История создания

 

Успешный опыт применения вертоле­тов американцами в Корее и француза­ми в Алжире стимулировал рост интере­са к данному типу летательных аппара­тов у командования армии США.

В мае 1954 г. был объявлен конкурс на создание многоцелевого вертолета, предназначенного для использования непосредственно в зоне боевых дей­ствий. Требовались дальность полета не менее 160 км с грузом в 360 кг при крей­серской скорости 160 км/ч; скороподъем­ность 460 м/мин и практический потолок 1830 м. Особо оговаривалась простота технического обслуживания и эксплуата­ции в полевых условиях, возможность работы с неподготовленных площадок и перевозки в грузовой кабине двух ране­ных на носилках. Комплект приборного оборудования должен был обеспечивать пилотирование вертолета в сложных метеоусловиях, днем и ночью, а габари­ты — его перевозку военно-транспорт­ными самолетами С-130 и С-124.

Всего на конкурс представили 19 про­ектов. Победителем стала фирма "Белл", разработавшая машину классической одновинтовой схемы с газотурбинным (турбовальным) двигателем. В качестве приза она в июне 1955 г. получила кон­тракт на постройку трех опытных вер­толетов ХН-40 и малой серии из шести YH-40 для проведения войсковых испыта­ний.

Полноразмерный макет был готов в конце ноября 1955 г., а первый полет опытного образца машины 22 октября 1956 г. Интересно, что на предваритель­ном этапе заводских испытаний, завер­шившемся в январе 1957 г., часть обшив­ки отсутствовала. Обычно требовалось несколько месяцев для доработки кон­струкции, однако в случае с ХН-40 "окно" в полетах составило всего две недели — ничего существенного менять не при­шлось. Заводские испытания продолжи­ли 14 февраля 1957 г. Почти четыре ме­сяца ушло на подлеты — оценку устой­чивости и управляемости машины на ре­жиме висения.

Дальше заводские и военные летчики "обкатывали" вертолет параллельно. Второй опытный образец ХН-40 передали ВВС в апреле 1957 г. Его опробовали на авиа­базе Эдварде. По результатам этих испы­таний пришлось изменить конструкцию несущего винта — установить стабилизи­рующие стержни выше лопастей. Как вы­яснилось, такое размещение способство­вало улучшению устойчивости машины.

К этому времени были готовы верто­леты малой серии. Первый YH-40 пред­назначался для последнего этапа летных испытаний, проводившихся фирмой "Белл". Второй YH-40 сдали ВВС. Опыт­ные летчики проверяли вертолет на соответствие параметрам технического задания. На пятом этапе испытаний под­ключилась армия, в этих полетах прини­мала участие третья машина малой се­рии. Три остальных YH-40 отправили в центр армейской авиации в Форт-Ракере. Там оценивались летно-эксплуатационные характеристики вертолета, а так­же надежность работы систем и ремон­топригодность.

Для дополнительных испытаний зака­зали еще девять вертолетов под обозна­чением HU-1. Фирма сдавала их заказ­чику с темпом один в месяц, начиная с сентября 1958 г. Первый экземпляр сра­зу же был отправлен на Аляску для опробования в условиях низких темпера­тур. Испытания жарой машина проходи­ла в Аризоне. Второй HU-1 "Белл" ис­пользовала для доводки бортового обо­рудования. Четвертый HU-1 вместе с четвертым YH-40 летал по программе оценки эксплуатационных характеристик в Форт-Ракере. Программа была исклю­чительно напряженной и сжатой: каждый вертолет проводил в небе ежедневно от 10 до 13 ч, а подготовка машин к поле­там велась ночью.

В этот же период вертолет переиме­новали. Название изменилось в связи с общей реформой обозначений летатель­ных аппаратов вооруженных сил США. На вооружение вертолет приняли под обозначением UH-1 "Ирокез", однако за машиной прочно закрепилось прозвище "Хью". Именно так звучало бы сокраще­ние HU, если читать его не по буквам, как принято в английском языке, а как слово. Иногда пользовались еще и име­нем "Хьюкоптер" (составленным из "Хью" и "геликоптер").