии" (??!!) за этот "подвиг". Так и хочется добавить: "С вручением медали "Золотая Свастика" (или фасция, учитывая итальянскую специфику?) и Ордена Муссолини". Я уже и не говорю о том, что, по мнению горе-историков, немецкая донная мина с зарядом в 1 тонну такой пробоины сделать не могла, зато итальянская торпеда с 250 кг взрывчатки, разумеется, просверлила линкор насквозь. Видимо, всей правды мы так и не узнаем, как, впрочем, и правды о гибели линкора "Императрица Мария". Я могу лишь повторить вслед за рядом историков, что уничтожение груды металлолома, справившей полувековой юбилей, не имело никакого смысла, хотя легко могло привести к новой мировой войне, попадись мифические итальянские диверсанты. Если, я повторяю, если принять эту невероятную гипотезу, то следует сказать, что флот, в главной базе которого спокойно орудуют вражеские подрывники, ничего лучшего и не заслуживает.

     Вероятно, читатель удивится немного непривычному названию воспоминаний Боргезе. В свое время Воениздат выпустил ее как "Десятую флотилию MAC", что было названием итальянского варианта. В Соединенных Штатах она вышла под названием "Морские дьяволы", что более подходит для описания действий храбрых до полного сумасшествия вояк. Книге известного германского историка Кайюса Беккера тоже не повезло с переводным названием. Фразу "...und liebten doch das Leben" перевести крайне трудно, если только это не обрывок какого-то громкого изречения, мне, к сожалению, не известного. "Немецкие морские диверсанты" предельно точно соответствуют предмету разговора, но совершенно не передают отвлеченно-философского смысла типично немецкого названия, которое пытается передать настроение людей, каждую минуту игравших со смертью. "Они все-таки любили жизнь"? "Они тоже любили жизнь"? Или даже знаменитое "Никто не хотел умирать"? Не знаю...