Введение

 

В июне 1919 г. был подписан Версаль­ский мирный договор, согласно которо­му проигравшей в Первой мировой вой­не Германии запрещалось иметь военную авиацию. Однако уже к концу 1920-х гг. она вошла в число самых передовых стран мира в области самолетострое­ния. С приходом нацистов к власти был взят курс на быстрейшее возрожде­ние ВВС. А чтобы не будоражить миро­вую общественность и внешне соблюс­ти условия Версальского мира, эта дея­тельность преподносилась как програм­ма производства учебных, спортивных и небольших машин для гражданского при­менения. Одновременно усиленными темпами готовились летные кадры. На­пример, в рамках Немецкого авиацион­ного спортивного союза объединялось более 50 000 человек. В 1934 г. было создано Рейхсминистерство авиации (Reichsluftfahrtministerium - RLM), кото­рое возглавил Г. Геринг. О милитарист­ской направленности нового ведомства свидетельствовал хотя бы тот факт, что из семи его управлений лишь одно за­нималось вопросами, связанными с гражданской авиацией. В конце концов в марте 1935 г., нарушив все договоренно­сти, руководство Германии официально объявило о существовании своих ВВС -Люфтваффе.

Готовясь к войне, немецкая авиапро­мышленность наращивала выпуск бое­вых самолетов. Уже к концу первого года существования военной авиации темп ежемесячного производства до­шел до 300 машин в месяц. И как след­ствие, к сентябрю 1939 г. Германия имела:

1180 бомбардировщиков в 30 группах (18 групп - Хейнкель Не 111, 11 групп -Дорнье Do 17, 1 группа - Юнкере Ju 86);

771 истребитель в 13 группах (12 групп -Мессершмитт Bf 109, 1 группа - Арадо Аг 68);

336 пикирующих бомбардировщиков в 9 группах (Юнкере Ju 87);

408 тяжелых истребителей в 10 груп­пах (Мессершмитт Bf 109 и Bf 110);

40 штурмовиков в 1 группе (Хеншель Hs 123);

552 транспортных самолета в 2 груп­пах (Юнкере Ju 52);

379 дальних разведчиков в 23 эскад­рильях (Дорнье Do 17);

342 ближних разведчика в 30 эскад­рильях (Хейнкель Не 45 и Не 46, Хен­шель Hs 126);

240 самолетов морской авиации в 14 береговых, 2 корабельных и 2 транспор­тных эскадрильях.

В начале Второй мировой войны ко­мандование Люфтваффе, уверенное в долговременном качественном превос­ходстве немецкой авиации над силами своих противников, заказывало промыш­ленности разработку ограниченного чис­ла новых самолетов в дополнение к уже состоявшим на вооружении. Однако, начиная с 1942 - 1943 гг., когда с общим изменением стратегической обстановки немцы утратили превосходство в возду­хе, руководство Германии занялось уси­ленными поисками нового секретного оружия, которое могло бы кардинально изменить ход войны. В связи с этим ко­личество программ создания новых об­разцов авиатехники резко возросло. При­оритет отдавался реактивным самоле­там (в том числе и с ракетными двигате­лями), составным самолетам, управля­емым бомбам, самолетам-снарядам, пилотируемым дальним и крылатым ра­кетам и т.д.

Все это многообразие авиационной техники тем не менее подчинялось единым требованиям RLM. Педантич­ные немцы соблюдали точность во всем, в том числе и в маркировке и ок­раске самолетов. В данной работе пред­ставлены краткие сведения об опозна­вательных знаках немецких самолетов периода с 1935 по 1945 г., системах их обозначения и схемах камуфляжной ок­раски.