Эксплуатация и боевое применение

 

В строю Королевских ВВС

 

Первый истребитель «Хантер» F.1 в июле 1954 г. получила 43-я эскадрилья, ранее вооруженная самолетами «Ме­теор» F.8. Период первоначального изу­чения растянулся надолго, и к полетам на новой технике приступили только в сентябре. Полное перевооружение эс­кадрильи завершилось через 18 меся­цев. Фактически эта авиационная часть проводила войсковые испытания маши­ны. В декабре 1954 г. началось переос­нащение второй эскадрильи, 222-й. Од­новременно F.2 с двигателями «Сапфир» стали поступать в 257-ю эскадрилью. В 1955 г. новые истребители получили 54, 247-я и 263-я эскадрильи.

В 1955 — 1956 гг. усовершенствован­ные модификации полностью заменили собой машины типов F.1 и F.2 в строевых частях, а также поступили еще в ряд эс­кадрилий ПВО Великобритании. К концу 1956 г. общее число эскадрилий, воору­женных «хантерами», достигло 16. На раз­личных учениях английские истребители довольно успешно перехватывали как свои же бомбардировщики «Канберра», так и американские В-47. Более трудны­ми целями являлись английские стратеги­ческие бомбардировщики типов «Вэлиэнт», «Вулкан» и «Виктор», обладавшие большим практическим потолком.

Значительное количество «хантеров» в порядке ротации базировалось в 1956 — 1957 гг. на западногерманских авиабазах Жевер, Ольденбург, Брюгген и Гютерслох. Последние машины этого типа слу­жили на территории Германии до декаб­ря 1962 г.

Строевые летчики очень любили и це­нили «Хантер» как самолет не слишком требовательный к технике пилотирова­ния, входивший в штопор лишь вслед­ствие грубых ошибок при полете на ма­лой скорости или на больших углах ата­ки, надежный и обладавший большой огневой мощью. Вывод из штопора не представлял проблемы даже для неопыт­ных летчиков. Благодаря достаточно вы­сокой для своего времени тяговооруженности, «Хантер» мог быстро выходить на рубеж перехвата, в то время как его низ­кая нагрузка на крыло позволяла вести воздушный бой на виражах на малой вы­соте практически с любым перехватчиком или истребителем завоевания превосход­ства в воздухе, серийно выпускавшимся в то время, кроме, быть может, советско­го МиГ-17. Правда, с неудовлетворитель­ной управляемостью по тангажу на боль­ших высотах и числах Маха британским конструкторам так и не удалось справить­ся до конца; помимо того, в скоростном пикировании давала о себе знать недо­статочная площадь вертикального опере­ния — самолет был в некоторой степени подвержен колебаниям типа «голландс­кий шаг». Доработки требовал воздушный тормоз, а также фонарь кабины с ограни­ченным обзором назад.

В октябре 1956 г. две эскадрильи «хан­теров» F.5 (1-ю и 34-ю) перебросили из Англии на Кипр для участия в нападе­нии на Египет. Англия и Франция в со­юзе с Израилем пытались вернуть Су­эцкий канал, национализированный пре­зидентом Насером. Предполагалось, что в ходе операции «Мушкетер» истреби­тели обеспечат ПВО аэродромов на ост­рове от возможных ответных ударов еги­петской авиации и будут прикрывать бом­бардировщики при рейдах на цели у канала.

Вечером 31 октября английская авиа­ция совершила первые налеты на Еги­пет. Но «хантерам» даже с подвесными баками не хватало радиуса действия для полноценных операций на такой дально­сти. Поэтому они совершили всего не­сколько вылетов к Суэцу, а затем все остальное время стояли в боевой готов­ности на Кипре. Ни одного случая их столкновения с египетскими самолетами не произошло.

В течение всей своей пятнадцатилет­ней карьеры в первой линии Истреби­тельного командования Королевских ВВС «Хантер» так ни разу не был исполь­зован в той роли, для которой он созда­вался. В качестве перехватчиков «хантеры» служили до начала 1960-х гг. С декабря 1959 г. их постепенно стали вы­теснять «лайтнинги». Последнюю эскад­рилью, 92-ю, начали перевооружать на эти машины в апреле 1963 г.

Но как самолет для атаки наземных целей и истребитель воздушного боя «хантер» участвовал во многих локаль­ных конфликтах. В июне 1961 г. Ирак предъявил территориальные претензии к Кувейту. Правительство последнего обратилось за военной помощью к Ве­ликобритании. В июле в Кувейт перебро­сили подразделения коммандос, морс­кой пехоты и две эскадрильи — 8-ю и 208-ю, обе — на FGA.9. За ними последовали батальон парашютистов и бом­бардировщики «Канберра». В море за­маячили силуэты авианосцев «Булварк» и «Викториес». Иракский президент Касем не решился отдать приказ своим войскам перейти границу.

С сентября 1962 г. две эскадрильи «хантеров», ранее находившиеся в Ку­вейте, разместили на аэродроме Хормаксар в протекторате Аден (ныне Юж­ный Йемен). Эти самолеты периодичес­ки привлекались к действиям против непокорных горных племен на западе этой страны. С них на мятежные дерев­ни сбрасывали то листовки, то бомбы. В сентябре того же года обрел независи­мость Северный Йемен. Это привело к активизации повстанцев в Адене. Вос­ставшие племена начали нападать на караваны в районе Радфана. Партиза­ны получали помощь с севера. «Хантеры» в ответ приступили к регулярному патрулированию пограничной зоны.

С января 1964 г. в этом регионе уже шла настоящая война. Англичане широ­ко применяли в ней авиацию. В частно­сти, против партизан действовали три эскадрильи «хантеров». Обычно цель, указанная британским или арабским на­земным разведчиком, снималась само­летом-фоторазведчиком FR.10, затем следовал сброс листовок, чтобы предуп­редить о налете местное население и избежать лишних жертв, и наконец, «хантеры» из состава 8-й и 43-й эскадрилий обрабатывали выбранное место пушеч­ным огнем и ракетами. Результаты ата­ки, опять же, контролировались фотораз­ведчиком. Зачастую группы идущих на малой высоте самолетов встречал огонь легкого стрелкового оружия. Несколько машин пали его жертвой. Основной при­чиной являлись прострелы агрегатов гидросистемы, после чего самолет терял смесь и был вынужден немедленно со­вершать аварийную посадку. Боевая ра­бота отличалась высокой интенсивнос­тью — в самые «горячие» дни каждый летчик эскадрильи, находившейся на боевом дежурстве, совершал до восьми вылетов в сутки.

«Хантеры» размещались на хорошо оборудованной базе Хормаксар в север­ном пригороде Адена, а также на поле­вых площадках Шабва, Атак, Лоунтри, Саик и Хазам, использовавшихся в ка­честве аэродромов подскока. Полеты с последних значительно затрудняли пло­хое состояние взлетно-посадочных по­лос и полное отсутствие радиопривод­ного оборудования, из-за чего аэродро­мы приходилось искать визуально.

Англичан весьма раздражала поддер­жка повстанцев со стороны Йемена и Египта. 28 марта 1964 г. восьмерка «хан­теров» бомбами и ракетами разрушила небольшой форт Гариб на йеменской тер­ритории. Этой акцией и ограничились. У йеменцев появились МиГ-17 с египетски­ми пилотами, которые начали патрулиро­вать границу со своей стороны.

Англичанам удалось достичь некото­рых успехов в войне с партизанами. 10 июня 1964 г. их войска взяли главную базу повстанцев — деревню Джебель-Хурья. В ходе операции «Наткрекер» только одни «хантеры» совершили 642 боевых вылета. Но это не принесло ре­шающего успеха — война продолжалась.

Летом 1966 г. истребители МиГ-17 ВВС Египта в свою очередь совершили налет на дворец местного султана в го­роде Беихан — к северу от г. Адена на границе с Саудовской Аравией. Эскад­рильям «хантеров» было предписано организовать боевое патрулирование над этим районом с тем, чтобы не допу­стить повторения актов агрессии со сто­роны Египта. В Беихане имелась импро­визированная грунтовая взлетно-поса­дочная полоса длиной около 1400 м, располагавшаяся к тому же на высоте 1220 м над уровнем моря, так что ис­пользовать ее в жаркий сезон для бази­рования «хантеров» было невозможно. За кратчайшее время военные инжене­ры удлинили полосу примерно на 300 м, в результате чего самолеты из 8-й и 43-й эскадрилий смогли организовать пат­рульные полеты на данном участке гра­ницы. Налеты египтян на Беихан более не повторялись.

Военные операции в протекторате шли до осени 1967 г., после чего англи­чане вывели свои войска из Адена. Пос­ле эвакуации 8-я эскадрилья была пе­реброшена в Бахрейн, а 43-я — расфор­мирована.

В 1962 — 1964 гг. английские «ханте­ры» принимали участие в операциях про­тив партизан на острове Борнео. В бога­тых нефтью протекторатах Бруней и Саравак (последний ныне входит в состав Малайзии) начали действовать повстан­цы, поддерживаемые соседней Индоне­зией. Против них направили английские, австралийские и новозеландские войска. 20-ю эскадрилью, вооруженную FGA.9, передислоцировали из Сингапу­ра на о. Лабуан, откуда она стала совер­шать налеты на занятые партизанами деревни в джунглях. Эксплуатация само­летов затруднялась жарой и высокой влажностью, частыми проливными дож­дями. Точные карты местности отсут­ствовали. Тем не менее к 1963 г. лагеря повстанцев на Северном Борнео были практически разгромлены, но с баз на индонезийской территории партизаны продолжали совершать рейды через сла­бо охранявшуюся границу.

Между Великобританией и Индонези­ей фактически началась необъявленная война. В воздухе появились индонезий­ские самолеты. В августе 1963 г. группы солдат индонезийской армии высади­лись с моря в трех пунктах на побере­жье Малайи. Вслед за этим транспорт­ные самолеты С-130 сбросили парашю­тистов в центральной части штата Джохор. К октябрю индонезийцы выса­дили до 40 небольших групп. «Хантеры» были привлечены к поддержке войск, действовавших против них. Они совершили 14 боевых вылетов. В свою очередь, индонезийская авиация атако­вала ряд военных объектов в Малайе. С середины 1964 г. вместе с партизанами на Борнео сражались регулярные под­разделения армии Индонезии, включая артиллерию. Их снабжали с воздуха, сбрасывая грузы на парашютах. Англий­ским летчикам поставили задачу пресечь полеты авиации противника. Но в ходе патрулирования ни одной индонезийской машины они не сбили. Перехват МиГ-17 «хантерам» не удавался. Лишь в одном случае английский истребитель встре­тился с ним, однако индонезийский пи­лот включил форсаж и ушел за линию границы, которую англичанам пересе­кать запрещалось. Даже старые порш­невые Р-51 и В-25 довольно успешно применялись индонезийцами по ночам на Борнео. Особенно опасалось британ­ское командование возможного удара бомбардировщиков Ту-16, поставленных Индонезии Советским Союзом, по Син­гапуру. Для его защиты из Англии доста­вили зенитные орудия и ракеты «Бладхаунд».

Но дальнейшего развития конфрон­тации не произошло. В сентябре 1965 г. президента Сукарно свергли, новое пра­вительство Индонезии прекратило воен­ные операции. В августе 1966 г. был под­писан договор с Малайзией, окончатель­но завершивший конфликт.

В феврале — марте 1971 г. 208-я эс­кадрилья ВВС Великобритании, ранее принимавшая участие в боевых действи­ях в Адене, а затем перебазировавшая­ся в Бахрейн и летавшая на FGA.9, на­несла «визит вежливости» в Пакистан. На аэродроме Пешавар в течение двух недель английские и пакистанские пило­ты проводили совместные полеты. У па­кистанцев были на вооружении «сэйбры» канадской сборки и китайские само­леты J-6 — копии советского истребите­ля МиГ-19.

В условиях учебных боев принимаю­щая сторона выторговала себе доволь­но значительное тактическое преимуще­ство: в основном, в первые дни прово­дились бои четырех «сэйбров» против двух «хантеров», причем «сэйбры» за­ходили сзади-сверху. Несколько более маневренные на горизонталях, действо­вавшие в условиях численного превос­ходства «сэйбры», которыми управляли хорошо подготовленные летчики во гла­ве с командующим пакистанскими ВВС М. Миддлтоном, кстати, англичанином по происхождению, продемонстрировали свое преимущество, одержав около де­сятка условных побед. Зато летчик Дин из 208-й эскадрильи, применив резкое торможение путем одновременного вы­пуска закрылков и тормозного щитка, в одном из учебных боев пропустил впе­ред «Сэйбр» Миддлтона и «сбил» его. Это была единственная победа «Хантера» над «Сэйбром» в ходе этих интерес­нейших маневров.

Правда, в учебных боях с J-6 англий­ские машины полностью себя реабили­тировали. Поскольку зона маневрирова­ния находилась на большом удалении от аэродрома, пакистанцы предпочитали не пользоваться форсажем в целях эконо­мии топлива. Это полностью сводило на нет преимущество их машин в скорости. Несмотря на высокую скорость входа в вираж, J-6 имел большой радиус разво­рота, а посему довольно легко становил­ся жертвой «Хантера» в бою на горизон­талях со скоростями, приближающими­ся к звуковым.

Последние две эскадрильи британс­ких ВВС, вооруженные FGA.9, расфор­мировали в июне 1976 г.

 

По всему Миру

 

Кроме Великобритании, «хантеры» состояли на вооружении еще в 19 стра­нах. Некоторые из них неоднократно пе­репродавались и закончили свою карье­ру в небольших государствах «третьего мира». Кое-где английским истребите­лям пришлось поучаствовать в локаль­ных войнах или внутренних вооруженных конфликтах.

В Бельгии «хантеры» имелись на во­оружении трех полков, последний из ко­торых сдал эти машины в 1963 г. Значи­тельную часть самолетов потом по цене металлолома продали в Англию.

В Нидерландах «хантеры» поступили в три эскадрильи. В 1962 г. 322-ю эскад­рилью в составе 12 истребителей F.4 и двух вертолетов «Алуэтт» на авианосце «Карел Доорман» перебросили в Запад­ный Ириан — принадлежавшую тогда гол­ландцам часть Новой Гвинеи. На нее претендовала соседняя Индонезия. По некоторым сведениям, большую часть самолетов на следующий год оттуда вы­везли. Во всяком случае, когда 15 января 1962 г. началось индонезийское втор­жение, «хантеры» в боях не участвова­ли. На территории самих Нидерландов последняя эскадрилья была перевоору­жена на F-5 в 1966 г.

В Дании «хантерами» укомплектова­ли только одну эскадрилью, 724-ю. Она участвовала во многих маневрах блока НАТО. В ноябре 1973 г. в связи с сокра­щением вооруженных сил состав эскад­рильи уменьшили до 10 самолетов. Ос­тальные законсервировали или разобра­ли на запчасти. А в марте следующего года 724-ю вообще расформировали, а технику продали фирме «Хоукер».

Шведские истребители тихо и мирно прослужили в строевых подразделени­ях до 1966 г., после чего их порезали на металл. Несколько машин использова­лись как учебно-тренировочные до кон­ца 1960-х гг.

В Перу «хантерами» вооружили одну эскадрилью группы 12. Она базирова­лась на аэродромах Лиматамбо и Талара. В 1966 г. велись переговоры с «Хоу­кер» о покупке партии старых F.6, но пе­руанцев опередили чилийцы. В 1968 — 1969 гг. английские машины переквали­фицировали из перехватчиков в штурмовики, а в 1976 г. заменили советски­ми Су-22.

Иорданские «хантеры» впервые вступили в бой 11 ноября 1966 г. Изра­ильские войска, поддержанные с воз­духа шестью «миражами», атаковали приграничную деревню Саму, где рас­полагался лагерь палестинских парти­зан. В ответ иорданцы подняли четвер­ку «хантеров». В последовавшем бою израильтянами был сбит истребитель лейтенанта Салти. Летчик катапульти­ровался, но высоты не хватило, чтобы парашют полностью раскрылся. Иор­данцы якобы тоже повредили один «ми­раж», но израильская сторона этого не подтверждает.

В 1967 г. иорданские ВВС имели 18 «хантеров». В самом начале «шести­дневной войны», утром 5 июня, 16 из них атаковали израильские аэродромы Натания и Кфар-Сиркин. В ответ израиль­тяне отбомбились по Мафраку, где ба­зировались иорданские «хантеры». В ходе этого налета Израиль потерял один самолет, иорданцы — 17. Последний «Хантер» тоже получил повреждения. По приказу иорданского короля «безлошад­ных» летчиков вывезли в Ирак, где они стали летать на таких же машинах ирак­ских ВВС. В 1967 — 1971 гг. Иордании поставили новую партию самолетов, а позднее несколько машин перекупили у Абу-Даби. Они служили в иорданских ВВС до 1975 г.

Иракские самолеты периодически применяли против курдских повстанцев. Во время «шестидневной войны» изра­ильская авиация сразу атаковала аэро­дром Хаббания и уничтожила там пять «хантеров». В последующие дни уцелев­шие истребители использовали для пат­рулирования приграничных районов. Иорданцы, прикрывая аэродром Н-3, по непроверенным данным, сбили на «хантерах» один «Мираж», два «мистэра» и «Вотур». В свою очередь, израильтяне уничтожили один «Хантер». Во время следующей войны с Израилем, в октяб­ре 1973 г., «хантеры» FGA.59 привлека­ли к сопровождению Су-7, несших бом­бы. Имели место несколько воздушных боев с израильскими «скайхоками» и «супер мистэрами». По иракским дан­ным, было сбито 12 самолетов против­ника, пять «хантеров» уничтожили изра­ильские истребители, два — зенитчики. Около 30 машин этого типа дожило до начала ирано-иракской войны в 1980 г. Якобы они даже использовали против иранских войск выливные приборы, за­правленные растворами отравляющих веществ.

К моменту начала операции «Буря в пустыне» в 1991 г. иракские «хантеры» уже не представляли собой реальной боевой ценности и по большей части применялись в учебных целях, в качестве пособий для наземного обслужи­вающего персонала. Большинство из них, скорее всего, находилось уже в не­летном состоянии. В ходе ударов про­тивника по иракским аэродромам они сыграли роль мишеней для ракет и бомб и были практически полностью уничто­жены.

Индийские «хантеры» вступали в бой четырежды. В 1961 г. они прикрывали вступление индийских войск в португаль­скую колонию Гоа. В конце следующего года их использовали в пограничном кон­фликте с Китаем. Дважды эти самолеты участвовали в войнах с Пакистаном.

В войне 1965 г. «хантеры» применя­лись в системе ПВО и на фронте как штурмовики: в ходе сентябрьского на­ступления индийских войск в Кашмире наносили удары ракетами по вражеским аэродромам и позициям. При налете индийцев на аэродром Саргода пакис­танский F-86F пристроился сзади к чет­верке «хантеров» и сбил их одного за другим. По пакистанским данным, в этой войне, длившейся три недели, в воздуш­ных боях их «сэйбры» уничтожили де­вять «хантеров» при собственных поте­рях в шесть машин. Индийские самоле­ты в основном были сбиты ракетами «Сайдуиндер». В одном случае «ханте­ры» оказались перехвачены парой F-104, но индийские летчики маневрировали столь умело, что противник не смог от­крыть огонь.

Во время войны 1971 г. индийские ВВС располагали более чем сотней «хантеров». Боевые действия в возду­хе между Пакистаном и Индией нача­лись 3 ноября. А уже 4 декабря в ходе массированного налета индийских ВВС на военный лагерь в городе Курмитола под Даккой (Восточный Пакистан, ны­нешняя республика Бангладеш) первый индийский «Хантер» был сбит ракетой «Сайдуиндер», выпущенной с пакистан­ского «Сэйбра». В последующие дни «хантеры» активно использовались для атак на различные наземные цели. Уда­ры наносились по сосредоточениям войск, автотранспорту на дорогах, по­зициям артиллерии, радиолокационным постам, железнодорожным станциям, нефтеперегонным заводам. «Хантеры» также штурмовали военные аэродромы в районе Курмитолы и Тезгаона. При этом пакистанским зенитчикам, по их утверждениям, удалось сбить четыре машины.

Имели место воздушные бои между пакистанскими и индийскими самолета­ми. Пилоты «сэйбров» записали на свой счет шесть «хантеров», потеряв две ма­шины (по индийским данным — три). Здесь сказался более высокий уровень подготовки пакистанских летчиков и ос­нащение их самолетов управляемым оружием. По пакистанским данным, че­тыре «хантера» были уничтожены «ми­ражами», три — J-6 (при этом один из последних, в свою очередь, сбил индий­ский пилот). Индийцы же сообщают о потере 14 машин этого типа (вместе с потерями от зенитных средств).

Но в целом счет, безусловно, был не в пользу индийских ВВС. Это объясняется, скорее всего, тем, что летчики, пилоти­ровавшие «хантеры», имели недостаточ­ную подготовку для ведения маневренно­го воздушного боя, т. к. основной задачей этих машин в ВВС Индии считались ата­ки наземных целей. Эти самолеты также не были приспособлены для применения управляемых ракет «воздух — воздух». Конфликт окончился выделением Восточ­ного Пакистана в самостоятельное госу­дарство, Бангладеш.

В июле 1991 г. последняя индийская эскадрилья, «Бэннерз» (имевшая около 20 одноместных FGA.56 и около 20 учеб­но-тренировочных двухместных Т.66), начала переходить на самолеты МиГ-27 индийской постройки. Но не все «ханте­ры» сняли с вооружения. Пять одномес­тных и один двухместный самолет пере­делали в буксировщики мишеней. Они базируются в настоящее время на аэро­дроме Калайкунда в Западной Бенгалии. Это — последнее в мире активно лета­ющее подразделение «хантеров».

Поставки в Чили осуществлялись в 1966 — 1969 гг. Английскими истребите­лями вооружили две эскадрильи, стояв­шие в Антофагасте. В сентябре 1973 г., в ходе военного переворота, «хантеры» нанесли несколько ракетно-пушечных ударов по дворцу Ла Монеда в центре Сантьяго — оплоту президента С. Аль­енде. В 1974 г. правительство Великоб­ритании объявило эмбарго на продажу оружия в эту страну. Отсутствие запас­ных частей сразу резко снизило боеспособность самолетов. Новые поставки в 1982 г. позволили восстановить по край­ней мере одну эскадрилью. С 1983 г. местные фирмы вели модернизацию оборудования самолетов, установив РЛС предупреждения об атаке сзади и блоки отстрела тепловых ловушек. Од­нако уже порядком изношенные FGA.9, по-видимому, прожили недолго.

Ливанские «хантеры» в боевой обста­новке впервые использовали в «шести­дневной войне». 6 июня 1967 г. израиль­ским зенитчикам удалось сбить один из двух самолетов, проводивших разведку над Галилеей.

ВВС Ливана пытались противостоять израильтянам и в ходе войны в 1973 г. Естественно, в ход пошли «хантеры», тогда основные истребители ливанских военно-воздушных сил (по местным мер­кам, их было много — десять). Но ливан­ские летчики имели катастрофически низкий уровень подготовки, и боевая авиация этой многострадальной страны в течение нескольких дней практически перестала существовать. Основными противниками «хантеров» в этом конф­ликте выступали превосходившие уста­ревшие британские истребители по большинству параметров сверхзвуковые израильские «миражи» IIICJ. На борту одного из них, запечатленном на извес­тном фото конца 1973 г., имелось восемь отметок о победах над ливанскими са­молетами.

В конце 1975 г. Ливану удалось при­обрести шесть «хантеров» FGA.70 и три двухместных самолета, переделанных из машин различных модификаций. Они участвовали в боях правительственных войск с милицией друзов в 1983 г. Аэро­дрома у них не было, взлетали с широ­кого шоссе в 30 км от Бейрута. 16 сен­тября того же года эти самолеты атако­вали позиции противника в горах Чоуф. Один «Хантер» был сбит огнем 23-мм зенитной пушки, пилот катапультировал­ся и приводнился в море. Оттуда его выловил вертолет с американского авиа­носца. Еще один самолет получил по­вреждения. Два «хантера» не вернулись в Ливан, а сели на аэродроме Акротири на Кипре. Другой известный боевой вылет ливанских пилотов имел место 14 февраля 1984 г. Две машины соверши­ли четыре налета на подразделения дру­зов, продвигавшиеся к южной части Бей­рута.

С 1962 г. начались волнения в султа­нате Оман, в южной части Аравийского полуострова. Мятежники располагали базами в практически не контролировав­шемся правительством горном районе Дофар. К началу 1970-х гг. под контро­лем султана Кабуса оставалась уже сравнительно небольшая часть террито­рии. Он запросил помощь у других стран. В Оман прибыли иранские солдаты. Из Кувейта, Иордании и Великобритании доставили несколько десятков «ханте­ров» разных модификаций. Из них сфор­мировали эскадрилью. Летный и техни­ческий состав частично предоставили британские ВВС, частично наняли за рубежом. На самолетах летали англича­не, новозеландцы и иорданцы. Бомбы прислали из Пакистана, ракеты и снаря­ды — из Англии.

Войска Народного фронта освобожде­ния Омана к этому времени уже не были сборищем бедуинов, вооруженных древ­ними винтовками. С помощью Южного Йемена они превратились в довольно прилично обученные части, получившие советское оружие, располагали артилле­рией и бронетехникой. Когда «хантеры» в октябре 1975 г. вступили в бой, их встретил огонь не только крупнокалибер­ных пулеметов, но и самоходных счет­веренных установок «Шилка» и ракеты «Стрела». Опасаясь последних, пилоты шли к цели на высоте не ниже 4500 м. Бомбили с пикирования, убирая оборо­ты до предела, чтобы уменьшить инф­ракрасное излучение, на которое ориен­тировалась головка наведения «Стре­лы». Затем следовал быстрый набор высоты по крутой спирали с большими перегрузками.

Тем не менее среди самолетов и вер­толетов правительственной авиации, сбитых повстанцами, оказались и «хан­теры». Одна машина получила «Стрелу» прямо в сопло. Ракета разорвалась в жаровой трубе. Пилот дотянул до бли­жайшего аэродрома Салала, но разбил­ся на посадке. Другой «Хантер» порази­ло 57-мм снарядом, он благополучно сел, но был потом списан из-за безна­дежности ремонта. Третий самолет, вы­полняя второй заход на цель для обстре­ла ее ракетами, «схлопотал», видимо, от «Шилки» сразу два мелкокалиберных снаряда в козырек фонаря пилотской кабины. Бронестекло не выдержало. Четвертый потерянный «Хантер» во вре­мя разведывательного полета обстреля­ли в горах из пулемета КПВ. Пули выве­ли из строя управление двигателем, пи­лот катапультировался над морем и был спасен вертолетчиками.

Боевые действия шли до декабря 1975 г., когда султану удалось вытеснить повстанцев за границы страны. «Ханте­ры» состояли на вооружении в Омане до 1988 г.

Повоевали эти машины и в Африке. В 1963 г. в ВВС британской колонии Ро­дезия сформировали 1-ю эскадрилью, получившую 12 самолетов типа FGA.9. В 1965 г. правительство Южной Родезии заявило о своей независимости, но власть оставалась в руках белого мень­шинства. С конца 1972 г. в стране нача­ли действовать партизанские отряды различной политической ориентации. Они имели базы в соседних странах — Мозамбике, Танзании, Ботсване и Зам­бии. Против партизан выступила прави­тельственная армия, имевшая также и авиацию.

«Хантеры» служили как разведчики, бомбардировщики и штурмовики. Уже на месте самолеты приспособили для не­сения новых типов боеприпасов, пред­назначенных для применения в джунг­лях. Среди них были бомбы «Гольф» с длинными (почти метр) штырями удар­ников, взрывавшиеся над землей. По­зднее родезийские ВВС стали использо­вать кассетные бомбы, наполненные тысячами стрел с пластиковым оперени­ем. Их сбрасывали по ночам над лаге­рями повстанцев.

На территории самой Родезии парти­заны обычно отбивались от авиации ог­нем стрелкового оружия, изредка приме­няя зенитные пулеметы ДШК и КПВ. Ла­геря за границей, которые «хантеры» тоже периодически бомбили, обороня­лись серьезнее — 20-мм и 23-мм зенит­ными пушками, а с 1975 г. — и ПЗРК «Стрела». В этом случае самолеты шли двумя волнами. Первая подходила на высоте около 6000 м и с пикирования сбрасывала бомбы «Гольф». Вторая волна включала бомбардировщики «Кан­берра», которые с бреющего полета вы­сыпали из кассет большое количество мелких осколочных бомб. При налетах на Замбию «хантеры» обеспечивали при­крытие «канберр», поскольку опасались столкновения с замбийскими МиГ-19.

За семь лет войны партизанам уда­лось сбить два «хантера»: один — огнем стрелкового оружия, второй — из 30-мм пушки. В декабре 1979 г. враждующие стороны заключили перемирие, в фев­рале следующего года прошли выборы, принесшие победу одному из лидеров партизан — Р. Мугабе. Страну переиме­новали в Зимбабве. ВВС нового государ­ства пополнились пятью «хантерами», подаренными Кенией.

Но после победы лидеры повстанцев перессорились, и в стране опять стали действовать партизаны. «Хантеры» вновь начали их бомбить и обстреливать. 25 июля 1982 г. партизаны атаковали авиабазу Торнхилл, где стояли самоле­ты. Несколько машин было уничтожено. Формально «хантеры» состоят на воо­ружении в Зимбабве и по сей день, но ни один из них уже не может подняться в воздух.

В Англии и Швейцарии более десятка одно- и двухместных самолетов поддер­живаются в летном состоянии усилиями авиационных коллекционеров и энтузи­астов, совершая демонстрационные по­леты на праздниках и выставках.