ДЕЙСТВИЯ ЛЕГКИХ СИЛ АВСТРИЙСКОГО ФЛОТА

 

Хотя мы и говорили, что собираемся рассказать о дей­ствиях подводных лодок и сил ПЛО в третьем томе на­шей работы, все-таки придется немного рассказать об Отрантском барраже. Ведь иначе описание действий фло­тов в Адриатике просто закончится 1915 годом. Если на­беги германских эсминцев в район Дуврского пролива были не более чем мелким эпизодом действий Флота Открытого Моря, то рейды австрийских легких сил про­тив дрифтеров Отрантского барража стали основным за­нятием Императорского и Королевского флота. Лишь один из рейдов был проведен с целью помешать попытке эва­куации сербской армии. Учитывая неравенство сил, можно лишь поразиться количеству этих операций.

В значительной мере своим успехам австрийцы обяза­ны случайному стечению обстоятельств. В 1910 году авст­рийский Морской Технический Комитет потребовал от конструкторов создать быстроходный турбинный мино­носец, приспособленный для действий на таком замкну­том театре, как Адриатика. Корабль должен был иметь водоизмещение около 275 тонн и держать скорость 30 уз­лов в течение 10 часов. Этого должно было хватить для перехода из Каттаро к Отрантскому проливу. Но в 1910 году никто ведь еще и не слышал ни об Отрантском бар­раже, ни о дрифтерах с противолодочными сетями... Можно только поражаться, как здорово угадало командование австрийского флота. Но все-таки большую часть рейдов проводили быстроходные крейсера типа «Адми­рал Шпаун» и эсминцы типа «Татра», входившие в со­став 1-й минной флотилии.

Почти все рейды проводились в полнолуние и тихую погоду. Корабли выходили вечером из Шебенико или Каттаро и возвращались на следующий день. Однако ав­стрийцы имели мало контактов с противником, и про­изошло всего 3 или 4 боя.

Союзники начали задумываться о создании барража в Отрантском проливе аналогично Дуврскому барражу осе­нью 1915 года, когда на Средиземном море начали дей­ствовать германские субмарины. Ближняя блокада Полы и Каттаро была связана с большим риском и требовала значительных сил. Поэтому было решено попытаться пе­рекрыть Отрантский пролив. Делать это пришлось, разу­меется, англичанам. В сентябре 1915 года в Бриндизи из Англии прибыли 65 дрифтеров. К концу 1915 года их чис­ло выросло до 100 единиц, но полностью перекрыть про­лив они не сумели. Австрийские и германские лодки про­ходили либо под сетями, либо между группами дрифте­ров, и потери союзников продолжали расти. Для охраны дрифтеров обычно выделялись легкий крейсер и 4 эс­минца. В Бриндизи дежурил в готовности к выходу в море второй такой же отряд. Но и здесь не все обстояло благо­получно: если случались боевые столкновения с австрий­скими крейсерами и эсминцами, то силы прикрытия, как правило, безнадежно опаздывали.

В марте 1916 года на Мальте было проведено совеща­ние, на котором было решено увеличить глубину барра­жа. В июне из Англии прибыли еще 24 дрифтера, а в авгу­сте — несколько моторных катеров, вооруженных оруди­ями и глубинными бомбами. В целом Отрантский барраж можно считать неэффективной тратой сил.

В ночь с 16 на 17 мая 1916 года австрийская подводная лодка U-16 (капитан-лейтенант Эрст фон Цопа) возле Валоны торпедировала и потопила итальянский эсминец «Нембо», который сопровождал транспорт «Бормида». Итальянцы снова показали себя отменными вояками. Команда транспорта, как обычно, в панике бросила суд­но, при этом многие моряки утонули. Однако глубинные бомбы, находящиеся на палубе «Нембо», взорвались, когда эсминец затонул. Лодка получила сильные повреж­дения, и экипаж был вынужден покинуть ее. Австрийцы воспользовались шлюпкой «Бормиды» и добрались до берега, где были взяты в плен. На допросе командир лод­ки сказал, что проход через Отрантский барраж был «не­много утомительным». И только!

 

Эвакуация сербской армии и рейд 30/31 декабря 1915 года

 

6 октября 1915 года австрийские войска при помощи германской 11-й армии фельдмаршала Макензена нача­ли наступление на сербском фронте. Через 8 дней без объявления войны в Сербию вторглись болгарские вой­ска. Превосходство Центральных Держав в силах было слишком велико, сербская армия потерпела поражение и отступила к побережью Адриатики в районе Дураццо — Сан-Джованни ди Медуа. Перед флотами союзников вста­ла задача эвакуации остатков сербских войск.

Австрийцы знали, что союзники начали крупные по­ставки снаряжения и боеприпасов сербской армии. Транспорты следовали из Бриндизи в упомянутые 2 порта. 1 декабря итальянцы оккупировали греческий порт Валона, чтобы получить удобную якорную стоянку. Между прочим, офицеры британских кораблей, сопровождав­ших десантный отряд, описывали высадку как исключи­тельно медленную и неорганизованную, хотя итальян­цам не мешал никто, кроме их собственной расхлябан­ности. Естественно, что австрийцы хотели помешать этим перевозкам. Австрийское командование решило нанести удар по Сан-Джованни ди Медуа и уничтожить находящиеся там корабли. Было совершенно ясно, что такую задачу могут решить только быстроходные современные корабли. Поэтому командование адмирал Гауе выделил для набега скаут «Гельголанд» (27 узлов) и 5 эсминцев типа «Татра»: «Балатон», «Чепель», «Татра», «Лика», «Триглав». Эти корабли имели скорость более 30 узлов. Командир «Гельголанда» капитан 1 ранга Зейц считался одним из самых отважных офицеров австрийского фло­та, и потому был именно тем человеком, который дол­жен был командовать подобным набегом. Он совершен­но не боялся смерти. Кое-кто даже поговаривал, что он стремится погибнуть в бою. Может быть, поэтому, а мо­жет, потому, что «Гельголанд» был немного быстроход­нее 2 однотипных крейсеров, именно этот корабль уча­ствовал в рейдах.

Ночью 28 декабря, незадолго до полуночи, эскадра вышла в море из Каттаро. Один эсминец находился впере­ди «Гельголанда», и по 2 корабля шли справа и слева от крейсера. Примерно до 2.00 эскадра двигалась противоло­дочным зигзагом. Однако ночь постепенно делалась свет­лее, взошел молодой месяц. На австрийских кораблях сы­грали боевую тревогу, и экипажи разошлись по боевым постам. Южнее Каттаро патрулировала французская под­водная лодка «Монж». Другая лодка этого же типа — «Ар­химед» — находилась севернее. Австрийцы неожиданно для себя заметили первую.

Подводные лодки этого типа представляли собой до­вольно странную конструкцию: под водой они передви­гались с помощью электромоторов, однако на поверхно­сти использовали паровые поршневые машины! Над лод­кой возвышалась дымовая труба, извергающая клубы дыма. В начале войны французы отправили «Архимеда» в Гарвич в распоряжение Роджера Кийза. Лодка даже совер­шила один поход в Гельголандскую бухту, который пре­вратился в настоящее испытание для экипажа. При по­гружении требовалось убрать телескопическую трубу и задраить дымоход. Однако сильная волна смяла направляющие трубы, и лодка потеряла способность погру­жаться. Она превратилась в очень плохую канонерку. Из помятой трубы, раскаленной докрасна, вылетали сно­пы искр. А когда ее обдавало волной, лодку окутывали клубы пара. С большим трудом «Архимед» сумел добрать­ся до Гарвича. Кийз отказался от такого подарка, и лодку немедленно отправили в Шербур.

Лодки с паровыми котлами потерпели несколько се­рьезных аварий еще в мирное время, однако французы продолжали верить в них и широко использовали в годы войны на Средиземном море. «Архимед» сумел отчасти оправдаться за неудачные действия в Северном море. Как раз в тот день, когда капитан 1 ранга Зейц повел свою эскадру в набег, лодка сумела потопить австрийский па­роход «Кира», вышедший из Каттаро. За ней погнались австрийские эсминцы. От разрывов глубинных бомб по­явилась течь, однако лодка сумела оторваться от против­ника, пересекла Адриатику и прибыла в порт Барлетта.

«Монжу» повезло много меньше, точнее, страшно не повезло. Лодку, находящуюся на поверхности, заметил эсминец «Балатон». Эсминец осветил лодку прожекто­ром и немедленно бросился в атаку. Он успел сделать 7 выстрелов из носового орудия, после чего протаранил «Монжа». Лодка получила пробоину в рубке и быстро за­тонула. Ее командир Роланд Морилло добровольно ос­тался на тонущей лодке (После войны в его честь была названа переданная Франции по репарациям германская подводная лодка UB-26). «Балатон» сумел подобрать боль­шую часть экипажа и передал пленных на крейсер. После этого австрийцы двинулись дальше на юг. Французские источники утверждают, что на лодку в темноте налетел крейсер «Гельголанд», причем столкновение стало не­ожиданным для обоих кораблей.

Ночь прошла спокойно, и к рассвету эскадра прибыла к Дураццо. Австрийцы не имели опыта атаки войсковых конвоев или столкновений с патрульными крейсерами и эсминцами. Если бы Зейц прошел немного дальше на юг, он получил бы возможность уничтожить несколько дрифтеров. Однако Зейц имел совершенно другие планы. Судя по всему, он не подозревал, что союзники поста­вили минные заграждения не только возле Сан-Джиованни ди Медуа, но и возле Дураццо. Кроме того, в Дураццо были построены импровизированные береговые батареи для защиты минных заграждений.

Бухта Дураццо имеет среднюю глубину около 5 фатомов, если не читать нескольких мелей. Поэтому капитан 1 ранга Зейц на «Гельголанде», имея при себе «Бала­тон», остался мористее, отправив к берегу эсминцы. Они обстреляли стоящий на якоре пароход и быстро потопи­ли его. Были уничтожены несколько мелких парусных судов. Но тут вмешались береговые батареи. Эсминцы бро­сились наутек, а крейсер осторожно пошел к берегу, что­бы попытаться огнем своих орудий подавить батареи со­юзников. Чтобы не перекрыть «Гельголанду» линию огня, эсминцы повернули в сторону и вылетели прямо на мин­ное заграждение.

Из многочисленных плачевных экспериментов, кото­рые поставили на себе корабли всех воюющих флотов, известно, что носовой бурун отталкивает мину, однако потом винты тянут ее под корму. Поэтому первый взрыв прогремел под кормой «Лики». Руль эсминца оказался заклинен в положении «лево на борт». Несколько секунд потерявший управление корабль крутился на месте. Эки­паж едва не ударился в панику, но все-таки остался на боевых постах. И тут эсминец подорвался на второй мине. Взрыв произошел прямо под носовыми погребами. Вся носовая часть корабля, в том числе мостик, преврати­лась в обломки. Из разорванных цистерн хлынула нефть, которая немедленно вспыхнула. Эсминец превратился в огромный костер. Взрывом в море сбросило многих мо­ряков, в том числе капитана, находившегося на мостике. С трудом удерживаясь на воде, он крикнул старшему помощнику, остававшемуся на борту до конца, чтобы тот уничтожил секретные документы. Этот офицер пока­зал прекрасный пример верности долгу.

И практически в этот же момент на мине подорвался шедший впереди «Лики» «Триглав». Взрыв произошел в средней части корабля, и эсминец потерял ход. После некоторого замешательства «Чепель» подошел к «Триглаву» и приготовился взять его на буксир. Остальные эс­минцы спустили шлюпки, чтобы подобрать экипаж «Лики». Однако они не смогли подойти к кораблю, и 10 человек остались на борту. Когда эсминец затонул, они провели в воде более 3 часов, после этого их подобрали союзники.

Положение капитана 1 ранга Зейца осложнялось с каждой минутой. Маневрируя, «Чепель» намотал буксир­ный конец на один из винтов, и после этого буксировку пришлось возложить на «Татру». «Гельголанд» тем време­нем имел небольшую перестрелку с береговыми батаре­ями. Наконец австрийская эскадра пошла назад. 1 эсми­нец погиб, второй находился в почти безнадежном со­стоянии, третий не мог дать полный ход... Лишь чудо спас­ло от подрыва на минах последние 2 эсминца.

Набег 6 декабря стал для австрийцев развлекатель­ным вояжем. Они обстреляли Дураццо и потопили не­сколько парусных суденышек, называемых «трабакколо». Австрийские офицеры иронически назвали этот «бой» «битвой при Трабакколо». Но теперь эскадра оказалась в серьезной опасности. Зейц оказался перед дилеммой: пре­доставить «Триглав» и «Чепель» их собственной участи или пытаться спасти их рискуя потерять всю эскадру? Командир эскадры решил не бросать товарищей. Теперь ему приходилось ждать, что предпримут союзники.

На другом берегу Адриатики, в Бриндизи, сообщение о появлении австрийцев перед Дураццо было получено рано утром 29 декабря. Радиостанция Дураццо отправила радиограмму в 6.30. Вице-адмирал Кутинелли имел в сво­ем распоряжении несколько итальянских и британских крейсеров, а также итальянские и французские эсминцы. Крейсера «Дартмут» (капитан 1 ранга Аддисон, 25 узлов, 8 — 152-мм орудий) и «Куарто» (29 узлов, 6 — 120-мм орудий) стояли на внешнем рейде в получасовой готов­ности. В 7.10 на борт «Дартмута прибыл итальянский офицер с письменным приказом адмирала выходить в море. Через 35 минут оба крейсера снялись с якоря. Фран­цузские эсминцы не были готовы к выходу, но Аддисон приказал им разводить пары и следовать к Каттаро. 1-й дивизион французских эсминцев вышел в море в 8.30.

Выйдя из гавани, «Дартмут» развил скорость 23 узла и лег на курс NNO. В полдень он повернул на восток, и через 20 минут наблюдатели заметили мыс Платамоне, находящийся в 13 милях южнее Каттаро. Аддисон рас­считывал выйти к берегу севернее противника и отрезать его от Каттаро. Это ему удалось. Однако тут союзники заметили дым и примерно в 12.30 опознали противника. Им оказался австрийский броненосный крейсер «Кайзер Карл VI». Он уступал крейсерам союзников в скорости, но легко мог уничтожить их обоих огнем своих тяжелых орудий. Дело в том, что капитан 1 ранга Зейц перехватил радиограмму, отправленную из Дураццо, и спешно за­просил помощь. Австрийцы отправили из Каттаро бро­неносный крейсер и легкий крейсер «Новара».

Ситуация изменилась еще раз. Назревал бой, и до конца короткого зимнего дня оставалось около 5 часов. В 12.37 справа по носу у «Дартмута» появились новые дымы. Это подошли французские эсминцы «Каск», «Коммандан Бори», «Коммандан Лука», «Ренодэн» и «Бизон». Они заняли место на правом траверзе «Дартмута». Эскадра союзников теперь шла со скоростью 26 узлов.

В Бриндизи оставались британский легкий крейсер «Веймут» (капитан 1 ранга Крэмптон) и итальянский легкий крейсер «Ниньо Биксио», а также несколько итальянских эсминцев. «Веймут» получил приказ разводить пары и быть готовым дать полный ход к 12.00. Но в 7.45 прибыл по­сыльный адмирала Кутинелли с устным приказом поторопиться, так как австрийцы все еще находятся возле Дураццо. Механики «Веймуга» предпринимали невероятные усилия, и в 9.00 крейсер уже был готов дать полный ход. Через 10 минут пришла радиограмма с сообщением, что австрийцы все еще находятся вблизи Дураццо. Контр-ад­мирал Беллини поднял флаг на «Ниньо Биксио» и в со­провождении «Веймуга», а также эсминцев «Абба», «Ниево», «Моего» и «Пило» вышел в море.

Эскадра пошла к Каттаро на скорости 24 узла. На выхо­де из гавани была замечена вражеская подводная лодка, которая сразу погрузилась, не пытаясь атаковать. Пример­но в 12.55 с «Дартмута» заметили дымы эскадры. В 13.18 «Веймут» повернул на восток и увеличил скорость до 25 узлов. «Дартмут» повернул на SSO и справа по носу заме­тил дымы отряда капитана 1 ранга Зейца. Австрийцы были еще слишком далеко от спасительной гавани Каттаро, так как еле ползли, буксируя «Триглав».

В 13.30 дымы австрийцев разделились на 2 группы. «Татра», буксирующий поврежденный «Триглав», повернул влево. Капитан 1 ранга Аддисон пошел прямо на «Гель­голанд», дав полный ход. Одновременно он приказал французским эсминцам атаковать «Татру» и «Триглав». Начался захватывающий дух смертельный спектакль, главными действующими лицами которого стали коман­диры крейсеров. К сожалению, контр-адмирал Беллини показал себя законченной бездарью.

В 13.40 Зейц приказал бросить «Триглав». «Татра» вы­полнил приказ, и французские эсминцы нашли поки­нутый экипажем тонущий корабль. Вскоре «Триглав» скрылся под водой. «Татра» попытался присоединиться к «Гельголанду», а «Чепель», который не мог дать более 20 узлов, получил приказ спасаться самостоятельно. Он повернул на юг. Из Каттаро вылетел гидросамолет, ко­торый сбросил бомбы на итальянские эсминцы, но не добился попаданий. Капитан 1 ранга Зейц уже потерял 2 эсминца, и теперь он делал все возможное, чтобы спасти «Чепель».

«Гельголанд» превосходил в скорости британские крейсера, однако значительно уступал им в огневой мощи. Ему предстояло продержаться 4 часа, прежде чем в 16.23 зайдет солнце. Примерно в 17.30 наступит пол­ная темнота, и тогда «Гельголанд» сможет идти прямо в Каттаро. Но для этого ему нужно было вырваться из ок­ружения. Кроме того, Зейц должен был помнить, что британские 152-мм орудия были дальнобойное его авст­рийских 100-мм.

Однако в ходе боя австрийский капитан показал ис­ключительное хладнокровие, отвагу и незаурядную ин­туицию. На этом фоне особенно жалко выглядит пове­дение адмирала Беллини, который практически устра­нился от руководства боем. За все 4 часа он отдал толь­ко 1 приказ. Это произошло примерно в 14.00, когда «Веймут» запросил разрешения преследовать против­ника. Итальянский адмирал разрешил. Беллини проде­монстрировал полнейшее отсутствие командирских качеств. Любой нормальный адмирал приказал бы сво­им эсминцам отрезать противника от базы и с наступ­лением темноты атаковать его торпедами, пока крей­сера ведут перестрелку с неприятелем. Но итальянские командиры, судя по всему, в категорию нормальных не попадали. Гораздо хуже было то, что Беллини не удосужился сообщить в Бриндизи адмиралу Кутинелли о том, что ведет бой. Он должен был передать коорди­наты, курс и скорость австрийских кораблей. В Брин­дизи находились еще 2 британских крейсера — «Топаз» и «Ливерпуль», а также быстроходные итальянские броненосцы «Витторио Эммануэле», «Регина Елена» и «Рома». Если бы они вышли в море, исход боя мог ока­заться совершенно иным. Впрочем, сам Кутинелли взи­рал на происходящее с олимпийским спокойствием, не пытаясь двинуться с места. Он ведь мог выйти в море и по собственной инициативе, мог запросить у Белли­ни или Аддисона информацию, но не сделал абсолют­но ничего.

В ходе операции 29 декабря эсминцы доставили капи­тану 1 ранга Зейцу одни неприятности, не принеся ре­шительно никакой пользы. Без них крейсер действовал бы гораздо свободнее. Сначала 2 эсминца погибли на минах. Теперь Зейц был вынужден идти на помощь «Тат-ре», так как этот корабль мог быть отрезан союзниками. В 13.43 «Гельголанд» повернул на юг, чтобы выручить «Татру», и попал под огонь «Дартмута». Британский крей­сер дал первый залп с дистанции 14000 ярдов и уже чет­вертым залпом накрыл австрийца, добившись 2 попада­ний. «Гельголанд» дал в ответ несколько выстрелов, но все снаряды легли недолетами. С 14.40 до 15.30 шла спо­радическая перестрелка на дистанциях от 13800 до 15000 ярдов. В 14.27 капитан 1 ранга Аддисон приказал крейсе­ру «Куарто» атаковать вражеский эсминец, который та­щился сзади, пытаясь соединиться с флагманом. Но ита­льянский корабль не сумел сблизиться с противником, и в 15.15 Аддисон приказал ему вернуться. Через полчаса Крэмптон приказал итальянским эсминцам «Мосто» и «Пило» атаковать «Чепель», но и это ничего не дало. Зейц совершал самые причудливые маневры. Сначала он повернул на юг, потом на юго-восток, наконец на запад. В 15.54 «Веймут» открыл по нему огонь левым бор­том с предельной дистанции, но австрийцы поставили дымовую завесу, и англичане прекратили стрельбу.

Капитан 1 ранга Зейц еще раз повернул и прошел под носом «Дартмута». Потом в 15.55 он повернул на юг, что­бы попытаться прикрыть «Татру». Одновременно он вни­мательно следил за сгущающимися сумерками. В 16.07 «Веймут» с предельной дистанции открыл огонь по «Гель­голанду» правым бортом. Но как раз в этот момент эсми­нец «Татра» наконец соединился со своим флагманом. Дальнейшие маневры австрийцев предсказать было очень просто. До захода солнца оставалось всего 15 минут, по­этому «Дартмут» повернул на юг на тот случай, если ав­стрийцы продолжат спускаться вдоль итальянского бере­га. «Веймут» держался севернее.

Но капитан 1 ранга Зейц снова обманул противника. Подобрав отставший эсминец, он поставил дымовую за­весу и повернул вправо. Примерно в это же время «Чепель» сумел очистить винт и соединился с отрядом. Од­новременно 2 других эсминца прошли за кормой «Гель­голанда» контркурсом, ставя густую дымзавесу. Это пол­ностью сбило с толку артиллеристов «Веймута» в самый критический момент. Хотя крейсер в 16.45 возобновил огонь, темнота и плохая видимость сделали стрельбу со­вершенно бессмысленной. Дистанция сократилась до 7500 ярдов, однако наводчики не видели ничего, кроме вспы­шек выстрелов австрийских орудий. В 17.50 противники прекратили огонь, так и не добившись серьезных попа­даний. Однако радовались этому только австрийцы.

Такой результат стал возможен благодаря прекрасной работе британских и австрийских механиков. Крейсер «Веймут» в ходе боя сумел развить скорость 27,7 узла, намного превзойдя результат, показанный на испытани­ях. Причем это был не кратковременный спурт. Крейсер держал эту скорость в течение 4 часов, а потом еще 4 часа давал штатную скорость. «Гельголанд» превзошел сам себя, развив 29 узлов. Именно это спасло австрийский крейсер. Пока за ним гнались союзники, он пересек всю Адриатику. В 16.50 с «Дартмута» был замечен итальян­ский берег. Эскадра капитана 1 ранга Зейца проскочила всего в 25 милях от Бриндизи. Поэтому, если бы адмирал. Кутинелли знал о ходе боя, он мог бы выслать из Брин­дизи дополнительные корабли. Тогда судьба австрийцев была бы предрешена. Можно лишь догадываться, в каких выражениях британские офицеры и матросы отзывались о своих союзниках. Лишь слабое представление дает об этом запись в дневнике британского офицера: «Такой случай выпадает раз в жизни, и все погубила привычная непроходимая бездарность итальяшек».

Конец боя был совершенно очевидным. Около 18.00 « союзники потеряли австрийские корабли в темноте, и они спокойно направились в Каттаро. Хотя «Веймут», «Дартмут» и «Ниньо Биксио» некоторое время преследо­вали их, но бой не возобновился, и крейсера союзников повернули на юг в Бриндизи. Впрочем, «Кайзер Карл VI» и другие австрийские корабли, вышедшие из Каттаро, тоже в бою участия не приняли. «Чепель», несмотря на проблемы с винтом, благополучно добрался до порта. Капитан 1 ранга Зейц полностью оправдал возложенные на него надежды. Его корабли получили лишь небольшие повреждения. Союзники, которые имели тройное пре­восходство в силах, не добились ничего. В результате ад­мирал Беллини в начале февраля был отстранен от ко­мандования.

Этот бой в очередной раз продемонстрировал значе­ние высокой скорости, которая позволяет кораблю вы­бирать дистанцию боя и свободно маневрировать в ходе столкновения.

 

Теперь вернемся к сербским делам. К концу декабря итальянские войска продвинулись по берегу от Валоны до Дураццо, чтобы обеспечит защиту этого порта. А 5 янва­ря, наконец, было решено эвакуировать сербскую армию на остров Корфу. 9 января туда прибыла французская эс­кадра. В Бриндизи были сосредоточены 42 пассажирских и грузовых судна и 6 госпитальных судов. Для прикрытия эвакуации союзники привлекли более 70 военных кораб­лей различных классов, а также около 100 дрифтеров. При этом итальянцы в первую очередь вывезли австрийских пленных, количество которых достигало 25000.

8 января австрийцы сосредоточили 30000 человек при 500 орудиях в районе горы Ловчен. При поддержке огня крейсеров и эсминцев они пошли на штурм горы, кото­рая господствовала над Каттаро. Несмотря на отчаянное сопротивление черногорских войск, численный перевес сказался, и австрийцы наконец полностью устранили всякую угрозу базе в Каттаро.

Темпы эвакуации нарастали, и к концу января ежед­невно вывозилось до 3000 человек. Общее число эвакуированных к 20 февраля достигло 149000 человек. В это время австрийские войска подошли вплотную к Дураццо. 26 февраля последние части итальянского гарнизона гру­зились на транспорты уже под огнем австрийской артил­лерии. В марте эвакуация частей сербской армии была полностью завершена.

 

Рейд 22/23 декабря 1916 года

 

17 декабря 1916 года в сетях дрифтеров Отрантского барража запуталась австрийская подводная лодка U-20. После 16 часов борьбы она сумела вырваться, хотя была повреждена глубинными бомбами дрифтера «Фишер Герл». После этого австрийцы решили нанести очеред­ной удар по силам барража. Они планировали расчистить дорогу германской лодке UC-35, которая вышла из Киля 3 декабря и должна была прибыть в Каттаро 26 декабря.

В море вышли 4 старых угольных дестроера, которые сейчас назывались эсминцами — «Шарфшютце», «Река», «Велебит», «Динара». Этот отряд был любопытной ил­люстрацией многонациональности австрийского флота. Первым эсминцем и всем отрядом командовал поляк капитан-лейтенант Богумил Новотный. Остальными эс­минцами командовали словенец, чех и румын. Примерно в 21.30 австрийцы атаковали дрифтеры и обстреляли «Гоуэн Ли» и «Ауэ Эллайз». Первый из них получил несколько попаданий и был серьезно поврежден. От уничтожения дрифтеры были спасены случайно появившимися 6 фран­цузскими эсминцами. Они не патрулировали, обеспечи­вая безопасность дрифтеров, а просто совершали пере­ход из Бриндизи в Таранто.

Австрийцы немедленно повернули назад. За ними в погоню устремились наиболее быстроходные «Каск» и «Бутфе». Французские корабли были вооружены 100-мм орудиями, поэтому артиллерийская дуэль могла сложиться не в пользу австрийцев, которые имели только 66-мм орудия. «Каск» быстро развил скорость 28 узлов, и начал нагонять австрийцев. Австрийцы открыли огонь, и замы­кающий эсминец выпустил торпеду. «Каск» с трудом увер­нулся от нее, но тут же получил снаряд в котельное от­деление. Его скорость упала до 22 узлов, и австрийский оград получил небольшую передышку.

Однако в 21.45 французы отправили радиограмму в Бриндизи, сообщая о появлении австрийцев. Поэтому в 23.30 в море вышли 3 итальянских эсминца, через 2 часа гавань покинул британский легкий крейсер «Глостер» в сопровождении 2 эсминцев, а в 3.30 в море вышли ита­льянский лидер «Мирабелло» и еще 2 эсминца. Так как порт Бриндизи находится сравнительно недалеко от дал­матинского побережья, можно было предположить, что итальянцы легко установят контакт с французами. Но это произошло слишком буквально.

«Каск», несмотря на повреждения, продолжал пого­ню. Вскоре к нему присоединились 2 итальянских эсмин­ца. Эсминец «Абба» в пылу погони развил скорость 31 узел, но в темноте неудачно сманеврировал, и врезался в левую раковину «Каска» под углом 45°. С этого момента о погоне уже не было речи. К счастью, торпедный аппа­рат французского эсминца был развернут именно под этим углом и амортизировал удар. Форштевень итальян­ца отрубил несколько футов торпедного аппарата, как топором. Но это спасло «Каск» от прямого удара. Хотя взрыватель торпеды сработал, она почему-то не взорва­лось, что спасло уже оба эсминца. Однако от сильнейше­го сотрясения в корпусе «Каска» возникли течи.

На этом неприятности союзников не закончились. Силой удара на «Аббе» сорвало лебедку, и распустив­шийся трос намотался на оба винта французского эс­минца. Радист «Каска» был выброшен в море сквозь зак­рытую дверь радиорубки и едва не утонул. Итальянский эсминец серьезно повредил себе форштевень и дал зад­ний ход, чтобы оторваться от «Каска». В этот момент из темноты выскочил «Бутфе» и врезался в «Аббу» немного впереди мостика. Скользящий удар разорвал корпус ита­льянского эсминца почти по всей длине. Как ни стран­но, сам «Бутфе» повреждений почти не получил. В конце концов, корабли союзников распутались и поползли в порт, волоча «Аббу» на буксире кормой вперед. Австрий­цы около 2.00 тоже направились восвояси, потеряв 1 че­ловека убитым и 2 ранеными. Так закончилось итало-французское столкновение.

Зимой 1916 — 17 годов произошли две важные пере­мены в Вене. 21 ноября скончался император Франц-Иосиф I, который правил многонациональной импери­ей целых 68 лет. Его сменил внучатый племянник Карл I, жена которого была итальянкой по происхождению. 8 февраля 1917 года скоропостижно скончался гросс-ад­мирал Антон Гауе. Его сменил вице-адмирал Максими­лиан Ньегован. Произошли перемены и в командовании союзников. В декабре 1916 года вице-адмирал Гоше сме­нил вице-адмирала Дартиж дю Фурнье на посту коман­дующего французским Средиземноморским флотом.

 

Рейд 14/15 мая 1917 года

 

Австрийская атака Отранского барража 15 мая 1917 года

 

Итак, с того дня, как адмирал Ньегован принял ко­мандование, он начал готовить набег на корабли Отрантского барража. 11 марта 4 эсминца вышли, чтобы разве­дать обстановку в районе Валона — Бриндизи. Их замети­ла французская подводная лодка, но не сумела атаковать. 21 апреля австрийские миноносцы, уже возвращаясь в Дураццо, возле мыса Линьетта потопили итальянский пароход «Япигиа». Однако союзники усилили барраж, и подводные лодки UC-27, UC-67, UC-74 были атакова­ны дозорными катерами. U-35, U-43, UC-37 и U-17 стол­кнулись с некоторыми проблемами при прорыве линии барража.

Австрийцы решили нанести по барражу более силь­ный удар. 14 мая во второй половине дня в море вышли несколько подводных лодок. U-4 направилась к Валоне, UC-25 — к Бриндизи, где она должна была поставить минное заграждение, U-27 должна была действовать на линии Бриндизи — Остро. После этого вечером из Каттаро в море вышли крейсера «Новара», «Сайда» и «Гельго­ланд», а также эсминцы «Чепель» и «Балатон». Командо­вал отрядом капитан 1 ранга Хорти.

Примерно в это же время из Бриндизи в море вышел итальянский лидер «Мирабелло» в сопровождении фран­цузских эсминцев «Коммандан Ривьер», «Бизон», «Бутфе» и «Симитер». Эта группа должна была патрулировать в Отрантском проливе севернее линии дрифтеров. Эскад­ры противников разминулись на расстоянии нескольких миль, не заметив друг друга в темноте. Союзники двига­лись на восток к албанскому берегу, а австрийские крей­сера — на юг, к линии Фано — Леука.

Австрийские эсминцы пошли вдоль албанского побе­режья, надеясь перехватить какой-нибудь из конвоев меж­ду Валоной и итальянскими портами. Около 3.00 при­мерно в 20 милях южнее Валоны они заметили итальян­ские пароходы «Карочио», «Верита» и «Берсальере», ко­торые сопровождал эсминец «Бореа». Этот конвой вы­шел накануне из Галлиполи. В 3.15 конвой, построенный кильватерной колонной, находился в 20 милях южнее входа в бухту Валоны. Здесь он должен был повернуть на запад, чтобы пересечь Отрантский пролив.

Под берегом было еще темно, но командир «Бореа» капитан 2 ранга Франчески заметил справа по носу дымы 2 кораблей, идущих на большой скорости. Он запросил прожектором опознавательные. В ответ «Чепель» и «Бала­тон» осветили итальянцев прожекторами и открыли огонь. «Бореа» повернул вправо, чтобы прикрыть транспорты. Но «Чепель» уже первым залпом накрыл его и повредил главный паропровод. «Бореа» потерял ход и остановился. Он получил еще несколько попаданий, и немного по­зднее поврежденный эсминец затонул. Одновременно «Балатон» атаковал торпедами пароходы. 2 судна получили попадания торпедами, а третье было повреждено ар­тогнем. «Кароччио», груженный боеприпасами, взорвал­ся и вскоре затонул, а остальные 2 парохода были бро­шены перепуганными командами. Итальянцы потеряли 16 человек убитыми, 21 моряк был ранен. Весь бой длил­ся считанные минуты. Австрийские эсминцы повернули на север. Они не удосужились дождаться гибели итальян­ских судов, и позднее буксиры, вышедшие из Валоны, подобрали брошенные пароходы.

На рассвете 15 мая, примерно в 4.00, на позиции дол­жны были находиться 8 дивизионов дрифтеров. Но около 3.00 один дивизион выбрал сети и направился в Таранто. Вскоре после этого из темноты неожиданно вынырнули 3 австрийских крейсера, и началось хладнокровное изби­ение младенцев. Итальянское командование не удосужилось предупредить дрифтеры об опасности рейда, и сна­чала они приняли австрийские крейсера за свои. Но это заблуждение было быстро рассеяно. Один крейсер атако­вал дрифтеры на западном краю завесы, другой — на восточном, а третий — прямо в центре.

Крейсера останавливались недалеко от дрифтера и приказывали команде покинуть судно. Австрийцы, ко­нечно, вели себя благородно. Но что могли противопос­тавить крошечные суденышки с 6-фн орудиями совре­менным легким крейсерам, вооруженным орудиями калибра 100 мм и торпедными аппаратами? Даже если бы; дрифтеры не были привязаны к сетям, они не имели никаких шансов удрать от противника, имеющего скорость более 27 узлов. Однако не все дрифтеры выполняли требование австрийцев. Командир «Гоуэн Ли» шкипер Джозеф Уотт в ответ приказал открыть огонь, сказав команде: «Мы будем сражаться до конца». Ответный залп снес орудие и взорвал ящик с боеприпасами. Хотя «Гоуэн Ли» получил тяжелые повреждения, он не затонул. За свой подвиг Уотт был награжден Крестом Виктории. Следующий в линии дрифтер «Эдмирабл» отстреливался, пока на нем не взорвался паровой котел.

Дрифтер «Флоанди», атакованный крейсером «Новара», тоже начал отстреливаться. Хотя австрийский крей­сер всадил в него несколько снарядов, ранив нескольких человек, шкипер Д.Дж. Николе отказался спустить флаг, хотя сам получил 3 раны. И этот корабль тоже уцелел! «Гоуэн Ли» подошел к нему на помощь, и общими уси­лиями команды заделали пробоины «Флоанди». Николе был награжден Медалью за выдающуюся отвагу. Но не всем дрифтерам повезло так сильно. В ходе этого рейда австрийцы потопили 14 из 47 дрифтеров. Это были «Эдмирабл», «Эвондейл», «Корал Хэйвен», «Крэгнун», «Феличитас», «Герл Грэйси», «Герл Роуз», «Эленора», «Кварри Ноув», «Селби», «Серена», «Тэйтс», «Транзит» и «Янг Линнет». Погибли 1 офицер и 70 матросов, еще 72 чело­века австрийцы взяли в плен. Еще 10 дрифтеров были повреждены, часть из них — австрийскими эсминцами вблизи о. Фано. Покончив с дрифтерами, австрийцы взяли курс на Каттаро. Однако спокойно уйти им не удалось.

В это время группа «Мирабелло» находилась в 20 ми­лях севернее Дураццо и уже повернула на юг. Француз­ский эсминец «Коммандан Бори», который шел из Та­ранто на Корфу, примерно в 4.30 заметил к северу от себя вспышки орудийных выстрелов. Однако из-за непо­ладок в машине он не мог развить скорость более 18 уз­лов. Хотя «Коммандан Бори» и направился на помощь дрифтерам, он, разумеется, опоздал. Эсминец обнару­жил австрийскую подводную лодку U-4, попытался та­ранить ее, но промахнулся.

Радиограммы дрифтеров не были приняты командо­ванием союзников, а сообщение эсминца «Коммандан Бори» было получено в Бриндизи только в 5.30. К этому времени там уже была объявлена тревога, так как в 4.00 пришло сообщение с берегового поста на о. Сазено, заметившего противника. Но эта радиограмма была зашиф­рована итальянским шифром, поэтому ни англичане, ни французы ее не поняли. Все корабли, стоящие в Бриндизи, получили приказ поднимать пары. Крейсер «Бристоль и 4 эсминца находились в получасовой готовности, «Дар­тмут» мог дать ход в 5.30, а «Ливерпуль» чистил котлы и мог сняться с якоря только через 6 часов.

Актон передал по радио командиру «Мирабелло»: «Неприятельские корабли в Отрантском проливе, следу­ют курсом зюйд». Группа эсминцев повернула на юг, хотя «Бутфе» отстал из-за аварии в холодильнике. Примерно в 6.45 немного севернее о. Сазено австрийские корабли за­метили группу «Мирабелло», идущую встречным курсом. Имела место короткая перестрелка, но союзники, зна­чительно уступавшие австрийцам, были вынуждены пре­кратить бой. Они ограничились слежением за противни­ком с расстояния около 5,5 миль.

Около 5.00 в море вышел «Бристоль» и итальянские эс­минцы «Моего» и «Пило». Сам адмирал Альфредо Актон вышел в море на крейсере «Дартмут» в сопровождении эс­минцев «Шиаффино» и «Ачерби» примерно через 20 минут. Легкий крейсер «Марсала», лидеры «Аквила» и «Раччиа» и эсминец «Инсидиозо» получили приказ присоединиться к «Дартмуту» как можно быстрее. «Аквила» вышел в море практически сразу вслед за адмиралом. Но к этому времени уже прошло 3 часа с момента атаки дрифтеров.

Адмирал Актон в момент выхода в море не знал точ­ного места нахождения противника. В 6.45, когда все ко­рабли, вышедшие из Бриндизи, собрались вместе, он построил отряд строем фронта и пошел на северо-вос­ток к заливу Дрин. В этот момент австрийские эсминцы находились в 25 милях от него на SO, австрийские крей­сера находились в 46 милях на SSW. За ними по пятам гнались «Мирабелло» и французские эсминцы. Хорти тоже не знал обстановки. Он предполагал, что не встретит ничего страшнее «Мирабелло». Но примерно в 7.30 при­шли несколько радиограмм от «Чепеля» и самолетов, из которых Хорти узнал, что севернее него в море находят­ся 7 крейсеров и эсминцев союзников.

В 7.40 он приказал лидеру «Аквила» и эсминцам пол­ным ходом следовать к мысу Мендерс. Эта группа дала 35 узлов и быстро обогнала крейсера. Примерно в 8.00 ита­льянские эсминцы вблизи Дураццо столкнулись с «Чепелем» и «Балатоном», которые тоже обогнали свои крей­сера. В ходе завязавшейся перестрелки «Чепель» добился попадания в «Аквилу», и итальянский лидер снизил ско­рость. Стрельбу австрийских кораблей корректировали самолеты. Летчики с помощью жестов руками помогали артиллеристам, вероятно, это был первый в истории слу­чай корректировки огня кораблей в морском бою. Видя, что прорваться в Каттаро не удается, австрийские эс­минцы направились в Дураццо. Береговые батареи при­крыли их отход и вынудили итальянцев отказаться от преследования.

Сообщение об этой стычке с неправильными коор­динатами «Мирабелло», который все еще оставался по­зади крейсеров, вынудило ошибиться адмирала Актона. Он не подозревал, что силы противника разделены на 2 группы, что сам он находится севернее австрийских крейсеров и вполне может зажать противника в клещи. Но в 8.25 Актон приказал крейсерам «Ливерпуль» и «Марсала», лидеру «Раччиа» и эсминцам «Импавидо», «Индомито» и «Инсидиозо» выйти из Бриндизи и сле­довать на северо-восток. Сам он пошел на помощь «Аквиле», который к этому времени полностью потерял ход и стоял на месте. Актон считал, что австрийские крей­сера находятся к северу от него. В результате в 9.30 он совершенно неожиданно для себя столкнулся с вражес­кими крейсерами. Уже вторым залпом с дистанции 60 кабельтов «Дартмут» добился попадания в мостик «Новары», при этом был убит старпом крейсера. Австрий­ские крейсера повернули на запад, укрываясь дымовой завесой, англичане начали их преследовать. 8 австрий­ских самолетов атаковали крейсера союзников, и не­сколько бомб разорвались недалеко от борта «Дартму­та», но повреждений не причинили. Итальянские само­леты атаковали австрийцев, однако воздушный бой за­вершился безрезультатно.

Хорти пошел на сближение, чтобы более эффективно использовать свои 100-мм орудия. Это ему удалось, и «Дартмут» получил 3 попадания. Однако австрийцы не желали рисковать. Они немедленно повернули на северо-запад, так как теперь путь к Каттаро был открыт. «Новара» все еще мог дать 27 узлов, и австрийская эскадра начала медленно отрываться от противника. «Дартмут» мог развить только 25 узлов, а «Бристоль» — вообще толь­ко 23 узла, так как давно не чистил корпус в доке. Около 10.00 «Мирабелло» тоже снизил скорость. Официальным объяснением послужило загрязнение топлива водой. Че­рез несколько минут авария холодильника вынудила ос­тановиться «Коммандан Ривьер». После этого «Симитер» и «Бизон» тоже остановились, чтобы прикрыть их от атак подводных лодок. Хотя, скорее всего, командиры эсмин­цев проявили «разумную трусость», не желая вести ар­тиллерийский бой с крейсерами. «Шиаффино» и «Пило» остались прикрывать «Аквилу».

Преследование продолжал только «Дартмут» в сопро­вождении эсминца «Ачерби». Сильно отстав, за ним тя­нулся «Бристоль». Британский крейсер добился несколь­ких попаданий в «Новару» и повредил ему главный па­ропровод. В 10.10 был ранен капитан 1 ранга Хорти. Он еще пытался командовать, но вскоре потерял сознание. Командование крейсером принял лейтенант Викторокский. Но к этому времени «Бристоль» отстал настолько, что был вынужден прекратить огонь.

Ахтон несколько снизил скорость, чтобы увеличить дистанцию и дать возможность «Бристолю» подтянуться. К 11.00 «Новара» настолько снизил скорость, что на­чал отставать. Союзники перенесли огонь на замыкаю­щий строй крейсер «Сайда» и повредили его, хотя и незначительно. В 11.30 крейсер «Сайда» взял флагмана на буксир, а «Гельголанд» попытался прикрыть их от огня «Дартмута».

В этот момент начали прибывать вызванные по радио обоими противниками подкрепления. На юго-западе появилась группа «Марсалы», но тут же на севере показа­лись вызванные на помощь из Каттаро броненосный крей­сер «Санкт Георг» и эсминцы «Татра» и «Варасдинер». После этого корабли союзников прекратили преследова­ние и повернули на юг. В полдень «Чепель» и «Балатон», проскочившие на север под самым берегом, соедини­лись со своими крейсерами.

Теперь союзникам предстояло решить неприятную за­дачу — организовать отход поврежденных и потерпевших аварии кораблей, которые могли быть атакованы вражес­кими подводными лодками. «Аквила» был взят на буксир эсминцем «Шиаффино», а «Коммандан Бори» — лидером «Мирабелло». К вечеру обе группы прибыли в Бриндизи.

Крейсера двигались назад строем фронта в охранении эсминцев. В 13.15, когда они находились в 40 милях от Бриндизи, «Дартмут» был атакован германской подвод­ной лодкой UC-25 и получил торпеду в борт. Крейсер получил небольшой крен и дифферент на нос, он также потерял ход. Эсминцы начали преследовать лодку и по­мешали ей выпустить новые торпеды. В 14.30 команда покинула корабль, адмирал Актон перешел на борт эс­минца «Инсидиозо». Но, когда стало ясно, что «Дарт­мут» не тонет, капитан 1 ранга Аддисон с частью коман­ды вернулся обратно.

С большим трудом крейсер удалось отбуксировать в га­вань, куда он прибыл через 12 часов после взрыва торпе­ды. К. счастью, он сумел обойти мины, поставленные этой же лодкой. Зато французскому эсминцу «Бутфе», вышед­шему из порта на помощь «Дартмуту», повезло меньше. Прямо за боновым заграждением он натолкнулся на мину, взорвался и затонул, на нем погибли 12 человек.

В этот день австрийцы одержали решительную победу. Союзники потеряли 2 эсминца и 14 дрифтеров, «Дарт­мут» вышел из строя на 3 месяца, еще несколько кораб­лей получили небольшие повреждения. Австрийцы по­страдали меньше. На крейсере «Новара» 12 человек были убиты, 25 — ранены, на других австрийских крейсерах 2 человека были убиты и 6 ранены. Вдобавок, моральный дух экипажей дрифтеров настолько упал, что, начиная с 31 мая, англичанам пришлось отказаться от ночных де­журств в проливе. Кроме того, линия сетевых загражде­ний была отодвинута на юг. В результате барраж превра­тился в чисто символическое мероприятие. Только после того, как из Венеции в Бриндизи был переведен дивизион новых эсминцев («Пеле», «Поэрио», «Орсини», «Россарол»), а англичане прислали крейсера «Веймут» и «Нью­касл», 1 июля ночное патрулирование возобновилось.

Австрийцы, которые благополучно избежали смертель­ной опасности, возобновили рейды только осенью.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Рейды австрийцев против сил Отрантского барража

 

1915 год

 

18/19 февраля   КР «Гельголанд», ЭМ «Тат-           Контактов нет

                         ра», «Балатон», «Чепель»,

                         «Орьен», «Лика», «Триглав»,

                         MM 75T, 76Т, 56Т

10/11 апреля     КР «Гельголанд», ЭМ «Тат-           Контактов нет

                         ра», «Балатон», «Чепель»,

                         «Орьен», «Лика», «Триглав»

22/23 ноября    КР «Гельголанд», «Сайда»,            «Триглав» потопил ит.

                         ЭМ «Татра», «Балатон»,                 шхуну, замечены 4 ит.

                         «Чепель», «Орьен», «Лика»,           эсминца

                         «Триглав»

5/6 декабря      КР «Гельголанд», «Сайда»,             Контактов нет

                         ЭМ «Татра», «Балатон»,

                         «Чепель», «Орьен», «Лика»,

                         «Триглав»

30/31 декабря   КР «Гельголанд», ЭМ «Тат-           Потоплена фрЛ

                         ра», «Балатон», «Чепель»,              «Монж», «Триглав» и

                         «Орьен», «Лика», «Триглав»          «Лика» погибли на минах.

                                                                                  «Гельголанд» имел бой с КР «Дартмут» и «Куарто»

 

1916 год

 

3/4 апреля          КР «Новара», MM 79T, ПЛ            Контактов нет

                          U-5, U-6

31 мая/               ЭМ«Орьен», «Балатон»,                 «Орьен» потопил англ.

1 июня               ММ 77Т, 79Т, 81Т                           дрифтер «Бенефишент»

4/5 июля            КР «Гельголанд», ЭМ                     Контактов нет

                          «Орьен», «Татра», «Бала­тон»,

                          MM 83F, 85F, 87F

8/9 июля            КР «Новара», MM 73F, 54Т,           Потоплены англ.

                          87F                                                   дрифтеры «Аструм Спей», «Клавис»

30/31 июля        ММ 83 F, 85 F, 87F, 88F                  Контактов нет

26/27 сентября  ЭС«Вильдфанг», «Гусар»,               Контактов нет

                          «Варасдинер», «Турул»

4/5 октября        MM 87F, 99 М, 100М                      Контактов нет

28/29ноября      MM 82F, 86F, 89F, 90F, 91F            Контактов нет

22/23декабря     ЭМ«Шарфшютце», «Река»,            Перестрелка с франц,

                          «Динара», «Велебит»                      ЭМ

 

1917 год

 

11/ 12 марта        ЭМ «Чепель», «Орьен»,               Контактов нет «Гатра», «Балатон»

21/22 апреля      MM 84F, 92F, 94F, 100М               100М потопил ит. пароход «Япигиа»

22/23 апреля      ЭМ«Ускок», «Штрейтер»,             Контактов нет

                          «Варасдинер», «Река»

25/26 апреля      ЭМ «Чепель», «Татра»,                 Контактов нет

                          «Балатон»

5/6 мая               ЭМ «Чепель», «Татра»,                 Контактов нет

                          «Балатон»

14/15мая           КР «Новара», «Гельголанд»,          Потоплены 14 дриф-

                         «Сайда», ПЛ U-27, U-4,                  теров, крейсера имели

                         UC-25; независимо ЭМ                  бой с КР «Бристоль»,

                         «Чепель», «Балатон»                      «Дартмут», «Марсала»

20/21 сентября  ЭМ «Чепель», «Татра»,                 Контактов нет

                          «Балатон», «Орьен»

18/ 19 октября  КР «Гельголанд», ЭМ                    Контактов нет

                         «Татра», «Чепель»,

                         «Триглав», «Лика»

12/13 ноября    КР Новара», MM 85F, 88F,              Операция прекращена

                         96F                                                   из-за плохой погоды

13/14декабря   ЭМ «Татра», «Балатон»,                  Короткий бой с 4 ЭМ

                        «Чепель»                                           союзников

 

1918 год

 

22/23 апреля    ЭМ «Чепель», «Ускок»,                   Бой с англМ

                         «Дукла», «Лика», «Триглав»           «Ягуар», «Хорнет»