ЗУБОТЫЧИНА ИТАЛЬЯШКАМ

 

23 мая Италия объявила войну Австро-Венгрии, при этом итальянцы ухитрились до августа сохранять дипло­матические отношения с Германией. 26 апреля в Лондо­не представители Англии, Франции и Италии подписа­ли договор, одна из статей которого предусматривала заключение специального соглашения о совместных дей­ствиях флотов 3 стран. О значении этого события лучше всего говорит то, что ведущие историки британского флота его просто не заметили. Артур Мардер, написав­ший многотомную историю британского Адмиралтейства, сообщает об этом одним коротким предложением в скоб­ках. Официальное издание «Операции английского фло­та в мировую войну» сэра Джулиана Корбетта немногим более многословно. Не скрывая откровенного раздраже­ния, все британские историки в один голос твердят, что корабли были посланы в Адриатику только по полити­ческим соображениям. Как тут не вспомнить первую опе­рацию французского флота.

«С морской точки зрения это был откровенно второ­степенный театр, который принес нам массу разочаро­ваний», — сквозь зубы цедит Мардер. За первые 4 месяца военных действий австрийцы потеряли только 2 малень­кие подводные лодки и несколько самолетов. Зато италь­янский флот заплатил за это 2 крейсерами, 1 эсминцем, 2 миноносцами, 3 подводными лодками и 2 дирижабля­ми. Британский военно-морской атташе в Риме капитан 1 ранга Уильям Бойл со вздохом констатировал: «За 4 месяца австрийский флот установил полное моральное господство в Адриатике. Он играет роль более слабого соединения с потрясающим успехом. Он не только сумел ослабить итальянский флот, но и полностью парализо­вал значительно более крупные силы». Летом 1915 года итальянцы имели 6 линкоров (австрийцы 4), 8 броне­носцев (9), 15 крейсеров (9), 67 эсминцев и миноносцев (60), 21 подводную лодку (7).

При подписании соглашения выяснилось, что со­юзники совершенно по-разному смотрят на перспек­тивы сотрудничества. Итальянцы видели главную зада­чу флота в поддержке действий сухопутных войск, по­этому они предполагали держать свои корабли в Венецианском заливе и на подходах к Триесту. Задачу обороны итальянского побережья они намеревались перепоручить союзникам, для чего они сразу запросили 8 линкоров, не считая кораблей других классов. Францу­зы намеревались просто блокировать австрийские базы с помощью подводных лодок. Патрулирование в Отрантском проливе предполагалось вести совместными усилиями. Как обычно в подобных случаях, был до­стигнут компромисс, который не устроил ни одну из сторон. Самое же главное — союзники просто не пред­ставляли себе боеспособности итальянских вооружен­ных сил. Характер боев на австро-итальянском фронте лучше всего характеризует название одной из опера­ций — «Одиннадцатое сражение на Изонцо». Для авст­рийцев главным был Восточный Фронт, на остальных они пока лишь оборонялись.

 

Как же начались военные действия на Адриатике? Намерения итальянцев были настолько откровенными, что еще 19 мая австрийские крейсера «Адмирал Шпаун» и «Гельголанд» в сопровождении 4 эсминцев начали пат­рулировать на широте Пелагозы. Главные силы флота находились в Поле. В Каттаро базировались старые крейсера «Асперн» и «Кайзер Карл VI», а также старые бро­неносцы типа «Монарх».

Уже вечером 23 мая, за 2 часа до официального объявления войны, все австрийские корабли вышли из Полы, Адмирал Гауе решил нанести мощный удар по италь­янскому побережью, чтобы захватить инициативу. Пер­вой вышла разведывательная группа в составе 2 крейсе­ров и 2 эсминцев. За ними — 3 линкора и 6 броненосцев в сопровождении 4 эсминцев и 20 миноносцев. Эти ко­рабли должны были обстрелять Анкону. Но австрий­ский флот был замечен дирижаблем «Чипа ди Джезу», но тот двигался настолько медленно, что корабли от него оторвались.

Обстрел начался 24 мая в 4.00. Огонь велся с дистан­ций от 25 до 42 кабельтовых, район маневрирования был предварительно протрален миноносцами. «Тегетгофф», «Вирибус Унитис» и «Принц Ойген» в 4.35 с дистанции 35 кабельтов обстреляли береговые батареи, радиостан­цию и корабли в гавани. Им помогал броненосец «Эрц­герцог Франц-Фердинанд». 2 остальных корабля 2-й ди­визии линкоров действовали самостоятельно. Бронено­сец «Зриньи» в сопровождении 2 миноносцев обстрелял находящийся неподалеку городок Сенегалия. Огонь вел­ся по портовым сооружениям, железнодорожной стан­ции и железнодорожному мосту.

Броненосец «Радецкий» вместе с крейсерами «Адми­рал Шпаун» и «Гельголанд» и эсминцами «Орьен», «Лика», «Чепель» и «Татра» был направлен на юг, чтобы прикрыть флот от возможной атаки. Когда выяснилось, что никакой атаки не предвидится, эти корабли обстре­ляли Термоли, Кампомарино, острова Тримити, Вьесте, Манфредонию и Барлетту. «Радецкий» разрушил же­лезнодорожный мост в Потенце, истратив 5 снарядов калибра 305 мм, 5 — 240 мм и 17 — 100 мм. Именно эта эскадра первой столкнулась с противником. В заливе Манфредония австрийцы заметили 2 итальянских эсминца. «Чепель», «Татра» и «Лика» погнались за ними. Открыв огонь, австрийцы быстро добились попаданий в котель­ное отделение эсминца «Турбине». Он окутался паром и остановился. Когда австрийские эсминцы подошли бли­же, итальянцы подняли белый флаг. С «Турбине» было снято 3 офицера и 35 матросов, после чего эсминец был уничтожен торпедой. Заметив новые итальянские кораб­ли, австрийская эскадра удалилась.

В обстреле Анконы также принимали участие 3-я и 4-я дивизии линкоров. «Эрцгерцог Фердинанд-Макс» глав­ным калибром вел огонь по семафорной станции, а из 190-мм орудий обстрелял нефтехранилище. «Эрцгерцог Карл» обстреливал верфь и цитадель. «Эрцгерцог Фрид­рих» вел огонь по батарее на входе в гавань и по казар­мам. «Габсбург» стрелял по береговой батарее и вокзалу, «Арпад» — по казармам и верфи «Кантиери Лигури э Анконати», «Бабенберг» обстрелял электростанцию. 2 эсминца вошли прямо в порт Анкона и торпедировали итальянский пароход, стоящий у причала. Обстрел про­должался до 5.00, после чего австрийцы торжественно удалились.

Легкий крейсер «Новара» и эсминец «Шарфшютце» нанесли удар по Порто-Корсини. Эсминец даже вошел по узкому фарватеру в гавань. Так как итальянских кораблей в порту не оказалось, австрийцам пришлось удовольство­ваться обстрелом береговых сооружений. Броненосный крейсер «Санкт Георг» и 2 миноносца обстреляли Римини, где тоже не встретили никакого сопротивления.

Набег австрийцев захватил итальянцев врасплох, они ничего не сумели предпринять. В результате удара прибреж­ная железная дорога была серьезно повреждена, и движе­ние поездов по ней местами прекратилось. Это серьезно повлияло на сроки развертывания итальянской армии. Капитан 1 ранга Герберт Ричмонд, офицер связи при штабе итальянского флота в Таранто, писал об этом дне:

 

«Итальянцы, даже не попытавшись дать бой, разрешили австрийцам господствовать на море в Адриатике, хотя те уступали в силах. Лучше бы они продали свой флот и накупили шарманок и обезьян. Видит бог, подобные занятия подходят им больше, чем война на море».

 

Обстрел Анконы оказался единственной крупной опе­рацией за все время войны на Адриатике. Итальянцы от­реагировали вяло. Эсминец «Дзеффиро» обстрелял ма­ленькую австрийскую гавань Порто-Бузо в Триестском заливе. А потом они приняли ждать обещанную им по­мощь. Был проведен обстрел Монфальконе, который тоже почти ничего не дал.

Англичане, пусть и с неохотой, но отозвали группу кораблей из Дарданелл. Броненосцы «Куин», «Имплейкебл», «Лондон», «Принс оф Уэлс» и легкие крейсера «Дартмут», «Дублин», «Аметист» и «Сапфир» под коман­дованием контр-адмирала Сесила Ф. Тэрсби 22 мая при­были на Мальту. Проведя небольшой ремонт и пополнив запасы угля и продовольствия, английская эскадра от­правилась на помощь новому союзнику. Первыми 25 мая в Бриндизи пришли «Дартмут» и «Дублин». Через 2 дня в сопровождении 8 французских эсминцев в Таранто при­были главные силы адмирала Тэрсби. Их встретили радо­стными криками: «Viva 1'Inghilterra!» Вечером того же дня в Таранто с Мальты прибыл вице-адмирал де Лапейрер. Он встретился с итальянским командующим герцогом Абруццким. На встрече было решено, что патрулирова­ние Отрантского пролива теперь возьмет на себя италь­янский флот. Французы должны были играть роль страте­гического резерва и в случае необходимости помогать либо вице-адмиралу де Робеку, либо итальянцам.

Сотрудничество началось с инцидента, не имевшего, к счастью, серьезных последствий. На вторую ночь ар­тиллеристы броненосца «Имплейкебл» обстреляли из зе­нитных орудий неизвестный дирижабль. Оказалось, это был итальянец, летевший без опознавательных огней. Дирижабль попаданий не получил. Зато вскоре англича­нам удалось отличиться. Близость Бриндизи к далматинскому побережью позволяла австрийцам проводить воз­душные налеты на этот порт. 1 июня австрийский само­лет сбросил бомбы на корабли в гавани, но не попал. Винтовочным огнем с легкого крейсера «Аметист» авст­рийский пилот был ранен. Ему пришлось сажать самолет на воду недалеко от гавани. Легкий крейсер «Дублин» подобрал экипаж самолета.

31 мая крейсера «Куарто» и «Ниньо Биксио» при под­держке английских крейсеров «Дартмут» и «Дублин» об­стреляли острова Лисса и Курцола. Однако довольно быс­тро несчастья начали преследовать и английские корабли. Наверное, справедлива пословица: «С кем поведешься, от того и наберешься».

Вечером 8 июня «Дублин» покинул Бриндизи в со­провождении 3 французских и 4 итальянских эсминцев. Эскадра направилась к албанскому берегу. Корабли шли противолодочным зигзагом со скоростью 15 узлов. В 2.30 они встретились с эскадрой контр-адмирала Милло, со­стоящей из легкого крейсера «Ниньо Биксио» и 6 эс­минцев. Итальянские эсминцы осмотрели порт Сан-Джованни ди Медуа. После этого соединенная эскадра в 7.00 взяла курс на Бриндизи. Чтобы прикрыть свой корабль от атак подводных лодок, командир «Дублина» капитан 1 ранга Джон Д. Келли расположил французские эсминцы впереди крейсера, имея на обоих траверзах по паре ита­льянских эсминцев. Сам «Дублин» находился в 3 милях по правому борту у «Ниньо Биксио».

Эскадра увеличила скорость до 18 узлов, по-прежнему выполняя противолодочный зигзаг. Однако в 9.32 ка­питан 1 ранга Келли в 500 ярдах слева по носу увидел перископ. «Дублин» немедленно открыл огонь из 3 ору­дий, руль был положен «лево на борт», и дан полный ход. Келли намеревался таранить подводную лодку, но события начали развиваться слишком быстро. Крейсер не успел ответить на перекладку руля, как наблюдатель сообщил о появлении следов 3 торпед. Первая торпеда проскочила под форштевнем крейсера, вторая прошла вдоль борта, но третья ударила в левый борт «Дублина», сделав огромную пробоину. Келли приказал на всякий случай подготовить шлюпки, но в то же время начались работы по подведению пластыря.

Один из эсминцев погнался за перископом, но U-4 благополучно ушла. Крейсер вскоре дал ход, и в 9.50 он уже имел скорость 17,5 узла, несмотря на повреждения. Примерно через час возникла легкая паника, когда при­шла радиограмма от броненосного крейсера «Джузеппе Гарибальди», который тоже подвергся атаке подводной лодки. Командир «Дублина» на всякий случай повернул на 4 румба влево, чтобы обойти подозрительный район. Эсминцы сопровождения вели огонь по любому предме­ту, хотя бы немного напоминающему перископ.

В 15.15 треволнения благополучно закончились, так как «Дублин» прибыл в Бриндизи. Выяснилось, что погибли 13 моряков. Поведение команды было выше любых по­хвал, особенно отличились механики. Хотя «Дублин» и был спасен, он все-таки вышел из строя на несколько месяцев. Кое-как залатав пробоину, Келли увел крейсер в Таранто. После временного ремонта «Дублин» ушел на верфь в Специю. На крейсере «Дартмут» начали лопаться котельные трубки, и его скорость упала до 16 узлов. Его пришлось отправить на Мальту. На крейсере «Аметист» случилась серьезная поломка турбины. В результате из всех британских крейсеров остались лишь самые тихоходные «Топаз» и «Сапфир». Имея скорость всего 22 узла, они никак не могли состязаться в скорости с австрийскими крейсерами.

Бессмысленность и бес цельность действий в Адриати­ке лучше всего характеризует кадриль, устроенная вок­руг острова Пелагоза. Этот остров — не более чем обры­вистая скала, расположенная почти точно на полпути между далматинским и итальянским берегами. С нее можно видеть и знаменитый остров Лисса, и гору Гарган. Италь­янское командование решило захватить Пелагозу. Для этого были выдвинуты серьезные стратегические обосно­вания, вроде необходимости разрезать Адриатическое море надвое и разделить Полу и Каттаро. Планировалось оккупировать часть Далматинского архипелага между ос­тровами Миледа и Лисса. Внимание итальянцев также привлекла Пелагоза, скорее всего потому, что австрий­цы этот остров не укрепляли и оборонять не собирались.

На рассвете 11 июля итальянская эскадра подошла к Пелагозе. Крейсер «Куарто» и группа эсминцев прикры­вали высадку, находясь к северу от острова. Вспомога­тельный крейсер «Читта ди Палермо» высадил 100 моря­ков. Они сначала не обнаружили противника, и главные силы десанта отбыли. На острове остались 40 человек с 5 — 75-мм орудиями. В бухте Садло стала на якорь итальянская подводная лодка.

На следующий день имел место первый сюрприз. В пе­щерах были обнаружены 10 австрийцев. Они надеялись, что итальянцы скоро уберутся, и попытались спрятаться, однако их нашли. Потом итальянцы принялись окапываться.

На следующий день прилетел австрийский самолет и сбросил бомбы. Через 3 часа самолет появился снова, но вместе с ним прибыли 2 австрийских эсминца, которые обстреляли остров, держась за пределами досягаемости итальянских орудий. Подводная лодка попыталась атако­вать эсминцы. Но вода была слишком прозрачной, и са­молет заметил лодку. Он сбросил 4 бомбы и предупредил эсминцы, которые тут же умчались прочь. В результате обстрела итальянцы решили усилить гарнизон острова, перебросив туда войска и еще 5 орудий.

На рассвете 28 июля появились австрийские крейсе­ра «Гельголанд» и «Сайда» в сопровождении 6 эсмин­цев. Они обстреляли остров и высадили десант числен­ностью около 100 человек. Итальянцы в панике разбе­жались, даже не попытавшись открыть огонь из своих орудий. Однако австрийцы не успели захватить остров. Французская подводная лодка «Ампер», стоявшая в той же бухте Садло, вышла в море и атаковала эсминец «Балагом». Для австрийцев этого оказалось достаточно. Они отозвали десант и ушли.

Сообщение об атаке острова было принято в Таранто около 6.00. Вместо того, чтобы принять какие-то меры, попытаться перехватить австрийскую эскадру или отре­зать ее от базы, началась затяжная дискуссия: а что, собственно, следует предпринять? Болтать — не работать. В результате итальянские адмиралы решили подо­ждать сообщений. Когда они не поступили, командова­ние в 10.00 все-таки выслало из Бриндизи легкий крей­сер в сопровождении эсминцев. Впрочем, подчиненные оказались достойны командиров, и эскадра вышла в море только в полдень. Так как до Пелагозы от Бриндизи 130 миль, итальянские корабли появились возле острова лишь в 20.00, когда австрийцев и след простыл.

Аналогичный инцидент произошел 31 июля. Утром ита­льянский самолет, совершавший ежедневный облет гава­ни Полы, сообщил, что 3-я дивизия линкоров (броненос­цы типа «Эрцгерцог») покинула порт и вместе с 3 крей­серами и 16 миноносцами направляется на юг. Итальянцы вполне могли предположить, что австрийцы, раздосадо­ванные провалом попытки отбить остров, намерены по­вторить ее, задействовав более крупные силы. И снова ита­льянское командование не шевельнуло пальцем, чтобы перехватить австрийскую эскадру. Был выдвинут довольно странный аргумент: австрийцы могут отложить атаку на несколько дней. Британские офицеры предлагали хотя бы послать миноносцы на острова Тремити, находящиеся всего в 40 милях от Пелагозы. Там имелись якорная стоян­ка и телеграфная станция, обеспечивающая связь с мате­риком. Миноносцы могли появиться у берегов Пелагозы буквально через 2 часа после вызова. В Венеции находи­лись мощные броненосные крейсера типа «Пиза». Имея орудия калибра 254 мм против 240 мм на австрийских бро­неносцах, они вполне могли справиться с «Эрцгерцога­ми». Однако пришел строжайший приказ держать эти крей­сера в гавани. Австрийцы не собирались атаковать Пелагозу и через 2 суток вернулись в Полу, однако они в очередной раз разубедились, что итальянцы полностью лишены даже теми смелости. Поэтому впредь пря подготовке операций австрийцы просто не брали в paсчет сосредоточенный в Таранто флот. Этим линкорам и броненосцам было суждено плавать в пределах «Маркизовой лужи по-итальянски». Они так и не выбрались за пределы бухты Таранто. Например, линкор «Конте ди Кавур» за всю войну совер­ши 3 похода, а «Джулио Чезаре» — только 2, причем ходили они на остров Корфу, то есть никак не рисковали встретиться с противником. «Кайо Дуилио» и «Андреа Дориа» вообще бездействовали Но история сохранила для нас уникальным факт. 2 октября 1918 года (то есть буквально за пару месяцев до окончания войны) италь­янский линкор «Данте Алигьерри» прикрывал корабли, обстрелявшие захваченный австрийцами порт Дураццо, то есть почти принял участие в бою!

Перед тем, как предпринять новую попытку высадки, австрийцы решили избавиться от подводных лодок, которые обеспечивали оборону Пелагозы:. 5 августа в бухте Садло стояла итальянская лодка «Нереиде». Австрийцы отправили к острову подводную лодку U-5, которая в апреле потопила броненосный крейсер «Леон Гамбетта». Они прекрасно знали, где дежурит лодка, так как дважды в день над Пелагозой пролетал австрийский самолет. Австрийский командир не стал долго ждать и как только увидел итальянскую лодку, дал залп 2 торпедами. Одна прошла мимо, и вторая попадав носовую часть «Нереиде». Итальянская лодка встала на попа и вертикально ушла под воду всего в 20 метрах от берега, унеся на дном весь экипаж.

11 августа 2 австрийских эсминца обстреляли Бари. Веря в свою полную безнаказанность они подошли на 250 метров к берегу. Снова итальянцы ничего не сумели или и пожелали сделать.

Наконец 17 августа австрийцы нанесли новый удар по Пелагозе. Крейсер «Гельголанд», 5 эсминцев и миноносцев появились перед островом около 5.00. Они открыли бешеный огонь и в течение 2 часов выпустили почти 7000 снарядов. В это трудно поверить, но итальянцы даже не попытались что-то сделать в ответ. Если вспомнить рейды германских линейных крейсеров против англий­ского побережья, когда атакующая эскадра рисковала ве­сти огонь всего несколько минут, контраст будет просто потрясающим. В то же время этот рейд показал практи­ческую бесполезность таких обстрелов. Итальянский гар­низон потерял 4 человек убитыми и 3 ранеными, унич­тожено всего 1 зенитное орудие. Но на итальянское ко­мандование этот обстрел произвел, пожалуй, более силь­ное впечатление, чем на гарнизон. Было решено ликви­дировать важный наблюдательный пост и эвакуировать гарнизон и орудия в Бриндизи.

Этот обстрел имел и другие последствия. Итальянцы наконец решили занять остров Лагоста, чтобы выпол­нить-таки свой план. В Специи была подготовлена десан­тная партия численностью 500 человек, орудия были погружены на транспорт, подготовлены материалы для строительства укреплений. Но 17 августа поставило крест на этих приготовлениях.

В этот же день итальянский крейсер «Куарто» вместе с 4 эсминцами находился в море возле Бари. От Пелагозы его отделяли всего 40 миль. Однако итальянцы потребо­вали, чтобы из Бриндизи на помощь «Куарто» был вы­слан британский крейсер «Дублин». Когда соединенная эскадра наконец добралась до Пелагозы, австрийцев, как обычно, там уже не было. Крейсера союзников лишь при­крыли эвакуацию итальянского гарнизона. При этом пат­рулирующая в море французская подводная лодка «Папен» едва не торпедировала «Бристоль».

Австрийцы не сразу поверили в бегство итальянцев. Утром 9 сентября перед островом появился крейсер «Сай­да», который на всякий случай обстрелял береговые со­оружения. Не заметив никаких признаков жизни, авст­рийцы высадили разведывательную партию, которая со­общила о том, что остров покинут.

На этом активные действия итальянского флота за­кончились. Пару раз легкие силы еще выходили в море, но это был лишь ответ на очередной выпад австрийцев. Но при этом итальянцы ухитрились потерять 1 линкор и 1 броненосец в собственных базах.

27 сентября 1915 года примерно в 8.00 на флагмане 2-й эскадры линкоров броненосце «Бенедетто Брин», сто­ящем в Бриндизи, произошел взрыв кормовых погребов. Сила взрыва была такова, что кормовая 305-мм башня взлетела в воздух. Корабль быстро затонул. При этом по­гибли командир эскадры контр-адмирал барон Рубен де Червен, 22 офицера и 473 матроса. Взрыв был приписан австрийской агентуре. В результате были отправлены в отставку морской министр Виалли и начальник Морско­го Генерального Штаба адмирал Таон ди Ревель.

2 августа 1916 года около 23.00 на линкоре «Леонардо да Винчи», стоящем у причала в Таранто, начался пожар. Снова загорелось на корме вблизи артиллерийских по­гребов, как и на злосчастном «Брине». Уже через 15 ми­нут огонь достиг артиллерийских погребов, последовал взрыв. В 23.45 линкор перевернулся и затонул. Погибли 21 офицер и 227 матросов. И опять причиной взрыва была названа диверсия.