Эмблемы и значки

 

Впервые эмблемы на самолетах Люфтваффе как продолжение традиций немецких летчиков времен Первой ми­ровой войны стали появляться во вре­мя войны в Испании. Особое пристрас­тие к ним питали летчики-истребители. Самой первой эмблемой стало изобра­жение зеленого сердца ("Grunherz") на Bf 109 лейтенанта X. Траутлофта. Сре­ди изображений доминировали гераль­дические и аллегорические мотивы, фигуры животных и растений, рисунки оружия или каких-либо предметов. Раз­мещались они обычно на фюзеляже: иногда на черном круге, иногда под ка­биной или после номера самолета. Но, например, истребитель Bf 109 уже упо­минавшегося Г. Хандрика нес олимпий­скую эмблему, расположенную на коке винта.

В 1937 г. появились эмблемы эскад­рилий. Так, четыре эскадрильи группы J.88 "Легиона Кондор" имели следующие эмблемы:

1./J.88 - пикирующий ворон;

2./J.88 - шляпа-цилиндр;

3./J.88 - фигура Микки Мауса;

4./J.88 - туз пик.

Со временем эмблемы также стали применяться и на бомбардировщиках. Например, на киле самолета "25-15" была изображена любимая собака ко­мандира экипажа - скотчтерьер, с датами ее рождения и смерти. А кроме того, на черном фюзеляжном круге был нари­сован пикирующий кондор с бомбой в когтях.

Эта традиция сохранилась и в годы Второй мировой войны. Многие эскадры, группы и даже эскадрильи имели соб­ственные эмблемы, которые рисовались на борту фюзеляжа впереди кабины лет­чика в прямоугольнике размерами при­мерно 25 на 30 см. На практике, особен­но в последние годы войны, размеры и расположение эмблем сильно отклоня­лись от установленных образцов. В ка­честве примера можно привести ряд эмблем истребительных эскадр:

JG 1 - крылатая стрела в ромбе на фоне круга;

JG 2 "Рихтгофен" - щит с изображе­нием буквы "R";

JG 3 "Удет" - стилизованная буква "U";

JG 5 - восходящее над горизонтом солнце, в лучах которого надпись "Eismeer";

JG 7 - щит с изображением бегущего волка на фоне диагональной полосы;

JG 26 "Шлагетер" - щит с изображе­нием змеи в виде буквы "S";

JG 51 - круг с изображением головы орла;

JG 52 - щит с изображением меча;

JG 53 "Пик Ас" - туз пик;

JG 54 "Грюнхерц" - сердце зеленого цвета и т.д.

Машины, состоявшие на вооружении подразделений ночных истребителей (JG 300, JG 301, JG 302), несли допол­нительное обозначение на фюзеляже в виде буквы N (Nacht - ночной) черного цвета или красного с белой обводкой, расположенной между номером самоле­та и крестом.

Помимо эмблем, эскадры, группы и отдельные эскадрильи имели официаль­но утвержденные вымпелы. Вымпелы всех частей и подразделений были тре­угольной формы. На желтом фоне изоб­ражался серый орел со свастикой в ког­тях. Отличие крылось только в окантов­ке: вымпел эскадры имел тройную окантовку серого, желтого и белого цветов, вымпел группы - одинарную серого цве­та, вымпел эскадрильи окантовки не имел. Название эскадры или группы пи­салось готическим шрифтом. Некоторые экипажи даже летали с вымпелом, укреп­ленным на антенне.

Во время боевых действий в Испании вошло в практику нанесение на самоле­тах отметок о воздушных победах. Впер­вые такие отметки в виде белых поло­сок высотой около 100 мм, нанесенных на вертикальное оперение, появились на истребителе Bf 109 X. Хардера. Затем подобные обозначения нанесли и на са­молет лейтенанта Э. Войтке. Обычно отметки рисовались только на левой сто­роне, реже - на обеих. Примером второ­го варианта был самолет командира 1-й эскадрильи группы J.88 лейтенанта В. Шеллмана.

В годы Второй мировой войны прак­тика применения победных отметок была принята во всех подразделениях Люфтваффе. В истребительной авиации вертикальные полоски наносились на вертикальном оперении в ряд (на свет­лом фоне - черным или красным, на темном - белым или желтым). Каждая полоска символизировала одну победу. Часто над ней ставилась дата, а иногда под полоской рисовался маленький си­луэт самолета или значок в виде нацио­нального опознавательного знака сбитой машины. Когда побед становилось мно­го, площади вертикального оперения могло и не хватить. Тогда определенное (обычно "круглое") число их обознача­лось специальным значком с арабскими цифрами. Иногда подобный знак отра­жал количество побед, за которое пилот получил ту или иную награду. При этом на знаке рисовались символы орденов -миниатюрные рыцарские кресты, дубо­вые листья, перекрещенные шпаги, орлы и т.д.

Высшей военной наградой Германии в то время являлся Рыцарский крест с дубовыми листьями, мечами и алмаза­ми - его удостаивался летчик, одержав­ший 40 побед. Из табл. 9 видно, за какое количество побед вручалась та или иная награда.

Процедура официального подтверж­дения воздушной победы была доволь­но длительной. Каждый успех должен был обязательно подтверждаться пока­заниями свидетелей: другим членом эки­пажа самолета-победителя, пилотами -участниками воздушного боя, наземны­ми наблюдателями или оставшимися в живых членами экипажа сбитого само­лета противника, захваченными в плен немецкими войсками. В случае, если истребитель был оснащен фотопулеме­том, то победа фиксировалась по кад­рам, запечатлевшим разрушение само­лета противника или покидание его лет­чиком. Если не было никаких свидете­лей или материальных доказательств в виде обломков сбитой машины, то победа не засчитывалась. Немецким летчи­кам предписывалось в случае одержания победы передать в эфир радиосиг­нал: "Horrido". Получив этот сигнал, дру­гие пилоты, участвовавшие в бою, дол­жны были наблюдать за падением само­лета противника. Этим радиосигналом уведомлялись также наземные пункты наблюдения, которые обязаны были по­мочь в подтверждении факта победы.

После приземления летчик-победи­тель подавал соответствующий рапорт специально назначенному контролиру­ющему офицеру. Если факт одержания победы подтверждался, то рапорт с со­провождающими документами посы­лался в штаб эскадры. В штабе эскад­ры эти бумаги регистрировались и на­правлялись в Рейхсминистерство авиа­ции. После проверки всех бумаг и фор­мального утверждения официальное подтверждение одержанной победы возвращалось в подразделение, где служил летчик. Эта процедура иногда длилась до года. Для упрощения поряд­ка прохождения документов в 1944 г. была организована специальная комис­сия (Abschufikommission), на которую возложили функции проверки и подтвер­ждения сообщений о победах. Для нее главным критерием определения исти­ны являлись показания специально со­зданных поисковых команд. Комиссия также решала все споры, возникавшие между летчиками и зенитчиками, отно­сительно "авторства" при уничтожении самолета противника.

Немецкая система учета воздушных побед, при всей ее кажущейся эффек­тивности, имела и недостатки. Напри­мер, известно, что верховное командо­вание Люфтваффе недоверчиво относи­лось к большому количеству побед, одержанных немецкими летчиками, особенно в начале войны с Советским Со­юзом. Было много случаев, когда руко­водство обвиняло командиров эскадр в завышении победных показателей. В частности, рейхсмаршал Геринг как-то заявил, что фронтовые пилоты - лгуны. Подобные обвинения вызывали столь бурное недовольство среди летчиков-истребителей, что в январе 1945 г. в Бер­лине было проведено "Совещание про­тестующих командиров эскадр" (иногда еще встречается название "Мятеж истре­бителей"). Некоторые историки утверж­дают, что число побед немецких летчи­ков в период Второй мировой войны было преувеличено по крайней мере в два раза.

Дополнительную путаницу в этом воп­росе вносило различие, существовавшее в системах определения победы в Люфт­ваффе и в ВВС других стран. У немцев существовало три категории победы:

"Abschuft" - полное уничтожение са­молета противника во время атаки;

"HerausschufJ" - повреждение самоле­та противника, вынуждавшее его поки­нуть боевой строй и отвернуть на свою базу;

"Endgueltige Vernichtung" - оконча­тельное разрушение поврежденного и покинувшего поле боя самолета против­ника.

 

Табл. 9

Вид награды

Необходимое количество побед

Железный крест 2-й степени

1

Железный крест I -и степени

3

Кубок чести

10

Немецкий крест

20

Рыцарский крест

40

 

Табл. 10. Виднейшие асы Люфтваффе

Летчик

Число побед

Э. Хартманн

352

В. Новотны

258

Г. Граф

212

Х.-И. Марсайль

158

Г. Голлоб

150

X. Шнауфер

121

А. Галланд

104

Г. Лент

102

В. Мёлдерс

101 (+14 в Испании)

 

Помимо этого, существовала диффе­ренциация побед по количеству двига­телей сбитого самолета. Окончательная оценка победы осуществлялась по дан­ным, приведенным в табл. 11.

Как видно, акцент в действиях истре­бительной авиации немцев был сосре­доточен на борьбе с массированными атаками союзных бомбардировщиков, которые наносили экономике Германии несравнимо больший экономический ущерб, чем действия истребителей. Наи­более высоко оценивался "Abschuft" че­тырехмоторного бомбардировщика - три победы. Даже достижение "HerausschufL", вынуждавшее тяжелый бомбар­дировщик союзников прервать свою бо­евую миссию, оценивалось выше (в две победы), чем полное уничтожение лег­кого истребителя (одна победа). Вот по­чему при отражении массированных на­летов бомбардировщиков немецкие ис­требители старались по возможности избежать непосредственного контакта с их сопровождением.

В бомбардировочной авиации приме­нялись вертикальные полоски, точки, иногда маленькие белые или черные си­луэты, которыми отмечались пораженные цели (корабли, танки, самолеты, заводы, аэростаты заграждения и т.д.). Силуэты порой дополнялись датой потопления или повреждения корабля или судна. Иногда указывались тоннаж и государственная принадлежность потопленного судна, как это делалось, например, в эскадрах KG 30 "Адлер" и KG 40.

 

Табл. 11. Оценка результатов воздушного боя

Тип самолета

Abschull

HerausschuB

Endgueltige Vernichtung

Одномоторный самолет

1

0

0

Двухмоторный самолет

2

1

1/2

Четырехмоторный самолет

3

2

1

 

На штурмовиках изображали малень­кие силуэты танков, другой бронетехни­ки и т.д. В конце войны, кроме победных отметок, на фюзеляже стали рисовать­ся значки, соответствовавшие наград­ным знакам в пехоте и горно-стрелковых частях (Infanterie Sturmabzeichen) за уча­стие в нескольких атаках или штурмах.