БОИ В РИЖСКОМ ЗАЛИВЕ В АВГУСТЕ 1915 ГОДА

 

Бой "Новика" с германскими эсминцами 16-17 августа 1915 года

 

После боя на Доггер-банке в январе 1915 года главные силы германского Флота Открытого Моря пребывали в бездействии и апатии больше года — до рейда на Лоус­тофт в апреле 1916 года. Но такое бездействие разлагает личный состав быстрее концентрированной серной кис­лоты, только этим можно объяснить появление герман­ских линкоров летом 1915 года на Балтике. Ссылки на какие-то действия по поддержке фланга армии или обес­печению коммуникаций явно надуманны и фальшивы. Скорее всего, это были учения, приближенные к бое­вым. Ведь именно с такой целью Адмиралтейство направи­ло «Куин Элизабет» в Дарданеллы — повоевать, реши­тельно ничем не рискуя.

Формальным объяснением была все-таки поддержка фланга армии. Немцы решили попытаться прорваться в Рижский залив и вытеснить оттуда русские корабли, тре­вожащие фланг 10-й армии. Непосредственно группа про­рыва состояла из 4-й эскадры линкоров вице-адмирала Эрхарда Шмидта. Мы с ней уже встречались, и сильнее эти допотопные броненосцы с тех пор не стали. «Линко­рам» были приданы столь же древние броненосные крей­сера «Роон» и «Принц Генрих», а также легкие крейсера «Аугсбург», «Бремен», «Любек», «Тетис», 24 эсминца и миноносца, 14 тральщиков, 12 катеров-тральщиков и 2 прерывателя минных заграждений. Оперативное прикрытие выглядело гораздо солиднее. 1-я эскадра линкоров вице-адмирала Гедеке в составе, 1-я Разведывательная Группа знаменитого адмирала Хиппера, 2-я Разведыва­тельная Группа контр-адмирала Геббингауза, 2 флоти­лии эсминцев под общим командованием коммодора Ресторффа, а также флотилия тральщиков. Всего немцы привлекли к операции 8 линкоров, 7 броненосцев, 3 линейных крейсера, 2 броненосных и 9 легких крейсе­ров, 56 эсминцев и миноносцев, 3 подводные лодки, 48 тральщиков и много кораблей других классов. Эти силы в 2 с лишним раза превосходили весь Балтийский флот, однако, большинство немецких кораблей противника так и не увидело.

Русские Морские силы Рижского залива состояли из броненосца «Слава», 4 канонерок, минной дивизии и нескольких подводных лодок. Русское командование на­деялось на плотные минные заграждения, однако, как показали события, эта надежда была напрасной. При пра­вильной подготовке и достаточном количестве тральщи­ков никакие минные заграждения противника остановить не в силах.

8 августа развертывание германских сил было завер­шено. Отряд прорыва подошел к Ирбенскому проливу. Броненосцы крейсировали западнее полуострова Сворбе, линкоры и линейные крейсера прогуливались севернее.

В 3.50 германские тральщики начали расчищать фар­ватер прямо по центру пролива. Непосредственно группу траления поддерживал легкий крейсер «Тетис» и 6 эс­минцев. Их прикрывали броненосцы «Эльзас» и «Брауншвейг», легкий крейсер «Бремен» и 13 эсминцев. Весьма показательно то, что «грозные линкоры» вице-адмирала Шмидта так и не рискнули подойти к проливу.

Примерно в 5.10 налетел на мину, подорвался и зато­нул тральщик Т-52, переоборудованный из старого ми­ноносца. Но это было только начало. В 5.38 на мине подо­рвался крейсер «Тетис», в 7.07 — миноносец S-144 из группы поддержки. Они были отправлены в Либаву под прикрытием миноносцев S-140 и S-147. Примерно в это же время группа русских гидросамолетов атаковала 4-ю эскадру линкоров. Бомбы разорвались примерно в 100 метрах от сопровождавшего броненосцы крейсера «Роон».

Первыми из русских кораблей около 5.00 вблизи про­лива появились канонерские лодки «Грозящий» и «Храб­рый», которые начали обстрел тральщиков. Потом по­явились эсминцы под командованием контр-адмирала Трухачева, руководившего обороной Рижского залива. Тральщики не выдержали огня и вызвали помощь. По­явились «Эльзас» и «Брауншвейг», которые в свою оче­редь обстреляли русские корабли. В 8.45 адмирал Трухачев, не желая бессмысленно рисковать, вышел из-под огня германских броненосцев.

Около 10.30 к месту боя подошел броненосец «Слава» под командованием капитана 1 ранга князя Вяземского. Перестрелка с 2 германскими броненосцами длилась око­ло получаса, дистанция составила примерно 85 кабель­товых — сойтись ближе противникам мешали минные заграждения. Большая дистанция вынудила Вяземского затопить часть отсеков, чтобы вызвать искусственный крен 3°. Это позволило ему увеличить дальность стрельбы ору­дий главного калибра. Прием достаточно широко распро­страненный, особенно при обстреле берега. Его приме­няли почти все флоты. Но что хорошо при бомбардиров­ке неподвижной цели, может оказаться ошибочным в морском бою. Маневренность броненосца значительно ухудшилась, что затруднило действия «Славы». Вскоре броненосец получил попадание 280-мм снарядом. Хотя оно не причинило больших повреждений, Вяземский тоже вышел из боя.

К 11.15 германские тральщики под прикрытием огня броненосцев протралили проход во второй группе заг­раждений. Адмирал Шмидт уже отдал приказ своим ко­раблям начать выдвигаться в Рижский залив, но тут траль­щики налетели на очередное минное поле. В 13.32 подо­рвался и затонул тральщик Т-58. Этого Шмидт уже не выдержал. По плану немцы отводили на расчистку фар­ватера не более 3 часов. Тральщики возились уже более 10 часов, подорвались 4 корабля, и конца заграждениям так и не было видно. Поэтому операция была временно прекращена. Тральщики отправились в Виндаву.

Наступила небольшая передышка, которую русские использовали для усиления минных заграждений. Следу­ющие столкновения произошли 10 августа.

Сначала очередную «побудку» устроили русским ми­ноносцам германские броненосные крейсера. «Роон» и «Принц Генрих» в сопровождении «Любека» и «Бреме­на» рано утром подкрались к полуострову Сворбе и в 3.30 обстреляли стоящие на якоре под берегом русские ко­рабли. Миноносцы в панике снялись с якоря, каким-то чудом избежав столкновений. Немцы выпустили около 200 снарядов, но добились только 2 попаданий в корму «Сибирского стрелка. Повреждения были совершенно незначительными. На берегу пострадали самолетные ан­гары. Положение спасли подводные лодки. Русская лодка «Гепард» и английская Е-1 атаковали корабли контр-ад­мирала Гопмана. Хотя все 3 торпеды прошли мимо, нем­цы поспешили удалиться.

В этот же день небольшую перестрелку имел отряд Хиппера. Адмирал Шмидт придал ему легкие крейсера «Аугсбург» и «Пиллау», а Геббингауз получил эсминцы V-99 и V-100. Обе разведывательные группы направи­лись на север. Возле маяка Утэ они заметили русские крейсера «Рюрик», «Баян», «Адмирал Макаров» и «Бо­гатырь». Принимать бой с линейными крейсерами было бы глупо, и русские скрылись в шхерах. Хиппер не рис­кнул преследовать их, опасаясь мелей и мин. «Фон дер Танн» дал пару залпов по немного отставшему «Баяну», тем дело и закончилось. После этого он обстрелял маяк Утэ, выпустив 62 снаряда калибра 280 мм и 60 снарядов 150 мм. Русская береговая батарея открыла ответный огонь, и линейный крейсер получил 152-мм снаряд в носовую трубу. В этот момент появилась русская подводная лодка «Дракон», которая попыталась атаковать лег­кий крейсер «Кольберг». Хиппер решил не испытывать судьбу и отошел.

 

Вторую попытку форсировать Ирбенский пролив гер­манский флот предпринял 16 августа. На сей раз при­крывать тральщики должны были линкоры «Нассау» и «Позен». Похвальбу, будто немцы бросили в бой линко­ры только потому, что их броненосцы не могли спра­виться со «Славой», мы назовем немного легкомыслен­ной. Я полагаю, что эта замена была вызвана желанием не отогнать броненосец, а уничтожить его. Огневой мощи «Эльзаса» и «Брауншвейга» для этого не хватало, так как «Слава» успевала отойти. Вообще, со вторым этапом опе­рации связано много лжи. Например, наши историки любят писать, что немцы держали в резерве в Либаве 5 линейных кораблей типа «Виттельсбах» и 2 линейных корабля типа «Верт» («Флот в Первой Мировой войне», том 1, стр. 178). С таким же успехом немцы могли держать в резерве греческие галеры! О «линкорах» типа «Виттель­сбах» мы уже писали. В конце концов, смотрите справоч­ник в первом томе нашего издания. Броненосцы берего­вой обороны типа «Верт» там тоже упомянуты. Добавим лишь одно: за древностью и ветхостью этих кораблей нем­цы просто опасались выводить их в море. Но чего не сде­лаешь для живописания подвигов русского слона, кото­рый всегда был самым сильным в мире.

В 4.00 германские тральщики начали работу. На сей раз их прикрывали легкие крейсера «Пиллау» и «Бремен». Линкоры «Нассау» и «Позен» стояли на якорях с опу­щенными противоторпедными сетями в окружении ми­ноносцев. Все-таки подводные лодки союзников изрядно напугали немцев. В 11.45 на мине подорвался и затонул тральщик Т-46.

Около 12.00 к проливу подошли русские корабли. Бро­неносец держался ближе к берегу, обстреливая основ­ную группу тральщиков, а канонерки находились немного к северу. Тральщики временно прекратили работу и ото­шли. На помощь им пришел крейсер «Бремен», который открыл огонь по русскому броненосцу. «Слава» вышла из-под обстрела (Вот он, символ действий Балтийского флота! Броненосец драпает от легкого крейсера, который может уничтожить одним залпом. Ссылки на дальность стрельбы не что иное, как наглая и глупая ложь. 105-мм орудия «Бремена» ни при каких условиях не могли сравняться с 305-мм орудиями «Славы».). Командир приказал заполнить водой отсеки правого борта, чтобы увеличить угол возвышения орудий главного калибра. Оправившись от испуга, князь Вяземский вернул броненосец в бой. Разумеется, «Бре­мен» был вынужден отойти. Ему на смену пришли «Позен» и «Нассау», которые открыли огонь с дистанции 115 кабельтовых. Однако около 18.00 начало темнеть, и гер­манские тральщики прекратили работу.

В ночь на 17 августа германский командующий напра­вил в Рижский залив эсминцы V-99 и V-100 для атаки броненосца «Слава». Под прикрытием темноты германс­кие эсминцы пошли вдоль самого берега. В 19.55 они встре­тили в проливе эсминцы «Генерал Кондратенко» и «Охот­ник». Перестрелка длилась около 5 минут, после чего про­тивники потеряли друг друга из виду. Но русские эсмин­цы подняли тревогу, и немцы никого в заливе не нашли. В 1.10 около входа в Аренсбургсую бухту, где обычно сто­яли русские корабли, V-99 и V-100 имели столкновение с эсминцами «Украина» и «Войсковой». Бой велся на дистанции всего 3 кабельтовых и длился 3 минуты. Нем­цы, не видя своей главной цели, сразу ушли.

Уже на обратном пути в Ирбенском проливе их пере­хватил эсминец «Новик». Бой начался в 4.15 и длился 17 минут. Вот как описывает его командир «Новика» капи­тан 2 ранга М.А. Беренс:

 

«Я увидел прямо по курсу во мгле два корабля. Про­бил боевую тревогу и, подойдя ближе, определил 2 больших неприятельских миноносца, трехтрубных, двухмачтовых, по типу подходящие к аргентинским миноносцам, строящимся в Германии. Миноносцы, видимо, заметили «Новик» и пошли прямо на него большим ходом. Тогда я склонился влево настолько, чтобы могли действовать все орудия, и открыл огонь с 47 кабельтовых при ходе 17 узлов. Неприятельские миноносцы легли на параллельный курс и сейчас же открыли ответный огонь.

Уже третий наш залп дал накрытие, и мы перешли на беглый огонь по головному миноносцу. У него была сбита средняя труба, из основания которой повалили клубы черного дыма. Одновременно возник пожар на юте, мой эсминец уменьшил ход.

Я перенес огонь на другой миноносец, который, пройдя между «Новиком» и подбитым кораблем, прикрыл его завесой густого белого газа, выходящего с кормы. До этого второй корабль противника получил несколько попаданий и у него был замечен пожар. Лег курсом прямо на него, и когда из-за завесы показался первый эсминец, снова открыл по нему огонь, изменив соответственно курс. Через 2 минуты у него был замечен пожар в середине корабля, и он начал жаться к берегу, прикрываемый вторым кораблем. Преследовать их не мог, ли так как в это время уже подходил к ограждающей вехе — за ней находилось русское минное заграждение. С уменьшением хода провожал огнем до выхода из предела действительной стрельбы. Возле Михайловского маяка го­ловной эсминец, который все еще горел в двух местах, начал сильно погружаться кормой, выпуская светящиеся ракеты — белую и красную... Спустившаяся мгла не дала возможности проследить его дальнейшую судьбу».

 

Дальнейшая судьба V-99 прекрасно известна. Эсминец наскочил на мину, и, чтобы не затонуть, был вынужден выброситься на берег. В германские корабли попали 11 снарядов, на них погибли 17 человек и 39 были ранены. «Новик» получил попадания нескольких осколков от близких разрывов. Хотя результат боя совершенно ясен, с его описанием ясно далеко не все. Минный офицер эсминца Г. Граф пишет, что корабль израсходовал всего 23 снаря­да. Меткость около 50%? Это ведь совершенно неслыхан­но, прецедентов в истории военно-морского искусства всех времен и народов просто нет. И что это за беглый огонь, когда за 17 минут из 4 орудий выпускается 23 сна­ряда? Посчитайте скорострельность сами, помня при этом, что русские 102-мм орудия могли делать 15 выст­релов в минуту.

В общем, 17 августа немцы возобновили траление про­лива. Броненосец «Слава» снова вышел к проливу, но теперь германские линкоры стреляли метче. Броненосец получил 3 попадания 280-мм снарядами, которые при­чинили ему серьезные повреждения. Один снаряд разор­вался под кормой «Новика». Русские отошли, так как дальнейшие попытки удержать немцев привели бы к бес­смысленной гибели кораблей. 18 августа к 15.30 германс­кие тральщики завершили расчистку фарватера.

На следующее утро германские корабли вошли в Риж­ский залив. Но еще до того произошло событие, поста­вившее под вопрос всю судьбу операции. 19 августа в 8.10 британская подводная лодка Е-1 капитан-лейтенанта Лоренса заметила линейные крейсера Хиппера между островами Фарэ и Эзель. Лоренс попытался торпедиро­вать головной корабль, но его торпеда попала в шед­ший вторым в строю «Мольтке». Хиппер был вынужден уйти в Данциг. С этим эпизодом связаны 2 примера лжи советских известных писателей. Именно лжи, потому что в невежестве я их упрекнуть не смею. Пикуль заявил, что «Мольтке» торпедировала русская подводная лодка. Колбасьев был хитрее. Он написал, что русская лодка могла торпедировать «Мольтке», но не стала стрелять, так как это мог оказаться русский броненосец «Слава». Но даже беглый взгляд на карту показывает, что с та­ким же успехом можно было отказаться от атаки в Бал­тийском море на том основании, что на рейде Владивостока тоже находятся русские корабли. Следует говорить о вопиюще низком уровне подготовки русских подвод­ников. Но об этом мы подробнее поговорим в следую­щей нашей книге.

19 августа около 19.30 германские корабли вошли в Рижский залив. И снова показало себя русское голово­тяпство. Русское командование отправило на разведку эсминец «Новик», который столкнулся с легким крейсе­ром «Пиллау». Эсминец отошел к Моонзундскому про­ливу. Канонеркам «Кореец» и «Сивуч» повезло меньше. Около 19.30 они натолкнулись на крейсер «Аугсбург» и 2 эсминца. Немцы вызвали на помощь линкоры, и в 20.30 в сопровождении 7 эсминцев появились «Позен» и «Нассау». Исход боя сразу стал ясен. «Сивуч» был буквально разнесен на куски, «Кореец» скрылся в Перновском за­ливе, где выбросился на берег. И никто не спросил с адмирала Максимова, который отвечал за оборону Риж­ского залива, за гибель 2 кораблей.

В ночь на 20 августа подорвался на мине и затонул германский эсминец S-31, который находился в дозоре между островом Руно и мысом Домеснес. Немцы зато­пили на входе в Пернов (Пярну) 3 брандера. Эту опера­цию бессмысленную прикрывали крейсер «Грауденц» и эсминцы V-28, S32, V-108, V-183. Бессмысленную по­тому, что русские все равно не пользовались гаванью Пернова.

В итоге, немцы ушли из Рижского залива. Они потеря­ли эсминцы V-99 и S-31, тральщики Т-46, Т-52 и Т-58. Линейный крейсер «Мольтке», крейсера «Тетис» и «Ауг­сбург», эсминцы V-100 и S-144, тральщик Т-77 были повреждены. Русские потеряли канонерки «Кореец» и «Сивуч», были повреждены броненосец «Слава» и эсми­нец «Сибирский стрелок». Вместо легкой прогулки нем­цы получили тяжелую и кровопролитную битву. Да, они прорвались в Рижский залив, но ведь они не собирались там оставаться! В итоге все потери немцев оказались бес­полезны.

Эта операция могла бы иметь смысл, если бы рус­ское командование осознало ее значение. Немцы пока­зали, что никакие минно-артиллерийские позиции не в состоянии остановить подготовленный флот, которым командуют настоящие адмиралы, а не заведующие до­ками. Фактически это означало крах всей стратегичес­кой концепции русского Балтийского флота. Не неудач­ный план кампании или ошибочное оперативное реше­ние, а именно ошибочность исходных постулатов. Одна­ко русские адмиралы этого просто не заметили... Блаженны нищие духом!

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Состав сил германского флота

 

1-я эскадра линкоров «Остфрисланд», «Тюринген», «Гельголанд», «Ольденбург», «Позен», «Рейнланд», «Нассау», «Вестфален»

1-я Разведывательная Группа «Зейдлиц», «Мольтке», «Фон дер Танн»

2-я Разведывательная Группа «Штральзунд», «Пиллау», «Регенсбург», «Грауденц»