Общая оценка

 

В своей основной ипостаси — пере­хватчика объектовой ПВО — «Хантер», несмотря на то, что он «опоздал родить­ся», имел два неоспоримых достоинства: высокую скороподъемность и мощное вооружение. С другой же стороны, отсут­ствие радиолокатора и небольшой запас топлива сильно снижали его боевой по­тенциал: при ошибках или отсутствии наведения с земли на цель «Хантер» первых серий имел мало шансов пере­хватить более одного бомбардировщи­ка за боевой вылет. Затянувшаяся до­водка и лечение «детских болезней» са­молета сделали его морально устаревшим уже к моменту принятия на вооружение усовершенствованных мо­дификаций.

В качестве штурмовика и самолета непосредственной поддержки наземных войск «Хантер» FGA.9 был неплох лишь для использования в конфликтах малой интенсивности по следующим причинам. Скудная номенклатура подвесного воо­ружения позволяла ему успешно атако­вать лишь слабозащищенные и открыто расположенные цели. При отсутствии бомбового прицела «Хантер» не мог при­менять свободнопадающие бомбы с при­емлемой точностью с больших высот, в то время как на малых высотах самолет зачастую оказывался легкой добычей для наземных ствольных средств ПВО из-за своих больших размеров и полно­го отсутствия бронирования, а также сла­бости конструктивной защиты жизненно важных агрегатов и систем. Известен случай полного вывода из строя гидро­системы самолета из-за единственного пулевого прострела, что вынудило лет­чика идти на немедленную аварийную посадку на брюхо и привело к потере машины. Боевой потенциал самолета снижался из-за необходимости постоян­но занимать два из четырех пилонов под­весными топливными баками. В серьез­ных конфликтах, как, например, в индо-пакистанской войне, «хантеры» несли значительные потери. Следует также отметить неважное качество и устаре­лость большинства приборов и кабинного оборудования, что создавало у лет­чиков проблемы при полетах ночью и в плохих метеоусловиях, а также недоста­ток управляемости в канале тангажа и плохой обзор назад из-за упорного и малообъяснимого нежелания британс­ких конструкторов отказаться от гаргрота.

В то же время неприхотливость к ус­ловиям базирования, простота конструк­ции и высокая ремонтопригодность, при­способленность к эксплуатации в усло­виях жаркого климата и высокогорья делали «Хантер» идеальным средством демонстрации военного присутствия Британии в доминионах и, кроме того, неплохим экспортным товаром для ВВС небогатых стран. Возможность вести оборонительный воздушный бой с до­звуковыми и даже со сверхзвуковыми ис­требителями также была сильной сторо­ной самолета. Применение его в каче­стве истребителя во всепогодных наступательных операциях было ограни­чено из-за отсутствия радиолокатора.

Популярность «Хантера» в мире объясняется его дешевизной, простотой, мощью пушечного вооружения и непри­хотливостью. Это был в целом неплохой истребитель мирного времени, достаточ­но универсальный и прощавший ошиб­ки пилотирования, к тому же нечувстви­тельный к низкому качеству техобслужи­вания, свойственному ВВС многих стран, где он находился на вооружении.

 

Тактико-Технические характеристики различных модификаций «Хантера»

Модификация

F.1

F.2

F.3

F.4

F.6

FGA.9

Максимальная тяга двигателя, кг

3400

3630

4310

3400

4535

4600

Взлетная масса, нормальная, кг

7415

7392

8095*

7710

7890

8332

Внутренний запас топлива, л

1500

1410

1820

1860

1770

1750

Максимальная скорость, км/ч

971

977

1004

967

976

1065

Скороподъемность на высоте 13 700 м, м/с

5,84

8,13

14,23

5,08

8,64

8,38

Практический потолок, м

14000

14575

15460

14500

14330

* По другим данным — 8002 кг.

 

Таблица сравнительных характеристик

Самолет

Размах, м

Длина, м

Площадь крыла, м2

Взлетная масса, кг

Макс. скорость, км/ч

Макс. скороподъемность у земли, м/с

Практический потолок, м

Перегоночная дальность полета с ПТБ (если есть), км

Боевой радиус действия, км

Встроенное вооружение, кол-во х калибр, мм

«Хантер» FGA.9

10,26

14,0

32.4

8340

1009

87,4

16760

3400

350.. .570

4x30

МиГ- 17

9,63

11,09

22,6

5700

1055

50,0

16500

2250

580

2x23, 1x37

МиГ- 19

9,0

12,61

25,0

8450

1450

115,0

17200

2200

450.. .685

3x23 или 2x30, или 3x30

Як-25

11,2

15,8

30,0

9400

955

50,0

15 500

3000

450

2x37

SAAB J-32 «Лансен»

13,0

14,65

37,4

10410

1009

60,0

15000

3220

650.. .1200

4x20

Грумман F-9F-6 «Кугар»

10,52

12,7

 

9352

885

42,0

12800

1610

450

4x20

Норт Америкен F-86D/L «Сэйбр»

11,32

12,27

26,9

8237

991

61

15050

1235

435

(L) 4x20,

(D) 24-70-мм НУРС

 

Учебно-тренировочные варианты «Хантера» пользовались большой попу­лярностью благодаря удачной конструк­ции двухместной кабины с расположени­ем летчиков бок о бок. Курсанты имели возможность повышать свою летную ква­лификацию на учебно-боевой машине с высокими характеристиками, способной нести такое же вооружение, что и боевой самолет. Качество подготовки воен­ных летчиков на «хантерах» было выше, чем на других типах английских машин подобного назначения.