Окраска

 

Деревянно-полотняная обшивка Р-1 позволяла красить его нитроцеллюлозными аэролаками, технология приме­нения которых была освоена в доста­точной степени. В 1923 — 1924 гг. каче­ственных красок еще не хватало, поэто­му в этот период часто встречались машины, окрашенные в серебристый цвет. Эти самолеты покрывались аэро­лаком с алюминиевой пудрой — «се­ребрянкой». Однако подавляющее ко­личество Р-1 окрашивалось по приня­тому в ВВС стандарту: на верхних и бо­ковых поверхностях цвет был защит­ным зеленым, а снизу — голубым. В техническом описании самолета про­цесс окраски описывался следующим образом (в данном случае примени­тельно к крыльям): «Обтянутое полот­ном крыло покрывается дважды аэро­лаком первого покрытия, после чего верх крыльев покрывается дважды аэролаком второго покрытия, защитно­го цвета, а низ тем же аэролаком, но голубого цвета.

В процессе окраски, на аэролаке пер­вого покрытия, приклеивается лента шириной 60 мм по передней кромке кры­ла и по углу профиля торцевой нервю­ры. В местах, где имеются люки для ос­мотра, полотно подшивается и прибива­ется гвоздями.

Покраска покрытия аэролаком произ­водится для предохранения его от атмос­ферных влияний и натяжки полотна и придает полотну гладкую, глянцевитую, не пропускающую воздух и влагу повер­хность.

Поверх аэролака на нижних крыльях снизу, а на верхних сверху — пишутся масляной красной краской опознава­тельные знаки — пятиконечная красная звезда, причем контуры звезды обводят­ся черной лентой».

Самолеты МР-1, использовавшиеся на море, красились масляной защитной зеленой краской, в том числе и поплав­ки. В описании МР-1 приводится процесс окраски поплавков: «Вся внутренняя часть поплавка перед покрытием палу­бы (т.е. перед окончательной сборкой. — Прим, авт.), а также палуба с внутрен­ней стороны покрыты дважды очень жид­ко разведенными белилами.

Снаружи поплавок весь, за исключе­нием подводной части, узлов и крышек люков, покрыт масляной краской защит­ного зеленого цвета.

Подводная часть, т.е. вся обшивка из досок, а также все узлы снаружи, покры­ваются жидким «Битмо» (битумным ла­ком.— Прим, авт.) два раза. Крышки люков, покрыты горячим способом чер­ной эмалевой краской и, наконец, рейки палубы — черной масляной краской».

Для нанесения бортовых пропаган­дистских надписей применяли различ­ные приемы нанесения масляных и других красок. Что касается нанесения опознавательных знаков, то следует процитировать разработанные в не­драх штаба ВВС летом 1928 г. «Прави­ла по применению отличительных зна­ков и шифров на военных самолетах ВВС РККА».

 

«Отличительные знаки и шифр пред­назначаются для быстрого распознавания самолета, причем отличительные знаки обозначают национальность само­лета, а шифр — принадлежность тому или иному авиационному соединению и № самолета по порядку нумерации в этом соединении.

Принятые для СССР опознаватель­ные знаки самолетов Военно-Воздушного Флота — пятиконечные красные звез­ды, наносятся на следующих местах са­молета:

1. Для распознавания снизу. На кон­це каждого крыла — красная звезда, вписанная в круг, диаметром не менее 1,2 м (1200 мм) на фоне поверхности крыла, центр круга располагается так, чтобы расстояние от окружности кру­га до конца крыльев равнялось одно­му метру (1000 мм). В случае бипла­на, звезды наносятся на нижней по­верхности нижнего крыла, в случае полутораплана (ФД-11) звезды наносят­ся на нижней поверхности верхнего крыла.

2. Для распознавания сверху на кон­це каждого крыла — такая же красная звезда, как и на концах крыльев для рас­познавания снизу, нанесенная на таком же расстоянии от края крыла.

3. Для распознавания сбоку на каж­дом борту фюзеляжа красная звезда, вписанная в круг диаметром 0,75 м (750 мм) на фоне фюзеляжа. Центр круга намечается на расстоянии не ме­нее 500 мм от переднего ребра стаби­лизатора. На самолетах лодочного типа наносится на бортах лодки на расстоянии 1,5м (1500 мм) от перпен­дикуляра, опущенного из крайней пе­редней точки стабилизатора в направ­лении к носовой части лодки.

Шифр самолета, как указано выше, имеет целью:

1. Отметить принадлежность самоле­та к определенному авиационному со­единению.

2. Отметить самолет порядковым № части для удобства распознавания само­лета, определение места самолета в строю и сохранение строя.

Обозначение принадлежности само­лета к тому или иному авиационному соединению приобретает значение только при массировании однотипной авиации на каком-либо участке. Они должны быть непостоянными и легко сменяемыми, чтобы затруднить рас­шифровку для неприятеля. Поэтому шифр, отмечающий принадлежность самолета к авиационному соединению, устанавливается распоряжением стар­шего начальника участка, насыщенно­го авиацией, лишь в случаях, требую­щих этого, и заключается в флажках, крепящихся на различных частях само­летов.

Для обозначения порядкового № са­молета в порядке нумерации каждого не отдельного отряда, на обеих сторонах руля поворота и на обеих сторонах ру­лей высоты наносится цифра этого са­молета.

Размер цифры 600x600 мм. В случае малой ширины рулей высоты часть циф­ры переносится на стабилизатор.

Для обозначения не отдельных отря­дов в пределах авиационного соедине­ния для цифр, отмечающих порядковый номер самолета, устанавливаются осо­бые цвета, для самолетов первого не отдельного отряда красной цифрой, для самолетов второго не отдельного отря­да — синей, для третьего — желтой (или белой).

Цифры наносятся на фоне окраски самолета с окантовкой: синие цифры красной краской, красные и желтые — белой краской.

Самолеты командиров эскадрилий и не отдельных отрядов обозначаются одинаково с другими самолетами свои­ми №, заранее неопределенными, при­чем цвет цифры для командира эскад­рильи берется как для первого отряда, а для командира не отдельного отряда по цвету своего отряда.

Для корпусных и отдельных отрядов обозначение самолетов тоже с красной цифрой, как для самолетов первого не отдельного отряда.

П.п. Председатель 3-й Секции НТК — Киевский».

 

В дополнение к приведенному доку­менту следует отметить, что в августе 1928 г. последовал приказ УВВС РККА, указывающий, что самолеты различных эскадрилий должны иметь отличитель­ные опознавательные знаки. В частно­сти, предлагалось для различных соеди­нений вокруг красных звезд рисовать круги разного цвета. Подобные круги встречались на самолетах-истребите­лях, возможно, они использовались и для Р-1, однако подтверждения этому не найдено.