ТУРЕЦКАЯ ХИМЕРА

 

Первой Мировой войне союзникам пришлось стол­кнуться с таким интересным противником, как туре­цкий флот. Интересным не потому, что был он ужасно силен, и не потому, что руководили им гениальные флотоводцы. Нет, флот Оттоманской империи был ин­тересен тем, что он просто не имел права существо­вать. Это был некий военно-морской нонсенс, химера. Трудно представить себе, чтобы обанкротившееся го­сударство, финансы которого находятся во внешнем управлении, ввязалось в разорительную гонку морских вооружений. Но в данном случае все обстояло именно так. Турецкий флот существовал и попортил немало крови и лощеным британским морским лордам, и вы­сокомерным российским дворянам в эполетах как до войны, так и в ходе ее. Разумеется, это произошло не без живейшего участия немцев, однако не следует пре­увеличивать их влияние. Неужели кто-то станет всерьез утверждать, будто адмирал Сушон устроил Черномор­скому флоту «севастопольскую побудку», не получив на это «добро» от военного министра Турции Энвер-паши? А ведь прогерманская ориентация отъявленного авантюриста Энвера не является секретом ни для кого. Зато министр иностранных дел Турции вполне мог ока­заться не в курсе приготовлений этой парочки. Они и самого султана могли поставить перед свершившимся фактом.

История современного турецкого флота началась в 1876 году, когда был свергнут султан Абдул-Азиз. К власти пришел Абдул-Хамид II, к имени которого довольно ча­сто и вполне заслуженно добавляли эпитет «Кровавый». Новый падишах относился к флоту довольно сложно. Стальные исполины, вооруженные чудовищными ору­диями, вызывали у него восхищение, но в то же время он всегда помнил, что флот активно участвовал в вос­стании против Абдул-Азиза. Поэтому Абдул-Хамид вы­брал довольно оригинальный способ строительства фло­та. Он решил строить новые корабли, не увеличивая чис­ленности личного состава. Как тут не вспомнить преле­стную армейскую поговорку советских времен: «Лучше 100 танков на ответственном хранении, чем 1 отличник боевой и политической в подчинении». И Абдул-Хамид благополучно сдал флот на ответственное хранение. Ко­рабли мирно ржавели на якорях в бухте Золотой Рог, не помышляя о выходах даже в Мраморное море.

В 1890 году султан принял амбициозную программу развития флота, в нее были включены 2 французских броненосца типа «Гош», крейсера и миноносцы. Однако программа не была выполнена. Даже столкновение с Гре­цией из-за Крита в 1897 году не привело к улучшению дел. Турецкий флот в море не выходил, громогласно объяв­ленная блокада Крита оказалась пустым звуком. Побы­вавшие на турецких кораблях иностранные наблюдатели констатировали, что они полностью небоеспособны. Ору­дия проржавели до того, что не работали ни подъемные механизмы, ни накатники. А на броненосце «Азизие» орудия вообще оказались без замков.

В этом же году турецкое правительство начало перегово­ры с рядом фирм о строительстве новых кораблей. Однако состояние турецких финансов было настолько плачевным, что Крупп и Армстронг предпочли дипломатично уклонить­ся от подписания контрактов. Все закончилось тем, что в Италию на верфь Ансальдо были отправлены для перестрой­ки броненосцы «Мессудие» и «Ассар-и-Тевфик».

Европейские, и не только европейские, державы вдруг заинтересовались проблемами армян в Оттоманской им­перии. Причем этот интерес носил довольно специфи­ческий характер. Ни погромы, ни убийства никого не волновали. Но вдруг просвещенные и культурные нации начали одна за другой требовать возмещения за собствен­ность своих граждан, уничтоженную во время погромов. Абдал-Хамид предпочел завуалировать эти выплаты. Именно так был заключен контракт с Ансальдо. В мае 1900 года был с фирмой Крампа (той самой, которая строила «Варяг») подписан контракт на строительство бронепалубного крейсера «Меджидие», о чем турки впос­ледствии долго жалели. Корабль был построен безобраз­но. Он отличался отвратительной остойчивостью, а гер­манские инженеры, осмотревшие его в 1914 году, обна­ружили массу грубейших ошибок проектировщиков (рас­положение котлов, угольных бункеров и так далее). Зато построенный Армстронгом крейсер «Хамидие» оказался одним из лучших кораблей турецкого флота и прослу­жил 40 лет. Эти крейсера, несмотря на их потрясающее внешнее сходство, ни в коем случае нельзя считать од­нотипными. «Драма», третий крейсер этого класса, зака­занный Ансальдо, был конфискован итальянцами еще до начала итало-турецкой войны за неуплату.

Но в 1908 — 09 годах в Турции произошла революция. Младотурки вынудили Абдул-Хамида отречься, на пре­стол сел Мехмет-Решад V. И тогда события понеслись галопом. 18 сентября 1908 года в Стамбул прибыл адми­рал сэр Дуглас Гэмбл, который возглавил британскую военно-морскую миссию. Гэмбл провел ряд реформ, хотя, разумеется, не мог за пару месяцев всерьез исправить положение. Например, на яхте-авизо «Ишание» из 35 человек команды 13 являлись офицерами. При этом часть из них, исправно получая жалование, так и не удосужи­лась ни разу побывать на корабле. В мае 1909 года туре­цкий флот впервые за 20 лет вышел в море на учения. Гэмбл представил в правительство план создания флота и составе 7 линкоров, 3 броненосных и 3 легких крейсе­ров, 20 эсминцев и 34 подводных лодок.

Но совершенно неожиданно турки вероломно подста­вили ножку англичанам. 10 декабря 1909 года в Констан­тинополе прошли переговоры между германским воен­ным атташе майором фон Штремпле и великим визирем Осман-пашой. Визирь заявил, что Турция желает приоб­рести броненосный крейсер и несколько эсминцев, что­бы ликвидировать отставание от греков. Как мы уже го­ворили, переговоры в Англии завершились ничем, по­этому визирь сказал: «Если Германия продаст один из строящихся броненосных крейсеров, то Оттоманская империя высоко это оценит». Фон Штремпле немедлен­но сообщил об этом в Берлин.

30 января адмирал фон Тирпиц согласился продать туркам строящиеся на верфи Шихау эсминцы S-165 — S-168. Вопрос о приобретении броненосного или даже линейного крейсера оказался не столь простым. 24 янва­ря государственный секретарь по иностранным делам фон Шён неосторожно сообщил туркам, что Германия мо­жет передать им «Блюхер». Он действовал без согласия командования флота, но моряки все-таки согласились, что «Блюхер» можно продать за 44 миллиона марок, что­бы заказать вместо него новый корабль. Кроме того, немцы ждали, что турки и впредь будут заказывать новые ко­рабли на германских верфях. Но Крупп предупредил, что не следует слишком доверять турецким посулам, слиш­ком пусто была казна Оттоманской империи. И все-таки возникла идея продать туркам за те же деньги достраива­ющийся на верфи «Блом и Фосс» в Гамбурге линейный крейсер «Фон дер Танн». Преимущества этого варианта заключались в том, что новый корабль можно было на­чать строить без разрешения рейхстага.

Все зависело от кайзера. 8 апреля он объявил, что согласен продать «Блюхер» за 44 миллиона марок, и что корабль должен быть укомплектован германскими офицерами. Турки ответили, что согласны приобрести этот корабль, но за пониженную цену. Кроме того, они заявили, что условие размещать все заказы на строи­тельство новых кораблей только в Германии — непри­емлемо.

21 июня прошла новая встреча германских и турецких представителей в Константинополе. Турки очень сильно хотели перехватить строящийся в Ливорно для Греции броненосный крейсер «Георгиос Аверофф». Сорвалось. В отчаянии турки обратились напрямую к фирмам «Крупп» и «Блом и Фосс». Последняя предложила продать недо­строенный «Мольтке». На корабле не хватало кормовых башен, которые немцы обязались доставить в Констан­тинополь и смонтировать там. Но даже недостроенный «Мольтке» был много сильнее «Авероффа» (6 орудий 280 мм против 4 орудий 234 мм, скорость 25 узлов против 22 узлов). Было также предложено продать им только что заложенный в Гамбурге новый линейный крейсер, пока еще безымянный. Он числился просто под литерой «Н». Это был будущий «Гебен»!

Но 15 июля Тирпиц прекратил все разговоры о прода­же линейных крейсеров и предложил туркам устаревшие броненосцы типа «Бранденбург» по 10 миллионов марок за корабль. 25 июля германский посол в Турции сооб­щил, что выбраны «Курфюрст Фридрих Вильгельм» и «Вейссенбург», имеющие броню из никелевой стали. На остальных 2 кораблях стояла менее прочная броня ком­паунд.

5 августа был подписан договор о покупке броненос­цев. 25 миллионов марок за 2 броненосца и 4 эсминца были частично собраны по подписке, частично переве­дены Дойче Банком со счетов свергнутого Абдул-Хамида. Оскорбленный Гэмбл, узнав о переговорах, подал в от­ставку, но в мае 1910 года его сменил другой британский адмирал — Уильяме. Более того, британское правитель­ство официально гарантировало Турции, что заказы на строительство новых кораблей в Англии «будут выпол­няться под надзором Адмиралтейства и с гарантией британского правительства за безукоризненное выполнение, а также за артиллерию кораблей».

В 1911 году турецкое правительство решило заказать 2 линейных корабля. Не успела Россия как-то отреагиро­вать на эту новость, как турецкий парламент решил, что этого слишком мало. Турция должна быть сильной не только на Черном море, но и в Эгейском. В результате было решено в течение ближайших 6 месяцев заказать еще 1 линкор, а через 2 года — целую серию из 3 линко­ров, вооруженных 343-мм орудиями. Кроме предусмот­ренных бюджетом средств для строительства флота, было решено конфисковать драгоценности и вклады свергну­того султана Абдул-Хамида. В начале апреля 1911 года был подписан контракт с британскими фирмами Армстронг и Виккерс. 1 августа 1911 года на верфи Виккерса был заложен линкор «Мехмед Решад V», позднее переимено­ванный в «Решадие». Свой первый линкор Турция долж­на была получить в апреле 1913 года.

Но события показали, что турецкое правительство переоценивало возможности своих моряков. Даже ста­рые броненосцы оказались слишком сложными для ту­рок. В самое короткое время они довели аккуратные не­мецкие корабли до самого плачевного состояния. Те еле ползали, не в силах развить более 8 узлов! Что сотвори­ли бы турки с «Мольтке», например, трудно даже пред­ставить.

Такое развитие событий вызвало крайнюю озабочен­ность русского правительства. Ведь вожделенные проли­вы уходили буквально из-под носа. Попытка воспользо­ваться благоприятным стечением обстоятельств прова­лилась. Когда осенью 1911 года началась итало-турецкая война, русские попытались перекупить строящиеся лин­коры. Фирмы-строители опасались, что платежи прекра­тятся, и поддержали инициативу русских. Но Турция на­отрез отказалась передать свои линкоры кому-либо, и уж тем более России. Несмотря на войну, платежи поступа­ли в срок. Более того, турки заказали несколько малых кораблей во Франции и Германии. Не слишком энергич­ный адмирал Уильяме был заменен адмиралом Артуром Лимпусом. Самое большое «сражение» итало-турецкой войны произошло 24 января 1912 года в гавани Бейрута. Итальянские броненосные крейсера «Джузеппе Гарибаль­ди» и «Франческо Феруччио» потопили артиллерией и торпедами старый броненосец «Авниллах».

Но не успела Турция развязаться с одной войной, как была немедленно вовлечена в новую. В октябре 1912 года вспыхнула Первая балканская война между Болгарией, Сербией и Грецией с одной стороны и Оттоманской империей. Финансовое положение Турции было близко к полной катастрофе. Тогда британское правительство гарантировало Виккерсу, что приобретет корабль, если Турция от него откажется. Поэтому постройка «Решадие» продолжалась, хотя Турция не потратила ни гроша. Эта же война подтолкнула Турцию к более энергичным дей­ствиям по усилению флота.

16 декабря 1912 года у выхода из Дарданелл произош­ло столкновение турецкого и греческого флотов. В состав турецкой эскадры входили броненосцы «Барбарос Хайреддин», «Торгуд Рейс», «Мессудие», «Ассар-и-Тевфик», крейсер «Меджидие» и миноносец «Сиври-Хиссар». Гре­ческую эскадры возглавлял броненосный крейсер «Георгиос Аверофф», за ним шли броненосцы «Спецай», «Гидра», «Псара». В 9.40 турки открыли огонь с дистан­ции 50 кабельтов. Но в 9.45 «Аверофф» прошел под но­сом турецкой эскадры, и турецкие броненосцы попали под перекрестный огонь. Попытки турок маневрировать привели к хаосу, их строй рассыпался. В 9.55 «Барбарос Хайреддин» получил попадание в корму, осколками были выведены из строя несколько котлов. Имелись попада­ния в надстройки «Торгуд Рейса» и «Мессудие». В 10.17 перестрелка прекратилась, и турецкий флот направился к мысу Хеллес. Турки потеряли 18 человек убитыми и 40 ранеными. Итоги боя оказались неутешительными для турок, так как они превосходили противника.

После этого Турция начала переговоры с Бразилией о покупке 2 линкоров, чтобы сразу получить готовые ко­рабли. В результате в декабре 1913 года Бразилия продала Турции линкор «Рио-де-Жанейро», который получил название «Султан Осман-и-Эввел». Турция начала пере­говоры с Аргентиной о покупке строящихся в США лин­коров «Морено» и «Ривадавиа». Несмотря на отказ арген­тинцев, турки трижды повторяли свою просьбу. Такая настойчивость объяснялась просто — эти корабли были уже почти готовы, и не нужно было ждать 4 года. Перед Россией встала неприятная перспектива полностью по­терять свои позиции на Черном море, о проливах уже речь не шла. Русский посол в США получил указание перекупить линкоры, предложив на 7 миллионов рублей больше, чем Турция. Но Аргентина в конце концов отка­залась продавать корабли. Тогда Турция заказала у Арм­стронга почти однотипный «Решадие» линкор «Фатих Султан Мехмед».

Но турецкое правительство не собиралось ограничи­ваться только линкорами. 24 февраля на заседании пра­вящей партии «Иттихат ве Тераки» (Единение и Про­гресс) было решено спешно заказать 2 крейсера, 20 эс­минцев и 2 подводные лодки. При содействии англий­ских фирм было решено начать строительство в бухте Золотой Рог мощного судостроительного завода. 19 но­ября был подписан договор между турецким правитель­ством и группой английских компаний. Турецкое прави­тельство передавало специально созданной компании территорию и оборудование своего адмиралтейства. Фи­нансировал строительство синдикат английских банков. За это турки гарантировали, что все заказы на новые корабли будут передавать только этой компании. Уже че­рез год должно было начаться строительство эсминцев, через 2,5 года — крейсеров. Через 12 лет новая верфь должна была строить корабли любых классов. После этого господство на Черном море должно было перейти в руки Турции.

27 июля 1914 года в Ньюкасл прибыли 500 турецких моряков, которые должны были принять у строителей «Султана Османа». Спасли русских англо-германские противоречия и начало Первой Мировой войны. 2 августа Великобритания конфисковала этот корабль, и он вошел в состав Королевского флота под названием «Азинкур». Этот поступок выглядит довольно странно, если Англия хотела удержать Турцию на своей стороне. Или Адмиралтейство было настолько уверено, что турки вы­ступят на стороне Германии в будущей войне? Это так и осталось тайной.