ОПЕРАЦИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ШТУРМОВЫХ СИЛ

 

Если итальянский флот в целом не преуспел в этой войне (впрочем, в остальных войнах он тоже, мягко го­воря, не блистал), то отдельные итальянские офицеры продемонстрировали примеры выдающейся отваги, пред­приимчивости и энергии. Даже странно, что их достиже­ния никак не были использованы командованием.

Итальянский флот первым начал разработку человекоуправляемых торпед и первым сумел опробовать их в бою. В годы Первой и Второй Мировых войн легкие силы итальянского флота отличились, проводя отважные ата­ки с помощью крошечных торпедных катеров и специ­альных штурмовых средств. Смелая атака базы австрий­ского флота в Поле с помощью «Грилло» в мае 1918 года завершилась неудачей. Однако она дала толчок созданию первой человекоуправляемой торпеды «Миньятта» (Пи­явка), которую разработали инженер-майор Рафаэле Росетти и лейтенант медицинской службы Рафаэле Паолуччи.

Сначала они работали каждый самостоятельно. Паолуччи, и Росетти поняли, что первые атаки привели к значительному усилению обороны Полы, поэтому сле­дует создать как можно более маленький и незаметный снаряд. Паолуччи спроектировал плавучую гильзу с под­рывным зарядом и часовым механизмом. Он намеревался ночью вплавь с катера пробраться в гавань Полы, буксируя за собой мину, и установить ее на борту корабля. Росетти работал над созданием механизма, способного транс­портировать такой заряд. Взяв пустой корпус германской 500-мм торпеды, он вставил внутрь баллон для сжатого воздуха, который приводил в действие мотор в 40 ЛС. Этот снаряд имел длину 8,2 метра и водоизмещение 1,5 тонны. 2 пилота в резиновых костюмах сидели на нем верхом. Торпеда двигалась в полупогруженном состоянии со скоростью около 2 узлов и могла пройти по спокой­ному морю примерно 8 миль.

Изобретатели объединились, чтобы усовершенствовать съемный заряд этой торпеды. Он состоял из 2 гильз со 170 кг взрывчатки каждая. Часовой механизм позволял установить задержку до 5 часов. В корпус каждой гильзы были вмонтированы специальные магниты для установ­ки заряда на корпусе корабля. Они присасывались к ме­таллическому борту, откуда и родилось название торпе­ды — пиявка. Осенью 1918 года подготовка была завер­шена, и итальянцы решили в очередной раз попытаться пробраться в гавань Полы.

Но немного раньше отличились итальянские торпед­ные катера. Хотя приоритет создания этого класса кораб­лей принадлежит англичанам, наибольших успехов в годы Первой Мировой войны добились итальянцы.

 

Гибель броненосца «Вин»

 

Потопление броненосца "Вин" итальянскими торпедными катерами 9 декабря 1917 года

 

Одним из таких лихих набегов стал рейд торпедных катеров лейтенанта Луиджи Риццо в гавань Триеста в ночь 9/10 декабря 1917 года. Дело в том, что в ноябре — декаб­ре 1917 года австрийские броненосцы «Вин» и «Будапешт» действовали в Триестском заливе, обстреливая приморский фланг итальянской армии. Например, 16 ноября они обстреляли итальянские позиции в районе Кортелаццо. Утром они покинули гавань Триеста в сопровождении 9 миноносцев и 5 тральщиков и под прикрытием 3 гидросамолетов. В 10.35 они открыли огонь по итальянским ба­тареям с дистанции 50 кабельтов. Позднее дистанция со­кратилась до 32,5 кабельтов, и броненосцы ввели в дей­ствие 150-мм орудия. Итальянские легкие силы вышли из Венеция, но только обозначили свое присутствие, ничуть не помешав, австрийцам. Обстрел продолжался до 14.30, после чего австрийцы ушли в Триест. Во время пе­рестрелки с береговыми батареями «Вин» получил 7 по­паданий в надстройки, которые не причинили серьез­ных повреждений. «Будапешт» получил один снаряд ниже ватерлинии, однако он не пробил броневой пояс.

Стоящие в Триесте австрийские броненосцы казались лакомой целью некоторым командирам торпедных кате­ров. Лейтенант Луиджи Риццо совершил несколько вы­лазок к газами Триеста в безлунные ночи убедился, что гавань только выглядит неприступной. На самом деле в боковом заграждении имеются бреши, прикрытые толь­ко стальными тросами. Поэтому Риццо ре пил, что тор­педный катер может проникнуть в гавань, если удастся разрезать тросы. Для этого он спроектировал специаль­ный мощный резак, который был установлен на носу его торпедного катера MAS-9.

В ночь с 9 на 10 декабря миноносцы 9PN и 11.PN вышли из Венеции, ведя на буксире торпедные катера MAS-9 и MAS-13, которыми командовали Риццо и глав-старшина Феррарини. Б 22.30 миноносцы, находясь в 10 милях от Триеста, отдали буксирные концы. Когда кате­ра подошли к боковому заграждению, Риццо даже влез на бон, чтобы проследить за австрийскими часовыми. Убедившись в том, что они не помешают, Риццо вер­нулся на катер и приказал резать тросы. Главный трос толщиной 4 дюйма был разрезан сравнительно легко. Однако резак оказался неприспособленным для того, чтобы справиться с более тонкими тросами в 3 дюйма. Австрийцы протянули 6таких тросов на разных глубинах. В результате итальянцы провозились целых 1 часа, и все-таки их никто не заметил.

Когда катера проникли в гавань, им пришлось укрыть­ся в тени мола, чтобы не попасть в луч прожектора, об­шаривающего акваторию. Прошло 20 минут, прежде чем прожектор погас. После этого итальянские катера напра­вились к 2 кораблям, стоящим на якоре. Убедившись, что австрийцы не поставили противоторпедные сети, Риццо решил атаковать ближайший корабль, а Феррарини приказал торпедировать дальний.

Катера дали ход и бросились в атаку. В 2.30 Риццо вы­пустил 2 торпеды, которые попали в правый борт броне­носца «Вин». В этот момент его катер был освещен про­жектором, установленным на мачте броненосца, но было уже поздно. «Вин» получил сильный крен на правый борт, выровнять который не удалось. Примерно через 5 минут после взрыва торпед броненосец перевернулся и затонул. Потери команды составили 32 человека убитыми и 17 ранеными. Торпеды Феррарини, направленные в броне­носец «Будапешт», прошли мимо и взорвались, ударив­шись о причал базы гидросамолетов. Риццо и Феррарини благополучно выбрались из гавани Триеста и направи­лись на рандеву с ожидающими их миноносцами. К рас­свету они вернулись в Венецию. Уже на следующий день официальный австрийский бюллетень признал потерю броненосца «Вин».

 

Мятежи

 

После смерти императора Франца-Иосифа ослабли связи между национальностями «лоскутной империи». Это сказалось и на действиях флота. В июле 1917 года имели место волнения на борту кораблей, стоящих в Поле. А 5 октября 1917 года взбунтовалась команда ми­ноносца Tb-11. Она арестовала двоих офицеров и угнала миноносец в Анкону, сдав корабль итальянцам.

Более серьезный инцидент имел место 1 февраля 1918; года. Взбунтовались команды броненосных крейсеров «Санкт Георг» и «Кайзер Карл VI», а также нескольких вспомогательных кораблей в бухте Каттаро. Мятежники арестовали офицеров, однако пообещали выпустить их в случае вражеской атаки. Хотя на кораблях продолжал раз­веваться австро-венгерский флат, рядом с ним был под­нят красный флаг. Мятежники требовали улучшения пи­тания и немедленного заключения мира. Все, как в Рос­сии. Их поддержали команды старых кораблей, нахо­дящихся в бухте.

Но командующего кораблями, базирующимися в Каттаро, контр-адмирала Александра Ганзу оказалось труд­но запугать. Береговые батареи получили приказ открыть огонь по восставший кораблям. 2 февраля был восста­новлен порядок на крейсерах «Повара» и «Гельголанд», эсминцах и подводных лодках. Командир флотилии ми­ноносцев капитан 1 ранга Эрих Гейсслер предъявил уль­тиматум: капитулировать до 10.00, «иначе он потопит тор­педами мятежные корабли. Через пару часов мятеж за­глох. Поэтому, когда 3 февраля прибыла из Полы 3-я ди­визия линкоров, все уже закончилось.

Трое зачинщиков улетели в Италию на гидросамолете, который они держали наготове для подобного случая. Еще 4 человека были расстреляны, многие попали в тюрьму. К счастью, мятеж был подавлен ранее, чем противник успел им воспользоваться. Однако его последствия оказа­лись тяжелыми, и моральный дух флота был подорван.

 

Атака «Грилло» и победа в битве при Версале

 

В ночь с 13 на. 14 мая 1918 года снабженный гусеница­ми катер «Грилло» под командованием капитана 2 ранга Пеллегрини был отбуксирован эсминцем «Абба» к входу в гавань Полы. Далее катер проследовал самостоятельно. Все 4 боновых заграждения он довольно быстро преодо­лел с помощью гусениц. Однако катер был замечен австрийским патрульным судном, и Пеллегрини был вынуж­ден его затопить, поставив взрыватели на боевой взвод. Когда «Грилло» затонул, взрыватель сработал. Переполо­шенные австрийцы выпустили массу осветительных ра­кет, которые на корабле-буксировщике ошибочно при­няли за сигнал «Потопил линейный корабль типа «Вирибус». Насторожившиеся австрийцы усилили охрану Полы, и повторная попытка атаки гусеничного катера, совершенная 15 мая, сорвалась. Так излагают эту исто­рию итальянцы. Зато австрийцы говорят, что подняли «Грилло» со дна гавани и начали строить аналогичный катер, внеся в конструкцию ряд улучшений.

Весной 1918 года снова встал вопрос о едином ко­мандовании на Средиземном море. Англичане и францу­зы опасались, что русский Черноморский флот попадет в руки немцев, и его корабли появятся в Средиземном море. 3 линкора, 6 броненосцев, 4 крейсера и около 20 новых мощных эсминцев могли серьезно изменить ба­ланс сил, поэтому требовались совместные действия всех флотов. Союзники считали, что командующим должен стать французский вице-адмирал Гоше. Однако адмирал Таон ди Ревель резко воспротивился передаче итальянс­ких кораблей в подчинение французам. Его поддержал премьер-министр Орландо, который 21 мая заявил фран­цузскому послу в Риме: «Наш военный совет не может принять, чтобы наиболее важная часть итальянского фло­та была включена в состав французского флота». Он пред­ложил прямо противоположное — передать 5 броненос­цев типа «Дантон» в состав итальянского флота для дей­ствий в Адриатике.

Наконец на совещании 1 июня представители Англии предложили кандидатуру адмирала Джеллико. Французы согласились, хотя это означало для них потерю верховного командования на Средиземноморском театре. И снова ита­льянцы уперлись. Адъютант Таон ди Ревеля писал: «Сегод­ня в Версале адмирал выиграл большое сражение». Других побед итальянские адмиралы в эту войну не одержали.

 

Гибель линкора «Сент Иштван»

 

1 марта вице-адмирал Ньегован ушел с поста коман­дующего австрийским флотом. На его место был назна­чен капитан 1 ранга Миклош Хорти де Нагибанья, одно­временно произведенный в контр-адмиралы. В июне 1918 года, новый главнокомандующий решил нанести силь­ный удар по Отрантскому барражу. Операция была при­урочена по времени к крупному наступлению австрий­ской армии на реке Пьяве в северной Италии. Однако армия не смогла начать наступление 10 июня, как пла­нировалось, из-за трудностей со снабжением. Но Хорти решил провести свою операцию в любом случае.

Хорти планировал нанести удар по линии дрифтеров двумя группами легких крейсеров и эсминцев. Одновре­менно планировался обстрел базы гидросамолетов в От­ранто. Он ждал, что союзники отреагируют на набег ав­стрийцев именно так, как это они делали ранее —- то есть вышлют в море из Бриндизи легкие крейсера и эсминцы. Хорти намеревался уничтожить эти корабли ог­нем орудий своих дредноутов. В операции должен был уча­ствовать практически весь австрийский флот.

Легкие крейсера «Новара» и «Гельголанд» в сопровож­дении эсминцев «Татра», «Чепель», «Триглав» и «Лика» должна была напасть на дрифтеры между островом Фано и мысом Сант-Мария ди Леука. Легкие крейсера «Адми­рал Шпаун» и «Сайда» вместе с миноносцами 84F, 92F, 98М, 99М должны были действовать в районе Отранто. Вдоль албанского побережья между Рагузой и Отрантским проливом были развернуты 7 групп кораблей: бро­неносец «Эрцгерцог Фердинанд-Макс», эсминец «Турул», 5 миноносцев; Броненосец «Эрцгерцог Карл», эсминцы «Гусар», «Пандур», 3 миноносца; броненосец «Эрцгер­цог Фридрих», эсминцы «Чикос», «Ускоке», 3 минонос­ца; линкор «Вирибус Унитис», эсминцы «Балатон», «Орьен», 4 миноносца; линкор «Принц Ойген», эсминцы «Дукла», «Ужок», 4 миноносца; линкор «Тегетгофф», эсминец «Велебит», 4 миноносца; линкор «Сент Ишт­ван», 5 миноносцев. Каждой группы были приданы по 2 самолета. 8 австрийских и 4 германских подводных лодки должны были занять позиции на возможных путях подхо­да кораблей союзников. 2 лодки должны были заминиро­вать выходы из Бриндизи и Валоны.

Союзники ничего не заподозрили. Утром 9 июня ита­льянские самолеты сообщили, что австрийские линкоры по-прежнему стоят в Поле. На самом деле на обычных якорных стоянках линкоров находились простые парохо­ды, замаскированные под линкоры.

Первая, вторая и третья группы прибыли в Каттаро 8 июня. «Вирибус Унитис» под флагом Хорти и «Принц Ой ген» вышли из Полы вечером 8 июня и направились на юг, днем отстаиваясь в портах. 9 июня из Полы вышли «Сент Иштван» и «Тегетгофф». Однако эта эскадра сразу начала выбиваться из графика. Сначала задержался вы­ход из порта, потому что не удалось быстро развести бон на выходе из гавани. Потом на «Сент Иштване» обнару­жилась поломка турбины, и скорость линкора упала до 12,5 узлов. Но самое плохое было еще впереди.

У далматинского побережья патрулировали 2 италь­янских торпедных катера — MAS-15 капитана 3 ранга Луиджи Риццо и MAS-21 гардемарина Армандо Гори. Их задачей была атака австрийских транспортов, следующих под берегом из Фиуме в Каттаро. После бесплодно про­веденной ночи катера направились в открытое море на встречу с ожидавшими их миноносцами 18.OS и 15.OS. Миноносцы должны были отбуксировать их в Анкону.

В этот день солнце всходило в 4.15. Встреча с минонос­цами должна была произойти с 3.30 до 4.15. Но в 3.15 Риццо заметил на севере дымы, принадлежавшие 2 большим кораблям. Торпедные катера немедленно повернули навстречу противнику. Катера атаковали с правого борта. MAS-21 выпустил свои торпеды в «Тегетгофф», но про­махнулся. Риццо выбрал в качестве цели «Сент Иштван», и ему повезло больше. MAS-15 выпустил торпеды в 3.25, и обе попали в цель. После этого катера бросились на­утек, преследуемые австрийскими миноносцами. 76Т гнал­ся за ними довольно долго, и катерам удалось оторваться от него, только сбрасывая глубинные бомбы себе в киль­ватерную струю.

После атаки  офицеров на мостике «Тегетгоффа» охватила настоящая паника. Линкор покинул строй, увели­чил скорость и пошел зигзагом, опасаясь новых атак подводных лодок. Перепуганные артиллеристы открыли бе­шеный огонь по воображаемым перископам. Наблюдате­ли «видели» их чуть ли не десятками. Наконец к 4.45 команда линкора кое-как успокоилась, и он пошел на по­мощь поврежденному кораблю.

Злосчастный «Сент Иштван» получил попадания в районе миделя, как раз в том месте, где переборка раз­деляла 2 котельных отделения, причем вторая торпеда попала почти рядом с первой, увеличив разрушения. Вода начала заливать кормовое котельное отделение, и лин­кор получил крен 10° на правый борт. Контрзатоплением удалось уменьшить его до 7°. Однако плохое качество по­стройки «Сент Иштвана», особенно ненадежность кле­паных соединений, погубило линкор. Переборка между котельными отделениями не выдержала, и вода начала поступать и в носовое котельное отделение. Крен снова возрос до 10°. Положение корабля стало почти безнадеж­ным, так как действовали только 2 левых котла в носо­вом отделении. Они не могли обеспечить работу генера­торов, и теперь механизмам линкора просто не хватало энергии. В последней отчаянной попытке как-то умень­шить крен командир приказал развернуть орудийные баш­ни главного калибра на левый борт, что прекрасно вид­но на всех последних снимках «Сент Иштвана». Это было довольно странное решение, так как башни были пре­красно сбалансированы. Их поворот не вызывал никакого крена, ведь иначе стрельба была бы просто невозмож­на. Чтобы облегчить корабль, за борт начали выбрасывать боеприпасы.

Все попытки завести пластырь на пробоину провали­лись. Вода распространялась по кораблю. Так как помпы стояли из-за отсутствия электричества, а переборки сда­вали одна за другой, стало ясно, что «Сент Иштван» вско­ре перевернется. Крен постепенно рос, и порты казема­тов 150-мм орудий ушли в воду. Теперь поступление воды контролировать стало невозможно в принципе, и коман­дир линкора капитан 1 ранга Зейц приказал команде покинуть корабль.

В 6.05 «Сент Иштван» перевернулся. В момент опроки­дывания 305-мм башни сорвались с мест. В 6.12 линкор затонул. Из 1094 человек экипажа погибли 89 человек, в основном в машинных отделениях. Все остальные были спасены. Когда адмирал Хорти узнал о гибели линкора, он отменил операцию, опасаясь, что его план раскрыт. Это был последний выход австрийского флота в море.

После гибели «Сент Иштвана» была создана специ­альная комиссия для расследования причин происшед­шего. К сожалению, протоколы заседания комиссия были захвачены итальянцами в 1919 году, и так и не увидели свет. Однако известно, что главными причинами гибели линкора были названы недостаток остойчивости и пло­хое качество постройки. Во время ходовых испытаний в 1915 году линкор при повороте на полной скорости по­лучил крен более 19°. Вычисления показали, что причи­ной этого являлись излишний верхний вес и поперечное сопротивление, которое оказывали «штаны», поддержи­вающих валы. Вместо обычных А-образных кронштейнов на «Сент Иштване» 2 вала поддерживались «штанами». Более серьезным было то, что вычисления, проведен­ные после ходовых испытаний корабля, показали значи­тельные расхождения с теоретическими расчетами, про­веденными во время постройки. Вскрылось большое со­кращение метацентрической высоты.

Не менее важное значение имело качество работ на верфи «Данубиус» в Фиуме. Эта верфь ранее никогда не строила линкоров, поэтому испытывала серьезные проблемы с качество клепки. Вдобавок, первый командир линкора вспомнил, что трубы вентиляторов, проходя­щие через водонепроницаемые переборки, не имели кла­панов, которые предотвращали распространение воды. Поэтому сюда свободно поступала из одного отсека в дру­гой, даже если корабль был приведен в состояние пол­ной боеготовности, и водонепроницаемые двери были задраены. «Сент Иштван» был просто обречен от рожде­ния. Даже непонятно, как корабль был принят флотом с такими дефектами. Австрийские кораблестроители в дан­ном случае проявили преступную небрежность.

 

Дураццо, 2 октября 1918 года

 

После того, как; австрийский флот полностью поте­рял боеспособность, итальянцы осмелели, правда, не сами, а под давлением французов. В середине сентября капитулировала Болгария, и командующий Салоникским фронтом генерал Франшэ д'Эсперэ потребовал нанести удар по порту Дураццо, чтобы помешать австрийцам ис­пользовать эту важную базу для эвакуации. Так как порт находился в зоне ответственности итальянцев, адмирал Гоше охотно переадресовал требование Таон ди Ревелю.

Тот не желал вводить линкоры в Адриатику, но выбо­ра у него не было. 28 сентября адмирал лично отправился в Бриндизи. Сначала предполагалось после обстрела бе­реговых сооружений протралить фарватер, чтобы эсмин­цы могли войти прямо в порт и уничтожить все причалы и корабли. Но потом было решено ограничиться обстре­лом. Итальянские броненосные крейсера должны были вести огонь с дистанции 65 кабельтов, а английские лег­кие крейсера — с № станции 55 кабельтов.

Утром 2 октября эскадра вышла из Бриндизи. В нее входили броненосные крейсера «Сан Джорджио» (контр-адмирал Палладинн), «Пиза», «Сан Марко», легкие крей­сера «Лоустофт», «Дартмут», «Веймут», 15 английских и итальянских эсминцев, 11 американских охотников за подводными лодками и группа торпедных катеров. «Дан­те Алигьери» под флагом ди Ревеля в сопровождении еще 5 крейсеров должен был прикрыть группу обстрела от возможной атаки австрийских кораблей из Каттаро.

Операция началась с бомбардировки города, которую предприняли итальянские гидросамолеты. В 12.10 откры­ли огонь итальянские крейсера. В порту в это время нахо­дились эсминцы «Динара» и «Шарфшютце», миноносец 87F и плавучий госпиталь «Барон Калл». Госпиталь сразу снялся с якоря. Его осмотрел британский эсминец и от­пустил. Торпедные катера попытались атаковать вышед­шие из порта австрийские эсминцы, но были отогнаны артогнем. В свою очередь австрийцы повернули, когда им навстречу бросились английские эсминцы.

Обстрел длился 45 минут. Когда подошли британские крейсера, чтобы сменить итальянцев, замыкающий строй «Веймут» был атакован австрийской подводной лодкой U-31, возвращавшейся из боевого похода. Торпеда попа­ла в корму крейсера и повредила руль. «Лоустофт» и «Дар­тмут» все-таки обстреляли город. Попытка эсминцев и охотников атаковать U-31 успеха не принесла, хотя аме­риканцы потом заявили, что уничтожили 2 лодки про­тивника.

В результате операции были разрушены несколько зда­ний в городе, поврежден пароход, на эсминце «Шарф­шютце» погибли 2 человека. Это никак не компенсиро­вало выход из строя «Веймута».

 

Гибель линкора «Вирибус Унитис»

 

Потопление линкора "Вирибус Унитис" в гавани Полы 1 ноября 1918 года

 

В октябре 1918 года военное положение Австро-Венг­рии стало безнадежным, империя развалилась. Импера­тор Карл передал флот Национальному Совету Южных Славян. 31 октября бело-красный австрийский флаг был спущен в последний раз. Его заменили флаги новорожденного хорватского государства. В ту же ночь немцы, венгры и чехи, входившие в состав команд кораблей, покинули Полу и направились по домам. Хорваты приня­лись праздновать. В первый раз за всю войну корабли в гавани были освещены, водонепроницаемые двери, ра­зумеется, не были задраены. Порт никто не охранял.

Эго облегчило задачу двух изобретателей, 31 октября 1918 после нескольких месяцев интенсивных трениро­вок Росетти и Паолуччи погрузили свою торпеду на ми­ноносец 65.PN (капитан 2 ранга Костандо Чиано). Вече­ром того же дня в 20.00 «Миньятта» была спущена на воду возле Полы. Электрический катер, двигавшийся совершенно бесшумно, доставил торпеду на расстояние 500 ярдов к прикрывающему гавань молу. Итальянцы осед­лали свою машину и двинулись в путь. Росетти с заднего сиденья присматривал за мотором. Благополучно пре­одолев первое боново-сетевое заграждение, они едва не попали под таран подводной лодки. Паолуччи испугал­ся, что их заметили, и приготовился «подорвать мины, чтобы уничтожить аппарат (а с ним себя и Паолуччи) и исполнить свой долг чести». Так он написал позднее. Од­нако к подобным крайним мерам прибегать не при­шлось, и «Миньятта» благополучно проследовала даль­ше. Часто экипажу приходилось плыть рядом, чтобы пе­ретащить свое неуклюжее судно через боны, преодолевая сильное течение.

В 4.30 они наконец добрались до стоящих на якоре ав­стрийских линкоров. Тут выяснилось, что баллон со сжа­тым воздухом, установленный на «Миньятте», пуст. Офи­церы поняли, что вернуться к ожидавшему рядом с пор­том катеру они уже не смогут.

Паолуччи выбрал в качестве цели ярко освещенный «Вирибус Унитис» и установил под корпусом линкора 200-фн мину после долгой и шумной возни. В нормаль­ных условиях пловец обязательно был бы обнаружен. Однако любая революция ведет к развалу дисциплины и хаосу. Только после, как на линкоре сыграли побудку, итальянцы были обнаружены и взяты в плен. К этому времени одна мина стояла на месте, часовой механизм взрывателя был установлен на срок 1 час. К тому же Паолуччи успел взвести взрыватели остальных зарядов и отправил «Миньятту» плыть по течению.

Когда диверсанты были замечены, и подняты на борт линкора, они сообщили ошарашенному капитану 1 ранга Янко Вуковичу де Подкапельски, временному главноко­мандующему югославским флотом, что его флагман, ко­торый уже получил новое название «Югославия», вскоре взорвется. Они посоветовали эвакуировать команду. Нача­лась паника, итальянцев сгоряча едва не линчевали. Но Подкапельски приказал команде покинуть корабль, и пре­доставил итальянцев самим себе. Однако взрыв не произо­шел. Росетти и Паолуччи были приведены обратно на «Вирибус Унитис». Командир пригрозил посадить их в карцер в трюм. Но прежде, чем это было исполнено, в 6.30 мина взорвалась. Днище линкора было разорвано, он начал бы­стро оседать, а потом перевернулся и затонул. Подкапель­ски отказался покинуть корабль и погиб вместе с ним, по­гибло еще несколько человек. Дрейфующую «Миньятту» течением отнесло к вооруженному вспомогательному крей­серу «Вин» (7400 тонн) — не следует путать его с одно­именным маленьким броненосцем, потопленным в декаб­ре 1917 года. Взрыв тяжело повредил это судно.

 

А закончилась война небольшим анекдотом. Когда стало ясно, что капитуляция неизбежна, перед австрийцами встал мучительный вопрос сдачи кораблей. Австрийские офицеры на сей счет имели вполне определенное мне­ние: кому угодно, только не итальянцам. При этом офи­церы молодого югославского флота держались той же точки зрения, что и ветераны Императорского и Коро­левского флота Австро-Венгрии. В это время «Радецкий» и «Зриньи» стояли в Поле. Югославы сумели наскрести какое-то подобие экипажей, и 10 ноября 1918 года выве­ли броненосцы из порта. Как только корабли прошли мимо брекватера, на горизонте показался итальянский флот. Югославы спешно подняли американские «звезды и по­лосы» и взяли курс на юг.

Броненосцы бросили якорь в бухте Кастелли возле Спалато (Сплита). После этого югославы отправились на поиски хоть какого-то американского корабля, чтобы оформить сдачу кораблей Соединенным Штатам. На их счастье поблизости оказалась эскадра охотников за под­водными лодками капитана 2 ранга Э.Э. Спаффорда. Уз­нав столь потрясающую новость, Спаффорд спешно при­был в бухту Кастелли. Наверное, еще никогда огромные броненосцы не сдавались хрупким катерам. Следующие несколько месяцев «Радецкий» и «Зриньи» провели под американскими флагами, как настоящие USS (United States ship   — корабль Соединенных Штатов). Впрочем, американцы держали на них лишь минимальные коман­ды для поддержания порядка. Капитан 2 ранга Хезлетт, который осматривал броненосцы, написал:

 

«Они имели строгий силуэт, гладкую палубу, две дымовые грубы и очень небольшие надстройки. Они выглядели изящными и грозными боевыми кораблями».

 

Судьба броненосцев была решена на мирной конфе­ренции. В 1920 году они окончательно были переданы Соединенным Штатам. Но к тому времени броненосцы окончательно устарели, вводить их в строй не имело смыс­ла, и они пошли на слои. «Эрцгерцогу Францу-Ферди­нанду» повезло меньше. Он стоял в Поле и попал в руки итальянцев, которые привели корабль в Венецию, что­бы он участвовал в «параде победы» в марте 1919 года. Вместе с линкором «Тегетгофф» броненосец прошел перед строем итальянского флота. После подписания мира итальянцы организовали триумф, которого не могли добиться силой оружия...