Окраска

 

Как и почти все советские боевые са­молеты той поры, Ту-22 имел хоть и бле­стящую, но весьма скромную окраску. Вернее, казалось, что он совсем не был окрашен. На самом деле вся поверх­ность самолета покрывалась бесцвет­ным акриловым лаком АС-82 или АС-16, который защищал дюралевую обшивку от коррозии, но не изменял ее цвет (до температуры 150—180°С). Обычно та­кую однотонную окраску разнообрази­ли закрывающие антенны панели, по­крытые специальной радиопрозрачной краской.

На первых Ту-22 выпуска 1959 г. ра­диопрозрачные панели на конце киля, обтекатель антенны РЛС внизу носовой части и панели на гаргроте покрывались серой (ПР-1) или зеленой (ХВ-16) крас­кой. Но уже в следующем году эти крас­ки стали вытесняться белой (АС-10). Первым «побелел» носовой обтекатель. К 1962 г. белыми стали гаргрот и законцовка киля.

Единственным черным пятном на ма­шинах первых серий была матовая противобликовая окраска верхней поверх­ности носовой части перед фонарем пи­лота.

С началом серийного производства в конструкции самолета произошли изме­нения, связанные, вероятно, с усилени­ем обшивки фюзеляжа в районе грузо­вого отсека, воздухозаборников и капо­тов передней части двигателей. Эти па­нели, выполненные из более прочного алюминиевого сплава, сначала покры­вались тем же бесцветным лаком и вы­делялись на машинах первых серий более темным оттенком, но затем их стали окрашивать в белый цвет. Скорее всего, это было связано с более низкой коррозионной стойкостью материала. Форма таких панелей от серии к серии изменялась, а их поверхность станови­лась все больше. В конце концов окра­шенные белой краской панели заняли всю переднюю часть мотогондол (за ис­ключением выдвижного носового коль­ца) вплоть до руля направления и по­чти половину поверхности отсека Ф-4, охватывая его в передней части со всех сторон кольцом.

Примерно в то же время с носовой части машины исчезла черная противобликовая полоса, став также белой. Та­ким образом, все Ту-22 приобрели почти одинаковую серебристо-белую окраску, различавшуюся в зависимости от моди­фикации только радиопрозрачными па­нелями. Завидным постоянством отли­чалась окраска дисков колес, которая выполнялась зеленой эмалью УЭ-12.

Расположение опознавательных зна­ков для самолетов новых типов, начи­ная с 1955 г., разрабатывалось конст­руктором самолета в соответствии с требованиями «Положения об опозна­вательных знаках самолетов ВВС», введенного в том же году, рассматривалось макетной комиссией и утверждалось Главнокомандующим ВВС. Тем самым узаконивались некоторые отступления от общих требований, чем не премину­ли воспользоваться на заводе № 22, выпускавшем Ту-22.

Знаки государственной принадлежно­сти (основные опознавательные знаки) — красные пятиконечные звезды с белой и красной окантовками — наносились в шести позициях: на крыльях снизу и сверху и с двух сторон на вертикальное оперение. Звезда на киле располагалась таким образом, чтобы ее центр был на уровне половины высоты руля направ­ления, при этом лучи звезды не заходи­ли на руль высоты. Диаметр круга, описан­ного вокруг звезды, составлял 1500 мм, ширина белой окантовки — 40 мм, крас­ной —15 мм.

Центр звезд на плоскостях располагал­ся на расстоянии 0,2 полуразмаха (4,6 м) от концов крыла. Размер звезд — 1200 мм, ширина белой окантовки — 25 мм, крас­ной — 10 мм. Место расположения и раз­мер звезд на консолях крыла были по­добраны так, чтобы их лучи не заходили на элероны.

Кроме знаков государственной при­надлежности, на советских самолетах наносились так называемые дополни­тельные опознавательные знаки, в час­тности — двузначные бортовые номера. На машинах с удлиненной носовой час­тью, а у Ту-22 она была очень длинной, номера наносились перед крылом. Кро­ме того, согласно «Положению», на тя­желых бомбардировщиках полагалось дублировать бортовой номер на верти­кальном оперении «с двух сторон выше звезды». На первых серийных машинах так и было. Правда, высота цифр бор­тового номера (900 мм, ширина — 2/3, а толщина линий — 1/6 этой высоты) на фюзеляже была заметно меньше тре­буемой «Положением», и впереди него наносился заводской номер самолета, выполненный шрифтом в 3—4 раза меньшим. Заводской номер повторялся и на киле, ниже звезды. Однако вско­ре, по соображениям секретности, за­водской номер вовсе исчез с машин... вместе с бортовым номером на фюзе­ляже, который перенесли на передний щиток шасси.

Место расположения бортового номе­ра на киле периодически менялось. То его нижняя граница находилась на уров­не окантовки верхнего луча звезды, а сам номер был смещен назад, к рулю высо­ты. То его наносили выше и ближе к пе­редней кромке киля или вообще разме­щали на «плече» звезды. Размер надпи­си при этом оставался примерно одним и тем же — около 350 мм.

По «Положению» бортовые номера разрешалось окрашивать в красный, го­лубой или желтый цвет с черной окан­товкой. Цвет номера показывал принад­лежность самолета к авиаполку и опре­делялся приказом командира дивизии. Обычно использование цветов начина­лось с красного, затем шел синий и последним — желтый. Однако на всех изве­стных фотографиях Ту-22 цвет бортово­го номера — красный. Возможно, это объясняется особенностями дислокации и подчиненности авиаполков, вооружен­ных Ту-22.

В Советском Союзе в мирное время «бортовая живопись» являлась большой редкостью. Официально разрешалось наносить только знак «Отличный само­лет». Он представлял собой стилизован­ное изображение реактивного самолета на фоне контура пятиугольника. И то, и другое выполнялось красной краской. Такой знак означал отличное обслужи­вание машины техническим экипажем. Официальным количественным критери­ем этого была оценка технического со­стояния не ниже 4,6 балла в течение полугода. Знак наносили на носовой ча­сти фюзеляжа, как правило, на бывшем месте бортового номера или на боковом щитке шасси.

Позднее на Ту-22 все-таки появились индивидуальные эмблемы. Они встречались двух типов: драконы (341-й полк) и орлы (203-й и 121-й полки). При этом среди первых встречались и трехголо­вые, но среди вторых двуглавых не было. Наносились эмблемы на борту фюзеля­жа, под фонарем и, как правило, сопро­вождались звездочками, обозначавшими количество боевых вылетов.

После развала Советского Союза часть Ту-22 осталась на Украине. Через некоторое время на них закрасили крас­ные звезды, а затем на их месте появи­лись опознавательные знаки «самостийной Украты» (первого варианта): желто-голубые кокарды на крыльях и пикирующий (а может, падающий) жел­тый сокол, он же трезубец, на фоне го­лубого щита с желтой окантовкой.

Единственными Ту-22, окрашенными по-другому, были машины, проданные в Ливию и Ирак. Эти самолеты имели двух­цветную камуфляжную окраску, адапти­рованную к местности этих стран.